ЗАМЕТКИ СЕМИРЕКА // АТАМАНСКАЯ СОТНЯ
927 subscribers
10.2K photos
1.93K videos
210 files
6.96K links
Исторія казачества - дореволюціонная и современная. Въ частности ​памятныя​ даты, традиціи, событія, фольклоръ, фотографіи, книги, стихи, живопись и многое другое...

Нашъ ботъ для связи съ нами @atamana_bot
加入频道
21 января 1892 года дворянин Ершов Владимир Иванович был назначен оренбургским губернатором и наказным атаманом Оренбургского казачьего войска. В первый год своей деятельности на этом посту, ему пришлось бороться и с неурожаем, и с голодом, и с холерой. Разобравшись с возникшими на его пути трудностями, уже в следующем году Ершов занялся работой по увеличению благосостояния Оренбургской губернии. За семь лет правления В.И. Ершова бюджет губернии увеличился в разы, а сумма долгов сократилась. В 1893 году в Оренбурге были открыты одна мужская, две женские воскресные школы, основано общество вспомоществования беднейшим ученикам городских приходских училищ, в 1894 году появились реальное училище и второе городское трёхклассное училище, названное Владимирским. За неустанные заботы о благоустройстве губернии, Владимир Иванович Ершов был награждён в 1895 году орденом Святой Анны 1 степени.
#этотденьвисторииказачества
21 января 1921 года Президиум ВЦИК издал распоряжение "немедленно приостановить выселение казаков из пределов Горской Республики".
В речи, произнесенной Серго Орджоникидзе 29 октября 1920 г. на съезде партийных организаций Дона и Кавказа во Владикавказе, публично сообщалось о весьма важном событии - региональной карательной операции, спорадически проводившейся с весны 1920 г. и набравшей темп осенью того же года. "Мы, - заявил Орджоникидзе, - определенно решили выселить 18 станиц с 60-тысячным населением по ту сторону Терека, в Ставропольскую губернию. Как это сделать? Просто согнать их, - конечно, этого никакая власть сделать не может. Мы, правда, проделали это по отношению к трем станицам, но там нам приходилось подавлять восстание. (Теперь этот вопрос разработан, и указаны места, куда их надо переселить".

Высылки начались в апреле 1920 г. и были остановлены в январе 1921 г. К моменту окончания операции принудительному переселению подверглись все жители 9 казачьих станиц, то есть около 30 тыс. человек. За этой первой в советской истории массовой депортацией населения почти незамедлительно последовали другие - в Казахстане и Туркменистане, а затем, в следующем году, пришла очередь Тамбовской губ. К 1921 г. депортации уже успели превратиться в привычный политический инструмент.

Хотя о депортациях было известно уже давно, они остаются мало исследованными. В советские времена о них почти не упоминалось, но после крушения СССР сведения о высылке терских казаков появились во многих работах, изданных как в России, так и за границей.
#этотденьвисторииказачества
#трагедияказачества
📜📜📜 21 января 1775 года — в Москве на Болотной площади казнён Емельян Иванович Пугачёв.

Емельян Иванович Пугачев – донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России. Назвавшись «Императором Петром III», он поднял восстание яицких (уральских) казаков, которое очень быстро превратилось в крупное крестьянское восстание, пожалуй, самое большое в истории дореволюционной России. Осенью 1774 года Пугачев был разбит в битве у Солениковой ватаги и с остатками войска бежал. Но он не знал о уже сложившемся к этому времени в его отряде заговоре казацких полковников, решивших в обмен на заговорщика получить от правительства помилование.
#этотденьвисторииказачества
​​Распутин Григорий Ефимович
Русский целитель. Сибирский старец. Паломник. Провозгласил себя избранником Бога. Особо приближенный к императорской семье Николая II. Загадочная личность вокруг судьбы которого и его влияния на историю Российской империи ведутся споры до сих пор.

Григорий Распутин родился 21 января 1869 года в селе Покровское, Тюменской области. Воспитывался в семье крестьянина. В молодости много болел. После паломничества в Верхотурский монастырь обратился к религии. В 1893 году Распутин странствовал по святым местам России, побывал на горе Афон в Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками.
Россия явила, может быть, единственный случай в мировой истории, когда существование колоссального государства поставлено было в прямую связь с высотой народного духа. Государственное устройство, в основе которого лежала не столько сила оружия, сколько сила духа, требовало от русских непрестанного подвижничества и преданности: «За Веру, Царя и Отечество» — так понимали русские свой патриотизм.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, из выступления на Первом Всемирном Русском Соборе 26 мая 1993
22 января 1918 года председатель Совнаркома В. И. Ленин в радиограмме, адресованной «всем, всем, всем», писал: «Оренбург взят Советскими властями и вождь казаков #Дутов разбит и бежал».
Казачьи поселения в Семиречье

#станицы #СмКВ

В 1885 году Военный Совет, журналом 7 февраля, утвердил следующий список поселений Семиреченского войска.
     
В Сергиопольском уезде #станицы:
#Сергиопольская,
#Урджарская,
#Сарканская,
#Лепсинская, её выселки: Тополевский,
Басканский.

В Капальском уезде:
станицы:
Капальская с выселками:
#Аксуйский,
Абакумовский
Арасанский.

#Коксуйская с выселками:
Сарыбулакский,
Карабулакский,
Джангыз-Агачский,
Царицинский,
Кугалинский,
Попутный.

В Верненском уезде:
станица #Алматинская с выселками:
Мало-Алматинский,
Любовный,
Илийский:

станица #Софийская с выселком Надеждинский.

В Джаркентском участке:
станица #Голубевская с выселками:
Охотничьий,
Подгорный,
Чунджинский,
Хоргосский.
     
Таким образом в 1885 году Семиреченское войско состояло из 28 поселений с 21'817 душ обоего пола.

Атаманская Сотня
Казачьи поселения в Семиречье

Выселок Николаевский.
В 1889 году, из тех же самовольно поселившихся сибирских казаков образован второй выселок на реке Хоргос несколько ниже выселка Хоргосского по течению реки, названный Николаевским.
Так как вопрос о зачислении поселившихся здесь сибирских казаков в Семиреченское войско был решен только в 1902 году, поэтому население нового выселка, официально, считалось ничтожным — от 8 до 21 души и вдруг выросло до 145 в 1902 году.

Выселок Каргалинский.
В конце 1880-х и начале 1890-х годов казачьи хутора станицы Лепсинской начали группироваться в высокой горной долине реки Лепсы в 12 верстах к югу от станицы, и к 1894 году представляли уже довольно заметное оседлое поселение, которое в этом году и было признано отдельным выселком с названием его Александровским в память Императора Александра III. Но так как войсковое управление не испросило на такое название надлежащего разрешения, то ему в 1898 г. и был предложен запрос, на каком основании дано выселку такое название. Войсковое управление поспешило переименовать выселок в Благодатный, а в 1901 г и в Каргалинский, по имени долины, в которой расположен выселок.

Упразднение и восстановление выселка Аксуйского.
Вследствие незначительности выселка Аксуйского, душ 61 и удаленности его от своей станицы Капальской, т. е. собственно затруднений в управлении им, так как свое выселковое правление он содержать не мог, то войсковое начальство и сделало представление об упразднении его Военный Совет, журналом 19 октября 189б г. постановил: выселок Аксуйский упразднить, а жителям его предоставить переселиться в станицу Сарканскую. Но вследствие того, что представление об упразднении выселка было сделано помимо действительного желания его населения, которому переселение угрожало разорением, аксуйские казаки остались на своем прежнем месте. В таком положении дело находилось до 1901 года, когда войсковое управление убедилось в невозможности фактического упразднения выселков и сделало новое представление о восстановлении. Что и было исполнено в том же году.

#историяСмКВ #станицы #население
Казачьи поселения в Семиречье

Обращение выселков Мало-Алматинского и Надежденского в станицы.
В 1896 году население выселков Мало Алматинского и Надеждинского достигло в первом 2'400, а во втором 2'520 душ обоего пола, т. е. численности значительно большей чем в нескольких других станицах войска, почему и было признано возможным обратить их в самостоятельные станицы.

Военный Совет журналом 3 июня 1897 года переименовал эти поселения с теми же названиями в станицы, причислив к станице #МалоАлматинская выселок Илийский и присвоив, одновременно, станице Алматинской название #БольшеАлматинская

Обращение выселка Любовного в станицу Каскеленскую.
Так как население выселка Любовного дошло к 1901 году до 1'518 душ обоего пола, то и этот выселок в 1901 году обращен был тоже в станицу с присвоением ей названия #Каскеленская, по имени горной речки, на которой, она расположена. Станичное же управление новой станицы открыло свои действия только с 1 января 1902 г.

Образование выселка Каратальского и упразднение Царицинского.
Последний в исследуемый период был образован выселок Каратальский.
Различные неблагоприятные экономические условия расположения выселка Царицинского – заставили жителей его просить о переселении их на другое место. Из этих невыгодных условий первое место занимало расположение выселка на пути из Верного в #Капал и из станицы #Коксуйская в выселки Карабулакский и Джангыз-Агачский, почему население выселка, состоявшее всего из 105 душ в 1901 году, принуждено было сравнительно со станицей Коксуйской, давать вдвое и даже втрое более земско обывательских лошадей с ямщиками проезжающим по войсковым и станичным надобностям. Это обстоятельство, в связи с некоторыми другими условиями, было признано достаточно серьезным для исполнения просьбы населения выселка Царицинского. Место для поселения избрано на р. Каратал, в 10 верстах от выселка Карабулакского, на войсковом земельном запасе куда жители выселка Царицинского и переселились в 1902 и 1903 годах с приселением к ним 47 сибирских, казаков получивших разрешение на причисление к Семиреченскому войску.

#историяСмКВ #станицы #население
Господа офицеры 1го конного полка Семиреченского казачьего войска.
#СмКВ #историяСмКВ
Офицеры Семиреченского казачьего войска, конец XIX века
#фотография #историяСмКВ
1917 год принес с собой череду потрясений, как в области, так и в самом войске, выразившуюся в беспрерывной смене Атаманов…
Начало года семиреченское казачество встретило без официально назначенного Наказного Атамана.
Прежний Атаман, генерал М.А.Соколов-Соколинский (#Фольбаум) неожиданно скончался еще в октябре 1916 года, успев перед смертью практически полностью усмирить мятеж мусульманского населения.
Должность Наказного Атамана временно исправлял вице-губернатор полковник А.И. #Алексеев.
Казачество ждало указа Николая II о назначении нового Атамана.

В феврале 1917 года Наказным Атаманом Семиреченского казачьего войска и Военным Губернатором области был назначен генерал-лейтенант А.С. Мадритов, занимавший до этого пост Военного Губернатора Сырдарьинской области. По каким-то причинам генерал #Мадритов не прибыл в Верный, и должность Наказного Атамана продолжил временно исправлять полковник А.И. Алексеев, вплоть до своего вынужденного отъезда в Ташкент, в апреле 1917 года.
#историяСмКВ #атаманвойска
Семиреки.
Расположение и заселение Семиреченского казачьего войска.


Базой для создания Семиреченского войска стали два полка (9 и 10) Сибирского казачьего войска, переселенные на вновь присоединенные к России территории.

Но первая #станица в Семиречье (на севере) – #Сергиопольская была основана сибиряками еще в 1847 году.

Прежде, чем перейдем к освещению вопроса о создании Семиреченского войска, необходимо понять – почему только здесь (в отличие от других территорий Средней Азии) было создано войско?

Если мысленно выстроить на карте Российской империи всю цепь казачьих земель, то за исключением Донского (внутри страны) и Семиреченского они располагались либо на естественных рубежах исторических "русских" территорий страны, либо на границе кочевого мира.

Семиреченское войско стало искусственным барьером между китайскими землями и кочевниками Средней Азии, в неспокойном мире которой царской власти нужна была постоянная опора для стабилизации положения и охраны внешних границ.

Крестьян для переселения в столь далекий край было трудно организовать – нет железных дорог. А без них пустыни продолжали неизменно собирать свой "урожай" – человеческие жизни.

Выход виделся в казачьей колонизации, основой которой должны были стать сибирцы, уже бывавшие в этих краях, знающие язык и традиции коренного населения.

Военный министр России Милютин предложил селить в Зачуйском крае исключительно казаков Сибирского войска, и, в крайнем случае – Оренбургского "но только не по жребию или назначению, а охотников..."
Этот план не вызвал энтузиазма у сибирцев, которых все-таки направляли в Семиречье по жребию и назначению.

Но протестовать они не могли. Не могли и игнорировать установления казачьей службы, где: первые три года казак находился в "приготовительном разряде" (2 – в станице, а 1 – в лагерях); последующие 12 лет – в строевом разряде (первые 4 года несли действительную службу в районах, предписанных военным ведомством; следующие 4 года состояли в частях 2-й очереди, а затем – в войсках 3-й очереди в станицах). Находясь в частях 2-й очереди, они ежегодно отправлялись в лагеря, а в частях 3-й очереди проходили один лагерный сбор.

По Положению 1835 гола на казачьей территории запрещали селиться людям иного происхождения, но из-за недостатка кадров в новое войско зачисляли также крестьян, бессрочноотпускных солдат, мещан, а также китайских эмигрантов (солонья, манчжуров и калмыков).

Планы заселения "илийскими" казаками предусматривали и территорию Кыргызстана – в 1860 годах предполагалось поселить в Пишпеке 50 семейств, в Токмаке – 25, а линию казачьих поселений продлить до Иссык-Куля и Нарынского края.

Интересно, что предусматривалось выделение земель под казачьи выселки (хутора) или пикеты в Джумгале (на 50 дворов), в Кочкоре (50 дворов), в Куртке (100 дворов) и для оренбургских казаков.

#сословие или #народ
#станицы #население #историяСмКВ
Поневоле стали осваивать с 1875 года полупустыню и берега Аму-Дарьи 2,5 тыс. уральских казаков-старобрядцев.
Это были те, кто отказался подчиниться новому положению о всеобщей воинской повинности, был перечислен в мещане (но не лишен права вернуться в казачье сословие) и с семьей выслан в Туркестан.
Казаков, отказавшихся подписать воинскую присягу (старообрядческая традиция не допускала письменной клятвы) стали называть "уходцами", хотя они не уходили, а шли под конвоем. В 1881 г. 500 из "уходцев" были прощены и возвращены в казачье сословие, иногда повторно отправляясь в Туркестан уже в качестве служивого или перечисленного в семиреченцы.

#сословие или #народ #историяСмКВ
Противником дальнейшего расширения казачьей колонизации в Семиречье оказался... генерал-губернатор Туркестана К.П. фон #Кауфман, писавший: "Казакам отведены лучшие ... земли, без всякого внимания к правам и нуждам киргиз".

Его сторонником был, как ни странно, Герасим Алексеевич Колпаковский – первый наказной атаман Семиреченского войска. #Колпаковский со знанием дела говорил о казачестве как о силе, не способной противостоять серьезному врагу, а кочевники же не нападали на линейные казачьи поселения.
#население #историяСмКВ
Точка зрения двух генералов совпала с общим изменением характера, стратегии и тактики военных действий в мире. Казаки потеряли первоначальное значение и в Средней Азии как боевой авангард.

Это не значит, что казачество "приказало долго жить".
13 июля 1867 г. военный министр Милютин подписал "Основные начала положения о Семиреченском казачьем войске", что фактически можно считать точкой отсчета его истории, как и истории наказных атаманов войска.

Первой крупной акцией, которую предприняло новое войско (вместе с сибирцами) под командованием Колпаковского, стал Кульджинский поход 1871 года.

Кульджа была вторым по величине городом Илийской провинции, располагаясь на выгодных торговых путях во внутренние районы Китая.

В 1871-1881 годах этот край находился под протекторатом России, а позже здесь обосновалось русское консульство, действовала школа военных переводчиков, отделение Русско-китайского банка. В самом городе было много русских магазинов, мельниц и даже небольшая больница.

Впоследствии Кульджа сыграет важную роль в судьбе семиреков.
#население #историяСмКВ
Сам Герасим Алексеевич Колпаковский был личностью, безусловно, неординарной.
Потомственный дворянин с 16 лет служил в армии, пройдя путь от рядового вольноопределяющегося до генерала.
С 1867 году Г. А. #Колпаковский в течение 15 лет управлял Семиреченской областью и одноименным казачьим войском. С одной стороны, он был активным проводником царской политики в Центральной Азии, а с другой – выступая патриотом России, ратовал за развитие дружественных отношений между местными жителями и переселенцами.

Вот что писал очевидец – пишпекский врач и общественный деятель Ф.В.Поярков: "Это был не только военный человек, а администратор и организатор в лучшем значении этого слова, сердцу которого одинаково близки и дороги как экономическое положение обитателей, населяющих Семиреченскую область, так и прочие условиях их быта. Он старался всесторонне понять и изучить как жизнь полудикого кочевника, так и пришлого населения, чтобы одинаково быть полезным и всегда быть готовым прийти на помощь, как тому, так и другому".

Известно, что Колпаковский подарил колодки с пчелами жителям села #Покровское, после чего там развилось промышленное #пчеловодство.

Конечно, Колпаковский – сын своего времени, условностей и порядков общества, к которому принадлежал. Но нельзя в оценке исторических личностей исходить только из их социального положения и происхождения. Тем более что Колпаковский был не только администратором, но и исследователем. Его сообщение "О древних постройках, найденных в озере Иссык-Куль" опубликовали в Петербурге в 1870 голу, родив у властей мечту о приобретении в Европе водолазного костюма для их изучения.

Немало способствовал Г. А. Колпаковский ученым, а те в знак благодарности назвали его именем ледник хребта Кыргызского Ала-Тоо и один из видов тюльпанов.

После смерти члена Военного совета империи Г. А. Колпаковского пишпекцы решили поставить ему памятник и даже пригласили в 1896 году для этого архитектора Поля Базиля Гурдэ. Как свидетельствуют архивные документы, #памятник этот общество желало бы иметь следующий: "чугунный бюст Его Высокопревосходительства в натуральную величину, поставленный на гранитный пьедестал, на котором должна быть металлическая доска с надписью "Генерал от инфантерии Герасим Алексеевич Колпаковский, покоритель кокандской крепости Пишпек и основатель города Пишпека".

У Г. А. Колпаковского были не только друзья, но и влиятельные враги. Поэтому, рассматривая просьбу, приемник Колпаковского – новый военный губернатор Семиречья В. фон Таубе указал, что #Пишпек имеет более важную из общественных нужд, чем памятник Колпаковскому – расширение существующей церкви.
Позже все-таки было принято решение о присвоении имени Колпаковского Первому Семиреченскому полку (находящемуся на постоянной, действительной службе), с которым он участвовал: в 1871 году в Кульджинском походе, в 1873 году – в Хивинском; в 1875-76 годах – в завоевании Ферганской долины.
#историяСмКВ
Отметим, что за исключением военного времени и периода массовых беспорядков Второй и Третий Семиреченские полки находились на льготе, т.е. в запасе.
Кроме того, с 1906 года станичники призывались в Гвардейский Семиреченский взвод, который входил в 3-ю (сводную) сотню Лейб-гвардии сводного Казачьего полка, охранявшего в Санкт-Петербурге императора Николая II.

Служили семиреки вместе сибирцами в Кульдже, Чугучаке и в Кашгаре – в охранных сотнях при российских консулах.

#историяСмКВ #служба
Необходимо отметить, что рост семиреченского казачества шел медленно – через 20 лет после создания войска, указывал историк С. Бегалиев: "…в самых населенных казаками Копальском и Верненском уездах насчитывалось соответственно 520 и 876 дворов, разбросанных в станицах, выселках и пикетах". Но С. Бегалиев ошибался, когда утверждал, что "в Пишпекском же и Иссык-Кульском уездах, включенных в Семиреченскую область, не только не было казачьих поселений, но и не планировалось".

Сменившие Кауфмана и Колпаковского администраторы не только вынашивали планы увеличения численности семиреков за счет переселения сюда казаков из привычных к горам Кубанского, Терского и малоземельного Донского войск, но и мечтали создать особые полки из казахов, кыргызов, дунган, уйгур под командованием казаков.

А чтобы защитить свое "Памирское золотопромышленное товарищество" предприниматель А.В.Козелл-Поклевский даже предлагал в 1912 году туркестанскому генерал-губернатору А. Самсонову создать особое Алайское казачье войско, хотя тамошние условия не очень подходили для этого.

На территории Кыргызстана казачьи поселения появились, но только в начале ХХ века.
Несколько особняком стоит история выселка Охотничьего (Нарын-кола) на реке Текес, который одно время числился в Иссык-Кульском уезде, но затем был отнесен к Джаркентскому уезду (современная территория Казахстана). Жители этого выселка находились на передовых рубежах России – до китайской границы 3 километра. Не только воинскими качествами выделялись казаки из Охотничьего:
сотник А. Ф. Берников активно интересовался древностями края, собирал их;
казак Шайкин построил дорогу, существенно сокращавшую трудный путь по горам.

Со второй волной переселения ( на территории Кыргызстана) увеличилось количество населенных пунктов (к 1914 году до 200), в т.ч. станиц.
И почти в каждой из них, построенных вдоль дорог или на берегах водоемов, оформлялся духовный центр – с православной церковью или молитвенным домом и, как правило, с небольшим садом из фруктовых деревьев.

В семиреченских станицах на 1 января 1914 года насчитывалось 54'340 человек обоего пола. Это немного на фоне остальных казачьих областей, где в общей сложности проживало 4,5 млн. чел. Но нужно исходить из того, что европейское население Кыргызстана составляло всего лишь 1/10 от численности коренного – 700 тыс. чел. Поэтому 2,5-3 тыс. казаков и членов их семей в нескольких поселениях Кыргызстана вполне заслуживают отдельного анализа. Тем более что их положение сильно разнилось от экономического статуса прочих переселенцев и естественно, от положения кыргызов, казахов...
Казаки имели одно немаловажное преимущество – большой земельный надел (до 50 десятин). Если же учесть, что казачество Семиречья в силу постоянной занятости по службе (служили с 18 до 36 лет) засевали всего лишь 18,9% площадей, а буквально накануне войны 1914 года получили новые земельные наделы, то можно представить – с каким вожделением смотрели на эти наделы поздние переселенцы (т.н. самовольцы), бедствовавшие без земли и крыши над головой (некоторые жили в юртах).

Некоторые казаки были не очень усердными земледельцами: "Казаки либо по неумению, либо по нехотению, не использовали новые усовершенствованные орудия труда, а везли с собою во вновь освоенные земли тяжелую сибирскую соху, которой пользовались в течение нескольких десятилетий".

"Семиреченские областные ведомости" с горечью сообщали, что: "Обработка земли велась ими без учета агрокультуры: не использовались травосеяние, севооборот, минеральные удобрения вообще не применялись. Навоз, естественное удобрение, либо попусту сжигался, либо бесхозно разбрасывался по территории станиц".

#историяСмКВ #население #станицы
Станица Никольская
(Николаевская, Николаевка)


В 1907 году на берегу Тюпского залива в 28 км. от уездного Пржевальска была создана первая #станица#Никольская (Николаевская, ныне Николаевка, Кыргызстан).
Первым делом, хотя насчитывалось в станице всего 20 дворов, казаки поставили вполне приличную деревянную церковь, на которую, как принято, был выделен земельный участок.

Станичники жили основательно – благодатная земля почти не требовала полива, мягкий климат, обилие речной и озерной рыбы, пасеки, тучные пастбища. Правда, землицы было по казачьим представлениям все-таки маловато – в 1911 году даже начались волнения среди мобилизованных казаков, которые были встревожены намерением властей – взыскать все долги из мобилизационного пособия и пособия по случаю недавнего землетрясения, а средств от дохода с хозяйства хватило не всем станичникам.

Здесь надо уточнить, что по данным Первого (строевого) Семиреченского полка на 1 сентября 1910 года 19% казаков не имели лошадей для службы. Это заставляло казачью администрацию организовать выдачу пособий неимущим для приобретения коня и обмундирования. Если учесть, что каждый мужчина старше 17 лет должен был иметь верховую не упряжную лошадь (но такими были фактически только 80% выставляемых призывниками), то становится понятно – у малоимущих все пособие уходило на приобретение коня. И, конечно, попытка местной администрации решить проблему долгов, урезая и без того недостаточную для призывника сумму, вызывала возмущение. Явиться на службу станичнику без коня – опозорить всю семью (где уже в 4 года посвящали в казаки, когда, собрав родню, отец выстригал сыну волосы, давал в ручонки шашку и сажал на коня!)

Жители Николаевской не отгородились от остальных жителей. Они охотно приезжали в уездный центр в храмовый праздник. "В храме Пресвятой Троицы в Пржевальске, – вспоминала старожил М.Н. Любимова, – он выделялся на фоне других: изобилие зелени, выстроенные стройными рядами гимназисты и гимназистки, гарнизонные офицеры (и три «полных» генерала, живших здесь в отставке), чиновники, гости из окрестных сел и ближайшей к городу казачьей станицы Николаевской, гарцующие невдалеке любопытные кочевники придавали необычную торжественность и живописность празднику"
#станицы #историяСмКВ