Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.11K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
"Грядки" для горожан

Эта плотная и бесконечная кирпично-каменная  текстура из домов в стиле "копи-паст" называется Kartoffelrækkerne - и переводится даже без знания датского - "Картофельные ряды". Район не только похож сверху на огородные грядки, а действительно расположен на бывших картофельных полях (до конца ХIХ в. оберегаемых от застройки ради безопасности города).  Таунхаусы по типу английских домов строились, чтобы обеспечить рабочих гигиеничным жильём, которое они также могли себе позволить - строительство велось за счёт рабочих, через Рабочую строительную ассоциацию. Расплачивались за жилье в течение 25 лет.

Архитектура зданий, напоминающая поздний классицизм, по замыслу должна была отражать стремление Рабочей ассоциации к социальному восхождению.

Архитектор Фредерик Беттгер получил за проект несколько международных наград, дома строили качественно, но получились они дороговатыми, поэтому на каждом этаже жила семья.

В послевоенные времена здания стали ветшать и в 1970-х градоначальство решило от них избавиться, проложив по территории автомагистраль. Но возникло большое возмущение, и Объединение рядовых жителей совместно с местными властями отстояли и капитально отремонтировали здания. Сейчас эти дома - одни из самых желанных в Копенгагене.
#города #жилье
"Сад-паланкин".

Когда хотят озеленить город - деревья сажают в грунт,  имеют для этого специальную современную, щадящую землю технику, и модернизируют и перекладывают сети.

Если же нужно "продемонстрировать" озеленение - делают временные композиции за огромные деньги.

Сад-"паланкин" в кадушках на Синем мосту в Петербурге напоминает переносное, разукрашенное восточное средство передвижения, призванное показать статус и роскошь, но транспортом не являющееся.

Его действительная польза в том, что все почувствовали, как в городе необходима зелень и ухоженные, настоящие, небольшие и разные сады, дающие тень.
#ландшафт
Сегодня, 1 июля - День реставратора.

Поздравляю всех врачевателей архитектуры и искусства, возрождающих памятники и дающих новую жизнь нашему наследию.

1 июля 1945 года для восстановления памятников, разрушенных в годы войны, в Ленинграде были образованы Архитектурно-реставрационные мастерские. С тех пор эту дату отмечают в Петербурге и по всей стране.
О пропавших навсегда (ко дню реставратора вспомнилось …)

Многие замечали в старой застройке - той, что не в самом центре, а поглубже - где-нибудь в Коломне, в районе Загородного, Красноармейских улиц - “провалы” между домами - заполненные несуразными советскими строениями, или со скверами - в которые выходят глухие стены-брандмауэры и открываются дворы-колодцы - явно не предусмотренные сплошной застройкой.

Эти “вставки” возникли на месте разрушенных во время войны домов и воссоздавать их в прежнем виде не стали:

- Не было средств и достаточного количества квалифицированных строителей, реставраторов и скульпторов - они восстанавливали главные утраты в центре города,
- Здания периода эклектики и модерна не считались особо ценными, за редким исключением, а модерн даже заклеймили как “буржуазно-упаднический”, равно как историзм или псевдо-русский стиль.

Пример такой утраты - “Дом-сказка” (фото 1-3), как называли его жители - доходный дом И. П. Кольцова на углу Английского пр., 21/Декабристов, 60. Построен по заказу золотопромышленника архитектором Александром Бернардацци в смешении романтических стилей - северного модерна и неорусского, с причудливой башней и балконами, майоликой по эскизам Врубеля и скульптурой - птицей-Фениксом, будто поддерживающей эркер “Дома-сказки”. Здание сгорело в 1942 году, восстанавливать его не стали, и на его месте построили малопримечательный дом в духе сталинской архитектуры (продолжение здесь)
О пропавших навсегда (ко дню реставратора) ... продолжение, начало здесь

- Многие разрушенные дома были деревянными, их воссоздание уже не имело смысла. Особенно это характерно для Коломны - см. пост. На фото 4, 5 - дом на 9 Красноармейской, 9 - деревянный, на каменном цоколе, но оштукатурен “под каменный”, и рядом чей-то деревянный особняк. Вместо них сейчас малоприглядный дом 70-х годов, но с зеленой территорией.

- Частью зданий пожертвовали ради скверов и детских площадок - в перенаселенном коммунальном центре не хватало жизненного пространства

Пример - до войны на 10 Красноармейской героически держался деревянный дом между двумя каменными, и похоже что за ним еще та была “деревня из сараев”, и после мы видим площадки детского сада - фото 6, 7,8

Все знаем сквер на Кузнечном переулке, у музея Достоевского. Соблазн застроить "свободный" участок очень высок, и вроде бы есть основание - " там раньше здание стояло". Но вот в чём дело - для окупаемости оно должно заполнить максимум участка, со внедрением вглубь и вширь, и о каком-то городском пространстве с озеленением или хоть отступом от “красной линии” речи не идет - слишком тесно. Стиль фасада тут значения не имеет.

Последствия разрушений, произошедших 80 лет назад, до сих пор с нами.
И до тех времен, пока не появится ясная концепция развития города, кроме коммерции, эти участки должны оставаться свободными от застройки, как память места и истории - и как потенциал для нового городского пространства. Если не можем сделать это сейчас, то хоть сохраним “золотой резерв” до лучших времён. #старые_дома
Forwarded from Толкователь
Как по мере перехода от НЭПа (и его исчезновения) к индустриализму менялись стандарты жилищного проекта индустриального домостроения.
В 1926-1928 годах группа архитекторов под руководством Гинзбурга в Секции социалистического расселения Госплана РСФСР разработала жилую ячейку 4х4 метра (т.е. 16 кв. м).
Посчитали – не хватит денег на то, чтобы так жировал рабочий.
В 1929 году архитектор Милютин для Магнитогорского меткобината (и вообще нового жилстроительства) разработал ячейку уже площадью 8,4 кв. м. Но и на это денег уже не было.

И потому в 1930-32 годах остановились на жилячейках по 5 и 6 кв. м на одного человека.
Но оказалось, что и 5-6 кв. м на человека – жирно, и в таких ячейках селили по 2, а то и по 3 человека. На Магнитке средняя жилая площадь на человека в итоге была 3,6 кв. м.
(Потому хрущёвки в 33-40 кв. м на семью позднее казались раем для простых людей. Вообще социальное государство в СССР появилось только при Хрущёве)
(Скрин из книги С. Хан-Магомедов, «Пионеры советского дизайна», 1995)
К репосту  ув. https://yangx.top/tolk_tolk/16491:

В 1930 г., в первом номере журнала «Строительство Москвы» сообщалось:

В 1929/30 году по РСФСР будет строиться жилищ  на 616,5 млн.руб. <... > Рабочее жилищное строительство составит 84 проц. общей программы. Всего в 1930 г. по РСФСР будет выстроено около 7 млн. м2 новой жилой площади». 

Получается, что один квадратный метр по плану в среднем должен стоить 88 рублей. 

В это время квадратный метр временного барака стоил 50-60 руб. Квадратный метр жилья в обычном благоустроенном кирпичном доме стоил тогда по расчетам Госплана от 160 до 200 рублей. Квадратный метр строившегося в 1931 году в Ленинграде дома Ленсовета  на Карповке – 700-800 руб.

И поскольку индивидуальное жилище в обозначенные рамки было не вписать - 
следующим пунктом шло судьбоносное для жилья Постановление:

«Коллегия Наркомтруда РСФСР официально постановляет прекратить всякое строительство индивидуального жилища для рабочих, и переключить проводимое Наркомтрудом опытное строительство рабочих жилищ с индивидуальных домов на дома-коммуны». 

Но дома-коммуны тоже получились не те, что представляли архитекторы Сектора социалистического расселения Госплана (на фото 2 - та самая "идеальная" жилплощадь - 1.91 м2 на человека (и это если столы не убирать, которые только для проекта и рисовали).

#советская_архитектура #жилье #ссср