Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.11K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
Куда поедем?

На Градостроительный портал загрузили новый Генплан  (спасибо за новость коллеге @zastroyka_spb и за инструкцию по пользованию этим непростым документом).

Прежде всего решила посмотреть на новый Большой Смоленский мост (уже готовятся строить) и его "подключение" к дорожной сети - ведь шестиполосная переправа, призванная решить транспортные проблемы - прямиком упирается в двухполосный проспект Седова - с шириной проезжей части 7 м, а дальше нас встречает ж/д пост "5 км" с противопожарным водоёмом. И что-то с этим точно должно происходить - не могут же проектом заложить очевидный коллапс...

Всё верно - мост на генплане соединяется с магистралью "Стачек - Энергетиков" , и новой Широтной скоростной магистралью. Для его интеграции нужны развязки. На плане выделила восемь - меньше нельзя, и один тоннель. Вся система - обе магистрали (Широтная и от Стачек), мост и развязки - по генплану и сути своей - должны вводиться одновременно - по генплану в 2030 году, а не частями, иначе БСМ станет мостом вникуда.

И это не всё. Для Магистрали от Стачек тоже нужен мост через Неву - вдоль Финляндского ж/д моста, под названием “Мост в створе Фаянсовой и Зольной улицы”(илл. 9). И тоже в 2030 году…

Остальные развязки и дороги на 2030 год я уже смотреть не стала (на правом берегу и юго-западе), но меня удивляет одно - как при таком размахе и щедром отношении к дорогой земле, отданной под гигантские некомпактные развязки и транспортные съезды, не нашлось возможности сохранить хотя-бы одно историческое здание (речь о школе Ольги Берггольц) - технология передвижки домов уже опробована, а огромные пространства, съедаемые развязками - скоро совсем не будут напоминать город Петербург.

(визуализации Широтной магистрали и моста взяты здесь  и здесь, там же - аннотации)
#смотрим_генплан
Опасная конструкция 

Дорогие читатели и читатели читательницы!

Ненадолго архитектурная повестка меняется на филологическую - ибо внезапно название канала стало звучать подозрительно - суффиксы и окончания одного, а может даже и двух слов названия, образующие феминитивы, оказывается, очень опасны…

Комментировать событие не буду, только поделюсь наблюдениями:

Феминитивы в названиях профессий возникали и  приветствовались, когда женщин привлекали к тяжелому труду рабочих специальностей (трактористка, стахановка, сварщица), к низкоквалифицированным работам (уборщица, натурщица), и там, где требовалась массовость - начальное и среднее образование, гигиена и санитария (учительница, санитарка).

А в областях интеллектуальных и творческих, которые не стремились развивать так активно, и куда женщин не звали, а они пришли сами, и сравнительно недавно - феминитивы даже не успели появиться, и новообразованные слова не приветствуются и осуждаются ...

На самом деле получается, что женщин для властей как-бы не было и раньше, и нет сейчас - это просто некая рабсила, состав которой нужно регулировать и перенаправлять. А женщины - сопротивляются и не хотят.

UPD: отличная статья Феминитивы: инструкция по применению

Иллюстрации:
1, 2 - "Метростроевка со сверлом", 1937 г. (А. Самохвалов),
3 - "Электросварщица", 1953 г. (Е. Харитоненко),
4 - "Станочница", 1960-е (К. Фролов)
5 - "Крановщица", 1976 г. (В.Снопов)
Лучшее - враг хорошего

Об одном очень показательном эксперименте в историческом пространстве напомнили на канале @mikewashere:

В 1972 году в Ленинграде хотели воплотить красивую идею -  скульптуры Летнего сада укрывать к зиме футлярами из оргстекла, с подсветкой, взамен деревянных серых "домиков" - чтобы жизнь в Летнем зимой не замирала, и заиграла новыми огнями.

Четыре скульптуры накрыли прозрачными колпаками на полтора года, вели наблюдения, но позже эксперимент тихо завершили. 

Что могло пойти не так?
(заранее с инженерами и реставраторами не посоветовались):

На поверхности стекла появилась изморозь, на мраморе - конденсат, а затем и микротрещины - от многократного замерзания и оттаивания влаги.

Скульптуры перестали "дышать", зато микроорганизмы и даже водоросли чувствовали себя прекрасно, а камень слегка позеленел. 

И что интересно - в конце 90-х (доподлинно знаю), к идее пытались вернуться, но убедительного технического решения не нашли, и до воплощения дело не дошло.

Для сохранности скульптур пространство внутри цельностеклянных оболочек нужно полноценно вентилировать (приток - вытяжка) со смещением "точки росы" от поверхности статуй и футляра - и можно представить, как бы это смотрелось...

А конструкция, используемая в Летнем саду уже двести лет, была предложена скульптором Демут-Малиновским, и за все годы показала себя лучше всего:

От образования конденсата скульптуры сначала оборачивают хлопковой тканью, а затем закрывают особым деревянным футляром с естественным щелевым проветриванием - просто и эффективно.

В Версале, где климат мягче, статуи к зиме лишь обертывают холстом.

Возможно, когда научатся управлять воздухом без помощи воздуховодов и внешних устройств, мы увидим и зимние чудо-витрины. Но возникает и другой вопрос - нужно ли скульптуры, которые так органично и живо смотрятся среди деревьев и листвы, отделять от ландшафта и зрителей, превращая сад в выставку?

Пока можно лишь сделать вывод - почти любое техническое новшество может вести за собой полный пересмотр прежних решений, а не просто локальную замену "старого плохого на новое хорошее", и поразмыслить на тему - в чем для нас ценность исторических мест - в зрелищности, или ещё и традиции, часть которой - ожидание и предвкушение?

#технологии #реставрация
Лекция в Доме книги:

Мариан Лялевич - архитектор, обладающий неповторимым и узнаваемым стилем, и его здания, шедевры неоклассики, идеальных пропорций и  ренессансными мотивами - удивляют новизной: "Торговый дом Мертенса", дом М. А. Соловейчика и особняк М. К. Покотиловой на Каменноостровском.

30 января в Доме книги состоится лекция кандидата исторических наук Александра Чепеля о творчестве Мариана Лялевича (1876-1944) - к презентации монографии «Архитектор Мариан Лялевич» издательства "Пропилеи" и Благотворительного фонда DICTUM FACTUM.

Классицист и палладианец, много сделавший для сохранения наследия (Лялевич был одним из инициаторов создания Музея Старого Петербурга), он считал, что именно классика может стать источником нового стиля. 

Не всем известно, что после революции зодчий продолжал традиции петербургской архитектуры в Польше, на исторической родине, и мы можем увидеть, как его творческий почерк постепенно изменялся, обретая звучание и тонкость ар-деко.

В книге впервые исследуется послереволюционный период творчества Лялевича, и собраны подробные сведения о проектах архитектора, достигшего вершин профессионализма в России, и реализовавшего замыслы и талант на вновь обретённой родине.

30 января, 19-00, Невский, 28. Вход свободный!
В день 80-летия полного освобождения Ленинграда от блокады – несколько фотографий из блокадного города.

1. Заградительные аэростаты на Невском проспекте.
2. Паровоз, передвигающийся по трамвайным рельсам на Загородном проспекте. Октябрь 1942 г.
3. Дворцовая площадь. Скот, угоняемый жителями прифронтовых районов. Осень 1941 года.
4. Ремонт контактного троллейбусного провода на улице Гороховой. 1943 г.
5. Красноармейцы-лыжники у фигур атлантов Нового Эрмитажа. 1943 г.
6. «Медный всадник» в блокадном облачении. 1941 г.
7. Группа детей из детского сада на прогулке. Ул. Гороховая (Дзержинского). Июнь-август 1942 г.