одна из сфер, в которых атырау явно уделывает астрахань — мощь краеведческого движа и обилие регионального мерча. команда urban forum kazakhstan сделала офигенный каталог архитектуры атырау с хорошими фотографиями мельчайших деталей и историческими справками на двух языках. они же сделали классные футболки с очертаниями реки урал и с уровнем моря, ниже которого находится город. ещё urban forum печатает футболки с нефтью, магниты и открытки с рыбой, брелки с мошкой — все эти реалии столь же родные для астрахани, но я не припомню там таких товаров. ну и моё любимое — разговорник атырауского диалекта казахского языка с милыми иллюстрациями. очень круто! купить это всё можно в кластере хипстерских магазинов, шоурумов, кафешек и лекториев на улице курмангазы, 12, что мы и сделали. в общем, если будете в городе, качайте приложение atyrau go с экскурсиями от тех же ребят и заходите в центр современного искусства yemaa за их мерчем и кофе
степной новиоп
как и в астрахани, в атырау есть свой жилгородок — гурьевский жилой городок нефтяников. он стоит на мысу, окружённом излучиной реки урал. если дореволюционный и современный центры города стоят на правом берегу урала, который исторически назывался самарской…
в атырауском жилгородке много любопытного даже помимо его уникальной архитектуры, а ведь немалого стоит и она: атырау — первый город, где советская застройка показалась мне интереснее дореволюционной. но вот из неархитектурного: на тротуаре тихой улицы ондасынова на краю жилгородка стоит или, скорее, шагает огромный ленин высотой с трёхэтажный дом. в девяностых его убрали с одной из центральных площадей, но решили не ломать, а просто спрятать в стороне от центра. смотрится очень сюрреалистично
развязанная путиным война в украине изменила жизнь российских регионов: растут цены, исчезают рабочие места, усиливаются цензура и репрессии, города покрываются пропагандистскими плакатами и символами. я поговорил с несколькими жителями астрахани и области о том, какие изменения они заметили за прошедшие пять месяцев войны. как всегда, читайте на «идель.реалиях»
RFE/RL
"Тотальное ощущение беспомощности". Как война меняет жизнь в Астрахани
После нападения России на Украину страна подверглась экономическим санкциям, усилению политической изоляции, росту внутренних репрессий и пропаганды. Многие россияне лишились работы, в то время как цены на многие товары растут, а магазины и рестораны международных…
в гватемале с 1990 года работает академия языков майя, которая занимается регуляцией, развитием и продвижением языков и культур коренного населения страны, изданием книг и телевещанием на миноритарных языках и другими хорошими вещами. а офис этой организации находится в здании бывшей резиденции министра обороны, который командовал геноцидом майя в период гражданской войны во второй половине прошлого века. красиво! московский кремль надо будет отдать под музей разнообразия и преступлений колониализма
сходил вчера на маарив и шаббатний ужин в ереванскую синагогу, познакомился с главным раввином армении гершоном-меиром бурштейном — очень интересным человеком. он родился в ереване в семье украино-румынских хасидов, с детства владел идишем и армянским, в школьные годы увлекался сионизмом, а в 1980-х ушёл в религию. в период первой карабахской войны и блокады он помогал евреям армении уезжать в израиль, и к 1993 году в общине, как он думал, практически никого не осталось. тогда он написал любавичскому ребе с вопросом, куда ему ехать дальше — в израиль или в америку, но получил другой ответ — оставаться в армении, пока в ней есть хоть один еврей. вот и остался, община постепенно наполнилась новыми людьми, бурштейн отстроил трёхэтажную синагогу, проводит разные мероприятия, завозит в армению кошерные продукты, организует туризм из израиля. подробнее о жизни, делах и взглядах ереванского раввина можно узнать в его недавнем интервью изданию «реалист»
несколько лет назад я зарегал себе жж — штука, конечно, бумерская, но остающаяся главным пристанищем любителей этнографических, демографических и прочих карт, а я тогда их делал и хотел куда-то постить. потом я это дело забросил, а тут появился повод вернуться на эту платформу — захотелось собрать свои впечатления от поездки в атырау в один огромный пост. телеграм, конечно, удобный, но в нём хуже с форматированием, а посты имеют жёсткие ограничения по длине и количеству иллюстраций. в общем, решил, что проще будет сделать это по старинке. некоторыми наблюдениями об атырау я уже делился в разрозненных постах здесь, так что не удивляйтесь, если вам покажется, что начало и конец длинного жжшного поста вы где-то уже читали — кое-что я скопировал. но много в этом посте и нового — разной конкретики об отдельных зданиях и районах, об истории, географии и атмосфере города в целом. короче, по-моему, получилось любопытно
Livejournal
Атырау, Казахстан (2022)
Длинный обзорный пост о четырёхдневной поездке в Атырау. Сходства с Астраханью, дореволюционная застройка, уникальный ориентально-советский Жилгородок, социолингвистические наблюдения, регионалистский мерч и неожиданный Эрик Курмангалиев. Атырау — «нефтяная…
сука, я не могу, какие же мерзкие все эти «экспатские» пузыри новой российской эмиграции. кстати, слова «экспат» вообще не должно быть, потому что это буквально самоназвание для мигрантов, которые не хотят называться мигрантами, чтобы не ассоциироваться с «чёрными и бедными гастарбайтерами», типа они белее, богаче и не уважают страну пребывания
эта проблема, конечно, не только грузии касается, в квот-ретвитах у давида армяне пишут, что надо буллить и штрафовать владельцев заведений, которые не нанимают армяноязычный персонал, и что россияне могут оставаться в армении только если будут учить язык и уважать культуру
эта проблема, конечно, не только грузии касается, в квот-ретвитах у давида армяне пишут, что надо буллить и штрафовать владельцев заведений, которые не нанимают армяноязычный персонал, и что россияне могут оставаться в армении только если будут учить язык и уважать культуру
с удивлением обнаружил, что на google street view появилось много новых снимков астраханской области. что города регулярно переснимают, фиксируя новые здания и заведения, это понятно, но тут гугл почему-то решил отснять много глухих сёл, например, на юге икрянинского района, куда он раньше не заезжал. в общем, если хотите дистанционно побродить по дельте волги грустной степной ранней весной, теперь для этого больше возможностей
в недавнем материале «вёрстки» среди рассказов нерусских россиянок есть монолог астраханской казашки. казалось бы, ничего удивительного, но я рад повышению видимости этой группы — несмотря на её значительную численность (в одной только астраханской области казахов больше, чем адыгейцев, ногайцев, хакасов или карел — во всей россии), репрезентации за пределами региона у неё совсем мало. есть ощущение, что даже в дальних уголках казахстана астраханские казахи куда более на слуху, чем в соседнем волгограде, не говоря уже о москве, где их вообще принимают за иностранцев
в общем, круто, но вынесенный у йорги в качестве тизера кусочек этого монолога хочется поправить — «корсаками» астраханские ксенофобы называют не всех нерусских, а в первую очередь именно казахов, реже — ногайцев. вообще, корсак — это такая степная лиса, чья узкая морда вроде бы напоминала русским колонистам азиатские черты этих народов. средневолжские татары, армяне и многие другие традиционные астраханские меньшинства с этим слюром в свой адрес не сталкиваются — это было бы так же странно, как назвать африканца «чуркой» или якута «жидом». казахов, впрочем, так называть тоже не нужно — это сильное оскорбление. в моём материале о языке и идентичности казахов в дельте волги была любопытная история одного володаровца о «хороших» местных русских, которые сами готовы побить «плохого» приезжего русского, назвавшего казаха «корсаком»
в общем, круто, но вынесенный у йорги в качестве тизера кусочек этого монолога хочется поправить — «корсаками» астраханские ксенофобы называют не всех нерусских, а в первую очередь именно казахов, реже — ногайцев. вообще, корсак — это такая степная лиса, чья узкая морда вроде бы напоминала русским колонистам азиатские черты этих народов. средневолжские татары, армяне и многие другие традиционные астраханские меньшинства с этим слюром в свой адрес не сталкиваются — это было бы так же странно, как назвать африканца «чуркой» или якута «жидом». казахов, впрочем, так называть тоже не нужно — это сильное оскорбление. в моём материале о языке и идентичности казахов в дельте волги была любопытная история одного володаровца о «хороших» местных русских, которые сами готовы побить «плохого» приезжего русского, назвавшего казаха «корсаком»
Telegram
Uralistica
«До определённого возраста я не понимала, что внешне отличаюсь от других детей. Но потом услышала в средней школе в свой адрес слово «корсачка». Оказалось, это типичное оскорбление для всех нерусских в Астраханской области».
https://verstka.media/koloninalizm…
https://verstka.media/koloninalizm…