Alixandzinad
2.16K subscribers
674 photos
157 videos
4 files
716 links
Biræ ma dzur.
加入频道
#mæqæl #xudæg

Футболист московского "Спартака" Зелимхан Бакаев, в интерью клубному изданию сказал, что его назвали в честь абрека Зелимхана [Гушмазукаева], назвав его "ингушским Робин Гудом":

— О чем ваши любимые книги?

— Об Ингушетии, о народных обычаях, истории, предках. Мне нравятся произведения о героях нашей маленькой республики. Не так давно закончил читать книгу «Зелимхан». Главный герой романа— абрек Зелимхан, ингушский Робин Гуд. Он боролся против несправедливости, всегда помогал бедным и слабым. Всю жизнь его преследовали и унижали, а он, вопреки всему, выходил победителем из самых сложных ситуаций. К слову, меня назвали в его честь.

Зелимхан [абрек] был чеченцем, остаётся гадать как Зелимхан [футболист] не заметил этого, прочитав о нём целую книгу.

Ræstmæ ut.

https://spartak.com/main/news/87926/
#literaturæ

В одном из романов Фолкнера, если не ошибаюсь это был роман "Авессалом! Авессалом!", есть упоминание о незначительном, но потрясающем по смыслу и эмоциональной нагрузке эпизоде. Автор рассказывает, как во время Гражданской войны в США аристократия одного из южных штатов собирает части для армии Конфедерации. Из семьи в семью возят полковое знамя, и в каждом доме молодые девушки и женщины сшивают его своими руками. Или что-то на нем вышивают, этого я точно не помню.

Как это происходит автор не описывает, это было бы совершенно лишним, картина рисуется сама собой. Торжественный и безмолвный караул, объезжающий дома округа, женщины, отправляющие на войну своих мужей, сыновей и братьев под знамена сшитые их руками.

Этот эпизод - хорошая иллюстрация того, какое колоссальное значение для восприятия истории играет литература.

В сущности, без малого все образы, с которыми мы ассоциируем ту или иную эпоху - это образы художественные, а не докумениальные. "Айвенго" и "Квентин Дорвард" для визуализации и мемификации Средневековья сыграли роль гораздо более важную, чем вся non-fiction литература. Собственно Средневековьем мы называем "средние" века Европы, а не Ближнего Востока или Китая, именно потому, что европейцы написали об этом романы много веков спустя. А документальных источников того периода на арабском языке гораздо больше чем на любом из европейских.

Литература - это скрижаль нематерильной культуры нации. Она сохраняет то, что не сохранит ни народная память, ни труды летописцев. В этом смысле мы, конечно, очень бедны и нашей летописи еще предстоит быть написаной.

Ræstmæ ut.
#wæzdanadæm #kulturæ

Замечал, что людей часто штормит от слова wæzdan. У меня есть на этот счет некоторые соображения.

В современном осетинском языке значение слова wæzdan ничем не отличается от европейских gentleman, sir, monsieur, lady, mademoiselle, herr, etc . Это некогда сословные титулы, вошедшие в употребление широкими слоями общества. Так же как вся европейская учтивость и уважение к личности - это внутрисословный этикет, ставший общественным достоянием. Массы потребовали к себе уважения, которое раньше было сословной привилегией.

Русская революция как будто развивалась в обратном направлении. Социальные низы смели тонкую прослойку элиты и принесли с собой нравы привычные в их среде. Проследите, для наглядности, эволюцию образа офицера в русской и советской культуре.

Как рукой сняло и зачатки галантного обхождения, в обществе пролетариев обращения вроде "сударь" или "барышня" стали, по видимому, не уместны.

Что же до нас. Панурговы овцы зачем-то решили, что wæzdan это звучит высокомерно и вызывающе и возможно напоминает кому-то о веках возделывания алдарских огородов. И совершенно зря. Сегодня мы называем wæzdan'ом человека исходя из его воспитания.

Впрочем, я допускаю, что не каждому это может быть по душе. Ræstmæ ut.

https://youtu.be/CTERKXsEEQE
#din #nomaræn

Пять лет назад примерно в это же время я узнал что не стало Расула Гамзатова, имама нашей владикавказской мечети, моего друга, брата и учителя.

Расул взошел на минбар после убийства имама Ибрагима Дударова. На своем курсе Расул был одним из лучших и еще будучи студентом исламского университета, к нему уже обращались за разъяснениями из разных республик Кавказа. Среди родственников Расула были состоятельные люди, которые предлагали ему создать медресе в Москве и работать там, из соображений безопасности. Он отказался, сказал что будет работать там, откуда уехал на учебу. Касаемо безопасности, он пошутил как-то так: "Два года если у меня есть, то уже неплохо". Через полтора года Расула убили.

Убийства наших имамов не раскрыты.

Xwycaw jæ cytgyn Qurany zaghta: "Diny fændagyl cy adæm acydysty, wydon mard ne ’sty, udygas sty". Xwycaw dyn baruxs kænæd, næ qæbatyr imam, dzænæty æppæty xwyzdær bynaty dæ sbadyn kænæd.

Извините за сумбур. Ræstmæ ut.
#æxsænad

Главный инфоповод этой недели это сложение Вадимом Чельдиевым полномочий главного бунтаря республики. Об этом уже много пошутили, и смешно и не очень, поэтому я шутить не буду.

Главный нерв выступления Чельдиева мною остался не принят. Не вижу оснований укорять людей, перед которыми не было поставлено никакой задачи. Когда надо было выйти на площадь надавить на руководство по вопросу ЭЦ - они вышли. Когда объявляли сборы денег - они собирали. Какая задача была поставлена перед населением и в чем Чельдиев обвиняет людей, которые его поддерживали и финансово и наверное морально?

"Ирон зиу" - это общественное движение без какой то конкретной цели, движение для сбора денег у бедных и передачи их нищим. Чельдиев сам неоднократно заявлял, что никаких политических амбиций он не имеет и в этом направлении не работает. Как деятельность фонда "Ирон зиу" соотносится с нынешней властью? Что Чельдиев сделал для изменения управленческого состава республики, который мы "заслуживаем".

То есть по сути обвинять ему некого, кроме как самого себя в том, что он не смог организовать работу своего фонда для решения каких-то конкретных задач. Общественных либо политических.

Процитирую свой же пост от 21 сентября, чтобы не повторяться:

"Риторика Чельдиева звучит вполне революционно, но являет собой наглядный пример того, каким не надо быть революционером. По пунктам объясняю почему.

1. Отсутствие цели. У каждого революционера должна быть простая программа для масс, он должен объяснять что нужно делать для того, чтобы жить стало лучше. "Права третьему сословию", "земля народу, власть советам" etc.

Ни один подписчик чельдиевкой инсты не скажет вам, к чему он собственно призывает. Пока что яростные филиппики заканчиваются лишь предложениями купить аккордеоны и балалайки для домов культуры.
Вывод: Революционер должен предлагать решения. Нет решений - нет революционера.



3. Нерешительность. Уже несколько раз на моей памяти громкие заявления Чельдиева заканчивались фразой "вы меня неправильно поняли". Постоянное обращение к неким тысячам писем, в которых "они требуют", использование безличного "мы", "я всего лишь парламентер" и тд говорит о том, что сабж не готов брать на себя ответственность за ту кашу, которую сам заварил.

Также замечено, что Чельдиев избегает встреч с теми людьми о которых говорит в своих инстаграмах, не берет трубку, не отвечает на сообщения. Вся эта возня не более чем сетевой наброс, а все значимые дела случаются пока что в реале, где варежку-то могут и прикрыть.

Вывод: решительность и готовность к последствиям - одно из важнейших качеств революционера. Нерешительным не место на сцене истории, их удел - театральная.


Общественные движения, преобразования, реформы - это колоссальная организаторская работа, которой Вадим Чельдиев и не думал заниматься.

Вцелом, можно сказать, что граждане слишком серьезно восприняли новый сценический образ нашего героя [тут и отпущенная по случаю борода пришлась весьма кстати] и распереживались там, где этого делать совершенно не следовало".


Скажем спасибо Чельдиеву за его деятельное участие в закрытии завода ЭЦ, он действительно сыграл в этом очень важную роль, а строить будущее республики будут совершенно другие люди, это было понятно сразу.

Ræstmæ ut.
#wæræse #Gewær

КПРФ планирует провести митинг "за честные выборы". Митинг согласован и состоится 30 августа на углу улиц Мичурина/Тельмана.

Напомню, чуть раньше АМС отказала семье Георгия Гуева в проведении митинга на этой площадке ввиду её несоответствия техническим требованиям для проведения митингов. 🤥

Ræstmæ ut.
Средние зарплаты в регионах России и странах Африки. Дагестан на уровне разоренной многолетней гражданской войной Ливии.

🏔 @abrekzaur
#Gewær

То что АМС согласовала митинг в поддержку Геора Гуева всего со второй попытки это момент заслуживающий внимания.

Для сравнения, инициативная группа поддержки Абдульму'мина Гаджиева, которого судят очень похожим образом, подала уже несколько десятков заявок [на 13 августа их было 64] и все они встречены отказами.

Мы часто ругаем наши власти, они это заслуживают, но в сравнении с соседями всё выглядит не столь безнадежно.

Ræstmæ ut.
#Gewær

Тем временем. Канал ZRFV предложил подписчикам оценить доверие к различным источникам информации. Второе место по уровню доверия занял ресурс "Крылья ТВ".

На "Крылья ТВ" семья Геора Гуева записала первое обращение, это было 5 июля. Видео опубликовали через несколько дней и в тот же день оно было удалено из Instagram и Youtube канала данного издания. Более того, представители "Крыльев" писали всем кто успел сделать репост, требовали удалить видео. Никаких внятных объяснений произошедшему родственники Геора не получили. И вообще тема данного судебного процесса на канале, судя по всему, табуирована и никак не освещается.

Вцелом, впечатление о канале неплохое, но беда региональной журналистики в том, что она финансово зависит от кого угодно, кроме читателя и потому всегда управляема. Предполагаю, что ахилессова пята есть и у "Основы", время покажет.

Ræstmæ ut.

PS. Газета "Слово" в вышеуказанном голосовании за сутки рванула с 3% до 23%. Очень нелинейно распределились голоса, сказали бы математики.

https://yangx.top/ossetiaFB/9542
#wæræse #ĉapartæ #æxsænad

Затеречный РОВД обнесли стеной. Раньше там был просто решетчатый забор.

Прозрачные полицейские участки, безо всяких оград и заборов, построенные при Саакашвили в Грузии были знаковой частью реформы МВД, которую следует признать успешной.

Семантика стеклянного отдела полиции, думаю, понятна. В инстинктивном желании наших правоохранителей очевидно прослеживается символизм противоположный по смыслу.

Заборы между органами государственной власти и обществом необходимо сносить. И в прямом и в переносном смыслах, а они их зачем то укрепляют.

Ræstmæ ut.
#promo

Продается работающий бизнес в г.Владикавказ - станция техобслуживания автомобилей. Площадь 1000 м2. Выручка [оборот] с начала текущего года 13,5 млн. рублей. Подтверждена документально. Значительная часть выручки - договора с юрлицами со стабильным оборотом. Около 400 м2 не задействованной площади для развития бизнеса.

Цена продажи: рыночная стоимость помещения + чистая прибыль предприятия за 2 года. Небольшой срок окупаемости.

Обратная связь:

@Busines_sale_bot
[email protected]
#literaturæ

Говорят, во время битвы при Ватерлоо герцог Веллингтон, глядя на цепи конных кирасир противника, поднимающихся на плато Мон-сен-Жан в восхищении воскликнул: "Splendid!".

Именно так я бы оценил пост Иллинойс. Это где-то на границе публицистики и литературы.

Ræstmæ ut.

https://yangx.top/as_illinois/302
#din #xabar

Мечеть в с.Зильги [Zilgæ] накрыли новым медным куполом. Все работы проведены на средства жителей селения.

***

Для сравнения приведено фото "отреставрированной" Персидской мечети во Владикавказе [Dzæwæĝyqæw], где нынешнее руководство республики решило по старой доброй совковой традиции сделать планетарий. Кровлю накрыли из дешевого профнастила, скрытые водостоки заменили отливами. Протестующих архитекторов министр имущества Тедеев убеждал в том, что все это, как и пластиковые окна и двери - временное.

Почувствуйте разницу. Ræstmæ ut.
#Gewær

Wæzdan adæm, напоминаю, завтра 31 августа в 13:00 на углу улиц Тельмана/Мичурина состоится митинг. Мы придем туда, чтобы поддержать Гуевых и выразить протест против незаконных арестов в республиках Северного Кавказа. Всех, кто имеет такую возможность я призываю придти туда и поддержать достойнейшего парня, Геора Гуева, с которым мы вас познакомим, когда вытащим его из темницы.

Ræstmæ ut.
#Gewær #æxsænad #socialcapital

Глядя сегодня на сотни людей, пришедших на митинг в поддержку Геора Гуева я подумал о том, что это как раз тот самый социальный капитал, о котором я много раз упоминал в канале в основном в контексте экономики.

Напомню, социальный капитал это способность социума к созданию устойчивых общественных коалиций для реализации личных и общественных интересов.

В этом смысле кавказские общества, очевидно, на голову выше среднероссийской провинции. Благодаря более развитым горизонтальным связям, мы более организованы в отстаивании своих прав перед государством.

В первую очередь это родовые отношения. Как и в "деле Цкаева" основная движущая сила протеста - родственники. Но не только, это и соседи, и одноклассники, и прихожане мечети, и просто люди, общество, æxsænad, пришедшие поддержать незнакомую им семью.

Подобное поведение, наблюдаемое в кавказских обществах, пусть и в разном качестве, но дает нам надежду на положительные изменения.

В заключение отмечу, что авторитарные, тоталитарные и разного рода гибридные режимы, борятся с этими горизонтальными связями, потому, что они мешают им ставить над обществом эксперименты.

А глупцы, рассуждающие об архаизме кровно-родственных уз и их негативном влиянии, видимо, будут это делать до своего личного клинча с бессмысленной и беспощадной российской бюрократией.

Ræstmæ ut.

Иллюстрация: газета "Власть труда", 1934 год.