Архитектурные излишества
114K subscribers
38.5K photos
419 videos
32 files
2.65K links
Наследие и подлинность.

Старейший канал об архитектуре России и мира, работаем с 2017 года.

💡Ютуб — www.youtube.com/@arkhlikbez

✔️Сотрудничество и реклама — @arkhadbot
✔️Обратная связь, предложить контент — @arkhcontentbot

№ 5089421627
加入频道
Уже почти отреставрирован купол павильона «Космос» на ВДНХ: раскрыли задрапированные когда-то декоративные элементы и вернули на место звезду.
Объемно-блочный дом галерейного типа на улице Бельского в Минске

Архитектор В. Темнов
1974-1976 годы
Вот так, кстати, выглядит участок, где появился на свет Александр Пушкин. Мусор, дрянь, какие-то промзоны. А «официальный» памятник находится в нескольких сотнях метров.
Доска «Ленин-Сталин», раньше украшавшая мавзолей и мокнущая в Долгопрудном. Редакция считает, что Музей современной истории или парк «Музеон» просто обязаны взять этот экспонат к себе.
Издательство Strelka Press перевело с французского и на днях выпустило две талантливые статьи Ле Корбюзье («Новый дух в архитектуре» и «Архитектура в эпоху машинизма»). Вещь крайне занятная, потому что манифесты западных архитекторов у нас переводят редко, а российские архитекторы не зря прославились тем, что практически ничего не пишут.

«...Намечаются два полюса архитектуры: с одной стороны, строить здания (область техники), с другой — украшать их, дабы придать им величие, приятность и пр. (область чувства).

Техника и чувство идут рука об руку. Это человеческий труд (плод разума) и порыв, стремление к поставленной цели (плод страсти). Ибо смысл любого человеческого деяния состоит в достижении цели. Эта цель — излучение. Излучать — значит утверждать «я существую», и конец этому притязанию кладет (вероятно) только смерть.

Что бы мы ни делали, наши действия продиктованы страстью, неотчуждаемой личной ценностью; разум, ценность коллективного опыта, направляет действие через все превратности страсти к назначению, которое может быть полезным.

Быть полезным означает для «я» в его трансцендентном эгоизме найти свое место среди других «я». То есть, в силу неизбежного неравенства и конкуренции, создать иерархию. Иерархия есть следствие порядка, основы самого феномена жизни. Дом есть орудие: область чистой техники.

Но вездесущее, порой переполняющее нас чувство немедленно превратило его в объект особого попечения: мы хотим уподобить дом своему «я», заставить его говорить «я существую», излучать. Проявление чувственно воспринимаемого «я» и есть архитектура.

Место архитектуры — на этом переходе от одной цели к другой, от функции служебной к функции излучающей».
В субботу, 9-го декабря, команда «Архитектурных излишеств» будет проводить вылазку в самое настоящее село, расположенное в границах Москвы. Участие в мероприятии бесплатное, но ограничено группой в 50 человек.

Это будет не экскурсия, а просто приятная прогулка по сельской местности внутри МКАДа. Мы увидим несколько старинных церквей, спустимся к причалу, пройдем мимо летних домиков и огородов, возможно, пообщаемся с местными жителями, заглянем на сельское кладбище.

Начнем около 13:00.
Если вы хотите принять участие в нашей первой этнографической экспедиции, пишите боту @arkhfeedbot свое имя и точное количество участников.
🏡Архитектурное и урбанистическое чтиво на вечер.

🏢Статья о современной жизни одного из самых дальних городов страны. Свободный, Амурская область http://svobodniy.strelka.com/ru/

🏛Материал о самом красивом доме Немецкой слободы с комментарием нашего главного редактора http://www.the-village.ru/village/city/where/293336-dom-frolova
Отрадно, что растёт количество и качество столичных музеев. На этой неделе в Столешниковом переулке откроется Центр Гиляровского — новый филиал наших добрых друзей, Музея Москвы. Он станет пятым подразделением музея после Старого Английского двора, усадьбы Влахернское-Кузьминки, музея археологии и выставочных площадей в Лефортове.

В будущем в Центре Гиляровского планируется насыщенная программа выставок, экскурсий и лекций, а в пятницу начинается кинофестиваль «Гиляйфест». В течение нескольких дней в Центре Гиляровского и Музее Москвы будут проходить показы короткометражек о столице и фильмов о других городах, а также мастер-классы с известными режиссерами и операторами. Выступит даже маэстро Марлен Хуциев!

Мы очень рады, что самая дорогая улица Москвы, заполненная преимущественно бутиками и кабаками, станет центром притяжения любителей истории.

Полную программу можно найти тут: https://goo.gl/K6BxjD
Павильон «Главтабак» на ВДНХ, один из любимых павильонов редакции.
Вам когда нибудь приходилось дорабатывать художественные произведения — дописывать музыку Бетховена или стихотворения Пушкина? А у дизайнеров-рекламистов есть такая работа — дорисовывать произведения архитектуры.

Существует два пути. Первый — тектоничный, к его приемам относят:
— вписывание элементов рекламы в порталы и ниши;
— подчеркивание архитектурных поясов и карнизов, конструктивных и декоративных элементов;
— использование сохранившихся оригинальных рекламных надписей;
— размещение рекламы на кронштейнах перпендикулярно плоскости стены;
— использование мотивов пластического или графического декора;
— размещение рекламы в границах окон и витрин;
— использование маркиз.

Атектоничный путь:
— членение существующих и отбивка новых архитектурных поясов;
— наращивание архитектурных элементов;
— создание новых архитектурно-конструктивных акцентов, например, козырьков или башенок;
— модернизация входов, устройство выступающих витрин;
— размещение рекламы поверх существующей фасадной пластики.

Естественно, идти нужно по первому пути как наименее деструктивному. Но в идеале для упрощения и регулирования работы над оформлением фасадов город должен заниматься регулированием в этой сфере. Создавать дизайн-код оформления, аккуратно вписывающий рекламные элементы в существующую архитектуру. Так в Москве сейчас есть дизайн-код для центральных улиц:
https://www.artlebedev.ru/moscow/design-code/documents/

Какие-то подвижки в этом направлении есть, например, в Саратове. Но местный бизнес им пока сопротивляется. К 1 октября этого года местные власти обязали арендаторов привести к стандарту вывески на исторических зданиях. А к 1 мая 2018 года к ним должны прийти и на улицах с типовой застройкой.
https://strelka.com/ru/magazine/2017/06/07/design-code-saratov
1. Здание школы телевизионного мастерства В.Познера на Малой Дмитровке. 2. Реакция общественности после такого проявления «любви» к Москве, 2007.
Дом со шпилем является визитной карточкой города Дзержинска Нижегородской области. Недавно дома в стиле сталинского ампира в центре привели в порядок.
На Рождественском бульваре открывается «навозный жук», именуемый Центральным рынком. Понимаем, что Москва все переживёт (и пережуёт), но опечалены новыми видами на этот некогда заповедный подъём.
Вот так должна выглядеть в историческом городе здорового человека панорама Петровского и Рождественского бульваров (фигура Ельцина находится на том месте, где сейчас возвели пластиковый новодел).
🏛Примечания «Архитектурных излишеств» к новому посягательству на облик города.

🚻 На этом месте первоначально находился общественный туалет.

💒 Новое здание грубо нарушает сложившуюся небесную линию района, где московский ландшафт ещё сохранялся во всей его сложности.

😳 Бульварное кольцо — комплексный ансамбль-памятник, что-то строить там вообще запрещено законом. Тем более перегораживать бульвар.

📞 Инвестор фактически никак не работал со справедливыми претензиями общественности.

🔳 Именно на этом подъеме происходит действие картины Перова «Тройка».

🌿 Испорчен вид на Рождественский монастырь.

🏢 Коммерческих площадей и всех едален (от бургерных до грузинских) на Цветном бульваре и Трубной улице — выше крыши.

🤖 История уже не раз описана «Архнадзором» и дружественными СМИ. Никакой реакции.

Ноль попаданий в ландшафт и московскую историю.
Будем наблюдать.
Администрации Ростова-на-Дону вернули исторический светло-бежевый цвет. Местные возмущались, но лишь потому, что три с половиной поколения не видели изначального оттенка. Справедливость торжествует!
🍂 Москва меняется настолько быстро, что иногда даже активисты «Архнадзора» не в состоянии сфотографировать разрушаемое здание. В последние несколько лет столица лишилась десятка деревянных домов. Редакция «Архитектурных излишеств» считает, что каждое здание, построенное до 1917 года, должно быть поставлено на охрану. Но физически это сделать практически невозможно – сопротивляются застройщики, не все понимают очевидную для нас ценность архитектуры.

Наш канал запускает проект «Нестоличная столичность». Мы будем устраивать настоящие экспедиции в те районы Москвы, где еще остались малоэтажные сталинки, деревенские и дачные дома, реки, чьи берега не убраны в гранит. Туда, где дыхание современности чувствуется слабо, то, что может исчезнуть через пять лет. Наша цель – сфотографировать, описать, задокументировать, привлечь внимание.

В Москве, к счастью, остались десятки таких уголков. Все мероприятия проекта «Нестоличная столичность» абсолютно бесплатны. Первая группа энтузиастов уже набрана, 9 декабря мы отправимся исследовать село Троице-Лыково.

Внутригородские экспедиции будут вести главный редактор проекта Павел Гнилорыбов, исследователь модернизма и фотограф Константин Антипин, специалист по городской среде и режиссер Алексей Солнышков, краевед Роман Беднов, музейный специалист Роман Ушаков.

Этнографические экспедиции из цикла «Нестоличная столичность» будут проходить с периодичностью раз в месяц – раз в две недели, запись осуществляется через канал за несколько дней до события. Давайте изучать Москву вместе!
Прямо сейчас в Москве открылся Центр Гиляровского. Команда «Архитектурных излишеств» принимает участие в создании музея, заглядывайте! Столешников переулок, 9/5.
Александр Усольцев (moscowwalks), Денис Ромодин (музей «Пресня» и проект «Соварх»), Павел Гнилорыбов («Моспешком», «Излишества»), Олег Василик («Прогулошная»), Николай Аввакумов (ЖЖ hitrovka).
В Киеве будет создан Музей монументальной скульптуры СССР. Первым экспонатом станет памятник Николаю Щорсу. Редакция АИ поддерживает поворот в сохранении объектов наследия сопредельной страны.