По мотивам работы Вильяма Гозака наш подписчик Михаил Спиридонов нарисовал свою картину «Дромеозаврид». Красиво?
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#антропогенез #палеонтология #творчество_подписчиков
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#антропогенез #палеонтология #творчество_подписчиков
«Очевидно, где-то в преддверии выхода фильма про Индиану Джонса и Королевство хрустального черепа, хрустальные черепа соединились с тем, что число “13” - священное число в Мезоамерике: байка про тринадцать черепов начала распространяться, распространяться, потом слилась с мифом о Конце Света в 2012 году, и уже с РЕН-ТВ приходили люди и говорили “Где же? Где же эти тринадцать черепов соберутся, скажите? Мы поедем и сделаем прямой репортаж”».
❗ Прежде чем писать эмоциональный комментарий - пожалуйста, посмотрите выступление (или прочитайте стенограмму).
Научно-просветительский Форум «Ученые против мифов. Заговор против Заговора», 20 августа 2022 г.
Рубрика: #ФЕЙКОЛОГИЯ
Эпизод-2. «Артефакт древней цивилизации или бижутерия? В поисках создателей “хрустальных черепов”»
Спикер: Дмитрий Беляев — кандидат исторических наук, доцент Мезоамериканского центра имени Ю.В. Кнорозова РГГУ, директор археологического проекта «Эпиграфический Атлас Петена».
Вредный оппонент: Михаил Родин — историк, научный журналист, главный редактор журнала «Proshloe», ведущий программ «Родина слонов», «История конфликтов» и др.
🎬 Видеозапись доклада: https://youtu.be/i4fIL8IDZDE
📖 Стенограмма доклада: https://vk.com/@antropogenez_ru-artefakt-drevnei-civilizacii
🎧 Подкасты (Apple, Google и др.): https://antropogenez.mave.digital/
Организатор форума: ANTROPOGENEZ.RU
Съемка, монтаж: Лаборатория Научных Видео
Ведущий: Александр Соколов, редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
Музыка: Дмитрий Денисов, Константин Устинович
Дизайн: Ирина Фролова, Ira Galenkova, Евгения Беляева
Стенограмма: Полина Иванова
Диктор: Евгений Прохоров
Видео-заставки: Виталий Краусс, Тимур Низов
Анимация: Тимур Низов
Скетч: Юлия Родина
Видеорежиссер: Виталий Краусс
Звукорежиссер: Ксения Аблез
Оператор-постановщик: Пётр Стерликов
Продюсер: Георгий Соколов
Координатор: Мариша Эрина
===================================
Подпишитесь на новые эпизоды ► https://clck.ru/H4hGu
Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#ученые_против_мифов #упм #история #археология #подделки #фейки #хрустальные_черепа #мезаамерика #майя #дмитрий_беляев #михаил_родин
❗ Прежде чем писать эмоциональный комментарий - пожалуйста, посмотрите выступление (или прочитайте стенограмму).
Научно-просветительский Форум «Ученые против мифов. Заговор против Заговора», 20 августа 2022 г.
Рубрика: #ФЕЙКОЛОГИЯ
Эпизод-2. «Артефакт древней цивилизации или бижутерия? В поисках создателей “хрустальных черепов”»
Спикер: Дмитрий Беляев — кандидат исторических наук, доцент Мезоамериканского центра имени Ю.В. Кнорозова РГГУ, директор археологического проекта «Эпиграфический Атлас Петена».
Вредный оппонент: Михаил Родин — историк, научный журналист, главный редактор журнала «Proshloe», ведущий программ «Родина слонов», «История конфликтов» и др.
🎬 Видеозапись доклада: https://youtu.be/i4fIL8IDZDE
📖 Стенограмма доклада: https://vk.com/@antropogenez_ru-artefakt-drevnei-civilizacii
🎧 Подкасты (Apple, Google и др.): https://antropogenez.mave.digital/
Организатор форума: ANTROPOGENEZ.RU
Съемка, монтаж: Лаборатория Научных Видео
Ведущий: Александр Соколов, редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
Музыка: Дмитрий Денисов, Константин Устинович
Дизайн: Ирина Фролова, Ira Galenkova, Евгения Беляева
Стенограмма: Полина Иванова
Диктор: Евгений Прохоров
Видео-заставки: Виталий Краусс, Тимур Низов
Анимация: Тимур Низов
Скетч: Юлия Родина
Видеорежиссер: Виталий Краусс
Звукорежиссер: Ксения Аблез
Оператор-постановщик: Пётр Стерликов
Продюсер: Георгий Соколов
Координатор: Мариша Эрина
===================================
Подпишитесь на новые эпизоды ► https://clck.ru/H4hGu
Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#ученые_против_мифов #упм #история #археология #подделки #фейки #хрустальные_черепа #мезаамерика #майя #дмитрий_беляев #михаил_родин
YouTube
Хрустальные черепа майя: неудобные артефакты или фэйк? Дмитрий Беляев. Ученые против мифов 18-2
О том, что технология изготовления хрустальных черепов неизвестна науке, я читал ещё подростком в советское время в журнале «Вокруг света».
================
❤ Понравился ролик? Подпишитесь на новые эпизоды ► https://clck.ru/H4hGu…
================
❤ Понравился ролик? Подпишитесь на новые эпизоды ► https://clck.ru/H4hGu…
Только не говорите, что это ваши соседи / коллеги / "сегодня у магазина встретил" / "мелочь на вокзале просил". Перед вами - три свежих реконструкции внешности древних людей от проекта ancestralwhispers.org ("Шепот предков").
1. Кавзказский охотник-собиратель (~10 тыс. лет назад)
2. Представитель абхазской дольменной культуры, потомок кавказских охотников-собирателей (бронзовый век).
3. Прото-иранец, алакульская культура (бронзовый век).
Проект Ancestral Whispers создан группой студентов из университетов разных стран мира, которых объединяет интерес к истории, антропологии, генетике и реконструкции. Для создания портретов художники используют методику Михаила Герасимова и другие разработки, в том числе российских специалистов.
Источник: https://twitter.com/Sulkalmakh
======================================
💀 Интересны реконструкции? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#реконструкции@antropogenez_ru #история #археология #антропология
1. Кавзказский охотник-собиратель (~10 тыс. лет назад)
2. Представитель абхазской дольменной культуры, потомок кавказских охотников-собирателей (бронзовый век).
3. Прото-иранец, алакульская культура (бронзовый век).
Проект Ancestral Whispers создан группой студентов из университетов разных стран мира, которых объединяет интерес к истории, антропологии, генетике и реконструкции. Для создания портретов художники используют методику Михаила Герасимова и другие разработки, в том числе российских специалистов.
Источник: https://twitter.com/Sulkalmakh
======================================
💀 Интересны реконструкции? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#реконструкции@antropogenez_ru #история #археология #антропология
Иногда задают вопрос: а как узнали, что этому каменному орудию 10 тыс. / 100 тыс. / 1 млн лет? И приходится отвечать, что датировали, конечно, не само орудие, а слой, в котором оно залегало, а часто — слой над либо под отложениями, в которых найден данный артефакт. Конечно, это создаёт некую неопределённость, но имеем, что имеем, ведь само каменное изделие датировать невозможно… Так вот, теперь возможно. Правда, с некоторыми оговорками, о которых ниже.
Итак, Олдувайское ущелье в Танзании — место, подарившее миру человека умелого и парантропа Бойса, а также олдувайскую культуру, считавшуюся самой примитивной орудийной культурой, созданной человеком. Открытия делались здесь еще в 1950-е годы, когда в Олдувае работал выдающийся палеоантрополог Люис Лики. Менее известно, что Олдувайское ущелье было чуть ли не первым археологическим памятником, к которому в начале 1960-х применили недавно открытый калий-аргоновый метод датирования. Этим методом определяли возраст пород вулканического происхождения. Теперь исследователи датировали напрямую кварцитовые орудия из Олдувая. Как?
📖 Подробности в обзоре Александра Соколова для портала XX2 ВЕК: https://22century.ru/allsorts/110160
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#каменные_орудия #антропогенез #палеоантропология #александр_соколов
Итак, Олдувайское ущелье в Танзании — место, подарившее миру человека умелого и парантропа Бойса, а также олдувайскую культуру, считавшуюся самой примитивной орудийной культурой, созданной человеком. Открытия делались здесь еще в 1950-е годы, когда в Олдувае работал выдающийся палеоантрополог Люис Лики. Менее известно, что Олдувайское ущелье было чуть ли не первым археологическим памятником, к которому в начале 1960-х применили недавно открытый калий-аргоновый метод датирования. Этим методом определяли возраст пород вулканического происхождения. Теперь исследователи датировали напрямую кварцитовые орудия из Олдувая. Как?
📖 Подробности в обзоре Александра Соколова для портала XX2 ВЕК: https://22century.ru/allsorts/110160
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#каменные_орудия #антропогенез #палеоантропология #александр_соколов
XX2 век
Сколько лет каменному топору? Археологи научились датировать орудия
Иногда задают вопрос: а как узнали, что этому каменному орудию 10 тыс. / 100 тыс. / 1 млн лет? И приходится отвечать, что датировали, конечно, не само орудие, а слой, в котором оно залегало, а часто — слой над либо под отложениями, в которых найден данный…
- «А какая роль вообще была у женщины, как жены фараона? Была ли у неё какая-то реальная власть? Или она, как украшение, рядом постояла?»
- «А как в Египте того времени религия относилась к самоубийству?»
- «Насколько религия и мировоззрение во времена Клеопатры отличались от таковых во времена строителей пирамид?»
- «Кроме Плутарха и прочих римских "исследователей" имеются ли иные источники о Клеопатре (типа арабских авторов или из этой области)? Стоит ли слепо верить римским источникам? Может все было наоборот?»
- «Какой фильм про Клеопатру ваш самый любимый и совпадает ли он с самым достоверным?»
- «Есть ли объективные причины считать Клеопатру влиятельной фигурой в истории?»
Сегодня ровно в 19:00 по мск на «Научной станции» #Постскриптум доклада «Клеопатра, царица Египта: факты против стереотипов» («Учёные против мифов. Пробуждение Пингвохотепа»).
На ваши вопросы ответит Владимир Большаков — египтолог, к.и.н., доцент кафедры общеобразовательных дисциплин РУДН. В качестве приглашенного исследователя работал в Институте египтологии Страсбурга, Университете Лион 2, Французском институте восточной археологии в Каире, автор 55 научных публикаций.
Смотреть нас в прямом эфире на YouTube: https://youtu.be/_NsslIACeHo
И в ВК: https://vk.com/video-110924669_456245014
Чтобы не пропустить - перейдите по ссылке и нажмите колокольчик «Напомнить»!
Ведущие эфира: Георгий Соколов (АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ) и Виталий Краусс (Лаборатория Научных Видео).
Список всех авторов лучших вопросов на эфирах «Научной станции» находится тут: https://vk.com/@antropogenez_ru-luchshie-voprosy
📌 Клеопатра, царица Египта: факты против стереотипов. Владимир Большаков. Ученые против мифов 17-2: https://youtu.be/V1QQd-pkcP0
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#стрим #научная_станция #ученые_против_мифов #упм #древний_египет #история #археология #клеопатра #цезарь #марк_антоний #владимир_большаков
- «А как в Египте того времени религия относилась к самоубийству?»
- «Насколько религия и мировоззрение во времена Клеопатры отличались от таковых во времена строителей пирамид?»
- «Кроме Плутарха и прочих римских "исследователей" имеются ли иные источники о Клеопатре (типа арабских авторов или из этой области)? Стоит ли слепо верить римским источникам? Может все было наоборот?»
- «Какой фильм про Клеопатру ваш самый любимый и совпадает ли он с самым достоверным?»
- «Есть ли объективные причины считать Клеопатру влиятельной фигурой в истории?»
Сегодня ровно в 19:00 по мск на «Научной станции» #Постскриптум доклада «Клеопатра, царица Египта: факты против стереотипов» («Учёные против мифов. Пробуждение Пингвохотепа»).
На ваши вопросы ответит Владимир Большаков — египтолог, к.и.н., доцент кафедры общеобразовательных дисциплин РУДН. В качестве приглашенного исследователя работал в Институте египтологии Страсбурга, Университете Лион 2, Французском институте восточной археологии в Каире, автор 55 научных публикаций.
Смотреть нас в прямом эфире на YouTube: https://youtu.be/_NsslIACeHo
И в ВК: https://vk.com/video-110924669_456245014
Чтобы не пропустить - перейдите по ссылке и нажмите колокольчик «Напомнить»!
Ведущие эфира: Георгий Соколов (АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ) и Виталий Краусс (Лаборатория Научных Видео).
Список всех авторов лучших вопросов на эфирах «Научной станции» находится тут: https://vk.com/@antropogenez_ru-luchshie-voprosy
📌 Клеопатра, царица Египта: факты против стереотипов. Владимир Большаков. Ученые против мифов 17-2: https://youtu.be/V1QQd-pkcP0
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#стрим #научная_станция #ученые_против_мифов #упм #древний_египет #история #археология #клеопатра #цезарь #марк_антоний #владимир_большаков
YouTube
Сложные вопросы о Клеопатре. Владимир Большаков. #Постскриптум
- «А какая роль вообще была у женщины, как жены фараона? Была ли у неё какая-то реальная власть? Или она, как украшение, рядом постояла?»
- «А как в Египте того времени религия относилась к самоубийству?»
- «Насколько религия и мировоззрение во времена Клеопатры…
- «А как в Египте того времени религия относилась к самоубийству?»
- «Насколько религия и мировоззрение во времена Клеопатры…
«- Виноваты ли люди в вымирании окружающих их животных? Не сегодня, а на протяжении своей истории?
- Это интересный и спорный вопрос, копья ломаются давно и активно... [...] Существуют два лагеря: одни ученые считают, что главной причиной вымирания крупных животных на рубеже плейстоцена и голоцена были климатические изменения, другие считают, что деятельность первобытных людей. Есть огромное количество публикаций и за одну, и за другую точку зрения.
Но в последние годы перевес на стороне антропогенной версии. Я бы отменил интересную деталь: некоторые исследования начали показывать, что не только сапиенсы ответственны за истребление мегафауны, но и другие люди: неандертальцы, денисовцы, может быть даже Homo heidelbergensis и Homo erectus тоже, по видимому, вносили вклад в вымирание крупных млекопитающих. Эволюция гоминид - это такой фактор, который лучше всего объясняет динамику вымирания крупных хищников и т.д.».
🎬 Смотрим лекцию о книге «Кости, гены и культура»: https://youtu.be/ciT_24aG0BI
Участники беседы:
Александр Марков - доктор биологических наук, заведующий Кафедрой эволюционной биологии биологического факультета МГУ, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН. Специалист по теории эволюции. Лауреат премии «Просветитель» 2011 года за книгу «Эволюция человека».
Елена Сударикова - антрополог, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Государственного Дарвиновского музея.
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#эволюция #антропология #антропогенез #гены #александр_марков #елена_сударикова
- Это интересный и спорный вопрос, копья ломаются давно и активно... [...] Существуют два лагеря: одни ученые считают, что главной причиной вымирания крупных животных на рубеже плейстоцена и голоцена были климатические изменения, другие считают, что деятельность первобытных людей. Есть огромное количество публикаций и за одну, и за другую точку зрения.
Но в последние годы перевес на стороне антропогенной версии. Я бы отменил интересную деталь: некоторые исследования начали показывать, что не только сапиенсы ответственны за истребление мегафауны, но и другие люди: неандертальцы, денисовцы, может быть даже Homo heidelbergensis и Homo erectus тоже, по видимому, вносили вклад в вымирание крупных млекопитающих. Эволюция гоминид - это такой фактор, который лучше всего объясняет динамику вымирания крупных хищников и т.д.».
🎬 Смотрим лекцию о книге «Кости, гены и культура»: https://youtu.be/ciT_24aG0BI
Участники беседы:
Александр Марков - доктор биологических наук, заведующий Кафедрой эволюционной биологии биологического факультета МГУ, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН. Специалист по теории эволюции. Лауреат премии «Просветитель» 2011 года за книгу «Эволюция человека».
Елена Сударикова - антрополог, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Государственного Дарвиновского музея.
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#эволюция #антропология #антропогенез #гены #александр_марков #елена_сударикова
YouTube
Александр Марков и Елена Сударикова: "Кости, гены и культура"
Беседа состоялась 23 декабря 2021 года в центре «Архэ» (https://arhe.msk.ru/) в рамках презентации новой книги Александра Маркова и Елены Наймарк «Эволюция человека. Книга III. Кости, гены и культура.» Поводом для беседы эволюционного биолога Александра Маркова…
- Что такое научная критика текста, и чем она отличается от простого переписывания источника?
- Какую информацию могут дать библейские цитаты, которыми наполнены хроники и летописи?
- Откуда взялись часы у русского очевидца Куликовской битвы?
🎬 О том, как учёные исследуют исторические источники, "отделяя зёрна от плевел", в программе “Родина слонов” рассказывает доктор исторических наук, профессор ВШЭ Игорь Данилевский: https://youtu.be/30vPR0qQRxo
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#история #археология #источники #историческая_текстология
- Какую информацию могут дать библейские цитаты, которыми наполнены хроники и летописи?
- Откуда взялись часы у русского очевидца Куликовской битвы?
🎬 О том, как учёные исследуют исторические источники, "отделяя зёрна от плевел", в программе “Родина слонов” рассказывает доктор исторических наук, профессор ВШЭ Игорь Данилевский: https://youtu.be/30vPR0qQRxo
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#история #археология #источники #историческая_текстология
YouTube
Историческая текстология. Игорь Данилевский. Родина слонов №186
В эфире классика «Родины слонов»!
Представьте, вы вернулись в офис из отпуска и обнаружили, что любимое растение, которое вы взращивали несколько лет и помните ещё маленьким семечком, сломано под корень и безжизненно лежит на полу. Коллеги всё отрицают,…
Представьте, вы вернулись в офис из отпуска и обнаружили, что любимое растение, которое вы взращивали несколько лет и помните ещё маленьким семечком, сломано под корень и безжизненно лежит на полу. Коллеги всё отрицают,…
Больше 4 тысяч лет назад эту женщину считали «особенной». Её похоронили в большой каменной гробнице, причем голова и тело были погребены отдельно.
Гробница Лаббакалли Клин - крупнейший мегалитический памятник в Ирландии, который впервые описан писателем-антикваром Джоном Обри еще в 1693 году. Но настоящие раскопки начались здесь в 1934 году. Памятник долгое время служил кому-то жилищем: археологи обнаружили в нем многочисленные следы бытового использования в железном веке.
Вся гробница имеет длину около 13 м и ширину 6 м, её форма клиновидная, расширяющаяся в передней части. Сооружение состояло из вертикальных камней, покрытых сверху другими камнями, образующими крышу. При постройке над гробницей была сооружена целая каменная пирамида. Исследователи обнаружили закрытый камнем вход. Погребальная камера была разделена на две части: длинную галерею и небольшую «коробку» в восточной части.
Содержимое основной камеры состояло из земли и камней, среди которых находились костяной наконечник, пряслице и фрагмент человеческого черепа. Ниже в почерневшей от древесного угля земле были обнаружены многочисленные кости животных и несколько фрагментов человеческих костей.
Части двух человеческих скелетов, взрослого мужчины и ребенка, были найдены в восточной части главной камеры вместе с женским черепом. На дне меньшей камеры лежал обезглавленный женский скелет. Медицинский эксперт, исследовавший кости, посчитал, что женский череп, найденный в главной камере, принадлежал этому скелету, который археологи прозвали «Старой Ведьмой». Исследователи пришли к выводу, что скелет был похоронен после того, как плоть разложилась, но некоторые сухожилия все еще сохранялись, удерживая большую часть костей вместе. Вероятно, женщину сначала похоронили в другом месте, а затем перезахоронили, когда погребальная камера была готова. Костяная булавка, найденная рядом со скелетом, возможно, использовалась в качестве застежки, чтобы стянуть мешок, в котором тело было доставлено к месту последнего упокоения. Антропологи обнаружили на скелете признаки врожденной патологии – деформации ноги. По одной из гипотез, из-за этой особенности женщину рассматривали как необычного человека, которого «пометили духи».
В 1984 году был проведен радиоуглеродный анализ двух необожженных человеческих скелетов, показавший, что захоронения проводились больше 4 тысяч лет назад, с интервалом, как минимум, 250 лет.
Вместе со скелетами обнаружили хорошо сделанный керамический сосуд с орнаментом и несколько более грубых гончарных изделий. В общей сложности в гробнице Лаббакалли были найдены останки не менее пяти человек, в том числе кости молодой женщины, найденные в урне за пределами разрушенного западного конца памятника.
Спустя века, в кельтскую эпоху этот памятник стали называть «Кроватью ведьмы», и это название сохранилось до сих пор. Существуют легенды про ведьму из Лаббакалли – одетую в белое женщину, которая пророчествовала прямо из древнего памятника.
Возможно ли, что народная память о женщине, чьи обезглавленные останки были найдены здесь, каким-то образом сохранилась в устной традиции? Это звучит заманчиво, но кажется маловероятным.
Почему же череп женщины захоронен отдельно? Возможно, такой ритуал был ранним выражением того, что впоследствии стало известно как «культ головы». Есть и более приземленное объяснение: когда останки были извлечены из могилы перед ее окончательным захоронением в гробнице, голова отвалилась во время транспортировки трупа. К тому времени, когда череп обнаружили, маленькая гробница уже была запечатана, поэтому черепу было предоставлено место для упокоения в большей камере.
Ее имя мы никогда не узнаем, но в одном мы можем быть абсолютно уверены: эта женщина была очень важным человеком, настолько, что после ее смерти люди позаботились о том, чтобы монументальная гробница стала последним местом её упокоения.
Реконструкцию лица т.н. «Старой ведьмы» выполнили художники проекта «Шепот предков» ancestralwhispers.org.
Гробница Лаббакалли Клин - крупнейший мегалитический памятник в Ирландии, который впервые описан писателем-антикваром Джоном Обри еще в 1693 году. Но настоящие раскопки начались здесь в 1934 году. Памятник долгое время служил кому-то жилищем: археологи обнаружили в нем многочисленные следы бытового использования в железном веке.
Вся гробница имеет длину около 13 м и ширину 6 м, её форма клиновидная, расширяющаяся в передней части. Сооружение состояло из вертикальных камней, покрытых сверху другими камнями, образующими крышу. При постройке над гробницей была сооружена целая каменная пирамида. Исследователи обнаружили закрытый камнем вход. Погребальная камера была разделена на две части: длинную галерею и небольшую «коробку» в восточной части.
Содержимое основной камеры состояло из земли и камней, среди которых находились костяной наконечник, пряслице и фрагмент человеческого черепа. Ниже в почерневшей от древесного угля земле были обнаружены многочисленные кости животных и несколько фрагментов человеческих костей.
Части двух человеческих скелетов, взрослого мужчины и ребенка, были найдены в восточной части главной камеры вместе с женским черепом. На дне меньшей камеры лежал обезглавленный женский скелет. Медицинский эксперт, исследовавший кости, посчитал, что женский череп, найденный в главной камере, принадлежал этому скелету, который археологи прозвали «Старой Ведьмой». Исследователи пришли к выводу, что скелет был похоронен после того, как плоть разложилась, но некоторые сухожилия все еще сохранялись, удерживая большую часть костей вместе. Вероятно, женщину сначала похоронили в другом месте, а затем перезахоронили, когда погребальная камера была готова. Костяная булавка, найденная рядом со скелетом, возможно, использовалась в качестве застежки, чтобы стянуть мешок, в котором тело было доставлено к месту последнего упокоения. Антропологи обнаружили на скелете признаки врожденной патологии – деформации ноги. По одной из гипотез, из-за этой особенности женщину рассматривали как необычного человека, которого «пометили духи».
В 1984 году был проведен радиоуглеродный анализ двух необожженных человеческих скелетов, показавший, что захоронения проводились больше 4 тысяч лет назад, с интервалом, как минимум, 250 лет.
Вместе со скелетами обнаружили хорошо сделанный керамический сосуд с орнаментом и несколько более грубых гончарных изделий. В общей сложности в гробнице Лаббакалли были найдены останки не менее пяти человек, в том числе кости молодой женщины, найденные в урне за пределами разрушенного западного конца памятника.
Спустя века, в кельтскую эпоху этот памятник стали называть «Кроватью ведьмы», и это название сохранилось до сих пор. Существуют легенды про ведьму из Лаббакалли – одетую в белое женщину, которая пророчествовала прямо из древнего памятника.
Возможно ли, что народная память о женщине, чьи обезглавленные останки были найдены здесь, каким-то образом сохранилась в устной традиции? Это звучит заманчиво, но кажется маловероятным.
Почему же череп женщины захоронен отдельно? Возможно, такой ритуал был ранним выражением того, что впоследствии стало известно как «культ головы». Есть и более приземленное объяснение: когда останки были извлечены из могилы перед ее окончательным захоронением в гробнице, голова отвалилась во время транспортировки трупа. К тому времени, когда череп обнаружили, маленькая гробница уже была запечатана, поэтому черепу было предоставлено место для упокоения в большей камере.
Ее имя мы никогда не узнаем, но в одном мы можем быть абсолютно уверены: эта женщина была очень важным человеком, настолько, что после ее смерти люди позаботились о том, чтобы монументальная гробница стала последним местом её упокоения.
Реконструкцию лица т.н. «Старой ведьмы» выполнили художники проекта «Шепот предков» ancestralwhispers.org.
Здесь можно совершить виртуальную экскурсию по гробнице: https://voicesfromthedawn.com/labbacallee/
Благодарим Женю Хлистуна за материал.
Источники:
https://voicesfromthedawn.com/labbacallee/
http://www.thestandingstone.ie/2015/06/guest-post-labbacallee-old-hags-bed-by.html
https://labbacallee.weebly.com/the-excavation.html
https://ancestralwhispers.org/reconstructions/corkbbc
======================================
💀 Интересны реконструкции? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#реконструкции@antropogenez_ru #история #археология #антропология
Благодарим Женю Хлистуна за материал.
Источники:
https://voicesfromthedawn.com/labbacallee/
http://www.thestandingstone.ie/2015/06/guest-post-labbacallee-old-hags-bed-by.html
https://labbacallee.weebly.com/the-excavation.html
https://ancestralwhispers.org/reconstructions/corkbbc
======================================
💀 Интересны реконструкции? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#реконструкции@antropogenez_ru #история #археология #антропология
В своей книге 1948 года советский приматолог Э.Г. Вацуро рассказывает об опытах, в которых изучалась отсроченная реакция у шимпанзе. В один из двух ящиков на глазах самца Рафаэля помещали приманку. Затем ящики на некоторое время загораживали от обезьяны ширмой.
Оказывается, пищевая приманка не сильно привлекала обезьяну, знающую, что рано или поздно её всё равно покормят. Приходилось идти на хитрость. Какую?
"В тех случаях, когда зарядка ящика производилась пищей, «Рафаэль» в момент предъявления аппарата спокойно подходил к нему и не спеша открывал соответствующий ящик.
Когда же на его глазах в аппарат сажали кошку..."
📖 Читать далее на нашем портале: https://antropogenez.ru/quote/633/
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#шимпанзе #кошки #приматы #коммуникация
Оказывается, пищевая приманка не сильно привлекала обезьяну, знающую, что рано или поздно её всё равно покормят. Приходилось идти на хитрость. Какую?
"В тех случаях, когда зарядка ящика производилась пищей, «Рафаэль» в момент предъявления аппарата спокойно подходил к нему и не спеша открывал соответствующий ящик.
Когда же на его глазах в аппарат сажали кошку..."
📖 Читать далее на нашем портале: https://antropogenez.ru/quote/633/
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#шимпанзе #кошки #приматы #коммуникация
Сенегальские шимпанзе охотятся на небольших приматов - галаго, и даже используют для этого заострённые палки. Однако когда учёные подсунули обезьянам робота-"галаго", реакция была нетипичной. Возможно, шимпанзе почувствовали, что что-то не так.
На этих двух видео показана встреча с роботом двух шимпанзе - самца и самки.
🎬 Робот Bushbaby встречает шимпанзе и получает неожиданную реакцию: https://youtu.be/6742UPsOO5Y
🎬 Шимпанзе охотится на робота Bushbaby с "копьем": https://youtu.be/QcFZ9dFUfc8
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#шипманзе #галаго #робот #поведение
На этих двух видео показана встреча с роботом двух шимпанзе - самца и самки.
🎬 Робот Bushbaby встречает шимпанзе и получает неожиданную реакцию: https://youtu.be/6742UPsOO5Y
🎬 Шимпанзе охотится на робота Bushbaby с "копьем": https://youtu.be/QcFZ9dFUfc8
==================================
💀 Нравятся наши посты? Поддержите нас на Sponsr.ru: https://sponsr.ru/antropogenezru
#шипманзе #галаго #робот #поведение
YouTube
Robot Bushbaby Meets Chimp & Gets a Surprising Reaction!
These chimps in Senegal normally hunt bushbabies but when this young male chimp met our Spy Bushbaby, he shows off instead to impress a female.
Clip from programme 1 'Love' of our PBS/THIRTEEN Productions LLC series Spy in the Wild.
Narrated by David Tennant…
Clip from programme 1 'Love' of our PBS/THIRTEEN Productions LLC series Spy in the Wild.
Narrated by David Tennant…