Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.11K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
Фрагменты статей из журнала

"Строительство Москвы" за 1926 г. и 1930 г. Всего четыре года – а какие изменения произошли – переход с человеческого  языка и понятных архитектурных и строительных проблем для обсуждений на… (какой-то чудовищный пропагандистский бред). 

1, 2.  Гражданский инженер Б. И. Вендеров. Статья "Из опыта рабочего жилищного строительства". 1926, номер 9.

3, 4. Никаноров. Статья  "Город-коммуна при автозаводе". 1930, номер 1.

(это маленькая иллюстрация к тому, как индивидуальное жилищное строительство во времена НЭП, во много раз превышавшее по объему государственное, полностью прекратилось как раз к 1930 г. После ликвидации рыночной экономики, обнищания населения и введения принудительного труда государство было вынуждено срочно строить жильё (барачного типа) для миллионов новых принудительных рабочих).
Проект «Генерального плана развития Ленинграда»

в 1935 и 1939 годах публиковался в журнале «Архитектура Ленинграда» - с подробными описаниями предлагаемых планировочных и архитектурных решений. Давалось ясное обоснование предложений - причём как транспортных, функциональных и по особенностям технического устройства, так и предлагаемых композиционных и архитектурных приёмов. Что ещё интересно – приводились описания возможных, но отвергнутых затем предложений - с объяснением причин, и экономических тоже. И естественно, публиковались перспективные «визуализации» от архитектурных мастерских, участвовавших в разработке генплана совместно с планировщиками.

Вот так, например, архитекторы В. А. Витман и П. С. Волков видели площадь у Володарского моста на левом берегу Невы (изображения 1, 2).

При описании композиции площади встретилась хорошая фраза: «Этот приём планировки предмостных площадей […] конечно, не является единственным. В процессе проектирования других площадей Ленинграда работники АПО (архитектурно-планировочного отдела) нашли ряд новых, интересных решений. Какие из этих решений – лучшие, покажет опыт строительства, а также критика архитектурной общественности Ленинграда».

В дальнейшем этот проект был переработан Евгением Левинсоном и Иваном Фоминым, занимавшимися застройкой Ивановской улицы в том же районе, а реализации помешала война и затем - экономическая ситуация. (изображения 3,4,5 - Ивановская ул. - Володарский мост - Народная улица)

Интересно, на что от предлагаемого нам генплана любопытно будет посмотреть лет так …через 80? #советская_архитектура #генпланспб
В этот день, 13 февраля в 1780 году в Петербург по приглашению Екатерины II прибывает итальянский архитектор
Джакомо Кваренги

Приверженец палладианской архитектуры, Кваренги знаменит творениями в стиле классицизма - вспоминаются его здания Академии наук, Смольного и Екатерининского институтов, Александровский дворец. Ещё интересно, что он был членом мальтийского ордена и построил Мальтийскую капеллу Воронцовского дворца.

Но я опубликую акварели его  несостоявшихся проектов.

1. Фасад здания фондовой биржи в Петербурге,1783 г.

Здание не было достроено. Разобрано по приказу царицы, поскольку, выполненное в палладианском стиле, казалось слишком камерным для невской панорамы и не соответствовало задачам, функции и масштабу сложившихся ансамблей. И Тома де Томон возводит своё, любимое нами, здание биржи.

И ещё иллюстрации из истории соперничества Кваренги и Тома де Томона.

2,3 - Разрезы здания Большого театра в Петербурге. 1802 г.

Выполнены для проекта расширения и перестройки театра.
Но Кваренги опять обошел Тома де Томон. Перестройку поручили ему, а от идеи Кваренги остались только эти прекрасные акварельные отмывки.

(к слову, это соперничество мастеров-зодчих было в интересах архитектуры города, но для Томона обернулось трагически. В 1813 году театр горел, Томон, как автор, пошел его обследовать, упал с лесов и вскоре умер. Да и с театром и Консерваторией в прошлом и настоящем - постоянные переделки и проблемы).

Кваренги же успешно строил, и умер в Петербурге в 1817 году.
#былое #зодчие #театры
Немного романтики...

Средневековая кровать-ящик.

Изобретенная примерно 600 лет назад во Франции кровать, известная под названием "lit clos" была очень популярна в Европе - она помогала сохранить личное пространство там, где стесненные жилищные условия не способствовали уединению...

Кровати были распространены ещё совсем недавно - в викторианскую эпоху, и имели множество вариаций - отдельно стоящие, встроенные в ниши, замаскированные в систему панелей и раздвижных дверей - их конечно, изготавливали на заказ. И естественно, такая встроенная мебель использовалась и как система хранения.

Говорят, эта мода опять возвращается...
#былое #интерьер
Клуб идей и знаний Anima Libera — просветительский и творческий проект команды отеля Indigo St. Petersburg-Tchaikovskogo, где всегда рады гостям и жителям Петербурга!

📅 16 февраля
в 19:00
Клуб Anima Libera приглашает Вас на встречу с доктором философских наук, профессором, куратором культурного наследия, исследовательских и образовательных программ Cartier Аркадием Извековым.
Конец XIX — начало XX века, время расцвета науки, искусства и экономики, получило название «Belle Epoque», прекрасная эпоха. В то время люди были буквально опьянены ощущением свободы, прогресса и неограниченных возможностей.
Вместе с профессором Извековым мы мысленно отправимся в Париж второй половины XIX в., когда он становится столицей роскоши и законодателем мод и поговорим о национальной черте французов L’Art de Vivre и прекрасном времени Belle Epoque

📞Телефон +78124545577
🏨Отель Indigo St. Petersburg-Tchaikovskogo, улица Чайковского, 17
Дача Фаберже. "Дважды утраченная".

В Осиновой роще под Петербургом находится дача Карла Фаберже, с историей менее известной, чем работы ювелира.

Дача была построена в 1900 году по проекту Карла Шмидта.
После революции, когда хозяева были вынуждены покинуть дом (Карл Фаберже нелегально уехал за границу, сын Агафон оказался в тюрьме), в здании несколько  месяцев квартировали красноармейцы. Всё, что можно было найти ценного из обстановки, было растащено, разбито или изуродовано. Главный тайник хозяина - Агафона Фаберже, лучшего в России знатока и оценщика драгоценных камней, обнаружен не был. Его нашли позднее люди, которые пришли фиксировать акты вандализма. Из тайной комнаты-сейфа были вывезены десять ящиков, наполненных редкими камнями, украшениями, медалями, картинами и другими предметами искусства. Куда их вывезли и где находится сокровища сейчас - неизвестно.

Здание отремонтировали, сделали перепланировку и разместили в нём детский сад. Тогда же по дому водили экскурсии. Оказалось, что это были его лучшие годы в  послереволюционную эпоху.

В начале 2000-х здание совсем обветшало и было закрыто, но стало объектом культурного наследия. Наступило его самое печальное время - ожидание реставрации. 

Появились правообладатели, обещавшие музей, но не прикрывавшие какие-то свои планы даже имитацией работ. За это время исчезали остатки убранства, отделка печей и каминов… 

В 2017 году из-за откровенной разрухи (и многочисленных публикаций фотографий дачи в соцсетях) собственника все-же сменили на, казалось бы, "идеального" с точки зрения охраны памятников:

Правообладателем стало «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» - АУИПИК, созданное Минкультом "в целях совершенствования системы управления объектами культурного наследия".

Но АУИПИК к 2022 г. никаких работ не начинал. В здании провалилась крыша и стали рушиться стены. 

Под волной возмущения общественности даже многое повидавший КГИОП не выдержал и подал судебный иск на "коллег" по охране культурного наследия. 

И вот обнадеживающая новость:
По решению Арбитражного суда Москвы дача в Осиновой роще должна быть отреставрирована. В течение 12 месяцев собственник обязан выполнить противоаварийные работы, а в течение 36 месяцев - реставрацию. Вынесено и постановление о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица.

Всё-же хорошо, что у нас целых два органа охраны…

Может ли "принудительная реставрация" для изысканного особняка в стиле модерн быть хорошей? Есть ли заинтересованность у недобросовестного правообладателя выполнять научную реставрацию (и под какие, кстати, цели?) - вопросы с понятными ответами, но похоже, что
при действующих законах отношение к ОКН не изменить, и у нас "принудительные работы" остаются единственным работающим методом реставрации. Если удастся успеть.
Дача Фаберже в Осиновой роще.

(к предыдущему посту)
Фото:
1,2 - 1907 г.
3-5, 7 - Живой город, (2022 г.)
6, 8-9 - sleepy_f (2009 г.)