Пестрецы
в XVI веке эти земли отданы костромичам, строителям Троице-Сергиевого монастыря с горы Свияжской; называли Троицкая пустошь, Никольское
переселялись сюда ярославцы, суздальцы, новгородцы; в округе нашлась качественная глина, заработали гончарные, кирпичные заводы
к концу XIX века ремесло превращается в искусство: керамику расписывают орнаментом, преподаватели КХУ рисуют эскизы, учат кустарей; к выставке 1890 года земство обновило печи, оснащение
в 1911-м открыли ремесленную мастерскую и через год вышли на всероссийский уровень, а в 1915-м брали призы в Париже
это заслуга супругов Ильинских — петербуржцы, выпускники училища Штиглица, за 10 лет развили дело так, что сейчас местные горшки хранятся даже в Эрмитаже
в голодные 1920-е стало не до красоты, промысел угас
в 1960-х в здание училища въехала районная больница
в 2001-м её сменил храм Николая Чудотворца, в память взорванного в 1936-м
а проект возрождения пестречинской керамики получил президентский грант, сейчас мастера работают с детьми
в XVI веке эти земли отданы костромичам, строителям Троице-Сергиевого монастыря с горы Свияжской; называли Троицкая пустошь, Никольское
переселялись сюда ярославцы, суздальцы, новгородцы; в округе нашлась качественная глина, заработали гончарные, кирпичные заводы
к концу XIX века ремесло превращается в искусство: керамику расписывают орнаментом, преподаватели КХУ рисуют эскизы, учат кустарей; к выставке 1890 года земство обновило печи, оснащение
в 1911-м открыли ремесленную мастерскую и через год вышли на всероссийский уровень, а в 1915-м брали призы в Париже
это заслуга супругов Ильинских — петербуржцы, выпускники училища Штиглица, за 10 лет развили дело так, что сейчас местные горшки хранятся даже в Эрмитаже
в голодные 1920-е стало не до красоты, промысел угас
в 1960-х в здание училища въехала районная больница
в 2001-м её сменил храм Николая Чудотворца, в память взорванного в 1936-м
а проект возрождения пестречинской керамики получил президентский грант, сейчас мастера работают с детьми
Улица Петербургская с разницей в 17 лет. Вдали видно строительство ТЦ «Кольцо». На первом плане справа желтый фасад с пилястрами и надписью «Бистро». Очень важный дом. Начать с того, что это объект культурного наследия федерального значения. В Казани не так много памятников общероссийского значения, один из них стоял на Петербургской. Это 170-летний дом Николая Николаевича Колокольникова. Его снесли в 2005 году для строительства отеля. Статус памятника в то недавнее время никого не интересовал, равно как угроза наказания за его разрушение.
На втором плане после дома Колокольникова — трехэтажная бывшая гостиница (меблированные комнаты) Степана Федоровича Садовникова, 1906 года постройки. Это здание тоже пошло под снос.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Казань, было — стало.
На втором плане после дома Колокольникова — трехэтажная бывшая гостиница (меблированные комнаты) Степана Федоровича Садовникова, 1906 года постройки. Это здание тоже пошло под снос.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Казань, было — стало.
Вчера мы смотрели на дом Николая Николаевича Колокольникова. Так дом и улица Свердлова выглядели около 30 лет назад.
Дом Колокольникова известен тем, что в начале 1900-х в нем жил скромный студент реального училища Вячеслав Скрябин, будущий министр иностранных дел СССР Молотов. «Коктейль Молотова» — это как раз про него. В 1995 году президент России Борис Ельцин внес дом в перечень памятников истории федерального значения (указ от 20.02.1995 №176). Снесен в 2005 году.
Стало ли лучше на улице Свердлова (она же Петербургская), решать только вам.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Казань, было — стало.
Дом Колокольникова известен тем, что в начале 1900-х в нем жил скромный студент реального училища Вячеслав Скрябин, будущий министр иностранных дел СССР Молотов. «Коктейль Молотова» — это как раз про него. В 1995 году президент России Борис Ельцин внес дом в перечень памятников истории федерального значения (указ от 20.02.1995 №176). Снесен в 2005 году.
Стало ли лучше на улице Свердлова (она же Петербургская), решать только вам.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Казань, было — стало.
Алан, Балтасинский район
ветряная мельница, XIX век
небольшой привет конца аграрной эпохи на удивление сохранился на окраине старинного села
крепко срубленная мельница шатрового типа, с вращающейся кровлей
объект культурного наследия регионального значения с 2000 года
пока стоит
ветряная мельница, XIX век
небольшой привет конца аграрной эпохи на удивление сохранился на окраине старинного села
крепко срубленная мельница шатрового типа, с вращающейся кровлей
объект культурного наследия регионального значения с 2000 года
пока стоит
Улица Большая, татарская слобода Бишбалта. Нынешний Кировский район, рядом со следственным изолятором.
Одна из немногих казанских улиц, сохранившая историческое название и старинную деревянную застройку. Когда смотришь на неё, первый вопрос у многих: почему же она Большая? Потому что самая большая улица слободы. Больше неё была только параллельная ей Большая Московская улица Адмиралтейской слободы (сейчас улица Цеткин).
К сожалению, значительная часть деревянных домов Бишбалты исчезла. Включая Вторую соборную мечеть. Её минарет виден немного на дальнем плане.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Казань, было — стало.
Одна из немногих казанских улиц, сохранившая историческое название и старинную деревянную застройку. Когда смотришь на неё, первый вопрос у многих: почему же она Большая? Потому что самая большая улица слободы. Больше неё была только параллельная ей Большая Московская улица Адмиралтейской слободы (сейчас улица Цеткин).
К сожалению, значительная часть деревянных домов Бишбалты исчезла. Включая Вторую соборную мечеть. Её минарет виден немного на дальнем плане.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Казань, было — стало.
Так выглядел перекрёсток улиц Кирова (она же Московская) и Мартына Межлаука 40 лет назад. Вроде бы времени прошло немного, но изменилось на перекрёстке всё.
Во-первых, снесён красивый дом купца Михаила Лукича Свечникова (угловой слева). В советские годы на его первом этаже работал магазин «Обувь». Дом был возведён в 1878 году по проекту архитектора Павла Евграфовича Аникина. Снесён в 2002 году в почтенном 124-летнем возрасте. На его месте построено что-то по мотивам уничтоженного памятника (как говорили: такой же, только лучше). Также снесён угловой дом справа, принадлежавший некогда Белоусову. На освободившемся месте в 2000-е встал университетский корпус.
Стало ли на перекрестке лучше, решать только вам.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Казань, было — стало.
Во-первых, снесён красивый дом купца Михаила Лукича Свечникова (угловой слева). В советские годы на его первом этаже работал магазин «Обувь». Дом был возведён в 1878 году по проекту архитектора Павла Евграфовича Аникина. Снесён в 2002 году в почтенном 124-летнем возрасте. На его месте построено что-то по мотивам уничтоженного памятника (как говорили: такой же, только лучше). Также снесён угловой дом справа, принадлежавший некогда Белоусову. На освободившемся месте в 2000-е встал университетский корпус.
Стало ли на перекрестке лучше, решать только вам.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Казань, было — стало.
Угол Баумана и Банковской (сейчас улица Мусы Джалиля). 22 июня 1941 года. Казанцы слушают объявление наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова о начале войны с Германией. Трансляция по радио началась в 12:15. Люди толпились под уличными громкоговорителями, вслушиваясь в слова Молотова: «Сегодня в четыре часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну...»
Спустя несколько часов текст Молотова повторил Левитан.
Спустя 81 год на том же месте.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Спасибо за черно-белую фотографию каналу @KazanNostalgique
Казань, было — стало.
Спустя несколько часов текст Молотова повторил Левитан.
Спустя 81 год на том же месте.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Спасибо за черно-белую фотографию каналу @KazanNostalgique
Казань, было — стало.
Улица Петропавловская (она же Банковская, а с 1966 года — Мусы Джалиля).
От старого пейзажа остались только Лебедевский мост и купеческий банк, который сейчас занимает банк «Аверс». Также вдали на обоих снимках едва виден шпиль Казанского подворья на Большой Проломной.
Два угловых здания по Право-Булачной улице снесены в 1990-е. Храм на верхнем снимке — это Николо-Вешняковская церковь. Ее снесли в конце 1920-х годов.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет.
Казань, было — стало.
От старого пейзажа остались только Лебедевский мост и купеческий банк, который сейчас занимает банк «Аверс». Также вдали на обоих снимках едва виден шпиль Казанского подворья на Большой Проломной.
Два угловых здания по Право-Булачной улице снесены в 1990-е. Храм на верхнем снимке — это Николо-Вешняковская церковь. Ее снесли в конце 1920-х годов.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет.
Казань, было — стало.
Улица Клары Цеткин. На верхней фотографии это ещё живая, нормальная улица с трамваем.
Справа на верхнем снимке желтеет двухэтажный старинный дом Павла Тимофеевича Чеснокова, управляющего Торгово-промышленным обществом Алафузовских фабрик и заводов.
Купец Алафузов купил этот дом в 1860-х годах. До революции здесь была швейная фабрика. В советские годы предприятие национализировано. Вплоть до войны — это государственная швейная фабрика №6: около 1000 рабочих и служащих.
Сюда во время войны была эвакуирована часть Ворошиловградского патронного завода №60. Так образовался союзный завод №543, где выпускали патроны для фронта. В 1947-м он преобразован в Союзный механический завод; с 1957 года — «Сантехприбор». Дом Чеснокова использовался как заводоуправление.
В наше время предприятие было разорено. Старинный дом фактически уничтожен. От него осталась частично только фасадная часть. Обещают сохранить. Обещают.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 20 лет.
Казань, было — стало.
Справа на верхнем снимке желтеет двухэтажный старинный дом Павла Тимофеевича Чеснокова, управляющего Торгово-промышленным обществом Алафузовских фабрик и заводов.
Купец Алафузов купил этот дом в 1860-х годах. До революции здесь была швейная фабрика. В советские годы предприятие национализировано. Вплоть до войны — это государственная швейная фабрика №6: около 1000 рабочих и служащих.
Сюда во время войны была эвакуирована часть Ворошиловградского патронного завода №60. Так образовался союзный завод №543, где выпускали патроны для фронта. В 1947-м он преобразован в Союзный механический завод; с 1957 года — «Сантехприбор». Дом Чеснокова использовался как заводоуправление.
В наше время предприятие было разорено. Старинный дом фактически уничтожен. От него осталась частично только фасадная часть. Обещают сохранить. Обещают.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 20 лет.
Казань, было — стало.
Пестрецы
Никольская
нач. XIX в.
в истории храма много неточных сведений
приход существовал с XVII (XVIII?) века; до каменной стояла деревянная церковь
после пожара в 1819-м (1825-м?) на средства прихожан построен храм Николая Чудотворца
в 1850-х (1870-х?) его расширяет, пристраивает колокольню известный казанский купец, благотворитель П.А. Прибытков, городской голова в 1863–1865 годах
только в 1936-м (1939-м?) до него добрались новые безбожники, церковь взрывали, да не уничтожили совсем, она лишилась колокольни, а помещения использовались под магазины, ресторан
это до сих пор так; а фасад здания слева, кажется, напоминает о церковных воротах
в 1990-х, с возрождением духовной жизни, в Пестрецах заложили фундамент под новый храм, но средств не хватило, верующие тогда собирались в молельном доме
дореволюционная постройка скоро обветшала, и с начала нового века, совместными стараниями архиепископа и президента республики, Никольский храм открыт в здании бывшего гончарного училища
Никольская
нач. XIX в.
в истории храма много неточных сведений
приход существовал с XVII (XVIII?) века; до каменной стояла деревянная церковь
после пожара в 1819-м (1825-м?) на средства прихожан построен храм Николая Чудотворца
в 1850-х (1870-х?) его расширяет, пристраивает колокольню известный казанский купец, благотворитель П.А. Прибытков, городской голова в 1863–1865 годах
только в 1936-м (1939-м?) до него добрались новые безбожники, церковь взрывали, да не уничтожили совсем, она лишилась колокольни, а помещения использовались под магазины, ресторан
это до сих пор так; а фасад здания слева, кажется, напоминает о церковных воротах
в 1990-х, с возрождением духовной жизни, в Пестрецах заложили фундамент под новый храм, но средств не хватило, верующие тогда собирались в молельном доме
дореволюционная постройка скоро обветшала, и с начала нового века, совместными стараниями архиепископа и президента республики, Никольский храм открыт в здании бывшего гончарного училища
Перекресток Вишневского и Достоевского. Верхний снимок — 2000 год. Нижняя фотография — 22 года спустя. Стало ли на перекрестке лучше, решать только вам.
Обе фотографии сделаны почти с одной точки.
Казань, было — стало.
Обе фотографии сделаны почти с одной точки.
Казань, было — стало.
Ищу архитекторов!
Требования:
— Студент 3-5 курса/начинающий специалист;
— Желание работать над концепциями крупных архитектурных проектов;
— Инициативность, творческий подход.
Самое главное: стремление развиваться!
Меня зовут Маргарита Подгорная, я совладелец архитектурного бюро Heads Group, финалист III Российской Архитектурной Молодежной Биеннале, соавтор концепции станции метро Аминьевская в Москве, блогер и эксперт. Как никто другой, я знаю, как сложно приходится начинающим специалистам: проблемы с поиском работы и созданием портфолио, рутина, выгорание, неуверенность в себе и разрушение мечты о меняющих мир проектах. Это проблемы новичков, актуальные в архитектуре всегда!
Но есть другой путь.
Да-да, путь, который поможет пройти из точки А (никуда не берут, нет идей, плохое портфолио) в точку Б (востребованный специалист, занимающийся архитектурой, а не её подобием). О нём я рассказываю на авторской лекции «Что будет с архитекторами и кому нужны концепции в 2022 году?»
На бесплатной онлайн-лекции я поделюсь:
1) Как устроиться на работу молодому специалисту;
2) На что смотрит руководитель при приёме на работу (основано на реальном опросе);
3) Как создавать концепции, продвигающие по карьерной лестнице;
4) Где взять идеи для проекта;
5) Как выбирать архитектурные конкурсы и участвовать в них.
Также вместе с моим коллегой Арсеном Хаировым, финалистом I и III Российской Архитектурной Молодежной Биеннале, соавтором концепции станции метро Воронцовская в Москве и совладельцем бюро мы разберём тренды 2022 и актуальность профессии.
Бонус — авторское руководство по созданию концепции, получат все участники.
Регистрация на онлайн-лекцию:
https://headsgroupschool.ru/concept_web?utm_source=arhitecturasy
Мы покажем, как построить будущее, в котором не нужно переживать из-за работы и профессионального роста!
Требования:
— Студент 3-5 курса/начинающий специалист;
— Желание работать над концепциями крупных архитектурных проектов;
— Инициативность, творческий подход.
Самое главное: стремление развиваться!
Меня зовут Маргарита Подгорная, я совладелец архитектурного бюро Heads Group, финалист III Российской Архитектурной Молодежной Биеннале, соавтор концепции станции метро Аминьевская в Москве, блогер и эксперт. Как никто другой, я знаю, как сложно приходится начинающим специалистам: проблемы с поиском работы и созданием портфолио, рутина, выгорание, неуверенность в себе и разрушение мечты о меняющих мир проектах. Это проблемы новичков, актуальные в архитектуре всегда!
Но есть другой путь.
Да-да, путь, который поможет пройти из точки А (никуда не берут, нет идей, плохое портфолио) в точку Б (востребованный специалист, занимающийся архитектурой, а не её подобием). О нём я рассказываю на авторской лекции «Что будет с архитекторами и кому нужны концепции в 2022 году?»
На бесплатной онлайн-лекции я поделюсь:
1) Как устроиться на работу молодому специалисту;
2) На что смотрит руководитель при приёме на работу (основано на реальном опросе);
3) Как создавать концепции, продвигающие по карьерной лестнице;
4) Где взять идеи для проекта;
5) Как выбирать архитектурные конкурсы и участвовать в них.
Также вместе с моим коллегой Арсеном Хаировым, финалистом I и III Российской Архитектурной Молодежной Биеннале, соавтором концепции станции метро Воронцовская в Москве и совладельцем бюро мы разберём тренды 2022 и актуальность профессии.
Бонус — авторское руководство по созданию концепции, получат все участники.
Регистрация на онлайн-лекцию:
https://headsgroupschool.ru/concept_web?utm_source=arhitecturasy
Мы покажем, как построить будущее, в котором не нужно переживать из-за работы и профессионального роста!
Третья гора. Нынешняя улица Калинина. Смотр дружины Казанского добровольного пожарного общества.
Это было известное в пригороде место. Деревянный двухэтажный дом стоял рядом с воротами Шамовской больницы. Сама больница видна в правом верхнем углу двух снимков.
На втором этаже размещался общедоступный театр, или народная аудитория имени Николая Васильевича Гоголя. По сути это был рабочий клуб с библиотекой, своим театром и лекторием, буфетом. Гоголевский театр входил во Всероссийский союз сценических деятелей. Труппа — 24 человека, в основном студенты (10 мужчин, 10 женщин, режиссер, его помощник и два суфлера). Репертуар был внушительный: от Островского, Алексея Толстого, Горького до Мольера. Народную аудиторию разобрали в 1940-е или 1950-е годы.
На месте Гоголевского театра в 1969 году построили обычную пятиэтажку 447-й серии.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет.
Казань, было — стало.
Это было известное в пригороде место. Деревянный двухэтажный дом стоял рядом с воротами Шамовской больницы. Сама больница видна в правом верхнем углу двух снимков.
На втором этаже размещался общедоступный театр, или народная аудитория имени Николая Васильевича Гоголя. По сути это был рабочий клуб с библиотекой, своим театром и лекторием, буфетом. Гоголевский театр входил во Всероссийский союз сценических деятелей. Труппа — 24 человека, в основном студенты (10 мужчин, 10 женщин, режиссер, его помощник и два суфлера). Репертуар был внушительный: от Островского, Алексея Толстого, Горького до Мольера. Народную аудиторию разобрали в 1940-е или 1950-е годы.
На месте Гоголевского театра в 1969 году построили обычную пятиэтажку 447-й серии.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет.
Казань, было — стало.
Перекрёсток Кирова (ныне Московская) и Чернышевского. Судя по тому, что по улице идёт трамвай, верхняя фотография сделана не позже 1958 года. Трамвай шёл из Кировского района по старой Адмиралтейской дамбе, сворачивал на Кирова через территорию нынешнего стадиона.
От старой обстановки уцелели только зелёный дом завода обозных деталей по проекту известного Владимира Дубровина и маленький надстроенный флигель напротив. Все остальное снесено.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 70 лет.
Казань, было — стало.
От старой обстановки уцелели только зелёный дом завода обозных деталей по проекту известного Владимира Дубровина и маленький надстроенный флигель напротив. Все остальное снесено.
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 70 лет.
Казань, было — стало.
Улица Калинина. Разница между фотографиями около 40 лет. Не более полувека точно. Один из старинных деревянных домов, что стоял на спуске Третьей горы. Одна из многочисленных построек казанского пригорода с каменным высоким цоколем и деревянным срубом. До 2000-х годов почти вся улица Калинина была деревянной. Сейчас остались только три дома. Посмотреть на спуск Третьей горы с другого ракурса можно в нашем старом посте.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Казань, было — стало.
Обе фотографии сделаны с одной точки.
Казань, было — стало.