Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.11K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
В Выборге всегда прихожу в библиотеку Алвара Аалто. Часа на два, как читатель. Меньше не получается. Нас таких, с книжками, там собирается меньше раз в дцать, чем туристов. "Работаем" экспонатами на диванах авторского дизайна Аалто, туристы на цыпочках фотографируют и шуршат мимо. Нет, не мешают.

И каждый раз в библиотеке вспоминаю красивую историю.

Первоначально проект Аалто, победивший в конкурсе, был другим. В стиле неоклассицизма, с колоннами и куполом, очень хороший. Напоминающий библиотеку в Стокгольме.

Он устраивал заказчиков, но не архитектора (такое бывает).
Не был решен вопрос равномерного освещения большого читального зала. И вот, уставший от архитектурных поисков, Аалто засыпает и видит очень финский сон. Большую поляну в горах, но не сплошную, а состоящую из множеств маленьких, расположенных на разных уровнях, террасами, и соединенных между собой, и над ними - много-много, тысячи, маленьких солнц (если так можно сказать). Этой картины оказалось достаточно, чтобы пересмотреть структуру и концепцию здания. Переубедить заказчиков образами было сложнее, но, как ни странно, тут помогли экономические затруднения - перенос сроков, удешевление, смена участка строительства в городском парке.

Как воплотились эти солнца и террасы - написано очень много, посмотреть можно тут (если кто-то не знает – то на потолке не светильники, а световые окна-колодцы, дающие в любую погоду равномерный рассеянный свет).

Стиль архитектуры, родоначальником которого считается Аалто, называется финский функционализм, и в Выборге есть еще интересные здания в этом стиле, посмотреть на которые приезжают утонченные любители минимализма (напишу).

А тем временем все три читательницы под солнцами читали: Стивен Хокинг "Большое, малое, и человеческий разум", Гюнтер Грасс "Луковица памяти", Дж. Оруэлл "1984". #выборг #библиотеки
Читальный зал со "световыми колодцами" и "террасами" библиотеки Алвара Аалто. И знаменитая корзина с бумагой для обертывания книг. #выборг #библиотеки
«Товарищество Российско-Американской мануфактуры»
(выполняю обещание)
История завода «Красный Треугольник» примечательна с момента его основания.

💰Гамбургский предприниматель Фердинанд Краузкопф, часто бывавший в России, понял, что страна по своим климатическим условиям является наилучшим рынком для сбыта галош, и что наиболее целесообразно организовать производство галош в России вследствие дешевизны рабочих рук и топлива и, в частности, в Петербурге. Кроме галош, нужны были технические изделия из резины для развивающейся промышленности.

Найдя компаньонов среди российских купцов, в 1859 году он основал "Товарищество Российско-Американской мануфактуры" и в 1860 г. открыл первую резиновую фабрику в России.

✔️Согласно «Положению о размещении и устройстве частных заводов в С.-Петербурге» 1833 года, из центра города выводились "экологически вредные производства". Одним из районов, где допускалось их размещение, стала местность вдоль Обводного канала. Там были построены первые корпуса.

⚙️ «Технологический процесс был перенесен из Америки - новая резиновая фабрика была оснащена по последнему слову техники исключительно заграничным оборудованием. Технологический процесс полностью дублировал американский. «Заграничными» были и первые кадры. Мастера из Германии, клейщицы галош из Англии, которые должны были обучать российских рабочих. Секрет создания резины тщательно охранялся компанией Российско-Американской мануфактуры. Каждый поступавший на работу техник или инженер подписывал «клятву верности»: никого, кроме правления товарищества, не посвящать в то, что происходит на заводе, а также не открывать способа приготовления изделий. От рабочих эти технические секреты также скрывались. Первая продукция была выпущена в том же 1860 году. Уже в октябре выпускалось до 1000 пар галош в день. Вскоре фабрика экспортировала свои изделия в Европу и, конечно, обеспечивала галошами всю Россию.

Интересно объяснение выбора названия, соответствующего торговому знаку: «В знаке фирмы треугольник - главное, бросающееся в глаза неграмотному покупателю».
(Олег Лыков, «Резиновая промышленность Российской Империи под контролем иностранного капитала»)

💰Постепенно товарищество выкупило фабрики менее успешных производителей резины – «Гумми и гутаперча» и англо-русской мануфактуры «Макинтош».

✔️ На работу принимали в основном женщин, чей труд оплачивался невысоко. Их называли «калошницами». К 1910 году на фабрике число рабочих составляло: 3300 женщин, 3200 мужчин, около 370 служащих.

👩‍👧‍👦 Понимая трудности работниц, при фабрике были организованы ясли (с детьми занимались по «Фребелевской методе»), школа, кружки для детей. Также для рабочих построены: два медицинских пункта с бесплатною аптекой, санаторий («колония отдыха для рабочих»), жилые дома, и что-то напоминающее дом культуры – библиотека, классы пения и духовой музыки, кегельбан с бильярдом.

✔️ Рассказывали, что во время массовых забастовок рабочих Путиловского завода на «Треугольник» приходила группа агитаторов, но их не поддержали, потому что у рабочих не было причин к недовольству… #красный_треугольник #промышленная_архитектура #промзоны_спб