Искусство познается в сравнении
Рынок произведений изобразительного искусства, как и любой другой, неоднородный. В самую крупную клетку весь он делится на четыре основных сегмента:
🔸старые мастера;
🔸импрессионизм и постимпрессионизм;
🔸модернизм и постмодерн;
🔸послевоенное и современное искусство.
В последнее время к ним все чаще добавляют пятый: растущий сегмент ультрасовременного искусства — работ художников, которым не исполнилось 40 лет.
Выглядят эти сегменты по-разному.
Понятно, например, что даже если вы очень хотите и можете себе позволить купить Рембрандта, это вряд ли получится. Как шутят некоторые профессионалы, Рембрандта проще украсть, чем купить: он и другие старые мастера давно осели в музеях и на рынке практические не появляются. (Историю том, как Герману Герингу удалось приобрести работу Вермеера, все ведь помнят?)
Зато на рынке нет недостатка в предложении ультрасовременного искусства. Но тут другой риск: серьезной истории продаж у многих представителей этого сегмента пока нет, и кто знает, как к модным сегодня художникам рынок будет относиться завтра?
Наиболее сбалансированным в этом смысле сейчас выглядит сегмент послевоенного и современного искусства. Неслучайно именно он в последние годы выступает драйвером всего рынка: в частности, в 2022 году на этот сегмент пришлось больше половины всех аукционных продаж.
Один из авторов нашего канала галерист и коллекционер Егор Альтман решил сравнить все эти сегменты по единым понятным критериям:
🔸предложению
🔸спросу
🔸среднему уровню цен
🔸рискам (прежде всего, риску нарваться на подделку, но также риску перегрева и другим).
А заодно привести данные об объемах прошлогодних аукционных продаж и примеры самых дорогих работ в каждом сегменте.
Что, на его субъективный экспертный взгляд, получилось — смотрите в карточках.
@art_luxury_money
Рынок произведений изобразительного искусства, как и любой другой, неоднородный. В самую крупную клетку весь он делится на четыре основных сегмента:
🔸старые мастера;
🔸импрессионизм и постимпрессионизм;
🔸модернизм и постмодерн;
🔸послевоенное и современное искусство.
В последнее время к ним все чаще добавляют пятый: растущий сегмент ультрасовременного искусства — работ художников, которым не исполнилось 40 лет.
Выглядят эти сегменты по-разному.
Понятно, например, что даже если вы очень хотите и можете себе позволить купить Рембрандта, это вряд ли получится. Как шутят некоторые профессионалы, Рембрандта проще украсть, чем купить: он и другие старые мастера давно осели в музеях и на рынке практические не появляются. (Историю том, как Герману Герингу удалось приобрести работу Вермеера, все ведь помнят?)
Зато на рынке нет недостатка в предложении ультрасовременного искусства. Но тут другой риск: серьезной истории продаж у многих представителей этого сегмента пока нет, и кто знает, как к модным сегодня художникам рынок будет относиться завтра?
Наиболее сбалансированным в этом смысле сейчас выглядит сегмент послевоенного и современного искусства. Неслучайно именно он в последние годы выступает драйвером всего рынка: в частности, в 2022 году на этот сегмент пришлось больше половины всех аукционных продаж.
Один из авторов нашего канала галерист и коллекционер Егор Альтман решил сравнить все эти сегменты по единым понятным критериям:
🔸предложению
🔸спросу
🔸среднему уровню цен
🔸рискам (прежде всего, риску нарваться на подделку, но также риску перегрева и другим).
А заодно привести данные об объемах прошлогодних аукционных продаж и примеры самых дорогих работ в каждом сегменте.
Что, на его субъективный экспертный взгляд, получилось — смотрите в карточках.
@art_luxury_money
🎨 Портрет или пейзаж?
Нам стало любопытно: что изображено на картинах, которые сейчас рынок оценивает дороже всего❓
И можно ли найти здесь какую-то закономерность❓
Чтобы понять это, мы подняли архивы всех публичных аукционов Chrisitie’s за прошлый год, на которых продавались живопись, графика и рисунок. Выбрали из них произведения, которые были проданы за $1 млн и больше. И разложили их по привычным жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт, ну и все остальное.
Вот что получилось.
🔸Хуже всего дела обстоят у натюрмортов: 54 продажи на общую сумму $211,6 млн. Самым дорогим в этом жанре в прошлом году был «Сувенир из путешествия» Рене Магритта, проданный за £16,09 млн (к натюрмортам, конечно, его можно отнести с большой натяжкой, но очень уж хотелось поддержать категорию).
🔸Портреты дороже $1 млн чувствуют себя отлично: 158 сделок совокупно на $1355,7 млн. Абсолютным рекордсменом среди портретов в 2022 году стала «Простреленная голубая Мерлин» Энди Уорхола: $195,04 млн.
🔸У пейзажей тоже все прекрасно: 141 продажа на общую сумму $1468,8 млн. Самая дорогая работа — картина Поля Сезанна из серии «Гора Сент-Виктуар»: $137,79 млн.
🔸На остальные произведения дороже $1 млн, которые мы не смогли отнести ни к одному из этих трех жанров, приходится 173 сделки на сумму $1216 млн. Рекордсмен здесь — Марк Ротко с «Оттенками красного»: $66,8 млн.
🏆Победа по очкам за прошлый год присуждается пейзажам.
Хотя, по большом счету, выиграть им удалось за счет одного-единственного коллекционера — большого ценителя дорогих пейзажей сооснователя Microsoft Пола Аллена.
В ноябре Chrisitie’s провел фантастически успешный аукцион его коллекции: за один вечер было продано искусства на $1,5 млрд, причем сразу четыре картины, в том числе упомянутый выше Сезанн, — больше чем за $100 млн каждая.
Если бы не Аллен, пейзажи проиграли бы портретам не только по количеству сделок, но и по деньгам.
@art_luxury_money
Нам стало любопытно: что изображено на картинах, которые сейчас рынок оценивает дороже всего❓
И можно ли найти здесь какую-то закономерность❓
Чтобы понять это, мы подняли архивы всех публичных аукционов Chrisitie’s за прошлый год, на которых продавались живопись, графика и рисунок. Выбрали из них произведения, которые были проданы за $1 млн и больше. И разложили их по привычным жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт, ну и все остальное.
Вот что получилось.
🔸Хуже всего дела обстоят у натюрмортов: 54 продажи на общую сумму $211,6 млн. Самым дорогим в этом жанре в прошлом году был «Сувенир из путешествия» Рене Магритта, проданный за £16,09 млн (к натюрмортам, конечно, его можно отнести с большой натяжкой, но очень уж хотелось поддержать категорию).
🔸Портреты дороже $1 млн чувствуют себя отлично: 158 сделок совокупно на $1355,7 млн. Абсолютным рекордсменом среди портретов в 2022 году стала «Простреленная голубая Мерлин» Энди Уорхола: $195,04 млн.
🔸У пейзажей тоже все прекрасно: 141 продажа на общую сумму $1468,8 млн. Самая дорогая работа — картина Поля Сезанна из серии «Гора Сент-Виктуар»: $137,79 млн.
🔸На остальные произведения дороже $1 млн, которые мы не смогли отнести ни к одному из этих трех жанров, приходится 173 сделки на сумму $1216 млн. Рекордсмен здесь — Марк Ротко с «Оттенками красного»: $66,8 млн.
🏆Победа по очкам за прошлый год присуждается пейзажам.
Хотя, по большом счету, выиграть им удалось за счет одного-единственного коллекционера — большого ценителя дорогих пейзажей сооснователя Microsoft Пола Аллена.
В ноябре Chrisitie’s провел фантастически успешный аукцион его коллекции: за один вечер было продано искусства на $1,5 млрд, причем сразу четыре картины, в том числе упомянутый выше Сезанн, — больше чем за $100 млн каждая.
Если бы не Аллен, пейзажи проиграли бы портретам не только по количеству сделок, но и по деньгам.
@art_luxury_money
А вам что больше нравится?
Anonymous Poll
19%
портрет
50%
пейзаж
11%
натюрморт
20%
важно не что на картине, а сколько денег она принесет
Наблюдая за аукционами, порой трудно объяснить, почему отличная коллекционная вещь, за которую, казалось бы, покупатели должны драться, в итоге вообще не продается.
Например, в начале лета аукционный дом Bonhams устраивал торги всякими голливудскими артефактами. Среди них была метла для квиддича, на которой летал Драко Малфой (его играл Том Фелтон) в фильме «Гарри Поттер и Тайная комната».
Шикарная же вещь!
Во-первых, красивая и дорогая: металлический каркас длиной почти 173 см, хромированные подножки, длинная просмоленная щетина — одним словом, Nimbus 2001. Легенда, а не метла!
Во-вторых, будит фантазию: любая женщина с такой метлой чувствует себя настоящей ведьмой.
Ну и, кроме шуток, яркий, оригинальный и раритетный предмет интерьера.
Тем не менее, никто метлу не купил. Вероятно, дело в цене — она была оценена в $70-90 тыс.
Во всяком случае, более бесполезная, на наш взгляд, вещь с того же аукциона — волшебная палочка Римуса Люпина — была продана. За $4,5 тыс.
#sunday_special
@art_luxury_money
Например, в начале лета аукционный дом Bonhams устраивал торги всякими голливудскими артефактами. Среди них была метла для квиддича, на которой летал Драко Малфой (его играл Том Фелтон) в фильме «Гарри Поттер и Тайная комната».
Шикарная же вещь!
Во-первых, красивая и дорогая: металлический каркас длиной почти 173 см, хромированные подножки, длинная просмоленная щетина — одним словом, Nimbus 2001. Легенда, а не метла!
Во-вторых, будит фантазию: любая женщина с такой метлой чувствует себя настоящей ведьмой.
Ну и, кроме шуток, яркий, оригинальный и раритетный предмет интерьера.
Тем не менее, никто метлу не купил. Вероятно, дело в цене — она была оценена в $70-90 тыс.
Во всяком случае, более бесполезная, на наш взгляд, вещь с того же аукциона — волшебная палочка Римуса Люпина — была продана. За $4,5 тыс.
#sunday_special
@art_luxury_money
Цифровой «Спаситель мира»
У самой дорогой картины — «Спасителя мира» (Salvator Mundi) Леонардо да Винчи — теперь есть NFT-версии.
12 августа платформа ElmonX, выпустившая эти NFT в партнерстве с компанией Bridgeman Images (специализируется на лицензировании репродукций произведений искусства), провела их успешное первичное размещение.
Всего есть 660 оригинальных NFT Salvator Mundi, сейчас они находятся у 538 владельцев. Крупнейшему из них принадлежит 55 NFT, а у подавляющего большинства — 92% — по одному.
Торги на вторичном рынке вполне активные. На данный момент было 139 сделок на общую сумму 24 ETH (~$44,4 тыс.). Текущая средняя цена — в районе 0,14 ETH (~$259).
Помимо оригинальных NFT выпущены 13 авторских (Artist Proof). Они распределены сейчас между 11 владельцами, у крупнейшего — три (ему же, кстати, принадлежат 55 оригинальных NFT). Цена авторского NFT в районе 8 ETH (~$14,8 тыс.). Сделок с ними пока не было.
Настоящий (не цифровой) «Спаситель мира» в ноябре 2017 года был продан на аукционе Christie’s за рекордные $450,3 млн. New York Times выяснила, что покупателем формально выступил саудовский принц, дальний родственник королевской семьи Бадер бин Абдулла аль-Сауд. А реальным — наследный принц Мухаммед бин Салман аль-Сауд (на тот момент министр обороны, а сейчас премьер-министр Саудовской Аравии).
А до него картиной владел миллиардер Дмитрий Рыболовлев, которому «Спасителя мира» продал скандально известный арт-дилер Ив Бувье — предположительно, за $127 млн.
Примечательно, что до 2005 года этой картины Леонардо вообще не существовало. Точнее, она приписывалась кисти его ученика Джованни Больтраффио — именно с этим именем автора она была впервые продана в 1958 году на аукционе Sohteby’s за £45. И только спустя почти полвека специалисты доказали, что это работа не ученика Леонардо, а его самого.
@art_luxury_money
У самой дорогой картины — «Спасителя мира» (Salvator Mundi) Леонардо да Винчи — теперь есть NFT-версии.
12 августа платформа ElmonX, выпустившая эти NFT в партнерстве с компанией Bridgeman Images (специализируется на лицензировании репродукций произведений искусства), провела их успешное первичное размещение.
Всего есть 660 оригинальных NFT Salvator Mundi, сейчас они находятся у 538 владельцев. Крупнейшему из них принадлежит 55 NFT, а у подавляющего большинства — 92% — по одному.
Торги на вторичном рынке вполне активные. На данный момент было 139 сделок на общую сумму 24 ETH (~$44,4 тыс.). Текущая средняя цена — в районе 0,14 ETH (~$259).
Помимо оригинальных NFT выпущены 13 авторских (Artist Proof). Они распределены сейчас между 11 владельцами, у крупнейшего — три (ему же, кстати, принадлежат 55 оригинальных NFT). Цена авторского NFT в районе 8 ETH (~$14,8 тыс.). Сделок с ними пока не было.
Настоящий (не цифровой) «Спаситель мира» в ноябре 2017 года был продан на аукционе Christie’s за рекордные $450,3 млн. New York Times выяснила, что покупателем формально выступил саудовский принц, дальний родственник королевской семьи Бадер бин Абдулла аль-Сауд. А реальным — наследный принц Мухаммед бин Салман аль-Сауд (на тот момент министр обороны, а сейчас премьер-министр Саудовской Аравии).
А до него картиной владел миллиардер Дмитрий Рыболовлев, которому «Спасителя мира» продал скандально известный арт-дилер Ив Бувье — предположительно, за $127 млн.
Примечательно, что до 2005 года этой картины Леонардо вообще не существовало. Точнее, она приписывалась кисти его ученика Джованни Больтраффио — именно с этим именем автора она была впервые продана в 1958 году на аукционе Sohteby’s за £45. И только спустя почти полвека специалисты доказали, что это работа не ученика Леонардо, а его самого.
@art_luxury_money
Почему искусство — хороший подарок
Согласно опросам, почти каждое пятое произведение искусства в мире покупается не ради пополнения коллекции или с инвестиционной целью, а в подарок.
Почему искусство — хороший подарок?
Давайте рассуждать.
1️⃣ Искусство — подарок интеллектуальный. Он говорит о вас и о том, кому вы его дарите, как о людях умных, образованных и с хорошим вкусом.
2️⃣ Имя художника, чье произведение дарят, психологически ставит на один с ним уровень того, кто получает такой подарок (а заодно и того, кто его делает). Когда вам дарят работу Пикассо, Дали, Шагала и других первых имен арт-мира, это равносильно признанию, что в своем мире вы тоже среди первых.
3️⃣ Сюжет произведения или история, связанная с его созданием, позволяют «зашифровать» в подарке особые пожелания человеку, который его получает.
4️⃣ Искусство — это ручная работа, которая ценится особо. А если эта работа сделана известным на весь мир мастером, ее ценность возрастает на порядки.
5️⃣ Даря произведение искусства, вы уверены в том, что будете оригинальным. Риск сделать «дублирующий» подарок практически исключен — во всяком случае, он несравнимо ниже, чем в случае с вином, часами и другими предметами роскоши.
6️⃣ В том числе по этим причинам такие подарки почти никогда не передаривают.
7️⃣ Кстати, в отличие от тех же вина и часов, быстро оценить стоимость подаренного искусства непрофессионал, как правило, не может. Поэтому часто в глазах получающего такой подарок он стоит дороже, чем цена, за которую был реально приобретен.
8️⃣ Ну и специфический аргумент: искусство, как и другие предметы роскоши, теперь под санкциями, запрещающими гражданам России его покупку и ввоз в страну (а вот вывоз, кстати, нет). А то, что трудно получить, дороже ценится.
Впрочем, и в Москве можно приобрести очень достойные произведения искусства с целью подарка кому-то дорогому или важному.
Зашли в Altmans Gallery и подобрали несколько примеров 👇
@art_luxury_money
Согласно опросам, почти каждое пятое произведение искусства в мире покупается не ради пополнения коллекции или с инвестиционной целью, а в подарок.
Почему искусство — хороший подарок?
Давайте рассуждать.
1️⃣ Искусство — подарок интеллектуальный. Он говорит о вас и о том, кому вы его дарите, как о людях умных, образованных и с хорошим вкусом.
2️⃣ Имя художника, чье произведение дарят, психологически ставит на один с ним уровень того, кто получает такой подарок (а заодно и того, кто его делает). Когда вам дарят работу Пикассо, Дали, Шагала и других первых имен арт-мира, это равносильно признанию, что в своем мире вы тоже среди первых.
3️⃣ Сюжет произведения или история, связанная с его созданием, позволяют «зашифровать» в подарке особые пожелания человеку, который его получает.
4️⃣ Искусство — это ручная работа, которая ценится особо. А если эта работа сделана известным на весь мир мастером, ее ценность возрастает на порядки.
5️⃣ Даря произведение искусства, вы уверены в том, что будете оригинальным. Риск сделать «дублирующий» подарок практически исключен — во всяком случае, он несравнимо ниже, чем в случае с вином, часами и другими предметами роскоши.
6️⃣ В том числе по этим причинам такие подарки почти никогда не передаривают.
7️⃣ Кстати, в отличие от тех же вина и часов, быстро оценить стоимость подаренного искусства непрофессионал, как правило, не может. Поэтому часто в глазах получающего такой подарок он стоит дороже, чем цена, за которую был реально приобретен.
8️⃣ Ну и специфический аргумент: искусство, как и другие предметы роскоши, теперь под санкциями, запрещающими гражданам России его покупку и ввоз в страну (а вот вывоз, кстати, нет). А то, что трудно получить, дороже ценится.
Впрочем, и в Москве можно приобрести очень достойные произведения искусства с целью подарка кому-то дорогому или важному.
Зашли в Altmans Gallery и подобрали несколько примеров 👇
@art_luxury_money
🔸Сальвадор Дали
Paradiso. Canto 33. Молитва Святого Бернарда; 1960-е (ксилография; 26х33)
$2300
Входит в цикл Paradiso, иллюстрирующий одноименную третью часть «Божественной комедии» Данте. Заказ на серию рисунков к ней и изготовление на их основе гравюр Дали получил от итальянского правительства в 1951 году. За несколько лет маэстро создал 100 акварелей: по одной к каждой из песен «Комедии», по-своему интерпретировав Данте.
🔸Марк Шагал
«Моисей со скрижалями смотрит вниз», 1956
(литография; 36,4х26,3)
$1700.
Входит в цикл из четырех работ, посвященных Моисею.
🔸Пабло Пикассо
«Игра плаща», 1961
(литография; 21х28)
$2900
Входит в цикл «Быки Пикассо», состоящий из четырех литографий. Пикассо часто изображал бой быков не только потому, что был ярым поклонником корриды, но и как метафору животной страсти, жестокости и борьбы, которые управляют поведением многих людей, включая его самого.
@art_luxury_money
Paradiso. Canto 33. Молитва Святого Бернарда; 1960-е (ксилография; 26х33)
$2300
Входит в цикл Paradiso, иллюстрирующий одноименную третью часть «Божественной комедии» Данте. Заказ на серию рисунков к ней и изготовление на их основе гравюр Дали получил от итальянского правительства в 1951 году. За несколько лет маэстро создал 100 акварелей: по одной к каждой из песен «Комедии», по-своему интерпретировав Данте.
🔸Марк Шагал
«Моисей со скрижалями смотрит вниз», 1956
(литография; 36,4х26,3)
$1700.
Входит в цикл из четырех работ, посвященных Моисею.
🔸Пабло Пикассо
«Игра плаща», 1961
(литография; 21х28)
$2900
Входит в цикл «Быки Пикассо», состоящий из четырех литографий. Пикассо часто изображал бой быков не только потому, что был ярым поклонником корриды, но и как метафору животной страсти, жестокости и борьбы, которые управляют поведением многих людей, включая его самого.
@art_luxury_money
Владельцы Bored Apes не дадут Sotheby’s скучать
Любопытное и прецедентное судебное разбирательство грозит аукционному дому Sotheby’s.
The Art Newspaper, а вслед за ней Artnews пишут, что Sotheby’s пополнил число соответчиков по коллективному иску владельцев NFT из популярной коллекции Bored Ape Yacht Club (BAYC). Иск подан в Калифорнии к создателю этих NFT компании Yaga Labs.
В сентябре 2021 года Sotheby’s провел аукцион, на котором 101 NFT из коллекции BAYC были проданы анонимному покупателю за £24,4 млн — существенно выше эстимейта.
Специалист Sotheby’s, комментируя тогда успешный аукцион, сообщил, что приобрел NFT «традиционный покупатель». И тем самым как бы намекнул всем, что из разряда развлечения для гиков цифровое искусство уже перешло в сферу привычного коллекционирования.
Но, кажется, та сделка была фиктивной. В исковом заявлении говорится, что покупатель NFT-коллекции BAYC был связан с аффилированной с Yaga Labs компанией FTX Ventures. Иными словами, стоимость NFT их создатели искусственно раздували сами.
Если в ходе суда выяснится, что Sotheby’s был в курсе связи покупателя с продавцом, последствия могут быть весьма неприятными.
Подробнее об истории Bored Ape Yacht Club 👇
@art_luxury_money
Любопытное и прецедентное судебное разбирательство грозит аукционному дому Sotheby’s.
The Art Newspaper, а вслед за ней Artnews пишут, что Sotheby’s пополнил число соответчиков по коллективному иску владельцев NFT из популярной коллекции Bored Ape Yacht Club (BAYC). Иск подан в Калифорнии к создателю этих NFT компании Yaga Labs.
В сентябре 2021 года Sotheby’s провел аукцион, на котором 101 NFT из коллекции BAYC были проданы анонимному покупателю за £24,4 млн — существенно выше эстимейта.
Специалист Sotheby’s, комментируя тогда успешный аукцион, сообщил, что приобрел NFT «традиционный покупатель». И тем самым как бы намекнул всем, что из разряда развлечения для гиков цифровое искусство уже перешло в сферу привычного коллекционирования.
Но, кажется, та сделка была фиктивной. В исковом заявлении говорится, что покупатель NFT-коллекции BAYC был связан с аффилированной с Yaga Labs компанией FTX Ventures. Иными словами, стоимость NFT их создатели искусственно раздували сами.
Если в ходе суда выяснится, что Sotheby’s был в курсе связи покупателя с продавцом, последствия могут быть весьма неприятными.
Подробнее об истории Bored Ape Yacht Club 👇
@art_luxury_money