Аркадий Малер
1.65K subscribers
344 photos
29 videos
2 files
267 links
加入频道
22 февраля 1918 года, от Ростова-на-Дону к Екатеринодару начался Первый Кубанский поход Добровольческой армии, более известный как ЛЕДЯНОЙ ПОХОД, положивший начало Белого сопротивления большевистской чуме.

Если каким-то православным людям очень хочется отмечать день защитника Отечества именно в эти февральские дни, то именно это событие должно быть праведным поводом каждый год вспоминать, как лучшая часть русского народа проснулась и, добровольно жертвуя своей жизнью, направилась спасать историческую Россию - именно это событие достойно исторического прославления, а не нелепое поражение РККА от немцев под Псковом, возведенное советской властью в главный военный праздник.

+ + +

Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу - грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое - в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...
Старого мира - последний сон:
Молодость - Доблесть - Вандея - Дон.

(Марина Цветаева "Дон")
Вновь выступил на телеканале "Союз" про мировоззренческую необходимость православной догматики. Благодарю за приглашение ведущего программы - писателя и историка Константина Петровича Ковалева-Случевского. Вторая часть встречи будет посвящена вопросу о взаимоотношениях христианства и культуры. https://www.youtube.com/watch?v=Ql36sTrZAgA
Лишенный священного сана бывший протоиерей Алексей Уминский перешел под Фанар, где его “восстановили в сане”. Все это слишком понятно и предсказуемо, но все-таки в подобных случаях у меня возникает два вопроса. Вопрос первый. Уже очень многие годы Московский Патриархат находится в открытом теологическом конфликте с Константинопольским патриархатом, а с конца 2018 года вообще разорвал с ним евхаристическое общение. Правильно ли я понимаю, что все эти долгие годы бывший священник Московского Патриархата и настоятель одного из известных храмов в центре Москвы Алексей Уминский не разделял позицию своего священноначалия в отношении Фанара и считал правильным признание “украинской автокефалии”, но просто молчал и имитировал согласие? Ведь, насколько я знаю, он все-таки критиковал патриарха Варфоломея за его папистские претензии и невнимание к страданиям канонической Церкви на Украине. Тогда он на самом деле вполне разделял отношение Русской Православной Церкви к Фанару, но только после лишения сана вдруг “прозрел” и даже настолько возлюбил Фанар, что, выбирая между всеми возможными Поместными Православными Церквами, решил перейти именно под его юрисдикцию?

Вопрос второй. Если бывший протоиерей Алексей Уминский считает, что все “традиционные” церкви равноспасительны, а тем более Католическая церковь, то почему же тогда он сразу не перешел в РКЦ? Чем Фанар тогда лучше Ватикана? Тем, что он “православный”? Но я не помню, чтобы для бывшего отца Алексея это когда-либо было аргументом, к догматической сфере он относится весьма релятивистски. Или просто православная эстетика для него роднее и привычнее, чем католическая, но тогда правы любые староверы, обрядоверы и родноверы, выбирающие себе веру не потому, что она единственно истинная, а потому, что она “своя”.

Все-таки было бы очень удобно для всех сторон, если бы любые клирики Русской Православной Церкви, готовые перебежать из нее куда угодно, как можно скорее бы это сделали. Так было бы для всех честнее и последовательнее. Не спасительно, конечно, но вряд ли такие клирики вообще об этом задумываются.
3 марта, Воскресенье, 11.30 в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоятся новые лекции Аркадия Малера по истории Священного Писания и истории христианской философии:
11.30 «ПАДЕНИЕ ЮЖНОГО ЦАРСТВА»
12.30 «ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦИСКАНСКИХ СХОЛАСТОВ»

Вход свободный.

Адрес: улица Косыгина, дом 30. Храм Живоначальной Троицы находится слева от Смотровой площадки МГУ. http://katehon.ru/novosti/10-marta-voskresene-11-30/
2 марта в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына прошел съезд Межрегионального общественного движения «Наследие Империи», в котором мы были рады принять участие: https://vk.com/nasledieinfo?from=search&w=wall-199689008_33185

Очень обнадеживает, что движение "Наследие Империи" расширяет масштабы своей деятельности и открывает все больше новых отделений по всей стране, число которых возросло от 4-х до 21-го. За что огромное спасибо председателю «Наследия Империи» Леониду Петровичу Решетникову и всем его помощникам.

Было очень приятно пообщаться с таким количеством соратников и пригласить некоторых из них выступить в нашем Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ - следите за анонсами). А также, поблагодарить и обсудить с Феликсом Вельевичем Разумовским последние выпуски его совершенно уникальной для нашего телевидения программы "КТО МЫ" из цикла "Имперские портреты", которые я всем очень рекомендую:
https://smotrim.ru/video/2762533
https://vk.com/ktomy.media?w=wall-195786781_541
10 марта, Воскресенье, 11.30 в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоятся новые лекции Аркадия Малера по истории Священного Писания и истории христианской философии:

11.30 «КНИГИ ЕЗДРЫ»
12.30 «ФИЛОСОФИЯ ДУНСА СКОТА и УИЛЬЯМА ОККАМА»

Вход свободный.
Адрес: улица Косыгина, дом 30. http://katehon.ru/novosti/10-marta-voskresene-11-30-2/
Сегодня исполнилось 750 лет со дня смерти Фомы Аквинского (1224-1274), центральной фигуры всей истории западной интеллектуальной культуры, чья философия была объявлена нормативным учением РКЦ в 1879 году и номинально оставалась таковой до Второго Ватиканского собора 1962-65 гг. 750 – дата достаточно увесистая, чтобы не вспомнить это имя и не оценить его вклад в мировую или, по крайней мерей, европейскую мысль. Сейчас для нас Фома Аквинат это огромная неповоротливая скала, возвышающаяся над всей западной схоластикой, подобно громоздкому готическому собору над средневековым городом. Его учение, составившее теологическую основу доминиканского и иезуитского орденов, представляется воплощением латинской ортодоксии, так что может возникнуть впечатление, что в любой схоластике тем больше католицизма, чем больше там томизма. Но когда молодой Фома начинал свое восхождение, то подобное будущее его учения представлялось совершенно невозможным. В интеллектуальной жизни Католической церкви до XIII века господствовал только один стародавний орден – бенедиктинский, гарантирующий неплохую карьеру любому активному монаху и ориентированному на давно сложившееся, многовековое августианство, скорее похожее на т.н. христианский неоплатонизм. В этой традиции человеческая природа представлялась настолько грехопадшей, что любое движение разума и свободной воли навстречу божественной истине чуть ли не на каждом шагу непременно нуждалось в просветляющей благодати, а накопившиеся богословские вопросы и "слева", и "справа" угрожали единству “соборной” веры как таковой. Преодолеть этот кризис сначала попытался первый известный философ немецкого происхождения и первый крупный доминиканец, Альберт фон Больштедт (1200-1280), вдохновенный магистр Сорбонны, решивший переориентировать католическую мысль с августианско-платонической линии на Аристотеля, которого Западная Европа фактически заново открыла через арабское и прочее посредничество. Аристотелизм был не в пример суше, скучнее, зануднее неоплатонического визионерства, но в нем было два однозначных преимущества – аристотелизм предлагал целостную понятийную систему, столь необходимую схоластике, и позволял говорить о самостоятельном значении человеческого разума и свободной воли, без которых образ Божий в человеке был бы просто невозможен. Фома из Аквино усердно учился у Альберта и довел его дело христианизации аристотелевского наследия до конца, создав гигантскую многотомную систему, где шаг за шагом проговорены практически все основные богословские вопросы своего времени, составляя универсальную методичку для соответствующих диспутов и лекций по всем университетам. Уже Альберт назвал подобные системы “суммами”, написав целых две «Суммы» - «Сумму о творениях» и «Сумму теологии», но Фома затмевает его почти при жизни: он пишет свою «Сумму против язычников» и «Сумму теологии», так что этот жанр намертво отождествляется именно с Фомой. Почему учение Фомы Аквинского на долгие века оказалось мейнстримом католической теологии, почему даже в ХХ веке ведущим направлением католической философии стал именно неотомизм, а не какие-то иные, конкурирующие программы? Это долгий разговор, но при первом приближении можно констатировать: 1) это учение предлагало наиболее масштабную и подробно прописанную систему, отражающую христианскую картину мира во всем ее объеме, 2) будучи абсолютно теоцентрической, эта система уделяла большое внимание человеческой личности, с ее разумом и свободой воли, и человеческому миру вообще, как "срединному", естественному миру между раем и адом, что сделало его философию более адекватной и, в определенном смысле, человекоразмерной. Разумеется, Фома был ревностным католиком и упрекать его в этом можно с тем же успехом, как упрекать кордовского араба в том, что он ревностный мусульманин.
Но у него не было никакого субъективного неприятия “греческой веры”, он больше, чем кто бы то ни было в его эпоху ссылался на византийских отцов Церкви, признавал лингвистические проблемы при переводе греческих отцов на латинский язык и искал больше общего между православием и католицизмом, чем различного. Свои позиции относительно “греческой веры” он изложил в работе, которую потом назвали «Против ошибок греков» и которая стала одним из концептуальных обоснований Лионской унии 1274 года. Не случайно самого Фому, как важнейшего эксперта по догматическим вопросам, вызвали на Лионский собор из далекого Неаполя и этому очень уставшему, грузному и вечно погруженному в себя человеку пришлось долго ехать на осле по знаменитой Аппиевой дороге, где он неожиданно ударился головой о ветку упавшего дерева и сильно заболел, так что в итоге скончался в приютившем его цистерианском аббатстве Фоссанова. Лионская уния была подписана, но очень скоро провалилась, поскольку не нашла никакой поддержки в только что возрожденной после латинской оккупации Византии. Основательный православно-католический диалог так и не состоялся, оставаясь до сих пор уделом либо вульгарных перебранок, либо политкорректного обмена дипломатическими улыбками. Но философия неотомизма была, пожалуй, самым серьезным направлением западной мысли ХХ века, максимально близким христианскому персонализму, и я давно уже говорю своим друзьям, что если бы я не был православным персоналистом, то был бы неотомистом. Слава Богу, у нас есть возможность знать и постигать православное вероучение, и поэтому, признавая достоинства самого Фомы и каких-либо неотомистов, оставаться православными христианами.
Глава украинских униатов, верховный архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук чрезвычайно возмутился предложению римского папы Франциска проигрывающей стороне совершить “мужественный поступок” и “поднять белый флаг”. По всей видимости, лидер униатов хотел бы, чтобы римский папа объявил новый “крестовый поход” против России или, по крайней мере, благословил всем украинцам воевать с русскими до полного Рагнарёка. Но удивительно другое: во время встречи с украинской громадой в Нью-Йорке архиепископ Святослав заявил, что “кто из вас не верит в победу Украины – идите к Исповеди! Потому что это означает, что мы мало доверяем присутствующему В ТЕЛЕ УКРАИНСКОГО НАРОДА ЖИВОМУ БОГУ" (?).

До сих пор столь хуторской уровень “политической теологии” обычно можно было ожидать от псевдоправославных проповедников из ПЦУ или УПЦКП, но УГКЦ это вроде бы уже давняя часть солидной РКЦ и хотя бы с Ватиканом могли бы согласовывать свои заявления. О каком “живом Боге в теле украинского народа” может идти речь? Предположим самый простой вариант: речь идет о благодати Божией, как будто бы присутствующей в украинском народе. Но откуда мы знаем, что благодать Божия в этом народе действительно присутствует и, самое главное, почему именно в этом народе? В каком церковном катехизисе нечто подобное может быть написано?... Предположим более конкретный вариант: речь идет о Теле Христовом, которым с точки зрения униатов причащаются все украинцы в УГКЦ. Но тогда почему имеются в виду именно украинцы, а не все остальные католические народы, признающие причастие УГКЦ? Почему тогда говорится о всем народе, если униаты на Украине составляют незначительное меньшинство? И, наконец, в каком христианском катехизисе написано, что если люди причащаются Тела Христова, то им гарантирована победа в какой-либо войне?... Ну а какие еще варианты остаются? Либо совершенно языческая вера в то, что какой-то народ имеет божественную природу, либо это вообще не вера, а дешевое пафосное словоблудие от ветра головы своя.
Forwarded from SocialEvents (Alexander Filippov)
Все во имя человека, все для блага человека.
Вам, философы.
https://yangx.top/bbbreaking/177064
Может быть, не все до конца понимают, и задача философа состоит в том, чтобы это объяснить.
История России и ее традиций довольно длинная, и то, что в контекст традиций попадает воспитание целостной гармонической личности, не может нас не радовать.
Это идеал возрожденческого человека, перешедший в коммунистическую программу.
Конечно, это не просто, но было бы просто, никто бы и поручений не давал.
Ироничное наблюдение историка социальной философии Александра Филиппова о ренессансных корнях декларируемого в наших официальных документах гуманизма, оказавшегося в одном ряду "традиционных ценностей", совершенно оправдано - наши власти традиционно (извините за каламбур) выступают за всё хорошее против всего плохого, столь же традиционно (опять каламбур) не замечая сущностных противоречий между "всем хорошим", проистекающим из разных мировоззренческих и исторических контекстов. Да, это правда, и если для кого-то это повод для иронии, то лично для меня это повод для сугубой скорби. Но одно дело - скорбеть по поводу того, что какие-то важнейшие решения принимаются без необходимого концептуального осмысления, а совсем другое - скорбеть о сущностном, идеологическом содержании этих решений. И вот по этому поводу я как раз особой скорби не испытываю, потому что на самом деле все эти "традиционные ценности" (или, по крайней мере, большинство из них, коих, если кто еще не знает - 17) вполне сочетаются с христианским мировоззрением и даже обусловлены им. Вопрос только в том, как мы понимаем само христианство - как мировоззрение архаичного, аграрного, изолированного кастового общества или все-таки как универсальную и универсалистскую религию, основанную на Откровении Бога и синергии Бога и человека, как образа Божия. В первом случае для гуманизма нет никаких шансов: "вас здесь не стояло". Во втором случае есть простор для "творческого осмысления", как любят у нас говорить, и весьма широкий простор. Причем уже многократно освоенный с самых разных сторон.
🌿С днем чудесного обретения Державной иконы Богородицы🌿
И пусть наши молитвы к Ней за наше Отечество не иссякают🙏

Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки, которые рассылали по стране. Служба и акафист Державной иконе были составлены с участием св. Тихона Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию было написано славословие, названное Акафист акафистов.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском: https://hramkolomenskoe.ru/o-hrame/derzhavnaja-ikona-bozhiej-materi/

🌿На этом фото - мы у нашего венчального храма в Коломенском, у Державной иконы Богородицы, 15.03.2017 - в 100-летие ее обретения🌿
Сегодня, 19 марта (по новому стилю) празднуется память моего небесного покровителя – преподобного Аркадия Кипрского.

Когда я крестился, а произошло это весной 1996 года, накануне моего 17-летия, то ни крестивший меня священник, ни я сам не озаботились вопросом, какого именно святого я хотел бы удостоиться, как своего небесного покровителя, и поэтому имя Аркадий по умолчанию сохранилось при крещении, что само по себе совершенно законно. В Православии нет и не может быть безусловного требования, чтобы каждый крестившийся человек получал имя какого-то святого. Если при крещении человек нарекается именем какого-либо святого, то это означает только то, что этот святой отныне призывается быть его небесным покровителем, но если такого покровителя нет, то на действительность крещения это никак не влияет.

Однако как только я начал осознавать, что такой покровитель более чем желателен, то стал выбирать из всех канонизированных Аркадиев и понял, что моей жизненной стезе наиболее соответствует преподобный Аркадий Кипрский, поскольку он был учителем православной веры во времена Константина Великого, когда христианская цивилизация формировалась буквально на глазах, о чем впоследствии я подробно писал в своей книге «Константин Великий».

Среди учеников преподобного Аркадия были святые мученики, целитель Иулиан и Еввул, казненные при гонениях Юлиана Отступника (361-363), а сам преподобный отошел к Господу своей смертью, оставив по себе славу наставника в христианской вере, подвизавшегося на острове Кипр.

Кстати, именно на Кипре по возвращению из Иерусалима в Константинополь остановилась царица Елена и оставила местной христианской общине частицу Креста Господня, ставшую главной реликвией первого кипрского монастыря Ставровуни - это событие также отмечается Церковью сегодня, 19 марта. Так что имя святой Елены, небесной покровительницы моей жены, пересекается с именем святого Аркадия не только во времени, но и в пространстве. Лично меня с Кипром связывает еще и тот факт, что я родился в Лазареву субботу, день памяти святого Лазаря Четверодневного, ставшего епископом кипрского города Кития и похороненного именно на Кипре. С островом Кипр, где я никогда еще не был, меня связывали и другие события, но сейчас не об этом.

Очень большой и почти нерешаемой проблемой оказался поиск хоть какой-нибудь иконы преподобного Аркадия Кипрского, который в нашей стране практически неизвестен. Почти все встречавшиеся мне изображения относятся либо к св.Аркадию Новоторжскому (+1077), либо к св.Аркадию Вяземскому (+1592), практически слитым в народном восприятии в одно целое. Единственная икона св.Аркадия Кипрского, которую можно найти в интернете, стилизована под прп.Сергия Радонежского и она нигде не продается. В течение многих лет я просил своих знакомых, бывавших на Кипре, привести мне икону преподобного Аркадия Кипрского, и все они говорили, что даже там не могли его найти. Но однажды один мой знакомый все-таки сумел раздобыть там этот образ, за что я ему очень благодарен. По его словам даже продавцы самой большой иконной лавки на Кипре очень удивились, что кому-то еще может быть нужна такая икона, потому что греческое имя Аркадий, как это ни странно, остается очень редким не только в России, но и в самой Греции.

Теперь я очень надеюсь когда-нибудь побывать на Кипре и поподробнее узнать о житии преподобного Аркадия Кипрского, если это вообще возможно. К огромному сожалению, Кипрская Церковь в лице своего предстоятеля архиепископа Хризостома и фактически поддержавших его своим молчанием епископов в 2020 году все-таки сдалась ереси фанарского папизма, что к не меньшему сожалению было весьма предсказуемо в силу этнической солидарности греческих епископов и круговой зависимости Кипра. Так на киприотах окончательно оформился этот греческий раскол.
24 марта, Воскресенье, 11.30 в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоятся новые лекции Аркадия Малера по истории Священного Писания и истории христианской философии:
11.30 «ЕЗДРА и НЕЕМИЯ»
12.30 «ВИЗАНТИЙСКИЕ КОРНИ РЕНЕССАНСА»

Вход свободный.

Адрес: улица Косыгина, дом 30. http://katehon.ru/novosti/24-marta-voskresene-11-30/
В жизни иногда взрываются такие ситуации, когда как бы ты ни сформулировал свою защитную реакцию, получается либо вопиющая банальность, либо не менее вопиющая глупость. И сколь угодно искушенное сознание, горделиво призванное всегда всё объяснять, щедро выдает готовые ответы и еще более щедрые обобщения, даже если исходных данных не более, чем на самую поверхностную и ни к чему не обязывающую гипотезу. 137 смертей в результате теракта, целью которого был сам теракт – это слишком много, чтобы ограничиться чистой “политикой” или “геополитикой”. Это манифестация насилия как такового, насилия как принципа существования, которое уже не нуждается в обосновании. Кто бы ни был заказчиком такого кошмара, его главная цель – кошмар как таковой и к какому-либо жизнеустройству это не имеет никакого отношения. Нет, это вовсе не эмоции, я к этому выводу давно пришел, об этом можно поговорить отдельно, но не сейчас. Помолимся о спасении убитых, выздоровлении раненых, утешении их близких и обо всех, кто их сейчас спасает, исцеляет и укрепляет!