Шпилька архитекторки
2.9K subscribers
2.12K photos
6 videos
2 files
484 links
Канал об архитектуре и немного больше: разбираемся, что и как на неё влияет с точки зрения практикующего архитектора. Всматриваемся в старый и новый Петербург, анализируем, критикуем, мечтаем!

Обратная связь [email protected]
加入频道
Дом ленинградской торговли: "Гвардейка" - "Торгсин" - "ЦУМ"
Получился ли ампир? (продолжение поста)

Детали.

Здание минималистично в деталях. Его декор, по условию заказчика - в стиле ампир. Роль детали сведена к её изначальному появлению в архитектуре: акцентировать внимание в местах соединений, стыков и максимальных напряжений конструкций.
Впрочем, стилистика прорисовки вполне могла быть иной.

Верхний ярус с небольшими помещениями оформлен "модифицированным" дорическим ордером. Тут важен не ордер, а композиционный приём - наличие вертикальной разбивки верхнего яруса, поддерживающей арки, и как-будто продливающей расстекловку, зрительно увеличивая высоту свода (видно на фото 6)

Эмоциональный эффект атриума определился не стилем, а тектоникой и структурой, и строится на контрасте обнаженных конструкций и легкости стеклянного свода, витража, и - потоках света.

Модерн ли это, отдающий дань классике, или ампир нового времени - наверное определение не так важно, как образ, потому напоследок - еще одна деталь:

Верхний ярус фасада венчает объединяющий два этажа ряд пилястр, между которыми проходят рельефы с ампирной символикой - античными доспехами, стрелами и венками. С капителей пилястр, издалека принимаемых за коринфские - на нас смотрят строгие женские лики-маскароны с розами во вьющихся волосах - любимые художниками и архитекторами образы модерна. Такова была неудержимая сила новизны.

(продолжение следует)
Маскаро‌н

- (фр. mascaron из итал. mascherone - большая маска) - декоративный элемент в виде маски мифического существа, животного или черепа, в форме головы человека, как правило - анфас.

Маскароны заимствованы из античной культуры, с изображений букраниев - черепов жертвенных быков, козлов или баранов. Использовались в декоре культовых зданий - храмов, святилищ и алтарей. Возвратился букраний в эпоху ренессанса и использовался как дань античной традиции в качестве декора.

Как правило, представляют собой горельефное или скульптурное изображение. Размещаются обычно в арочном замке՛, над оконным или дверным проёмом.

Могут носить нейтральный, комический или романтический облик. Особенно многообразны и выразительны маскароны эпохи модерна.

В России маскароны появляются в архитектуре петровского барокко с начала XVIII века.

За два с лишним тысячелетия античный символ «сакральной жертвы» стал самым одушевленным в архитектуре элементом, несущем эмоцию и тайну.

1, 2 - маскароны-букрании
(юрфак СПбГУ, доходный дом) 3,7 - доходные дома,
4 - львы В. О.,  5 - Витебский вокзал, 6 - бывш. Высшие женские архитектурные курсы (Ковенский, 17), 8 - Дом Городских учреждений, 9 - Дом Зингера, 10 - маскарон московской Центральной телефонной станции Шведско-Датско-Русского телефонного акционерного общества (Мск., Милютинский пер. д. 5)
#архсловарь
15 июня 1885 года российский император Александр III утвердил закон о запрещении ночной работы подростков и женщин.

Автор закона - министр финансов Николай Бунге. В мае 1885г. он внес в Государственный совет проект, в котором предлагал отменить ночную работу для подростков и женщин, сначала - на текстильных фабриках, затем и на всех предприятиях.

И это - не "позитивная дискриминация", а следствие ряда рабочих стачек, которые стали возникать на российских фабриках.

Об изменениях продолжительности рабочего времени в России можно прочитать  здесь

Работаем много и по ночам - исключительно добровольно!
#про_работу #хорошее
Инфра-культура

К вопросу "что идёт впереди" - спрос или предложение в развитии инфраструктуры - вспомнила вроде бы не архитектурную историю - 

Лет 10 назад нужно было купить детскую скрипку, и в поисках инструмента услышала почти легенду о чудесном преображении "бесперспективной" деревни (на несколько тысяч жителей) в крупнейший в Китае скрипичный кластер. Классическая музыка, к слову, там безумно популярна. Возрождение села в начале 90-х началось не со строительства самой большой скрипичной фабрики. Первое, что сделали два китайских бизнесмена, решившие, что будут начинателями в отрасли европейских инструментов - проложили хорошие дороги, "с запасом" на перспективу.  

Пока дороги строились, команда познакомилась с производством в Европе. Оттуда же пригласили лучших скрипичных мастеров-консультантов и технологов, и запустили выпуск недорогих инструментов.

У жителей альтернатив больших не было. Сначала население просто ухватилось за предложенную работу, а потом… начало массово учиться играть на инструментах. 

В селе появились музыкальные школы для взрослых, позже - для детей, дальше - больше: "дом культуры" со сценой и залом для фабричного оркестра и семейных праздников под музыку Вивальди.

Постепенно увлеклись все, мастерство росло, и выйдя на мировой рынок, деревенские мастера начали осваивать премиум-сегмент концертных инструментов. Не удивлюсь, если сейчас уже и театр построили, и отели для международных фестивалей. 

Название той деревни я не запомнила, стала гуглить - а таких музыкальных "городов" даже несколько (см. ссылки) … (скрипку в итоге мы купили китайскую -  для своих целей она была неплоха).

Кажется, что фантазия героя Ильфа и Петрова про Нью-Васюки из "12 стульев" была вполне реализуема, если бы начиналась со строительства дорог.

"Скрипичные поселения": ⬇️:
Город Хуанцяо (фото - городской выставочный центр, построен по студенческому проекту)
Деревня Дунгао
"Грядки" для горожан

Эта плотная и бесконечная кирпично-каменная  текстура из домов в стиле "копи-паст" называется Kartoffelrækkerne - и переводится даже без знания датского - "Картофельные ряды". Район не только похож сверху на огородные грядки, а действительно расположен на бывших картофельных полях (до конца ХIХ в. оберегаемых от застройки ради безопасности города).  Таунхаусы по типу английских домов строились, чтобы обеспечить рабочих гигиеничным жильём, которое они также могли себе позволить - строительство велось за счёт рабочих, через Рабочую строительную ассоциацию. Расплачивались за жилье в течение 25 лет.

Архитектура зданий, напоминающая поздний классицизм, по замыслу должна была отражать стремление Рабочей ассоциации к социальному восхождению.

Архитектор Фредерик Беттгер получил за проект несколько международных наград, дома строили качественно, но получились они дороговатыми, поэтому на каждом этаже жила семья.

В послевоенные времена здания стали ветшать и в 1970-х градоначальство решило от них избавиться, проложив по территории автомагистраль. Но возникло большое возмущение, и Объединение рядовых жителей совместно с местными властями отстояли и капитально отремонтировали здания. Сейчас эти дома - одни из самых желанных в Копенгагене.
#города #жилье
"Сад-паланкин".

Когда хотят озеленить город - деревья сажают в грунт,  имеют для этого специальную современную, щадящую землю технику, и модернизируют и перекладывают сети.

Если же нужно "продемонстрировать" озеленение - делают временные композиции за огромные деньги.

Сад-"паланкин" в кадушках на Синем мосту в Петербурге напоминает переносное, разукрашенное восточное средство передвижения, призванное показать статус и роскошь, но транспортом не являющееся.

Его действительная польза в том, что все почувствовали, как в городе необходима зелень и ухоженные, настоящие, небольшие и разные сады, дающие тень.
#ландшафт