Аргентинское Зарубежье
4.3K subscribers
742 photos
119 videos
6 files
683 links
Чат: t.me/+LVCSdTF7z_EzNjJi

Прошлое и настоящее эмиграции из исторической России на берега Рио-де-ла-Платы: любительское исследование.

Contact: @Jorgebenjor
加入频道
В ответ на вопрос от ув. подписчиков, "а были ли бездомные на улицах Буэнос-Айреса в 1942 году, когда американцы сняли агитационный ролик, очень нахваливающий Аргентину", смеем заверить, что безусловно были.

Это уже были не галантные и дикие в равной степени конные гаучо первой половины 19 века, и не только что сошедшие с кораблей классические иммигранты, живущие в "конвентильос" (общежитиях) в скученных условиях, как в конце 19- начале 20 веков.

На фотографиях самых первых "вижж" 1930-х годов - безработные, которых потеря источников дохода в разгар мирового экономического кризиса, страшно ударившего по Аргентине в самом начале 1930-х и/ или рождение все новых детей (хозяева съемного жилья стремились избавляться от многодетных семей, требуя с них повышенную арендную плату) выбросило в прямом смысле на улицу. Какую то часть из них составляли бывшие сельские батраки, также оставшиеся без работы и приехавшие в город в надежде прокормиться. К ним добавлялись и представители уже угасающих, сходящих на нет волн миграции, бросившие Старый Свет в расчете на "аргентинскую мечту".

"Вижжи" существуют в огромном количестве в "Большом Буэнос Айресе" до сих пор. По информации аргентинской историка вопроса Валерии Сниткофски, недавно выпустившей внушительную книгу, посвященной этой теме (фото оттуда, а ее интервью на испанском для интересующихся - здесь и здесь), сейчас в "вижжах" столичной агломерации проживает не менее 400 тысяч человек.

Отличие 1930-х а также конца 60-х и 70-х от современности – не столько в количестве нищих-бездомных-самостройщиков, сколько в отношении к ним аргентинского государства. Военные хунты вели с "вижжами" и их обитателями непримиримую борьбу с применением всех возможных жестокостей, но стоило им лишь ненадолго прекратить гонения, - "вижжи" возрождались и наполнялись людьми вновь.

#ЭтоАргентина
Интересное видео, снятое в мае 2020 года для аргентинского телевидения в замечательном музее "Hilando Recuerdos" (что допустимо перевести как "Прядя воспоминания", то есть деепричастие от глагола "прясть", потому что у глагола "ткать" дееспричастие не очень как-то благозвучно) в селе Мариенталь / Валье Мария, провинция Энтре-Риос, основанному в конце 1870-х годов в основном выходцами из "материнской колонии" российских (поволжских) немцев Мариенталь, основанной в свою очередь еще в 1766 году (после депортации село в 1942 году переименовано в Советское, и под таким названием пребывает и поныне). Хорошо видны интерьеры и убранство музея, насколько нетипичные для Южной Америки, насколько характерные для Среднего Поволжья.

Скажем так: если ваши предки из Поволжья, неважно какой национальности (у пишущего эти строки — русские колонисты Среднего Поволжья с конца 17-века), и вы ездили в деревню к бабушке или прабабушке в детстве, то высока вероятность, что внутри музея на вас могут немедленно нахлынуть воспоминания. Даже запах там внутри какой-то особенный, как в прабабушкином доме. А уж обстановка... А уж резное крыльцо, наличники на окнах (на видео хорошо все это видно). Те 110-160 лет, что немецкие колонисты провели в России до отъезда в Аргентину серьезно изменили их материальную культуру, способ хозяйствования, и даже в языке оставили немалый след (специалисты насчитывают в особом диалекте российских немцев до 800 слов-заимствований из русского языка). Сами же потомки подданных российских императоров в Аргентине четко отделяют себя от немецких эмигрантов непосредственно из Германии.

В интервью журналисту замечательный энтузиаст сохранения культурного наследия аргентинских Russlanddeutsche Дарио Вендлер, (его экскурсии крайне рекомендуем) - сам праправнук лидера первой группы переселенцев, - поясняет некоторые особенности, отличительные черты организации жизни, которые колонисты привезли в конце 19 века в Аргентину из Россию (помимо названия села, само собой):

- вместо того, чтобы жить каждый на своем участке (как в общем-то и принято у крестьян Латинской Америки), переселенцы насмерть встали, чтобы жить деревней, селом, и неважно что до возделываемого поля нужно идти каждый день и 5 верст километров, и больше. Так, как в то время и жили народы Поволжья: татары, русские, мордва, чуваши, немцы. Только лишь второе-третье поколение немецких колонистов в Аргентине переняло местные обычая и стало отселяться на свои наделы, — примерно к 1910 году;

- "оригинальное" село Мариенталь, согласно сведениям историков, в начале существования "регулярно подвергалось разрушительным набегам кочевых казахов и калмыков, в результате которых более 200 колонистов попали в рабство". И в Аргентине немцы с недоверием смотрели на обширные степные просторы вокруг них. Предпринимали привычные для себя меры предосторожности: улицы делали узкими, дома - теснее стоящими друг к другу. Вход в жилище никогда не с улицы, а всегда СО ДВОРА (обнесенного прочной стеной), через небольшую дверцу - всадник не заедет и не ворвется, ему придется как минимум с лошади слезать. Да, на полном серьезе опасались кочевых набегов и в аргентинской пампе;

- сама архитектура и планировка домов: основательные, с четырехскатной крышей (на случай, если навалит метр снега, как на берегах ставшей родной для них Волги), с небольшими окнами (для экономии тепла), с достаточным местом внутри дома, чтобы держать и корову (в Поволжье ведь зимой на улице в мороз не оставишь), и конечно, с печкой внутри - и для обогрева, и для готовки (при которой летом в домах стояла невыносимая жара, поэтому вскоре печи убрали из дома, перенесли в рядом стоящую "летнюю кухню").

#РоссийскиеНемцы
Южнокорейское телевидение сняло недлинный сюжет про "российский родильный туризм в Аргентину". Берут у наших соотечественниц интервью, те рассказывают на приличном английском. Ещё у врачей в роддоме, у Кристиана Рубилара, затем показывают кусочек с короткой цитатой из Флоренсии Кариньяно и снова комментарий Рубилара.

Кадры из, вероятно, Верхнего Ларса, затем беременные животы в аэропорту Эсейса, мельком по февральскому происшествию с попыткой недопущения ко въезду в Аргентину...

Любопытно и даже отчасти где то символично, что сюжет про "русско-аргентинский беби-бум" осветили для Южной Кореи, страны - демографического "антирекордсмена", где "индекс фертильности" составляет не более 0,78 ребенка на женщину, а в столице страны - Сеуле, - и вовсе менее 0,5. И даже предпринятые меры стимулирования рождаемости на 200 млрд долларов не дают никакого эффекта...

Тут один ув. публицист посчитал, что у ста современных южнокорейцев будет всего четыре правнука такими темпами... Печальная перспектива, но и заставлвет подумать про эту ещё не потерявшую налета уникальности и оригинальности страту - родившиеся в Аргентине в 2020-х годах дети российских граждан: сколько из них и насколько свяжут свою судьбу с Аргентиной, Латинской Америкой, испаноязычным миром? Будут ли у них ещё какие то общие специфические моменты биографии, кроме факта рождения в "экзотическом" месте? Насколько повлияет на их судьбу наличие аргентинского гражданства по рождению?

#ХроникиНовойМиграции
#ИммиграцияАмниотическихРантье
Интересная карта плотности населения США.

На восточном побережье, с которого английские пионеры начали покорение материка, мы наблюдаем невероятную концентрацию человеческого ресурса — городские агломерации там переросли в целые урбанистические зоны.

В западной части страны густо заселена лишь Калифорния. Есть еще Портленд, Сиэтл, Лас Вегас, Феникс, Денвер, Солт-Лейк-Сити — за пределами этих метрополий настоящие просторы.

Опять, как писал ранее, мы видим как единожды сложившееся устройство не меняется на протяжении сотен лет — несмотря на великий миф о покорении Запада, оно не было доведено до конца.

Неслучайно США стали страной мигрантов, а Новый Свет притягивал потоки переселенцев со всех уголков света. Материк остаётся одним из самых пустых на планете и вполне способен принять еще несколько сотен миллионов человек.

Другое дело, что местные жители вряд ли обрадуются такому великому переселению. В развитом мире сейчас возобладали антимигрантские почвеннические настроения и границы становится все более непроницаемыми.
репосту выше)

Такой красивой карты плотности населения Аргентины в 3-D на нашлось, однако хорошо видно, что Республика ещё куда как менее заселенна, чем грозный "северный сосед".

Средняя плотность населения в Аргентине- одна из самых низких в мире, за исключением столичной агломерации - "Большого Буэнос Айреса". В Ланусе, одном из "эмблематичных" пригородов, например, плотность населения - как в Бангладеш. За десятки лет иммиграционных потоков тут так и не заселили страну вглубь: большая часть европейских иммигрантов и их потомков так и осталась недалеко от столицы и ее морского порта.

Аргентина, несомненно, может и принять и прокормить ещё "сотни миллионов" иммигрантов, но будут ли им так рады, как было предписано в 1870-х годах "просвещенными президентами"?

Gobernar es poblar - "управлять значит населять"- вот девиз той эпохи, который лег в основу аргентинской миграционной политики. Справились ли элиты с управлением? Судя по этой карте - не полностью. К счастью, антиммигрантские настроения тут пока что далеко не так выражены, как в США, но и реальность порой (в случае русскоязычных 2020-х) немного расходится с ожиданиями и приукрашиванием "помогаторов".

#ЭтоАргентина
Красивая старая карта железнодорожной сети Аргентины в конце 1880-х (источник - публикация Revista Historia в FB). Немцы из России уже с десяток лет как приехали и возделывают землю в Энтре-Риос и Провинции Буэнос-Айрес, эксперимент признан властями как превосходно успешный. Начинается мощная волна еврейской иммиграции из "черт оседлости" - сначала в Провинцию Санта-Фе, затем - в Энтре-Риос. Другие европейские национальности, прежде всего итальянцы, немцы (из Германии) швейцарцы, валлийцы - едут нескончаемым потоком.

Посмотрите, что за диво - на паровозе из столицы можно ещё доехать куда душе угодно - хоть в Сальту, хоть в Мендосу. Но не южнее южной границы Провинции Буэнос-Айрес: только- только прошла кампания "Завоевания пустыни", частично истребившая индейское полукочевое население, частично отогнавшая его же далеко на юг.

Лирически-сентиментальный пост о остатках былой железнодорожной роскоши - здесь.

#ЭтоАргентина
#РоссийскиеНемцы
#ЕврейскаяКолонизация
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
💸Помните писал про доллар в 400 песо? Забудьте, уже вчера он почти достиг 500 единиц.

Страна повязла в долгах перед МВФ (Международный валютный фонд) и песо будет падать и дальше. Аргентинцы держатся за любую, даже копеечную работу. Горизонт экономического планирования у людей: дожить до следующего месяца.

✏️Немного лексики из видео:
Lanzar – запускать
Economía estancada – экономика в застое
Pymes – малые и средние компании
Impuestos – налоги
Impresión de los billetes – печать денег
A máxima velocidad – на максимальной скорости
Le comieron la jubilación – вашу пенсию съели (инфляция)

Твой испанский мир 🌎
Злобная карикатура-коллаж на тему достижения психологической отметки в 500 аргентинских песо за доллар США...

#ЭтоАргентина
Дорогие друзья и пока еще не знакомые любители истории российской эмиграции в Аргентину!

В четверг 27 апреля 2023 года в "Русском доме в Буэнос-Айресе" (представительство Россотрудничества) в 19:00 состоится презентация проекта "Живое наследие русской диаспоры" (http://www.livingheritage.ru), а также презентация от автора "Аргентинского зарубежья" на тему, как он дошел до жизни такой. После этого не исключается и круглый стол и умеренный научно-любительский диспут.

Вход свободный.
Forwarded from Либертадор
Православная Пасха в русском храме. Каракас, Венесуэла, 16 апреля 2023 года. Священник с Кариб, представители российского посольства, русские эмигранты и местные. Служба - под охраной и забором, который под напряжением. Подробнее - в нашем материале.
репосту)
Аргентинское и Венесуэльское Зарубежья - связаны очень тесно.

Например, храм, в котором происходило пасхальное богослужение 16 апреля в Каракасе - в юрисдикции РПЦЗ, а точнее - ее "Южноамериканской епархии", которую возглавляет епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн, имеющий резиденцией собор РПЦЗ в Буэнос-Айресе на улице Нуньес, д. 3541.

А в годы расцвета антикоммунистического Зарубежья — то есть в 1950-е годы, — "ди-пишные" колонии Буэнос-Айреса и Каракаса взаимодействовали самым активным образом. У "них" "там" тоже был свой "Русский дом" и "они" не менее пассионарно отмечали "Дни непримиримости". Был и свой кооперативный журнал "колонии в Венецуэле", с выпуском которого в 1953-1956 гг. как-то справлялись сами, а вот с конца 1956 г. - он уже печатался в Буэнос-Айресе как маленькое приложение в "Русском Слове" (печатном органе "российской колонии в Аргентине"). Из приведенных объяснений ясно, не вытянули по финансовым причинам.

Таким образом получается, что архивы Нацбиблиотеки Аргентины им. Мариано Морено хранят сведения и о жизни "венецуэльских" ди-пистов тоже.

#ВтораяЭмиграция