«А может быть, сами вы все — мои тени. Разве я не населил вами эти страницы — еще недавно четырехугольные белые пустыни».
В этот день родился Евгений Замятин. Послушайте и почитайте наши материалы о его антиутопии «Мы», чтобы понять смысл сексуальной привлекательности героя, найти в тексте след Марселя Пруста и разобраться, что в романе смешного.
Лекция «Замятин. „Мы“»
7 секретов романа «Мы»
Как «Мы» повлияли на литературу XX века
В этот день родился Евгений Замятин. Послушайте и почитайте наши материалы о его антиутопии «Мы», чтобы понять смысл сексуальной привлекательности героя, найти в тексте след Марселя Пруста и разобраться, что в романе смешного.
Лекция «Замятин. „Мы“»
7 секретов романа «Мы»
Как «Мы» повлияли на литературу XX века
Дурно написанные, безнравственные романы со множеством несообразностей, которые внушают совершенно ложные представления об окружающем мире. Сочетанием таких качеств эти романы сводят с ума своих читателей.
Как думаете, о чем речь? О рыцарском романе! Именно такими словами его критиковали в эпоху Сервантеса. Считается, что «Дон Кихот» окончательно уничтожил популярность этого жанра.
Что нужно знать об особенностях испанской литературы эпохи Сервантеса? Каковы отличительные черты рыцарского, плутовского и пасторального романов? Слушайте во второй лекции курса «Сервантес и „Дон Кихот“».
Курс подготовлен вместе с Театром Наций к премьере спектакля «Дон Кихот» в постановке Антона Фёдорова.
Как думаете, о чем речь? О рыцарском романе! Именно такими словами его критиковали в эпоху Сервантеса. Считается, что «Дон Кихот» окончательно уничтожил популярность этого жанра.
Что нужно знать об особенностях испанской литературы эпохи Сервантеса? Каковы отличительные черты рыцарского, плутовского и пасторального романов? Слушайте во второй лекции курса «Сервантес и „Дон Кихот“».
Курс подготовлен вместе с Театром Наций к премьере спектакля «Дон Кихот» в постановке Антона Фёдорова.
Arzamas
Из курса «Сервантес и „Дон Кихот“»
Роман рыцарский, пасторальный и плутовской
Хитрые галлы, враки и бестселлер о дружбе — дайджест детского приложения «Гусьгусь»:
🏺 Археолог Александр Бутягин в подкасте «Это вам не сказки»! Как гуси Рим спасли? Сколько правды в мультфильмах про Астерикса и Обеликса? Почему галлам приписывали сверхспособности и был ли у них кофеин? Александр, биолог Тата Зарубина и школьник Степа Калитеевский отправляются в историческое путешествие.
🤫 На этой неделе вышли «Сказки бабушки Гусыни» про враки. А точнее, не сказки, а рассказы. Учитель литературы Елена Вигдорова читает Льва Толстого, Виктора Драгунского и Александра Раскина и говорит о том, про что дети врали в разные времена и как на это реагировали взрослые.
💔 В новом выпуске «Экспекто патронум» Аня Красильщик и Аня Шур обсуждают книгу «Когда мы встретимся» американской писательницы Ребекки Стед. Почему бывает так сложно, когда двое твоих друзей друг друга не любят, и можно ли подружиться с человеком, если тебе очень не нравятся его друзья?
Кадр из мультфильма «Астерикс против Цезаря». 1985 год
🏺 Археолог Александр Бутягин в подкасте «Это вам не сказки»! Как гуси Рим спасли? Сколько правды в мультфильмах про Астерикса и Обеликса? Почему галлам приписывали сверхспособности и был ли у них кофеин? Александр, биолог Тата Зарубина и школьник Степа Калитеевский отправляются в историческое путешествие.
🤫 На этой неделе вышли «Сказки бабушки Гусыни» про враки. А точнее, не сказки, а рассказы. Учитель литературы Елена Вигдорова читает Льва Толстого, Виктора Драгунского и Александра Раскина и говорит о том, про что дети врали в разные времена и как на это реагировали взрослые.
💔 В новом выпуске «Экспекто патронум» Аня Красильщик и Аня Шур обсуждают книгу «Когда мы встретимся» американской писательницы Ребекки Стед. Почему бывает так сложно, когда двое твоих друзей друг друга не любят, и можно ли подружиться с человеком, если тебе очень не нравятся его друзья?
Кадр из мультфильма «Астерикс против Цезаря». 1985 год
День рождения писателя Джеймса Джойса! Послушайте наш курс — ключ к его легендарному роману «Улисс». Лекции читает философ, богослов и автор русского перевода «Улисса» Сергей Хоружий.
Arzamas
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Три лекции-ключа к «Улиссу», прочитанные автором его русского перевода Сергеем Хоружим
Как Босх выработал такой уникальный художественный язык и из чего он, собственно, состоял? Когда в его искусстве появились те самые монстры и почему им предшествовала хрупкая и нежная Дева Мария? Как ему удалось персонифицировать свой триптих «Страшный суд» и что происходит на странной картине «Извлечение камня глупости»?
Слушайте вторую лекцию искусствоведа Алексея Ларионова из нашего нового курса.
Слушайте вторую лекцию искусствоведа Алексея Ларионова из нашего нового курса.
Arzamas
Из курса «Странный мир Иеронима Босха»
Нежные девы и чудовищные монстры: с чего всё начиналось
У Пандоры никогда не было ящика! Всех запутал Эразм Роттердамский.
Почему так вышло? Рассказывает фольклорист Эста Матвеева в новом (и последнем) выпуске «Краткой истории волшебных вещей».
Почему так вышло? Рассказывает фольклорист Эста Матвеева в новом (и последнем) выпуске «Краткой истории волшебных вещей».
Arzamas
Самый загадочный магический предмет
Сосуд, который стал метафорой бедствий и надежды
Вы — кофейный грек? А может, итальянец или датчанин?
Кофе у вас ассоциируется с деньгами или национальной гордостью? Вы пьете его дома, на работе или там, где есть угощения? Предпочитаете с молоком, коньяком или вообще без всего? Отвечайте на вопросы, а мы расскажем, к какой кофейной культуре вы принадлежите.
Кофе у вас ассоциируется с деньгами или национальной гордостью? Вы пьете его дома, на работе или там, где есть угощения? Предпочитаете с молоком, коньяком или вообще без всего? Отвечайте на вопросы, а мы расскажем, к какой кофейной культуре вы принадлежите.
Arzamas
Фика или разговоруша
Пройдите тест о любви к кофе
Что лучше: намеренно прозаическая реальность, где все грубо и примитивно, или постоянное обитание в царстве фантазий, не имеющих опоры в настоящем?
Мы не сможем ответить на этот вопрос, но расскажем вам о вселенной «Дон Кихота». Какую роль играет в романе металитературное начало? Есть ли там фабула? Почему безумие — это отражение способностей главного героя? Слушайте третью лекцию курса «Сервантес и „Дон Кихот“».
Курс подготовлен вместе с Театром Наций к премьере спектакля «Дон Кихот» в постановке Антона Фёдорова.
Мы не сможем ответить на этот вопрос, но расскажем вам о вселенной «Дон Кихота». Какую роль играет в романе металитературное начало? Есть ли там фабула? Почему безумие — это отражение способностей главного героя? Слушайте третью лекцию курса «Сервантес и „Дон Кихот“».
Курс подготовлен вместе с Театром Наций к премьере спектакля «Дон Кихот» в постановке Антона Фёдорова.
Arzamas
Из курса «Сервантес и „Дон Кихот“»
Посвящение в рыцари, обретение тазошлема и карнавальная смерть
Премьера подкаста Псоя Короленко «Песня за песней»!
В первом выпуске Псой расскажет о песне The Beatles «All My Loving».
Почему песню так сложно перевести, хотя она кажется простой? Что у нее общего с произведениями группы «Ноль», Владимира Набокова и Антона Чехова? Почему «All My Loving» на самом деле вестерн? И как рокабилли связано с почвенничеством?
Ответы на эти вопросы, а также все песни в исполнении Псоя можно услышать бесплатно прямо тут, у нас на сайте и в «Радио Arzamas».
И ждите следующий выпуск через неделю!
Оригинал песни можно послушать на YouTube.
В первом выпуске Псой расскажет о песне The Beatles «All My Loving».
Почему песню так сложно перевести, хотя она кажется простой? Что у нее общего с произведениями группы «Ноль», Владимира Набокова и Антона Чехова? Почему «All My Loving» на самом деле вестерн? И как рокабилли связано с почвенничеством?
Ответы на эти вопросы, а также все песни в исполнении Псоя можно услышать бесплатно прямо тут, у нас на сайте и в «Радио Arzamas».
И ждите следующий выпуск через неделю!
Оригинал песни можно послушать на YouTube.
Arzamas
Подкаст о высокохудожественной попсе
Что можно узнать из песни легендарной британской четверки: о чем говорят ее слова и мелодические партии и как она связана с Иоганном Себастьяном Бахом, Федором Чистяковым и бездомным бродягой
Как проходит ваш февраль?
1. Как схимонах, сидите в четырех стенах.
2. Каждый день ходите на лыжах.
3. Спасаетесь от тоски тем, что пишете к милой.
4. Хвораете от переутомления и отморозили нос.
Проверьте, кто из русских литераторов близок вам по духу этой зимой.
1. Как схимонах, сидите в четырех стенах.
2. Каждый день ходите на лыжах.
3. Спасаетесь от тоски тем, что пишете к милой.
4. Хвораете от переутомления и отморозили нос.
Проверьте, кто из русских литераторов близок вам по духу этой зимой.
Arzamas
«Холод, скука, моральная усталость»: как русские писатели страдали в феврале
Отрывки из писем и дневников великих людей, пытающихся пережить самый неприятный месяц
Как отношение к Босху изменилось в наше время?
В 2016 году со дня смерти Иеронима Босха исполнилось 500 лет. В честь этого многие его работы выставлялись в Голландии и Испании. Что же нового открылось в давно известных картинах босховедам?
В финальной лекции из нашего нового курса искусствовед Алексей Ларионов рассказывает о новшествах в босховедении.
В 2016 году со дня смерти Иеронима Босха исполнилось 500 лет. В честь этого многие его работы выставлялись в Голландии и Испании. Что же нового открылось в давно известных картинах босховедам?
В финальной лекции из нашего нового курса искусствовед Алексей Ларионов рассказывает о новшествах в босховедении.
Arzamas
Из курса «Странный мир Иеронима Босха»
Новые открытия и скандалы к 500-летию художника
Вам проще воспринимать информацию визуально или на слух? Согласны ли вы, что способ передачи сообщения влияет на нас даже больше, чем его смысл?
В новом выпуске «Неловкой паузы» Наташа Фаликова разбирает теорию аудиалов и визуалов и рассказывает, как люди обращались с информацией до изобретения книгопечатания и кинематографа. Слушайте эпизод бесплатно у нас на сайте, в «Радио Arzamas», приложениях для подкастов или прямо тут.
В новом выпуске «Неловкой паузы» Наташа Фаликова разбирает теорию аудиалов и визуалов и рассказывает, как люди обращались с информацией до изобретения книгопечатания и кинематографа. Слушайте эпизод бесплатно у нас на сайте, в «Радио Arzamas», приложениях для подкастов или прямо тут.
Arzamas
«Неловкая пауза»: подкаст на случай, когда не о чем поговорить
Что такое галактика Гутенберга и действительно ли она изменила мир?
Зачем народники одевались в крестьянскую одежду и почему это плохо для них заканчивалось?
Участники движения действительно одевались в простонародную одежду, когда «ходили в народ» в 1874 году и позднее, когда устраивались рабочими на фабрики и заводы. Переодевались не столько из соображений конспирации, о которой революционная молодежь первой половины 1870-х имела довольно смутные понятия, сколько из желания как можно скорее приобщиться к народной жизни.
По неопытности молодые люди совершали промахи с одеждой, которые приводили к их разоблачению. В тексте «Программа революционной пропаганды» была указана типичная ошибка пропагандистов: «красные рубахи и т. п. режут глаза крестьян, они так одеваются только по праздникам».
На знаменитой картине Репина «Арест пропагандиста» главный герой изображен именно в красной рубахе. Возможно, она, а не нелегальная литература в его чемодане заставила крестьян вызвать жандармов.
Ищите ответы на другие вопросы о народниках в «Журнале».
Участники движения действительно одевались в простонародную одежду, когда «ходили в народ» в 1874 году и позднее, когда устраивались рабочими на фабрики и заводы. Переодевались не столько из соображений конспирации, о которой революционная молодежь первой половины 1870-х имела довольно смутные понятия, сколько из желания как можно скорее приобщиться к народной жизни.
По неопытности молодые люди совершали промахи с одеждой, которые приводили к их разоблачению. В тексте «Программа революционной пропаганды» была указана типичная ошибка пропагандистов: «красные рубахи и т. п. режут глаза крестьян, они так одеваются только по праздникам».
На знаменитой картине Репина «Арест пропагандиста» главный герой изображен именно в красной рубахе. Возможно, она, а не нелегальная литература в его чемодане заставила крестьян вызвать жандармов.
Ищите ответы на другие вопросы о народниках в «Журнале».
Arzamas
10 вопросов о народничестве
Зачем народники «ходили в народ»? Они правда носили крестьянскую одежду? Что с ними стало потом?
Какую роль в татарской истории играла Золотая Орда? Как татарская культура начала разворачиваться к Западу? И что происходило с ней в СССР? Слушайте пять емких лекций о происхождении, языке и традициях татар.
Arzamas
Краткая история татар
Пять очень коротких лекций об очень непростой истории татар, а еще огромный путеводитель по городам, где жили и живут татары, самые главные татарские застольные традиции и самые важные татарские слова
Нет ничего заданного раз и навсегда, все возможно! Этому нас учит «Дон Кихот».
А еще если не получается быть рыцарем, то можно хотя бы всех вокруг себя заставить быть персонажами рыцарского романа.
Четвертая лекция курса «Сервантес и „Дон Кихот“» посвящена второй части этого великого произведения. Хотя, может, текст вообще не делится на части? Слушайте бесплатно на сайте и в «Радио Arzamas».
Курс подготовлен вместе с Театром Наций к премьере спектакля «Дон Кихот» в постановке Антона Фёдорова.
А еще если не получается быть рыцарем, то можно хотя бы всех вокруг себя заставить быть персонажами рыцарского романа.
Четвертая лекция курса «Сервантес и „Дон Кихот“» посвящена второй части этого великого произведения. Хотя, может, текст вообще не делится на части? Слушайте бесплатно на сайте и в «Радио Arzamas».
Курс подготовлен вместе с Театром Наций к премьере спектакля «Дон Кихот» в постановке Антона Фёдорова.
Arzamas
Из курса «Сервантес и „Дон Кихот“»
Полет на деревянном коне, исполнение мечты Санчо Пансы и смерть героя
«Посмотрим на „Строителей Братска“. Это огромное полотно, очень темное. И вот эта темнота — она принципиальна. Перед нами несколько ритмически расставленных женских и мужских фигур разных социальных и этнических типажей, одетых в рабочую одежду. И вот эти простые, грубые, загорелые, обветренные лица, не то чтобы некрасивые, но это матерые люди. Это труженики, которые замерли на минуту. И это еще и не отдых. Это, извините за слово, я его не люблю, предстояние.
Мне к этой картине пришла совершенно левая параллель. Это голландский групповой портрет. Я бы сказал, это смесь „Ночного дозора“ с самым ранним голландским портретом — с Дирком Якобсом, который брал стрелков и ставил одного за другим, как на фотографиях, в два ряда. Там нет главного, нет второстепенного.
На картинах Попкова все тоже очень отдельные. Когда он пишет какое-нибудь сообщество, оно тоже разделено».
Слушайте новый выпуск подкаста «Зачем я это увидел?» — про выставку Виктора Попкова, самого несоветского советского художника.
Мне к этой картине пришла совершенно левая параллель. Это голландский групповой портрет. Я бы сказал, это смесь „Ночного дозора“ с самым ранним голландским портретом — с Дирком Якобсом, который брал стрелков и ставил одного за другим, как на фотографиях, в два ряда. Там нет главного, нет второстепенного.
На картинах Попкова все тоже очень отдельные. Когда он пишет какое-нибудь сообщество, оно тоже разделено».
Слушайте новый выпуск подкаста «Зачем я это увидел?» — про выставку Виктора Попкова, самого несоветского советского художника.
Старик в плаще на голое тело — это Антихрист? Что означает повторяющаяся круглая рана? И куда исчез вол? Разбираемся, как художник Иероним Босх переосмыслял привычные сюжеты и выворачивал их наизнанку.
Еще больше о смысле картин Босха, его нежных девах и чудовищных монстрах можно узнать из нашего нового курса.
Еще больше о смысле картин Босха, его нежных девах и чудовищных монстрах можно узнать из нашего нового курса.
Arzamas
Как расшифровать Босха
Разбираемся на примере картины «Поклонение волхвов»
«Перевод — это гарантированное счастье в любых жизненных обстоятельствах». Героиня нового выпуска «Ученого совета» — филолог и кавалер французского Ордена искусств и литературы Наталья Мавлевич.
Наталья Самойловна рассказывает о:
— о мальчике, который превратился в котенка, и безумии переводчика;
— о том, как хотела быть садовником или балериной и не открыла Атлантиду;
— об отце, который попал в «дело врачей», и любимых зеленых книжках;
— о студенческом журнале «Наш Фантомас», школе Лилианны Лунгиной и большом колбасусе!
И о многом-многом другом… Целиком беседу можно найти в «Журнале».
Наталья Самойловна рассказывает о:
— о мальчике, который превратился в котенка, и безумии переводчика;
— о том, как хотела быть садовником или балериной и не открыла Атлантиду;
— об отце, который попал в «дело врачей», и любимых зеленых книжках;
— о студенческом журнале «Наш Фантомас», школе Лилианны Лунгиной и большом колбасусе!
И о многом-многом другом… Целиком беседу можно найти в «Журнале».
Arzamas
Ученый совет
Интервью с большими учеными об их профессии и жизни