До 2008 года награждений орденом Святого Георгия не производилось.
C 13 августа 2008 года, в связи с войной в Южной Осетии, статут ордена изменён, появилась возможность награждать им за проведение боевых и иных операций на территории других государств при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности (миротворческие операции). Первым кавалером восстановленного ордена Святого Георгия 4-й степени стал командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковник Сергей Макаров за успешное проведение операции «принуждение Грузии к миру» (примечательно, что на государственном флаге Грузии присутствует георгиевский крест, а сам Святой Георгий Победоносец является Небесным Покровителем Грузии, именуемой в его честь "Georgia" – но не современных грузинских авантюристов). За эту же операцию вторым кавалером ордена 4-й степени стал подполковник спецназа ВДВ Анатолий Лебедь.
@atamana100
C 13 августа 2008 года, в связи с войной в Южной Осетии, статут ордена изменён, появилась возможность награждать им за проведение боевых и иных операций на территории других государств при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности (миротворческие операции). Первым кавалером восстановленного ордена Святого Георгия 4-й степени стал командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковник Сергей Макаров за успешное проведение операции «принуждение Грузии к миру» (примечательно, что на государственном флаге Грузии присутствует георгиевский крест, а сам Святой Георгий Победоносец является Небесным Покровителем Грузии, именуемой в его честь "Georgia" – но не современных грузинских авантюристов). За эту же операцию вторым кавалером ордена 4-й степени стал подполковник спецназа ВДВ Анатолий Лебедь.
@atamana100
Георгиевские кавалеры станицы #БольшеАлматинская.
Семиреченское казачье войско #СмКВ
#ФотоАрхив @atamana100
Начинаем публикацию снимков из специального альбома, выпущенного в 1877-1878 гг.
Семиреченское казачье войско #СмКВ
#ФотоАрхив @atamana100
Начинаем публикацию снимков из специального альбома, выпущенного в 1877-1878 гг.
Полный статус ордена в России, как и День героев Отечества, вернули лишь в 2008 году. Курьёзом является то, что современным орденом Святого Георгия могут награждать людей и не военных профессий. Ещё одно отличие от екатерининских времён – все степени ордена даются последовательно, а низшую, четвёртую, могут получить и младшие офицеры. Кроме того, высокая награда сегодня не предусматривает ежегодную пенсию её кавалерам. Однако имена, как и прежде, увековечиваются на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.
@atamana100
@atamana100
Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года
Николай Николаевич Каразин 1888 год
#Живопись @atamana100
Николай Николаевич Каразин 1888 год
#Живопись @atamana100
9 декабря исполнилось 180 лет со дня рождения русского художника-баталиста Николая Николаевича Каразина, потомка Слобожанских казаков, военного офицера и участника Среднеазиатских походов.
Николай Николаевич – художник и писатель, автор шести романов, многочисленных повестей, рассказов и сказок. Один из учредителей "Общества русских акварелистов", член Академии художеств. Один из первых российских художников, полностью посвятивших себя иллюстрации.
В 20 лет поступил в войска туркестанского военного округа, пробыл в средней Азии 9 лет, участвуя во всех делах русских войск при среднеазиатских завоеваниях запечатлел все основные победы России в Средней Азии и на Балканской войне.
Особенно он интересен как автор картин и альбома акварелей, посвящённых Сибирским казакам.
#Живопись @atamana100
Николай Николаевич – художник и писатель, автор шести романов, многочисленных повестей, рассказов и сказок. Один из учредителей "Общества русских акварелистов", член Академии художеств. Один из первых российских художников, полностью посвятивших себя иллюстрации.
В 20 лет поступил в войска туркестанского военного округа, пробыл в средней Азии 9 лет, участвуя во всех делах русских войск при среднеазиатских завоеваниях запечатлел все основные победы России в Средней Азии и на Балканской войне.
Особенно он интересен как автор картин и альбома акварелей, посвящённых Сибирским казакам.
#Живопись @atamana100
10 декабря Церковь вспоминает икону Божией Матери "Знамение". В народе его называют ещё Романов день, им завершается первая декада зимы.
Икона Божией Матери под названым "Знамение" появились на Руси в XI — XII веках. Своё название она получила в 1170 году после чудесного знамения в Новгороде. Под стенами Великого Новгорода в это время стояли вражеские объединённые силы русских удельных князей.
Архиепископу Новгородского было явление, что надо образ Пресвятой Богородицы вынести на городскую стену. Когда икону переносили, в неё попала стрела. Из глаз Богородицы потекли слёзы, и икона повернулась ликом к городу. После это враги вдруг впали в замешательство, и новгородцы победили.
Икона Божией Матери под названым "Знамение" появились на Руси в XI — XII веках. Своё название она получила в 1170 году после чудесного знамения в Новгороде. Под стенами Великого Новгорода в это время стояли вражеские объединённые силы русских удельных князей.
Архиепископу Новгородского было явление, что надо образ Пресвятой Богородицы вынести на городскую стену. Когда икону переносили, в неё попала стрела. Из глаз Богородицы потекли слёзы, и икона повернулась ликом к городу. После это враги вдруг впали в замешательство, и новгородцы победили.
Казачий_словарь_справочник_Том_1_Выпуск_2_1966.pdf
8.4 MB
Казачий словарь-справочник.
Том 1. Выпуск 2
Автор: А. И. Скрылов ; Георгий Витальевич Губарев
Издание: Кливлэнд, 1966 г. 162 стр.
Формат: pdf
#библиотека @atamana100
Том 1. Выпуск 2
Автор: А. И. Скрылов ; Георгий Витальевич Губарев
Издание: Кливлэнд, 1966 г. 162 стр.
Формат: pdf
#библиотека @atamana100
Forwarded from Терское общество любителей казачьей старины (Олег Вячеславович Губенко)
Дорогие друзья!
Представляю вашему вниманию собственные рассуждения, которые являются также посылом в наше сообщество в качестве вопроса.
Итак, вчера тысячами рассылались на телеграмм, ватс апп, тиражировались в социальных сетях картинки-поздравления с Днем казачки.
Удивляла меня информация, сопровождающая эти картинки.
Главный информационный посыл: казачки выдержали осаду станицы Наурской 10-12 июня (ст. ст.) 1774 года и в связи с этим было решено отмечать День казачки 4 декабря, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Странное сочетание дат, не правда ли? И кем решено, опять же?
Отсюда и информационный посыл того, что праздник отмечается казачками более 200 лет.
В 90-е годы я не помню, чтобы в казачьей прессе были публикации на эту тему (Если кто-то встречал – поправьте).
Хорошо помню, что впервые этот праздник был проведен в Ставрополе по инициативе Министерства культуры СК в 2003 году. Это точно. Мотивация организации этого праздника озвучивалась шепотом, кулуарно, но время прошло, и детали я уже не помню. Если кто-то напомнит, буду признателен. Но в любом случае, при выборе даты его притянули к Богородичному (так называемому женскому) двунадесятому празднику.
Привязка к наурским событиям тогда отсутствовала, и, по всей видимости, это попытка более позднего исторического обоснования.
На мой взгляд, введение в современный оборот этого праздника (возможно новодельного) ничего плохого в себе не несет. Но проскальзывает у меня в сознании крамольная мысль, что подспудная идея организаторов этого явления была обусловлена темой гендерного равновесия. Ничего плохого, кстати, в этом не вижу (в рамках разумного).
На самом же деле, двунадесятый праздник, коим является Введение во Храм Пресвятой Богородицы, праздновался в казачьем мире не 200 лет, как представляют сейчас, а намного раньше, со времени погружения казачьего мира в церковный календарный цикл. Но акцент на то, что этот день был именно женским днём (Днём казачки-матери) мною в серьезных научных исследованиях встречаем не был. Подчеркиваю, что я не утверждаю, что это не так.
Мне такая информация не встречалась.
И если у кого-то из нашего сообщества есть ссылка на хорошую работу по этнографии казачьего мира, где упоминается о праздновании в старину Дня матери-казачки с привязкой к 4 декабря – буду благодарен.
Кстати говоря, по обилию сугубо женских элементов праздника, на мой взгляд, таковым является Троица. Думаю, здесь любой этнограф меня поддержит. Но и этот вопрос можно обсудить, если есть у кого желание.
P.S. И несмотря на то, что праздник Дня матери-казачки вполне вероятно новодельный, однако спешу поздравить, хоть и с небольшим опозданием, всех казачек. Радости вам!
Представляю вашему вниманию собственные рассуждения, которые являются также посылом в наше сообщество в качестве вопроса.
Итак, вчера тысячами рассылались на телеграмм, ватс апп, тиражировались в социальных сетях картинки-поздравления с Днем казачки.
Удивляла меня информация, сопровождающая эти картинки.
Главный информационный посыл: казачки выдержали осаду станицы Наурской 10-12 июня (ст. ст.) 1774 года и в связи с этим было решено отмечать День казачки 4 декабря, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Странное сочетание дат, не правда ли? И кем решено, опять же?
Отсюда и информационный посыл того, что праздник отмечается казачками более 200 лет.
В 90-е годы я не помню, чтобы в казачьей прессе были публикации на эту тему (Если кто-то встречал – поправьте).
Хорошо помню, что впервые этот праздник был проведен в Ставрополе по инициативе Министерства культуры СК в 2003 году. Это точно. Мотивация организации этого праздника озвучивалась шепотом, кулуарно, но время прошло, и детали я уже не помню. Если кто-то напомнит, буду признателен. Но в любом случае, при выборе даты его притянули к Богородичному (так называемому женскому) двунадесятому празднику.
Привязка к наурским событиям тогда отсутствовала, и, по всей видимости, это попытка более позднего исторического обоснования.
На мой взгляд, введение в современный оборот этого праздника (возможно новодельного) ничего плохого в себе не несет. Но проскальзывает у меня в сознании крамольная мысль, что подспудная идея организаторов этого явления была обусловлена темой гендерного равновесия. Ничего плохого, кстати, в этом не вижу (в рамках разумного).
На самом же деле, двунадесятый праздник, коим является Введение во Храм Пресвятой Богородицы, праздновался в казачьем мире не 200 лет, как представляют сейчас, а намного раньше, со времени погружения казачьего мира в церковный календарный цикл. Но акцент на то, что этот день был именно женским днём (Днём казачки-матери) мною в серьезных научных исследованиях встречаем не был. Подчеркиваю, что я не утверждаю, что это не так.
Мне такая информация не встречалась.
И если у кого-то из нашего сообщества есть ссылка на хорошую работу по этнографии казачьего мира, где упоминается о праздновании в старину Дня матери-казачки с привязкой к 4 декабря – буду благодарен.
Кстати говоря, по обилию сугубо женских элементов праздника, на мой взгляд, таковым является Троица. Думаю, здесь любой этнограф меня поддержит. Но и этот вопрос можно обсудить, если есть у кого желание.
P.S. И несмотря на то, что праздник Дня матери-казачки вполне вероятно новодельный, однако спешу поздравить, хоть и с небольшим опозданием, всех казачек. Радости вам!
ДЕНЬ МАТЕРИ КАЗАЧКИ
Чтобы понять, что представлял собой этот теплый - праздник, даже и отдаленно не напоминающий Международный Женский день, когда папа сделал маме подарок, потом вымыл полы или сварил суп, а вечером напился.
Никаких особых слов благодарности женщине не говорилось в тот день ни на семейном торжестве, ни на казенном. Но это был день признания особой роли матери-казачки, её добровольного избрания своей тяжелой судьбы.
Прежде, до революции, казаки вечером шли в гости или в гимназию, в клуб, где бывали скромные, преисполненные достоинства семейные балы, имевшие очень большое значение.
На этих балах, куда приходила молодежь в сопровождении родителей или старших родственников, с обязательным концертом, с постным буфетом, с благотворительным базаром - происходили негласные смотрины. Здесь молодые девушки демонстрировали свои рукоделия, кулинарные изыски и всё прочее, что каждой казачке надлежало уметь делать.
Здесь выбирали невест. Разумеется, балы, вечера, концерты в клубе - это для так называемой "чистой публики". Для казачьей интеллигенции, торговых казаков, казаков промышленников, которых в станицах было уже довольно-таки много. Особенно увеличилось их число после указа 1875 года, когда казакам были разрешены иные занятия кроме военной службы и земледелия, наравне с другими народами и сословиями России, замелькали в станицах гимназические и студенческие тужурки.
В станицах конца XIX и начала XX веков тон стала задавать интеллигенция. На нее равнялись, к ней тянулись простые станичники. Более того: пропасти между врачами, учителями, торговцами, офицерами, с одной стороны, и простыми землепашцами, с другой, в станицах не было. Еще тщательнее стирало эту грань всеобщее обязательное образование, всеобщая воинская служба и казачий патриотизм.
Так в начальных училищах и гимназиях как на Дону, так и на Кубани, в обязательную программу введено было музыкальное образование: игра на музыкальных инструментах, в том числе и на народных, пение народных песен и исполнение народных танцев.
А на концертах, проводимых в гимназиях, собиралась вся станица. Приезжали семьи из близлежащих хуторов.
Праздник Матери казачки назывался по разному, в каждом войске по своему. Но отмечался традиционно и повсеместно.
Чтобы понять, что представлял собой этот теплый - праздник, даже и отдаленно не напоминающий Международный Женский день, когда папа сделал маме подарок, потом вымыл полы или сварил суп, а вечером напился.
Никаких особых слов благодарности женщине не говорилось в тот день ни на семейном торжестве, ни на казенном. Но это был день признания особой роли матери-казачки, её добровольного избрания своей тяжелой судьбы.
Прежде, до революции, казаки вечером шли в гости или в гимназию, в клуб, где бывали скромные, преисполненные достоинства семейные балы, имевшие очень большое значение.
На этих балах, куда приходила молодежь в сопровождении родителей или старших родственников, с обязательным концертом, с постным буфетом, с благотворительным базаром - происходили негласные смотрины. Здесь молодые девушки демонстрировали свои рукоделия, кулинарные изыски и всё прочее, что каждой казачке надлежало уметь делать.
Здесь выбирали невест. Разумеется, балы, вечера, концерты в клубе - это для так называемой "чистой публики". Для казачьей интеллигенции, торговых казаков, казаков промышленников, которых в станицах было уже довольно-таки много. Особенно увеличилось их число после указа 1875 года, когда казакам были разрешены иные занятия кроме военной службы и земледелия, наравне с другими народами и сословиями России, замелькали в станицах гимназические и студенческие тужурки.
В станицах конца XIX и начала XX веков тон стала задавать интеллигенция. На нее равнялись, к ней тянулись простые станичники. Более того: пропасти между врачами, учителями, торговцами, офицерами, с одной стороны, и простыми землепашцами, с другой, в станицах не было. Еще тщательнее стирало эту грань всеобщее обязательное образование, всеобщая воинская служба и казачий патриотизм.
Так в начальных училищах и гимназиях как на Дону, так и на Кубани, в обязательную программу введено было музыкальное образование: игра на музыкальных инструментах, в том числе и на народных, пение народных песен и исполнение народных танцев.
А на концертах, проводимых в гимназиях, собиралась вся станица. Приезжали семьи из близлежащих хуторов.
Праздник Матери казачки назывался по разному, в каждом войске по своему. Но отмечался традиционно и повсеместно.
ДЕНЬ ДОНСКОЙ КАЗАЧКИ
Как его праздновали в начале прошлого века, казаки жившие в Петербурге:
"Донской курень" – клуб, учрежденный образованной казачьей интеллигенцией Петербурга в позапрошлом столетии.
Правители Руси, Московии и России от первой встречи с Казаками расценивали их только как опытных воинов. После покорения всех казачьих обществ, они не нарушали их военной организации, а стремились использовать ее в интересах своего государства.
Казаки были лишены возможности заниматься чем-либо иным, кроме военной службы, земледелия и подручных ремесел. Но в 1875 году вышел, наконец, правительственный указ, разрешавший казакам всякую деятельность наравне с другими гражданами империи. Казаки-отцы стали посылать своих детей в университеты и другие высшие школы. Благодаря этому к концу прошлого века в столице появилось много образованных и заслуженных станичников, пробивших себе дорогу к известности, благодаря личным способностям.
Из таких казаков одно время в Петербурге находились: А.М. Золотарев начальник Интендантской Академии, профессор статистики, закончивший карьеру сенатором; профессор И.В. Мушкетов, начальник Военно-медицинской Академии, В.В. Пашутин, его двоюродный брат и профессор той же Академии И.А. Пашутин, физиолог Г.Н. Бренев, биолог и выдающийся ботаник А.Н. Краснов, лейб-медики Л.В. Попов и С.М. Васильев, писатели А.И. Косоротов, Р.П. Кумов, И.М. Максимов, адвокат Л.В. Греков, художники Н.Н. Дубовской и И.И. Крылов. Все они стали видными представителями столичного общества, но постоянно чувствовали свою оторванность от родного Дона.
По мысли Мушкетова было решено организовать в столице казачий клуб, где бы они могли постоянно встречаться и проводить досуги в родственной среде. Так и возник в Петербурге "Донской Курень", первым атаманом которого был избран сам Мушкетов.
Вначале здесь сходились одни пожилые и сановные Казаки, близкие по происхождению, образованию и по духу. Но потом стала приходить и донская учащаяся молодежь: студенты и курсистки, ставшие живой связью с Доном. Возвращаясь с каникул, они привозили старикам последние донские новости, приветы от забытых было родственников и знакомых. Привозили им и станичные гостинцы: балыки, вяленную дичь, донскую тарань, портошное молоко, каймак, бурсаки, печеные на нардеке и т. п.
Было решено устраивать Донской бал, приурочив его ко Дню Донской Казачки, 21 ноября. Для этого занимался большой зал в собрании Армии и Флота, приглашались жившие в столицах Казаки всех Войск, студенты, юнкера, офицеры казачьих гвардейских полков, штатские сановники, ученые и т.п. В программах участвовали Казаки-артисты, исполнялись донские песни, танцевали казачьи и кавказские танцы, а курсистки устраивали богатый буфет со всякими станичными деликатесами.
Особенно остался в памяти Донской бал 1902 г. На этот вечер пригласили специально из Новочеркасска полный состав Войскового хора, который прибыл в старинных синих чекменях с откидными рукавами. Приехал с Дона и народный писатель того времени А.А. Карасев. Его появление на эстраде произвело необычайный фурор. Это был высокий стройный старик со смуглым казачьим лицом, с пышной шевелюрой вьющихся седых волос, с такими же усами и бородой. На нем были широкие шаровары с алым лампасом и синий чекмень, подпоясанный синим шарфом. Своим видом он как бы олицетворял старый седой Дон. Когда аплодисменты и восторженные клики утихли, он обратился к публике с несколькими словами:
"Братья Донцы! Я приехал в столицу, чтобы передать вам приветы с родных берегов. Дон шлет вам, своим сынам, отцовский поклон".
Это обращение вызвало новую овацию, весь зал, стоя, пропел "Много лет Войску Донскому".
После этого Карасев прочитал свой маленький рассказ из казачьего быта.
Так началась программа вечера, продолженная старинными бытовыми песнями в исполнении Войскового хора и выступлениями казачьих знаменитостей И.В. Ершова, В.Н. Давыдова, С.Г. Власова, которые специально приехали из Москвы. Долго не забывали этот блестящий концерт-бал донцы, жившие в Петербурге.
По материалам Казачьего словаря-справочника А.И. Скрылова и Г.В. Губарева. страница 206
Как его праздновали в начале прошлого века, казаки жившие в Петербурге:
"Донской курень" – клуб, учрежденный образованной казачьей интеллигенцией Петербурга в позапрошлом столетии.
Правители Руси, Московии и России от первой встречи с Казаками расценивали их только как опытных воинов. После покорения всех казачьих обществ, они не нарушали их военной организации, а стремились использовать ее в интересах своего государства.
Казаки были лишены возможности заниматься чем-либо иным, кроме военной службы, земледелия и подручных ремесел. Но в 1875 году вышел, наконец, правительственный указ, разрешавший казакам всякую деятельность наравне с другими гражданами империи. Казаки-отцы стали посылать своих детей в университеты и другие высшие школы. Благодаря этому к концу прошлого века в столице появилось много образованных и заслуженных станичников, пробивших себе дорогу к известности, благодаря личным способностям.
Из таких казаков одно время в Петербурге находились: А.М. Золотарев начальник Интендантской Академии, профессор статистики, закончивший карьеру сенатором; профессор И.В. Мушкетов, начальник Военно-медицинской Академии, В.В. Пашутин, его двоюродный брат и профессор той же Академии И.А. Пашутин, физиолог Г.Н. Бренев, биолог и выдающийся ботаник А.Н. Краснов, лейб-медики Л.В. Попов и С.М. Васильев, писатели А.И. Косоротов, Р.П. Кумов, И.М. Максимов, адвокат Л.В. Греков, художники Н.Н. Дубовской и И.И. Крылов. Все они стали видными представителями столичного общества, но постоянно чувствовали свою оторванность от родного Дона.
По мысли Мушкетова было решено организовать в столице казачий клуб, где бы они могли постоянно встречаться и проводить досуги в родственной среде. Так и возник в Петербурге "Донской Курень", первым атаманом которого был избран сам Мушкетов.
Вначале здесь сходились одни пожилые и сановные Казаки, близкие по происхождению, образованию и по духу. Но потом стала приходить и донская учащаяся молодежь: студенты и курсистки, ставшие живой связью с Доном. Возвращаясь с каникул, они привозили старикам последние донские новости, приветы от забытых было родственников и знакомых. Привозили им и станичные гостинцы: балыки, вяленную дичь, донскую тарань, портошное молоко, каймак, бурсаки, печеные на нардеке и т. п.
Было решено устраивать Донской бал, приурочив его ко Дню Донской Казачки, 21 ноября. Для этого занимался большой зал в собрании Армии и Флота, приглашались жившие в столицах Казаки всех Войск, студенты, юнкера, офицеры казачьих гвардейских полков, штатские сановники, ученые и т.п. В программах участвовали Казаки-артисты, исполнялись донские песни, танцевали казачьи и кавказские танцы, а курсистки устраивали богатый буфет со всякими станичными деликатесами.
Особенно остался в памяти Донской бал 1902 г. На этот вечер пригласили специально из Новочеркасска полный состав Войскового хора, который прибыл в старинных синих чекменях с откидными рукавами. Приехал с Дона и народный писатель того времени А.А. Карасев. Его появление на эстраде произвело необычайный фурор. Это был высокий стройный старик со смуглым казачьим лицом, с пышной шевелюрой вьющихся седых волос, с такими же усами и бородой. На нем были широкие шаровары с алым лампасом и синий чекмень, подпоясанный синим шарфом. Своим видом он как бы олицетворял старый седой Дон. Когда аплодисменты и восторженные клики утихли, он обратился к публике с несколькими словами:
"Братья Донцы! Я приехал в столицу, чтобы передать вам приветы с родных берегов. Дон шлет вам, своим сынам, отцовский поклон".
Это обращение вызвало новую овацию, весь зал, стоя, пропел "Много лет Войску Донскому".
После этого Карасев прочитал свой маленький рассказ из казачьего быта.
Так началась программа вечера, продолженная старинными бытовыми песнями в исполнении Войскового хора и выступлениями казачьих знаменитостей И.В. Ершова, В.Н. Давыдова, С.Г. Власова, которые специально приехали из Москвы. Долго не забывали этот блестящий концерт-бал донцы, жившие в Петербурге.
По материалам Казачьего словаря-справочника А.И. Скрылова и Г.В. Губарева. страница 206
Telegram
ЗАМЕТКИ СЕМИРЕКА // АТАМАНСКАЯ СОТНЯ
Казачий словарь-справочник.
Том 1. Выпуск 2
Автор: А. И. Скрылов ; Георгий Витальевич Губарев
Издание: Кливлэнд, 1966 г. 162 стр.
Формат: pdf
#библиотека @atamana100
Том 1. Выпуск 2
Автор: А. И. Скрылов ; Георгий Витальевич Губарев
Издание: Кливлэнд, 1966 г. 162 стр.
Формат: pdf
#библиотека @atamana100
Дело Рытова. Трехдневный бой со скопищами Кенесары. 1891
Николай Николаевич #Каразин
#Живопись @atamana100
Дело Рытова состоялось 5-7 (н.ст.) декабря в 1837 года.
В ноябре 1837 года из Петропавловска в Ташкент отправился караван из 1500 верблюдов в сопровождении конвоя из 55 казаков во главе с хорунжим Алексеем Рытовым.
Николай Николаевич #Каразин
#Живопись @atamana100
Дело Рытова состоялось 5-7 (н.ст.) декабря в 1837 года.
В ноябре 1837 года из Петропавловска в Ташкент отправился караван из 1500 верблюдов в сопровождении конвоя из 55 казаков во главе с хорунжим Алексеем Рытовым.
Дело Рытова
состоялось 5-7 декабря 1837 года
Чем кончилось дело, узнаем из документа (ГАОО, ф. 366, оп. 1., д. 171, лл. 1-3):
"Военному министру Господину Генерал-адъютанту и Кавалеру Графу Чернышеву Командующего Отдельным Сибирским Корпусом генерал-майора Гладышева Рапорт Исправляющий должность Актауского коменданта Войсковой старшина Симанов рапортом от 19 декабря прошлого 1837 года за №166 и 4 января сего года за №7 доносит мне, что из командированного 27 ноября из крепости Актау отряда из 48 казаков при 6 урядниках под командой хорунжего Рытова для препровождения каравана, проходившего из Петропавловска в Ташкент 19 декабря, явились два казака с объявлением, что в 200 верстах от крепости партия султана Кенисары Касымова в числе 800 человек, напав на отряд в обратном его следовании с Актау, окружила со всех сторон и держит его три дня в осаде. Казаки сии посланы были осаждённым отрядом, прошли чрез пикеты неприятельские с большой опасностью и объявили, что при нападении киргиз на отряд начальник его хорунжий Рытов был убит и с ним 4 урядника, 22 казака и 1 фельдшер".
Получив это донесение, Войсковой старшина Симанов выступил того же числа к осаждённым казакам с отрядом из 3 офицеров, 20 урядников и 120 казаков при двух орудиях конной артиллерии, но по прибытии своём на место происшествия не нашёл уже против них султана Кенесары Касымова, который, узнав о приближении Войскового старшины Симанова, отступил в Сайдалинскую волость, в аулы султана Абулхира Ишимханова. По показанию спасённых казаков дело происходило следующим образом: хорунжий Рытов, провожая караван, отошёл от крепости Актау вопреки данному ему наставлению на 250 вёрст и здесь, оставив 4 декабря 19 казаков с 2 урядниками и 1 фельдшером, всего 22 человека с провиантом и фуражом, с остальными людьми отправился провожать караван ещё на 50 вёрст. В это время партия Кенесары Касымова напала на оставленных Рытовым казаков и положила их всех на месте. Четыре большие могилы убитых киргизов, найденных Войсковым старшиной Симановым, доказывают, что казаки храбро оборонялись и что только превосходство вражеской силы не позволило им победить. Из найденных трупов казаков все почти были обезображены, а некоторые даже сожжены.
Пометка на полях рукой Катанаева:
"Казаки храбро оборонялись… ...После сего партия Кенесары Касимова обратилась на хорунжего Рытова, бывшего уже на обратном пути, и напала на него 5 декабря в 20 верстах от того места, где оставлены им были погибшие казаки. Партия киргиз состояла тогда из 100 человек. Хорунжий Рытов выдержал первое их нападение с 29 казаками весьма удачно, после того, потеряв много лошадей, которые были подстрелены киргизами, спешил казаков и начал обороняться из ружей. Это продолжалось три дня сряду."
Пометка на полях Катанаева:
Кенесары Касимов, заметив тогда значительный урон своей партии от выстрелов казаков и, вознамерясь преодолеть упорство их на ближайшем расстоянии, сделал из карагана (особенного степного растения в киргизской степи) засаду о трёх фасах и, катя перед собою туры, подвинулся к казакам на 15 сажен; в это время хорунжий Рытов атаковал их сам с командою холодным оружием. Киргиз тогда было в партии Кенесары Касимова уже 400 человек. Он вытеснил их всех из укрепления, причём взял одно знамя, 33 пики, 9 ружей и 10 ятаганов и положил на месте множество киргиз, но зато пал сам, и отряд лишился вместе с ним 3 урядников и 1 казака убитыми и 22 человека ранеными. Оставшиеся казаки в живых заняли тотчас сделанную киргизами засаду.
продолжение ниже ⤵️⤵️⤵️ @atamana100
состоялось 5-7 декабря 1837 года
Чем кончилось дело, узнаем из документа (ГАОО, ф. 366, оп. 1., д. 171, лл. 1-3):
"Военному министру Господину Генерал-адъютанту и Кавалеру Графу Чернышеву Командующего Отдельным Сибирским Корпусом генерал-майора Гладышева Рапорт Исправляющий должность Актауского коменданта Войсковой старшина Симанов рапортом от 19 декабря прошлого 1837 года за №166 и 4 января сего года за №7 доносит мне, что из командированного 27 ноября из крепости Актау отряда из 48 казаков при 6 урядниках под командой хорунжего Рытова для препровождения каравана, проходившего из Петропавловска в Ташкент 19 декабря, явились два казака с объявлением, что в 200 верстах от крепости партия султана Кенисары Касымова в числе 800 человек, напав на отряд в обратном его следовании с Актау, окружила со всех сторон и держит его три дня в осаде. Казаки сии посланы были осаждённым отрядом, прошли чрез пикеты неприятельские с большой опасностью и объявили, что при нападении киргиз на отряд начальник его хорунжий Рытов был убит и с ним 4 урядника, 22 казака и 1 фельдшер".
Получив это донесение, Войсковой старшина Симанов выступил того же числа к осаждённым казакам с отрядом из 3 офицеров, 20 урядников и 120 казаков при двух орудиях конной артиллерии, но по прибытии своём на место происшествия не нашёл уже против них султана Кенесары Касымова, который, узнав о приближении Войскового старшины Симанова, отступил в Сайдалинскую волость, в аулы султана Абулхира Ишимханова. По показанию спасённых казаков дело происходило следующим образом: хорунжий Рытов, провожая караван, отошёл от крепости Актау вопреки данному ему наставлению на 250 вёрст и здесь, оставив 4 декабря 19 казаков с 2 урядниками и 1 фельдшером, всего 22 человека с провиантом и фуражом, с остальными людьми отправился провожать караван ещё на 50 вёрст. В это время партия Кенесары Касымова напала на оставленных Рытовым казаков и положила их всех на месте. Четыре большие могилы убитых киргизов, найденных Войсковым старшиной Симановым, доказывают, что казаки храбро оборонялись и что только превосходство вражеской силы не позволило им победить. Из найденных трупов казаков все почти были обезображены, а некоторые даже сожжены.
Пометка на полях рукой Катанаева:
"По словам Ивинкина, у всех казаков были отрезаны детородные члены и уши, последние навздёваны на шнурок как трофеи".
"Казаки храбро оборонялись… ...После сего партия Кенесары Касимова обратилась на хорунжего Рытова, бывшего уже на обратном пути, и напала на него 5 декабря в 20 верстах от того места, где оставлены им были погибшие казаки. Партия киргиз состояла тогда из 100 человек. Хорунжий Рытов выдержал первое их нападение с 29 казаками весьма удачно, после того, потеряв много лошадей, которые были подстрелены киргизами, спешил казаков и начал обороняться из ружей. Это продолжалось три дня сряду."
Пометка на полях Катанаева:
Чтобы исстращать казаков и принудить их к добровольной сдаче, киргизы показывали им головы убитых казаков и связку отрезанных ушей.
Кенесары Касимов, заметив тогда значительный урон своей партии от выстрелов казаков и, вознамерясь преодолеть упорство их на ближайшем расстоянии, сделал из карагана (особенного степного растения в киргизской степи) засаду о трёх фасах и, катя перед собою туры, подвинулся к казакам на 15 сажен; в это время хорунжий Рытов атаковал их сам с командою холодным оружием. Киргиз тогда было в партии Кенесары Касимова уже 400 человек. Он вытеснил их всех из укрепления, причём взял одно знамя, 33 пики, 9 ружей и 10 ятаганов и положил на месте множество киргиз, но зато пал сам, и отряд лишился вместе с ним 3 урядников и 1 казака убитыми и 22 человека ранеными. Оставшиеся казаки в живых заняли тотчас сделанную киргизами засаду.
продолжение ниже ⤵️⤵️⤵️ @atamana100
Telegram
АТАМАНСКАЯ Z СОТНЯ
Дело Рытова. Трехдневный бой со скопищами Кенесары. 1891
Николай Николаевич #Каразин
#Живопись @atamana100
Дело Рытова состоялось 5-7 (н.ст.) декабря в 1837 года.
В ноябре 1837 года из Петропавловска в Ташкент отправился караван из 1500 верблюдов в сопровождении…
Николай Николаевич #Каразин
#Живопись @atamana100
Дело Рытова состоялось 5-7 (н.ст.) декабря в 1837 года.
В ноябре 1837 года из Петропавловска в Ташкент отправился караван из 1500 верблюдов в сопровождении…
окончание, начало выше ⤴️⤴️⤴️
Пометка Катанаева:
Войсковой старшина Симанов, присоединив их к своему отряду, предпринял обратный путь к крепости Актау чрез Сайдалинскую волость и аулы султана Абулхаира Ишимханова, в которых Кенесары Касымов находился несколько дней, но не нашёл его там и, видя невозможность преследования по случаю зимнего времени, захватил только в тех аулах 4 сыновей султана Ишимханова за сношение их аулов и их самих с партией Кенесары Касымова и за участвование в нападении на казаков, в чем свидетельствовали раны, ими полученные. Отец задержанных султанов с прочими сыновьями бежал к Кенесары Касымову. Почтительнейше донося о том Вашему Сиятельству и представляя при сем списки убитых и раненых 5, 6 и 7 декабря в делах с Кенесары Касымовым бывших, имею честь всепокорнейше испрашивать награды по Вашему Высокому благоусмотрению для всех оставшихся в живых: уряднику и казакам, бывшим с хорунжим Рытовым, достойным того по засвидетельствованию их начальства о их отличной храбрости. Если я не имел чести доносить о происшествии сем Вашему Сиятельству по первому рапорту, то единственно по неполучению верных и основательных сведений.
18 января 1838 г., Тобольск.
Подписал генерал-майор Гладышев".
В этом эпизоде поражает героизм и воинская выучка казаков, особенно факт успешной контратаки на туры с холодным оружием многократно превосходящего по численности противника. В этой контратаке хорунжий Рытов был убит топором в голову. За подвиги казакам жаловали землю, однако без права продажи. До революции в Черлакском районе на правом берегу Иртыша стояла деревня Рытовка, а в начале ХХ века напротив этой деревни на левом берегу переселенцы основали Рытовку-2, на месте которой ныне Нововаршавка.
Ранены и убиты. Далее в деле (лл. 3-3 об.) представлен "Список обер-офицеру и нижним чинам, убитых в сражении с мятежниками 5, 6 и 7 декабря 1837 года"
Всего было убито 27 человек. Хорунжий Рытов был из 3 полка, а нижние чины из 4, 5, и 6 казачьих полков, о чем свидетельствует "Список нижним чинам 4, 5 и 6 казачьих полков, раненных с обозначением, кто ранен, сколько и какими ранами в сражении с мятежниками 5, 6 и 7 декабря 1937 года" (лл. 4-5).
Из 29 человек не ранеными были только 6 человек. И, тем не менее, отряд сумел отбиться! По характеру полученных ран можно во многом судить о вооружении противника. Так, урядник Асаф Чуркин был ранен "пулею насквозь при нижнем конце лопатки левой стороны", казаки Федор Овчинников – "пикою в середину правого плеча, пулею с наружной стороны бедра правой ноги", Архип Чапченков – "пулею в правое колено с внутренней стороны", Николай Голенков – "пулею в мускул рта правой стороны снутри с вышибом 2 зубов", Иван Шейтанов – "ятаганом в переднюю часть головы левой стороны и пикою в грудь", Михаил Трофимов – "ятаганом в правую часть головы, в щеку, грудь, и брюхо левой стороны пикою", Григорий Апехтин – "ятаганом в правую половину головы, пикою около верхнего края тазовой кости левой стороны, саблею по пальцам" и т.п. Преобладали раны пикою и ятаганом.
Просьба генерал-майора Гладышева о награждении была услышана. Было награждено несколько человек Знаком отличия военного ордена Св. Георгия. Судя по ранам, наградили наиболее тяжело раненых. Хотя, все оставшиеся в живых были достойны этой награды. Потери противника войсковой старшина Симанов оценил в 360 человек.
Алексей Пленцов @atamana100
Пометка Катанаева:
Киргизы, заслышав приближение отряда Симанова, оставили осаждённых казаков, которые, увидев неожиданный отход, долго не знали, чему его приписать. Тем не менее, собравшись с силами, перевязав раны и подкрепившись мясом убитых лошадей, направили путь к Актау, захватив с собою трупы убитых товарищей и оружие. Пройдя (2 слова неразборчиво), остановились в одной из ямин ночевать. Ночью выпал большой снег, занёсший их сверху так, что им долго пришлось отрывать друг друга, особенно обессилевших от ран товарищей. В таком положении их застал Симанов, которого они приняли сначала за новую шайку киргиз и изготовились к новой осаде и отпору.
Войсковой старшина Симанов, присоединив их к своему отряду, предпринял обратный путь к крепости Актау чрез Сайдалинскую волость и аулы султана Абулхаира Ишимханова, в которых Кенесары Касымов находился несколько дней, но не нашёл его там и, видя невозможность преследования по случаю зимнего времени, захватил только в тех аулах 4 сыновей султана Ишимханова за сношение их аулов и их самих с партией Кенесары Касымова и за участвование в нападении на казаков, в чем свидетельствовали раны, ими полученные. Отец задержанных султанов с прочими сыновьями бежал к Кенесары Касымову. Почтительнейше донося о том Вашему Сиятельству и представляя при сем списки убитых и раненых 5, 6 и 7 декабря в делах с Кенесары Касымовым бывших, имею честь всепокорнейше испрашивать награды по Вашему Высокому благоусмотрению для всех оставшихся в живых: уряднику и казакам, бывшим с хорунжим Рытовым, достойным того по засвидетельствованию их начальства о их отличной храбрости. Если я не имел чести доносить о происшествии сем Вашему Сиятельству по первому рапорту, то единственно по неполучению верных и основательных сведений.
18 января 1838 г., Тобольск.
Подписал генерал-майор Гладышев".
В этом эпизоде поражает героизм и воинская выучка казаков, особенно факт успешной контратаки на туры с холодным оружием многократно превосходящего по численности противника. В этой контратаке хорунжий Рытов был убит топором в голову. За подвиги казакам жаловали землю, однако без права продажи. До революции в Черлакском районе на правом берегу Иртыша стояла деревня Рытовка, а в начале ХХ века напротив этой деревни на левом берегу переселенцы основали Рытовку-2, на месте которой ныне Нововаршавка.
Ранены и убиты. Далее в деле (лл. 3-3 об.) представлен "Список обер-офицеру и нижним чинам, убитых в сражении с мятежниками 5, 6 и 7 декабря 1837 года"
Всего было убито 27 человек. Хорунжий Рытов был из 3 полка, а нижние чины из 4, 5, и 6 казачьих полков, о чем свидетельствует "Список нижним чинам 4, 5 и 6 казачьих полков, раненных с обозначением, кто ранен, сколько и какими ранами в сражении с мятежниками 5, 6 и 7 декабря 1937 года" (лл. 4-5).
Из 29 человек не ранеными были только 6 человек. И, тем не менее, отряд сумел отбиться! По характеру полученных ран можно во многом судить о вооружении противника. Так, урядник Асаф Чуркин был ранен "пулею насквозь при нижнем конце лопатки левой стороны", казаки Федор Овчинников – "пикою в середину правого плеча, пулею с наружной стороны бедра правой ноги", Архип Чапченков – "пулею в правое колено с внутренней стороны", Николай Голенков – "пулею в мускул рта правой стороны снутри с вышибом 2 зубов", Иван Шейтанов – "ятаганом в переднюю часть головы левой стороны и пикою в грудь", Михаил Трофимов – "ятаганом в правую часть головы, в щеку, грудь, и брюхо левой стороны пикою", Григорий Апехтин – "ятаганом в правую половину головы, пикою около верхнего края тазовой кости левой стороны, саблею по пальцам" и т.п. Преобладали раны пикою и ятаганом.
Просьба генерал-майора Гладышева о награждении была услышана. Было награждено несколько человек Знаком отличия военного ордена Св. Георгия. Судя по ранам, наградили наиболее тяжело раненых. Хотя, все оставшиеся в живых были достойны этой награды. Потери противника войсковой старшина Симанов оценил в 360 человек.
Алексей Пленцов @atamana100
Telegram
АТАМАНСКАЯ Z СОТНЯ
Дело Рытова
состоялось 5-7 декабря 1837 года
Чем кончилось дело, узнаем из документа (ГАОО, ф. 366, оп. 1., д. 171, лл. 1-3):
"Военному министру Господину Генерал-адъютанту и Кавалеру Графу Чернышеву Командующего Отдельным Сибирским Корпусом генерал-майора…
состоялось 5-7 декабря 1837 года
Чем кончилось дело, узнаем из документа (ГАОО, ф. 366, оп. 1., д. 171, лл. 1-3):
"Военному министру Господину Генерал-адъютанту и Кавалеру Графу Чернышеву Командующего Отдельным Сибирским Корпусом генерал-майора…
Forwarded from Андрей Медведев
Хочется спросить товарища Зюганова, каким же это образом создание СССР сохранило российскую государственность?
Это когда гражданскую войну затеяли что ли? Или когда русские земли Новороссии отдали некоей Украинской ССР? Или когда земли Южной Сибири и русского Туркестана а также земли Оренбургского и Семиреченского казачества разорвали между искусственно созданными национальными республиками?
Или когда вообще само слово "русский" выдавливали из лексикона, а русских на Украине и в Белоруссии заставляли учить национальные "языки"?
Сохранение территории исторической Российской Империи (и то, без Финляндии и Польши) под контролем единого центра, с использованием местных национальных элит - вот что собственно можно поставить в заслугу большевикам.
И то, что значит "сохранение". Какой ценой и вообще нужна ли была революция? Впрочем тут вопрос не к большевикам только.
Основой российской государственности, традиционно был русский народ, нравится это кому-то или нет. Но это факт. Коммунисты же полагали, что русский народ это лишь кормовая база для мировой революции, ну отказавшись от этой идей, они просто стали считать, что русские и Россия это рабочие руки и экономический корм для национальных республик.
При этом русские были совершенно лишены субъектности. У РСФСР не было не своего МВД, ни своего КГБ, ни даже своей коммунистической партии. Считалось, что не надо. Ведь русских нет, а есть советский народ.
Да, большевики понимали, как люди практические, что скажем, Большая игра продолжается, и надо гнать англичан из Туркестана и Закавказья, что надо полякам дать окорот. Но это делалось не ради сохранения России, а ради сохранения советской власти.
И уж точно не ради сохранения российской государственности в России взрывали храмы.
Скажи Зюганов, что создание Советского Союза не позволило западным державам поделить территорию России на колониальные владения, это было бы ближе к истине.
Скажи он, что Западу в целом всегда было плевать какая она Россия - царская или советская, ненавидели её одинаково искренне, тоже было бы верно.
Но эти рассуждения про сохранение российской государственности...
Мы затеяли гражданскую войну, коллективизацию и ГУЛАГ для сохранения российской государственности. Красиво.
https://yangx.top/bbbreaking/143069
Это когда гражданскую войну затеяли что ли? Или когда русские земли Новороссии отдали некоей Украинской ССР? Или когда земли Южной Сибири и русского Туркестана а также земли Оренбургского и Семиреченского казачества разорвали между искусственно созданными национальными республиками?
Или когда вообще само слово "русский" выдавливали из лексикона, а русских на Украине и в Белоруссии заставляли учить национальные "языки"?
Сохранение территории исторической Российской Империи (и то, без Финляндии и Польши) под контролем единого центра, с использованием местных национальных элит - вот что собственно можно поставить в заслугу большевикам.
И то, что значит "сохранение". Какой ценой и вообще нужна ли была революция? Впрочем тут вопрос не к большевикам только.
Основой российской государственности, традиционно был русский народ, нравится это кому-то или нет. Но это факт. Коммунисты же полагали, что русский народ это лишь кормовая база для мировой революции, ну отказавшись от этой идей, они просто стали считать, что русские и Россия это рабочие руки и экономический корм для национальных республик.
При этом русские были совершенно лишены субъектности. У РСФСР не было не своего МВД, ни своего КГБ, ни даже своей коммунистической партии. Считалось, что не надо. Ведь русских нет, а есть советский народ.
Да, большевики понимали, как люди практические, что скажем, Большая игра продолжается, и надо гнать англичан из Туркестана и Закавказья, что надо полякам дать окорот. Но это делалось не ради сохранения России, а ради сохранения советской власти.
И уж точно не ради сохранения российской государственности в России взрывали храмы.
Скажи Зюганов, что создание Советского Союза не позволило западным державам поделить территорию России на колониальные владения, это было бы ближе к истине.
Скажи он, что Западу в целом всегда было плевать какая она Россия - царская или советская, ненавидели её одинаково искренне, тоже было бы верно.
Но эти рассуждения про сохранение российской государственности...
Мы затеяли гражданскую войну, коллективизацию и ГУЛАГ для сохранения российской государственности. Красиво.
https://yangx.top/bbbreaking/143069
Telegram
Раньше всех. Ну почти.
Образование СССР спасло российскую государственность после царского периода, Союз мог бы существовать и сейчас, это своим примером показывает Китай, заявил РИА Новости лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Оренбургские казаки доставили знамя в казачий батальон "Форштадт"
Знамя с ликом Пресвятой Богородицы, которое передал оренбургским казакам директор Самарского филиала "Российской газеты" Арсений Бабенков, сегодня прибыло на Донбасс. На обратной стороне знамени, освященного в Санкт-Петербурге, - лик святого Дмитрия Донского.
Добровольцам казачьего батальона "#Форштадт" (#БАРС-6) знамя доставил атаман Первого отдела Оренбургского казачьего войска #ОКВ Сергей Слепов.
"С таким знаменем наши предки-казаки ходили в бой, и оно защищало их в трудную минуту, - обратился он к защитникам Донбасса. - Это знамя теперь – символ нашего батальона. По окончании СВО мы передадим его в музей оренбургского казачества. Сегодня мы пишем новую историю. И Дмитрий Донской – с нами".
Знамя с ликом Пресвятой Богородицы, которое передал оренбургским казакам директор Самарского филиала "Российской газеты" Арсений Бабенков, сегодня прибыло на Донбасс. На обратной стороне знамени, освященного в Санкт-Петербурге, - лик святого Дмитрия Донского.
Добровольцам казачьего батальона "#Форштадт" (#БАРС-6) знамя доставил атаман Первого отдела Оренбургского казачьего войска #ОКВ Сергей Слепов.
"С таким знаменем наши предки-казаки ходили в бой, и оно защищало их в трудную минуту, - обратился он к защитникам Донбасса. - Это знамя теперь – символ нашего батальона. По окончании СВО мы передадим его в музей оренбургского казачества. Сегодня мы пишем новую историю. И Дмитрий Донской – с нами".
#вэтотдень
10 декабря 1877 года русские войска в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, после 5-месячной осады берут Плевну. Турецкий гарнизон, численностью более 40 000 человек, — капитулирует.
Одна из самых блистательных побед русского оружия, в которой сполна проявил свой военный гений Михаил Дмитриевич #Скобелев.
10 декабря Осман-паша принял решение вывести гарнизон из Плевны. Операция по прорыву осады началась в ночь на 10 декабря. Турецкие войска натолкнулись на оставленные после переправы обозы. В их рядах началась паника, и отступление приняло беспорядочный характер. Гренадёры буквально расстреливали противника на расстоянии 800 шагов. Видя, что его войска обречены на уничтожение, Осман-паша решил сдаться.
В плену оказались десять турецких генералов, 2128 офицеров, 41 200 солдат, кроме того, победители стали обладателями 77 орудий.
Падение крепости позволило освободить более 100 тысяч человек и продолжить наступление на Константинополь.
10 декабря 1877 года русские войска в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, после 5-месячной осады берут Плевну. Турецкий гарнизон, численностью более 40 000 человек, — капитулирует.
Одна из самых блистательных побед русского оружия, в которой сполна проявил свой военный гений Михаил Дмитриевич #Скобелев.
10 декабря Осман-паша принял решение вывести гарнизон из Плевны. Операция по прорыву осады началась в ночь на 10 декабря. Турецкие войска натолкнулись на оставленные после переправы обозы. В их рядах началась паника, и отступление приняло беспорядочный характер. Гренадёры буквально расстреливали противника на расстоянии 800 шагов. Видя, что его войска обречены на уничтожение, Осман-паша решил сдаться.
В плену оказались десять турецких генералов, 2128 офицеров, 41 200 солдат, кроме того, победители стали обладателями 77 орудий.
Падение крепости позволило освободить более 100 тысяч человек и продолжить наступление на Константинополь.