ЗАМЕТКИ СЕМИРЕКА // АТАМАНСКАЯ СОТНЯ
928 subscribers
10.2K photos
1.93K videos
210 files
6.96K links
Исторія казачества - дореволюціонная и современная. Въ частности ​памятныя​ даты, традиціи, событія, фольклоръ, фотографіи, книги, стихи, живопись и многое другое...

Нашъ ботъ для связи съ нами @atamana_bot
加入频道
Команда охотников 5-го Туркестанского линейного батальона на охоте в Чимбайском участке Аму-Дарьинского отдела в урочище Дау-Кара, 1894 год.
#фотография
В экспедиции 1902 года в район Хан-Тенгри Мерцбахера сопровождал конвой из семиреченских казаков 1-й сотни 2-го Семиреченского казачьего полка под началом урядника Деева.

Атаманская Сотня // #СмКВ
В выселке #Охотничий (ныне #Нарынкол) участники экспедиции Мерцбахера встретились с атаманом Николаем Васильевичем Набоковым, опытным горопроходцем, который оказал экспедиции всестороннею помощь, указал возможные пути-дороги к подножью Хан-Тенгри...

Атаманская Сотня // #СмКВ
3 ноября

1658. Победа Григория Косагова над отрядом полковника Григория Гуляницкого под Пирятином.
В ходе осеннего похода казаки кн. Г. Г. Ромодановского заняли Чернухи. Гуляницкий из Варвы атаковал их и осадил. На помощь был отправлен стряпчий Косагов с русским отрядом и Миргородским полком. В пяти верстах от Пирятина его встретили главные силы Гуляницкого, которые потерпели поражение и бежали в Варву.

1709. Бой при Одолянах.
Польский отряд безуспешно атаковал часть русского отряда, преследовавшего его на пути к австрийской границе.

1773. Бой при Мавродине.
У Мавродина во время переправы через Дунай турецкий отряд атаковал русский корпус, но был отбит.

1812. Бой при городе Высоко-Литовск.
Два казачьих полка из состава авангарда графа Ламберта в четырех верстах от Высоко-Литовска по дороге в Клещели столкнулись с двумя эскадронами австрийских гусар и опрокинули их к Телятичам.

1828. Бой у Турно (бой при селе Фламунд).
Турецкие войска предприняли вылазку из Турно, которая была отбита
После оставления Москвы французская армия оказалась в затруднительном положении, так как продолжать войну с каждым днём становилось всё сложнее. Произошедшее вскоре Малоярославское сражение явно продемонстрировало, что сил и возможностей французской армии недостаточно для того, чтобы оказывать достойное сопротивление.

От идеи зимовки на юге России пришлось отказаться, и корпуса были вынуждены вернуться в разоренный Можайск, через который они победоносно проходили всего пару месяцев назад.

На рассвете 3 ноября 1812 года начался бой, по завершению которого Кутузов сообщил императору Александру о том, что русская армия потеряла в этом сражении 800 человек убитыми и 1 тыс. ранеными. Потери неприятеля составили 7 тыс. убитыми и более 2 тыс. пленными.

Были разбиты лучшие маршалы Наполеона, разгромлен корпус, который считался самым боеспособным в армии. Главное значение этой победы было не в тысячах убитых и пленных врагов, а в психологическом воздействии, которое произвел этот бой на французских солдат.
​​Франция согласилась перезахоронить казачьего поэта Туроверова на его родине в Ростовской области

Прах выдающегося казачьего поэта Николая Туроверова перезахоронят из Франции на его родине в станице Старочеркасской.

«Место, где он будет перезахоронен, уже определено, это подворье Свято-Донского Старочеркасского монастыря. На данный момент осталось согласовать этот вопрос с наследниками поэта», – сказал Водолацкий.

#Туроверов завещал потомкам похоронить себя на своей малой родине, в станице Старочеркасской. Однако на протяжении многих лет выполнить последнюю волю казака не удавалось.

Ранее суды во Франции отказывались передать России прах поэта из-за споров о его наследстве. Однако сейчас этот вопрос решен, и французские суды подтвердили подлинность завещания Туроверова, пояснил депутат.

Выдающийся поэт Николай Туроверов служил в Белой армии. В 1920 году эвакуировался из Крыма, а затем осел во Франции, став эмигрантом первой волны. В 1928 году выпустил первый сборник стихов. Считался одним из лучших поэтов казачьего зарубежья.

Помимо того, #Туроверов активно занимался сохранением культуры казаков в эмиграции. Он создал музей Атаманского полка, в котором служил, издавал казачий альманах и журнал «Родимый край». Скончался в 1972 году, был похоронен на русском кладбище в пригороде Парижа в Сент-Женевьев-де-Буа.

Атаманская Сотня
#ПОЗДРАВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО АТАМАНА
#СКВРиЗ

4 ноября - празднование Казанской иконы Божьей Матери и Дня народного единства

Досточтимые старики! Господа атаманы! Господа казаки!
От всего сердца поздравляю вас с Днем народного единства, который мы отмечаем в день празднования Казанской иконе Божией Матери. Уже несколько столетий русский народ особо прославляет в этот день Пресвятую Богородицу, вспоминая о Ее заступничестве за наше Отечество.
В годы смутного времени, в период интервенции и гражданской междоусобицы, народное ополчение с чудотворной Казанской иконой Божией Матери освободило Москву, а затем и всю Россию. С помощью Божией и по молитвам Богородицы русские люди, разрозненные взаимной враждой, голодом, военными неудачами и политическими интригами, вновь вспомнили о своем гражданском долге и стали единым народом. И это принесло победу.
Это историческое событие достойно благодарной памяти нашего народа. Однако мы возвращаемся к нему вновь и вновь еще по одной причине: мы остро нуждаемся в уроках и примерах избавления от «смутных времен» междуусобиц и раздора, которые бывали в истории России неоднократно. К примеру, великая смута ХХ столетия — Октябрьский переворот — принесла неисчислимые бедствия нашему народу, и последствия этого не преодолены до сих пор.
Для православного человека очевидно: в основу истинного единства могут быть положены не земные, а только духовные ценности.
В истории России множество примеров непобедимой сплочённости. Единство и патриотизм всегда были для нашего народа самой надёжной опорой и в годы тяжёлых испытаний, и при решении масштабных задач. Сегодня от нашей гражданской солидарности зависит будущее страны, благополучие общества. Только вместе, объединив усилия, можно преодолеть любые трудности, изменить жизнь к лучшему.
Наши предки завещали хранить и беречь Россию. А это возможно, только объединившись друг с другом. Общие идеи и цели всегда сплачивали, поднимали на защиту суверенитета Отечества, помогали выжить в самых сложных ситуациях, выпадавших россиянам. Нет сомнения, что, несмотря на сегодняшние мировые проблемы, только вместе можно их преодолеть.
Пусть этот поистине всенародный праздник станет для нас призывом к единству и согласию – в семье, в коллективе, в государстве. От всего сердца желаю вам мирной жизни, радости и благополучия, любви и взаимопонимания, крепости душевных и телесных сил!. Да сохранит всех нас Господь молитвами Своей Пречистой Матери!
Слава Богу, что мы казаки!


Верховный Атаман
Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья Н.Л.Дьяконов
📆 4 ноября православные отмечают День Казанской иконы Божией Матери. Один из самых узнаваемых образов Богородицы явился в середине XVI века, и за пять веков с Казанской иконой было связано не мало исторических событий.

По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. С ней войско вошло в Москву.

⛪️ Сегодня на Красной площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1637 году в память о героях, освободивших столицу.
​​4 ноября 1582 года.
Атаман Ермак победил хана Кучума


4 ноября 1582 года #Ермак разгромил хана Кучума у Искера, фактически положив конец Сибирскому ханству. Этому знаменательному событию предшествовала отдельная предыстория. Татары, недовольные продвижением русских в Сибирь, периодически беспокоили грабежами русские поселения, в том числе владения Строгановых и Пермь. В 1582-м Строгановы наняли казачьего атамана Ермака для охраны своих владений на Урале и в Сибири. Ермак же, не желая сидеть без дела, предпринял поход по Иртышу. Его сопровождали около 500 казаков и порядка 200-300 добровольцев. Таким образом, атаман располагал силами, не превышающими 800 человек.

В это время хан Сибирского ханства Кучум задумал набег на Русь. При этом его собственная столица Кашлык (он же Искер, ныне — Кучумово городище недалеко от Тобольска) пребывала в плачевном состоянии и была укреплена совершенно недостаточно. Город имел лишь осыпавшийся земляной вал и сгнившие деревянные укрепления, использовать которые было попросту невозможно.

Во время похода Ермака в Сибирь казаки, продвигаясь по Иртышу, без проблем присоединяли к России местные городки и поселения. Кучум не пользовался любовью своих подданных, и те охотно переходили под руку Великого Белого царя. Донесения о массовом отпадении подданных от Сибирского царства до Кучума, конечно, доходили, но тот не придавал им никакого значения.

За неимением хороших оборонительных позиций в Искере хан решил дать бой близ города, у Чувашского мыса. Силы татар на порядок превосходили отряд Ермака. Если у казаков было не более 800 человек, то татары имели 8 тысяч воинов. В советской историографии эта цифра многократно завышалась и доходила до 100 тысяч человек, что стоит признать фантастикой. Тем не менее отметим, что если бы казакам пришлось сражаться с силами Кучума не у берега реки, а осаждать укреплённую крепость, то шансы Ермака на победу при таком соотношении сил стремились бы к нулю.

Но дальше начали происходить события, которым до сих пор не дано исчерпывающих объяснений. Кучум покинул лагерь своих войск на Чувашском мысу. Фактически в сражении участвовали только войска его племянника Маметкула. По приказу Маметкула татары заняли позиции у пересечения рек Тобол и Иртыш, использовав сваленные деревья в качестве оборонительных сооружений. Это не позволяло казакам активно использовать артиллерию, на которую они очень рассчитывали.

2 ноября казаки начали штурм. Ермак приказал солдатам высадиться на берег, предварительно обстреляв татарские укрепления из орудий. Татары ответили залпами из луков. Надо отметить, что хотя татарские войска располагали артиллерией, но существенную силу представляли отряды коренных народов, в частности, ханты и манси, которые не были знакомы с огнестрельным оружием, предпочитая луки. Более того, пушки, присутствовавшие в войске Кучума и отведённые им с поля боя, за время сражения ни разу не выстрелили.

Пушки казаков, вынужденные стрелять по бревенчатым укреплениям, тоже не принесли особого ущерба татарам, но, отвлекая внимание, позволили Ермаку произвести высадку и построение войск. Высадившись, казаки построились в каре, поставив стрелков, вооружённых пищалями, в середину. #Маметкул, видя, что #Ермак готов атаковать, приказал сделать в бревенчатом заграждении проходы и приказал своей коннице сбросить казаков в реку.

Но тут сыграло свою роль наличие у казаков огнестрельного оружия. В первых рядах наступали ханты и манси, которые никогда не воевали с регулярными войсками, предпочитая устраивать набеги на мирное население. Слаженный залп казачьих пищалей выкосил их ряды, произвёл грандиозное впечатление и спровоцировал массовое бегство с поля боя.

Более дисциплинированные татары продолжили наступление, но тут кому-то из казаков Ермака посчастливилось подстрелить Маметкула.

Продолжение в комментариях ⤵️⤵️⤵️
​​4 ноября - День народного единства.

После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия трон занял боярин Борис Годунов. Однако для знати его права на царство были нелегитимными. Этой ситуацией воспользовались самозванцы, которые стали претендовать на престол под видом царевича Дмитрия. Начавшийся политический кризис позже назвали Смутным временем.

В 1609 году польский король Сигизмунд III организовал против России военную интервенцию. Большая часть страны оказалась под контролем польско-литовских оккупантов.

Власть перешла к совету бояр (Семибоярщина), который присягнул на верность польскому королевичу, сыну Сигизмунда. А Москва оказалась оккупирована польскими войсками.

4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска.

Изгнанием поляков из Кремля был положен конец периоду Смутного времени в России. И уже через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: духовенство, дворянство, боярство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя — Михаила Федоровича, представителя династии Романовых.
​​5 ноября - День рассматривания старых фотографий

В каждой семье есть фотоальбом, своего рода «книга памяти», рассказывающая обо всех её значимых и важных событиях. Согласитесь, в старых снимках есть особое очарование! Листая семейный альбом, мы совершаем «путешествие во времени», которое уносит нас в прошлое, напоминает о нашем волшебном детстве в смешных нарядах, показывает молодых родителей, бабушек и дедушек. А у кого-то, возможно, найдутся и более старинные кадры, сделанные на пожелтевшем тиснёном картоне, фотографии прабабушек и прадедушек.

Наверное, сегодня почти у каждого человека есть стандартный набор фотографий, кадры из беззаботного детского сада или школы, весёлого студенчества, свадьбы, отдыха и т.д. Благодаря фотографиям всплывают, казалось бы, совсем забытые в памяти моменты жизни, которые позволяют нам пережить их по-новому – более зрело и мудро, чем это происходило на самом деле… И прелесть в том, что мы вспоминаем только хорошее.
#фотография
4 ноября 2021 года официальный сайт "Союз Казаков Семиречья" и "Казачий Информационно Аналитический Центр" начали совместную деятельность в СМИ.

Атаманская Сотня
Поляки, перед лицом голодной смерти и решающего штурма, пошли на переговоры. Первоначально они ещё тянули время, сперва выпустили из крепости жен и детей бояр – лишние рты, затем самих бояр. Дальше держаться уже не было возможности.

5 ноября 1612 года остатки польского гарнизона сдались и начали покидать Кремль. Полковник Юзеф Будзило со своими солдатами сдался войску князя Пожарского и был помилован. Последние годы жизни Будзило провёл в заключении в Нижнем Новгороде. Солдаты полковника Миколая Струся сдались казакам князя Трубецкого, те не были так терпимы и перебили врагов.

Сам Струсь пробыл в русском плену до Деулинского перемирия 1619 года. 6 ноября 1612 г. произошел торжественный вход в Кремль ратников князей Пожарского и Трубецкого. Москва была окончательно освобождена от врага.
ЗАМЕТКИ СЕМИРЕКА // АТАМАНСКАЯ СОТНЯ
Поляки, перед лицом голодной смерти и решающего штурма, пошли на переговоры. Первоначально они ещё тянули время, сперва выпустили из крепости жен и детей бояр – лишние рты, затем самих бояр. Дальше держаться уже не было возможности. 5 ноября 1612 года остатки…
В 1611 году русским казалось, что Смута будет продолжаться вечно. Не происходило никаких обнадёживающих событий. В Москве сидело правительство Семибоярщины, готовое на всё ради того, чтобы угодить полякам. Русским правителем был объявлен польский царевич Владислав, но даже не появился в Москве. Вместо этого по России разъезжали польские отряды, ищущие, где бы чего пограбить. Не отставали от поляков и местные лихие люди: казаки, да и просто бандиты, образовывавшие шайки такого размера, что могли захватывать города. Центральной власти не существовало. Даже голос церкви был почти не слышен после того, как бросили в темницу решительного врага польских интервентов патриарха Гермогена.
 
И тут в Нижнем Новгороде простой купец Кузьма Минин вышел к народу и спросил: «Доколе?» Он предложил собирать ополчение и идти освобождать Москву, чтобы установить там законную власть и восстановить единство русского государства. На импровизированном вече нижегородцы поддержали Минина. Нижний был, наверное, одним из последних городов, где такая народная инициатива всё ещё оставалась возможной. Он отстоял далеко от маршрутов, по которым ходили разбойные отряды. В городе имелось достаточно добровольцев, чтобы отбиться от отрядов Лжедмитрия II. К тому же Нижний Новгород был крупным торговым центром на Волге, и у местных купцов ещё были деньги в сундуках, припрятанные на чёрный день.
 
Минин сумел убедить общество в том, что этот день настал. Сначала собирали добровольные взносы (сам Кузьма пожертвовал на ополчение треть своего имущества), а затем на весь город ввели обязательный налог на войско. Так необходимая сумма была собрана. В ополчение брали только профессиональных воинов, тех, кто не разбежится под ударами польских войск. На должность военного лидера позвали князя Дмитрия Пожарского. Он был Рюриковичем, который имел авторитет в армии и уже не раз бил самозванцев. В качестве временного правительства начали формировать Совет всея земли. Его возглавил купец Минин — невиданное дело для старой Руси.
 
В марте 1612 года ополчение вышло из Нижнего Новгорода. Русские города, встречая воинов, открывали перед ними ворота, приказывали звонить во все колокола. Казна ополчения была пополнена дарами от перешедших на сторону Минина и Пожарского городов. С каждой верстой, пройденной к Москве, росла и численность ополчения. В апреле ополчение вошло в Ярославль, где встало для пополнения. Совет всея земли начал активную дипломатическую работу. Даже был открыт монетный двор, где чеканили деньги с именем последнего законного царя — Фёдора Иоанновича.
 
Минин и Пожарский сумели договориться о помощи со шведами и австрийцами. Успехи Совета всея земли были столь очевидны, что всё больше городов вставали на его сторону. Оставалось лишь выбить из Москвы польский гарнизон и свергнуть Семибоярщину. В июле ополченцы подошли к столице. Они спешили, чтобы успеть перехватить корпус гетмана Ходкевича, который вёз польскому гарнизону припасы и пополнение.
 
С 1 до 3 сентября 1612 года продолжалось сражение с Ходкевичем. Князь Пожарский лично несколько раз ходил в атаку во главе конного отряда. Когда большая часть кавалерии была потеряна, в бой с поляками вступила пехота. Считалось, что выдержать таранный удар польской панцирной конницы не может ни одна армия, но ополченцы справились. К тому же удалась хитрость: агенты Пожарского сумели подкупить казаков, служивших полякам, и те перешли на сторону ополчения.
 
В итоге Ходкевич был разбит, и поляки бежали от стен столицы. Но польский гарнизон Кремля отказывался сдаваться. Началась осада Москвы. Она продолжалась до 5 ноября 1612 года. Когда польские отряды поняли, что помощи ждать неоткуда, была подписана капитуляция. В этот день интервенты покинули столицу, которая впервые после долгих лет смуты стала свободной. Смутное время завершалось. Уже в январе 1613 года был созван Земский Собор, а 17 февраля на царство избрали Михаила Романова.
​​​Знаменитый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, созданный по проекту архитектора Ивана Мартоса, был торжественно открыт на Красной площади в 1818 году и стал первым крупным скульптурным памятником в Москве.

Изначально он располагался у Верхних торговых рядов (где ныне находится ГУМ). По замыслу архитекторов напротив, у стен Кремля, планировалось установить памятник Патриарху Всея Руси Гермогену, благославлявшему и воодушевлявшему русский народ на борьбу с польскими завоевателями. Таким образом, скульптуры главных героев Смутного времени должны были составлять единую композицию на Красной площади.

В 1910 году идея установить памятник Гермогену была одобрена Священным Синодом. Но реализации помешала Первая мировая война, а затем и революция. После смерти Ленина на месте планировавшегося памятника Патриарху соорудили мавзолей, причем получилось так, что скульптура Минина как бы указывала на усыпальницу большевицкого вождя. В обществе даже начали шутить, что Минин, показывая на мавзолей, говорит: "смотри-ка, князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась". Л. Каганович планировал снести памятник героям Смутного времени, но, к счастью, его лишь перенесли на нынешнее место у Покровского собора. А скульптуру Патриарха Гермогена все же установили в Москве в 2013 году, но уже в Александровском саду.

#памятник
Памятник Минину и Пожарскому на территории Кирилло-Афанасиевского монастыря, Ярославль.

#памятник
6 ноября в Православной Церкви совершается празднование иконе Божьей Матери "Всех скорбящих Радость"
══════════✞══════════

Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы — будящем, укрепляющем веру людей в Богоматерь, как в дивную Заступницу, которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной. Радуйся же вечно Ты, небесная скорбящих Радость!

В этот день в 1688 году свершилось первое чудо от иконы.

Атаманская Сотня
В Русской православной церкви Дмитриевская родительская суббота – день всеобщего поминовения усопших.

Это событие в церковном календаре приходится на ближайшую субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского. В этом году его отмечают 8 ноября.

Вообще в недельном церковном круге любая суббота – это день поминовения всех "от века преставившихся православных христиан". Но есть еще и дни особого поминовения. Их называют родительские субботы.

Изначально Дмитриевская была посвящена поминовению воинов. По преданию, она была установлена Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле. В день своего небесного покровителя – Димитрия Солунского – князь решил поминать всех павших в великой битве.