BONCH-OSMOLOVSKAYA
2.23K subscribers
1.06K photos
194 videos
8 files
684 links
Канон перемен восточного фронта. Восток, Россия, политика, наука

К.и.н., востоковед, китаист, японист

Руководитель проекта Laboratorium Orientale

ВК: https://vk.com/laboratorium_orientale
ТГ: https://yangx.top/orientalpath

Для связи: https://yangx.top/OlgaBon
加入频道
Народный университет случился и собрал прекрасное!
Организаторы, лекторы, операторы, поэты, кинорежиссёры!
Forwarded from Поэтесса Zаславская (Elena Zaslavskaja)
Народный университет и форсайт-сессия

Итак, друзья, Народный университет имени Дарьи Дугиной – это проект философского объединения «Солнце Севера», которое позиционирует себя как культурное пространство новой образовательной этики.

Народный университет представляет собой курсы лекций по нескольким гуманитарным направлениям: антропология, философия, история, религиоведение. Подробности здесь: https://vk.com/solsevera?w=wall-166039184_16766

Как написал протоиерей отец Александр Тимофеев, курсы представлены в двух идейных аспектах: единство русского народа со стороны истории и культуры, необходимость скорейшего возрождения разрушенного единства русского мира.

Мне повезло поучаствовать в проекте вольным слушателем, хотя приехала я выступить с поэтической программой. Но с удовольствием осталась бы на все три лекционных дня, так было интересно.

Так антрополог Денис Пежемский рассказал о «буйстве антропологий», о подходах к изучении этой науки в прошлом и настоящем. Говорил о том, что такое человек, пол человека и бывший человек. О том, какая нам антропология нужна.

Философ Никита Сюндюков продолжил мысль Дениса Пежемского в русле философской антропологии и говорил о соборности и триединой структуре мира.

Философ Игорь Евлампиев рассказал, как понимали русскую идею русские философы 19 века. И что из их взглядов мы можем почерпнуть сейчас.

Кроме лекций послушала стихи Анны Долгаревой и посмотрела фильм «Авиатор» Олеси Шигиной о мужике, который в деревне строит самолеты и летает на них.

Мое же выступление предваряло лекционную часть и стало своеобразным поэтическим эпиграфом.

Мне останься поблагодарить Ольгу Бонч-Осмоловсккую и Николая Арутюнова за возможность участвовать в таком интересном проекте.

Моим же читателям хочу анонсировать: форсайт-сессию, посвященную интеграции ЛДНР в российское культурно-цивилизационное поле и разработке совместных проектов. Мероприятия пройдет в Горьковке, во вторник, 24 января с 11 до 16. В обсуждении проблематики примут участие ученые из Москвы и Санкт-Петербурга, лекторы Народного университета имени Дарьи Дугиной.
​​Рубежное

В наш университетский проект в основном принимаются студенты и аспиранты. Но от протоиерея отца Александра (Тимофеева), который постоянно развозит гуманитарку по Донбассу, мы узнали, что в Северодонецке, Рубежном, Кременной и других местах совсем аховая ситуация с книгами в школах — много лет русская классика там исключались из программы и просто выбрасывалась. В итоге сейчас Пушкина днём с огнём не сыскать.

Но кроме этого, представьте главное — в Рубежном постоянно прилетает по мирным кварталам, очное обучение в школах остановлено. Ребята не могут сходить нормально погулять, не учатся на уроках (только самостоятельно дома), все парки или музеи закрыты. У них в городе вообще нет интернета. В общем, это вечный карантин. Только в этом карантине никто не застрахован от прилета в собственный дом. Представляете, каково так жить? Сидеть дома целыми днями и не знать, а вдруг сейчас прилетит, и вылетят все окна, а то что и намного похуже…

В общем, мы решили сделать исключение и пригласить на наш лекционный выезд этих школьников. Всех, конечно, взять не могли, у нас была квота всего 60 студентов и их отбирали по конкурсу анкет. Поэтому предложили школьникам выдвинуть несколько «делегатов». Получилось 5 школьников 11 класса и сопровождающая мама.

Сначала все они были немного насторожены, озирались (некоторые никогда в жизни до этого не выезжали из Рубежного), нервничали. Опасались сами идти из точки А в Б по прямой улице, боялись потеряться. Хотя переживала скорее их мама. Сами ребята, было видно, смелые и сильные, они растут в совершенно других условиях... С девочкой Яной (на фото 2 слева) я разговорилась по пути на кинопоказ — спрашиваю: «кем ты хочешь быть?» Отвечает: «врачом». А куда поступать хочешь? «не знаю… сейчас все это совершенно непонятно, мы даже не знаем какие сдавать экзамены, как, где и куда».

И тут на меня навалилось — я иду и осознаю, что там у людей не просто какая-то другая жизнь, она чудовищно другая. Ребёнок не может быть уверен, доживет ли он до завтра (давайте уж честно говорить — там небезопасно просто за продуктами выйти), у него нет возможности учиться в школе как у обычных детей, и конечно нет никакого представления о том, как получить высшее образование. Ребенок с усмешкой говорит «эх, вот недавно нам во двор прилетел снаряд, опять все вокруг повыбивало. Обидно очень, снова окна вставлять и наверное ненадолго». Об этом говорилось не со слезами, а с настоящим стоическим мужеством и грустной улыбкой. При этом, все мечты и стремления светятся в глазах у этого ребёнка даже ярче, чем у «обычного» сытого подростка… Эти дети выживают каждый день и, мне кажется, это влияет на их жажду знаний, ведь для них это не само собой разумеющийся факт, не рутина. Для них это преодоление огромных сложностей, а то, что добывается с таким трудом, обычно особенно ценится. Они талантливы, они хотят будущего, они имеют на него право.

Мне очень хотелось как-то их развеселить и отвлечь, хотелось дать надежду, что будущее не беспросветно, что им есть, к кому обратиться и самое главное, — что нам не все равно, что у них там происходит. Я наблюдала за ними все эти дни, и это поразительно, как они раскрылись и приободрились, уже сами всюду ходили, напряжение рассеялось. Им было непросто слушать лекции по философии или антропологии, но они поняли, что это интересно и нужно читать и стремиться к большему. Они гуляли по красивому городу, общались. Конечно, общий контекст никуда не ушёл, но они снова увидели, что бывает и по-другому, мы обсуждали их интересы, как поступать в вузы, и что вообще делать дальше.

На фото все довольно грустные, потому что это уже перед их отъездом домой. Мне они так понравились, так не хотелось их отпускать обратно… Ребята, я знаю, что вы не сможете пока это прочитать из-за отсутствия интернета, но как я вам и сказала на прощание, — я обязательно приеду к вам, а вы знаете, как по любому вопросу на меня выйти. Я мечтаю, что вы сможете воплотить все свои мечты, получить хорошее образование и жить счастливо. Будем решать, будем бороться. Это под нашу ответственность. До встречи❤️
Привет, Луганск!
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
☀️ Книги уехали по адресам!
Мой первый опыт сбора гуманитарки, в целом, можно считать успешным! Общими усилиями мы собрали 3 куба (около 1500 томов, 880 кг!) книг по истории, востоковедению, религиоведению, археологии, детских книг, научных журналов и альбомов.

Книги отправились по 4 адресам — Донецкий национальный университет, Донецкая академия управления и госслужбы, Луганский государственный педагогический университет, Луганская Республиканская библиотека. Ура!

Сердечно благодарю всех, кто помогал, кто приносил свои книги и, конечно, организации, принявшие деятельное в этом участие, — Институт восточных рукописей РАН, Институт материальной культуры РАН и Государственный музей истории религии.

Было много сложностей с доставкой и разными деталями организации, но это все уроки на будущее, будем собирать ещё и развиваться.

Всем привет из Ростова-на-Дону!
Теперь пора домой!
Краткая инструкция по закрытию камаза😁
​​🧙‍♀️Женская алхимия в лаборатории

Приглашаем вас на лекцию «Стихотворения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр и метафоры языка женской алхимии»!

28 января в 12:00 в 402 аудитории.

Лектор: Ирина Витальевна Белая - доктор философских наук, в. н.с. Отдела Китая Института востоковедения РАН, в.н.с. Центра изучения культуры Китая Института Китая и современной Азии РАН.

Содержание: Женская алхимия (нюй дань 女丹) - это наименее изученная область религиозного даосизма (Дао цзяо 道教). Это комплекс психофизиологических методов, учитывающий специфику женского организма и направленный на его преобразование с помощью «Обезглавливания Красного дракона» (чжань чи лун 斩赤龙) с целью получения статуса небожительницы (нюй сянь 女仙).

Основательницей женской алхимии даосская традиция считает наставницу школы Полного совершенства (Цюаньчжэнь 全真) по имени Сунь Бу-эр 孫不二, жившей в 12 в.

Именно её авторству приписываются важнейшие наставления о женской алхимии «Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр» (Сунь Бу-эр юань цзюнь фа юй 孫不二元君法语), изложенные в стихотворной форме.

На лекции на примере 7 стихотворений Сунь Бу-эр будет разобран тайный язык даосских методов совершенствования, его образы и метафоры, а участники лекции научатся выявлять содержательные пласты даосских поэтических наставлений и проанализируют их мифологические, религиозные и философские аспекты.

Для регистрации на лекцию необходима предварительная запись: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSftzI1EfhU7L-V08BE3szLZ5F7ZEU2SO5UHt00uG2xz_oeKoQ/viewform
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
📚 Друзья, нас уже больше 1000 человек! Это невероятно, спасибо большое, что вы тут собрались, читаете, комментируете!

Я сегодня с корабля на бал — приехала из Ростова в 8 утра и сразу в лабораторию, у нас лекция про даосизм и женскую алхимию в Китае) Так и живем!
Forwarded from Россия 2062 / Большая Земля (Boris Akimov)
Будущее России: Китай нам не пример. Подкаст 2062.

Сейчас часто можно услышать, что, мол, как же хорошо Китай сделал. Не развалилась там коммунистическая партия. Страна мощно развивается. Нам нужно было делать как они. И мало того – нам сейчас нужно на них во всем равняться. И тогда в будущем у нас все будет хорошо. Мы когда такое слышим – лезем под стол.

Давайте мы сейчас из-под стола вылезем и скажем, что по нашим ощущениям, Китай – это такой государственный капитализм, где у каждого конкретного человек минимум творческих возможностей для проявления своей свободной воли. Человек там функция, винтик в системе. И в этом смысле это ничем не отличается от того, что нам в качестве будущего предлагает Запад. Просто в более грубой форме и уже сейчас.

Для русского будущего и для нашего проекта "Россия 2062" это крайне тоскливая картина. Мы верим в русское общество будущего, где основной задачей общественного устройства будет создание максимально благоприятных условий для творческой реализации каждого конкретного гражданина этого будущего. То есть это такое позитивное и конструктивное бурление, создающее сложноустроенную и многообразную общественную жизнь.

Если говорить о таком будущем, то Китай с их супермагаполисами, насильственным переселением из деревень в города, огромными корпорациями точно нам не пример.

Но! Вдруг мы все не верно понимаем. И Китай совсем другой. Ведь есть же великая культура и философия древнего Китая – как они могут жить внутри вот такой системы, которая человека в функцию потребителя низводит?

Мы позвали очень интересного героя, чтобы обсудить, правда ли на Китай страшновато ровняться, и мы должны создавать свой русский путь? Или может что-то можно и взять на вооружение? И вообще, что такой Китай – как модель жизни?

Наш гость сегодня прекрасная девушка и ученый. Это Ольга Бонч-Осмоловская, кандидат исторических наук, востоковед. Ольга руководит проектом Laboratorium orientale — научно-учебной лабораторией для востоковедов и всех интересующихся Востоком.

Часть 1

https://radiosputnik.ria.ru/20230129/1848190581.html

Часть 2

https://radiosputnik.ria.ru/20230129/1848194634.html
Спасибо Борису и Олегу, интересная получилась беседа, и я очень поддерживаю их проект Россия 2062!
Таких инициатив в стране должно быть больше, — Борис и Олег пытаются понять и создать образ будущего, предложить конструктивные идеи о будущем страны. Они ездят по России, исследуют, ведут свои собственные дела, в общем, очень хороший и деятельный проект!
Forwarded from TUGARINOV
Любопытные заметки о различии китайской и западной философских традиций. Довольно странно спорить с китайским профессором, но я бы все-таки немного подкорректировал 5 и 7-й пункты.

Когда мы говорим о языке, то чаще всего не проводим жесткого разграничения между речью и письмом. В алфавитной  письменности буквы соответствуют определённым фонемам, даже несмотря на гордое русское Ъ. Совсем по другому строится иероглифическое письмо, где фонетическая привязка почти отсутствует(да, в иероглифах есть фонетики, но сути это не меняет). В Китае означаемое в любом случае не существует в столь радикальном отрывае от означающего. «Империя Знаков» — так когда-то назвал эту систему великий Ролан Барт. И будет более точным указать на то, что в Китае отсутствует именно дискурс в его постмодернистской трактовке — как совокупности речевых высказываний. В то время как письмо по прежнему носит сакральный статус.

Далее к личной свободе. Действительно, индивид в Китае не будет определяющей фигурой, и все эти попытки новых левых к доведению процесса индивидуации до абсурда в Китае просто не работают. Несмотря на стремительную урбанизацию, мы до сих пор видим, что в Китае, по Фердинанду Тённису, гемайншафт(общинность) превалирует над гезельшафтом(общество). Тут можно сослаться на Делёза, и сказать, что вот именно с семьи-то, как института, фашизм и начинается. А можно, наоборот, обратить внимание на практики вочеловечивания,связанные с семьёй, и согласиться, что если мы все-таки хотим оставаться людьми, то от родственных связей нам никуда не деться.

К тому же помимо конфуцианского социального "мейнстрима", есть и религиознофилософские традиции, находящиеся “по краям“, но без которых китайская духовная культура не вообразима. Я, конечно, говорю о даосизме и буддизме вместе с вечно сопровождающими их бесчисленными синкретическими сектами. Даосская и буддийская  “апофатическая“ свобода ни капли не уступает “катафатической“ свободе западного либерального общества.

И может быть мне лишь показалось, что текст уважаемого профессора написан немного критично по отношению к культуре поднебесной. Но лично я уверен, что отказ от западноевропейской концепции индивида дает возможность приобщения к гораздо большему источнику свободы, и Китаю, как и нам, предстоит еще долгий путь в осознании тех сокровищ, которые сокрыты в наших собственных духовных традициях.

https://yangx.top/redchamber/688
Как я рада, что все добралось по местам назначения, ура!!!
Библиотека Донецкого национального университета пополнилась ценными книжными изданиями

В рамках работы Народного университета имени Дарьи Дугиной с организацией «Солнце Севера» при поддержке ведущих гуманитарных учреждений Санкт-Петербурга – Института восточных рукописей РАН, Института истории материальной культуры РАН и Государственного музея истории религии в дар библиотечному фонду исторического факультета ДонНУ была передана научная и образовательная литература по археологии, истории, востоковедению и религиоведению. Помимо своих информативных возможностей, данная литература обладает высокой библиографической ценностью ввиду немногочисленности тиража переданных изданий. Книги выступят важным дополнением для библиотечной коллекции университета и помогут студентам углубить свои знания по многим гуманитарным направлениям.

Сотрудники и студенты ДонНУ выражают искреннюю благодарность и признательность команде Народного университета имени Дарьи Дугиной и организации «Солнца Севера» за данную оказанную помощь.