об искусстве и прочих бесах
1.1K subscribers
2.01K photos
42 videos
9 files
290 links
художественные записки, арт рекомендации и прочие бесы мира культуры

авторский канал Артèма Гозбенко

исследователь культуры, политолог, преподаватель, писатель

для связи — @artanddemons

18+
加入频道
Вышел подкаст у Сообщества, где я рассказываю как поменялось мое мировоззрение после путешествия по Европе. Ура!

Вот тут пост, где я писала про мой культурный ЕвроТур.

А в подкасте рассказывала Артему истории, которые остались за кадром:

— как итальянцы не любят туристов;

— как Бродский никогда не смог вернуться в родной Петербург и нашел его в Венеции;

— что такое правильный империализм;

И самое мое любимое и некультурное:

— как я парилась в немецкой бане с 9 голыми мужиками 🙏🏻 (таймкод 27:46))
дорогие, заметил, что как бы вдумчиво, вооружившись карандашами и маркерами, я не читал новую книгу, если не напишу о ней заметку, эссе — любой текст, то самые главные смыслы, тонкие связи, отсылки и глубины забываются так же легко, как третий поцелуй.

поэтому решил ввести рубрику #читать , в которой буду делиться с вами небольшими текстами о самой разной литературе, пытаясь искать ключи и формулы к великим текстам.

первый пост этой рубрики опубликую в ближайшие дни, а пока хочу спросить, какие ещё около-постоянные рубрики вы хотите видеть в канале?

p.s. о культурной принадлежности первой книги рубрики #читать можете догадаться по картинке: Гопи умоляют Кришну вернуть одежду, 1560-е, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
один мой прекрасный друг недавно вернулся из Красноярска, помимо прочего, этот город — родина Василия Сурикова.

он подарил мне чудесный блокнот с картиной Сурикова «Торговец счастьем». такая пронзительная сцена, где сидит торговец: на причале, на площади, в пустыне? ответа нет, и где найти этого персонажа со сказочным зелёным попугаем художник не рассказывает.

Помните, у Евтушенко:

Счастье — словно взгляд из самолета.
Горе видит землю без прикрас.
В счастье есть предательское что-то —
горе человека не предаст.


а сегодняшним морозным утром так и хочется почаще смотреть на вездесущее сумасшествие жизни непримиримым взглядом из самолёта.

#доброеутро #мояпроза #живопись
Ольга Романова*: секс у жучков и демократия, тюрьма как русская ойкумена, падение берлинских стен

Ирина Шихман*: почему события, начавшиеся 7 октября в Израиле, не локальная, а мировая трагедия: тренируем душу и не закрываем глаза

Андрей Смирнов: где заканчиваются исторические репрессии и начинается современное художественное осмысление

Варламов* в Узбекистане: как патриархат уничтожает человека: вдумчиво смотрим и улавливаем параллели

Борис Гребенщиков*: как правильно говорить с мирозданием и порождать добро, а не самовеличие

*вынужден сообщить, что Ольга Романова, Катерина Гордеева, Ирина Шихман, Илья Варламов и Борис Гребенщиков считаются в Российской Федерации иноагентами.

Картинка — Болото, Миша Маркер, 2023, Санкт-Петербург

#смотреть
еду по бесконечной московской реновации. сначала в наушниках играют яркие грузинские мотивы, потом появляется Лайза Миннелли с вечным «New York, New York».

табло на таганско-краснопресненской линии сообщает радостную новость о памятнике социалистической науки у Библиотеки имени ленина.

может, рассказать им, что союз распался недавно?

картинка — карикатура на 7 июля 1989, когда Горбачёв подтвердил право всех социалистических стран на собственный путь развития, этот день считается датой окончания холодной войны.

#доброеутро #мояпроза
моё музыкальное настроение на сегодня: Агузарова, но музыкальный вторник этого вечера не об этом
Песня Don't Pay The Ferryman ирландского рок-исполнителя Криса де Бурга опирается на древнегреческую традицию и миф о паромщике Хароне, который переправлял души умерших за плату.

Что делает паромщик с этими монетами — неизвестно, по крайней мере точно не тратит на одежду, оставаясь в лохмотьях.

Это роковая композиция, поэтому романтического двоемирия в классическом понимании здесь нет: текст манифестирует борьбу до конца: не плати, не за что не плати, пока тебя не перевезут на другой берег.

Так мы понимаем, что категория цены здесь используется как ценность, не как долларовые запасы, а как те идеалы, которые человек готов отстаивать: даже не фиксируй цену, не плати, пока тебя не переправят на другой берег.

Короче, всё как в Паромщике Пугачевой, только рок. Как ваши вечерние планы, идем до конца или ищем компромиссы?

Картинка — Лука Джордано. Лодка Харона, ночной сон и Морфеус. Фреска. 1684-1686. Палаццо Медичи-Риккарди.

#музыкальныйвторник
дорогие! недавно опубликовали второй выпуск программы Об искусстве и прочих бесах на платформе проекта Сообщество!

а сегодня — уже на новой съёмке для вас! поговорим про очень важную часть нашего любимого современного искусства. надеюсь, вы ждёте выход выпуска так же сильно, как я! 🥰
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Будь Бесом, поддержи Канал!

дорогие, недавно один даритель, пожелавший остаться анонимным, перевел на развитие моего канала 800 рублей! это невероятно вдохновляет!

я купил сборник статей Льва Толстого «Не могу молчать» в новом потрясающем издании, скоро буду вам об этом рассказывать в рубрике #читать !

дорогие бесы, если вы хотите больше контента, выпусков, рубрик, текстов в канале, а так же жаждите поднять настроение автору, то теперь это можно сделать!

бесконечное спасибо подписчикам, дарителям, друзьям и недругам! пошел писать для вас тексты, ходить в музеи, обозревать пространства!
Открыли тайны одного из будущих выпусков. Но это далеко не все сюрпризы!)
Вчера побывала в гостях у Пушкина Артема Гозбенко, который делает подкаст о современном искусстве "и прочих бесах" на ютуб-канале "Сообщество": говорили на мою любимую тему - африканское искусство, современное и традиционное, его влияние на искусство Европы и процессы реституции - возвращения ценностей.

Я когда-то писала, что именно африканские маски в 19 веке вдохновили авангардистов на смену стиля, подобные процессы происходят и сейчас: именно в регионах "третьего мира" ищут вдохновение и коммерческую привлекательность кураторы и коллекционеры в Европе и США на волне интереса к постколониальным процессам и BLM.

Ну а нас Африка вдохновляет по жизни 🌚 наверное, именно с самобытного искусства началось мое увлечение этим регионом: побывав в большинстве европейских столиц и музеев, стала интересоваться другим искусством - странными масками с выпученными глазами и фигурками с отвисшими животами.

Считаю, что появление в Москве музея африканского искусства (на базе Музея Востока) только подстегнет и без того растущий интерес к Африке!

Выпуск подкаста выйдет через пару недель, ссылку повешу
Бхагавад-гита: самый главный выбор

Гита, часть великого индийского эпоса Махабхарата, давно стала самостоятельным текстом. Сюжет невероятно прост: воин Арджуна готовится к битве, перед этим советуется с Кришной.

А если сделать следующий акцент в сюжете: Арджуна страдает перед битвой, ему совсем не хочется убивать, к тому же, среди соперников — родственники, однако Кришна отговаривает его, говоря, что быть воином — его долг.

Тут можно воскликнуть: какая ужасная, призывающая к насилию книга, отменяем! Но выдохнем, перечитаем и вспомним, что перед нами разговор не двух людей, а человека и Бога. Что это меняет?

Кришна:

Тот, кто рождается,
Не может не умереть,
А тот, кто умирает,
Неизбежно родится вновь
.

Перерождение, бесконечность души — чистая и явленная истина для Кришны. Есть ли на свете хоть один человек, который также без сомнения знает, что ждёт его после смерти?

Кришна:

Делай своё дело невозмутимо,
Посвятив свои действия Богу
И отбросив любые привязанности;
Не беспокойся о победе или поражении
.

Вот оно: Арджуне о его предназначении сказал сам Бог. Слово Бога — уничтожение сомнения. Но есть ли сегодня хоть один человек, к которому также являлся Бог, говоря: делай именно это. Едва ли.

Гита говорит о том, что Арджуне повезло, сам Бог развеял его сомнения. История принца — идеал. Скорее всего, недостижимый. Текст призывает нас перед совершением действия, которое кажется безусловно правильным, тысячу раз подумать.

Сколько раз в историю нашего многострадального человечества приходили люди, внушая, что ими руководит сам Бог, а итогом становились кровь и всё то, что называется злом.

Бог в индуистской традиции видит мир в совокупности: настоящий момент, будущее, прошлое и тысячи параллельных нарративов вселенной. Он знает, кто зол, а кто добр, с кем стоит сражаться, а в отношении кого необходимо проявить милосердие.

Мы не можем похвастаться этим умением, и потому наше главное оружие — сомнение.

Картинка - Семья Богини Дурги, классическая школа Бенгальской Паттачитры

#читать
впрочем, и до нашего пекина дошла зима. в москве морозно, а в стране — давно холодно.

#доброеутро #фотовпечатления #москва