Семиреченский Геродот – историк Николай #Леденев
Всем, кто хоть немного касался истории Семиречья, хорошо знакома фамилия Леденева – автора фундаментального труда «История Семиреченского казачьего войска», вышедшего в городе Верном (ныне Алма-Ата) в 1909 году. Но почти никому не была известна судьба самого историка Николая Васильевича Леденева, да и по сей день в ней остается еще немало «белых пятен» и «вопросительных знаков».
Что же мы можем сказать сегодня об авторе уникального труда по истории Семиреченского казачьего войска, и вообще всего Семиречья? Сведения эти скупы и собраны по крупицам в архивах Казахстана...
#историяСмКВ
Всем, кто хоть немного касался истории Семиречья, хорошо знакома фамилия Леденева – автора фундаментального труда «История Семиреченского казачьего войска», вышедшего в городе Верном (ныне Алма-Ата) в 1909 году. Но почти никому не была известна судьба самого историка Николая Васильевича Леденева, да и по сей день в ней остается еще немало «белых пятен» и «вопросительных знаков».
Что же мы можем сказать сегодня об авторе уникального труда по истории Семиреченского казачьего войска, и вообще всего Семиречья? Сведения эти скупы и собраны по крупицам в архивах Казахстана...
#историяСмКВ
Николай Васильевич #Леденев
Рисунок Натальи Пономаренко с единственной сохранившейся фотографии Леденева
Рисунок Натальи Пономаренко с единственной сохранившейся фотографии Леденева
Он родился в Большой Алматинской станице (сейчас это район Алма-Аты) 13(26) февраля 1863 года, в семье есаула Сибирского казачьего войска Василия Тихоновича Леденева, человека сложной судьбы. Достаточно сказать, что В.Т Леденев два раза в своей жизни добивался звания войскового старшины (что соответствовало тогда званию майора в регулярных войсках русской армии) – первый раз дослужившись до этого звания, он был за проступок разжалован до рядового казака, но вторично вновь дослужился до войскового старшины уже в Семиреченском войске. Мать Николая – Капитолина Александровна, была дочерью купца Кремлева.
Интересно, что в сотне, которой командовал Василий Тихонович Леденев в городе Верном, служил в чине корнета сводный брат казахского поэта Абая – Халиулла Ускенбаев, умерший совсем молодым от туберкулеза. По некоторым сведениям Халиулла Ускенбаев даже квартировал в доме казаков Леденевых.
Николай #Леденев рано лишился матери, а отец его в ноябре 1872 года женился на вдове титулярного советника Марии Ивановне Андрюковой. От первого брака она имела дочь Елизавету. Жениху было в то время 62 года, а невесте 41. Оба далеко не молоды, но вскоре у них рождается дочь, сводная сестра Николая – Павла Васильевна. В 1874 году умирает Василий Тихонович, и одиннадцатилетний Николай Леденев остается на попечении мачехи. Вдова В.Т Леденева начала хлопотать о назначении ей пенсии и наделении семьи покойного наделом земли. Вскоре был назначен пенсион и членам семьи отвели 400 десятин земли между речками Аксай и Каргалинка, ниже почтовой дороги Верный – Каскелен.
Николай, между тем, поступает в Омскую военную гимназию (в будущем – Омский кадетский корпус), а по окончании ее, в 1880 году – в Оренбургское юнкерское училище. Закончив училище по 2 разряду, производится 15 мая 1883 года в хорунжие и возвращается к себе на родину – в Семиречье. Здесь он причисляется к 1-му конному полку Семиреченского казачьего войска и служит на различных административных должностях – писарь Войскового правления, заведывающий (уст. – сейчас бы писали «заведующий») оружием в полку, затем заведывающий Сергиопольской станицей (ныне – город Аягуз) в строевом отношении. В 1887 году он получает звание сотника, а в 1890 переводится заведывающим Софийской станицей (ныне – город #Талгар). При переводе его аттестовали так: «Характера не ровного, но твердого. Трудолюбив, усерден и исполнителен по службе. Способностей хороших».
Служба Леденева идет своим чередом – он состоит членом комиссии по заведыванию офицерским заемным капиталом, членом полкового суда и временно командующим 3-ей сотней 1-го конного полка Семиреченского войска.
Судя по всему, #Леденев собрал к этому времени неплохую домашнюю библиотеку. Со стороны всем была заметна его большая начитанность, хорошее общее развитие, у него был музыкальный слух и способности быстро осваивать технику игры на различных музыкальных инструментах. Ко всему прочему, он был наделен природой неплохим голосом. Музыкальная одаренность была замечена начальством. Его назначают заведывающим Войсковым казачьим хором и музыкантской командой. В газете «Семиреченские Областные Ведомости» стали появляться его корреспонденции.
В личной жизни Леденева, тоже происходят перемены. Где-то после 1893 года он женится, вероятно, на уроженке станицы #Софийская.
В 1897 году, по распоряжению Военного министерства, подъесаул #Леденев был командирован от Семиреченского казачьего войска в Офицерскую стрелковую школу в город Ораниенбаум под Санкт-Петербургом. Там Леденев изучал магазинную винтовку, а по окончании изучения был отправлен на Ижевские оружейный и сталеделательный заводы. Здесь подъесаул Леденев принял для вооружения двух льготных полков и запасной сотни Семиреченского войска 1498 магазинных винтовок и в конце августа того же года доставил их в Верный.
#историяСмКВ
Интересно, что в сотне, которой командовал Василий Тихонович Леденев в городе Верном, служил в чине корнета сводный брат казахского поэта Абая – Халиулла Ускенбаев, умерший совсем молодым от туберкулеза. По некоторым сведениям Халиулла Ускенбаев даже квартировал в доме казаков Леденевых.
Николай #Леденев рано лишился матери, а отец его в ноябре 1872 года женился на вдове титулярного советника Марии Ивановне Андрюковой. От первого брака она имела дочь Елизавету. Жениху было в то время 62 года, а невесте 41. Оба далеко не молоды, но вскоре у них рождается дочь, сводная сестра Николая – Павла Васильевна. В 1874 году умирает Василий Тихонович, и одиннадцатилетний Николай Леденев остается на попечении мачехи. Вдова В.Т Леденева начала хлопотать о назначении ей пенсии и наделении семьи покойного наделом земли. Вскоре был назначен пенсион и членам семьи отвели 400 десятин земли между речками Аксай и Каргалинка, ниже почтовой дороги Верный – Каскелен.
Николай, между тем, поступает в Омскую военную гимназию (в будущем – Омский кадетский корпус), а по окончании ее, в 1880 году – в Оренбургское юнкерское училище. Закончив училище по 2 разряду, производится 15 мая 1883 года в хорунжие и возвращается к себе на родину – в Семиречье. Здесь он причисляется к 1-му конному полку Семиреченского казачьего войска и служит на различных административных должностях – писарь Войскового правления, заведывающий (уст. – сейчас бы писали «заведующий») оружием в полку, затем заведывающий Сергиопольской станицей (ныне – город Аягуз) в строевом отношении. В 1887 году он получает звание сотника, а в 1890 переводится заведывающим Софийской станицей (ныне – город #Талгар). При переводе его аттестовали так: «Характера не ровного, но твердого. Трудолюбив, усерден и исполнителен по службе. Способностей хороших».
Служба Леденева идет своим чередом – он состоит членом комиссии по заведыванию офицерским заемным капиталом, членом полкового суда и временно командующим 3-ей сотней 1-го конного полка Семиреченского войска.
Судя по всему, #Леденев собрал к этому времени неплохую домашнюю библиотеку. Со стороны всем была заметна его большая начитанность, хорошее общее развитие, у него был музыкальный слух и способности быстро осваивать технику игры на различных музыкальных инструментах. Ко всему прочему, он был наделен природой неплохим голосом. Музыкальная одаренность была замечена начальством. Его назначают заведывающим Войсковым казачьим хором и музыкантской командой. В газете «Семиреченские Областные Ведомости» стали появляться его корреспонденции.
В личной жизни Леденева, тоже происходят перемены. Где-то после 1893 года он женится, вероятно, на уроженке станицы #Софийская.
В 1897 году, по распоряжению Военного министерства, подъесаул #Леденев был командирован от Семиреченского казачьего войска в Офицерскую стрелковую школу в город Ораниенбаум под Санкт-Петербургом. Там Леденев изучал магазинную винтовку, а по окончании изучения был отправлен на Ижевские оружейный и сталеделательный заводы. Здесь подъесаул Леденев принял для вооружения двух льготных полков и запасной сотни Семиреченского войска 1498 магазинных винтовок и в конце августа того же года доставил их в Верный.
#историяСмКВ
И всегда у Николая Васильевича проявлялся неуклонный интерес к прошлому родного ему казачьего войска. Бывая по служебным делам в городах, станицах и выселках Семиречья, он подолгу расспрашивал местных старожилов, старался просмотреть документы и снять от руки копии в станичных архивах. Вероятно, тогда уже у него стала складываться в уме идея написать историю Семиреченского казачества…
В каком-то отношении ему повезло. В 1902 году Военный министр генерал-адъютант А.Н. #Куропаткин предложил начальнику Главного Управления казачьих войск заняться составлением подробных исторических трудов по каждому из казачьих войск России. Вследствие этого распоряжения Военного министра, начальник Главного Управления казачьих войск обратился ко всем войсковым и наказным атаманам казачьих войск с циркулярным предложением, в котором просил от имени Военного министра «озаботиться составлением исторических очерков по вверенным им войскам».
Такой человек, готовый взять на себя составление подробной истории Семиреченского казачьего войска, был в Верном. Н.В. Леденевым была составлена программа исторического очерка Семиреченского войска и утверждена уже новым Военным министром генералом В.В. Сахаровым. #Леденев с большим энтузиазмом, принялся за написание истории войска и вообще всей истории Семиречья с древнейших времен. При помощи Председателя Войскового правления Семиреченского казачьего войска генерал-майора И.С. Волкова ему удалось посетить все без исключения поселения войска и другие пункты Семиречья, осмотреть все нужные ему архивы и снять копии необходимых документов.
В конце концов огромный труд был завершен. Книга была напечатана в типографии Семиреченского областного правления в Верном в 1909 году. Для тогдашнего Верного это было поистине уникальное издание. Эта объемистая книга в 879 страниц создана на основе уже в большинстве своем безвозвратно утраченных архивных документов, а потому представляет сегодня значение первоисточника сведений по истории Семиреченского казачества. Сам автор был чрезвычайно скромен в оценке своего труда. В предисловии к книге он писал: «Более чем скромные средства войска, сравнительно малая подготовленность автора к такому серьезному историко-экономическому труду, уничтожение в архивах области многих дел исторического характера, как окончивших определенный срок хранения, гибель и потеря таких дел в центральных областных архивах, вследствие бывшего в 1887г. в городе Верном землетрясения и других причин – не дали возможности совершенно выполнить составленную программу в том широком объеме, в каком она была намечена».
#историяСмКВ
В каком-то отношении ему повезло. В 1902 году Военный министр генерал-адъютант А.Н. #Куропаткин предложил начальнику Главного Управления казачьих войск заняться составлением подробных исторических трудов по каждому из казачьих войск России. Вследствие этого распоряжения Военного министра, начальник Главного Управления казачьих войск обратился ко всем войсковым и наказным атаманам казачьих войск с циркулярным предложением, в котором просил от имени Военного министра «озаботиться составлением исторических очерков по вверенным им войскам».
Такой человек, готовый взять на себя составление подробной истории Семиреченского казачьего войска, был в Верном. Н.В. Леденевым была составлена программа исторического очерка Семиреченского войска и утверждена уже новым Военным министром генералом В.В. Сахаровым. #Леденев с большим энтузиазмом, принялся за написание истории войска и вообще всей истории Семиречья с древнейших времен. При помощи Председателя Войскового правления Семиреченского казачьего войска генерал-майора И.С. Волкова ему удалось посетить все без исключения поселения войска и другие пункты Семиречья, осмотреть все нужные ему архивы и снять копии необходимых документов.
В конце концов огромный труд был завершен. Книга была напечатана в типографии Семиреченского областного правления в Верном в 1909 году. Для тогдашнего Верного это было поистине уникальное издание. Эта объемистая книга в 879 страниц создана на основе уже в большинстве своем безвозвратно утраченных архивных документов, а потому представляет сегодня значение первоисточника сведений по истории Семиреченского казачества. Сам автор был чрезвычайно скромен в оценке своего труда. В предисловии к книге он писал: «Более чем скромные средства войска, сравнительно малая подготовленность автора к такому серьезному историко-экономическому труду, уничтожение в архивах области многих дел исторического характера, как окончивших определенный срок хранения, гибель и потеря таких дел в центральных областных архивах, вследствие бывшего в 1887г. в городе Верном землетрясения и других причин – не дали возможности совершенно выполнить составленную программу в том широком объеме, в каком она была намечена».
#историяСмКВ
Тем не менее, гигантский труд был выполнен… Вскоре Николай Васильевич получил звание войскового старшины, орден Святого Владимира с бантом и в 50 лет вышел в отставку. Он занялся сельским хозяйством в торговых целях на своем наделе земли, полученном по смерти мачехи. Вот и все, что можно рассказать о жизни семиреченского историка.
После 1913 года не обнаружено никаких сведений об авторе «Истории Семиреченского казачьего войска». Как в воду канул человек! Неизвестны и другие его труды. Правда, в 1911 году в Ташкенте вышла небольшая брошюра – «Краткая памятка о первом наказном атамане Семиреченского казачьего войска генерале Г.А. Колпаковском», автор которой скрылся за таинственным псевдонимом «Н.В.» Есть предположение, что автором этой брошюры мог быть Николай Васильевич #Леденев.
Что случилось с ним далее – можно только гадать… Ведь впереди была Первая Мировая война, революция, Гражданская война, истребление части казачества большевиками и исход других казаков в китайские пределы, потом коллективизация, раскулачивание, борьба с «врагами народа» и т.п. А может, жизнь его окончилась вполне благополучно? Известно еще, что у Н.В Леденева был сын Николай, 1897 года рождения, а его сводная сестра Павла, скончалась в 1914 году, сорока лет от роду. В 1920-е годы в Алма-Ате еще проживали его дальние родственники.
Несколько алматинских историков-краеведов, уже в наши дни, безуспешно пытались выяснить дальнейшую судьбу Николая Васильевича. Но увы! А может быть, разгадка его жизненного пути еще ждет нас впереди? Как бы то ни было, но основной труд его жизни – «История Семиреченского казачьего войска» остался для потомков, а несколько лет назад он был переиздан в Новосибирске, а затем в Алма-Ате, ныне Южной столице Казахстана и бывшем казачьем городе Верном.
Автор,
семиреченский казак Максим #Ивлев
#историяСмКВ
После 1913 года не обнаружено никаких сведений об авторе «Истории Семиреченского казачьего войска». Как в воду канул человек! Неизвестны и другие его труды. Правда, в 1911 году в Ташкенте вышла небольшая брошюра – «Краткая памятка о первом наказном атамане Семиреченского казачьего войска генерале Г.А. Колпаковском», автор которой скрылся за таинственным псевдонимом «Н.В.» Есть предположение, что автором этой брошюры мог быть Николай Васильевич #Леденев.
Что случилось с ним далее – можно только гадать… Ведь впереди была Первая Мировая война, революция, Гражданская война, истребление части казачества большевиками и исход других казаков в китайские пределы, потом коллективизация, раскулачивание, борьба с «врагами народа» и т.п. А может, жизнь его окончилась вполне благополучно? Известно еще, что у Н.В Леденева был сын Николай, 1897 года рождения, а его сводная сестра Павла, скончалась в 1914 году, сорока лет от роду. В 1920-е годы в Алма-Ате еще проживали его дальние родственники.
Несколько алматинских историков-краеведов, уже в наши дни, безуспешно пытались выяснить дальнейшую судьбу Николая Васильевича. Но увы! А может быть, разгадка его жизненного пути еще ждет нас впереди? Как бы то ни было, но основной труд его жизни – «История Семиреченского казачьего войска» остался для потомков, а несколько лет назад он был переиздан в Новосибирске, а затем в Алма-Ате, ныне Южной столице Казахстана и бывшем казачьем городе Верном.
Автор,
семиреченский казак Максим #Ивлев
#историяСмКВ
История_Семиреченского_Казачьего_Войска.pdf
40.8 MB
"История Семиреченского казачьего войска"
Николай Васильевич #Леденев,
1909, г. Верный
#библиотека Атаманской Сотни
В книге Николая Васильевича Леденева дана обстоятельная характеристика географии Семиречья, представлен исторический очерк проникновения русских в этот регион и формирования казачьего войска; детально охарактеризовано административное устройство, военная организация, особенности службы, система самоуправления, хозяйство и быт семиреченского казачества.
Николай Васильевич #Леденев,
1909, г. Верный
#библиотека Атаманской Сотни
В книге Николая Васильевича Леденева дана обстоятельная характеристика географии Семиречья, представлен исторический очерк проникновения русских в этот регион и формирования казачьего войска; детально охарактеризовано административное устройство, военная организация, особенности службы, система самоуправления, хозяйство и быт семиреченского казачества.
13-14 декабря 1996 года - в Минеральных Водах проходит Чрезвычайный бессрочный Круг ТКВ. выдвинуты требования: прекращение преследование казаков за хранение оружия "приобретенного для самообороны, так как правительство не способно нас защитить"; немедленная регистрация ТКВ; отделение от Чечни "исторических казачьих регионов" и включение их в состав Ставропольского края в качестве Терской области; вооружение и ввод казачьих батальонов в Наурский и Щелковский районы Чечни. Случае невыполнения требований казаки грозились расширить акции протеста.
Несколько слов о порядке ношения наград в Русской Армии.
Награды носили на колодке на левой стороне груди - при однобортном (в т.ч. казачьем) мундире и в центре - при двубортном.
На колодке медали размещались вслед за русскими орденами, а иностранные ордена - после русских медалей.
Все орденские звезды (кроме ордена Св.Анны) размещались на левой стороне груди.
На шее носились знаки орденов Св.Георгия и Св.Владимира 2-й и 3-й степеней. Св. Анны 2-й степени и Св.Станислава 2-й степени, а также Белого Орла и Александра Невского. Знаки всех орденов 3-й и 4-й степеней носились на колодке или в петлице.
Ленты орденов Св.Анны, Св. Александра Невского и Белого Орла носились через левое плечо, а остальных орденов - через правое.
Знаки об окончании военных академий и университетов носились на правой стороне груди, а знаки кадетских корпусов, военных училищ, полковые и войсковые знаки (в т.ч. и войсковой знак Семиреченского казачьего войска) - на левой.
#историяСмКВ
К этому надо добавить, что ордена Св.Георгия и Св.Владимира не полагалось снимать ни при каких случаях. В отличии от других орденов их носили при любой форме одежды - от парадной до походной.
фотография есаула Семиреченского казачьего войска в парадной форме
Награды носили на колодке на левой стороне груди - при однобортном (в т.ч. казачьем) мундире и в центре - при двубортном.
На колодке медали размещались вслед за русскими орденами, а иностранные ордена - после русских медалей.
Все орденские звезды (кроме ордена Св.Анны) размещались на левой стороне груди.
На шее носились знаки орденов Св.Георгия и Св.Владимира 2-й и 3-й степеней. Св. Анны 2-й степени и Св.Станислава 2-й степени, а также Белого Орла и Александра Невского. Знаки всех орденов 3-й и 4-й степеней носились на колодке или в петлице.
Ленты орденов Св.Анны, Св. Александра Невского и Белого Орла носились через левое плечо, а остальных орденов - через правое.
Знаки об окончании военных академий и университетов носились на правой стороне груди, а знаки кадетских корпусов, военных училищ, полковые и войсковые знаки (в т.ч. и войсковой знак Семиреченского казачьего войска) - на левой.
#историяСмКВ
К этому надо добавить, что ордена Св.Георгия и Св.Владимира не полагалось снимать ни при каких случаях. В отличии от других орденов их носили при любой форме одежды - от парадной до походной.
фотография есаула Семиреченского казачьего войска в парадной форме
Telegram
АТАМАНСКАЯ СОТНЯ
#фотография Есаул Семиреченского казачьего войска в парадной форме.
ЗАМЕТКИ СЕМИРЕКА // АТАМАНСКАЯ СОТНЯ
Несколько слов о порядке ношения наград в Русской Армии. Награды носили на колодке на левой стороне груди - при однобортном (в т.ч. казачьем) мундире и в центре - при двубортном. На колодке медали размещались вслед за русскими орденами, а иностранные…
#фотография Есаул Семиреченского казачьего войска в парадной форме.
Forwarded from История Российской Империи [SCAM]
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
«Киргизские песни по-русски» в Русском доме в Бишкеке
15 декабря 2021 г. в 16.00 состоится презентация диска «Киргизские песни по-русски».
«Киргизские песни по-русски» - уникальный медиапроект @rushouse_bishkek в Бишкеке и Семиреченского Казачьего войска.
Цель проекта - сохранение культурного наследия народов России и Киргизии, укрепление российско-киргизских гуманитарных отношений.
Для записи диска выбраны и переведены с киргизского на русский язык произведения, пользующиеся заслуженной любовью у жителей Киргизии.
Об авторах и исполнителях проекта:
Демченко Михаил – руководитель проекта, поэт-переводчик, член Союза писателей России, казачий полковник, начальник штаба Союза «Казаки Семиречья»;
Бессонная Ксения - поэтесса, вокалистка проекта, художественный руководитель народного казачьего хора «Станица»;
Пашковский Станислав – поэт, звукорежиссер проекта, популярный исполнитель, солист группы «Macho Band».
Мероприятие пройдёт в РЦНК в 16.00 по адресу: г. Бишкек, бульвар Эркиндик 2/1
15 декабря 2021 г. в 16.00 состоится презентация диска «Киргизские песни по-русски».
«Киргизские песни по-русски» - уникальный медиапроект @rushouse_bishkek в Бишкеке и Семиреченского Казачьего войска.
Цель проекта - сохранение культурного наследия народов России и Киргизии, укрепление российско-киргизских гуманитарных отношений.
Для записи диска выбраны и переведены с киргизского на русский язык произведения, пользующиеся заслуженной любовью у жителей Киргизии.
Об авторах и исполнителях проекта:
Демченко Михаил – руководитель проекта, поэт-переводчик, член Союза писателей России, казачий полковник, начальник штаба Союза «Казаки Семиречья»;
Бессонная Ксения - поэтесса, вокалистка проекта, художественный руководитель народного казачьего хора «Станица»;
Пашковский Станислав – поэт, звукорежиссер проекта, популярный исполнитель, солист группы «Macho Band».
Мероприятие пройдёт в РЦНК в 16.00 по адресу: г. Бишкек, бульвар Эркиндик 2/1
#Храм Святой Троицы.
В 1869 году военный гарнизон, переезжая из Аксуйского укрепления, привёз с собой походную войлочную церковь, в которой до 1876 года проходили богослужения.
В 1876 году взамен "кошемной" церкви по распоряжению военной администрации Семиречинской области для Каракольского прихода был построен #храм из сырцового кирпича, который освятил владыка Софония в честь Святой Троицы.
В 1889 году сильное землетрясение разрушило кирпичный храм до основания. Из казны были выделены средства на сооружение нового здания.
Деревянный храм был возведён семьёй Масликовых по индивидуальному проекту верненских инженеров за неполных два года и освящён иерейским чином 12 ноября 1895 года. При этом был использован сохранившийся цоколь, имеющий квадратный план основного объема. Площадь нового здания увеличилась за счет пристройки в западной части, сохраняя широкий въезд со стороны бывшей улицы Садовой.
К зданию храма в свое время вели дорожки, вдоль которых, а также по периметру участка, росли карагачи, тополя, березы и ели.
Храм имеет удлиненные пропорции, крупные размеры плана (35,5 х 18 м) при высоте стен 5,1 м из деревянных брусьев. Кирпичный оштукатуренный цоколь здания опирается на ряд гранитных блоков фундамента. Храм трехнефный, с одной прямоугольной в плане апсидой.
Храм с колокольней был возведен по проекту, созданному архитектором и инженерами из города #Верный.
По первоначальному плану храм должен была быть построен в форме равноконечного креста, который ориентирован на восток, с входом с юго-западной стороны. Но позднее здание стало иметь прямоугольно-ломанную конфигурацию, и его размеры составили 35,5х18 м.
Из тесаных бревен выложены стены храма.
Чердачная крыша имеет пять восьмигранных барабанов, которые ранее были покрыты шатрами.
Фасад храма украшен резьбой.
Главное крыльцо выложено из гранитных блоков, которые позднее были залиты цементным раствором.
Цоколь, выложенный из кирпича и штукатурки, опирается на множество гранитных блоков и булыжный фундамент.
Снаружи стены выложены досками, а внутри храма поштукатурены по драни.
Вход на колокольню осуществляется по внутренней лестнице.
Типологическая схема основного объема традиционна. Она сохраняет общий принцип построения древнерусских шестистолпных храмов, но в отличие от них имеет две пары столбов, так как первая перед апсидой пара заменена стенами небольших квадратных помещений – ризницы и пономарни с отдельным входом. С запада примыкает нартекс, отделенный, как основные нефы, от основного. Пространства между стенами с широкими прямоугольными проемами. Перед порталом находится притвор и два смежных с ним помещения, в одном из которых устроена деревянная лестница для подъема на колокольню.
Храм венчался пятью главами: центральной – на мощном восьмигранном барабане, прорезанном большими окнами, и четырьмя меньшими, размещенными по диагонали от главной.
Динамичную и живописную композицию верхней части здания завершает шатровое покрытие звонницы, расположенной над притвором.
Внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа, средний из которых подчеркнут глубокой алтарной нишей. Высота всех трех нефов 4,2 м.
Барабаны куполов поддерживают крестообразные столбы и пилоны.
Алтарная часть была фресковой росписью, ныне полностью утраченной.
Богослужения в храме Святой Троицы совершались до 1932 года.
#православие
В 1869 году военный гарнизон, переезжая из Аксуйского укрепления, привёз с собой походную войлочную церковь, в которой до 1876 года проходили богослужения.
В 1876 году взамен "кошемной" церкви по распоряжению военной администрации Семиречинской области для Каракольского прихода был построен #храм из сырцового кирпича, который освятил владыка Софония в честь Святой Троицы.
В 1889 году сильное землетрясение разрушило кирпичный храм до основания. Из казны были выделены средства на сооружение нового здания.
Деревянный храм был возведён семьёй Масликовых по индивидуальному проекту верненских инженеров за неполных два года и освящён иерейским чином 12 ноября 1895 года. При этом был использован сохранившийся цоколь, имеющий квадратный план основного объема. Площадь нового здания увеличилась за счет пристройки в западной части, сохраняя широкий въезд со стороны бывшей улицы Садовой.
К зданию храма в свое время вели дорожки, вдоль которых, а также по периметру участка, росли карагачи, тополя, березы и ели.
Храм имеет удлиненные пропорции, крупные размеры плана (35,5 х 18 м) при высоте стен 5,1 м из деревянных брусьев. Кирпичный оштукатуренный цоколь здания опирается на ряд гранитных блоков фундамента. Храм трехнефный, с одной прямоугольной в плане апсидой.
Храм с колокольней был возведен по проекту, созданному архитектором и инженерами из города #Верный.
По первоначальному плану храм должен была быть построен в форме равноконечного креста, который ориентирован на восток, с входом с юго-западной стороны. Но позднее здание стало иметь прямоугольно-ломанную конфигурацию, и его размеры составили 35,5х18 м.
Из тесаных бревен выложены стены храма.
Чердачная крыша имеет пять восьмигранных барабанов, которые ранее были покрыты шатрами.
Фасад храма украшен резьбой.
Главное крыльцо выложено из гранитных блоков, которые позднее были залиты цементным раствором.
Цоколь, выложенный из кирпича и штукатурки, опирается на множество гранитных блоков и булыжный фундамент.
Снаружи стены выложены досками, а внутри храма поштукатурены по драни.
Вход на колокольню осуществляется по внутренней лестнице.
Типологическая схема основного объема традиционна. Она сохраняет общий принцип построения древнерусских шестистолпных храмов, но в отличие от них имеет две пары столбов, так как первая перед апсидой пара заменена стенами небольших квадратных помещений – ризницы и пономарни с отдельным входом. С запада примыкает нартекс, отделенный, как основные нефы, от основного. Пространства между стенами с широкими прямоугольными проемами. Перед порталом находится притвор и два смежных с ним помещения, в одном из которых устроена деревянная лестница для подъема на колокольню.
Храм венчался пятью главами: центральной – на мощном восьмигранном барабане, прорезанном большими окнами, и четырьмя меньшими, размещенными по диагонали от главной.
Динамичную и живописную композицию верхней части здания завершает шатровое покрытие звонницы, расположенной над притвором.
Внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа, средний из которых подчеркнут глубокой алтарной нишей. Высота всех трех нефов 4,2 м.
Барабаны куполов поддерживают крестообразные столбы и пилоны.
Алтарная часть была фресковой росписью, ныне полностью утраченной.
Богослужения в храме Святой Троицы совершались до 1932 года.
#православие
В 1932 году #храм был закрыт в первый раз и варварски изуродован.
Уникальный памятник архитектуры был обезглавлен, купола и колокольня разрушены до основания потолков, иконостас все иконы и вся богослужебная утварь были уничтожены.
Исчезли навсегда предметы, представляющие историческую и художественную ценность: книги, иконы, церковная утварь, архивные документы.
В числе последних было свидетельство об участии в церковных делах в 1885 году великого путешественника Н.М. Пржевальского, имя которого носил город.
Храм был обращен в клуб, таким он простоял до начала 1944 года, когда началось массовое открытие храмов.
Над храмом был восстановлен центральный купол, увенчанный крестом.
Богослужение в обновленном храме продолжалось до 1961 года, в этот же период были написаны существующие и ныне иконы и киоты к ним.
Уникальный памятник архитектуры был обезглавлен, купола и колокольня разрушены до основания потолков, иконостас все иконы и вся богослужебная утварь были уничтожены.
Исчезли навсегда предметы, представляющие историческую и художественную ценность: книги, иконы, церковная утварь, архивные документы.
В числе последних было свидетельство об участии в церковных делах в 1885 году великого путешественника Н.М. Пржевальского, имя которого носил город.
Храм был обращен в клуб, таким он простоял до начала 1944 года, когда началось массовое открытие храмов.
Над храмом был восстановлен центральный купол, увенчанный крестом.
Богослужение в обновленном храме продолжалось до 1961 года, в этот же период были написаны существующие и ныне иконы и киоты к ним.
В 1961 году #храм вновь отобрали.
Через некоторое время его превратили в спортивный зал ДЮСШа, а в доме на территории - горком комсомола.
Здание храма лучше от этого не стало, и последние после этого десятилетия безжалостного эксплуатирования, сильно обветшало.
Вместо этого здания верующим в 1962 году было предложено здание на окраине города. Здесь стояло несколько заброшенных корпусов хлебозавода. Один из них был выкуплен и приспособлен для богослужения. На этом месте православные молились до октября 1993 года.
Через некоторое время его превратили в спортивный зал ДЮСШа, а в доме на территории - горком комсомола.
Здание храма лучше от этого не стало, и последние после этого десятилетия безжалостного эксплуатирования, сильно обветшало.
Вместо этого здания верующим в 1962 году было предложено здание на окраине города. Здесь стояло несколько заброшенных корпусов хлебозавода. Один из них был выкуплен и приспособлен для богослужения. На этом месте православные молились до октября 1993 года.