Art.Luxury.Money
4.69K subscribers
982 photos
10 videos
2 files
379 links
Инвестбанкир Евгений Коган и галерист Егор Альтман — об инвестициях в искусство и предметы роскоши.

⚜️Живопись и графика
⚜️Часы и предметы ювелирного искусства
⚜️Ретро-автомобили и коллекционное вино

По всем вопросам: @askbitkogan
加入频道
Испанский дуэт о людских пороках

Представьте себе диптих — два произведения на одну тему. Но созданный не одним художником, а двумя. Да еще и с разницей в 180 лет!

Трудно представить. Тем не менее, такой дуэт в истории был. Речь о великих испанцах Франсиско Гойе и Сальвадоре Дали, создавших совместно даже не один, а 80 диптихов.

🔸Первые работы в каждой паре — офорты из знаменитой серии «Капричос» Франсиско Гойи. 80 сатирических сцен, высмеивающих человеческие пороки, с карикатурными образами людей и невероятными чудовищами, порожденными фантазией художника, вышли в 1799 году.

Общество и, главное, церковь встретила их с гневом, офорты были изъяты из продаж. И через четыре года Гойя просто подарил комплекты гравюр испанскому королю — вместе с оригинальными пластинами. Именно с этих пластин в 1881-1886 гг. и были отпечатаны офорты тиражом всего 210 экз., которые сейчас представляют наибольшую ценность на рынке.

🔸А вторые части дуэтов — это литографии «Капричос Гойи Сальвадора Дали». Они вышли в 1977 году в Париже тиражом 200 экз. и стали последней крупной работой главного художника-сюрреалиста XX века.

Дали по-своему переиначил каждое изображение Гойи, добавив деталей, красок и даже новых персонажей. А также заменил названия офортов на собственные, дав оригинальным произведениям Гойи дополнительную интерпретацию.

Работы обоих великих художников, конечно, самодостаточны. Но именно вместе они сегодня смотрятся наиболее эффектно — и на публичных выставках, и в частных собраниях.

Кстати, одна из 80-ти пар есть в коллекции соавтора этого канала инвестбанкира Евгения Когана. А в собрании другого соавтора канала галериста Егора Альтмана диптихов «Капричос» + «Капричос Гойи Сальвадора Дали» — около тридцати.

@art_luxury_money
Металлолом для настоящих коллекционеров

Среди 200 лотов, за которые в этом году развернутся торги на знаменитом аукционе раритетных и коллекционных автомобилей Sotheby’s в Монтерее, Калифорния, наш безусловный фаворит — вот этот👇

В каталоге аукциона он торжественно представлен как Ferrari 500 Mondial Spider Series I by Pinin Farina 1954 года. Хотя это не более чем остов легендарного автомобиля — и тот убитый в хлам и проржавевший до последний гайки.

Нынешний владелец хранил этот металлолом без малого 50 лет. Но, видимо, больше уже не выдержал.

И теперь то, что когда-то было Ferrari, позиционируется на аукционе как «идеальный кандидат для интригующего реставрационного проекта».

Резервной цены у лота нет. То есть теоретически его можно купить за $1. Хотя цена наверняка будет выше. Эксперты Sotheby’s оценивают, что если этот древний скелет Ferrari довести до ума и оживить, то его цена составит... (попробуйте догадаться, а потом жмите на спойлер) 👉 $1,2-1,6 млн.

Автомобиль и правда знаменитый.

Это один из тринадцати Ferrari 500 Mondial с оригинальным кузовом Spider, который разрабатывал легендарный Джованни («Пинин») Фарина. В 1954-му на нем блестяще выступал в гонках бывший пилот команды Scuderia Ferrari Франко Кортезе.

Осталось найти этому Ferrari состоятельного и умелого механика.

@art_luxury_money
Искусство познается в сравнении

Рынок произведений изобразительного искусства, как и любой другой, неоднородный. В самую крупную клетку весь он делится на четыре основных сегмента:

🔸старые мастера;
🔸импрессионизм и постимпрессионизм;
🔸модернизм и постмодерн;
🔸послевоенное и современное искусство.

В последнее время к ним все чаще добавляют пятый: растущий сегмент ультрасовременного искусства — работ художников, которым не исполнилось 40 лет.

Выглядят эти сегменты по-разному.

Понятно, например, что даже если вы очень хотите и можете себе позволить купить Рембрандта, это вряд ли получится. Как шутят некоторые профессионалы, Рембрандта проще украсть, чем купить: он и другие старые мастера давно осели в музеях и на рынке практические не появляются. (Историю том, как Герману Герингу удалось приобрести работу Вермеера, все ведь помнят?)

Зато на рынке нет недостатка в предложении ультрасовременного искусства. Но тут другой риск: серьезной истории продаж у многих представителей этого сегмента пока нет, и кто знает, как к модным сегодня художникам рынок будет относиться завтра?

Наиболее сбалансированным в этом смысле сейчас выглядит сегмент послевоенного и современного искусства. Неслучайно именно он в последние годы выступает драйвером всего рынка: в частности, в 2022 году на этот сегмент пришлось больше половины всех аукционных продаж.

Один из авторов нашего канала галерист и коллекционер Егор Альтман решил сравнить все эти сегменты по единым понятным критериям:

🔸предложению
🔸спросу
🔸среднему уровню цен
🔸рискам
 (прежде всего, риску нарваться на подделку, но также риску перегрева и другим).

А заодно привести данные об объемах прошлогодних аукционных продаж и примеры самых дорогих работ в каждом сегменте.

Что, на его субъективный экспертный взгляд, получилось — смотрите в карточках.

@art_luxury_money
🎨 Портрет или пейзаж?

Нам стало любопытно: что изображено на картинах, которые сейчас рынок оценивает дороже всего
И можно ли найти здесь какую-то закономерность

Чтобы понять это, мы подняли архивы всех публичных аукционов Chrisitie’s за прошлый год, на которых продавались живопись, графика и рисунок. Выбрали из них произведения, которые были проданы за $1 млн и больше. И разложили их по привычным жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт, ну и все остальное.

Вот что получилось.

🔸Хуже всего дела обстоят у натюрмортов: 54 продажи на общую сумму $211,6 млн. Самым дорогим в этом жанре в прошлом году был «Сувенир из путешествия» Рене Магритта, проданный за £16,09 млн (к натюрмортам, конечно, его можно отнести с большой натяжкой, но очень уж хотелось поддержать категорию).

🔸Портреты дороже $1 млн чувствуют себя отлично: 158 сделок совокупно на $1355,7 млн. Абсолютным рекордсменом среди портретов в 2022 году стала «Простреленная голубая Мерлин» Энди Уорхола: $195,04 млн.

🔸У пейзажей тоже все прекрасно: 141 продажа на общую сумму $1468,8 млн. Самая дорогая работа — картина Поля Сезанна из серии «Гора Сент-Виктуар»: $137,79 млн.

🔸На остальные произведения дороже $1 млн, которые мы не смогли отнести ни к одному из этих трех жанров, приходится 173 сделки на сумму $1216 млн. Рекордсмен здесь — Марк Ротко с «Оттенками красного»: $66,8 млн.

🏆Победа по очкам за прошлый год присуждается пейзажам.

Хотя, по большом счету, выиграть им удалось за счет одного-единственного коллекционера — большого ценителя дорогих пейзажей сооснователя Microsoft Пола Аллена.

В ноябре Chrisitie’s провел фантастически успешный аукцион его коллекции: за один вечер было продано искусства на $1,5 млрд, причем сразу четыре картины, в том числе упомянутый выше Сезанн, — больше чем за $100 млн каждая.

Если бы не Аллен, пейзажи проиграли бы портретам не только по количеству сделок, но и по деньгам.

@art_luxury_money