Forwarded from Zangaro Today
🇨🇩 République démocratique des lettres. О литературных инициативах Феликса Чисекеди
За толщей политической хроники осталась практически незамеченной одна знаменательная новость: возглавивший два месяца назад Афросоюз президент ДР Конго Феликс Чисекеди учредил 25 марта сразу две литературные премии — панафриканскую (для англо- и франкоязычных авторов) и национальную конголезскую. Это первые в своем роде конкурсы, где отбором и премированием литераторов будут, по его словам, заниматься только африканские институции.
Говорить об африканской литературе, наверное, так же нелепо, как и о «евразийской», и, помимо больших страновых отличий, налицо и огромные дисбалансы в ее восприятии: в учебных планах филологических факультетов мира (а следом за ними и многих африканских стран) с большим отрывом доминируют всего пять произведений африканских авторов во главе с бесспорной классикой «И пришло разрушение» Чинуа Ачебе; в целом же в программах преобладают авторы из англофонных ЮАР, Нигерии и Кении.
Во франкофонных странах, конечно, есть и свой пантеон (Сенгор, Бети, Сембен, Курума, Ба, с недавних пор Фату Диом), и свои белые пятна: скажем, широкая публика не знает камерунских писателей и драматургов, хотя их масса, а драматургия — визитная карточка страны. Но хуже всего, что взгляды критиков внимательны только к большим жанрам. В пролете — эссеистика, малая проза, нон-фикшн, а также целый пласт бульварной, то есть подлинно массовой литературы (преимущественно из Кот-д'Ивуара), которой завалены все полки книжных Западной и Центральной Африки.
И больше других не повезло Конго-Киншасе. Одни знают эту страну по войнам, другие — по музыке, скульптуре и хореографии, но вот бурный и перспективный литературный процесс в ДРК совершенно остался за кадром. Что особенно обидно на фоне того, что публикуется в стране больше, чем во многих других странах Франкофонии. Но в Сенегале есть литературные школы и, главное, налажена практика рецензирования; к Руанде, где печатается не так уж много книг, сохраняется стабильный академический интерес из-за геноцида 1994 г.; постоянное внимание к Конго-Браззавилю, где литературный процесс находится в упадке, надолго обеспечено Сони Лабу Танси, Аленом Мабанку и Анри Лопесом. Ну а в ЦАР, чьи авторы публикуют мало и где нет ни одного книжного магазина, каждая книга — и так событие.
Зато ДР Конго — это grand inconnu: масса авторов, теологов, историков, новелистов, поэтов, драматургов, которых просто никто не рецензирует и, стало быть, не знает. И конголезской литературе не повезло не только поэтому. Благодаря развитию философии и теологии в литературной продукции доминирует не столь привлекательные, как романы, критика и эссеистика, а самые изучаемые и известные литераторы — Мудимбе, Нганду, Нгаль, Кадима-Нзужи — самобытны, но объективно сложны. Сверхпопулярный романист Заменга Батукезанга, по-настоящему массовый и в каком-то смысле «народный» автор, все еще остается исключением.
Опережающее развитие литературы началось еще в 70-х гг., при Мобуту и его «заиризации», когда «созрели» университетские выпускники 50-х гг. — при всех своих недостатках Мобуту любил культуру, привечал артистов и художников, открывал галереи и арт-школы, хотя «заирская подлинность» и не очень любила романы, предпочитая им «однодневные» поэтические сборники. В 2000-2010 гг., в последние годы разрушительной гражданской войны, публикационная активность достигла пика, но сейчас явно спадает и больше не способна полагаться на инерцию — до 95% конголезских романов уже давно публикуется во Франции, возросла и роль диаспоры, публикующей «экспортную» прозу.
Поэтому премия Чисекеди — это объективно своевременная вещь: помимо того, что собственных ресурсов у Университета Лубумбаши, который в сотрудничестве с канадским Médiaspaul бросил массу средств на развитие литературы, все равно явно не хватает, неадекватны и принципы, по которым работают уже действующие конкурсы: скажем, номинантов с недавних пор существующей Премии Макоми отбирает делегация стран ЕС и представительства компании Orange, что, конечно, вызывает лишь кривотолки.
За толщей политической хроники осталась практически незамеченной одна знаменательная новость: возглавивший два месяца назад Афросоюз президент ДР Конго Феликс Чисекеди учредил 25 марта сразу две литературные премии — панафриканскую (для англо- и франкоязычных авторов) и национальную конголезскую. Это первые в своем роде конкурсы, где отбором и премированием литераторов будут, по его словам, заниматься только африканские институции.
Говорить об африканской литературе, наверное, так же нелепо, как и о «евразийской», и, помимо больших страновых отличий, налицо и огромные дисбалансы в ее восприятии: в учебных планах филологических факультетов мира (а следом за ними и многих африканских стран) с большим отрывом доминируют всего пять произведений африканских авторов во главе с бесспорной классикой «И пришло разрушение» Чинуа Ачебе; в целом же в программах преобладают авторы из англофонных ЮАР, Нигерии и Кении.
Во франкофонных странах, конечно, есть и свой пантеон (Сенгор, Бети, Сембен, Курума, Ба, с недавних пор Фату Диом), и свои белые пятна: скажем, широкая публика не знает камерунских писателей и драматургов, хотя их масса, а драматургия — визитная карточка страны. Но хуже всего, что взгляды критиков внимательны только к большим жанрам. В пролете — эссеистика, малая проза, нон-фикшн, а также целый пласт бульварной, то есть подлинно массовой литературы (преимущественно из Кот-д'Ивуара), которой завалены все полки книжных Западной и Центральной Африки.
И больше других не повезло Конго-Киншасе. Одни знают эту страну по войнам, другие — по музыке, скульптуре и хореографии, но вот бурный и перспективный литературный процесс в ДРК совершенно остался за кадром. Что особенно обидно на фоне того, что публикуется в стране больше, чем во многих других странах Франкофонии. Но в Сенегале есть литературные школы и, главное, налажена практика рецензирования; к Руанде, где печатается не так уж много книг, сохраняется стабильный академический интерес из-за геноцида 1994 г.; постоянное внимание к Конго-Браззавилю, где литературный процесс находится в упадке, надолго обеспечено Сони Лабу Танси, Аленом Мабанку и Анри Лопесом. Ну а в ЦАР, чьи авторы публикуют мало и где нет ни одного книжного магазина, каждая книга — и так событие.
Зато ДР Конго — это grand inconnu: масса авторов, теологов, историков, новелистов, поэтов, драматургов, которых просто никто не рецензирует и, стало быть, не знает. И конголезской литературе не повезло не только поэтому. Благодаря развитию философии и теологии в литературной продукции доминирует не столь привлекательные, как романы, критика и эссеистика, а самые изучаемые и известные литераторы — Мудимбе, Нганду, Нгаль, Кадима-Нзужи — самобытны, но объективно сложны. Сверхпопулярный романист Заменга Батукезанга, по-настоящему массовый и в каком-то смысле «народный» автор, все еще остается исключением.
Опережающее развитие литературы началось еще в 70-х гг., при Мобуту и его «заиризации», когда «созрели» университетские выпускники 50-х гг. — при всех своих недостатках Мобуту любил культуру, привечал артистов и художников, открывал галереи и арт-школы, хотя «заирская подлинность» и не очень любила романы, предпочитая им «однодневные» поэтические сборники. В 2000-2010 гг., в последние годы разрушительной гражданской войны, публикационная активность достигла пика, но сейчас явно спадает и больше не способна полагаться на инерцию — до 95% конголезских романов уже давно публикуется во Франции, возросла и роль диаспоры, публикующей «экспортную» прозу.
Поэтому премия Чисекеди — это объективно своевременная вещь: помимо того, что собственных ресурсов у Университета Лубумбаши, который в сотрудничестве с канадским Médiaspaul бросил массу средств на развитие литературы, все равно явно не хватает, неадекватны и принципы, по которым работают уже действующие конкурсы: скажем, номинантов с недавних пор существующей Премии Макоми отбирает делегация стран ЕС и представительства компании Orange, что, конечно, вызывает лишь кривотолки.
Forwarded from степной новиоп
классная карта с реддита — какие государства чаще всего гуглят в каждой африканской стране. многие, конечно, ориентированы на свои бывшие метрополии: ангольцы с мозамбикцами чаще всего интересуются португалией, габонцы и мадагаскарцы — францией и так далее. любопытно, что британия, империя которой когда-то занимала половину континента, тут почти совсем не представлена, в бывших британских колониях в основном гуглят сша. интересны и случаи, когда в одной африканской стране больше всего гуглят другую — обычно соседнюю, и гамбия с сенегалом, эритрея с эфиопией и мощная юар меня не удивили, а вот повальный гуглёж нигерии в сьерра-леоне стал сюрпризом
#книги на выходные
Книги, посвященные геноциду в Руанде
Немного официальной статистики: с 6 апреля по 18 июля 1994 года по разным оценкам погибло — от 500 тысяч до 1 млн. Общее число жертв составило до 20 процентов от всего населения страны.
Очень много фильмов снято о том времени, основанных на реальных событиях и воспоминаниях выживших, а также солдат ООН и международных журналистов.
Ниже речь пойдет о книгах:
✔️ Сто дней во власти безумия: руандийский геноцид 1994 г. Кривушин И.В.
Книга № 1 и обязательна к прочтению, в ней детально разобраны без эмоций предпосылки, развитие и итоги геноцида.
✔️ Мы вынуждены сообщить вам, что завтра нас и нашу семью убьют. Истории из Руанды. Филипп Гуревич.
Филип Гуревич, журналист The New Yorker, отправился в Руанду, где взял интервью у оставшихся в живых представителей тутси, которые рассказали ему свои ужасные истории потерь и опустошения. Хорошая литературная журналистика.
✔️ Воскресный день у бассейна в Кигали. Жиль Куртманш.
Несмотря на то, что это роман, читать его тяжелее, а в эмоциональном плане он разрушителен и беспощаден. Та правда, которую лучше не знать, вернее не хотелось бы, но она есть. Первая книга в моей практике, после прочтения которой возникла навязчивая идея отмыться.
Все три книги написаны в разных жанрах, что в совокупности даёт наиболее точную картину событий.
Источник: 📷 suprunata
Книги, посвященные геноциду в Руанде
Немного официальной статистики: с 6 апреля по 18 июля 1994 года по разным оценкам погибло — от 500 тысяч до 1 млн. Общее число жертв составило до 20 процентов от всего населения страны.
Очень много фильмов снято о том времени, основанных на реальных событиях и воспоминаниях выживших, а также солдат ООН и международных журналистов.
Ниже речь пойдет о книгах:
✔️ Сто дней во власти безумия: руандийский геноцид 1994 г. Кривушин И.В.
Книга № 1 и обязательна к прочтению, в ней детально разобраны без эмоций предпосылки, развитие и итоги геноцида.
✔️ Мы вынуждены сообщить вам, что завтра нас и нашу семью убьют. Истории из Руанды. Филипп Гуревич.
Филип Гуревич, журналист The New Yorker, отправился в Руанду, где взял интервью у оставшихся в живых представителей тутси, которые рассказали ему свои ужасные истории потерь и опустошения. Хорошая литературная журналистика.
✔️ Воскресный день у бассейна в Кигали. Жиль Куртманш.
Несмотря на то, что это роман, читать его тяжелее, а в эмоциональном плане он разрушителен и беспощаден. Та правда, которую лучше не знать, вернее не хотелось бы, но она есть. Первая книга в моей практике, после прочтения которой возникла навязчивая идея отмыться.
Все три книги написаны в разных жанрах, что в совокупности даёт наиболее точную картину событий.
Источник: 📷 suprunata
ImgBB
1 hosted at ImgBB
Image 1 hosted in ImgBB
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
✨ Первый афросамурай
Итак, мы ждали, и мы дождались.
Сегодня вышел трейлер нового аниме про самурая от студии Netflix. В основе сюжета лежит реальная история прибытия афросамурая Ясукэ из Африки в Японию.
Мультфильм будет состоять из шести серий, которые выйдут одновременно в конце апреля.
Ясукэ прибыл в Японию в 1579 году, будучи слугой итальянского иезуитского миссионера Алессандро Валиньяно. Считается, что Ясукэ был первым африканцем, которого увидел Нобунага (правитель Японии).
Согласно Histoire ecclésiastique des isles et royaumes du Japon (с фр. — «Церковная история островов и королевств Японии»), книге иезуита Франсуа Солье 1627 года, Ясукэ вероятнее был родом из Мозамбика. Эта теория может быть правдивой, поскольку Мозамбик тогда был колонией Португалии, и оттуда вывозились рабы. Считается, что первые африканские рабы в Японии были мозамбикцами. Они впервые были привезены в 1546 году как товарищи по плаванию, слуги или рабы.
#япония #ирония
Итак, мы ждали, и мы дождались.
Сегодня вышел трейлер нового аниме про самурая от студии Netflix. В основе сюжета лежит реальная история прибытия афросамурая Ясукэ из Африки в Японию.
Мультфильм будет состоять из шести серий, которые выйдут одновременно в конце апреля.
Ясукэ прибыл в Японию в 1579 году, будучи слугой итальянского иезуитского миссионера Алессандро Валиньяно. Считается, что Ясукэ был первым африканцем, которого увидел Нобунага (правитель Японии).
Согласно Histoire ecclésiastique des isles et royaumes du Japon (с фр. — «Церковная история островов и королевств Японии»), книге иезуита Франсуа Солье 1627 года, Ясукэ вероятнее был родом из Мозамбика. Эта теория может быть правдивой, поскольку Мозамбик тогда был колонией Португалии, и оттуда вывозились рабы. Считается, что первые африканские рабы в Японии были мозамбикцами. Они впервые были привезены в 1546 году как товарищи по плаванию, слуги или рабы.
#япония #ирония
Forwarded from bmpd
Французская компания ОСЕА сообщила, что отправила в Нигерию два последних (бортовые номера P 273 и P 274) катера-перехватчика проекта C-Falcon из четырех заказанных ВМС Нигерии. Первые два катера были поставлены в конце 2020 г. 17-метровый цельноалюминиевый катер C-Falcon развивает скорость до 45 уз и способен транспортировать 16 человек с их выходом через носовой трап-рампу, на манер катеров типа CombatBoat СВ90. Фото (с) ОСЕА
Мавритания последняя страна, которая отменила рабство, но из-за высокого социального неравенства между бывшими рабами и их хозяевами законодательство сталкивается с реальностью, в которой рабство сохраняется.
Бывшие рабы вынуждены работать за экстремально низкую зарплату, а общество и социальные институты по прежнему не готовы к адаптации бывших рабов и их детей, сами же рабы находятся в изоляции из-за неграмотности, зависимости от своих бывших хозяев и целого комплекса других причин.
Местные с неохотой говорят на эту тему, кажется, она считается здесь стыдной, а фактическое наличие рабства отрицается. Активисты проводят митинги против рабовладения, но их разгоняют, при этом законодательство хоть и призвано защищать права бывших рабов, по факту этого не делается.
(источник 📸 ilia_zhe)
#мавритания
Бывшие рабы вынуждены работать за экстремально низкую зарплату, а общество и социальные институты по прежнему не готовы к адаптации бывших рабов и их детей, сами же рабы находятся в изоляции из-за неграмотности, зависимости от своих бывших хозяев и целого комплекса других причин.
Местные с неохотой говорят на эту тему, кажется, она считается здесь стыдной, а фактическое наличие рабства отрицается. Активисты проводят митинги против рабовладения, но их разгоняют, при этом законодательство хоть и призвано защищать права бывших рабов, по факту этого не делается.
(источник 📸 ilia_zhe)
#мавритания
Forwarded from Илья Варламов
«Не ходите, дети, в Африку гулять». Помните такую песню? Сейчас я вам покажу такую Африку, гулять в которой вам точно не захочется. А может, наоборот, захочется еще сильнее. Ведь в Африке жирафы, в Африке гориллы. А еще носороги, ведьмы, людоеды, самый большой лагерь беженцев в мире и дикие непуганые самогонщики!
Кстати, мой друг Вадим вот сходил в Африку, и в итоге оказался на больничной койке. Про это тоже есть в ролике!
https://youtu.be/ycJIwqzBlKY
Кстати, мой друг Вадим вот сходил в Африку, и в итоге оказался на больничной койке. Про это тоже есть в ролике!
https://youtu.be/ycJIwqzBlKY
YouTube
Уганда: дикие животные, ведьмы и море самогона | Настоящая Африка
-= Уголок спонсора =-
Так жить нельзя! Обучиться профессии Дизайнера интерьера с нуля в Geekbrains - https://gb.ru/link/eFpK0F
Эксклюзивный промокод для подписчиков - VARLAMOVDESIGN
Настоящая Африка! Животные и природа, джунгли и горы, первобытная деревня…
Так жить нельзя! Обучиться профессии Дизайнера интерьера с нуля в Geekbrains - https://gb.ru/link/eFpK0F
Эксклюзивный промокод для подписчиков - VARLAMOVDESIGN
Настоящая Африка! Животные и природа, джунгли и горы, первобытная деревня…
Forwarded from Hello Africa
Российско-китайское сотрудничество в Африке (анализ доклада РСМД)
Наверняка, многие уже читали доклад РСМД и Института международных и стратегических исследований Пекинского университета на тему сравнения китайского и российского присутствия в Африке.
Достаточно объемное исследование, по стилистике очень напоминает доклад к очередному съезду КПСС о достижениях советского хозяйства.
Чего стоит хотя бы одна отдельно взятая фраза:
Совместные усилия Китая и России по поддержанию мира и стабильности в Африке и оказанию содействия всестороннему развитию африканской экономики и общества отвечают стратегическим интересам обеих стран.
Просто вместо риторики противостояния, на смену пришла риторика гуманитарной солидарности.
При взаимодействии с Китаем, это совершенно бессмысленный ход, поскольку китайская сторона всегда знает, чего хочет и чего добивается, и в ее стратегиях гуманистические мотивы лишь дымовая завеса для завоевания очередного жизненного пространства. В этом смысле Китай предельно честен, он даже ничего не скрывает.
Российская же сторона, употребляя подобную фразеологию «всеобщей дружбы» либо пытается сама себя в чем-то обмануть, либо просто, это очередной дежурный доклад, призванный создать видимость бурной деятельности.
К этому же ряду стоит отнести и более чем оптимистичные выводы после сравнение конкурентных преимуществ России и Китая.
Сама по себе попытка трансформировать относительно успешный опыт российского присутствия в отдельно взятых странах (Египет, Алжир) в успешную стратегию роста российского присутствия на всем континенте — выглядит слабой.
Таким образом, само по себе сравнение некорректно. Ибо, и нет у нас общего объекта сравнения с Китаем на африканском континенте. А там, где есть (рынок вооружений), Китай активно замещает нашу продукцию более дешевыми аналогами. В корне не согласимся с обтекаемым и никак не обоснованным выводом экспертов:
Быстрое развитие Китаем военных технологий усилит конкуренцию с Россией в некоторых областях военных рынков в Африке, однако эта конкуренция будет носить сдержанный характер.
Далее. В докладе лишь общие декларативные фразы (и это на 80 стр.) — Экономическое измерение африканской политики России прагматично(с) Нет простого и детального разбора российской стратегии по странам африканского континента, с примерами успешных кейсов (их крайне мало, но они есть). А там, где существуют относительные, в том числе экономические успехи (ЦАР, Судан, Ливия), — официальные структуры предпочитают их никак не афишировать и не анализировать.
Наверняка, многие уже читали доклад РСМД и Института международных и стратегических исследований Пекинского университета на тему сравнения китайского и российского присутствия в Африке.
Достаточно объемное исследование, по стилистике очень напоминает доклад к очередному съезду КПСС о достижениях советского хозяйства.
Чего стоит хотя бы одна отдельно взятая фраза:
Совместные усилия Китая и России по поддержанию мира и стабильности в Африке и оказанию содействия всестороннему развитию африканской экономики и общества отвечают стратегическим интересам обеих стран.
Просто вместо риторики противостояния, на смену пришла риторика гуманитарной солидарности.
При взаимодействии с Китаем, это совершенно бессмысленный ход, поскольку китайская сторона всегда знает, чего хочет и чего добивается, и в ее стратегиях гуманистические мотивы лишь дымовая завеса для завоевания очередного жизненного пространства. В этом смысле Китай предельно честен, он даже ничего не скрывает.
Российская же сторона, употребляя подобную фразеологию «всеобщей дружбы» либо пытается сама себя в чем-то обмануть, либо просто, это очередной дежурный доклад, призванный создать видимость бурной деятельности.
К этому же ряду стоит отнести и более чем оптимистичные выводы после сравнение конкурентных преимуществ России и Китая.
Сама по себе попытка трансформировать относительно успешный опыт российского присутствия в отдельно взятых странах (Египет, Алжир) в успешную стратегию роста российского присутствия на всем континенте — выглядит слабой.
Таким образом, само по себе сравнение некорректно. Ибо, и нет у нас общего объекта сравнения с Китаем на африканском континенте. А там, где есть (рынок вооружений), Китай активно замещает нашу продукцию более дешевыми аналогами. В корне не согласимся с обтекаемым и никак не обоснованным выводом экспертов:
Быстрое развитие Китаем военных технологий усилит конкуренцию с Россией в некоторых областях военных рынков в Африке, однако эта конкуренция будет носить сдержанный характер.
Далее. В докладе лишь общие декларативные фразы (и это на 80 стр.) — Экономическое измерение африканской политики России прагматично(с) Нет простого и детального разбора российской стратегии по странам африканского континента, с примерами успешных кейсов (их крайне мало, но они есть). А там, где существуют относительные, в том числе экономические успехи (ЦАР, Судан, Ливия), — официальные структуры предпочитают их никак не афишировать и не анализировать.
russiancouncil.ru
Российско-китайское сотрудничество в Африке
Доклад РСМД и Института международных и стратегических исследований Пекинского университета №66 / 2021
В докладе предпринята попытка сравнить взгляды России и Китая на текущее положение дел в Африке и их перспективы на будущее. Эксперты попытались сопоставить…
В докладе предпринята попытка сравнить взгляды России и Китая на текущее положение дел в Африке и их перспективы на будущее. Эксперты попытались сопоставить…
Forwarded from Trips and Quips
Кстати, прототип Асуанской плотины находится в Запорожье. Когда египтяне собрались перекрывать Нил, на конкурс было подано сразу несколько проектов дамбы. Испытания советской модели проходили на Днепре. В 1950-х здесь построили уменьшенную копию одного из пролетов плотины, к которой прорубили канал. В 1958 году египетский президент Насер лично приезжал посмотреть на прототип во время своего турне по городам Союза.
📷 "Запорожские вести", "Индустриальное Запорожье"
📷 "Запорожские вести", "Индустриальное Запорожье"