В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Выставка довольно объемная, хотя посвящена, в сущности всего одной книге. Музей ГУЛАГа и Фонд Памяти исследовал и издал тетради рисунков и заметок, составленные в 1934 году двумя узниками Соловков, иркутским юристом и краеведом Пантелеймоном Казариновым и инженером-изобретателем из Херсона Александром Евневичем. Оба были арестованы по сфабрикованным делам о контрреволюционных организациях в начале 1933 года, а в лагере занимались обследованием и фиксацией памятников. Расстреляны как «антисоветские элементы» в 1937 году.
Увы, материалы двух первых экспедиций Казаринова и Евневича не сохранились (а ведь там они описали 11 тысяч объектов), поэтому данных, интересных для историка древнерусской архитектуры, на выставке нет – разве что гигантский кирпич Преображенского собора 1560-х годов из фондов музея: он больше большемерного, 33х18х7, на материке таких, кажется, не делали…
Зато на выставке можно наблюдать изображения и описания многих, в основном поздних (исключая лабиринты), объектов, расположенных на островах, часовни, кресты, деревянные дома – последние, в основном, не сохранились, отчего свидетельство приобретает бОльшую ценность. Можно сравнивать рисунки «двух рук»: сразу замечаешь, что разночинец Казаринов рисовал не очень хорошо, но старательно, а дворянин Евневич профессионально. Тетради дополняет альбом постановочных фотографий лагеря, который планировался как образцовое место перевоспитания «элементов» и видеоролики. Выставка очень фиксационная, спокойная, архивная, исследовательская. Эмоции в глазах смотрящего. А вывод, веротяно, один: в любой непонятной ситуации – исследуй и анализируй. Составляй архив. Вдруг пригодится.
Книгу можно купить в лавке музея, а выставка открыта до 21 мая 2023.
Проводят экскурсии, очень подробные.
#выставка #Соловки #музейАрхитектуры
Выставка довольно объемная, хотя посвящена, в сущности всего одной книге. Музей ГУЛАГа и Фонд Памяти исследовал и издал тетради рисунков и заметок, составленные в 1934 году двумя узниками Соловков, иркутским юристом и краеведом Пантелеймоном Казариновым и инженером-изобретателем из Херсона Александром Евневичем. Оба были арестованы по сфабрикованным делам о контрреволюционных организациях в начале 1933 года, а в лагере занимались обследованием и фиксацией памятников. Расстреляны как «антисоветские элементы» в 1937 году.
Увы, материалы двух первых экспедиций Казаринова и Евневича не сохранились (а ведь там они описали 11 тысяч объектов), поэтому данных, интересных для историка древнерусской архитектуры, на выставке нет – разве что гигантский кирпич Преображенского собора 1560-х годов из фондов музея: он больше большемерного, 33х18х7, на материке таких, кажется, не делали…
Зато на выставке можно наблюдать изображения и описания многих, в основном поздних (исключая лабиринты), объектов, расположенных на островах, часовни, кресты, деревянные дома – последние, в основном, не сохранились, отчего свидетельство приобретает бОльшую ценность. Можно сравнивать рисунки «двух рук»: сразу замечаешь, что разночинец Казаринов рисовал не очень хорошо, но старательно, а дворянин Евневич профессионально. Тетради дополняет альбом постановочных фотографий лагеря, который планировался как образцовое место перевоспитания «элементов» и видеоролики. Выставка очень фиксационная, спокойная, архивная, исследовательская. Эмоции в глазах смотрящего. А вывод, веротяно, один: в любой непонятной ситуации – исследуй и анализируй. Составляй архив. Вдруг пригодится.
Книгу можно купить в лавке музея, а выставка открыта до 21 мая 2023.
Проводят экскурсии, очень подробные.
#выставка #Соловки #музейАрхитектуры
Рассматриваем концепцию жилого комплекса Balance, который реализуется сейчас по проекту Алексея Гинзбурга на Рязанском проспекте. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Это один из масштабных, сравнительно экономных, московских комплексов: территория 22 га, общая площадь 518 011 м2. Между тем, помимо гигантизма, впрочем сравнительно умеренного, комплекс развивает и другие существенные тенденции нашего времени: он многофункционален, включает необходимую для жизни инфраструктуру, первые этажи отданы аренде, то есть кафе и магазинам, планируются ФОК и два офисных здания.
В объемно-планировочном плане он тоже сбалансирован: примерно две трети домов – 10-этажные с кирпичными фасадами, образуют квартальные контуры и формируют «город для пешехода» с двумя перекрестными бульварами, примерно треть – 30-этажные стеклянно-металлические башни, образуют второй, высотный уровень. Башни скомпонованы, то параллельны, то перпендикулярны друг другу, играют в этакие пятнашки. Всё сдержанно, но разнообразно, и связано достаточно ясной внутренней логикой, так что комплекс вполне оправдывает свое название – «Баланс».
Нам особенно понравился проект школы: кирпичной, с квадратным планом, внутренним двором-cloisterом и круглыми колоннами перед входом в него, и многофункциональное здание вдоль Рязанского проспекта с горизонтальном «скольжением» объемов разной функции.
Подробнее о концепции и о реализованной части – здесь.
#жилойКомплекс #мегаМасштаб #Москва #Гинзбург
В объемно-планировочном плане он тоже сбалансирован: примерно две трети домов – 10-этажные с кирпичными фасадами, образуют квартальные контуры и формируют «город для пешехода» с двумя перекрестными бульварами, примерно треть – 30-этажные стеклянно-металлические башни, образуют второй, высотный уровень. Башни скомпонованы, то параллельны, то перпендикулярны друг другу, играют в этакие пятнашки. Всё сдержанно, но разнообразно, и связано достаточно ясной внутренней логикой, так что комплекс вполне оправдывает свое название – «Баланс».
Нам особенно понравился проект школы: кирпичной, с квадратным планом, внутренним двором-cloisterом и круглыми колоннами перед входом в него, и многофункциональное здание вдоль Рязанского проспекта с горизонтальном «скольжением» объемов разной функции.
Подробнее о концепции и о реализованной части – здесь.
#жилойКомплекс #мегаМасштаб #Москва #Гинзбург
28 мая пройдет шестой сезон дизайн-конкурса одного дня Outstanding Design Talent Call, организованный брендами AQUATON и Santek – ведущими российскими производителями товаров для ванных комнат. Подробнее здесь
Храм вам в ленту.
Пора вернуться к рассмотрению проектов, показываемых МКА. В Страстную пятницу 14 апреля был обнародован проект храма Преображения на Золоторожском валу, 22, в Лефортово. Он расположится в сквере рядом с деревянной церковью Николая, напротив Арт-парка Символ при одноименном ЖК «Символ».
Храм кирпичный, планируется белая обмазка по кирпичу и много фасадных мозаик. В парадигме консервативного проектирования он достаточно гармоничен. Вот только непонятно, почему его «выразительные декоративные элементы» названы «характерными для древнерусской архитектуры второй половины XVI века». Не претендуя на окончательный анализ, скажем: что притворы, которые здесь с трех сторон, в русской архитектуре известны в XIII–XIV веках; трехлопастная форма на притворах исторически не известна вообще, а на четверике реконструирована в соборе Спасо-Андроникова монастыря 1420-х годов, а «живьем» известна в соборе Рождественского монастыря 1521 года. Сочетание ступенчато повышенного верха, пятиглавия и аркатурного пояса известно в соборе Успенского монастыря в Старице 1530-х годов. Переходя к декору, скажем, что аркатурный пояс на фасадах для второй половины XVI века – очень редкая вещь, известен разве что в соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, который, вероятно, копирует собор Покровского монастыря там же или собственный собор-предшественник. Килевидные арки известны и в XVI, и в XV, и в XIV веке. Полоса полукруглых нишек – в таком виде скорее XIII век.
Что же у нас тут от второй половины XVI века? Ну, во-первых порталы: циркульные, с валиком и филенками по сторонам. Во-вторых, барабан центральной главы – он, как кажется, срисован с церкви Зачатия Анны в Углу в Зарядье (тоже 1650-е), а малые главы его повторяют.
С остальным сложнее, прямо не за что зацепиться от второй половины XVI века. Разве что вот: архитектурное бюро называется, вы не поверите, «Домострой».
Основатель Максим Сафронов.
#храм #историческийАнализ
Пора вернуться к рассмотрению проектов, показываемых МКА. В Страстную пятницу 14 апреля был обнародован проект храма Преображения на Золоторожском валу, 22, в Лефортово. Он расположится в сквере рядом с деревянной церковью Николая, напротив Арт-парка Символ при одноименном ЖК «Символ».
Храм кирпичный, планируется белая обмазка по кирпичу и много фасадных мозаик. В парадигме консервативного проектирования он достаточно гармоничен. Вот только непонятно, почему его «выразительные декоративные элементы» названы «характерными для древнерусской архитектуры второй половины XVI века». Не претендуя на окончательный анализ, скажем: что притворы, которые здесь с трех сторон, в русской архитектуре известны в XIII–XIV веках; трехлопастная форма на притворах исторически не известна вообще, а на четверике реконструирована в соборе Спасо-Андроникова монастыря 1420-х годов, а «живьем» известна в соборе Рождественского монастыря 1521 года. Сочетание ступенчато повышенного верха, пятиглавия и аркатурного пояса известно в соборе Успенского монастыря в Старице 1530-х годов. Переходя к декору, скажем, что аркатурный пояс на фасадах для второй половины XVI века – очень редкая вещь, известен разве что в соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, который, вероятно, копирует собор Покровского монастыря там же или собственный собор-предшественник. Килевидные арки известны и в XVI, и в XV, и в XIV веке. Полоса полукруглых нишек – в таком виде скорее XIII век.
Что же у нас тут от второй половины XVI века? Ну, во-первых порталы: циркульные, с валиком и филенками по сторонам. Во-вторых, барабан центральной главы – он, как кажется, срисован с церкви Зачатия Анны в Углу в Зарядье (тоже 1650-е), а малые главы его повторяют.
С остальным сложнее, прямо не за что зацепиться от второй половины XVI века. Разве что вот: архитектурное бюро называется, вы не поверите, «Домострой».
Основатель Максим Сафронов.
#храм #историческийАнализ