ЗАМЕТКИ СЕМИРЕКА // АТАМАНСКАЯ СОТНЯ
922 subscribers
10.3K photos
1.93K videos
217 files
7.01K links
Исторія казачества - дореволюціонная и современная. Въ частности ​памятныя​ даты, традиціи, событія, фольклоръ, фотографіи, книги, стихи, живопись и многое другое...

Нашъ ботъ для связи съ нами @atamana_bot
加入频道
#ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА
СОЮЗА КАЗАКОВ СЕМИРЕЧЬЯ


Уважаемые старики, господа атаманы, братья казаки, кадеты!

Мы всегда должны помнить что самое ценное, что есть у нас - это чистое мирное небо, стабильность и благополучие в жизни, здоровые и живые родственники!
Не случайно День защитника Отечества является Днём воинской славы России, как символ мужества и доблести!

От чистого сердца поздравляю вас с этой знаменательной датой!
Искренние от всей души желаю вам, родным и близким для вас людяей - человеческого счастья, крепкого здоровья, мира и жизненного благополучия!

С уважением,
Войсковой Атаман
Союза Казаков Семиречья
казачий полковник
Зуев Александр Михайлович
Тактический фонарик на пистолете с универсальным креплением, до 1917 года.


Подходил полицейским, почтальонам и всем лицам, на которых может совершиться нападение в темное время суток. Фонарь включался и выключался при резком движении или встряхивании, в комплекте электрическая батарея. Оружие с фонарем настроено таким образом, чтобы пуля попадала в центр светового круга в пределах определенной дистанции.
​​24 февраля 1745 года, родился Великий русский флотоводец, адмирал Федор Федорович УШАКОВ.

Церковь называет военного «праведным воином», он причислен к лику святых.

«Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех» — говорилось в документах о канонизации.
Адмирал Ушаков был настоящим гением своего дела. Этот прославленный флотоводец был настоящим стратегом, способным загодя предугадать все возможные варианты развития событий и обратить их себе на пользу. Живой и острый ум, строгость ко всем окружающим, включая самого себя, в сочетании с решительностью и отвагой сделали Ушакова одним из самых известных и успешных адмиралов в российской истории.
"Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. Ушаков одержал победу в 43 морских сражениях и ни одного поражения не потерпел."

ГДЕ ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ УШАКОВ-ТАМ ПОБЕДА!
Дореволюционные вкладчики Сбербанка

Кто и как хранил деньги в Сбербанке до революции. Интересные факты о дореволюционных вкладчиках Сбербанка за 1913 - 1917 годы.
Писатели и поэты Серебряного века на военной службе:
С. Есенин, А. Блок, С. Городецкий, В. Катаев, Н. Гумилёв, А. Куприн, М. Зощенко, А. Толстой А, В. Палей.
​​​РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 
НИКОЛАЯ II


Из рубрики «Спрашивали - отвечаем». Намедни наши читатели поинтересовались, когда же это «при царях жилось хорошо».

Мы не поленились собрать факты.

В Российской Империи эпохи правления Николая II народонаселение возрастало на 2.400.000 человек в год.

Наряду с естественным приростом заметно повысился общий уровень благосостояния. Так, вклады в государственных сберегательных кассах возросли с трехсот миллионов в 1894 до двух млрд рублей в 1913 гг.

В 1913 году по доходам на душу населения Россия находилась на 4-м месте в мире. 

При Николае II была создана русская финансово-валютная система. В его царствование рубль теснил франк и марку, обгонял доллар и стремительно приближался по котировке к фунту стерлингов.

Шёл стабильный ежегодный рост государственных доходов без малейшего увеличения налогового бремени.

При Николае II в России налоги были ниже, чем в какой - либо другой европейской державе

Золотой запас госбанка с 648 млн (1894 год) возрос до 1604 млн (1914). 

В период между 1890 и 1913 гг русская промышленность увеличила свою производительность в 4 раза. К 1913 году Российская Империя стала первой в мире по росту промышленного производства.

В XX век Российская Империя вступила с крупнейшей и лучшей в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью, причем по указу Государя еще в 1896 году экспорт сырой нефти был ограничен — с целью развития собственной промышленности – и 94% всей нефти перерабатывались внутри страны.

Выплавка чугуна увеличилась за двадцать лет почти вчетверо; выплавка меди — впятеро; добыча марганцевой руды также в пять раз. Производство хлопчатобумажных тканей удвоилось, добыча угля по всей империи за двадцать лет возросла более чем вчетверо. 

В течение двадцати трех лет царствования Николая II сбор урожая хлебов удвоился. В 1913 Россия находилась на первом в мире месте по производству ржи, ячменя и овса, стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, на её долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельхозпродукции.

В начале 1913 общий бюджет народного просвещения достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом

Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10 тыс школ. В 1913 их число превысило 130 тыс. 

По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала в ХХ веке первое место в Европе

В 1912 году в России принято обязательное страхование рабочих от болезней и от несчастных случаев.

В Царской России в период с 1880 по 1917, т.е. за 37 лет, было построено 58251 км, что даёт средний годовой прирост в 1575 км. За 38 лет советской власти, т.е. к концу 1956, было построено всего лишь 36250 км, что даёт годовой прирост лишь в 955 км.

19 марта 1906 указом императора Николая II в составе русского флота был создан новый род сил — подводные, имевших на вооружении подводные лодки.

По инициативе Николая II в самом начале его царствования была предпринята первая в истории цивилизации попытка ограничить «гонку вооружений» путем широкого международного договора – Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 годов и создание Международного суда, действующего и поныне.

Серебряный век в искусстве, золотой век в литературе и книгопечатании, расцвет журналистики, газетного дела, появление тысяч всевозможных журналов, сотен новых музеев и полсотни храмов только в одном Петербурге - все это состоялось в царствование Государя Николая II.

В октябре 1914 года американский журнал National Geographic посвятил свой выпуск одной главной теме – России. Собрание статей было помещено под общим заглавием:

«Young Russia – The Land of Unlimited Possibilities»
(«Молодая Россия – страна неограниченных возможностей»)


В этой статье прогнозировалось, что население Российской Империи к 2000 году достигнет 600 миллионов человек.
Портрет подхорунжего Собственного Его Императорского Величества Конвоя Федора Светличного. Царская ставка в Могилеве, 1916 год
#живопись
​​Похороны великого князя Сергея Александровича, убитого эсером Иваном Каляевым. Москва. Кремль. 1905 год.

Великая княгиня Елизавета навестила в тюрьме убийцу своего мужа, террориста Каляева, и простила его от имени мужа. Много лет сотрудничавший с князем Владимир Джунковский писал по этому поводу: «Она, по своему характеру всепрощающая, чувствовала потребность сказать слово утешения и Каляеву, столь бесчеловечно отнявшему у неё мужа и друга». Узнав, что Каляев — человек верующий, она подарила ему Евангелие и маленькую иконку, призвав его к покаянию.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОГОВОР 1881 ГОДА - соглашение между Россией и Китаем об Илийском крае, перешедшем под российское управление в ходе подавления уйгуро-дунганского восстания 1864-1877 годов.
В основном завершил российско-китайское размежевание в Центральной Азии.

Петербургский договор (1881) — между Россией и Китаем, подписан 12 (24) февраля 1881 года.
Сегодня 140 лет Петербургскому договору, по которому большая часть Илийского края была передана империи Цин.

Вот любят у нас ругать дипломатов, боящихся любого шороха, а ведь так было не всегда, хотя по первым строкам можно подумать, что дипломаты снова слили кусок России. Нет, не так.

Илийский край, восставший против власти маньчжурской династии, в 1860-е был под властью уйгурских феодалов, не желавших ни под Китай, ни под Россию, а на фоне этого искавших дружбы с Британией.

До 1871 года Россия, как и положено по завету Горчакова, "сосредотачивалась", а затем ударила по мятежному краю, не дожидаясь, пока туда заявятся эмиссары в красных мундирах. Но даже не столько британская угроза, сколько набеги таранчей (илийских уйгуров) на сопредельные районы выводили из себя генерал-губернатора фон #Кауфман а, "полуцаря", как его называли туземцы.
Из Семиречья со своей ордой бежал старшежузовский родовой управитель Тазабек с говорящей "фамилией" Бусурманов, пограбив по пути несколько кочевых стойбищ и аулов, укрылся Бусурманов на территории Илийского султаната.
Сначала его потребовали вернуть миром, на что илийский султан ответил отказом, мол, мусульмане своих не выдают, а затем из Семиречья за ним послали отряд казаков, который был атакован илийскими же силами.
Учитывая напряжённое положение дел на границе и видя неспособность Цинской империи навести порядок в своих землях, губернатор Семиреченской области Герасим #Колпаковский предложил устроить военную экспедицию в мятежный край, навести порядок и поставить в известность китайцев, а по возможности закрепить край за Россией.

Успех похода на Кульджу, столицу Илийского султаната, был полным: чуть менее, чем двухтысячный отряд Колпаковского разметал встреченные по пути отряды киргиз и таранчей, занял Кульджу и дождался прибытия султана Аляхана, поклонившегося Колпаковскому и просившему помиловать его самого и царство его тоже.

Войско султана разоружили, столицу взяли под контроль, самого Аляхана отправили доживать свой век в #Верный (ныне Алма-Ата), а султанату приговорили долго жить.

Край присоединили к Семиреченской области, так что #Колпаковский увеличил "свои" владения.

На территории быстро навели порядок, кочевники поклялись в верности императору, а китайцам сообщили, что готовы вернуть край под контроль богдыхана (маньчжурского - читай, китайского - императора) только тогда, когда богдыхан будет способен этот контроль удерживать (спойлер: никто бы не расстроился, если китайцы в край не вернулись вообще).
Ах, да, Бусурманова-таки выдали и никакие отговорки про свой-своего тут не сработали.

Илийская земля пробыла в составе Туркестанского края десять лет и была возвращена Китаю после споров в русских высших кругах: одни хотели вернуть Кульджинский край (другое название Илийского края), а другие - оставить в составе Туркестана.

В 1879 году в Ливадии Россия и Цин договорились о том, что часть территории края останется под русским флагом, чтобы дать возможность таранчам и прочим мусульманским народам, не желающим жить под властью Китая, переселиться на российскую территорию, но богдыхан договор не ратифицировал и стал угрожать России военными действиями в спорном регионе, если царь не пойдёт на уступки.
Царь не шёл и военный министр Дмитрий Милютин вполне спокойно обрисовал план войны фон Кауфману, в котором призвал его к активной обороне.
По итогу нашли компромисс - спорная долина Текеса и Музартский перевал всё же возвращались Китаю, но часть территории Илийской долины Россия за собой удерживала.
Кроме того, китайцы обязаны были возместить финансовые затраты России на усмирение края (9 млн рублей), предоставить возможность всем желающим переселиться на территорию этой долины, а также дать российской торговле дополнительные льготы.

Итога тут два.
С одной стороны, Россия потеряла возможность продвинуться дальше в сторону Китая (но зато была точно определена новая граница и укрепилось влияние России на сопредельные китайские территории), с другой стороны, англичане же не успели закрепиться в этом регионе, поскольку лишились поддержки (мятежные феодалы были либо перебиты, либо выставлены на мороз).

В будущем это приведёт к продвижению на Юг, битве на Кушке, Памирским экспедициям Ионова и договору о разделе сфер влияния между Россией и Британией.

Однако это будет уже другая история.
Великий художник Василий #Верещагин был свидетелем и участником экспедиции, что он и записал в своём рассказе "Китайская граница. Набег":

"Только что успел я послать одного из казаков к начальнику отряда с известием об опасности и для нас, и для баранов наших, как все кругом дрогнуло, застонало и, потрясая шашками и копьями, понеслось на нас! Признаюсь, минута была жуткая; Эман опять с шашкою, я с револьвером, но уже не гарцуя, а прижавшись один к другому, кричим «ура!» и ожидаем нападения.

Без сомнения, из нас были бы сделаны отбивные котлеты, как то случилось с одним из бывших около нас двух казаков (другой успел удрать), но мы спаслись тем, что, во-первых, неприятель больше зарился на наш скот, чем на нас самих; во-вторых, Эман, а за ним и я свалились с лошадей: сослепа мой товарищ заехал в ров и, полетев через голову, так крепко ударился лбом о землю, что остался распростертым. Моя лошадь споткнулась на него: я тоже слетел, но успел удержать узду и, встав над лежавшим, не подававшим признака жизни приятелем, левою рукою держал повод лошади, а правою отстреливался от мигом налетевших и со всех сторон окруживших нас степняков: так и норовили, подлецы, рубнуть шашкою или уколоть пикою, но или выстрел, или взвод курка удерживали их, не подпускали слишком близко. Едва успеваю отогнать одного-другого от себя, как заносят пику над спиною Эмана, третий тычет сбоку, четвертый, пятый сзади – как только я не поседел тут! Признаюсь, я думал, что товарищ мой ловко притворился мертвым, но он мне рассказывал после, что страшно ударился при падении и только как сквозь сон слышал, что ходили и скакали по нем. Счастье наше было то, что эти господа, видимо, считали револьвер мой неистощимым; я выпустил только четыре заряда, понимая, что пропаду, если буду еще стрелять, и больше стращал: уже пики приближались со всех сторон, и исковерканные злостью физиономии скалились и ругались на самом близком расстоянии...

Затрудняюсь сказать, сколько времени продолжалось мое неловкое положение, – мне-то казалось, долго, но, в сущности, вероятно, не более одной минуты, – как вдруг все отхлынуло и понеслось прочь так же быстро, как и принеслось: это подбежали к нам на выручку солдаты. Лошадь Эмана промчалась мимо них, унтер крикнул: «Выручай, братцы, ротного убили!» – и они все бросились сломя голову вперед. Затем прискакало орудие, лихо снялось с передков, и после первого выстрела не осталось никого около нас, а после второго и около баранов, отогнанных было, но снова теперь нами захваченных. Надобно сказать, что все это случилось очень быстро, быстрее, чем я рассказываю, и сопровождалось сильнейшим шумом: с бранью налетали киргизы, с бранью я отстреливался, с бранью стреляли солдаты, с бранью же, наконец, взмахнул шашкою и Эман, когда, очнувшись и вскочив на ноги, успел еще рубнуть одного из всадников, конечно, ускакавшего умирать.

Очевидно, шум и крики входили в систему устрашения у нашего неприятеля, да отчасти и у нас самих. Впрочем, и в наиболее дисциплинированных войсках во время действия потребность пугать неприятеля и подбодрять себя шумом сказывается еще в наше время.

С удовольствием вспоминаю я, как Эман бросился мне на шею благодарить и как славно мы с ним расцеловались. В немногих словах он рассказал, как, будто в кошмаре, слышал, что его топчут, но подняться не мог. Он понял, что подвергался опасности получить несколько дырочек на свой новый полушубок и что я отвел эту опасность."
Нападают врасплох. 1871
#живопись Василий #Верещагин.

Атаманская Сотня || @atamana100
И ещё #Верещагин:

"Надобно сказать здесь, что именно эта атака послужила мне образцом при исполнении потом картин «Нападают врасплох» и «Окружили – преследуют». Офицер, с саблею наголо, ожидающий нападения, в первой из этих картин, передает в некоторой степени мое положение, когда, поняв серьезность минуты, я решился, коли можно, отстреляться, а коли нельзя, так хоть не даться легко в руки налетевшей на нас орды. Конечно, многое в этих картинах и изменено, кое-что, например, взято из свежего в то время рассказа о нечаянном нападении известного Садыка на небольшой русский отряд, посланный на розыск его, – нападении, случившемся перед самым приездом моим в Туркестан, на местах, по которым я проезжал. Так как и этот факт я взял не в целом составе, а заимствовал из него только нужное, наиболее характерное, то немало пришлось потом слышать нареканий за то, что картины мои – небывальщина, ложь, клевета на храброе туркестанское воинство и т.п. Даже разумный, добрый и хорошо ко мне расположенный генерал К.П. #Кауфман публично укорял меня в том, «что я слишком дал волю своему воображению, слишком насочинял»."
#живопись
И ещё #карта, если у вас вдруг возникла небольшая географическая путаница. Кульджа на самом севере в центре. Тогда ещё в составе Российской империи. На карте отчётливо видны и владения хана Якуб-бека, властелина государства Йеттишаар (Семиградье), как раз и искавшего дружбы с Британией. Государство разгромлено китайцами, после чего они и стали продавливать вопрос возвращения Кульджи под свой контроль. Сам Якуб-бек был убит придворными, а труп его был сожжён пришедшими китайцами. Восток-с.
#Верещагин, картина написанная, вероятно по мотивам Иканского дела.

"Парламентеры. "Сдавайся!" - "Убирайся к черту!"". 1873 год, Третьяковская галерея.

#живопись
Прославленный русский художник-баталист Василий Верещагин.

Будучи баталистом (хотя и далеко не только), #Верещагин ненавидел войну и основная идея его творчества - это именно ужас войны, образы, в которых мало героического и славного, но много страшного и бесчестного.

Верещагинское творчество тесно связано с эпохой покорения Туркестана, более того, в 1867 он в чине прапорщика состоял главным художником при генерал-губернаторе Туркестана Константине Петровиче фон Кауфмане, когда тот совершал свой Зеравшанский поход. Он прибыл в недавно взятый русскими Самарканд и остался в нём вместе с малым гарнизонов, когда основные силы #Кауфман а ушли преследовать отступающих бухарцев.
Оставленный на небольшое войско Самарканд быстро вспыхнул восстанием, русские (числом в 660 человек на весь город, включая больных, раненых и гражданских) были вынуждены отступить перед многотысячным скопищем туземцев в Самаркандскую цитадель и в течение почти недели отбивать приступы восставших.
Верещагин лично принял участие в боях и ходил в вылазки, о чём он пишет в своей книге "На войне в Азии и Европе":

"...Мы схватились в рукопашную. Я не нашёл ничего лучшего, как колотить его по голове, а в кулаке-то у меня была коробочка со спичками для зажигания домов - спички-то воспламенились и обожгли мне руку. Видя такой неумелый приём борьбы, противник мой, крепкий с проседью мужчина, ободрился, опустил своё оружие и стал отнимать у меня моё. На беду другой сарт, спасшийся было в ворота, тоже показал снова свой нос. Я понял, что меня сейчас убьют - кругом не было ни души - и что есть силы закричал "братцы, выручай", закричал почти безнадёжно, но солдаты услышали: один прибежал, ружьё на руку, размахнулся, - но тот с отчаянием уцепился и за этот штык; тогда солдат снова размахнулся - на этот раз штык глубоко вошёл - и мой противник склонился."

В боях Верещагин застрелил нескольких восставших, лично поднимал солдат в контратаки, ободрял защитников цитадели; в схватках он заполучил трофейного туркменского рысака, пулей раздробило его ружьё, сам художник получил ранение.

За отвагу прапорщика Верещагина наградили орденом Святого Георгия 4-я степени, который он носил с гордостью, несмотря на свой скептицизм в отношении наград.

Свой боевой опыт он отразил в работах "Туркестанской серии", а бои за цитадель - в картинах "Смертельно раненый", "Пусть войдут", "У городской стены: Вошли!".

Атаманская Сотня || @atamana100
Портрет художника в зрелости. Тот самый "егорий" грозно поблескивает в свете сепия.

#верещагин
Выставку картин "Туркестанской серии" в Петербурге #Верещагин впервые устроил в 1869 году при содействии #Кауфман, а в 1874 году на очередной выставке, где появились новые работы - итого 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка - Верещагина заклеймили в антипатриотизме и затравили. Впавший в депрессию мастер уничтожил несколько своих картин и массу рисунков, многие из которых не сохранились даже в копиях...

"Пусть войдут" и "Вошли!" - парная работа по мотивам обороны цитадели Самарканда:

"- Пойдем на стену, встретим их там, - шепчу я Назарову, наскучив ожиданием.
- Тсс, - отвечает он мне, - пусть войдут."


Картина "Вошли!" - на ней изображены русские солдаты, погибшие при обороне стены цитадели, но устоявшие - была уничтожена художником после выставки.

Атаманская Сотня || @atamana100