Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.11K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
На XV Всемирном фестивале архитектуры в Лиссабоне были выбраны лучшие реализованные проекты года.

Неожиданностью стал победитель в номинации лучший интерьер.
Проект оказался до такой степени камерный и непафосный, что его не заметили.
Восполню этот пробел.

Приз за лучший мировой интерьер 2022 года получили авторы детской библиотеки в китайской деревне Пинтань, в провинции Хунань - компания Condition_Lab (Гонконг).

Собственно, весь объём здания образуют две переплетающиеся лестницы, площадки которых служат местом отдыха, чтения книг и игр.
Площадь здания - около 80 м2, и оно полностью построено из дерева. Расположена библиотека во дворе обычной, серо-бетонной начальной школы, и рассчитана на 400 детей.

Типологически это традиционный дом народности Донг с черепичной скатной крышей и системой врезных и шиповых деревянных конструкций из взаимосвязанных колонн и балок. (см. фото исторических зданий этого района - 6,7,8.)

Традиция и мастерство работы с деревом продолжены в современном минималистичном интерьере, сформированном ячейками-стеллажами, винтовыми лестницами со стойками и квадратами оконных блоков, объединенными со стеллажами, работающими напросвет, и как из кубиков образующих фасадную стену, с видом на рисовые поля и горы.

Но премия дана не только за архитектуру. Библиотека становится иным типом здания - не просто местом для чтения и хранения книг, но и открытым пространством общения и развития детей.

"Социальное воздействие не требует больших финансовых вложений, дизайн не ограничивается высококлассными проектами, а архитектура должна иметь цель" (из аннотации к проекту).

#библиотеки #деревянный_дом
9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией.

В связи с этим вспомнилось высказывание:

"Да, инвестиции городу нужны, но оправданные. А мегастройки служат лишь обороту денег и горстке людей, которые на них наживаются, оставляя городу долги и расходы".

Вирджиния Раджи, мэр города Рима. 2018 год.

* Раджи из партии, выступающей против истеблишмента, известная своей борьбой против мафии. Тем не менее, Вирджиния проиграла выборы в 2021 году из-за того, что за пять лет будучи во главе итальянской столицы, не сумела избавить город от груд мусора.

Сложившаяся мусорная коррупционно-мафиозная система оказалась непобедима...
О хорошем.

Давно хотела написать о фестивале "Том Сойер фест" - очень позитивном движении людей, неравнодушных к архитектуре старинных городов.

Идея фестиваля - показать, что восстановить утраченный облик исторической среды и старых зданий можно при желании простыми средствами и небольшими затратами. Но не менее важная задача - привлечь внимание жителей городов к красоте запущенных, полузаброшенных старых домов. О сносе которых большинство горожан и не пожалеет.

▫️Принять участие могут все желающие - это открытый проект. Работы идут под бескорыстным руководством реставраторов (без них нельзя), на спонсорские деньги. Все сметы публикуются в открытых отчетах.

▫️Здания выбираются участниками программы. Это не должны быть памятники архитектуры - их реставрацией могут заниматься только подготовленные специалисты. И здание не должно находиться в аварийном, требующем замены конструкций, состоянии. Как правило, выбираются небольшие деревянные дома.

▫️Важно, что принципиально нет единого "центра правления" и особых отношений с "властью" - всё держится на местной инициативе и спонсорах. Но участникам оказывается серьезная координационная, информационная поддержка от основателей проекта, и идет активный обмен опытом.

▫️Всего к проекту присоединился 61 город, но в 2022 г. количество активных участников, к сожалению, уменьшилось (понятно почему). На сайте можно посмотреть города, поддержавшие проект. Наибольшее участие жителей в Самаре (город, с которого всё началось), и Нижнем Новгороде ( единственный город, где есть внимание и со стороны губернатора).

Москвы, кстати, мы там не увидим. В Петербурге очень хорошая команда, но после 2021 года активность и поддержка куда-то ушли...

Но с нами всё не так плохо, как кажется - питерцы и москвичи едут летом в малые города (точно знаю!), используя участие в фестивале и как возможность выбраться из мегаполиса (хорошая тема в сложившихся условиях).
А результаты работы замечательные - посмотрите!
#деревянный_дом #реставрация #хорошее
Сергей Михайлович Бархин (1938-2020)
"Бумажный архитектор"
1981 г.

Было время мечтать.
Бумажная архитектура -

(в продолжение темы)
- это вовсе не обозначение неумелых архитекторов и их невнятных чертежей без спецификаций,

- а художественное явление 70-80-х годов, возникшее в среде молодых одаренных архитекторов. В силу системных особенностей СССР, они не могли творчески реализовать себя в реальном проектировании. Но получив возможность выйти на международные концептуальные конкурсы, неожиданно начали там побеждать и в итоге - соревноваться между собой.

Почему так вышло? Возможно, потому что на т. н. западе в основном занимались практическими вещами. И ниже был уровень художественной подготовки архитекторов.

Историк советской архитектуры Селим Хан-Магомедов, подводя итог веку, написал:
«Я бы разделил русскую архитектуру ХХ века на три автономных в эстетическом плане явления. Во-первых, это авангард. Во-вторых, сталинский ампир. И, наконец, в-третьих, «бумажная архитектура» 80-х гг. Все, что остается за рамками приведенной классификации, не представляет
профессионального интереса»
.

1, 2 - Проект театра в Амстердаме. Международный конкурс ОИСТАТа. Главный приз. С. Бархин в соавторстве с М. Беловым и 2 участниками. 1987 г.

3. Японский бумажный конкурс Дом 300х300х300 футов в Нью-Йорке. С. Бархин с М. Беловым.

5. Проект «Жилище бездомных». С. Бархин в соавторстве с Е. Козельковой. Конкурс ЮНЕСКО, международного союза архитекторов и короля Испании. 1987 г.
«В гостинице Саратова вдруг понял, что в корпусах ракет, поставленных вертикально, с украшенными завершениями, можно реально и символически разместить бездомных. Дали специальную премию».

6-9. Жилище для бездомных. М. Белов. Поощрительная премия (дома для бездомных - в объёмных блоках рекламных конструкций. Как символизм и практичность).

Работы выглядят немного странно для архитектурных конкурсов, но их и ценили за необычность. В дальнейшем бумажники "исправились" и стали вполне традиционно проектировать. Михаил Белов - преподаватель МАРХИ. Сергей Бархин был известный театральный художник.
#советская_архитектура