об искусстве и прочих бесах
1.1K subscribers
2.01K photos
42 videos
9 files
290 links
художественные записки, арт рекомендации и прочие бесы мира культуры

авторский канал Артèма Гозбенко

исследователь культуры, политолог, преподаватель, писатель

для связи — @artanddemons

18+
加入频道
- Милосердие или справедливость?
- Вся русская культура, всё русское искусство учит тому, что - милосердие.


Из интервью директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой Катерине Гордеевой.

Всех с Новым Годом. Желаю сложных книг, нетривиальных мыслей, непростых тем, толерантности, любви к себе и другому, гармонии, прекрасной музыки, мягкости, силы чувства, сердечности и победы над страхом.

/Фотография Джиллы Гринбург
/Фотография Люсьена Эрва
В 1917 году Ольга Розанова создает “Зеленую полосу”. Для меня эта картина почему-то стала важнейшей.

К встрече с Чёрным квадратом каждого из нас так или иначе, подчас самым не художественным образом, готовит жизнь. Мы слышим о нём споры, шутки, возмущения, а Зеленая полоса остается где-то в супрематической тени. И вот я узнаю об этой картине и с тех пор завороженно многократно думаю о ней.

Розанова создает картину на рубеже собственного перехода от супрематизма к цветописи. Делает сильную прививку цвета супрематизму, по выражению Нины Гурьяновой. Розанова прорывается к силе цвета почти за тридцать лет до абстрактного экспрессионизма и живописи цветовых полей вроде Ротко.

Фактура, материал, цветовоздушная среда, по мнению Розановой, засоряли цвет. Так ей нужно было использовать цвет, который бы носил нематериальный смысл. Розанова решает одну из главных проблем абстрактной живописи - выходит за пределы рамы и фона, то чего не произошло в Черном квадрате. Зеленая полоса продолжается в бесконечность. Фон полностью теряет значимость.

Я теперь исповедую, что предметность и беспредметность - не два различных направления в одном искусстве, а два разных искусства! - писала Розанова в письме А. Крученых

Написал свою зеленую полосу, никак не мог себе запретить и выпустил на свободу этот акт.

Зеленая полоса. 01.01.23.

#ротко #малевич #розанова #мойарт #теория
Полосу Розановой показывал здесь.
Бараки, нонконформизм и Париж

Оказывается, 2 января был день рождения Оскара Рабина! Одного из моих любимых художников (у меня их много, да…)

Если для справки: то это один из отцов-основателей нонконформистской художественной группы в Лианозово, и один из авторов той самой Бульдозерной выставки 1974 года.

Я рисую то, что вижу. Я жил в бараке, многие советские граждане тоже жили в бараках, да и теперь живут. И я рисую бараки. Почему это плохо? Меня упрекают за натюрморты, за водочные бутылки и лежащую на газете селедку. На всех праздниках, и официальных в том числе, водку пьют, и ничего с этим не поделаешь. За границей, к тому же, нашу водку хвалят, и мы этим гордимся. Да и вообще - пьют у нас много. Хорошо это или плохо, другой вопрос. Это сама жизнь. Надо ли бояться жизни? - писал Рабин.

Рабин проходит самые страшные (в общем-то обычные) советские реалии: барак с земляным полом, отсутствие свободы, бесконечное уныние и всё равно непрекращающуюся борьбу за свою правду.

Но разве у художника нет права изображать жизнь такой, какой он ее видит? Нет, в Советском Союзе нет права - продолжает художник.

Эмигрировав в Париж, Рабин всё так же рисовал то, что видел. И в тех же барачных цветах. Где-то на заднем плане могла появляться светлая свободная Франция с её Эйфелевой башней, а впереди - те же колористические акценты старых советских ран, с которыми, вероятно, художник так и не расстался.

Ведь эмиграция - не спасание и не мечта. Это обстоятельства жизни.

И правда - надо ли бояться жизни?

#записки #рабин #теория