ЗАМЕТКИ СЕМИРЕКА // АТАМАНСКАЯ СОТНЯ
928 subscribers
10.2K photos
1.93K videos
210 files
6.96K links
Исторія казачества - дореволюціонная и современная. Въ частности ​памятныя​ даты, традиціи, событія, фольклоръ, фотографіи, книги, стихи, живопись и многое другое...

Нашъ ботъ для связи съ нами @atamana_bot
加入频道
Вооружение казаков состояло из шашки казачьего образца (без дужки на эфесе), винтовки казачьей модификации (облегченной), которую казаки носили через правое плечо (во всей армии - через левое), и трубчатой металлической пики, окрашенной в защитный цвет с темляком защитного цвета и ремнем.
Офицеры имели шашки и револьверы системы «Наган», однако разрешалось за свой счет покупать и носить пистолеты системы «Браунинг», «Парабеллум», «Маузер» и другие.
Казачьи войска в России делились на степовые и кавказские.

К степовым войскам в тот период относились: Донское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское, а к кавказским: Кубанское и Терское.
Это, прежде всего отражалось в их обмундировании.

Все степовые войска имели униформу единого образца и покроя и различались между собой цветом парадного мундира и приборного сукна.
Форма одежды в российских войсках рассматривалась и утверждалась Императором, как правило, для каждого полка в отдельности.
При формировании частей или отдельных команд наряду с общими организационными вопросами для вновь формируемых готовились и предложения по форме одежды.
Иногда на утверждение Царю представлялись рисунки даже отдельных предметов форменной одежды.
При царском одобрении формы на рисунке ставилась подпись Военного министра и дата о Высочайшем ее утверждении.
#формаодежды
Форма одежды степовых казаков состояла из папахи, фуражки, мундира, чекменя (у офицеров), шаровар, сапог, снаряжения и верхней одежды (у офицеров - пальто, шинель, плащ-накидка, полушубок, у нижних чинов - шинель).

Донские, оренбургские, астраханские, сибирские и семиреченские казаки носили высокую в виде усеченного конуса папаху с коротким черным мехом, а уральские, забайкальские, амурские и уссурийские - папаху меньшей высоты, цилиндрической формы и с длинным черным мехом. Сверху папаха накрывалась колпаком из цветного приборного сукна по цвету, соответствующему цвету погона (в Семиреченском войске - малиновый). У офицеров колпак обшивался по основанию и накрест серебряным галуном (соответственно цвету металлического прибора: в казачьих конных полках и отдельных сотнях он был серебряным; у казачьих артиллеристов и пластунов - золотым).

Казачий парадный мундир был однобортный, без пуговиц и имел застежку на крючках. Воротник мундира был закругленным, стоячим, цвета мундирного сукна, окантованный выпушкой приборного сукна. На воротнике - петлицы (катушки) без пуговиц. Обшлага - фигурные в виде мысика, соответствовали цвету мундира и также имели выпушку и петлицы (катушки). Мундир был отрезной по талии и со сборками сзади юбкой. При одинаковом во всех казачьих войсках серебряном металлическом приборе (за исключением артиллеристов и пластунов), цвет мундира различался по войскам.
В Донском, Астраханском и Уральском войсках он был темно-синий, а в Семиреченском и остальных темно-зеленый.
Эполеты (у офицеров) - кавалерийского образца.
Цвет приборного сукна для кантов, погон, колпаков папах, околышей фуражек, лампасов и петлиц на шинелях для семиреченских казаков был установлен малиновый.

Снаряжение казаков состояло из патронташа черного цвета с изображением на верхнем клапане государственного герба и пояса из коричневой кожи.
Офицеры при парадной форме носили серебристый пояс с черными и оранжевыми просновками.

Повседневным головным убором казакам служили фуражки с тульей мундирного сукна и околышем цветом по войскам. На околыше спереди помещалась кокарда.
В связи с тем, что практически каждая воинская часть в Российской Империи имела свои индивидуальные различия в форме одежды, необходимо пояснить, что представляло собой Семиреченское Казачье Войско в плане военном и административном (так как чины войсковой администрации, не будучи находящимися на действительной военной службе, тем не менее носили форму СмКВ).
#формаодежды
В мирное время на постоянной службе от Семиреченского Казачьего Войска находилась одна воинская часть-1-й Семиреченский казачий генерала Колпаковского полк. Он был четырехсотенного состава и дислоцировался в городе Катта-Кургане Самаркандской области. 2-й и 3-й Семиреченские казачьи полки были на льготе, т.е. имея свой штат офицеров, находились в запасе, периодически набирая для переподготовки казаков второй и третьей очереди призыва.

В 1906 году в Российской Армии появилась новая гвардейская часть - Лейб-гвардии Сводно-Казачий полк из четырех сотен, дислоцировавшийся в городе Павловске Санкт-Петербургской губернии. Первая сотня состояла из уральских казаков, вторая из оренбургских, третья - из сибирских, семиреченских и астраханских, четвертая - из забайкальских, амурских и уссурийских. В Сводно-Казачьем полку парадные мундиры были малинового, светло-синего, красного и желтого цвета - в зависимости от того, к какому казачьему войску относилась сотня, полусотня или отдельный взвод, из которых состоял сводный полк.

Таким образом, к началу войны 1914 года Семиреченское Казачье Войско выставляло в ряды Русской Армии:

- Семиреченский взвод 3-й сотни Лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка;
-1-й Семиреченский казачий генерала Колпаковского полк.

Во время Великой (Первой Мировой) войны Семиреченское Казачье Войско выставило следующие части и отдельные подразделения, не входившие в состав полков, общей численностью 4,6 тысячи человек:

- Семиреченский взвод Лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка;
-1-й Семиреченский казачий генерала Колпаковского полк;
-2-й Семиреченский казачий полк;
-3-й Семиреченский казачий полк;
-1-я Семиреченская отдельная казачья сотня;
-2-я Семиреченская отдельная казачья сотня;
-3-я Семиреченская отдельная казачья сотня;
-4-я Семиреченская отдельная казачья сотня;
-1-я Семиреченская особая казачья сотня;
-2-я Семиреченская особая казачья сотня;
-3-я Семиреченская особая казачья сотня;
-1-я Семиреченская ополченская казачья сотня;
-2-я Семиреченская ополченская казачья сотня;
-3-я Семиреченская ополченская казачья сотня;
-4-я Семиреченская ополченская казачья сотня;
- Запасная сотня 3-го Семиреченского казачьего полка.
#служба #история
В административном отношении Семиреченское Казачье Войско подчинялось Наказному Атаману с резиденцией в городе Верном и Войсковому Правлению во главе с Председателем.
Во главе станиц и выселков стояли станичные и выселковые атаманы со станичными и выселковыми правлениями.

В связи с привилегированным положением гвардии в армии Российской Империи, форма гвардейских частей существенно отличалась от формы частей армейских. Это полностью относится и к Семиреченскому взводу Лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка, чья парадная форма резко отличалась от других Семиреченских частей.
На прилагаемых к этой статье цветных таблицах форм обмундирования Русской Армии изданных в 1910-1911 г.г. полковником В.К.Шенком в С.-Петербурге, мы хорошо видим все элементы формы казаков и офицеров Лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка. На первой таблице изображены формы нижних чинов полка: в левой части - парадная, а в правой части - обыкновенная форма. Ниже даны элементы воротника шинели с петлицами, воротник и обшлаг походного мундира и защитный погон военного времени.

По конструкции мундир казака гвардейского Семиреченского взвода был единым (казачьего покроя) со всеми другими полками: однобортный, без пуговиц, со стоячим воротником и фигурными (мысиком) обшлагами. Он застегивался на потайные крючки и петли, на концах воротника имелись по две петлицы (у нижних чинов - желтого цвета), обшлага украшались столбиками (катушками) такого же цвета, что и петлицы. При парадной форме вместо погон носились серебряные эполеты с желтыми контрпогончиками. Сам мундир был малинового (войскового) цвета. При обыкновенной форме надевали точно такой же мундир, только темно-синего цвета и с погонами. Цвет погон был приборного сукна, т.е. малиновым, но в отличии от всех других Семиреченских казачьих частей, по краям его была белая выпушка. Погон был чистым, т.е. без шифровки или вензеля (в 1-й Уральской Его Величества сотне Л.-гв. Сводно-Казачьего полка эполеты и погоны были с вензелем Императора Николая II). Погоны и эполеты пристегивались к мундиру пуговицей серебристого (приборный металл) цвета с изображением Двуглавого Орла.
В качестве парадного головного убора в 1906 году для гвардейских казаков была утверждена папаха с длинным мехом, впоследствии замененная низкой мерлушковой шапкой, похожей на гусарскую, с гвардейским султаном. Ее изображение мы и видим на прилагаемых здесь рисунках. Спереди на шапке размещалась Андреевская звезда, слева - кокарда с укрепленным над ней белым султаном и кистями, справа свисал малиновый шлык и этишкетный шнур из под него, а спереди и сзади фестоном опускались плетеные кутасы. Кутасы, кисти и этишкетный шнур у нижних чинов были желтого цвета. При обыкновенной форме мерлушковую шапку носили без султана, кутасов, кистей и этишкетного шнура.
Шаровары, как при парадной, так и при обыкновенной форме одежды были традиционного для конников серо-синего цвета, но без лампасов.
Ременная амуниция у нижних чинов состояла из белого кожаного поясного ремня с металлической одношпеньковой пряжкой.
Казаки были обуты в высокие черные кожаные сапоги, без шпор.
В зимнее время носилась шинель серого цвета с погонами и петлицами малинового цвета с темно-синей выпушкой и без пуговицы.

В летнее время гвардейские казаки носили фуражки, также заметно отличающиеся от обычных казачьих. Тулья была малинового цвета с темно-синей выпушкой, а околыш - темно-синего. Козырька на фуражке нижних чинов не было.
Форма военного времени у Семиреченских гвардейцев практически не отличалась от общеармейской походной формы, за исключением белой окантовки мыском обшлагов походного мундира и белой ременной амуниции. Погоны на походном мундире были также защитного цвета с малиновой выпушкой и без шифровки.

Форма офицеров Семиреченского взвода Лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка немного отличалась от формы нижних чинов. На прилагаемом здесь изображении показана офицерская форма Уральской сотни полка. Семиреченская форма была идентичной уральской, за исключением небольших отличий в эполетах, погонах и петлицах.
#формаодежды
Итак, парадный мундир гвардейских офицеров-семиреков был того же традиционного казачьего покроя и того же малинового цвета. Отличие его от мундира нижних чинов состояло в том, что петлицы на воротнике были серебристого цвета, так же, как и катушки на обшлагах рукавов. На мундире носились офицерские серебряные эполеты без вензеля с серебряными контрпогончиками. На обыкновенной форме темно-синего цвета были те же отличия, но носилась она с погонами. Офицерский погон - это по сути тот же погон нижних чинов, но несколько другой формы и покрытый галуном по цвету прибора, со звездочками и просветами, соответствующими чину. Погон офицера-семирека был с серебряным галуном, малиновыми просветами и малиново-белыми выпушками по краям. На погонах, как и у нижних чинов отсутствовали вензеля или шифровки.
На шапке у офицеров была офицерская кокарда слева, а кутасы, кисти и этишкетный шнур были серебристые. В летнее время носилась фуражка, таких же цветов, как у казаков, но с черным лакированным козырьком.
При парадной форме носились синие шаровары с кантом и двойными «генеральскими» лампасами малинового цвета, при обыкновенной - без лампас

#формаодежды
Амуниция офицера состояла из серебристого пояса и серебристой перевязи через левое плечо с серебряной лядункой, на верхней крышке которой была укреплена Андреевская звезда.
В зимнее время носилось офицерское пальто серого цвета с погонами и клапанами (петлицами) малинового цвета с темно-синей выпушкой и серебряными пуговицами на них.
Походная форма офицеров отличалась от формы нижних чинов наличием карманов с клапанами на груди и боках мундира, погонами и ременной амуницией коричневой кожи.
Семиреченский взвод Лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка, вместе со всем полком участвовал в боевых действиях Великой войны, и просуществовал до весны 1918 года, когда по прибытии с фронта в город Верный был расформирован.

Надо отметить, что с 10 (23) июля 1911 года в списках Л.-гв. Сводно-Казачьего полка числился Наказной Атаман Семиреченского Казачьего Войска и Военный Губернатор Семиреченской области генерал М.А.Фольбаум (1866-1916), т.е. он носил форму Семиреченского взвода этого полка, естественно с генеральскими отличиями, полагающимися ему по званию. Таким образом эта форма была еще и формой высшего должностного лица СмКВ - Наказного Атамана.

Парадная форма номерных полков Семиреченского Казачьего Войска была попроще чем форма гвардейцев. Надо сказать, что в отличии от 1-го Семиреченского казачьего полка, 2-й и 3-й полки были на льготе вплоть до июльской мобилизации 1914 года, т.е. парадную форму этих полков могли иметь только офицеры, постоянно состоявшие в штате. Призванные же в связи с мобилизацией казаки, сразу же облачились в походное обмундирование и вскоре были отправлены по местам службы-2-й полк в Персию, а 3-й остался в Семиречье. В период войны 1914-1918 г.г. вся Русская Армия носила уже только походное обмундирование, а о парадной и даже обыкновенной униформе пришлось забыть.
#формаодежды
Есаул Семиреченского казачьего войска в парадной форме одежды.
На прилагаемых выше рисунках парадной формы 1-го Семиреченского казачьего ген. Колпаковского полка из второго выпуска альбома полковника В.К.Шенка показана форма офицеров (слева) и нижних чинов (справа). Как хорошо видно, форма как офицеров, так и казаков - это все тот же традиционный казачий мундир на крючках, из темно-зеленого сукна. На воротнике и обшлагах мундиров нижних чинов - одиночные белевые петлицы , пожалованные полку 6 (19) декабря 1908 года. У офицеров - такие же, но серебристого цвета. Воротник и обшлага в виде мысика, окантованы малиновой выпушкой.

Шаровары, как у офицеров, так и у казаков - серо-синего цвета с малиновыми лампасами шириной до 4-5 см.

Папаха - в виде усеченного конуса с коротким черным мехом и малиновым верхом. У офицеров верх папахи по основанию и накрест обшит серебряным галуном. В 1-й сотне полка на папахе, выше кокарды, носился знак отличия на головных уборах с надписью «За отличие в Хивинском походе 1873 года», пожалованный сотне 17(29) апреля 1875 года. Он представлял собой стилизованное изображение ленточки приборного (серебряного) цвета.

Амуниция - у офицеров серебряный пояс с перевязью и лядункой черного цвета с изображением государственного герба - Двуглавого Орла, у нижних чинов - ремень из коричневой кожи.
В летнее время казаки носили фуражки с малиновым околышем и темно-зеленой тульей с малиновой выпушкой.

На рисунке из альбома полковника В.К.Шенка показана фуражка нижних чинов без козырька, но, судя по сохранившимся фотографиям, уже в 1911 году основная масса казаков носила фуражки с козырьками.
#формаодежды
Особо надо остановиться на описании эполет и погон.

Эполеты у офицеров были серебряного цвета, кавалерийского образца с серебряными контрпогончиками. На эполете - золотая шифровка «1.», обозначающая номер полка.

Погоны казаков малинового цвета с набиваемым по трафарету желтой краской номером полка - «1.» и серебряной пуговицей вверху.
У приказных, урядников и вахмистров - лычки белого цвета, соответствующие званию.

Погоны офицеров - с серебряными галунами и малиновыми выпушками и просветами. На погонах - шифровка, цвета противоположного прибору, т.е. золотая цифра «1.» и положенные по званию звездочки.

Приказом по Военному Ведомству № 228 от 1911 года были изменены шифровки некоторых казачьих частей. Так в Семиреченских казачьих полках после номера полка появились литеры «См.», т.е. шифровки для всех трех полков стали следующего вида: «1См.», «2См.» и «ЗСм.».
Цвет шифровки в казачьих конных и артиллерийских частях у офицеров и подпрапорщиков - противоположный прибору, с большими литерами и цифрами, высотою в З/4 вершка, и малыми, высотою в 3/8 вершка, печатного шрифта, как на погонах, так и на офицерских эполетах, на высоте 1/2 вершка от нижнего края погона.
В Первую Мировую войну шифровки на погонах стали прежнего вида, т.е. «1», «2», «3».
Погоны походного мундира нижних чинов были защитного цвета и с такой же шифровкой, сделанной светло-синей краской, как во всей русской кавалерии.

Петлицы (клапана) на шинелях офицеров и нижних чинов были малинового цвета, традиционного для семиреков.

При походной форме, обычной для всей русской кавалерии, семиреков отличало наличие малиновых лампасов на серо-синих шароварах. Зимой к походной форме полагалась серая папаха с защитного цвета колпаком.

Вероятно в 1913 году, в Семиреченском Казачьем Войске, как и во многих частях Русской Армии, была введена новая парадная форма, состоявшая из темно-зеленой гимнастерки с малиновыми обшлагами мыском обшитыми серебряной тесьмой, малиновым воротом с такой же тесьмой по верхнему и нижнему краю, малиновым, накладным фигурным лацканом с тесьмой на грудь и газырями-напатронниками малиново-серебристого цвета (такие газыри носились Семиреченскими казаками еще в конце XIX века). Эту гимнастерку мы видим на фотографии казаков, опубликованной на стр.12 «Семиреченского Казачьего Вестника» № 5(8) за 1998г., на известной, много раз публиковавшейся фотографии последнего Семиреченского Атамана генерала А.М. Ионова, а также на некоторых других снимках, в том числе и периода Гражданской войны.

Однако большинству казаков-семиреков недолго пришлось носить ее... В 1914 году всем им пришлось распроститься с этой формой и надеть шинели солдатского сукна, защитные кителя и гимнастерки. Вместо галунных серебряных погон офицерам пришлось надеть полевые - также защитного цвета с такого же цвета звездочками и ленточками для обозначения просветов (правда, надо заметить, что многие офицеры при походной форме продолжали носить галунные погоны).

В истории России начинался особый период (с 1914 по 1924 год), когда походное армейское обмундирование в силу суровых обстоятельств войны и революции, стало наиболее распространенной, чуть ли не народной одеждой...
В эту походную форму, помимо Лейб-гвардейского Семиреченского взвода и трех номерных казачьих полков были обмундированы все отдельные и запасные сотни СмКВ. Погоны этих сотен были также малинового или защитного цвета, но, в отличии от номерных полков - без шифровки. Что же касается особых и ополченских сотен, сформированных в это время в Семиречье из казаков старших возрастов и малолеток, то по всей видимости форма их сочетала разные элементы форменной и бытовой казачьей одежды.

В своей повседневной жизни в станицах и на выселках Семиреченские казаки продолжали носить форменную одежду без погон, часто сочетая ее с обычной гражданской.
Но папахи, фуражки с малиновым околышем и шаровары с лампасами были непременным атрибутом казаков-семиреков, отличая этим их от других слоев русского населения.
Это хорошо видно, как по сохранившимся фотографиям, так и по воспоминаниям современников.
#формаодежды #историяодежды
Знаменитый писатель, Донской Атаман генерал П.Н.Краснов (1869-1947) служивший в Семиречье, оставил нам множество свидетельств по этому поводу. Приведем пару из них, чтобы проиллюстрировать выше сказанное...
«Воздух ядрено пах яблоками. Они лежали повсюду в садах громадными пирамидами. Часто попадались навстречу семиреченские казаки. Они ехали верхом в белых и розовых рубахах, в фуражках с малиновым околышем, с косами и граблями на плече, снимать третий укос».
Краснов П.Н. «Опавшие листья», Мюнхен, 1923 г.
#формаодежды #историяодежды
28 января 1918 года Кубанской краевой войсковой радой во главе с Н. С. Рябоволом на землях бывшей Кубанской области была провозглашена независимая Кубанская народная республика как часть будущей Российской федеративной республики, которая установится после падения власти большевиков (независимость «впредь до...»).
#этотденьвисторииказачества
​​Статья из Журнала «Нива» (№ 10) от 1906 года об открытии в Санкт-Петербурге Женских политехнических курсов и предметы, которые изучались на электро-механическом факультете женского политехнического института в 1911 году.

(15) 28 января 1906 года в Санкт-Петербурге открылись Женские политехнические курсы – первое в России и в мире высшее техническое учебное заведение для женщин. В 1911 году законом «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими учёных степеней и звания учительниц» высшие женские курсы, программы которых могли быть признаны «равными университетским», получили статус вузов, и их выпускницы допускались к экзаменам в комиссиях «для лиц мужского пола». Это было актом признания юридического равноправия высших женских курсов с другими типами вузов.
О казачьей культуре

Однажды повстречалась девушка из семьи бывших куланакских казаков, которая по-кыргызски говорила много лучше, чем по-русски. Условия совместной жизни наложили отпечаток на менталитет потомков казаков и даже их бытовую культуру, кухню. И это неудивительно, если знать, что еще в середине ХIХ в. о сибирцах (из которых вышли семиреки) говорили, что для них "тюркский язык, что французский для господ офицеров".

Естественно, оказавшись в гуще тюркских языков, казаки совершенствовались в нем. В уже упомянутой экспедиции М.И. Венюкова был сарыбагышский акын, собиравший каждый вечер вокруг себя слушателей (в т.ч. казаков), которые удивлялись его рассказам и песням. Кстати сказать, звуки русской походной песни, которую пели осенью 1856 года шедшие на #Иссык-Куль сибирские казаки (из отряда П.П. Семенова-Тян-Шанского), испугали разбойничью шайку, грабившую купеческий караван.

Поскольку на службе нужны были грамотные казаки, еще в 1867 году Г.А. #Колпаковский приказом по войску приказал обучать всех казачат. Поэтому в каждой станице Семиречья (имевших, в общем-то, короткую историю) имелись школы. В них преподавали хорошие учителя, включая самсоновца А.В. Русикова, пользовавшегося авторитетом среди станичников. У его наставника – В.П. Ровнягина в школе вместе учились казачата и узбеки, русские, татары, кыргызы, включая детей манапа Шабдана.

Безусловно, не всегда отношения казаков к учителям были уважительными, ведь часто они были не казаками – иногородними. Например, более 10 лет из педагогического стажа А.С. Лобанова приходилось на дореволюционную службу в станичной школе. И все это время учитель подвергался пуб- личной травле со стороны станичного атамана за то, что возразил на попытку продать школе по завышенной цене развалюху родственников атамана.

Служилые казаки, особенно в первые годы после присоединения края к России, выступали искусными строителями колесных дорог и телеграфных линий до пограничных постов, казарм (сохранились до настоящего времени в Бишкеке и Нарыне), конно-почтовых станций с "помещениями для господ приезжих". Позже они были устроителями своих станиц и усадеб, а казачье укрепление #Нарын, которое зарисовал в свое время В.В. #Верещагин, выросло в город.

Относительно солдат казаки были грамотнее. Поэтому не случайно на время Алайской военно-научной экспедиции 1876 года натуралист В.Ф. Ошанин взял в качестве препаратора оренбургского казака Алексея Свиридова. Имен но казаки вели в Гульче в 1881-82 гг., а в Эркечтаме – в 1889-1917 гг. метеорологические наблюдения. Казачий урядник из Забайкалья бурят Д. Иринчинов был деятельным помощником Н.М. Пржевальского в походах по Азии, в т.ч. по Семиречью. #Пржевальский, кстати, особо подчеркивал, что без казачьего конвоя ему бы не обойтись. Такого же мнения придерживались и другие путешественники по Центральной Азии: П.П. Семенов-Тян-Шанский, П.К. Козлов, В.И. Роборовский и другие. Выносливые, приспособленные к местным условиям, знатоки тюркских языков, они не только терпеливо несли свой крест, но и с энтузиазмом участвовали в научных опытах.

Казаки сопровождали, кстати, не только отечественных, но и иностранных ученых. Так, казак, входивший в 1900 году в экспедицию венгерского исследователя Д. Алмаши предостерег его от путешествия по Китаю и сославшись на беспорядки и смуту с китайской стороны (началось боксерское восстание), отказался составлять сопроводительные документы. Алмаши вернулся с границы в #Пржевальск.

Нередко среди казаков по происхождению появлялись крупные исследователи. Начнем с того, что честь присвоения леднику имени Колпаковского принадлежит географу А.Н. Краснову, который также собрал любопытные этнографические материалы, в частности отметив: "Несмотря на то, что в нравственном отношении казаки несравненно ниже, нежели поселенцы-крестьяне, несмотря на то, что они главным образом и являются эксплуататорами кочующего населения ...
#историясемиречья
они пользуются у киргиз, безусловно, большей симпатией, нежели крестьяне… Великорос казак чужд сепаратизма, прекрасно по большей части владея языком, знакомый с правами туземца, не имея никаких предрассудков, он приятный гость в юрте киргиза".

Посетив в 1885 году Каракол А.Н. #Краснов писал: «При всей разнокалиберности населения, состоящего из сартов, татар, киргиз, таранчей, русских и дунган, все народности здесь подделываются под русские порядки».

Брат А.Н. Краснова – П.Н. Краснов (затем последний атаман Донского войска) командовал расквартированным в Джаркенте, Пишпеке и Кульдже Первым Сибирским казачьим Ермака Тимофеева полком.

П.Н. Краснов был известен и как военный писатель. В книге "На рубеже Китая" он приводит любопытный эпизод из службы казаков полка: "Когда разведчики вернулись, Первушин (войсковой старшина) пришел ко мне с докладом и почему-то привел с собою и командовавшего 1-й сотней сотника Анненкова, ездившего с разведчиками своей сотни.
– Господин полковник, во время поездки разведчиков 1-й, 4-й и 6-й сотен вверенного вам полка происшествий никаких не случилось... Только... Об этом вам доложит сотник
#Анненков.
– Что же случилось, Борис Владимирович? – спросил я.
– Сущие пустяки, господин полковник... Когда мы шли вдоль границы, шел я в левой заставе. Мы увидали на границе посты – белая башенка с зубцами по верху, над нею дымок вьется, – развязно и наигранно беспечно докладывал мне Анненков. – Казаки и говорят мне: «Ваше благородие, давайте посмотрим, какой такой Китай?» – я думаю, – чем мы рискуем? Мы поехали на пост. Ну, какой же это был пост! Там и всего-то был один человек. Он, значит, часовой, он и начальник поста, он сам себе и смена. Маленькая комнатушка у него, солома как в хлеву накидана, на стене висит прелестный новенький Маузер. Игрушка – не карабин. Манза нам кланяется, улыбается, просто не знает, как любезнее нас принять. «Покажи, – говорим ему, – твое ружье». Он подает. Взяли мы Маузер, зарядили, выстрелили. Хорошо бьет. Потом по лестнице поднялись на крышу башенки, там зубцы поделаны из глины. Солдатов, вы его, господин полковник, наверно, помните, первый силач в сотне, говорит мне: «Дозвольте, ваше благородие, я руками всю их крепость повалю». «Дуй, – говорю, – в мою голову». Он знаете, понатужился и свалил зубец... Манза испугался, разахался, завздыхал: «ах» да «ах»... Мы его, как могли, ублаготворили, угостили, чем могли и, дружески простившись, поехали дальше. Он нас еще с полверсты провожал пешком. Вот, господин полковник, и все".


"Шалость" Анненкова обернулась тяжбой с МИДом. Полгода пришлось писать П.Н. Краснову десятки рапортов, отвечая на запросы Петербурга, пока командующий войсками Туркестанского округа генерал А.В. Самсонов волевым решением не прекратил этого дела.

Геологическое изучение Средней Азии значительно продвинуто трудами донца И.В. Мушкетова. Горный инженер Мушкетов в 1875, 1877 и 1887 гг. предпринял путешествия по Южному Семиречью, которые легли в основу созданной вместе с Г.Д. Романовским геологической карты края – лучшей за ее дореволюционный период. Мушкетов предложил основать в ряде пунктов Туркестана после Андижанского землетрясения 1901 года сейсмостанции.

Интересные заметки о периоде присоединения Южного Семиречья к России составил уральский казак, полковник А.П. Хорошхин (автор истории казачьих войск России), погибший под Махрамом.

Сибирский казак, выпускник Академии Генерального штаба и полиглот (знал не только английский, хинди, китайский, но и таджикский, на котором писал стихи) Л.Г. #Корнилов в конце ХIХ-начале ХХ вв. совершил в сопровождении казаков несколько военно-рекогносцировочных походов по Центральной Азии и Китаю, неизменно возвращаясь в Ош. Осенью 1910 года уже после выполнения дипломатической миссии в Пекине, через весь Китай Л.Г. Корнилов вновь приезжает в этот город, где расформировывает экспедицию из казаков, которая проехала от Калгана "исключительно верхом 5720 верст".
#историясемиречья
Немного свою лепту в изучение древностей и сбор коллекций внес уже упомянутый В.П. Ровнягин. Другой семирек – офицер Н.С. Созонтов занимался сбором материалов и даже составил в 1912 году "Грамматику киргизского языка".

Как уже отмечалось – казачество сильно принципами народной демократии – в выборе атамана; в обсуждении на Кругу – общем собрании казаков (#Круг только для совершеннолетних мужчин) военно-политических, хозяйственных, нравственно-правовых и иных вопросов с индивидуальным правом голосования. Отметим, что и свободолюбие – непременная черта казачества. Это не значит, что казаки отличались полным неприятием правовых норм и анархизмом. Казачья демократия включала все три атрибута власти: законодательную, исполнительную, судебную.

Так, по положению 1891 года "Станичное управление в каждом станичном обществе составляют:
1) станичный сбор,
2) станичный атаман,
3) станичное правление и станичный суд".

У казаков существовало неписаное правило, сходное с адатом у кыргызов – не только в силу письменной нефиксированности, но и потому, что ревностными хранителями и носителями нравственной судебной власти являлись старики, которые выступали также в качестве совещательного органа.

Многие сферы культуры казаков еще являются terra incognito и нуждаются в дополнительном изучении.

Власть стремилась поддержать религиозность казаков, дополнительно выделяя на каждую станичную церковь земельный надел. Но не всегда обустройство церкви совпадало с организацией станицы. Иеромонах Харитон по пути в станицу #Самсоновская чуть не замерз на перевале, ночуя с походной церковью под открытым небом. Прибыв в станицу, он жаловался: "Служить пришлось в крестьянской избушке. Изба так тесна, что при стечении народа дышать нечем … В довершении всего певчих и чтеца не было, некому было пропеть даже «Господи, помилуй», сам я все пел и читал".

Православная Церковь вынуждена была мириться с тем, что в Семиреченском войске были и не христиане (в 1880 году 3,3%). Более того, Г.А. #Колпаковский писал: "По случаю наступающего праздника у мусульман Ураза-айт, я имею честь покорнейше просить господ начальников частей чинов мусульманского вероисповедания освободить от служебных обязанностей и приказать им для совершения намаза ходить  в мечеть".

Среди казаков было немало старообрядцев. Ими были 17800 уральцев – "уходцев", которые жили на Аму-Дарье в 1882 году. Количеством земли и характером трудовых занятий они не отличались от православных крестьян-переселенцев, а вот особенное – казачье самосознание и старообрядческую традицию отделения от "проклятых сторонников патриарха Никона" сохранили. Более того, они по-прежнему отличались непримиримостью – в 1891 году наказной атаман уральцев в связи с 300-летним юбилеем войска решил ходатайствовать о возвращении "уходцев". Император согласился при условии, что ссыльные раскаются, но те гордо отказались, считая, что заповеди дедов и отцов дороже монаршей милости.

В свое время быт казаков, живших на территории Сыр-Дарьинской области (куда входили и северо-западные регионы Семиречья) хорошо описал этнограф и литератор В. Лапин.

Отметим, что постепенно "уходцы" осваивали и соседние регионы, к 1917 году появившись и в Прииссыккулье. В местах проживания они бережно сохраняли свои традиции и обычаи. Между тем, это часто были реликты более древней культуры, поскольку сами уральцы были, по сути, поморами с Севера, где (как считают многие исследователи) в наибольшем виде сохранились нетленными древние истоки русской культуры – поскольку там не было татаро-монгольского ига.

Эта позиция нам кажется несостоятельной уже потому, что абсолютно "чистой" от иноэтнического воздействия культуры не существует. К тому же среди немногих казаков, оказавшихся здесь в 1897 голу (т.е. до появления станиц), кроме русских насчитывалось 14 украинцев, 9 кыргызов (один был горожанином).
#историясемиречья #православие
Неизвестно, как бы обстояло дело с взаимообогащением казачьей и кыргызской культуры, если бы количество казаков-кыргызов увеличилось. В 1902 году большая группа кочевников из Толкановской волости Пишпекского уезда обратилась с просьбой о записи их в казачье сословие. Однако из-за противодействия манапов, опасавшихся потери власти и подданных, эта попытка была сорвана, а два кыргыза – инициатора обращения были отданы под суд по ложному обвинению.

Не смотря на чинимые препятствия, процесс взаимодействия культур шел естественным путем. Вполне возможно, что кыргызская национальная игра "тыйын энмей" заимствована у казаков. Иные из них, как Н.В.Ровнягин, отличались на спортивных соревнованиях, имея звание "Ямбаатчи" за меткую стрельбу. Более того, один из дореволюционных исследователей Туркестана обнаружил, что среди поселившихся на берегах Чу семей казаков-семиреков и мещан Аулие-Аты есть случаи породнения с местными жителями: "Некоторые из этих семей (казак Сергей Светличный и др.) выдали дочерей за киргизов, взяли киргизок в жены и по своему образу жизни почти слились с местным населением". Более того, известно, что среди казаков и крестьян Семиречья распространился обычай взятия калыма.

В большинстве своем казаки все-таки женились на казачках – их ментальность отличалась даже от русских поселенцев. Тот же В.П. Ровнягин, которого собственная мать считала "плохим казаком" (т.к. с малых лет тянулся к не казачьему делу – учебе), после окончания в 1885 году Ташкентской учительской семинарии все-таки женился на своей – казачке.

Понятно, что во многом духовная жизнь несла отпечаток военизированного казачьего быта. Достаточно сказать, что Устав о воинской повинности включал пункт о защите увечных и погибших, т.е. гарантировал заботу и опеку. Тем не менее, из материалов статистики явствует, что естественный прирост населения семиреченских казаков был меньше, чем у остального переселенческого европейского населения.

Управляемые не только в военном, но и в административном отношении – в соответствии со специальным положением (с 1910 года) казачьим отделом Генерального штаба казачьи территории (и жизнь на них) подчинялись воинским порядкам. Но казачья жизнь не могла быть полностью изолированной от окружающего мира, тем более что по данным 1913 г. в семиреченских станицах насчитывалось до 44% лиц вневойскового звания, в т.ч. и коренных жителей. А это, в свою очередь, вело к активному взаимодействию и взаимообогащению культур. Известны и случаи, когда в строю семиреков, проникаясь там казачьими порядками, служили и не станичники по рождению. В ноябре 1911 года дунганина Магазы Масанчина переводят в казачий полк и отправляют служить на персидскую границу. Казачья выучка позже пригодилась Масанчину... В 1916 году среди станичников Николаевской появились и белорусы, переселенные из села Дархан.

Но, конечно, основная часть местного казачества все-таки состояла из русских. Соответственно это отражалось во всех сферах культуры. Известно, что казачий фольклор – наиболее стойкая форма народной культуры, существовавшей и в Семиречье. Выходцы из различных казачьих земель пели здесь свои – "войсковые". Бывший донской казак Барамыка, живший в Сокулуке, в праздники, надев штаны с лампасами и фуражку с красным околышем, приняв чарку-другую, любил петь на завалинке дома протяжные донские песни на два голоса со своей бабкой. Из дневника участника Аулие-Атинского похода 1864 года художника М.С. Знаменского явствует, что он услышал здесь казачьи песни. Кого заинтересует данная страница музыкальной культуры семиреков, адресуем к диссертации исследовательницы М. Богузбаевой, посвященной их фольклору.

В.П. Ровнягин, будучи атеистом, не только любил петь сам в храме, но и руководил церковным хором. А на все провокационные вопросы отвечал: "Пою, но не молюсь". Хор, кстати, за пределами храма пел не только церковные, но и русские, украинские песни.

Добавим, что песни уральцев звучали в Семиречье. Наверняка слышали местные жители от уральцев и их "песенный автопортрет": 
#историясемиречья
#сословие или #народ
Утро, солнышко сияет,
Сотня в поле выезжает,
Хоть всю сотню обскачи,
Всюду в ней бородачи...


"Автопортрет" отражает их старообрядческую природу, которой были верны служивые и ссыльные уральские казаки.

Своеобразным отличием казаков было и семейное воспитание. Существует предубеждение, что все семиреки были ленивыми и нехозяйственными в силу большой занятости. Конечно, так случилось, что только-только осевшие на земле Семиречья казаки часто вызывались для несения службы на границу, затем оказались на фронтах Первой мировой и гражданской войны. Но безделье – не характерное качество семиреков. В.П. Ровнягин прививал собственным детям и ученикам любовь к труду и любознательность. К тому побуждала и скромная зарплата – на семью в одиннадцать человек приходилось 30 рублей оклада (дети ходили босиком). Летом учитель с детьми разводил пасеку в горах и разведывал полезные ископаемые, попутно обследуя памятники христианской (несторианской) религии в крае.

Известно, что казачье происхождение считается по мужской линии (передавался станичный пай земли от отца к сыну). Поэтому в силу длительной оторванности мужчин от семьи именно на казачек выпала миссия воспитания в сыновьях казачьего "духа". Живший в детстве в донской станице и на Иссык-Куле Коля Лященко упросил свою мать-казачку нашить лампасы на штаны, мечтая так же лихо рубить шашкой на учебном плацу прутья. Поскольку по отцу (не казаку) не имел такого права, то был жестоко выпорот сверстниками. Прошло время, детская обида забылась, но до конца своих дней Герой Советского Союза генерал армии Н.Г. Лященко сохранил воспоминания о казачьей жизни, воинской храбрости.

Еще многое предстоит исследовать в различных сферах духовного производства казаков, выявить черты сходства и отличия от других народов, а пока попробуем воедино собрать разрозненные сведения о представителях различных казачьих войск, волей судьбы оказавшихся в Семиречье. 
#историясемиречья
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Памяти Василия Семёновича Ланового - советского и российского актёра театра и кино, мастера художественного слова, общественного деятеля, театрального педагога и доброго примера настоящего мужчины.
Солдаты Русской императорской армии.
17 (29) января 1895 года в первой своей политической речи на приеме депутаций от дворянства, земств, городов и казачьих войск (текст ее был подготовлен К.П.Победоносцевым) царь  Николай II заявил:
«Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я... буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель».