Отчего "Казачьему роду - не бывать переводу"?
Да от того!
Из воспоминания офицера Лейб - Гвардии Казачьего Его Величества полка, Донского казака Евгения Балабина, из его книги "Далёкое и близкое. Старое и новое":
"Офицер обязан был знать всё подробно о своих казаках: какая семья, имущественное положение и всё остальное.
Во время перерыва строевых занятий я начал расспрашивать своих подопечных. Из 42 казаков только 3 неженатых. Их казаки называли "кавалерами", уверяли, что их позовут к Царю на бал, и каждый вечер делали репетицию – заставляли танцевать казачка. Многие казаки, идя на службу, уже имели детей. Один говорит:
- У меня двое – мальчик и девочка.
– Что же ты так поторопился до службы, двоих народил?
– Так Ваше благородие, вон у Гарбузова – семь!
– Да не может быть! Правда, Гарбузов?
– Так точно! Один раз - двое, другой раз - трое!
– А ещё двое?
И Гарбузов сконфуженно опускает глаза и говорит:
- А те двое - это ещё до свадьбы..."
#семья
Да от того!
Из воспоминания офицера Лейб - Гвардии Казачьего Его Величества полка, Донского казака Евгения Балабина, из его книги "Далёкое и близкое. Старое и новое":
"Офицер обязан был знать всё подробно о своих казаках: какая семья, имущественное положение и всё остальное.
Во время перерыва строевых занятий я начал расспрашивать своих подопечных. Из 42 казаков только 3 неженатых. Их казаки называли "кавалерами", уверяли, что их позовут к Царю на бал, и каждый вечер делали репетицию – заставляли танцевать казачка. Многие казаки, идя на службу, уже имели детей. Один говорит:
- У меня двое – мальчик и девочка.
– Что же ты так поторопился до службы, двоих народил?
– Так Ваше благородие, вон у Гарбузова – семь!
– Да не может быть! Правда, Гарбузов?
– Так точно! Один раз - двое, другой раз - трое!
– А ещё двое?
И Гарбузов сконфуженно опускает глаза и говорит:
- А те двое - это ещё до свадьбы..."
#семья
#Какэтобыло...
Из истории Уральского казачьего Войска.
Патриархальные традиции в среде Уральского казачества имели огромное влияние на все стороны его жизнедеятельности и следствием такого патриархального уклада явилось продолжительное общинное управление, то есть руководство Войском осуществлялось общинным способом: выборы и снятие начальствующих всем обществом, решение разного рода судебных разбирательств, вопросов о военных походах.
Общинный метод управления и распределения распространялся и на хозяйственную деятельность: рыболовство, хлебопашество, сенокос, рубка тала и камыша, сбор ягод и пока патриархальный уклад был крепок, "не допускалось отчуждения в частную собственность никаких Войсковых угодий" (примером патриархальности в управлении являлась и геронтократия: на Кругу выбирались не только по заслугам, но и по возрасту "казаки старые, начальные люди, казаки старинные").
Патриархальный уклад не позволил рассеиванию и своеобразных правил и традиций в среде Уральских казаков, а наоборот, способствовал формированию их культурных особенностей: в XIX веке можно было наблюдать своеобразные традиционные игры и танцы, когда на Троицу в лесу юноши и девушки проводили гулянье, где происходило так называемое "прищипывание" (это делалось для выбора пары, "прищипывали" либо невесту, либо жениха).
Этому обряду были посвящены особого рода игры: "королевишна", "соседи", "кошар", "сковка", распространёнными детскими играми являлись "семёрка", "ялта", "цари", "чиж", "чимпейка".
Традиционными у Уральских казаков были и танцы "шан", "кадрель" (кадриль), "казачок".
Патриархальный уклад по правилам организации общества вполне сочетался со старообрядчеством - и там, где патриархальные правила отсутствовали, туда их привносили и устанавливали старообрядцы: например, наплыв старообрядцев вытеснил некоторые отношения между Уральскими казаками и казачками, которые были заимствованы у киргизов (прежде "от сговора до свадьбы жених мог обращаться с невестой, как с женой", но "ревностные хранители религиозных и бытовых традиций искореняли страхом Божьим всё, что не соответствовало канонам Ветхого Завета, что не отвечало их представлениям о нравственности и морали").
По христианским обычаям жениться можно было только 1 раз и не то что развод, даже прелюбодеяние расценивалось как преступление и осуждалось и старообрядчество "законсервировало" патриархальный уклад жизни по христианским традициям с представлениями о крепкой семье.
В XIX веке семья для Уральского казака стала главным образовательным и культурным институтом: если в XVIII веке в семьях Уральских казаков нередко встречалось по 1 ребёнку , то в XIX веке появилось немало семей с большим количеством детей.
#Семья Уральского казака XIX столетия являлась ядром социальной организации и находилась под контролем общественного мнения окружающих, жизнедеятельность членов семьи регулировалась нормами морали, культурные ценности были ритуализированы и представляли собой набор культурных стереотипов.
В то же время, в отличие от русской патриархальной семьи, жена - казачка была более свободна - муж часто отсутствовал (служба, рыбные промыслы, покосы) и всё хозяйство лежало на ней, и женщина в казачьей семье пользовалась самостоятельностью и свободой.
К XIX веку в традиционном представлении Уральских казаков был создан особый образ Уральской казачки – хранительницы рода и патриархальность, в сочетании со старообрядчеством, стали причиной того, что #Уральское казачье войско позже всех оделось в регулярную воинскую форму (только с 1807 года Уральскому казачьему Войску, согласно его желанию, было разрешено иметь обмундирование общего казачьего покроя, синего цвета, с выпушками на куртках, выкладкою на шароварах и репейком и верхом на шапке малинового цвета и только про Уральское казачье Войско в документах того времени было отмечено: "согласно его желанию").
#традиции #историяказачества
продолжение ниже ⤵️⤵️⤵️
Из истории Уральского казачьего Войска.
Патриархальные традиции в среде Уральского казачества имели огромное влияние на все стороны его жизнедеятельности и следствием такого патриархального уклада явилось продолжительное общинное управление, то есть руководство Войском осуществлялось общинным способом: выборы и снятие начальствующих всем обществом, решение разного рода судебных разбирательств, вопросов о военных походах.
Общинный метод управления и распределения распространялся и на хозяйственную деятельность: рыболовство, хлебопашество, сенокос, рубка тала и камыша, сбор ягод и пока патриархальный уклад был крепок, "не допускалось отчуждения в частную собственность никаких Войсковых угодий" (примером патриархальности в управлении являлась и геронтократия: на Кругу выбирались не только по заслугам, но и по возрасту "казаки старые, начальные люди, казаки старинные").
Патриархальный уклад не позволил рассеиванию и своеобразных правил и традиций в среде Уральских казаков, а наоборот, способствовал формированию их культурных особенностей: в XIX веке можно было наблюдать своеобразные традиционные игры и танцы, когда на Троицу в лесу юноши и девушки проводили гулянье, где происходило так называемое "прищипывание" (это делалось для выбора пары, "прищипывали" либо невесту, либо жениха).
Этому обряду были посвящены особого рода игры: "королевишна", "соседи", "кошар", "сковка", распространёнными детскими играми являлись "семёрка", "ялта", "цари", "чиж", "чимпейка".
Традиционными у Уральских казаков были и танцы "шан", "кадрель" (кадриль), "казачок".
Патриархальный уклад по правилам организации общества вполне сочетался со старообрядчеством - и там, где патриархальные правила отсутствовали, туда их привносили и устанавливали старообрядцы: например, наплыв старообрядцев вытеснил некоторые отношения между Уральскими казаками и казачками, которые были заимствованы у киргизов (прежде "от сговора до свадьбы жених мог обращаться с невестой, как с женой", но "ревностные хранители религиозных и бытовых традиций искореняли страхом Божьим всё, что не соответствовало канонам Ветхого Завета, что не отвечало их представлениям о нравственности и морали").
По христианским обычаям жениться можно было только 1 раз и не то что развод, даже прелюбодеяние расценивалось как преступление и осуждалось и старообрядчество "законсервировало" патриархальный уклад жизни по христианским традициям с представлениями о крепкой семье.
В XIX веке семья для Уральского казака стала главным образовательным и культурным институтом: если в XVIII веке в семьях Уральских казаков нередко встречалось по 1 ребёнку , то в XIX веке появилось немало семей с большим количеством детей.
#Семья Уральского казака XIX столетия являлась ядром социальной организации и находилась под контролем общественного мнения окружающих, жизнедеятельность членов семьи регулировалась нормами морали, культурные ценности были ритуализированы и представляли собой набор культурных стереотипов.
В то же время, в отличие от русской патриархальной семьи, жена - казачка была более свободна - муж часто отсутствовал (служба, рыбные промыслы, покосы) и всё хозяйство лежало на ней, и женщина в казачьей семье пользовалась самостоятельностью и свободой.
К XIX веку в традиционном представлении Уральских казаков был создан особый образ Уральской казачки – хранительницы рода и патриархальность, в сочетании со старообрядчеством, стали причиной того, что #Уральское казачье войско позже всех оделось в регулярную воинскую форму (только с 1807 года Уральскому казачьему Войску, согласно его желанию, было разрешено иметь обмундирование общего казачьего покроя, синего цвета, с выпушками на куртках, выкладкою на шароварах и репейком и верхом на шапке малинового цвета и только про Уральское казачье Войско в документах того времени было отмечено: "согласно его желанию").
#традиции #историяказачества
продолжение ниже ⤵️⤵️⤵️
окончание, начало выше ⤴️⤴️⤴️
#Уральское казачество упорно сопротивлялось различным нововведениям в Войске, связанным с составлением каких - либо реестров, личных документов, требований ношения униформы, потому Уральцы и не спешили одеваться в форму, тем более "по собственному желанию", а любое регламентирование формы одежды воспринималось ими как "наступление на старинные права и обычаи Войска" (примером может служить "Кочкин пир" — волнения, связанные с введением формы и нового штата для Войска в соответствии с Положением от 1803 года, названные так в память о майоре Кочкине, проводившем наказания. Свой отказ надеть новую форму Уральские казаки мотивировали тем, что такая одежда "с антихристовыми знаками").
Были и другие примеры сопротивления Уральских казаков нововведениям: в 1874 году, после вступления в силу нового "Положения об Уральском казачьем Войске", которое касалось порядка прохождения службы и внутреннего управления, часть Уральских казаков наотрез отказалась принимать эти изменения и Наказной Атаман генерал Верёвкин приказал выпороть казаков - под суд было отдано более 4 000 Уральцев, из которых 3 000 лишены казачьего звания и сосланы в Среднюю Азию, на Аму - Дарью (всего же было сослано из Войска до 7 000 казаков и среди "отказников" в основном были старообрядцы, которые были убеждены, что ссылка эта неслучайна, что она была предсказана свыше, а суть предсказания заключалась в том, что Уральским казакам "суждено пойти на Восток, чтобы распространять христианскую веру".
Вообще старообрядцы были зачинщиками и идеологами многих бунтов против попыток властей реформировать те или иные стороны жизни Уральского казачьего Войска).
Профессор У. Крессон отмечал:
"Фанатичная вера, характерная для всех раскольников, среди Уральских казаков являлась часто причиной серьёзных неприятностей с властями".
#традиции #историяказачества
#Уральское казачество упорно сопротивлялось различным нововведениям в Войске, связанным с составлением каких - либо реестров, личных документов, требований ношения униформы, потому Уральцы и не спешили одеваться в форму, тем более "по собственному желанию", а любое регламентирование формы одежды воспринималось ими как "наступление на старинные права и обычаи Войска" (примером может служить "Кочкин пир" — волнения, связанные с введением формы и нового штата для Войска в соответствии с Положением от 1803 года, названные так в память о майоре Кочкине, проводившем наказания. Свой отказ надеть новую форму Уральские казаки мотивировали тем, что такая одежда "с антихристовыми знаками").
Были и другие примеры сопротивления Уральских казаков нововведениям: в 1874 году, после вступления в силу нового "Положения об Уральском казачьем Войске", которое касалось порядка прохождения службы и внутреннего управления, часть Уральских казаков наотрез отказалась принимать эти изменения и Наказной Атаман генерал Верёвкин приказал выпороть казаков - под суд было отдано более 4 000 Уральцев, из которых 3 000 лишены казачьего звания и сосланы в Среднюю Азию, на Аму - Дарью (всего же было сослано из Войска до 7 000 казаков и среди "отказников" в основном были старообрядцы, которые были убеждены, что ссылка эта неслучайна, что она была предсказана свыше, а суть предсказания заключалась в том, что Уральским казакам "суждено пойти на Восток, чтобы распространять христианскую веру".
Вообще старообрядцы были зачинщиками и идеологами многих бунтов против попыток властей реформировать те или иные стороны жизни Уральского казачьего Войска).
Профессор У. Крессон отмечал:
"Фанатичная вера, характерная для всех раскольников, среди Уральских казаков являлась часто причиной серьёзных неприятностей с властями".
#традиции #историяказачества
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Российские военнослужащие и казаки доставили гуманитарную помощь общим объемом 55 тонн жителям Мелитопольского района Запорожской области. Об этом сообщили в Минобороны РФ.
"Казаками Терского казачьего войска, сопровождавшими гуманитарную помощь совместно с российскими военнослужащими, жителям Константиновки, Мирного и Приазовского передано 55 тонн продовольствия и предметов первой необходимости. Среди тех, кто обязательно получает продуктовые наборы, - многодетные семьи и пенсионеры", - сообщили в ведомстве.
Отмечается, что в состав продуктовых наборов вошли мука, крупы, сахар, мясные и рыбные консервы, кондитерские изделия, чай, а также предметы гигиены и товары первой необходимости.
источник: Министерство обороны Российской Федерации
Ранее сообщалось о том, что казаки доставили гуманитарную помощь в #Донбасс.
"Казаками Терского казачьего войска, сопровождавшими гуманитарную помощь совместно с российскими военнослужащими, жителям Константиновки, Мирного и Приазовского передано 55 тонн продовольствия и предметов первой необходимости. Среди тех, кто обязательно получает продуктовые наборы, - многодетные семьи и пенсионеры", - сообщили в ведомстве.
Отмечается, что в состав продуктовых наборов вошли мука, крупы, сахар, мясные и рыбные консервы, кондитерские изделия, чай, а также предметы гигиены и товары первой необходимости.
источник: Министерство обороны Российской Федерации
Ранее сообщалось о том, что казаки доставили гуманитарную помощь в #Донбасс.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
"Слава Украине в составе России! Одна цель у нас",
- гвардии полковник Владимир Полуполтинных, командир 6-го отдельного гвардейского казачьего полка имени Матвея Платова 2-го армейского корпуса ЛНР.
Ранее сообщалось, что Владимир Полуполтинных стал первым Героем Луганской Народной Республики.
- гвардии полковник Владимир Полуполтинных, командир 6-го отдельного гвардейского казачьего полка имени Матвея Платова 2-го армейского корпуса ЛНР.
Ранее сообщалось, что Владимир Полуполтинных стал первым Героем Луганской Народной Республики.
Сибирский казак посёлка Тулата, станицы Чарышской, с внуком. Фото 1909 года.
В станице Чарышской в 1875 году стояло 135 дворов, было станичное правление и училище. Было 3 лавки, одно питейное заведение, возведена церковь. В станице ежегодно проходили крупные ярмарки, проживало 410 казаков (всего 790 жителей).
По данным переписи 1893 года в Чарышском проживали 480 мужчин и 390 женщин.
В 1911 году было: 191 двор, 715 мужчин и 683 женщины.
Чарышский форпост располагался в районе современных улиц Чкалова и Комарова, переулков Школьный и Театральный села Чарышское.
В настоящее время село Чарышское в Алтайском крае России, административный центр Чарышского района; до 4 марта 2022 года центр и единственный населённый пункт Чарышского сельсовета.
#историяодежды
В станице Чарышской в 1875 году стояло 135 дворов, было станичное правление и училище. Было 3 лавки, одно питейное заведение, возведена церковь. В станице ежегодно проходили крупные ярмарки, проживало 410 казаков (всего 790 жителей).
По данным переписи 1893 года в Чарышском проживали 480 мужчин и 390 женщин.
В 1911 году было: 191 двор, 715 мужчин и 683 женщины.
Чарышский форпост располагался в районе современных улиц Чкалова и Комарова, переулков Школьный и Театральный села Чарышское.
В настоящее время село Чарышское в Алтайском крае России, административный центр Чарышского района; до 4 марта 2022 года центр и единственный населённый пункт Чарышского сельсовета.
#историяодежды
Сибирские казаки с Алтая - посёлок Тулата, станицы Чарышской. #историяодежды
С 1764 по 1771 год в предгорьях Алтая возводилась Бийская оборонительная линия для охраны рудников и заводов. На её охрану прибыли 1337 казаков, и казачьи поселения возникали на всем её протяжении.
С течением времени казачьи караулы и разъезды становились станицами, деревнями и сёлами, превратившись в цепочку поселений в 1771 году. В неё входили 7 станиц и 12 посёлков, среди которых был и Тулатинский посёлок. Форпост Тулатинский (в Сибирском казачьем войске #СбКВ) основан в 1777 году.
В настоящее время Тулата — село в Чарышском районе Алтайского края. До 4 марта 2022 года центр Тулатинского сельсовета.
Жители села хранят #традиции предков: поддерживают традиционный уклад, отмечают православные праздники, поют старые казачьи песни. На основе казачьего фольклора в селе создан мужской ансамбль «Канареечка». Основой репертуара стали традиционные плясовые, строевые, лирические и походные песни.
С 1764 по 1771 год в предгорьях Алтая возводилась Бийская оборонительная линия для охраны рудников и заводов. На её охрану прибыли 1337 казаков, и казачьи поселения возникали на всем её протяжении.
С течением времени казачьи караулы и разъезды становились станицами, деревнями и сёлами, превратившись в цепочку поселений в 1771 году. В неё входили 7 станиц и 12 посёлков, среди которых был и Тулатинский посёлок. Форпост Тулатинский (в Сибирском казачьем войске #СбКВ) основан в 1777 году.
В настоящее время Тулата — село в Чарышском районе Алтайского края. До 4 марта 2022 года центр Тулатинского сельсовета.
Жители села хранят #традиции предков: поддерживают традиционный уклад, отмечают православные праздники, поют старые казачьи песни. На основе казачьего фольклора в селе создан мужской ансамбль «Канареечка». Основой репертуара стали традиционные плясовые, строевые, лирические и походные песни.
Правление станицы Чарышской во главе с атаманом. #насека
Строительство Чарышского форпоста было осуществлено в 1765 году для защиты от набегов кочевников-джунгар. Первыми, кто заселил форпост были казаки Сибирского казачьего войска (#СбКВ), казаки с Терека (#ТКВ) и Кубани (#ТКВ) командированные в Сибирь для укрепления сибирских военных линий.
По периметру военные оборонные сооружения занимали 760 метров.
Были построены: офицерский дом, являющий также штабом; канцелярия, казначейство, батальонный госпиталь, караульня, солдатская казарма с оружейной; пороховой погреб и артиллерийский сарай. Форпост окружал крепостной вал. Укрепительные сооружения эксплуатировались почти два века.
В начале XIX века, когда неприятельские набеги больше не угрожали России, форпост стал не нужен, сооружения пришли в негодность, а затем постепенно разрушились. На его месте остались жилые дома, которые стали основой станицы Чарышской, ставшей в начале XX века крупнейшим казачьим населённым пунктом.
#историяказачества
Строительство Чарышского форпоста было осуществлено в 1765 году для защиты от набегов кочевников-джунгар. Первыми, кто заселил форпост были казаки Сибирского казачьего войска (#СбКВ), казаки с Терека (#ТКВ) и Кубани (#ТКВ) командированные в Сибирь для укрепления сибирских военных линий.
По периметру военные оборонные сооружения занимали 760 метров.
Были построены: офицерский дом, являющий также штабом; канцелярия, казначейство, батальонный госпиталь, караульня, солдатская казарма с оружейной; пороховой погреб и артиллерийский сарай. Форпост окружал крепостной вал. Укрепительные сооружения эксплуатировались почти два века.
В начале XIX века, когда неприятельские набеги больше не угрожали России, форпост стал не нужен, сооружения пришли в негодность, а затем постепенно разрушились. На его месте остались жилые дома, которые стали основой станицы Чарышской, ставшей в начале XX века крупнейшим казачьим населённым пунктом.
#историяказачества
станица Чарышская
#храм Казанской иконы Божией Матери, #фотография 1909 года, фотограф Николай Георгиевич #Катанаев
#храм Казанской иконы Божией Матери, #фотография 1909 года, фотограф Николай Георгиевич #Катанаев
Из истории Яика и Оренбуржья.
#историяказачества
О роли старообрядчества в общественно - религиозной жизни Оренбургского и Уральского казачества второй половины XIX – начала XX веков.
"Неотделима история старообрядчества от истории Уральских и Оренбургских казаков: являясь этнически самобытной группой, именно приверженность старым обрядам стала для них одной из главных характеристик уникальности. Проникнув во все сферы жизни, староверие отложило значительный отпечаток на хозяйственной и культурной жизни казачества. Среди казаков Яицкого (Уральского) войска к 1901 году число старообрядцев составило 63 346 (50%), в Оренбургском Войске число староверов на тот же период составляло 18 341 (4,6%) - не зря старообрядцы называли Уральский край "Новым Иерусалимом".
Первоначальные сведения о появлении староверов на данной территории относятся к началу XVIII века и наибольшее распространение староверие получило среди казаков Яицкого (Уральского) войска, которое в историко - культурологическом плане сформировалось как "особая этническая область, где старообрядчество было одним из главных составляющих её культурных элементов".
Необходимо отметить, что религиозная идея помогала поддерживать их братство и дисциплину:
"Насадители раскола сумели однажды и навсегда внушить казаку неразрывность существующих положений гражданских в Войске с предметами церковными".
Консервативные чиновники во многих Войсковых отчётах отмечали, что староверие на казачьей территории представляется "опасной язвой", которая укоренилась в Войске при самом образовании его, а укреплению позиций староверия, по их мнению, способствует малочисленность Православных церквей и духовенства. Ошибкой светской и духовной властей стало причисление старообрядцев к сектантскому движению, и исследователи данного вопроса уже в XX веке замечали, что такой подход свидетельствует о дилетантском отношении властей к староверам.
На Оренбургских староверах царское правительство особо акцентировало внимание и связано это было с тем, что раскол, получивший распространение по большей части в среде Уральского и Оренбургского казачества, мог нанести существенный удар по позициям царизма на Юго - восточных рубежах государства. На борьбу с расколом был поставлен весь государственный аппарат – это было "профессиональное занятие церковных властей, в котором государственному управлению приходилось служить лишь карательным орудием".
Быт казаков - старообрядцев был настолько своеобразен, что во многом отличал их от живущих с ними рядом "никонианцев". Их #традиции сформировались под воздействием казачьих нравов и представлений староверов, поселившихся среди казаков и привнесших "в их жизнь патриархальные средневековые устои". Важной особенностью жизни Уральских казаков старообрядцев, по мнению А.И. Изюмова, была "сословная и хозяйственная замкнутость, а главное, политическое противопоставление центральной власти", всё это способствовало "кристаллизации староверия в особую форму областнической идеологии".
Старообрядчество придавало всему Войску характер "областнической сепаратности и исключительности", и необходимо также отметить, что религия помогала поддерживать их братство и некоторую дисциплину.
На такой же позиции стоял В.Н. Витевский, считая, что стремление Уральских казаков обособиться и стать полновластными хозяевами "делало старину и старую веру привлекательной в глазах Уральцев".
Касаемо участия старообрядцев в общественной жизни, то ещё в XVIII веке они лишились права выбора на общественные должности, старообрядческие браки считались недействительными, раскольникам предписывалось носить специальное одеяние – нагрудник, ферез, крашенную с лежачим ожерельем однорядку и сермяжный зипун со стоячим клееным козырем из красного сукна.
продолжение ниже ⤵️⤵️⤵️
#историяказачества
О роли старообрядчества в общественно - религиозной жизни Оренбургского и Уральского казачества второй половины XIX – начала XX веков.
"Неотделима история старообрядчества от истории Уральских и Оренбургских казаков: являясь этнически самобытной группой, именно приверженность старым обрядам стала для них одной из главных характеристик уникальности. Проникнув во все сферы жизни, староверие отложило значительный отпечаток на хозяйственной и культурной жизни казачества. Среди казаков Яицкого (Уральского) войска к 1901 году число старообрядцев составило 63 346 (50%), в Оренбургском Войске число староверов на тот же период составляло 18 341 (4,6%) - не зря старообрядцы называли Уральский край "Новым Иерусалимом".
Первоначальные сведения о появлении староверов на данной территории относятся к началу XVIII века и наибольшее распространение староверие получило среди казаков Яицкого (Уральского) войска, которое в историко - культурологическом плане сформировалось как "особая этническая область, где старообрядчество было одним из главных составляющих её культурных элементов".
Необходимо отметить, что религиозная идея помогала поддерживать их братство и дисциплину:
"Насадители раскола сумели однажды и навсегда внушить казаку неразрывность существующих положений гражданских в Войске с предметами церковными".
Консервативные чиновники во многих Войсковых отчётах отмечали, что староверие на казачьей территории представляется "опасной язвой", которая укоренилась в Войске при самом образовании его, а укреплению позиций староверия, по их мнению, способствует малочисленность Православных церквей и духовенства. Ошибкой светской и духовной властей стало причисление старообрядцев к сектантскому движению, и исследователи данного вопроса уже в XX веке замечали, что такой подход свидетельствует о дилетантском отношении властей к староверам.
На Оренбургских староверах царское правительство особо акцентировало внимание и связано это было с тем, что раскол, получивший распространение по большей части в среде Уральского и Оренбургского казачества, мог нанести существенный удар по позициям царизма на Юго - восточных рубежах государства. На борьбу с расколом был поставлен весь государственный аппарат – это было "профессиональное занятие церковных властей, в котором государственному управлению приходилось служить лишь карательным орудием".
Быт казаков - старообрядцев был настолько своеобразен, что во многом отличал их от живущих с ними рядом "никонианцев". Их #традиции сформировались под воздействием казачьих нравов и представлений староверов, поселившихся среди казаков и привнесших "в их жизнь патриархальные средневековые устои". Важной особенностью жизни Уральских казаков старообрядцев, по мнению А.И. Изюмова, была "сословная и хозяйственная замкнутость, а главное, политическое противопоставление центральной власти", всё это способствовало "кристаллизации староверия в особую форму областнической идеологии".
Старообрядчество придавало всему Войску характер "областнической сепаратности и исключительности", и необходимо также отметить, что религия помогала поддерживать их братство и некоторую дисциплину.
На такой же позиции стоял В.Н. Витевский, считая, что стремление Уральских казаков обособиться и стать полновластными хозяевами "делало старину и старую веру привлекательной в глазах Уральцев".
Касаемо участия старообрядцев в общественной жизни, то ещё в XVIII веке они лишились права выбора на общественные должности, старообрядческие браки считались недействительными, раскольникам предписывалось носить специальное одеяние – нагрудник, ферез, крашенную с лежачим ожерельем однорядку и сермяжный зипун со стоячим клееным козырем из красного сукна.
продолжение ниже ⤵️⤵️⤵️
продолжение, начало выше ⤴️⤴️⤴️
Во второй половине XIX столетия вопрос признания гражданских прав и свобод староверов был далёк от решения: они были лишены права записи в купеческое сословие, запрещалось проведение Крестных ходов, старообрядцам отказывали в праве представляться к наградам и отличительным знакам за благотворительность.
Вплоть до конца XIX века отсутствовала профессиональная интеллигенция, в связи с этим в старообрядчестве не возникло ни политической идеологии, ни политического движения, религиозная же идеология староверия отличалась осознанностью и глубиной, а необходимость в постоянной защите своих убеждений от нападок Синодальной церкви являлось мощным стимулом для развития интеллектуальной деятельности.
Староверческий фактор оказывал значительное влияние на образ жизни и мировоззрение казаков - засилье староверия, в особенности среди казачества, предопределило серьёзный контроль деятельности староверов на территории региона со стороны центральных и местных властей.
автор статьи: Ягудина Оксана Валентиновна, старший преподаватель кафедры Всеобщей истории Оренбургского Государственного Университета, Кандидат исторических наук.
Во второй половине XIX столетия вопрос признания гражданских прав и свобод староверов был далёк от решения: они были лишены права записи в купеческое сословие, запрещалось проведение Крестных ходов, старообрядцам отказывали в праве представляться к наградам и отличительным знакам за благотворительность.
Вплоть до конца XIX века отсутствовала профессиональная интеллигенция, в связи с этим в старообрядчестве не возникло ни политической идеологии, ни политического движения, религиозная же идеология староверия отличалась осознанностью и глубиной, а необходимость в постоянной защите своих убеждений от нападок Синодальной церкви являлось мощным стимулом для развития интеллектуальной деятельности.
Староверческий фактор оказывал значительное влияние на образ жизни и мировоззрение казаков - засилье староверия, в особенности среди казачества, предопределило серьёзный контроль деятельности староверов на территории региона со стороны центральных и местных властей.
автор статьи: Ягудина Оксана Валентиновна, старший преподаватель кафедры Всеобщей истории Оренбургского Государственного Университета, Кандидат исторических наук.
Сибирские казаки, станица Чарышская
Строительство Чарышского форпоста было осуществлено в 1765 году для защиты от набегов кочевников-джунгар. Первыми, кто заселил форпост были казаки Сибирского казачьего войска (#СбКВ), казаки с Терека (#ТКВ) и Кубани (#ТКВ) командированные в Сибирь для укрепления сибирских военных линий.
По периметру военные оборонные сооружения занимали 760 метров. Были построены: офицерский дом, являющий также штабом; канцелярия, казначейство, батальонный госпиталь, караульня, солдатская казарма с оружейной; пороховой погреб и артиллерийский сарай. Форпост окружал крепостной вал. Укрепительные сооружения эксплуатировались почти два века. В начале XIX века, когда неприятельские набеги больше не угрожали России, форпост стал не нужен, сооружения пришли в негодность, а затем постепенно разрушились. На его месте остались жилые дома, которые стали основой станицы Чарышской, ставшей в начале XX века крупнейшим казачьим населённым пунктом.
Сохранилась Церковь Казанской иконы Божией Матери
Строительство Чарышского форпоста было осуществлено в 1765 году для защиты от набегов кочевников-джунгар. Первыми, кто заселил форпост были казаки Сибирского казачьего войска (#СбКВ), казаки с Терека (#ТКВ) и Кубани (#ТКВ) командированные в Сибирь для укрепления сибирских военных линий.
По периметру военные оборонные сооружения занимали 760 метров. Были построены: офицерский дом, являющий также штабом; канцелярия, казначейство, батальонный госпиталь, караульня, солдатская казарма с оружейной; пороховой погреб и артиллерийский сарай. Форпост окружал крепостной вал. Укрепительные сооружения эксплуатировались почти два века. В начале XIX века, когда неприятельские набеги больше не угрожали России, форпост стал не нужен, сооружения пришли в негодность, а затем постепенно разрушились. На его месте остались жилые дома, которые стали основой станицы Чарышской, ставшей в начале XX века крупнейшим казачьим населённым пунктом.
Сохранилась Церковь Казанской иконы Божией Матери
Казачий отряд «#Дон» продолжает выполнять боевые задачи в Донбассе.
Казачий отряд «Дон» имени Архистратига Михаила вместе с Вооружёнными силами РФ продолжает ликвидировать украинские вооружённые формирования, освобождая территорию Донбасса. Казаки водрузили флаги России над несколькими освобождёнными населёнными пунктами. Об этом сообщает @skvrzchannel Союз Казаков - Воинов России и Зарубежья.
Бойцы #СКВРиЗ одними из первых отправились в #Донбасс, чтобы освободить мирное население из-под нацистского гнёта. Добровольцы в апреле приступили к выполнению боевых задач в ходе специальной военной операции на Украине. Казачьи подразделения уничтожают военные объекты неонацистов, ломая оборону врага. В частности, казачий отряд в операциях против украинских нацистов задействовал БМП-2М с боевым модулем «Бережок».
Каждый из этапов казаки венчают водружением флага России на центральной площади освобождённого населённого пункта.
Казачий отряд «Дон» имени Архистратига Михаила вместе с Вооружёнными силами РФ продолжает ликвидировать украинские вооружённые формирования, освобождая территорию Донбасса. Казаки водрузили флаги России над несколькими освобождёнными населёнными пунктами. Об этом сообщает @skvrzchannel Союз Казаков - Воинов России и Зарубежья.
Бойцы #СКВРиЗ одними из первых отправились в #Донбасс, чтобы освободить мирное население из-под нацистского гнёта. Добровольцы в апреле приступили к выполнению боевых задач в ходе специальной военной операции на Украине. Казачьи подразделения уничтожают военные объекты неонацистов, ломая оборону врага. В частности, казачий отряд в операциях против украинских нацистов задействовал БМП-2М с боевым модулем «Бережок».
Каждый из этапов казаки венчают водружением флага России на центральной площади освобождённого населённого пункта.