Аргентинское Зарубежье
4.29K subscribers
742 photos
119 videos
6 files
683 links
Чат: t.me/+LVCSdTF7z_EzNjJi

Прошлое и настоящее эмиграции из исторической России на берега Рио-де-ла-Платы: любительское исследование.

Contact: @Jorgebenjor
加入频道
"Либертарианский лев" Х.Милей по итогам своей речи в Давосе выложил в неразрешенных в России соцсетях вот такую картинку, где могучий "царь зверей" обернутый в аргентинский флаг, кувалдит красный кумач с серпом и молотом.

Чем-то это напоминает обложки аргентинского антикоммунистического (и яростно-антисемитского) журнала1930-х и начала 1940-х "Clarinada", где красному кумачу, серпу и молоту противопоставляются небесно-голубые цвета флага Аргентинской Республики, которую спасал от коммунистов тогда ещё не лев, а гвардеец Сан-Мартина, – как максимально патриотический символ.

Много воды утекло с той поры, аргентинские евреи сто и больше лет назад действительно были проводниками социалистических идей. Однако уже при Пероне, в конце 1940-х они начали полноправно входить в истеблишмент Аргентины, а Государство Израиль тогда же дало выраженный крен в сторону США и капиталистического блока. В антисемитизме же Хавьера Милея вряд ли кто отважится обвинять всерьез (разбирали).

Тем не менее антикоммунизм – и был, и остается неотъемлемой, базовой частью убеждений и "риторического набора" нового аргентинского президента.

#КомандаМилея

⬇️
⬆️

И все же корнями эстетика "Милея и его команды" тянется не столько в аргентинский "почвенный" антикоммунизм-антисемитизм "Бесславного десятилетия" (так в аргентинской историографии именуют период с начала 1930-х, когда военные свергли Иригойена, и до середины 1945, когда начался перонизм), а в самый что ни на есть мейнстримный, комиксовый антикоммунизм США времен идеологического накала Холодной войны.

Весьма любопытно было обнаружить на испанском языке целую серию качественных исследований, за авторством астурийского (Овьедо, Астурия, Испания) исследователя, юриста, историка Ignacio Fernández Sarasola на ресурсе Tebeosfera, посвященном графической культуре. Тексты открывают бездны и вскрывают пласты: вот "Антикоммунистические пропагандисткие комиксы США во время Холодной войны", а вот "Красный страх! Трения между американскими комиксами и " коммунизмом", или вот "Влияние русской революции на комиксы".

Выходит, что американские супергерои в начале середине сороковых боролись с японскими империалистами и немецкими фашистами, а к концу десятилетия уже начали забарывать коммунистов на страницах журналов. В 1954 году Капитану Америке было присвоено гвардейское звание "Коммунистодавителя" (“Commie Smasher”) за систематические подвиги на ниве борьбы с красными агентами, шпионами, диверсантами и вредителями. Появились и отдельные, специализированные супергерои-антикоммунисты, например Fighting American. Даже Супермен привлекался к политической борьбе: в комиксе за октябрь 1946 года он заснял для Вашингтона ядерные испытания (максимально медийная и широко освещаемая на то время тема).

Появились особые комиксы, героизирующие труд американских сотрудников с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками (поговаривают, что под патронажем всесильного директора ФБР Гувера): Treasury Men in Action, I Led 3 Lives,  The Man Called X, в которых неустанно выявлялась "пятая колонна" и замаскировавшиеся в американском обществе враги-иноагенты.

"Ядерная гонка" нашла свое отражение в комиксах Atomic Spy Cases, Atomic Comics, Atoman, Atomic Attack, Atomic War, Atom-Age Combat.

Помимо занимательных историй про (супер)героев, были и "реалистичные", "назидательные" книжки с картинками. Известна брошюра "America under Socialism", живописующая ужасы потенциального социалистического строя на американской земле. Но были и другие пламенные книжки: Fight for Freedom (1949), Watch Out for Bit Talk (1950), Your Fight’s on the Home Front! / Inflation is Your Fight! (1951),  The Story Behind Your Liberty (1952).

Были и графические романы и повести с религиозным уклоном, с "закосом" под историю, под антиутопию, несть им числа.

Вообще не специалист в теме, но подозреваю, что либертарианцы- приверженцы "австрийской школы" могут иметь какую-то особенную связь с эстетикой супергероев-антикоммунистов. Ведь 1980-е Рейгана стали в США своего рода переизданием 1950-х. А даже если и нет, и тяга к комиксам просто потому что (как выяснилось, фирменные бакенбарды Хавьера - не отсылка к Менему, или того дальше, каудильо 19 века, а к Росомахе из комиксов, вот же разочарование-то) то все равно удачно и хорошо ложится, возврат к истокам получается что ли...

#КомандаМилея

⬇️
⬆️

Примеры американского графического творчества времён Холодной войны на тему коммунизма и борьбы с ним, в т.ч. супергеройской.

"Аргентинский лев" тоже займет место в этом художественном ряду.
Cто лет назад, 21 января 1924 года умер вождь мирового пролетариата В.И.Ленин.

В Буэнос-Айресе в то время выходила практически единственная на всю Латинскую Америку газета на русском "Новый Мир". Русскоязычная диаспора в Аргентине была куда многочисленнее чем в соседних странах, благодаря мощным потокам еврейской (с 1889 года) и политической (с 1905) эмиграций.

Заметка о смерти "Владимира Ильича Ульянова Ленина" вышла в 525-м номере "Нового Мира" от 27 января 1924 года, еще в дореформенной орфографии. При этом отношение к Ленину - более чем сочувственное, уважительное.

Хотя нет и особого возвеличивания, взять хотя бы фразу "Въ 1895 году Ленинъ былъ сосланъ въ Сибирь, откуда ему удалось удрать заграницу". Еще в рассказе о мотивах великого революционера бросается в глаза "поклялся отомстить за смерть брата".

⬇️
⬆️

В том же выпуске "Нового Мира" № 525 от 27 января 1924 года публикуются телеграммы "На смерть Ленина". Понятно, что издание — левой направленности, редакция которого сильно недолюбливала царский режим. Однако печатали свои материалы в Буэнос-Айресе они совершенно независимо от Москвы.

"Президент совета комиссаров Николай Ленин скончался в Горках, а Владимир Ильич — на руках своей жены" (!!!).

В Москве готовятся к грандиозным похоронам, 21 января - предлагают сделать навеки траурным днем, а самого Ленина - похоронить в Кремле возле могилы Якова Свердлова.

Немногочисленные страны, уже установившие с СССР дипотношения (а таких буквально наперечет, из латиноамериканских стран первой будет Мексика летом 1924 года, и только через два года - Уругвай) направили "оффиціальное соболѣзнованіе".

В Британии к власти вот-вот придут лейбористы, которые более чем тепло относятся к Советам, поэтому и могут позволить себе слать сочувственные телеграммы.

Лондонские аналитики полагают, что со смертью Ленина многое не изменится, но жаль - ушла масштабная личность, вырулившая Россию на дорогу НЭПа, вопреки радикально-левым партийцам.

В Вене гадают, кто теперь будет у большевиков главный — Каменев или Рыков.

В Берлине банкиры тревожатся, не будет ли больших беспорядков и драки за власть.

⬇️
⬆️

Собственно анонс траурных мероприятий в Буэнос-Айресе по случаю кончины Ленина сто лет назад, в конце января 1924-го. Аргентинские коммунисты собираются в театре "Колизео", будут чествование память вождя революции, произносить речи, приглашенный оркестр исполнит похоронный марш.

Сочувствующим делу русской и мировой революций русскоговорящим — в этот день на работу не ходить!

Надо отметить, что аргентинская печать о кончине масшабного русского политика писала уважительно
хотя едва ли ее можно было заподозрить в "левых" симпатиях. Да что там о кончине, с 1922 года аргентинская буржуазная пресса, следуя за "европейскими брендами" с тревогой следила за состоянием здоровья Ленина.

В 1920-е годы коммунизм, социализм, построение общества нового типа - страшно популярные, модные и интересные для образованного западного человека темы. Всматривались в происходящее в большевистской России в любопытством, некоторым испуганным волнением, азартом. "Какой однако грандиозный социальный эксперимент, получится ли там у этих русских, и куда все это заведет?".
Аргентинское Зарубежье
⬆️ Собственно анонс траурных мероприятий в Буэнос-Айресе по случаю кончины Ленина сто лет назад, в конце января 1924-го. Аргентинские коммунисты собираются в театре "Колизео", будут чествование память вождя революции, произносить речи, приглашенный оркестр…
Театр "Колизей", где аргентинские коммунисты проводили митинг по случаю кончины Ленина в 1924 есть и сейчас, это один из самых старые театров Буэнос-Айреса, и, как пишет Infobae, "самый итальянский театр за пределами Италии".

Руководство аргентинской компартии – во многом и состояло из итальянских иммигрантов, так что, вероятно, такой выбор был не случаен. На 1924 год только отдельные аргентинские коммунисты успели побывать в Советской России (компартия вообще оформилась по итогу II Конгресса Коминтерна в Москве летом 1920 года), и о каком-то прямом и регулярном контроле из Москвы говорить совсем не приходится (эпизодическое финансирование от московских товарищей – вероятнее всего было). Уже сильно позднее, во времена Перона и после, аргентинские коммунистические лидеры переедут в СССР на постоянное жительство, а именем одного из них будет названа одна из московских площадей.

Ну а пока, в начале 1920-х в Аргентине ещё гремели отзвуки непримиримого отмежевания про-коминтерновских товарищей от "бундовцев". Как известно, самой многочисленной дореволюционной миграцией из Российской Империи в Аргентину была еврейская из "черт оседлости".
Аргентинское Зарубежье
⬆️ В том же выпуске "Нового Мира" № 525 от 27 января 1924 года публикуются телеграммы "На смерть Ленина". Понятно, что издание — левой направленности, редакция которого сильно недолюбливала царский режим. Однако печатали свои материалы в Буэнос-Айресе они…
К вопросу о том, почему умерший в 1924 Ленин был не только Владимир Ильич, но и Николай.

Недавно по телеграму ходила извлеченная на Свет Божий американская карта 1921 года, с Николаем Лениным – "Президентом Русского Совета".

А вот и окончательное раскрытие темы:

"...никакого Владимира Ильича Ленина в природе не было. Нет, это не шутка. При жизни Ленина так никто не звал. Его псевдоним состоял не только из фамилии Ленин, но и из имени Николай – Николай Ленин (как Андрей Белый или Максим Горький, где псевдонимом являются оба слова). Большинство официальных документов и все прижизненные книги Ильича выходили за подписью «Н.Ленин (В.Ульянов)». Кентаврик «Владимир Ильич Ленин» появился уже после смерти вождя, то есть меньше ста лет назад."
Аргентинское Зарубежье
Cто лет назад, 21 января 1924 года умер вождь мирового пролетариата В.И.Ленин. В Буэнос-Айресе в то время выходила практически единственная на всю Латинскую Америку газета на русском "Новый Мир". Русскоязычная диаспора в Аргентине была куда многочисленнее…
В завершение 100-летней годовщины со дня смерти В.И.Ульянова (aka Николай Ленин) — его некролог в светском и буржуазном аргентинском иллюстрированном журнале Caras y Caretas, за № 1322 от 2 февраля 1924 года.

О фигуре Ленина пишут с явным уважением, чуть ли не преклонением перед масштабностью фигуры в истории, отмечая его личную скромность, непоколебимую приверженность идеям крушения старого мира и построения нового, "сухое, но кусачее красноречие аргументов", ораторский талант.

"Едва ли известное до Великой Войны; в последние годы имя Ленина было одним из самых узнаваемых в мире". Сравнивают "затворника в древнем Кремле царей, раздающего оттуда приказания коммунистам всего мира" с другой влиятельной исторической фигурой, хорошо знакомой в испаноязычном мире, — королем Филиппом II Габсбургом, который в ХVI веке управлял гигантской империей, надо которой "не заходило солнце", из дворца-монастыря Эль-Эскориал, работая "не разгибая спины над письменным столом" часов по 14-16 ежедневно, и все во имя защиты католической веры на планете. Довольно лестное сравнение, надо признать.

В некрологе поднимается и вопрос – любил ли Ленин народ? Или революционные идеи были важнее? С одной стороны, хвалят за НЭП — что, мол, вождь поступился своими принципами перед лицом неумолимой реальности и дал народу жить посвободнее , хоть и с оговоркой,что это ненадолго (так и вышло). С другой — поругивают: на Ленина как олицетворение большевистской власти возлагается ответственность за все жестокости, несправедливости и жертвы революции и последующего периода, но все, дескать, ради блага будущих поколений. "Могучая и трагичная фигура нашего времени, на счет которой истории только предстоит вынести окончательный вердикт" – написали "посторонние" аргентинцы ещё 100 лет назад, а окончательного ответа как будто нет и до сих пор...
Италия активно обсуждает роль Ленина в истории в дни 100 летия его смерти. Ещё раз подтверждая идеологическую слабость России, которая почти приогнорировала эту дату.
Аргентинское Зарубежье
Аргентинские СМИ пишут (TN, Clarin, La Nación, Infobae) об убийстве в районе Remedios de Escalada, Lanus Провинции Буэнос-Айрес выходца из России (по другим данным - уроженца Украины) Евгения Сипатова, 40 (по другим данным - 49) лет. Трагедия произошел поздно…
Вдова застреленного 7 января 2024 года налетчиками в Ремедиос-де-Эскалада (часть Лануса, южного пригорода Буэнос-Айреса) Евгения Сипатова выступила на аргентинском телевидении.

В беседе с ведущей Владислава рассказала историю своей иммиграции — с родителями в Аргентину из Украины в 1999 году, а Евгений — на пару лет позже. Себя она считает по национальности украинкой, а Евгений себя называл русским (судя по всему, он выходец из Юго-Восточных регионов Украины, тех самых). Познакомились в Ланусе, где на рубеже девяностых и нулевых жило много представилей пост-советской эмиграции, (жить там былодешевле, чем в "капитале", то есть столице). В отношениях пара была уже долгие годы, порядка 10 лет пыталась завести детей, наконец Владислава забеременела и должна была родить буквально вот-вот, как случилось трагическое происшествие.

История их жизни — типична и для многих небогатых аргентинцев тоже. Долгое время пара жила на съемных квартирах и домах, затем приобрели участок земли и стали потихоньку застраиваться. Евгений активно изучал вопросы строительства, почти все работы — делал сам. Когда-то давно, еще в прошлую историческую эпоху Ремедиос-де-Эскалада можно было считать приличным и безопасным районом, но в последние годы его захлестнула волна преступности. Два раза у них угоняли машину, неоднократно снимали колеса, грабили. Евгений всегда стоял за то, чтобы не оказывать сопротивления, но в тот роковой вечер и это ему не помогло: он банально даже не успел отреагировать, как был застрелен.

Теперь Владислава Суховеева осталась одна, без кормильца. Ее сын никогда не увидит вживую отца. Она по-прежнему живет в том доме, на пороге которого произошло убийство, к ней переехали на время родители, но в случившееся она до сих пор не может до конца поверить...

Цель прихода на телевидение - предельно понятна знакомому с контекстом. Нужно привлечт к себе общественное внимание, чтобы полиция расследовала дело всерьез, а не формально, чтобы убийц нашли и доказали их вину. Создается впечатление, что на более легкие преступления полиция может и вовсе почти не реагировать, а в случае с убийством у них всегда есть отговорка, что-де, нападавший — несовершеннолетний, ничего сообщать поэтому не имеем права даже потерпевшим. Владислава хочет не мести, а справедливости. Говорит, что у налетчиков это был далеко не первый эпизод, что вроде как задержано двое, и еще двое — в бегах.

#ПостсоветскаяЭмиграция