Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.12K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
Маскаро‌н

- (фр. mascaron из итал. mascherone - большая маска) - декоративный элемент в виде маски мифического существа, животного или черепа, в форме головы человека, как правило - анфас.

Маскароны заимствованы из античной культуры, с изображений букраниев - черепов жертвенных быков, козлов или баранов. Использовались в декоре культовых зданий - храмов, святилищ и алтарей. Возвратился букраний в эпоху ренессанса и использовался как дань античной традиции в качестве декора.

Как правило, представляют собой горельефное или скульптурное изображение. Размещаются обычно в арочном замке՛, над оконным или дверным проёмом.

Могут носить нейтральный, комический или романтический облик. Особенно многообразны и выразительны маскароны эпохи модерна.

В России маскароны появляются в архитектуре петровского барокко с начала XVIII века.

За два с лишним тысячелетия античный символ «сакральной жертвы» стал самым одушевленным в архитектуре элементом, несущем эмоцию и тайну.

1, 2 - маскароны-букрании
(юрфак СПбГУ, доходный дом) 3,7 - доходные дома,
4 - львы В. О.,  5 - Витебский вокзал, 6 - бывш. Высшие женские архитектурные курсы (Ковенский, 17), 8 - Дом Городских учреждений, 9 - Дом Зингера, 10 - маскарон московской Центральной телефонной станции Шведско-Датско-Русского телефонного акционерного общества (Мск., Милютинский пер. д. 5)
#архсловарь
15 июня 1885 года российский император Александр III утвердил закон о запрещении ночной работы подростков и женщин.

Автор закона - министр финансов Николай Бунге. В мае 1885г. он внес в Государственный совет проект, в котором предлагал отменить ночную работу для подростков и женщин, сначала - на текстильных фабриках, затем и на всех предприятиях.

И это - не "позитивная дискриминация", а следствие ряда рабочих стачек, которые стали возникать на российских фабриках.

Об изменениях продолжительности рабочего времени в России можно прочитать  здесь

Работаем много и по ночам - исключительно добровольно!
#про_работу #хорошее
Инфра-культура

К вопросу "что идёт впереди" - спрос или предложение в развитии инфраструктуры - вспомнила вроде бы не архитектурную историю - 

Лет 10 назад нужно было купить детскую скрипку, и в поисках инструмента услышала почти легенду о чудесном преображении "бесперспективной" деревни (на несколько тысяч жителей) в крупнейший в Китае скрипичный кластер. Классическая музыка, к слову, там безумно популярна. Возрождение села в начале 90-х началось не со строительства самой большой скрипичной фабрики. Первое, что сделали два китайских бизнесмена, решившие, что будут начинателями в отрасли европейских инструментов - проложили хорошие дороги, "с запасом" на перспективу.  

Пока дороги строились, команда познакомилась с производством в Европе. Оттуда же пригласили лучших скрипичных мастеров-консультантов и технологов, и запустили выпуск недорогих инструментов.

У жителей альтернатив больших не было. Сначала население просто ухватилось за предложенную работу, а потом… начало массово учиться играть на инструментах. 

В селе появились музыкальные школы для взрослых, позже - для детей, дальше - больше: "дом культуры" со сценой и залом для фабричного оркестра и семейных праздников под музыку Вивальди.

Постепенно увлеклись все, мастерство росло, и выйдя на мировой рынок, деревенские мастера начали осваивать премиум-сегмент концертных инструментов. Не удивлюсь, если сейчас уже и театр построили, и отели для международных фестивалей. 

Название той деревни я не запомнила, стала гуглить - а таких музыкальных "городов" даже несколько (см. ссылки) … (скрипку в итоге мы купили китайскую -  для своих целей она была неплоха).

Кажется, что фантазия героя Ильфа и Петрова про Нью-Васюки из "12 стульев" была вполне реализуема, если бы начиналась со строительства дорог.

"Скрипичные поселения": ⬇️:
Город Хуанцяо (фото - городской выставочный центр, построен по студенческому проекту)
Деревня Дунгао
"Грядки" для горожан

Эта плотная и бесконечная кирпично-каменная  текстура из домов в стиле "копи-паст" называется Kartoffelrækkerne - и переводится даже без знания датского - "Картофельные ряды". Район не только похож сверху на огородные грядки, а действительно расположен на бывших картофельных полях (до конца ХIХ в. оберегаемых от застройки ради безопасности города).  Таунхаусы по типу английских домов строились, чтобы обеспечить рабочих гигиеничным жильём, которое они также могли себе позволить - строительство велось за счёт рабочих, через Рабочую строительную ассоциацию. Расплачивались за жилье в течение 25 лет.

Архитектура зданий, напоминающая поздний классицизм, по замыслу должна была отражать стремление Рабочей ассоциации к социальному восхождению.

Архитектор Фредерик Беттгер получил за проект несколько международных наград, дома строили качественно, но получились они дороговатыми, поэтому на каждом этаже жила семья.

В послевоенные времена здания стали ветшать и в 1970-х градоначальство решило от них избавиться, проложив по территории автомагистраль. Но возникло большое возмущение, и Объединение рядовых жителей совместно с местными властями отстояли и капитально отремонтировали здания. Сейчас эти дома - одни из самых желанных в Копенгагене.
#города #жилье
"Сад-паланкин".

Когда хотят озеленить город - деревья сажают в грунт,  имеют для этого специальную современную, щадящую землю технику, и модернизируют и перекладывают сети.

Если же нужно "продемонстрировать" озеленение - делают временные композиции за огромные деньги.

Сад-"паланкин" в кадушках на Синем мосту в Петербурге напоминает переносное, разукрашенное восточное средство передвижения, призванное показать статус и роскошь, но транспортом не являющееся.

Его действительная польза в том, что все почувствовали, как в городе необходима зелень и ухоженные, настоящие, небольшие и разные сады, дающие тень.
#ландшафт
Сегодня, 1 июля - День реставратора.

Поздравляю всех врачевателей архитектуры и искусства, возрождающих памятники и дающих новую жизнь нашему наследию.

1 июля 1945 года для восстановления памятников, разрушенных в годы войны, в Ленинграде были образованы Архитектурно-реставрационные мастерские. С тех пор эту дату отмечают в Петербурге и по всей стране.
О пропавших навсегда (ко дню реставратора вспомнилось …)

Многие замечали в старой застройке - той, что не в самом центре, а поглубже - где-нибудь в Коломне, в районе Загородного, Красноармейских улиц - “провалы” между домами - заполненные несуразными советскими строениями, или со скверами - в которые выходят глухие стены-брандмауэры и открываются дворы-колодцы - явно не предусмотренные сплошной застройкой.

Эти “вставки” возникли на месте разрушенных во время войны домов и воссоздавать их в прежнем виде не стали:

- Не было средств и достаточного количества квалифицированных строителей, реставраторов и скульпторов - они восстанавливали главные утраты в центре города,
- Здания периода эклектики и модерна не считались особо ценными, за редким исключением, а модерн даже заклеймили как “буржуазно-упаднический”, равно как историзм или псевдо-русский стиль.

Пример такой утраты - “Дом-сказка” (фото 1-3), как называли его жители - доходный дом И. П. Кольцова на углу Английского пр., 21/Декабристов, 60. Построен по заказу золотопромышленника архитектором Александром Бернардацци в смешении романтических стилей - северного модерна и неорусского, с причудливой башней и балконами, майоликой по эскизам Врубеля и скульптурой - птицей-Фениксом, будто поддерживающей эркер “Дома-сказки”. Здание сгорело в 1942 году, восстанавливать его не стали, и на его месте построили малопримечательный дом в духе сталинской архитектуры (продолжение здесь)
О пропавших навсегда (ко дню реставратора) ... продолжение, начало здесь

- Многие разрушенные дома были деревянными, их воссоздание уже не имело смысла. Особенно это характерно для Коломны - см. пост. На фото 4, 5 - дом на 9 Красноармейской, 9 - деревянный, на каменном цоколе, но оштукатурен “под каменный”, и рядом чей-то деревянный особняк. Вместо них сейчас малоприглядный дом 70-х годов, но с зеленой территорией.

- Частью зданий пожертвовали ради скверов и детских площадок - в перенаселенном коммунальном центре не хватало жизненного пространства

Пример - до войны на 10 Красноармейской героически держался деревянный дом между двумя каменными, и похоже что за ним еще та была “деревня из сараев”, и после мы видим площадки детского сада - фото 6, 7,8

Все знаем сквер на Кузнечном переулке, у музея Достоевского. Соблазн застроить "свободный" участок очень высок, и вроде бы есть основание - " там раньше здание стояло". Но вот в чём дело - для окупаемости оно должно заполнить максимум участка, со внедрением вглубь и вширь, и о каком-то городском пространстве с озеленением или хоть отступом от “красной линии” речи не идет - слишком тесно. Стиль фасада тут значения не имеет.

Последствия разрушений, произошедших 80 лет назад, до сих пор с нами.
И до тех времен, пока не появится ясная концепция развития города, кроме коммерции, эти участки должны оставаться свободными от застройки, как память места и истории - и как потенциал для нового городского пространства. Если не можем сделать это сейчас, то хоть сохраним “золотой резерв” до лучших времён. #старые_дома