Парламенты
(продолжение поста)
Показатель значимости парламентов - их изображение на денежных купюрах. Про Капитолий на 50 $ напоминать излишне, но вот например, двойная гордость Папуа Новой Гвинеи - и современный парламент в национальном стиле, и банкнота с его изображением попала в рейтинг самых красивых денег.
А что же в России?
В 1906 году первому парламенту - Государственной Думе, был отдан из казны невостребованный царской фамилией Таврический дворец. После революции заменой "парламенту" стали Съезды КПСС, с 1961 г. собиравшиеся раз в пять лет в Кремлевском дворце съездов. Другим знаменитым "парламентским зданием" стал (с 1981 г) Дом Советов РСФСР. Оба здания относятся к архитектуре модернизма, но истоки - от монументальной “ребристой архитектуры” сталинского ар-деко - тут стòит обратить внимание на проекты Дворца Советов 1932-34 г, особенно - Гамильтона. После событий 1993 года парламенту это здание не принадлежат. В Доме Советов, с трехуровневой системой подземных этажей и бункером - сейчас Дом Правительства РФ.
Современный же российский парламент находится в здании бывшего Госплана (изначально - Дом Совета Труда и Обороны), построенного в 1935 году, на закате конструктивизма и начале диктата сталинской архитектуры. Дом-шкаф, с нарезкой фасада из квадратных окон, равномерно разделенных одинаковыми вертикалями плоских пилонов, втиснутый в самый центр Москвы, но не ставший центром жизни, а лишь по-казённому “соответствующий функциональному назначению”, и - возвращаемся к началу поста…
1 Британский парламент, Вестминтер (1836-1860)
2 Венгерский парламент в Будапеште (1896)
3 Капитолий с Национальной аллеей, Вашингтон (1792-1863)
4 Капитолий в Вашингтоне и Капитолий в Гаване (1929 г),
5. Бундестаг (1894, 1999)
6 Австрийский парламент в Вене (1883)
7 Парламент Шотландии (2004)
8 Парламент Папуа - Новой Гвинеи (1984)
9 Таврический дворец (1789)
Кремлёвский дворец съездов (1961)
10 Дом Советов РСФСР (Дом правительства РФ) 1965-1981
Дом Совета Труда и Обороны (Государственная дума РФ) 1935
#парламенты
(продолжение поста)
Показатель значимости парламентов - их изображение на денежных купюрах. Про Капитолий на 50 $ напоминать излишне, но вот например, двойная гордость Папуа Новой Гвинеи - и современный парламент в национальном стиле, и банкнота с его изображением попала в рейтинг самых красивых денег.
А что же в России?
В 1906 году первому парламенту - Государственной Думе, был отдан из казны невостребованный царской фамилией Таврический дворец. После революции заменой "парламенту" стали Съезды КПСС, с 1961 г. собиравшиеся раз в пять лет в Кремлевском дворце съездов. Другим знаменитым "парламентским зданием" стал (с 1981 г) Дом Советов РСФСР. Оба здания относятся к архитектуре модернизма, но истоки - от монументальной “ребристой архитектуры” сталинского ар-деко - тут стòит обратить внимание на проекты Дворца Советов 1932-34 г, особенно - Гамильтона. После событий 1993 года парламенту это здание не принадлежат. В Доме Советов, с трехуровневой системой подземных этажей и бункером - сейчас Дом Правительства РФ.
Современный же российский парламент находится в здании бывшего Госплана (изначально - Дом Совета Труда и Обороны), построенного в 1935 году, на закате конструктивизма и начале диктата сталинской архитектуры. Дом-шкаф, с нарезкой фасада из квадратных окон, равномерно разделенных одинаковыми вертикалями плоских пилонов, втиснутый в самый центр Москвы, но не ставший центром жизни, а лишь по-казённому “соответствующий функциональному назначению”, и - возвращаемся к началу поста…
1 Британский парламент, Вестминтер (1836-1860)
2 Венгерский парламент в Будапеште (1896)
3 Капитолий с Национальной аллеей, Вашингтон (1792-1863)
4 Капитолий в Вашингтоне и Капитолий в Гаване (1929 г),
5. Бундестаг (1894, 1999)
6 Австрийский парламент в Вене (1883)
7 Парламент Шотландии (2004)
8 Парламент Папуа - Новой Гвинеи (1984)
9 Таврический дворец (1789)
Кремлёвский дворец съездов (1961)
10 Дом Советов РСФСР (Дом правительства РФ) 1965-1981
Дом Совета Труда и Обороны (Государственная дума РФ) 1935
#парламенты
Оказывается, политические науки тоже изучают парламентскую архитектуру - предыдущая публикация нашла отклик на канале ув. @politicanimalis (неожиданный для меня привет "из других миров")
- авторы канала дают интересный обзор статьи ученого-политолога, посвященной символическому аспекту политических учреждений - советую прочитать!
Крайне важно, что в статье рассматривается значимость и влияние архитектуры и создаваемых ею образов на политику, а не наоборот - с чем мы уже невольно и обреченно свыклись. Для архитекторов же, замечу, небезразлично, что они проектируют, а в "человечных" и гуманных политических идеях они тоже видят источники вдохновения... (и хоть осознание нормы ещё не меняет ситуацию, но очень даже нас поддерживает)
#парламенты
- авторы канала дают интересный обзор статьи ученого-политолога, посвященной символическому аспекту политических учреждений - советую прочитать!
Крайне важно, что в статье рассматривается значимость и влияние архитектуры и создаваемых ею образов на политику, а не наоборот - с чем мы уже невольно и обреченно свыклись. Для архитекторов же, замечу, небезразлично, что они проектируют, а в "человечных" и гуманных политических идеях они тоже видят источники вдохновения... (и хоть осознание нормы ещё не меняет ситуацию, но очень даже нас поддерживает)
#парламенты
Telegram
Political Animals
Мы не можем пройти мимо замечательной серии постов от ув. @archispilka.
В них очень подробно рассказано об архитектуре политических учреждений – парламентов и предоставлена красочная визуальная подборка. (обязательно посмотрите)
По этому поводу напомним…
В них очень подробно рассказано об архитектуре политических учреждений – парламентов и предоставлена красочная визуальная подборка. (обязательно посмотрите)
По этому поводу напомним…
Последний проект
В дополнение к публикациям про архитектуру политических учреждений, нужно сказать - что ведь был однажды замысел построить в Петербурге настоящее здание парламента:
В 1905 году Императорское С-Петербургское Общество Архитекторов объявило Всероссийский конкурс “на составление эскизного проекта” здания Государственной Думы - “с премиями, выдаваемыми из собственных средств общества”.
Площадка для здания была предложена уникальная - “Марсово поле” - место проведения любимых царских военных парадов, и балаганов с каруселями в дни народных гуляний. Здание бы оказалось вблизи Зимнего дворца, в створе Троицкого моста через Неву, между Летним садом и казармами Павловского полка…
По конкурсному заданию, опубликованному в журнале "Зодчий", здание Думы проектировалось с учетом мирового опыта, и даже с новшествами - требовалось деление зала на три части:
- Первая - амфитеатр, для членов Думы - на 650 мест,
- Вторая - эстрада - где располагались председатель, кафедра, секретариат, министры и представители госучреждений,
- Третья - ложи, в том числе:
▫️царская ложа - 12 чел,
▫️ложи для публики - 200 чел,
▫️ложи для членов Государственного совета - 40 чел.,
▫️ложа для представителей печати - 80 чел.
Особое внимание уделялось удобному расположению ложи для представителей печати - “дабы им было хорошо видно и слышно”.
По публикациям журнала “Зодчий” 1905-1906 г. видно, что интерес был огромный - организаторы отвечали на вопросы участников на страницах альманаха, председатель общества архитекторов Павел Сюзор сделал вдохновляющую подборку аналогов - с чертежами парламентов Австрии, французской палаты Депутатов, Капитолия в Вашингтоне, парламента Германии и проектами зарубежных конкурсов. Срок конкурса продлили с двух до четырёх - по требованию участников за недостаточностью времени… Но всего было представлено 12 проектов - как сказано в альманахе - из-за сравнительно маленькой премии и сроков взялись только люди, "заинтересованные самою идеею".
(продолжение далее)
#былое #парламенты
В дополнение к публикациям про архитектуру политических учреждений, нужно сказать - что ведь был однажды замысел построить в Петербурге настоящее здание парламента:
В 1905 году Императорское С-Петербургское Общество Архитекторов объявило Всероссийский конкурс “на составление эскизного проекта” здания Государственной Думы - “с премиями, выдаваемыми из собственных средств общества”.
Площадка для здания была предложена уникальная - “Марсово поле” - место проведения любимых царских военных парадов, и балаганов с каруселями в дни народных гуляний. Здание бы оказалось вблизи Зимнего дворца, в створе Троицкого моста через Неву, между Летним садом и казармами Павловского полка…
По конкурсному заданию, опубликованному в журнале "Зодчий", здание Думы проектировалось с учетом мирового опыта, и даже с новшествами - требовалось деление зала на три части:
- Первая - амфитеатр, для членов Думы - на 650 мест,
- Вторая - эстрада - где располагались председатель, кафедра, секретариат, министры и представители госучреждений,
- Третья - ложи, в том числе:
▫️царская ложа - 12 чел,
▫️ложи для публики - 200 чел,
▫️ложи для членов Государственного совета - 40 чел.,
▫️ложа для представителей печати - 80 чел.
Особое внимание уделялось удобному расположению ложи для представителей печати - “дабы им было хорошо видно и слышно”.
По публикациям журнала “Зодчий” 1905-1906 г. видно, что интерес был огромный - организаторы отвечали на вопросы участников на страницах альманаха, председатель общества архитекторов Павел Сюзор сделал вдохновляющую подборку аналогов - с чертежами парламентов Австрии, французской палаты Депутатов, Капитолия в Вашингтоне, парламента Германии и проектами зарубежных конкурсов. Срок конкурса продлили с двух до четырёх - по требованию участников за недостаточностью времени… Но всего было представлено 12 проектов - как сказано в альманахе - из-за сравнительно маленькой премии и сроков взялись только люди, "заинтересованные самою идеею".
(продолжение далее)
#былое #парламенты
Telegram
Шпилька архитекторки
Парламенты -
- крайне интересные объекты архитектуры.
По функции - это большие административные (“казённые”) здания. Но их образ - представляет лицо страны и легко узнаваем.
В странах, где парламент имеет значение, здания создавались на волне общего воодушевления…
- крайне интересные объекты архитектуры.
По функции - это большие административные (“казённые”) здания. Но их образ - представляет лицо страны и легко узнаваем.
В странах, где парламент имеет значение, здания создавались на волне общего воодушевления…
Последний проект
(Продолжение публикации)
Проект-победитель архитектора А. И. Дмитриева - самый масштабный, высотой 75 м, и духом и видом близок "образцам", напоминая и Капитолий, и Рейхстаг, и наш ампир - куполом и фасадами с двухуровневым ордером. Интересно, что купол смотрится незаконченным - как-будто с усечённым навершием (возможно, это вынужденный приём во избежание сравнений с Капитолием или Исаакиевским собором).
И конечно, видно, что эта громада поглотила бы всё пространство с видом на Неву и Летний сад с Мойкой.
Нужно сказать, что комиссия в первую очередь оценивала функциональность и красоту планировок, предполагая, что фасады можно и доработать.
Проекты 2 и 3 премии - З. Леви и М. Лялевича - кажутся отмеченными за компактность планов и меньшую высоту, чем у победителя, четвертый же проект - архитектора А. И. Владовского (под интригующим конкурсным девизом “Поросёнок в круге” -в плане ищем купол-пятачок и две ножки в стороны ) - кажется самым изящным и оригинальным по планировке и форме - с дугообразными галереями, и (по моему мнению) - единственным, насколько это вообще возможно - уместным на Марсовом поле.
Пятую премию присудили зданию в национальном стиле (его особо жаловала царская фамилия), деликатно назвав проект "неспокойным" и “немного выставочным”.
Есть ощущение, что строить новое здание и не предполагали (иначе выбрали бы другой, более реальный участок), но важно было зафиксировать "намерение" размахом, дав ненадолго выход творческой энергии и идеям. В общем, как обычно.
UPD: Благодарю ув. подписчиков за вопросы и интерес к теме – добавила на схему контур здания проекта-победителя для понимания масштаба сооружения
#былое #не_случилось
#парламенты
(Продолжение публикации)
Проект-победитель архитектора А. И. Дмитриева - самый масштабный, высотой 75 м, и духом и видом близок "образцам", напоминая и Капитолий, и Рейхстаг, и наш ампир - куполом и фасадами с двухуровневым ордером. Интересно, что купол смотрится незаконченным - как-будто с усечённым навершием (возможно, это вынужденный приём во избежание сравнений с Капитолием или Исаакиевским собором).
И конечно, видно, что эта громада поглотила бы всё пространство с видом на Неву и Летний сад с Мойкой.
Нужно сказать, что комиссия в первую очередь оценивала функциональность и красоту планировок, предполагая, что фасады можно и доработать.
Проекты 2 и 3 премии - З. Леви и М. Лялевича - кажутся отмеченными за компактность планов и меньшую высоту, чем у победителя, четвертый же проект - архитектора А. И. Владовского (под интригующим конкурсным девизом “Поросёнок в круге” -
Пятую премию присудили зданию в национальном стиле (его особо жаловала царская фамилия), деликатно назвав проект "неспокойным" и “немного выставочным”.
Есть ощущение, что строить новое здание и не предполагали (иначе выбрали бы другой, более реальный участок), но важно было зафиксировать "намерение" размахом, дав ненадолго выход творческой энергии и идеям. В общем, как обычно.
UPD: Благодарю ув. подписчиков за вопросы и интерес к теме – добавила на схему контур здания проекта-победителя для понимания масштаба сооружения
#былое #не_случилось
#парламенты
Архитектурный конвейер
По впечатлениям от истории, рассказанной на канале https://yangx.top/moneyandpolarfox/5392 (из книги «Сбои и поломки” - о работе ученой-исследовательницы на фабрике) хочется сказать, что -
📐📝 Проектная организация - тоже небольшой "завод" со своим производственным циклом и отлаженными настройками. Работая с канадским бюро над большим проектом, мы удивлялись, до чего же долго они концепцию обдумывали, и как же нам с ними дальше рабочий проект делать... но когда пришло время чертежи деталировочные выдавать - от них сразу полетели узлы и решения в таком количестве, что возник вопрос "когда вы успели это "наклепать"? А всего-лишь - чертежи элементов и решения делались по обкатанным технологиям в стилистике бюро, и - проработанные подрядчиками, которых канадские коллеги сами подбирали. Но нам, увы, пришлось всё переделывать под местные материалы и технологии, изобретать колёса из фанеры и уголков, на первом этапе для смет, потом подбирать по тендерам подрядчиков, а потом и с ними “улучшать” проект. Работа эта затянулась на год(ы)... Ну а переделки в ходе авторского надзора даже в расчет не берутся - это другое!
Так получается, что в их бюро значительная часть времени шла на отработку идеи и концепции, а у нас уходила на техническую часть… Кто и как работает - не только вопрос личного выбора.
Кстати, с Днём строителя 🏗🏠 всех причастных, с пожеланием взаимопонимания между такими разными специалистами и участниками общего процесса!)
Иллюстрация - обычная работа маленького архитектурного конвейера
По впечатлениям от истории, рассказанной на канале https://yangx.top/moneyandpolarfox/5392 (из книги «Сбои и поломки” - о работе ученой-исследовательницы на фабрике) хочется сказать, что -
📐📝 Проектная организация - тоже небольшой "завод" со своим производственным циклом и отлаженными настройками. Работая с канадским бюро над большим проектом, мы удивлялись, до чего же долго они концепцию обдумывали, и как же нам с ними дальше рабочий проект делать... но когда пришло время чертежи деталировочные выдавать - от них сразу полетели узлы и решения в таком количестве, что возник вопрос "когда вы успели это "наклепать"? А всего-лишь - чертежи элементов и решения делались по обкатанным технологиям в стилистике бюро, и - проработанные подрядчиками, которых канадские коллеги сами подбирали. Но нам, увы, пришлось всё переделывать под местные материалы и технологии, изобретать колёса из фанеры и уголков, на первом этапе для смет, потом подбирать по тендерам подрядчиков, а потом и с ними “улучшать” проект. Работа эта затянулась на год(ы)... Ну а переделки в ходе авторского надзора даже в расчет не берутся - это другое!
Так получается, что в их бюро значительная часть времени шла на отработку идеи и концепции, а у нас уходила на техническую часть… Кто и как работает - не только вопрос личного выбора.
Кстати, с Днём строителя 🏗🏠 всех причастных, с пожеланием взаимопонимания между такими разными специалистами и участниками общего процесса!)
Иллюстрация - обычная работа маленького архитектурного конвейера
Одно из лучших и очень точных определений значимости произведений архитектуры - от великого социолога Гюстава Лебона (1841-1931 г. ) ⬇️
https://yangx.top/moneyandpolarfox/5399
https://yangx.top/moneyandpolarfox/5399
Telegram
Деньги и песец
Понятным языком
«Из всех различных языков, рассказывающих прошлое, произведения искусства, в особенности произведения архитектуры, - еще самые понятные.
Более искренние, чем книги, менее искусственные, чем религия и язык, они передают одновременно чувства…
«Из всех различных языков, рассказывающих прошлое, произведения искусства, в особенности произведения архитектуры, - еще самые понятные.
Более искренние, чем книги, менее искусственные, чем религия и язык, они передают одновременно чувства…
Типовая “француженка”
Черно-белый снимок с панелями и подъемным краном может показаться кадром советской фотохроники со строительства типичной "улицы Новосёлов" из 60-х, но если присмотреться - вид панелей слегка "не наш", и можно сказать - даже не без изысков.
На фото - строительство жилого района во французском городе Гавр, который был почти полностью разрушен взрывами и бомбардировками 1944 года.
После Второй мировой в Европе и СССР искали возможности для быстрого строительства жилья - опыта таких масштабов ни у кого ещё не было.
Восстановление Гавра решено было выполнить по единому плану. За дело взялся архитектор Огюст Перре, апологет железобетона: «Мой бетон прекраснее камня» - его кредо. Мастер стиля ар-деко был до войны знаменит строительством "Театра на Елисейских полях".
Архитектурная концепция требует отдельного описания, но здесь важна была скорость, и главным стало принятие технологической схемы на основе железобетона и модульности -
- для скорости город стали проектировать по модульной сетке 6,24 м. Это оптимальный пролёт балки, к тому же кратный 2,4,6,8 и 0.52 м - то-есть размеру стандартного тогда шлакоблока.
Применив модуль ко всему городу, все элементы конструкций и зданий - в том числе окон, ставней, дверей - делали стандартных размеров, на заводах, расположенных близко к стройплощадкам.
Гавр стал лабораторией идей. Работавшие в команде с Перре инженеры, архитекторы, производители, подрядчики получили множество патентов.
При строительстве использовались даже обломки разрушенных зданий - они сортировались, измельчались и добавлялись в раствор.
(продолжение здесь)
#жилье
Черно-белый снимок с панелями и подъемным краном может показаться кадром советской фотохроники со строительства типичной "улицы Новосёлов" из 60-х, но если присмотреться - вид панелей слегка "не наш", и можно сказать - даже не без изысков.
На фото - строительство жилого района во французском городе Гавр, который был почти полностью разрушен взрывами и бомбардировками 1944 года.
После Второй мировой в Европе и СССР искали возможности для быстрого строительства жилья - опыта таких масштабов ни у кого ещё не было.
Восстановление Гавра решено было выполнить по единому плану. За дело взялся архитектор Огюст Перре, апологет железобетона: «Мой бетон прекраснее камня» - его кредо. Мастер стиля ар-деко был до войны знаменит строительством "Театра на Елисейских полях".
Архитектурная концепция требует отдельного описания, но здесь важна была скорость, и главным стало принятие технологической схемы на основе железобетона и модульности -
- для скорости город стали проектировать по модульной сетке 6,24 м. Это оптимальный пролёт балки, к тому же кратный 2,4,6,8 и 0.52 м - то-есть размеру стандартного тогда шлакоблока.
Применив модуль ко всему городу, все элементы конструкций и зданий - в том числе окон, ставней, дверей - делали стандартных размеров, на заводах, расположенных близко к стройплощадкам.
Гавр стал лабораторией идей. Работавшие в команде с Перре инженеры, архитекторы, производители, подрядчики получили множество патентов.
При строительстве использовались даже обломки разрушенных зданий - они сортировались, измельчались и добавлялись в раствор.
(продолжение здесь)
#жилье
Типовая француженка
(продолжение, начало здесь)
Один из главных революционеров строительства - инженер Раймон Камю, разработал бетонные панели, готовые к установке: с трубами, вентканалами, стояками, окнами и дверьми… После сборки "конструктора" оставалось лишь подключить сети и выполнить отделку.
Здания были каркасной и бескаркасной схемы, без подвала, на относительно легком свайном фундаменте и высотой 5 этажей (допустимый норматив без лифтов).
На полный монтаж четырехподъездной пятиэтажки уходило девять дней.
Опыт был успешен, его распространили на другие города Франции, затем он перешел в Бельгию, Нидерланды, Германию и дальше.
В середине 50-х в СССР стало очевидно, что без преобразований ни массового жилья, ни больших трудовых достижений в стране не будет - вся отрасль была отстроена под индивидуальные "сталинки" и дома барачного типа.
Типизация была отлажена в промышленном строительстве, проекты типового жилья делались, но внедрялись не без проблем и часто "хозяйственным способом".
К тому времени можно было воспользоваться зарубежными достижениями. Советских инженеров и архитекторов отправляли изучать иностранный опыт. По результатам поездки архитектора Н.П. Розанова и доклада о заводе Камю председателя Госстроя СССР В. Кучеренко, Н. С. Хрущев принял решение купить у французов первую технологическую линию «Camus», а затем с фирмой договорились о строительстве в Баку и в Москве лицензированных заводов.
Раймон Камю трижды приезжал в СССР консультировать наших специалистов.
Советские разработчики "адаптировали" иностранные проекты, оставив только бескаркасную схему, убрали странные жалюзи, остекление лестниц стеклоблоками, и немногие детали индивидуальности, и началась новая эпоха…
В 2005 году Гавр был признан памятником ЮНЕСКО за «инновационное использование возможностей бетона» и «исключительный пример архитектуры и градостроительства послевоенного периода»
1-3 - панели Камю (журнал "L'architecture aujourd'hui"),
4 - Огюст Перре на стройке,
5,6- Гавр 1950-х,
7-9 - Гавр сейчас
#жилье
(продолжение, начало здесь)
Один из главных революционеров строительства - инженер Раймон Камю, разработал бетонные панели, готовые к установке: с трубами, вентканалами, стояками, окнами и дверьми… После сборки "конструктора" оставалось лишь подключить сети и выполнить отделку.
Здания были каркасной и бескаркасной схемы, без подвала, на относительно легком свайном фундаменте и высотой 5 этажей (допустимый норматив без лифтов).
На полный монтаж четырехподъездной пятиэтажки уходило девять дней.
Опыт был успешен, его распространили на другие города Франции, затем он перешел в Бельгию, Нидерланды, Германию и дальше.
В середине 50-х в СССР стало очевидно, что без преобразований ни массового жилья, ни больших трудовых достижений в стране не будет - вся отрасль была отстроена под индивидуальные "сталинки" и дома барачного типа.
Типизация была отлажена в промышленном строительстве, проекты типового жилья делались, но внедрялись не без проблем и часто "хозяйственным способом".
К тому времени можно было воспользоваться зарубежными достижениями. Советских инженеров и архитекторов отправляли изучать иностранный опыт. По результатам поездки архитектора Н.П. Розанова и доклада о заводе Камю председателя Госстроя СССР В. Кучеренко, Н. С. Хрущев принял решение купить у французов первую технологическую линию «Camus», а затем с фирмой договорились о строительстве в Баку и в Москве лицензированных заводов.
Раймон Камю трижды приезжал в СССР консультировать наших специалистов.
Советские разработчики "адаптировали" иностранные проекты, оставив только бескаркасную схему, убрали странные жалюзи, остекление лестниц стеклоблоками, и немногие детали индивидуальности, и началась новая эпоха…
В 2005 году Гавр был признан памятником ЮНЕСКО за «инновационное использование возможностей бетона» и «исключительный пример архитектуры и градостроительства послевоенного периода»
1-3 - панели Камю (журнал "L'architecture aujourd'hui"),
4 - Огюст Перре на стройке,
5,6- Гавр 1950-х,
7-9 - Гавр сейчас
#жилье