ЗАМЕТКИ СЕМИРЕКА // АТАМАНСКАЯ СОТНЯ
929 subscribers
10.3K photos
1.93K videos
221 files
7.05K links
Исторія казачества - дореволюціонная и современная. Въ частности ​памятныя​ даты, традиціи, событія, фольклоръ, фотографіи, книги, стихи, живопись и многое другое...

Нашъ ботъ для связи съ нами @atamana_bot
加入频道
Запускаем публикации с хэштегом #архив, в которых будут указываться фамилии и имена, войско и место жительства

#генеалогия #ВВД

В помощь ищущим дорогие памяти и сердцу фамилии.

Краткий список казаков станицы Цымлянской, призывавшихся на службу в Войско в период 1858 - 1861 годов и имевших на момент записи возраст 31 - 38 лет.

Данные смотрим в комментариях ⤵️⤵️⤵️
​​Заявление Н.Л. Дьяконова, Верховного атамана Общероссийской общественной организации по развитию казачества "Союз Казаков – Воинов России и Зарубежья" (СКВРиЗ), в связи с недавними событиями в Казахстане

Относительно событий января 2022 г. в Республике Казахстан, связанных с попытками дестабилизации общественно-политической ситуации в стране, и решением Организации договора о коллективной безопасности ("ОДКБ") направить в Казахстан коллективные миротворческие силы, считаю необходимым обратить внимание на ряд важных моментов.

1. В Республике Казахстан находятся важные центры исторических казачьих войск – Уральского казачьего войска (старшинство с 1591 г.), Семиреченского казачьего войска, Сибирского казачьего войска (у обоих - старшинство с 1582 г.) и Оренбургского казачьего войска (старшинство с 1574 г.), многочисленные места компактного проживания казаков. В Казахстане находится одна из крупнейших современных русских зарубежных диаспор, составляющих по разным оценкам около 3,5 млн человек, которые честно и ответственно выполняют свой долг в качестве граждан Республики Казахстан. Российские казаки всегда самым внимательным образом отслеживают ситуацию, связанную с положением своих братьев-казаков, русских общин и православных верующих в Республике Казахстан, и всегда готово помочь им при необходимости.
2. Особую роль в этом играет СКВРиЗ, крупнейшая российская казачья общественная организация, объединяющая казачьи общины из более чем 49 стран мира, включая также братские нам общины казаков в Казахстане, с которыми поддерживается контакт и взаимодействие. С момента возникновения данного кризиса руководство СКВРиЗ находится на постоянной связи с казачьими атаманами в Республике Казахстан.
3. СКВРиЗ поддерживает решительные усилия властей Республики Казахстан по недопущению дестабилизации общественно-политической ситуации в стране со стороны деструктивных сил, которые в начале января 2022 г. попытались взорвать гражданский и межэтнический мир и согласие в Казахстане, посеять ненависть и раздор. Мы полностью согласны с пресечением противоправных действий экстремистов и террористов, которые всего за несколько дней бесчинств в Казахстане показали на что они способны, если им не будет дан самый решительный отпор.
4. С учётом этого, мы полностью одобряем направление миротворческих сил ОДКБ в Республику Казахстан для оказания необходимой и всесторонней помощи казахстанским властям в стабилизации ситуации.
5. С самого начала кризиса казачьи организации Республики Казахстан, в частности, в казачьих станицах Текелийская, Коксуйская и Кугалинская, участвовали в добровольных дружинах по охране правопорядка, которые повсеместно сформированы для защиты жизни и собственности простых казахстанцев. Казачьи дружины готовы оказывать посильную помощь и любое требуемое содействие казахстанским властям.
6. СКВРиЗ уверено, что прошедшие испытания еще тесней сплотят родственные народы русских и казахов, имеющих общую историю, в частности, на основе нашей общей и славной Победы в Великой Отечественной Войне, включая немеркнущий подвиг русских и казахов, воевавших плечом к плечу в 8-ой гвардейской Панфиловской дивизии при обороне г. Москвы в критические для страны дни 1941 г. Напомню, что первый состав этой прославленной дивизии включал в себя многочисленных казаков, призванных из казачьих станиц Семиречья - Надеждинской, Софийской, Любавинской.
7. Но не только прошлое, но и большие совместные задачи, намеченные руководством наших стран, будут способствовать более тесной государственной, социально-экономической и культурной интеграции России и Казахстана на всех уровнях. Мы будем её всемерно поддерживать.
8. СКВРиЗ убеждено, что с очищением государственного аппарата Республики Казахстан от мятежников, проходимцев и пособников террористов и экстремистов, уйдут в прошлое печальные примеры русофобии в Казахстане, включая преследования по национальному и языковому признаку, любые проявления бытового экстремизма, национализма и агрессии.

продолжение в комментариях ⤵️⤵️⤵️
Ущелье Буам, Семиречье. 1897 г.

Живописное Боомское ущелье часто называют визитной карточкой дороги, соединяющей Бишкек и озеро #Иссык-куль, «воротами» Иссык-Кульской котловины, отделяющими её от Чуйской долины. Название Боом (Буам) предположительно монгольское и переводится как «отвесная скала, утёс на берегу реки».

Трасса, ведущая из столицы к берегам Иссык-Куля, поднимается на 260 м и коридором входит в Боомское #ущелье, располагающееся в среднем течении реки Чу, между двумя хребтами: Кунгей Ала-Тоо и Киргизским Ала-Тоо. Высота склонов в некоторых местах достигает 1500 м. Скалистые горы по сторонам Боомского ущелья сложены извержёнными породами — гранитом, порфиром и диоритом, и также из конгломератов, кое-где нависающих над рекой. Ущелье покрыто редкими зарослями облепихи, можжевельника, боярышника, шиповника и барбариса.
Ущелье Буам, Семёновский мост. 1880 год

Дорога по Боомскому ущелью соединяет две долины, две области: Чуйскую и #Иссык-Кульскую. Административной границей между ними является мост, переброшенный через реку в средней части ущелья, по которому дорога переходит на правый берег и который ещё по старой привычке называют Краснооктябрьским, «Красным мостом».
Деревянный «прадедушка» этого моста был построен в 1873 году, когда через Боом прокладывали первую узкоколейную дорогу, и назывался он поначалу Интендантским, потом Семёновским.
​​Первый автомобиль прошел через Боомское #ущелье лишь в 1928 году.
Длительное время его пересекали только верхом на лошадях или в телегах, бричках. Юлиус Фучик вспоминал, что в 1930 году ехал через Боомское ущелье верхом на лошади 7 (!) дней. Так что еще в прошлом веке этот путь был опасным предприятием, и чтобы пересечь его, за руль сажали самых опытных и хладнокровных шофёров.
Для автомобильного движения трасса в Боомском ущелье была открыта официально в 1935 году, и даже тогда водители со страхом проезжали самый опасный, последний участок дороги — узкий Боомский каньон, стиснутый скалистыми высокими обрывами.

А ещё раньше, в 1856 году, это же самое ущелье известному путешественнику и исследователю П. П. Семёнову (впоследствии – Тянь-Шанскому) удалось пройти до конца только через 21 день! Вот как он описывал свои впечатления:

«…Буамское (Боомское) ущелье – место гиблое и безлюдное… это смертельная ловушка. Движение наше было до крайности затруднено тем, что наша тропинка не могла следовать непрерывно по берегу реки: местами береговые утёсы падали в неё совершенно вертикально, и приходилось лезть вверх, на боковые стены этого каменного коридора. Кое-где вместо этих обходов мы шли, где возможно, вброд, борясь со стремительным течением, которое укрывало огромные камни, через скалы, наполняющие её ложе, с ежеминутной опасностью для каждого быть снесённым её бешеными волнами…»

К слову сказать, П.П. #Семёнов Тянь-Шанский был первопроходцем: «Мне не только удалось перейти Чу, но также достигнуть этим путём (Боомским ущельем) до Иссык-Куля, западной его оконечности, на которую ещё не ступала нога европейца и до которой ещё не коснулись никакие научные исследования.»

В 1868 году туркестанской сапёрной ротой была начата разработка Боомского ущелья и продолжалась вместе с жителями окрестных мест.
С 1 декабря 1870 года отсюда началось вьючное сообщение с г. Караколом по северному берегу озера, а с 1871 года сообщение стало колесным (имеется в виду телеги и брички на колёсах).

Уже после войны, в 1948 году была открыта железнодорожная ветка Фрунзе – Рыбачье, на её строительстве в течении нескольких лет работали многие: и заключённые сталинских лагерей, и военнопленные – немцы, японцы, и местные жители – киргизы и русские.
​​Заявление личного состава Общественного Объединения "Верненское Казачье Станичное Объединение" и членов их семей.

В связи с событиями происходящими в нашей стране, республике Казахстан, в начале января 2022 года, выражая свою гражданскую позицию обращаемся к нашим согражданам.
Все мы прекрасно понимаем что мирными митингами всё происходящее назвать нельзя.Все эти бесчинства, убийства, грабежи и насилия, ничто иное как: экстремизм, терроризм и попытка гос переворота.
В первую очередь хотим выразить искренние соболезнования родным и близким погибших.
Тем кто стоял на страже правопорядка и целостности нашего независимого государства, а так же мирных жителей, не винно пострадавших от рук бандитов.Мы скорбим вместе с вами.
Выражаем свою поддержку и слова благодарности президенту республики Казахстан Косыму Жомарт Кемелевичу Токаеву за своевременно правильные решения по уничтожению банд формирований и наведению порядка в стране. А так же руководителям стран "ОДКБ" за оперативную помощь нашему государству.
В свою очередь, мы как добропорядочные граждане своей Родины, патриоты и военнообязанные независимой республики Казахстан, выражаем свою готовность при всеобщей мобилизации, или при необходимости, встать в строй для наведения порядка в стране во имя сохранения целостности нашего государства.

Очень надеемся что и другие Казачьи общины и объединения, а так же диаспоры других народностей, не только в Семиречье, но и по всей нашей необъятной родине поддержат политику нашего президента, во имя процветания нашей родины!

В Единстве наша сила!
#ВКСО
Оренбургские казаки на охоте. #традиции
#фотография казак и три буддийских священнослужителя на фоне Дацана.
Маньчжурия, 1910-е годы.
Группа казаков.
Цихис-Дзири, 1880-1890-е гг.


Цихисдзири — село на берегу Черного моря в Кобулетском муниципалитете Аджарии (Грузия); расположено в 15 километрах к северу от Батуми.
Некрасовцы, игнат-казаки, более 240 лет они жили на территории Турции приняв подданство султана и даже воевали против нас! Я впервые прочел о них у Пикуля, но даже Пушкин упомянул их в своем произведении. А получилась вся эта ситуация так - после подавления Петром I Булавинского восстания на Дону, один из сподвижников мятежного казака - Игнат Некрасов увел своих людей сначала на Кубань, а затем и вовсе на туреччину, по причине преследования царской властью староверов. Проживая на территории Турции, некрасовцы имели некоторые льготы, хотя и участвовали в военных походах османов. Первые семьи стали возвращаться в Россию в 1911 году, когда староверов прекратили преследовать, а последние вернулись в 60-х годах 20 века уже в СССР, выполнив завет Некраса "При царе не вертаться!". Про генсеков не было в указании ни слова, поэтому казаки вернулись на Кубань, где их потомки до сих пор проживают, исполняя песни дедов и угощая соседей свой особой кухней.
А вспомнил я о них из-за этой зажигательной песни из их фольклора.
Усадьба семьи Курбиных в Акмолинске (ныне Астана), 1915. Род начался с казака Константина Курбина, который сделал состояние на торговле. Его сыновья уже строили в городе заводы и торговые дома, а внук был главой Акмолинска почти 30 лет.
ЗАСВИСТАЛИ БРАВЫ КАЗАЧЕНЬКИ

Засвистали бравы казаченьки
В поход полуночи,
Заплакала моя Марусенька
Свои ясны очи.
Не плачь, не плачь, моя Марусенька,
Не плачь, не журися,
За своёво дружка любезного
Богу помолися.
Светит месяц, месяц над рекою,
А солнца немае.
Матерь сына, сына в дороженьку
Слезно провожала:
Матерь сына, сына в дороженьку
Слезно провожала:
— Ты поедешь, мой да сыночек,
Нас не забывай да.
Через три, да три ли годочка
Назад домой вертайся,
Через три, да три ли да годочка
Назад домой вертайся.


Записана от Васильевой К. М., 1906 г. р., г. #Талгар, в 1976 г. Всего зафиксировано 15 текстов. См.: «#Фольклор семиреченских казаков», ч. 1., № 1,
У Овчаровой Е. В. (Каскелен):

— Иди, иди, моё дито,
Иди, не журися,
Через четыре недельки
До дому вернися.
— Чи вернусь я,
Чи я не вернуся,
Может быть, я сгину,
Поприветти мою Марусеньку
Як малу детину.


У Водневой Е. А. (к/з им. Калинина):

«Не плачь, не плачь, Марусенька,
Возьмем тебя с собою,
Как поедем, как поедем в чужу сторону,
— Ты иди, мой милай, не забавляйся,
На коне вороным назад возвращайся».

Оригинальный текст, данный Пескуновой Е. П., Рубановой .А. А., Русиной А. М. (г. Каскелен), публикуется ниже:

Свите месяц,
Свите ясный,
А солнце немае.
Мате сына в дороженьку
Слезно провожает:
«Иды, иды, мой сыночка,
Иды послужися,
А через четыре недели.
Домой воротися.
«Ой, рад бы, моя матушка
Рад бы я вернуться.
Да мой конь вороненький
В воротах споткнулся.


Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 8

Походная казачья песня, семиреченский вариант. Есть много вариантов в разных казачьих войсках. Восходит песня к запорожцам. Легенда приписывает ее создание Марусе Чурай, сочинительнице песен из войска Богдана Хмельницкого (середина 17 века). Она умерла в 23 года от чахотки.

За свит всталы козаченки,
В похид с полуночи.
Заплакала Марусенька,
Свои ясни очи!


То есть, в оригинале - не "засвистали", а "за свит всталы" (встали засветло).
​​Электричество в Российской империи

В 1879 году в Петербурге был освещен электрическим светом Литейный мост, став первым в мире мостом, освещенным при помощи электричества. С этим событием связана курьезная история о том, как Городская управа Петербурга продала монополию на освещение улиц частным компаниям, освещавшим их при помощи масляных и газовых фонарей. Литейный же мост, как построенный после заключения этого договора не подпадал под действие соглашения, вследствие этого, электрификация Российской столицы и империи в целом началась именно с моста.

Следующей вехой на пути внедрения новинки в повседневный быт стало 30 января 1880 года, когда был основан электротехнический отдел Русского технического общества, призванный курировать проблемы электрификации России. В том же году начались работы по освещению улиц Москвы и Петербурга, однако их объем можно считать крайне незначительным – пара сотен ламп на две столицы. Так же в этом же году в Киеве посредством ламп Яблочкова освещены мастерские Днепровского пароходства.

Спустя ровно два года после коронации в Петербурге императора Александра III, торжества по аналогичному поводу в Москве 15 мая 1883 года были ознаменованы грандиозной иллюминацией Кремля. Для осуществления этого проекта на Софийской набережной была построена специальная электростанция.

В том же году, но уже в столице Империи фирма «Сименс и Гальске» освещает центральную улицу города, а чуть позже электрифицируется Зимний Дворец. По некоторым данным именно для осуществления этих мероприятий строится едва ли не первая, более-менее крупная электростанция в России, мощностью 35 КВт. Помимо прочего эта электростанция примечательна тем, что располагалась она на барже пришвартованной к набережной Мойки недалеко от Полицейского моста.

31 июля 1887 года Общество Электрического Освещения, основанное Карлом Федоровичем Сименсом (к тому времени принявшим Российское подданство и ставшим купцом первой гильдии), принимает решение о начале работ направленных на практическую электрификацию Москвы. Реализация этих амбициозных планов началась с устройства электрического освещения Постниковского пассажа на Тверской, ныне Театр им. Ермоловой.

3 февраля 1888 года в Москве заключается договор аренды земли под строительство первой центральной городской электростанции. Электростанция, получившая название Георгиевской (располагалась на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка) вырабатывала постоянный ток и снабжала электроэнергией потребителей (среди которых появляются и частные домовладельцы) в радиусе полутора верст. Все кабели прокладывались в кирпичных каналах.

1895 год ознаменовался вводом в строй первой в России гидроэлектростанции на реке Большая Охта в Петербурге, причем довольно большой по тем временам мощности – 300 КВт. В том же году, Управление Владикавказской железной дороги построило и ввело в эксплуатацию ГЭС «Белый уголь» на реке Подкумок, между Кисловодском и Ессентуками, дававшую электроэнергию для освещения курортов.

Важным событием в период начала электрификации страны явилось строительство и ввод в эксплуатацию электростанции на Раушской набережной, первой действительно крупной электростанции в России, да к тому же вырабатывающей переменный трехфазный ток. Это давало возможность передавать мощности на большие расстояния, используя более высокое напряжение.

28 апреля 1897 года начался монтаж электрооборудования, а в ноябре того же года электростанция была пущена. Тогда мощность этой паротурбинной электростанции составляла 1470 КВт (уже в ходе Первой Мировой Войны, в 1915 году, была пущена вторая очередь этой электростанции мощностью в 21 МВт).

Итогом предвоенного развития электроэнергетики России стал выход на суммарную установленную мощность источников электроэнергии в 1100 МВт и выработку 1 900 000 Мвт/ч в год (данные 1913 года). Что касается гидроэлектростанций, то к 1917 году в России они имели суммарную мощность порядка 19 МВт, и самой мощной ГЭС империи являлась Гиндукушская – 1,35 МВт.
​​Сегодня идет переосмысление истории, страна пытается, наконец, закончить Гражданскую войну. Поэтому с равной вероятностью можно увидеть новость о появлении памятника героям как «белых», так и «красных». Иногда это происходит одновременно. Но есть ряд «героев», так и не получивших прощение.

Среди «центровых» лидеров белого движения амнистию не получили 6 человек: Колчак (что не мешает ставить ему монументы), Семенов, #Анненков, Унгерн, #Краснов и Шкуро. Первым 4-м вменяют массовые убийства мирного населения в ходе Гражданской войны. Колчак проходит как организатор, прочие – как исполнители.

Стоит отметить, что сами белогвардейцы были от этих личностей далеко не в восторге. Дело в специфике движения, которое не было однородным как организационно, так и географически. Семенов и #Унгерн как «полевые командиры» пользовались благосклонностью Японии, и Колчак при всем желании не мог на них повлиять.

Краснов и #Шкуро – другой разговор. Они добровольно пошли на сделку с нацистами, уже находясь в эмиграции.
Иными словами, когда Гражданская война уже закончилась, они вполне могли остаться в стороне. Благо возраст позволял. Но не остались, став, в противовес Деникину, главными идеологами коллаборационизма среди белоэмигрантов.

Но это пол греха: политика – дело грязное. Грех в том, что они вернулись убивать своих братьев-казаков вместе с нацистами. Их заслуги в Гражданской войне никак не оправдывают новых добровольных преступлений уже во Второй Мировой войне.
#коллаборационизм
К столетию геноцида казаков написал очень краткую его историю. Материал, в основном, известный, за исключением того, что извлечен из книги Венкова, имеющей небольшой тираж. Но, опять же, историю как получилось, что казаков стали вырезать и что из этого вышло многие не знают, либо знают только по "Тихому Дону". Ну и некоторые обобщения...

https://360tv.ru/news/tekst/karfagen-kazachestvu-100-let/

Так что почитайте.

***

Ненависть к казачеству была одной из составляющих «символа веры» настоящего коммуниста и даже шире — революционера, включая эсеров и анархистов. И это, конечно, не было случайностью — именно Дон и другие казачьи районы стали своего рода осью, вокруг которой шло антибольшевистское сопротивление.

Антиказачий террор ставился в общий ряд с другими линиями красного террора — антидворянским, антицерковным, антибуржуазным — предполагалось не наказание личной вины, а уничтожение казачества как класса (именно в этом отношении красный террор, уничтожавший людей за социальную принадлежность и белый, направленный против политических врагов были никогда не сравнимы).

Идеологическое отношение советских вождей к казакам как к диким зверям на которых надо охотиться выражал один из идеологов расказачивания — Троцкий: «Это своего рода зоологическая среда… Русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-либо великодушие. Очистительное пламя должно пройти по всему Дону, и на всех них навести страх и почти религиозный ужас. Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции».

Глава большевистского Реввоенсовета пообещал «устроить Карфаген казачеству». О том же рассуждал член Донревкома Рейнгольд: «Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо рано или поздно истребить, просто уничтожить физически».

Можно ли считать эти события «геноцидом», как иногда говорится? С одной стороны, очень опасно утверждать, что казачество какой-то отдельный народ, по сравнению с русским.

Дорога «казачьего сепаратизма» очень опасна — если действия Краснова во время Гражданской еще были как-то объяснимы политической логикой, и сам генерал-атаман всегда был принципиальным сторонником единства и неделимости России (и то его осуждали почти все остальные белые за пронемецкости и политический авантюризм), то последующая попытка провести тезис «Казакия не Россия, а оккупированная русскими страна», есть попытка соорудить из казаков еще одних «украинцев» — сепаратистский откол из русского народа. И не случайно, что мифическая «Казакия» фигурирует в американском законе № 86-90 «О порабощенных нациях».

Но если не вкладывать в представление о геноциде казачества подобной сепаратистской мифологии и говорить о казаках, как о части русской нации с особой исторической судьбой, местом проживания, культурой, с особыми передающимися из поколения в поколение традициями, то мероприятия большевиков были, конечно, именно геноцидом.

Свердлов, Троцкий и компания пытались покончить с историческим феноменом, имевшим огромное значение для судеб России и физически истребить его носителей. И этот геноцид, бывший составной частью общего геноцида русского народа, был одной из самых мрачных страниц нашей истории в ХХ веке.
​​Самый тяжелый период в истории казачества наступил после захвата власти в России большевиками.

Всех казаков большевики считали врагами советской власти, поэтому множество офицеров, чиновников, казаков и даже казачек было расстреляно, ещё больше посажено в тюрьмы.

Все казачьи станицы платили большие контрибуции, после чего были обложены громадными налогами.

В результате подавляющее большинство казаков приняло активное участие в Гражданской войне на стороне белых, меньшинство перешло на сторону красных.

Апогеем борьбы советской власти с казаками явилась «директива о расказачивании», принятая в 1919 году, после выхода которой начался массовый террор против казаков.

Принятые во исполнение этой директивы местные документы только ужесточали её положения, ставя на самом деле задачу полного физического уничтожения всех казаков. Казаки фактически ставились вне закона, лишались своих земель, имущества и всех гражданских прав. За массовые внесудебные расправы над казаками, за их самочинные казни никто не нес ответственности.

Главнокомандующий Красной Армией Иоаким Вацетис писал в газете «Известия»:
«Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. Стомиллионный русский пролетариат не имеет никакого нравственного права применить к казакам великодушие».

Истребление казаков во многих случаях носило характер геноцида: их массово расстреливали, заключали в тюрьмы и концентрационные лагеря, лишали земли, депортировали. Всё это продолжалось вплоть до 1924 года. Уцелевшие казаки попали в самую бесправную часть населения России.

#расказачивание
#архив #генеалогия #ТКВ

В помощь ищущим дорогие памяти и сердцу фамилии.

"Список нижних чинов Собственного Его Императорского Величества Конвоя, с распределением по Военным Отделам Терского казачьего Войска".

Часть первая.
29 февраля 1888 года.

Данные смотрим в комментариях ⤵️⤵️⤵️
#архив #генеалогия #ТКВ

В помощь ищущим дорогие памяти и сердцу фамилии.

"Список нижних чинов Собственного Его Императорского Величества Конвоя, с распределением по Военным Отделам Терского казачьего Войска".

Часть вторая.
1 марта 1888 года.

Данные смотрим в комментариях ⤵️⤵️⤵️
#архив #генеалогия #ТКВ

В помощь ищущим дорогие памяти и сердцу фамилии.

"Список нижних чинов Собственного Его Императорского Величества Конвоя, с распределением по Военным Отделам Терского казачьего Войска".

Часть третья.

Данные смотрим в комментариях ⤵️⤵️⤵️