Гуляя по старому городу Раумы рано или поздно свернешь к небольшому парку, где среди деревьев виднеются камни и надгробия. Это руины церкви Святой Троицы, построенной на рубеже 15 и 16 веков и уничноженной городским пожаром 1640 года.
Эта церковь была построена на месте старейшего городского поселения Раумы. Рядом с церковью находился рынок Калатори, вдоль которого проходила дорога, ведущая в Турку. Расположение придавало церкви центральное положение, и, чтобы подчеркнуть ее достоинство, ближайшее окружение церкви оставалось незастроенным. Самые старые монеты, найденные под церковью, — это фунты стерлингов Турку, отчеканенные на рубеже 1400-1400-х годов. Территория вокруг церкви уже в то время была густо заселена, хотя права города Раума получила только в 1442 году.
На сейме 1643 года жители Раумы обратились к правительству с просьбой выделить средства на ремонт церкви, но эта просьба была отклонена, поскольку Тридцатилетняя война истощила государственные финансы. В результате церковь Святой Троицы была раз и навсегда заброшена, а приходской церковью стала церковь Святого Креста, ранее использовавшаяся францисканским монастырем Раума.
Во время Великой Ненависти (российская оккупации Финляндии во время Великой Северной Войны в 1713-1721 гг) кирпичи стенных пилястр и дверных проемов церкви были разобраны для использования в других местах, а в 1816 году из стеновых камней была построена западная башня церкви Святого Креста. . Все, что осталось от церкви, — это нижние части стен, самая высокая из которых достигает высоты всего трех метров.
Однако захоронения на территории кладбища продолжались вплоть до конца 18 века, что говорит о почитании этой земли как церковной, освящённой несмотря на разрушение собственно церкви.
#Финляндия #Раума #Церкви #Руины #Могильники #Россия #Кладбища
Эта церковь была построена на месте старейшего городского поселения Раумы. Рядом с церковью находился рынок Калатори, вдоль которого проходила дорога, ведущая в Турку. Расположение придавало церкви центральное положение, и, чтобы подчеркнуть ее достоинство, ближайшее окружение церкви оставалось незастроенным. Самые старые монеты, найденные под церковью, — это фунты стерлингов Турку, отчеканенные на рубеже 1400-1400-х годов. Территория вокруг церкви уже в то время была густо заселена, хотя права города Раума получила только в 1442 году.
На сейме 1643 года жители Раумы обратились к правительству с просьбой выделить средства на ремонт церкви, но эта просьба была отклонена, поскольку Тридцатилетняя война истощила государственные финансы. В результате церковь Святой Троицы была раз и навсегда заброшена, а приходской церковью стала церковь Святого Креста, ранее использовавшаяся францисканским монастырем Раума.
Во время Великой Ненависти (российская оккупации Финляндии во время Великой Северной Войны в 1713-1721 гг) кирпичи стенных пилястр и дверных проемов церкви были разобраны для использования в других местах, а в 1816 году из стеновых камней была построена западная башня церкви Святого Креста. . Все, что осталось от церкви, — это нижние части стен, самая высокая из которых достигает высоты всего трех метров.
Однако захоронения на территории кладбища продолжались вплоть до конца 18 века, что говорит о почитании этой земли как церковной, освящённой несмотря на разрушение собственно церкви.
#Финляндия #Раума #Церкви #Руины #Могильники #Россия #Кладбища
Forwarded from WeHistory
Средневековый город: что это и как он возник?
Города, разумеется, не являются изобретением Средневековья, и многие сохранились с давних пор, но именно в рассматриваемый нами период они преобразовались в то своеобразное нечто, что я опишу ниже. Ни к началу, ни к концу Раннего Средневековья горожане не были отдельным слоем общества, самих городов было мало, а основными населёнными пунктами были бурги и деревни.
В XI веке начинается большой городской рост, связанный с социально-политической стабилизацией, в результате которого выросли новые города и были восстановлены старые. Но уместно спросить: как средневековый город вообще возникал?
Вокруг вопроса возникновения средневекового города с XIX века идут ожесточённые споры. Предметом обсуждения прежде всего являются причины возникновения средневековых городов. Одним из первых предложил по этому вопросу свою теорию Огюстен Тьерри, названную романтической: средневековые города — возрожденные античные городские центры, и в любом городе можно найти античное ядро. Критика громит теорию беспощадно: если это так, то где такое ядро, например, в Осло, Бергене?
Другая теория принадлежит Георгу Людвигу фон Мауреру, которую называют марковой или общинной (марка = община). Суть теории в следующем: средневековые города — переродившиеся средневековые деревни, где возобладало ремесленническое население; основана на том, что горожане жили по законам сельской общины. Карл Вильгельм Нич предлагал следующую трактовку общинной теории: город возникал вследствие развития феодальной вотчины, необходимости ремесла для вотчины феодала. Фредерик Уильям Мейтленд же был автором бурговой теории, согласно которой большинство городов Средневековья возникли именно из укрепленных поселений — бургов, и связывал он это явление с внешней угрозой — норманнскими и венгерскими вторжениями. Карл Лампрехт тоже решил не оставаться в стороне и предложил рассматривать средневековый город как феномен Средневековья, т.е. принять к сведению тот факт, что город средневековый и современный — две совершенно разные вещи.
Что же касается современной науки, то она аккуратно предлагает признавать значимость всех указанных выше теорий и рекомендует в этом вопросе комплексный подход. Придерживаюсь его, признаться, и я сам, считаю, что пути возникновения городов были разными, и этими путями определялась основная функция города:
а) город мог возникнуть у феодального замка, как Гент;
б) ) мог возродиться, как предполагал Тьерри, из античного поселения, и тогда его основной функций становилась церковно-административная, так как античные города чаще всего были центрами епархий;
в) если город возникал на пересечении торговых путей, то его основная функция — торговля;
г) если же город вырастал из крупного села, то он ориентировался на ремесло;
Чаще всего города совмещали все эти функции, но одна из них была основной. Возникает другой вопрос: что считать при таких делах средневековым городом?
Ответ дали на него в начале XX века немецкие учёные Макс Вебер и Вернер Зомбарт, практически одновременно выделив в своих трудах следующие признаки средневекового города:
1) Право обнести свою территорию стенами (в деревне это запрещалось);
2) Право устраивать рынки и ярмарки (торг в деревне воспрещён);
3) Право судить своих жителей (в деревне, на минуточку, судит всегда сеньор);
4) Полное или частичное самоуправление;
5) Автокефальность — наличие собственного церковного прихода;
Города, разумеется, не являются изобретением Средневековья, и многие сохранились с давних пор, но именно в рассматриваемый нами период они преобразовались в то своеобразное нечто, что я опишу ниже. Ни к началу, ни к концу Раннего Средневековья горожане не были отдельным слоем общества, самих городов было мало, а основными населёнными пунктами были бурги и деревни.
В XI веке начинается большой городской рост, связанный с социально-политической стабилизацией, в результате которого выросли новые города и были восстановлены старые. Но уместно спросить: как средневековый город вообще возникал?
Вокруг вопроса возникновения средневекового города с XIX века идут ожесточённые споры. Предметом обсуждения прежде всего являются причины возникновения средневековых городов. Одним из первых предложил по этому вопросу свою теорию Огюстен Тьерри, названную романтической: средневековые города — возрожденные античные городские центры, и в любом городе можно найти античное ядро. Критика громит теорию беспощадно: если это так, то где такое ядро, например, в Осло, Бергене?
Другая теория принадлежит Георгу Людвигу фон Мауреру, которую называют марковой или общинной (марка = община). Суть теории в следующем: средневековые города — переродившиеся средневековые деревни, где возобладало ремесленническое население; основана на том, что горожане жили по законам сельской общины. Карл Вильгельм Нич предлагал следующую трактовку общинной теории: город возникал вследствие развития феодальной вотчины, необходимости ремесла для вотчины феодала. Фредерик Уильям Мейтленд же был автором бурговой теории, согласно которой большинство городов Средневековья возникли именно из укрепленных поселений — бургов, и связывал он это явление с внешней угрозой — норманнскими и венгерскими вторжениями. Карл Лампрехт тоже решил не оставаться в стороне и предложил рассматривать средневековый город как феномен Средневековья, т.е. принять к сведению тот факт, что город средневековый и современный — две совершенно разные вещи.
Что же касается современной науки, то она аккуратно предлагает признавать значимость всех указанных выше теорий и рекомендует в этом вопросе комплексный подход. Придерживаюсь его, признаться, и я сам, считаю, что пути возникновения городов были разными, и этими путями определялась основная функция города:
а) город мог возникнуть у феодального замка, как Гент;
б) ) мог возродиться, как предполагал Тьерри, из античного поселения, и тогда его основной функций становилась церковно-административная, так как античные города чаще всего были центрами епархий;
в) если город возникал на пересечении торговых путей, то его основная функция — торговля;
г) если же город вырастал из крупного села, то он ориентировался на ремесло;
Чаще всего города совмещали все эти функции, но одна из них была основной. Возникает другой вопрос: что считать при таких делах средневековым городом?
Ответ дали на него в начале XX века немецкие учёные Макс Вебер и Вернер Зомбарт, практически одновременно выделив в своих трудах следующие признаки средневекового города:
1) Право обнести свою территорию стенами (в деревне это запрещалось);
2) Право устраивать рынки и ярмарки (торг в деревне воспрещён);
3) Право судить своих жителей (в деревне, на минуточку, судит всегда сеньор);
4) Полное или частичное самоуправление;
5) Автокефальность — наличие собственного церковного прихода;
Мы стали забывать, как я люблю могильники. Кому просто лесопосадка, а мне полчаса восторженного трассирования.
Это окраина городка Мальмчёпинг. Приятно видеть, что треугольную могилу Железного века настолько бережно сохранили, что даже слепили цементом угловые камни.
Считается что треугольная форма - прямая отсылка к Одину и его знаку - Валькнуту, но это, к сожалению, не доказуемо.
В любом случае находка не то, что бы частая. Зачёт!
#Могильники #Железный_Век #Язычество #Мальмчёпинг
Это окраина городка Мальмчёпинг. Приятно видеть, что треугольную могилу Железного века настолько бережно сохранили, что даже слепили цементом угловые камни.
Считается что треугольная форма - прямая отсылка к Одину и его знаку - Валькнуту, но это, к сожалению, не доказуемо.
В любом случае находка не то, что бы частая. Зачёт!
#Могильники #Железный_Век #Язычество #Мальмчёпинг
Мальмчёпинг - крохотный городок, где время будто бы застыло. В его центе раположена весьма живописная Lilla Malma Kyrka. Старейшие детали церкви датируются 1200 годом. Весьма порадовала современная дверь с интересными фигурами. Ворота на кладбище содержат 2 интересные старинные железные и ржавые надгробные плиты. Если честно, именно такие я никогда не видел.
Ну и приятно видеть как сохраняются и подкрашиваются старые части здания, например бывшие дверь и окно.
#Мальмчёпинг #Церкви #Кладбища
Ну и приятно видеть как сохраняются и подкрашиваются старые части здания, например бывшие дверь и окно.
#Мальмчёпинг #Церкви #Кладбища