ЗАМЕТКИ СЕМИРЕКА // АТАМАНСКАЯ СОТНЯ
927 subscribers
10.3K photos
1.93K videos
223 files
7.06K links
Исторія казачества - дореволюціонная и современная. Въ частности ​памятныя​ даты, традиціи, событія, фольклоръ, фотографіи, книги, стихи, живопись и многое другое...

Нашъ ботъ для связи съ нами @atamana_bot
加入频道
3 марта 1815 года в период войны с французами за храбрость в сражениях 4-й Украинский казачий полк был удостоен серебряных труб (прим. - коллективная боевая награда). Ранее ими были удостоены 1-й, 2-й и 3-й Украинские казачьи полки. На казачьих наградах надписи содержали название отличившегося полка.
Что мы знаем о Украинском Казачьем войске?

краткая справка:

В XII веке возникли полувоенные общины из живших по реке Днепру "черкас", которым впоследствии присвоено наименование Малороссийских Казаков.

С 1386 года Малороссийские Казаки попали под власть Польши.

В 1648 году Малороссийские Казаки, с Гетманом Богданом Хмельницким, восстали против Польши.

08 января 1654 года - Запорожские и Малороссийские Казаки присоединены к России.

5 июня 1812 года Высочайшим повелением из способного к казачьей службе населения, проживавшего на территории бывшей «Польской Украины», а именно в 12 уездах Киевской губернии и в 4 уездах Каменец-Подольской губернии, предписано организовать Украинское казачье войско.
в 1893 году бурят Пётр Бадмаев подал императору Александру записку о присоединении к Российской Империи Монголии, Тибета и Китая, воспользовавшись слабостью империи Цинь перед натиском Англии и Франции. Он предлагал договориться с монголами, подкупить лам, организовать делегацию из Пекина, с поросьбой принять Китай и т.д. под защиту России в подданство, так как китайцев не интересует национальность правящей династии.

Аналогично Бадмаеву уже высказывался Пржевальский, утверждая что завоевать Китай можно небольшой армией.

В сопроводительной записке Витте описал эти идеи слишком новыми и странными, видимо забыв, что в период Опиумных войн в середине 19 века русский казачий полк без труда занял Пекин.

Воспользовавшись вялостью России и одновременно опасаясь активных действий, Англия захватила Тибет в 1904 г., закончив Большую Игру с свою пользу
В этот день в 1613 году 16-летний Михаил Фёдорович был выбран Земским собором на царствование и стал родоначальником династии Романовых. Среди претендентов на русский престол были польский королевич Владислав, шведский принц Карл Филипп, представители знатных родов - Голицыны, Мстиславские, Куракины, Воротынские и другие
Честит Национален празник, приятели!
И нека България пребъде, освободена!!!

#скобелев
Журнал «Разведчик»
№ 93
11 апреля 1892 года

С. Флейшер

В 144-м параграфе I-й части воинского устава о строевой казачьей службе, издания 1875 года, сказано: «после скачки с препятствиями, необходимо разрешать вольную джигитовку. При этом, обучающему следует только направлять добрую охоту и предприимчивость наездников к полезным и практическим целям, бесцельные же и рискованные приемы, хотя и могут допускаться, когда они делаются по собственному почину казаков, но предпочтение и поощрение следует отдавать во всех случаях более полезным».
Джигитовка у казаков существует с давних времен и появилась она у них почти одновременно с возникновением самого казачества, а потому джигитовку следует признать безусловно естественной принадлежностью казака, как естественного кавалериста, а не делом навязанным и привитым ему какими-нибудь уставами или праздной фантазией и досугом мирного времени, и, следовательно, чуждым ему и не любимым.
Есть полное основание предполагать, что джигитовка перешла к казакам от тех воинственных, конных народов, с которыми казакам долгое время приходилось вести непрерывную борьбу за право своего существования; от этих народов они переняли и усвоили себе постепенно те боевые приемы и качества, которые создали казакам, впоследствии, вполне заслуженную славу лихой, неутомимой и боевой естественной конницы.
Хотя в последнее время, с сокращением для казаков срока действительной службы на 4 года и с увеличением программы служебных занятий и требований по другим отделам, в казачьих частях остается очень немного времени для занятий джигитовкой, тем не менее, нельзя не выразить желания, чтобы занятия по этому отделу не считались в частях излишними и не настолько обязательными, как другие.
Немногие, конечно, станут возражать против того, что джигитовка развивает в казаке смелость, лихость, ловкость, находчивость и отвагу и что она, если можно так выразиться, скрепляет всадника с конем. Хороший джигит чувствует себя на своей лошади, как на земле, он отлично знает ее достоинства и недостатки, а потому имеет в своем распоряжении все средства предупреждать ее падение и разные другие неприятные случайности.
Тому, кто жил в станицах, наблюдал или принимал участие в обучении и снаряжении малолеток на действительную службу, вероятно приходилось наблюдать, что малолеток, хороший джигит в большинстве случаев и хороший наездник; он же почти всегда, если ему позволяют средства, выходит на службу на хорошей лошади, имеет исправное седло и конское снаряжение, а также и хорошее оружие. Мы не говорим о малолетках, детях казаков-торгашей, которые тоже иногда выходят на действительную службу, очень хорошо снаряженные и на хороших конях, но таковые в большинстве случаев не только не обладают качествами джигитов и хороших наездников, но скорее отрицательными, — так как дома, в войске они больше сидят за прилавком, нежели занимаются ездой. Внимательно присматриваясь к жизни казачьего населения в станице, можно скоро заметить и выделить из среды казачат, бегающих по станице, будущих джигитов: сначала вы увидите их ездящими на лошади на водопой, всегда без седла, сплошь да рядом, без уздечки и непременно рысью, или наметом, а то и в карьер; глаза у них блестят и наблюдающему ясно видно, что, севши на лошадь, они чувствуют себя на верху блаженства. Встречая табун, возвращающийся в станицу, вы сейчас же заметите нескольких мальчиков, скачущих наперегонки друг с другом. Почти у всех у них приспособлены к лошади какие-нибудь веревочные петли, цепляясь за которые, они стараются достать земли и поднять что-нибудь. Спросите у такого мальчика, какая лошадь лучшая в табуне, или самая быстрая и он, наверное, ее вам укажет, а также укажет всех порочных и тех лошадей, на которых нельзя доставать земли, так как они не выдерживают и падают.
#журналразведчик
Далее вы встречаете этих казачат, но уже малолетками приготовительного разряда, в войске, в первых учебных сборах, на собственных молодых лошадях, которых они отлично знают и на которых не задумаются достать земли, проскакать вниз головой, иногда стоя, через препятствия и проделать перед вами и другие приемы джигитовки. Из лагерей они возвращаются домой уже с названием «джигит», а иногда и с призом за скачку и джигитовку; лошади у таких казаков, конечно, отлично приучены ложиться и на месте, и на скаку. За более лихими и смелыми самолюбие заставляет тянуться менее лихих и отважных малолеток, а потому дело джигитовки в войске, в период детства и юношества казака, живет, сами казаки относятся к нему с достаточной любовью и оно, несомненно, приносит свои благие плоды.
Невольно сам собой возникает вопрос: если казак, живя в станице до 21 года, может заниматься джигитовкой, то почему же ему следующие 4 года его службы в первом (действующем) полку становится трудным и рискованным заниматься тем же?
#журналразведчик
Журнал «Разведчик»
№ 93
11 апреля 1892 года
Джигитовка у казаков

рисунки есаула Табунщикова
К наиболее полезным и занимательным приемам джигитовки следует отнести:
1) скачки через препятствие со стрельбой, рубкой и фланкировкой (фиг. 1 и 2);
2) умение положить коня на карьер и быстро открыть из-за него огонь (фиг. 3)
из приемов, так называемой, «вольной» джигитовки у казаков существуют следующие:
1) поднимание предметов с земли (фиг. 4);
2) спрыгивание и вскакивание на седло на карьере (фиг. 5);
3) скачка стоя (фиг. 6);
4) скачка с пересадкой с одной лошади на другую;
5) скачка вниз головой (фиг. 7), при этом казак не стоит на голове, но опирается на седло плечом;
6) прием поднимания и увоза раненого на карьере (фиг. 8)
7) скачка различными группами (фиг. 9). Несомненно, что большая часть времени, посвящаемая занятиям джигитовкой, должна принадлежать упражнениям в наиболее полезных приемах; конечной целью всех этих упражнений должно быть поставлено желание развить в казаках до возможного совершенства умение владеть конем и присвоенным им оружием, и извлекать, как из ружья, так и из коня своего возможно больше выгоды для поражения врага. Спокойная, выдержанная и меткая одиночная стрельба с коня в разных направлениях по видимым целям, рубка чучел и прутьев, уколы, быстро, метко и сильно наносимые в чучела и шары и, наконец, умение быстро положить коня, встретить из-за него огнем противника или, севши на коня, неожиданно броситься на врага с холодным оружием — вот, приблизительно, те конечные результаты, к достижению которых должно стремиться, занимаясь джигитовкой.
Переходя к отделу «вольной» джигитовки, должно оговориться, что насколько предыдущий отдел джигитовки исключает возможность несчастных случаев, настолько при упражнениях вольной джигитовкой они возможны и потому эти приемы сопряжены с риском и опасностью, вследствие чего они требуют для выполнения их от всадника большой лихости, ловкости и смелости. Ясно, что требовать от всех казаков, без исключения, исполнения всех приемов вольной джигитовки нельзя, — во-первых потому, что люди по своим физическим качествам крайне разнообразны, и что доступно и возможно одному, то недоступно другому; а во-вторых сорт и достоинство лошадей, на которых приходят казаки на действительную чрезвычайно разнообразны; безнаказанное же выполнение наиболее трудных и рискованных приемов вольной джигитовки, зависит настолько же, если не больше, от качества лошади, настолько и от всадника. Не требуя от всех казаков выполнения всех приемов вольной джигитовки, но, поощряя наиболее смелых и лихих наездников, нам кажется, что можно вызвать между казаками столь желательное соревнование в лихости и наездничестве и тем поддержать среди казаков существование джигитовки, весьма полезной для развития их одиночных, наезднических и боевых качеств. Единичные несчастные случаи не должны служить достаточно убедительным мотивом, чтобы отказываться от этих упражнений, «где рубят, там и щепки летят», говорит русская пословица, а великий знаток кавалерийского дела, генерал Зейдлиц, на вопрос короля: «что значит, Зейдлиц, что в вашем полку люди так часто ломают себе шеи?», ответил: «вашему величеству стоит приказать, и этого больше не будет, но я не буду виноват, если полк не исполнит своего долга перед неприятелем». Жене министра фон-Шлабрендорф, когда она выразила ему свои опасения по поводу того, что с сыном ее может случиться какое-нибудь несчастье в рискованных упражнениях, выполнения которых требовал Зейдлиц, он ответил: «ваше превосходительство, можете быть спокойны, корнет все равно, что кошка: его можно сбросить с вершины башни, и он останется цел и невредим».
Если начальник, занимающийся обучением казаков джигитовке, не может безусловно предупредить и предусмотреть всех возможных несчастных случаев и падений, то он, тем не менее в значительной степени может сократить число их и на его нравственной обязанности лежит довести это число до минимума.
Ни одно из средств для этого, находящихся в распоряжении начальника, не должно быть им упущено, а средств этих у него довольно много; так, например, внимательный и обдуманный выбор места для джигитовки, внимательный осмотр седловки и исправности конского снаряжения, предварительные занятия гимнастикой и упражнением на деревянной лошади, направленные к тому, чтобы развить в людях силу, ловкость и поворотливость; умелая, выдержанная и спокойная выездка лошадей, доведенная до полного их усмирения и подчинения воле всадника; знание достоинств и недостатков лошади, на которой производится джигитовка, соответствует ли лошадь по силе, росту и весу всаднику, которого ей приходится нести на себе; правильная пригонка обмундирования, обуви и оружия, и много других подобных средств.
Опыт показал, что, кроме чувства самосохранения, свойственного всем людям, у казака, антагонистом джигитовки, является еще и вопрос материальный: снаряжаясь на службу на собственный счет и имея все, кроме винтовки, собственное, казак естественно стремится сберечь свои вещи возможно дольше и расходовать на ремонт их денег возможно меньше; на джигитовке же, при падениях, в большинстве случаев, платится не столько сам всадник, сколько его лошадь, седло, обмундирование и оружие. Страх испортить свою лошадь, сломать или порвать что-нибудь и понести, иногда, весьма значительный расход на ремонт, заставляет казака, сплошь и рядом, уклоняться от упражнений джигитовке и относиться к ней, подчас, не совсем сочувственно. Материальная помощь казакам, имущество которых пострадало на джигитовке, в виде ли безвозмездного исправления в полковых мастерских поломанных седел, оружия и попорченного обмундирования, в денежном ли вспомоществовании, или в замене испорченной лошади ремонтной (случай крайне редкий), послужила бы могучим средством в руках начальников поддержать и развить среди казаков страсть к джигитовке; если к этому прибавить еще поощрение, наиболее лихих и смелых джигитов — призами, то джигитовка у казаков, надо думать не заглохнет и не отойдет на задний план в число случайных занятий, обязанных своим существованием в большей или меньшей степени расположению к ним частных начальников.
Есть полное основание рассчитывать на то, что казак, зная, что ему на службе в действующем полку придется заниматься джигитовкой, отнесется более внимательно к выбору и приобретению для себя строевого коня и, конечно, предпочтет приобрести коня сильного и непорочного, не жалея для этого десятка другого рублей, что, разумеется, очень желательно, как в интересах конского состав полка, так и в виду сбережения самих казаков.
Заканчивая настоящую краткую заметку о джигитовке, нельзя не упомянуть о том новом виде джигитовки, который за последнее время появился в некоторых действующих частях Кавказских Казачьих Войск, мы говорим о «джирите». Упражнения джирита состоят в метании на карьер дротика. Всадник, идя в карьер, в шагах 15-20 вдоль линии, по которой развешены шары, или круги, диаметром около аршина, обтянутые бумагой, должен бросить одно, или два копья и пробить ими круг, или попасть в шар; затем всадник круто поворачивает и быстро уходит от пораженной им цели. Собственно говоря, джирит не есть изобретение последних дней, у некоторых конных восточных народов он существовал с давних времен и только на время был как бы забыт. Упражнения в джирите уже настолько подвинулись вперед у кавказских казаков, что некоторые из них, с большим успехом, принимали участие в состязательном джирите на Тифлисских призовых скачках в сентябре прошлого года.
В состязании этом участвовали казаки конвоя командующего войсками Кавказского военного округа, казаки Полтавского, Хоперского и Горско-Моздокского полков, а также несколько местных жителей — Борчалинских татар. Первых призов досталось казакам — 7, татарам — один; вторых призов казакам — 9, татарам — один.
Не представляя никакого риска и опасности, джирит, тем не менее, требует от всадника большой ловкости, силы, меткости и умения управлять конем, а потому нельзя не выразить желания, чтобы этот вид джигитовки получил более широкое развитие и применение среди казаков.
Русская эмиграция. Возвращение со строевых занятий с оркестром. Галлиполи. 1921 год.

День военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Дата 19 февраля пришла из Петровской эпохи, когда именно в этот день (по старому стилю) в 1711 году Пётр I подписал Указ об учреждении в армии военных хоров (оркестров). Учреждался штат военных музыкантов для полков. Тогда же появились и первые школы для подготовки военных музыкантов из числа солдатских детей.

Помимо своих основных задач военные оркестры, начиная с XIX века, давали концерты, вырученные средства с которых шли на помощь воинам-инвалидам.