Сила Русского слова
СЛОВО, покорившее дикого зверя. Сказка? Нет, поморская былина, её сохранил для нас певец Русского Севера Борис Шергин. Послушаем!
«Шёл Устьян Бородатый на промысел... Встречная вода наносила лёд. Тогда Устьяновы кочи притулились у берега. Довелось ждать попутную воду... Здесь олений пастух бил Устьяну челом, жаловался, что матёрый медведь пугает оленей.
Устьян говорит:
- Дитятко, некогда нам твоего медведя добывать: вода не ждёт. Но иди к медведю сам и скажи ему русской речью: «Русский кормщик повелевает тебе отойти в твой удел. До оленьих участков тебе дела нет».
...олений пастух (саам - А.Е.) пошел в прибрежные ропаки*, где полеживал белый ошкуй**. Ошкуй видит человека, встал на задние лапы. Пастух, мало не дойдя, выговорил Устьяново слово:
- Русский кормщик велит тебе, зверю, отойти в твой удел. До оленьих участков тебе, зверю, дела нет.
Медведь это слово отслушал... повернулся и пошёл к морю. Дождался попутной льдины, сел на нее и отплыл в повеленные места».
#Север
@aefremoff80
СЛОВО, покорившее дикого зверя. Сказка? Нет, поморская былина, её сохранил для нас певец Русского Севера Борис Шергин. Послушаем!
«Шёл Устьян Бородатый на промысел... Встречная вода наносила лёд. Тогда Устьяновы кочи притулились у берега. Довелось ждать попутную воду... Здесь олений пастух бил Устьяну челом, жаловался, что матёрый медведь пугает оленей.
Устьян говорит:
- Дитятко, некогда нам твоего медведя добывать: вода не ждёт. Но иди к медведю сам и скажи ему русской речью: «Русский кормщик повелевает тебе отойти в твой удел. До оленьих участков тебе дела нет».
...олений пастух (саам - А.Е.) пошел в прибрежные ропаки*, где полеживал белый ошкуй**. Ошкуй видит человека, встал на задние лапы. Пастух, мало не дойдя, выговорил Устьяново слово:
- Русский кормщик велит тебе, зверю, отойти в твой удел. До оленьих участков тебе, зверю, дела нет.
Медведь это слово отслушал... повернулся и пошёл к морю. Дождался попутной льдины, сел на нее и отплыл в повеленные места».
#Север
@aefremoff80
Forwarded from ⚔️ 🛡 Послѣднiй Русскій
6 апреля (27 марта ст.ст.) 1654 года была издана жалованная грамота о принятии Области войска Запорожского в российское подданство.
1 января прибыл в Переяславль гетман. Съехались все полковники, старшина и множество казаков. 8 января, после предварительного тайного совещания со старшиной, в одиннадцать часов утра, гетман вышел на площадь, где была собрана генеральная рада. Гетман говорил:
"Господа полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский, четвертый - православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь басурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже басурман. Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно; сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царской милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога".
Раздались восклицания:
«Волим под царя восточного! лучше нам умереть в нашей благочестивой вере, нежели доставаться ненавистнику Христову, поганому!»
1 января прибыл в Переяславль гетман. Съехались все полковники, старшина и множество казаков. 8 января, после предварительного тайного совещания со старшиной, в одиннадцать часов утра, гетман вышел на площадь, где была собрана генеральная рада. Гетман говорил:
"Господа полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский, четвертый - православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь басурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже басурман. Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно; сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царской милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога".
Раздались восклицания:
«Волим под царя восточного! лучше нам умереть в нашей благочестивой вере, нежели доставаться ненавистнику Христову, поганому!»
Кстати, а как строили те самые корабли, на которых ходили по Русскому Северу государи-кормщики из поморских былин?
Рассказ об этом нашёл на канале "Архангельский кот". Вообще, там много интересного. Но как строят корабль! Это стоит увидеть.
https://yangx.top/nordcat/19326
Рассказ об этом нашёл на канале "Архангельский кот". Вообще, там много интересного. Но как строят корабль! Это стоит увидеть.
https://yangx.top/nordcat/19326
Telegram
Архангельский Кот
В Архангельске открылась выставка «Лаборатория деревянного судостроения». Посетители могут увидеть процесс проектирования поморской шхуны и познакомиться с 3D-моделями судов, построенных на Соломбальской верфи.
Как говорят организаторы, проект должен привлечь…
Как говорят организаторы, проект должен привлечь…
День вечной радости
Сегодня "Птица гнезда не вьёт, девушка косы не плетёт" - Благовещение Пресвятой Богородицы! Один из главных для нас, радостных и светлых православных праздников.
В чём его значение? В день Благовещения - по-гречески это Евангелие, т.е. Благая весть - произошло событие, изменившее судьбу, историю всего человечества. Благодаря Пресвятой Деве стал возможным приход в мир Спасителя, нашего Господа, Иисуса Христа. Вот почему с давних пор две иконы, составляющие сцену Благовещения, помещаются на царские врата в православных храмах. Это символ того, что благодаря Деве Марии перед верующими открылись врата в вечную жизнь.
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших», - одна из самых любимых наших молитв, обращённая к Пресвятой Богородице, почти буквально повторяет слова Архангела Гавриила, обращённые к Пречистой Деве Марии.
Будем радостны. С праздником!
#вера
@aefremoff80
Сегодня "Птица гнезда не вьёт, девушка косы не плетёт" - Благовещение Пресвятой Богородицы! Один из главных для нас, радостных и светлых православных праздников.
В чём его значение? В день Благовещения - по-гречески это Евангелие, т.е. Благая весть - произошло событие, изменившее судьбу, историю всего человечества. Благодаря Пресвятой Деве стал возможным приход в мир Спасителя, нашего Господа, Иисуса Христа. Вот почему с давних пор две иконы, составляющие сцену Благовещения, помещаются на царские врата в православных храмах. Это символ того, что благодаря Деве Марии перед верующими открылись врата в вечную жизнь.
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших», - одна из самых любимых наших молитв, обращённая к Пресвятой Богородице, почти буквально повторяет слова Архангела Гавриила, обращённые к Пречистой Деве Марии.
Будем радостны. С праздником!
#вера
@aefremoff80
Царское сокровище
В светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы обязательно нужно рассказать про один из старейших храмов Москвы и России - Благовещенский собор.
Его заложили в 1484 г, по велению великого князя Ивана III - первого государя "всея Руси" и победителя Золотой Орды. Каменный храм построили на месте более древней церкви - тоже Благовещения. Её разобрали, оставив белокаменный подклет (основание). Этот фундамент 14 века и старинное сводчатое помещение, в котором хранилась княжеская казна, сохранились до наших дней.
Храм возвели за 5 лет. Собор вышел нарядный, но небольшой: это была домовая, "частная" церковь великокняжеской, а потом царской семьи. Казну в ней уже не хранили, но собирали духовные сокровища.
Сын Ивана III, великий князь Василий III, приказал вызолотить "верх церковный", иконы иконостаса обложить "серебром, златом и бисером". При царе Иване IV Грозном к собору пристроили 4 небольшие церковки, а купола и кровлю покрыли медными позолоченными листами.
#Москва
@aefremoff80
В светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы обязательно нужно рассказать про один из старейших храмов Москвы и России - Благовещенский собор.
Его заложили в 1484 г, по велению великого князя Ивана III - первого государя "всея Руси" и победителя Золотой Орды. Каменный храм построили на месте более древней церкви - тоже Благовещения. Её разобрали, оставив белокаменный подклет (основание). Этот фундамент 14 века и старинное сводчатое помещение, в котором хранилась княжеская казна, сохранились до наших дней.
Храм возвели за 5 лет. Собор вышел нарядный, но небольшой: это была домовая, "частная" церковь великокняжеской, а потом царской семьи. Казну в ней уже не хранили, но собирали духовные сокровища.
Сын Ивана III, великий князь Василий III, приказал вызолотить "верх церковный", иконы иконостаса обложить "серебром, златом и бисером". При царе Иване IV Грозном к собору пристроили 4 небольшие церковки, а купола и кровлю покрыли медными позолоченными листами.
#Москва
@aefremoff80
Царское сокровище
(продолжение)
Старинный Благовещенский собор Кремля собрал много духовных сокровищ. К этому обязывал статус храма: домашней церкви русских царей. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно был царским духовником.
Впервые расписал храм сын знаменитого художника Дионисия, Феодосий "с братией". Росписи несли идеи "Третьего Рима": на фресках были образы византийских императоров и их преемников - Русских государей. А в росписях папертей (галерей) вокруг храма можно увидеть изображения античных философов и поэтов: Гомера, Плутарха, Вергилия.
Иконостас собора - тоже сокровище: древнейший из сохранившихся (и старше самого храма). В нём почти 100 икон, и есть гипотеза, что многие из них писали святые Андрей Рублёв и Феофан Грек.
Было в иконостасе и место для особой иконы: небесного покровителя правящего царя. После его кончины образ уносили в Архангельский собор, а на его место писали новую икону. В Благовещенском храме сохранилась икона с образами святых покровителей царей Ивана V и Петра I.
Вот такой удивительный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы - памятник старины, сокровище духа и сокровище смыслов. Его росписи гордо рассказывают потомкам, что духовной наследницей древней Византии стала Русь.
#Москва
#старина
@aefremoff80
Начало истории смотрим здесь:
t.me/aefremoff80/2134
(продолжение)
Старинный Благовещенский собор Кремля собрал много духовных сокровищ. К этому обязывал статус храма: домашней церкви русских царей. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно был царским духовником.
Впервые расписал храм сын знаменитого художника Дионисия, Феодосий "с братией". Росписи несли идеи "Третьего Рима": на фресках были образы византийских императоров и их преемников - Русских государей. А в росписях папертей (галерей) вокруг храма можно увидеть изображения античных философов и поэтов: Гомера, Плутарха, Вергилия.
Иконостас собора - тоже сокровище: древнейший из сохранившихся (и старше самого храма). В нём почти 100 икон, и есть гипотеза, что многие из них писали святые Андрей Рублёв и Феофан Грек.
Было в иконостасе и место для особой иконы: небесного покровителя правящего царя. После его кончины образ уносили в Архангельский собор, а на его место писали новую икону. В Благовещенском храме сохранилась икона с образами святых покровителей царей Ивана V и Петра I.
Вот такой удивительный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы - памятник старины, сокровище духа и сокровище смыслов. Его росписи гордо рассказывают потомкам, что духовной наследницей древней Византии стала Русь.
#Москва
#старина
@aefremoff80
Начало истории смотрим здесь:
t.me/aefremoff80/2134
Telegram
Исторический Ефремоff
Царское сокровище
В светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы обязательно нужно рассказать про один из старейших храмов Москвы и России - Благовещенский собор.
Его заложили в 1484 г, по велению великого князя Ивана III - первого государя "всея…
В светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы обязательно нужно рассказать про один из старейших храмов Москвы и России - Благовещенский собор.
Его заложили в 1484 г, по велению великого князя Ивана III - первого государя "всея…
Forwarded from ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II
Шуховская башня
Башня предназначалась для Всероссийской промышленной и художественной выставки, проходившей 28 мая (9 июня) — 1 (13) октября 1896 года в Нижнем Новгороде, и является первым шуховским сооружением такого рода.
Является первой в мире гиперболоидной конструкцией. Сегодня башня находится в селе Полибино Данковского района Липецкой области.
На фото Башня Шухова на Нижегородской выставке, 1896 год.
Башня предназначалась для Всероссийской промышленной и художественной выставки, проходившей 28 мая (9 июня) — 1 (13) октября 1896 года в Нижнем Новгороде, и является первым шуховским сооружением такого рода.
Является первой в мире гиперболоидной конструкцией. Сегодня башня находится в селе Полибино Данковского района Липецкой области.
На фото Башня Шухова на Нижегородской выставке, 1896 год.
Forwarded from ОКОЛОПОЭZИЯ (Anatoly Sorokin Krym4anin)
Лазарева Суббота!
Весна томится четверодневным.
Душа томится три дня.
Какой цветок из утробы первым
Рождается для Тебя?
Кто прорастает сквозь лона земные,
Сняв снежные пелены?
По ком сестрицы дождями выли,
А вайи стелились из тьмы?
Но Солнце Правды весну вновь разбудит,
Словами: "иди Лазарь, вон".
И я прореку Тебе: - буде, мне, буде...
И в след за весной выйду вон.
#а_ас
#Лазарь
Весна томится четверодневным.
Душа томится три дня.
Какой цветок из утробы первым
Рождается для Тебя?
Кто прорастает сквозь лона земные,
Сняв снежные пелены?
По ком сестрицы дождями выли,
А вайи стелились из тьмы?
Но Солнце Правды весну вновь разбудит,
Словами: "иди Лазарь, вон".
И я прореку Тебе: - буде, мне, буде...
И в след за весной выйду вон.
#а_ас
#Лазарь
Чудо воскрешения Христом праведного Лазаря - это история про нас с вами. А если вдуматься - то про судьбу современной России.
Лазарева суббота - преддверие радости Пасхи Христовой, прообраз Воскрешения Самого Спасителя. Конечно, есть в ней и наша надежда, вера: воскреснем и МЫ.
- Праведный Лазарь - символ уже умершего человека, который никак не мог бы воскреснуть, - сказал сегодня митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. - Но Божественной силой Спасителя была восстановлена жизнь четверодневно умершего (уже 4 дня мёртвого) человека. И когда в 20 веке у нас происходило массовое разрушение святынь, казалось: и некому, и негде служить, всё разрушено и ничего не восстановится.
Но Господь си'лен совершать чудеса: он восстановил Россию через благочестивых благодетелей, через людей, которые не знали Христа, не знали Бога, а сегодня в их сердцах уже звучит эта песня вечности. Душа человека сотворена для Бога, и по природе своей только тогда наполняется радостью, когда Бог входит в наше сердце.
#вера
@aefremoff80
Лазарева суббота - преддверие радости Пасхи Христовой, прообраз Воскрешения Самого Спасителя. Конечно, есть в ней и наша надежда, вера: воскреснем и МЫ.
- Праведный Лазарь - символ уже умершего человека, который никак не мог бы воскреснуть, - сказал сегодня митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. - Но Божественной силой Спасителя была восстановлена жизнь четверодневно умершего (уже 4 дня мёртвого) человека. И когда в 20 веке у нас происходило массовое разрушение святынь, казалось: и некому, и негде служить, всё разрушено и ничего не восстановится.
Но Господь си'лен совершать чудеса: он восстановил Россию через благочестивых благодетелей, через людей, которые не знали Христа, не знали Бога, а сегодня в их сердцах уже звучит эта песня вечности. Душа человека сотворена для Бога, и по природе своей только тогда наполняется радостью, когда Бог входит в наше сердце.
#вера
@aefremoff80
Когда западный юмор о России был добрым? Тарелка на фото, с забавным рисунком «Стрелок и кавалергард», изображает французского пехотинца и русского кавалериста. Конечно, это шарж! Но дружеский.
Французская мануфактура «Келлер и Герен» в начале в 1890 гг. выпустила целую серию тарелок, посвященную франко-русскому дружественному альянсу. Рисунки для них создал бельгийский художник-карикатурист Ж. Р. Дранер. Сувениры со сценами братания бравых галлов и наших соотечественников французы покупали охотно!
Кавалергарды, кстати, действительно были очень рослыми. В армейской среде у них даже было прозвище «дудаки», т.е. дрофы. «Кавалергарды-дудаки подпирают потолки».
А за фото большое спасибо Екатеринбургскому музею изобразительных искусств.
#фарфор
@aefremoff80
Французская мануфактура «Келлер и Герен» в начале в 1890 гг. выпустила целую серию тарелок, посвященную франко-русскому дружественному альянсу. Рисунки для них создал бельгийский художник-карикатурист Ж. Р. Дранер. Сувениры со сценами братания бравых галлов и наших соотечественников французы покупали охотно!
Кавалергарды, кстати, действительно были очень рослыми. В армейской среде у них даже было прозвище «дудаки», т.е. дрофы. «Кавалергарды-дудаки подпирают потолки».
А за фото большое спасибо Екатеринбургскому музею изобразительных искусств.
#фарфор
@aefremoff80
Осанна в вышних! Ветвями пальм и скромными вербами встречаем Спасителя: сегодня - праздник Входа Господня в Иерусалим.
Впереди - Тайная вечеря, арест Христа, Его Распятие и Воскресение. Но пока на улицах Иерусалима ликует народ. А мы откроем сердце для Спасителя.
"Стоит Христос у двери сердца каждого из вас и потихоньку стучит, и ждёт - не отворится ли дверь, не впустят ли к себе. И стоит только отворить дверь, чтобы он вошёл и вечерю с вами сотворил", - это слова святого Луки Крымского.
С радостным праздником!
#вера
@aefremoff80
Впереди - Тайная вечеря, арест Христа, Его Распятие и Воскресение. Но пока на улицах Иерусалима ликует народ. А мы откроем сердце для Спасителя.
"Стоит Христос у двери сердца каждого из вас и потихоньку стучит, и ждёт - не отворится ли дверь, не впустят ли к себе. И стоит только отворить дверь, чтобы он вошёл и вечерю с вами сотворил", - это слова святого Луки Крымского.
С радостным праздником!
#вера
@aefremoff80
День сегодня прекрасный, солнечный, зовёт на прогулку. Вот и в России до революции на Вербное воскресенье в городах проводили народные гуляния, особые «вербные торги» и «вербные катания» в экипажах.
В Москве большой вербный торг принимала Красная площадь. Этому событию художник Борис Кустодиев даже посвятил одну из своих самых жизнерадостных картин: «Вербный торг у Спасских ворот». Написал он её в двух вариантах: один сейчас хранится в Русском музее Петербурга, а второй - в Нижегородском художественном музее. Перед нами - питерский вариант картины.
Удивительно: как весело гуляла Москва перед строгой Страстной седмицей. Кустодиев собрал на картине самые яркие «пазлы» Вербного торга. Это огромные связки воздушных шаров, клетки с птицами (которых потом, вероятно, отпускали на волю на Пасху), торговля пряниками, павильон «гарячие кавришки» (так и написано!). А ещё разноцветные бумажные цветы… А на переднем плане - верба, верба, верба, без которой не представить праздника!
#Москва
#культура
@aefremoff80
В Москве большой вербный торг принимала Красная площадь. Этому событию художник Борис Кустодиев даже посвятил одну из своих самых жизнерадостных картин: «Вербный торг у Спасских ворот». Написал он её в двух вариантах: один сейчас хранится в Русском музее Петербурга, а второй - в Нижегородском художественном музее. Перед нами - питерский вариант картины.
Удивительно: как весело гуляла Москва перед строгой Страстной седмицей. Кустодиев собрал на картине самые яркие «пазлы» Вербного торга. Это огромные связки воздушных шаров, клетки с птицами (которых потом, вероятно, отпускали на волю на Пасху), торговля пряниками, павильон «гарячие кавришки» (так и написано!). А ещё разноцветные бумажные цветы… А на переднем плане - верба, верба, верба, без которой не представить праздника!
#Москва
#культура
@aefremoff80
Подвиг разведчика:
американская медаль для советского героя
Несколько дней назад я уже начал рассказ об отважном разведчике, Герое Советского Союза Николае Мартынове. Своим его считают и в Пензенской области, где родился Николай Михайлович, и в Оренбургской, где он жил после войны, и в Мордовии. Ведь Герой - мордвин по крови, и всегда помнил о своих корнях.
Звание Героя Николай Мартынов получил за форсирование Днепра и захват плацдарма: переплыв реку под вражеским пулемётным огнём, вместе с группой разведчиков он забросал гранатами пулемёты фашистов.
В 1944 г. Николай Мартынов получил ещё одну, необычную награду: американскую медаль "Серебряная звезда". После открытия Второго фронта командования Красной Армии и войск союзников ввели в практику обмен наградами. Советская сторона награждала особо отличившихся в боях британцев и американцев, а союзники - наших солдат.
Именно тогда, находясь в тылу врага, Николай Мартынов вывел из окружения штаб генерала Иссы Плиева. Дело было так: отряды советских войск под командованием Плиева первыми на западном направлении вышли к Государственной границе СССР, а потом генерал со своим авангардом, кавалерийским полком, оказался на территории Польши. Но тут конники оказались в окружении, а основные силы 1-го Белорусского фронта остались далеко позади. Вскоре у плиевцев стало не хватать боеприпасов, множилось число раненых. Плиев решил прорвать кольцо окружения, и манёвр удался. На острие его атаки были разведчики, в том числе и Николай Мартынов.
Нужно сказать, что "Серебряной звездой" американцы наградили всего несколько советских солдат. У них эта награда считалась очень почётной и давалась за личную отвагу в бою. Видимо, союзники по достоинству оценили мужество мордовского разведчика Мартынова!
А вот в СССР эта награда ценилась не особо, после войны Мартынов даже не носил её на кителе. Зато его мундир по праву украсили: Золотая Звезда Героя, орден Великой Отечественной войны 1 степени, медали "За отвагу" и "За победу над Германией".
#Победа
#фронтовики
@aefremoff80
Начало истории о герое смотрим здесь:
t.me/aefremoff80/2117
американская медаль для советского героя
Несколько дней назад я уже начал рассказ об отважном разведчике, Герое Советского Союза Николае Мартынове. Своим его считают и в Пензенской области, где родился Николай Михайлович, и в Оренбургской, где он жил после войны, и в Мордовии. Ведь Герой - мордвин по крови, и всегда помнил о своих корнях.
Звание Героя Николай Мартынов получил за форсирование Днепра и захват плацдарма: переплыв реку под вражеским пулемётным огнём, вместе с группой разведчиков он забросал гранатами пулемёты фашистов.
В 1944 г. Николай Мартынов получил ещё одну, необычную награду: американскую медаль "Серебряная звезда". После открытия Второго фронта командования Красной Армии и войск союзников ввели в практику обмен наградами. Советская сторона награждала особо отличившихся в боях британцев и американцев, а союзники - наших солдат.
Именно тогда, находясь в тылу врага, Николай Мартынов вывел из окружения штаб генерала Иссы Плиева. Дело было так: отряды советских войск под командованием Плиева первыми на западном направлении вышли к Государственной границе СССР, а потом генерал со своим авангардом, кавалерийским полком, оказался на территории Польши. Но тут конники оказались в окружении, а основные силы 1-го Белорусского фронта остались далеко позади. Вскоре у плиевцев стало не хватать боеприпасов, множилось число раненых. Плиев решил прорвать кольцо окружения, и манёвр удался. На острие его атаки были разведчики, в том числе и Николай Мартынов.
Нужно сказать, что "Серебряной звездой" американцы наградили всего несколько советских солдат. У них эта награда считалась очень почётной и давалась за личную отвагу в бою. Видимо, союзники по достоинству оценили мужество мордовского разведчика Мартынова!
А вот в СССР эта награда ценилась не особо, после войны Мартынов даже не носил её на кителе. Зато его мундир по праву украсили: Золотая Звезда Героя, орден Великой Отечественной войны 1 степени, медали "За отвагу" и "За победу над Германией".
#Победа
#фронтовики
@aefremoff80
Начало истории о герое смотрим здесь:
t.me/aefremoff80/2117
Telegram
Исторический Ефремоff
Подвиг разведчика
Участников Великой Отечественной хочется вспоминать как можно чаще. Расскажем об одном из них. Герой Советского Союза Николай Мартынов - гордость Пензенской и Оренбургской областей. А ещё - Мордовии. Мордвин по крови, он всегда помнил о…
Участников Великой Отечественной хочется вспоминать как можно чаще. Расскажем об одном из них. Герой Советского Союза Николай Мартынов - гордость Пензенской и Оренбургской областей. А ещё - Мордовии. Мордвин по крови, он всегда помнил о…
Forwarded from ЦАРИННА
СО ВХОДОМ ГОСПОДНИМ!
‘Однако это событие имеет, кроме исторического, еще и духовный смысл, а посему и нравственное значение для каждого современного христианина. В соответствии с духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу.
Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя. Предводители толп народа, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземленные мысли, которые берут верх над благородной природой человеческой и угнетают ее. Теперь эта низменная природа людская восстает против вхождения в душу Бога, ибо воцарение Бога в душе непременно уничтожит ее.
Храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой и у самого большого грешника имеет крохотный приют. Однако земные страсти и туда проникли, и низменная природа людская и его употребила для своих дурных целей.
Христос исцеляет лишь тех болящих, что припадают к Нему с верой, а это означает, что некоторые порывы души, хотя и болящей, жаждут единения с Богом и стремятся к Нему – единственному в мире Врачу. Пророчество Христа о гибели Иерусалима символизирует гибель всякой души, которая Бога отвергает, унижает и извергает из себя.
Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима – своей души – и принял Бога в себя. Безбожник чувствует себя до отчаяния одиноким. Общество не прогоняет его одиночество, но усугубляет его. А тот, кто вместил Бога в душе своей, тот и в пустыне не чувствует одиночества. Никто не умирает вечной смертью кроме того, в ком умер Бог.’
Свт. Николай Велимирович (Сербский)
#9апреля
Фреска монастыря Высокие Дечаны, Метохия, Сербия, XIV век
‘Однако это событие имеет, кроме исторического, еще и духовный смысл, а посему и нравственное значение для каждого современного христианина. В соответствии с духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу.
Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя. Предводители толп народа, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземленные мысли, которые берут верх над благородной природой человеческой и угнетают ее. Теперь эта низменная природа людская восстает против вхождения в душу Бога, ибо воцарение Бога в душе непременно уничтожит ее.
Храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой и у самого большого грешника имеет крохотный приют. Однако земные страсти и туда проникли, и низменная природа людская и его употребила для своих дурных целей.
Христос исцеляет лишь тех болящих, что припадают к Нему с верой, а это означает, что некоторые порывы души, хотя и болящей, жаждут единения с Богом и стремятся к Нему – единственному в мире Врачу. Пророчество Христа о гибели Иерусалима символизирует гибель всякой души, которая Бога отвергает, унижает и извергает из себя.
Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима – своей души – и принял Бога в себя. Безбожник чувствует себя до отчаяния одиноким. Общество не прогоняет его одиночество, но усугубляет его. А тот, кто вместил Бога в душе своей, тот и в пустыне не чувствует одиночества. Никто не умирает вечной смертью кроме того, в ком умер Бог.’
Свт. Николай Велимирович (Сербский)
#9апреля
Фреска монастыря Высокие Дечаны, Метохия, Сербия, XIV век
Освобождение Одессы
10 апреля 1944 года из красавицы-Одессы вышибли оккупантов - немцев и румын. Враги хозяйничали в ней два с половиной года, но «жемчужину у моря» освободила Красная Армия.
Одесская наступательная операция началась 26 марта, а завершилась 14 апреля. Развивая наступление, советские войска один за другим освобождали оккупированные фашистами города. 28 марта наша морская пехота очистила от фрицев Николаев. В начале апреля освободили станцию Раздельную и Очаков. К вечеру 9 апреля бойцы Красной Армии выбили немцев из северных кварталов Одессы.
После ожесточенных боёв 10 апреля вся Одесса была освобождена. Советским солдатам очень помогли партизаны и подпольщики, вышедшие из катакомб. Они громили врага с тыла и предотвратили подготовленные им взрывы порта, причалов, зданий, складов.
В районе Одессы наши войска захватили огромные трофеи. Многие части и соединения, отличившиеся в боях, получили почётные наименования Одесских, Николаевских, Очаковских.
Жди нас, Одесса!
#Победа
@aefremoff80
10 апреля 1944 года из красавицы-Одессы вышибли оккупантов - немцев и румын. Враги хозяйничали в ней два с половиной года, но «жемчужину у моря» освободила Красная Армия.
Одесская наступательная операция началась 26 марта, а завершилась 14 апреля. Развивая наступление, советские войска один за другим освобождали оккупированные фашистами города. 28 марта наша морская пехота очистила от фрицев Николаев. В начале апреля освободили станцию Раздельную и Очаков. К вечеру 9 апреля бойцы Красной Армии выбили немцев из северных кварталов Одессы.
После ожесточенных боёв 10 апреля вся Одесса была освобождена. Советским солдатам очень помогли партизаны и подпольщики, вышедшие из катакомб. Они громили врага с тыла и предотвратили подготовленные им взрывы порта, причалов, зданий, складов.
В районе Одессы наши войска захватили огромные трофеи. Многие части и соединения, отличившиеся в боях, получили почётные наименования Одесских, Николаевских, Очаковских.
Жди нас, Одесса!
#Победа
@aefremoff80
Forwarded from Журнал «Фома»
На утрени Великого понедельника читается повествование о бесплодной смоковнице.
Проклятие бесплодной смоковницы — это притча в действии. Так уже бывало в истории Израиля, древнееврейские пророки использовали такую форму проповеди. Иеремия перед лицом народа возлагал себе на шею узы и ярмо и посылал такие же узы к царям других народов — в знак того, что все они будут служить Вавилонскому царю Навуходоносору (книга пророка Иеремии, глава 27). Иезекиль ставил перед собой кирпич, который символизировал Иерусалим, и вел против него осаду, тем самым показывая иудеям, что город будет осажден Вавилонским царем. Он же, по слову Господа, прилюдно снаряжался в путь, делал в стене отверстие и выносил через него свои пожитки, изображая этим, что после взятия Иерусалима Навуходоносором народ Божий ждет переселение в плен (книга пророка Иезекииля, главы 4 и 12).
Но все равно кое-что остается в притче непонятным. Почему Иисус вообще подошел к дереву, если время плодоношения еще не наступило? Дело в том, что смоковница (нам привычнее название инжир) обладает характерной особенностью. Плоды на ней появляются раньше листьев, и потом уже дозревают. Тогда, весной, остальные деревья стояли еще обнаженными, а смоковница была покрыта листвой. Логично было бы ожидать и плодов, но...
Толкователи Евангелия сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих смоковниц, было покрыто листьями. Так и среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков — то есть знали, какой плод ждет от них Господь. И если для остальных народов время плодоношения еще не пришло, еще не разнеслась по всему миру весть о спасении через Богочеловека Иисуса Христа, то уж Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию.
Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов — она попросту вводила в заблуждение, обманывала путника своей красотой, но была абсолютно бесполезна, потому что не могла утолить голод. Так и Христос «пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). В Иерусалимском Храме продолжали совершаться красивые и пышные богослужения, потоками текла кровь жертвенных животных. Но после пришествия на землю Богочеловека, после Его крестной жертвы эти ритуалы стали абсолютно бесполезны для жаждущих утолить голод богооставленности. Действительно, если Иисус — это Бог, то уже не нужны никакие жертвенные бараны...
Подробнее:
📖 Чудо разрушения. За что Христос проклял смоковницу?
📖 Бесплодная смоковница: Может ли у Бога кончиться терпение?
Проклятие бесплодной смоковницы — это притча в действии. Так уже бывало в истории Израиля, древнееврейские пророки использовали такую форму проповеди. Иеремия перед лицом народа возлагал себе на шею узы и ярмо и посылал такие же узы к царям других народов — в знак того, что все они будут служить Вавилонскому царю Навуходоносору (книга пророка Иеремии, глава 27). Иезекиль ставил перед собой кирпич, который символизировал Иерусалим, и вел против него осаду, тем самым показывая иудеям, что город будет осажден Вавилонским царем. Он же, по слову Господа, прилюдно снаряжался в путь, делал в стене отверстие и выносил через него свои пожитки, изображая этим, что после взятия Иерусалима Навуходоносором народ Божий ждет переселение в плен (книга пророка Иезекииля, главы 4 и 12).
Но все равно кое-что остается в притче непонятным. Почему Иисус вообще подошел к дереву, если время плодоношения еще не наступило? Дело в том, что смоковница (нам привычнее название инжир) обладает характерной особенностью. Плоды на ней появляются раньше листьев, и потом уже дозревают. Тогда, весной, остальные деревья стояли еще обнаженными, а смоковница была покрыта листвой. Логично было бы ожидать и плодов, но...
Толкователи Евангелия сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих смоковниц, было покрыто листьями. Так и среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков — то есть знали, какой плод ждет от них Господь. И если для остальных народов время плодоношения еще не пришло, еще не разнеслась по всему миру весть о спасении через Богочеловека Иисуса Христа, то уж Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию.
Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов — она попросту вводила в заблуждение, обманывала путника своей красотой, но была абсолютно бесполезна, потому что не могла утолить голод. Так и Христос «пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). В Иерусалимском Храме продолжали совершаться красивые и пышные богослужения, потоками текла кровь жертвенных животных. Но после пришествия на землю Богочеловека, после Его крестной жертвы эти ритуалы стали абсолютно бесполезны для жаждущих утолить голод богооставленности. Действительно, если Иисус — это Бог, то уже не нужны никакие жертвенные бараны...
Подробнее:
📖 Чудо разрушения. За что Христос проклял смоковницу?
📖 Бесплодная смоковница: Может ли у Бога кончиться терпение?
У нас давно не было Викторины. Новый вопрос - о посте (идёт Страстная неделя) и Абхазии. Однажды Александр III, по пути из Новороссийска в Батум, побывал в Новоафонском монастыре. Там монахи предложили императору выращенные в обители плоды. Это были...
Anonymous Quiz
38%
Смоквы (инжир)
9%
Фейхоа (да, они растут в тех краях)
18%
Мандарины
7%
Плоды мушмулы (очень вкусное лакомство)
9%
Ягоды шелковицы
18%
Оливки
Возвращение в Одессу
«Ты одессит, Мишка, а это значит,
Что не страшны тебе ни горе, ни беда.
Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет
И не теряет бодрость духа никогда».
Одну из самых известных песен о военных моряках в конце 1941 года написали поэт Владимир Дыховичный и композитор Модест Табачников. А впервые в начале 1942-го её спел знаменитый Леонид Утёсов.
Все создатели песни оказались так или иначе связаны с морем. Поэтому она получилась такой искренней. Во время войны Владимир Дыховичный выступал в частях и на кораблях Северного флота как артист агитбригады ВМФ. Модест Табачников был коренным одесситом - и покинул родной город как раз в 1941 г. В солнечной Одессе родился и Леонид Осипович. Ему очень понравилась новая песня, он сразу включил её в свою концертную программу.
Позже, в воспоминаниях Утёсов скажет: «Мы гордились Ленинградом, гордились Москвой и оплакивали Одессу, сражённую в неравной борьбе. ...я, взволнованный событиями, запел: «Широкие лиманы, зеленые каштаны…»
#стихи
@aefremoff80
«Ты одессит, Мишка, а это значит,
Что не страшны тебе ни горе, ни беда.
Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет
И не теряет бодрость духа никогда».
Одну из самых известных песен о военных моряках в конце 1941 года написали поэт Владимир Дыховичный и композитор Модест Табачников. А впервые в начале 1942-го её спел знаменитый Леонид Утёсов.
Все создатели песни оказались так или иначе связаны с морем. Поэтому она получилась такой искренней. Во время войны Владимир Дыховичный выступал в частях и на кораблях Северного флота как артист агитбригады ВМФ. Модест Табачников был коренным одесситом - и покинул родной город как раз в 1941 г. В солнечной Одессе родился и Леонид Осипович. Ему очень понравилась новая песня, он сразу включил её в свою концертную программу.
Позже, в воспоминаниях Утёсов скажет: «Мы гордились Ленинградом, гордились Москвой и оплакивали Одессу, сражённую в неравной борьбе. ...я, взволнованный событиями, запел: «Широкие лиманы, зеленые каштаны…»
#стихи
@aefremoff80
Возвращение в Одессу
(продолжение)
"Ты одессит, Мишка, а это значит..." Знакомую всем нам песню про героя-моряка (см.: t.me/aefremoff80/2149) Владимир Дыховичный написал по «горячим следам» упорных и тяжёлых боёв с гитлеровцами: после долгой обороны Одесса была оставлена советскими войсками в октябре 1941 г. Однако ни поэт, ни исполнитель-Утёсов, ни слушатели - весь советский народ - не сомневались: освобождение - будет.
Песня стала оружием. Известно, что перед началом штурма Одессы Красной армией на город с самолётов сбросили листовки с заголовком «Ты – одессит, а это значит…» и полным текстом шлягера!
10 апреля 1944 года вся Одесса была очищена от врага. Немцев и румын выбили из приморского русского города, Красная Армия захватила огромное количество трофеев. Но главное - освободила Одессу и одесситов.
Широкие лиманы, цветущие каштаны
Услышали вновь шелест развернутых знамен,
Когда вошел обратно походкою чеканной
В красавицу Одессу гвардейский батальон.
И, уронив на землю розы,
В знак возвращенья своего
Парнишка наш не сдержит слезы,
Но тут никто не скажет ничего.
Хоть одессит Мишка, а это значит,
Что не страшны ему ни горе, ни беда:
Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет,
Но в этот раз поплакать, право, не беда.
#стихи
#Победа
@aefremoff80
(продолжение)
"Ты одессит, Мишка, а это значит..." Знакомую всем нам песню про героя-моряка (см.: t.me/aefremoff80/2149) Владимир Дыховичный написал по «горячим следам» упорных и тяжёлых боёв с гитлеровцами: после долгой обороны Одесса была оставлена советскими войсками в октябре 1941 г. Однако ни поэт, ни исполнитель-Утёсов, ни слушатели - весь советский народ - не сомневались: освобождение - будет.
Песня стала оружием. Известно, что перед началом штурма Одессы Красной армией на город с самолётов сбросили листовки с заголовком «Ты – одессит, а это значит…» и полным текстом шлягера!
10 апреля 1944 года вся Одесса была очищена от врага. Немцев и румын выбили из приморского русского города, Красная Армия захватила огромное количество трофеев. Но главное - освободила Одессу и одесситов.
Широкие лиманы, цветущие каштаны
Услышали вновь шелест развернутых знамен,
Когда вошел обратно походкою чеканной
В красавицу Одессу гвардейский батальон.
И, уронив на землю розы,
В знак возвращенья своего
Парнишка наш не сдержит слезы,
Но тут никто не скажет ничего.
Хоть одессит Мишка, а это значит,
Что не страшны ему ни горе, ни беда:
Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет,
Но в этот раз поплакать, право, не беда.
#стихи
#Победа
@aefremoff80
Telegram
Исторический Ефремоff
Возвращение в Одессу
«Ты одессит, Мишка, а это значит,
Что не страшны тебе ни горе, ни беда.
Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет
И не теряет бодрость духа никогда».
Одну из самых известных песен о военных моряках в конце 1941 года написали поэт Владимир…
«Ты одессит, Мишка, а это значит,
Что не страшны тебе ни горе, ни беда.
Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет
И не теряет бодрость духа никогда».
Одну из самых известных песен о военных моряках в конце 1941 года написали поэт Владимир…
Forwarded from ⚔️ 🛡 Послѣднiй Русскій
11 апреля 1857 года Император Александр II утвердил государственный герб России – двуглавого орла.
В январе 1472 года русское посольство отправилось в Константинополь за невестой Великого князя. 12 ноября 1472 года Зоя Палеолог въехала в Москву. Её встречали митрополит и высшее духовенство. Зоя Палеолог стала великой княжной Софьей Фоминичной. Она привезла на Русь герб Византии – двуглавого орла. Его комбинация с московским гербом в виде Георгия Победоносца и стала гербом объединявшегося тогда под гегемоном Москвы Русского государства.
Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступали как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел становится главной эмблемой российского герба. По мере укрепления царской власти к орлу и всаднику добавлялись новые атрибуты.
В XVII веке в лапах орел уже держал скипетр и державу – регалии королевской, императорской власти, общепринятые во всех монархических государствах.
Вообще герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.
Например, в дни правления царя Федора Ивановича "Блаженного" (1584-1587) на гербе России между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
А в период царствования первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича (1613-1645) двуглавый орел впервые изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец в виде щита. В 1645 году при сыне Михаила Федоровича – царе Алексее Михайловиче – появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником – наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как "коренной герб России"), наложенный на мальтийский крест. Но этот проект герба так и не был окончательно утвержден. В результате масонского заговора, 11 марта 1801 года Павел пал от рук дворцовых цареубийц. На престол вступает молодой Император Александр I "Благословенный" (1801-1825). Ко дню его коронования появляется новый Орел, уже без Мальтийских эмблем, но, по сути, этот Орел довольно близок к прежнему. Победа над Наполеоном и практически полный контроль над всеми процессами в Европе вызывает появление нового Орла. Он имел одну корону, крылья орла изображались опущенными (расправленными), а в лапах не традиционные скипетр и держава, а венок, молнии (перуны) и факел.
В 1825 году в Таганроге умирает Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855). Николай способствовал могущественному, духовному и культурному возрождению России. Это явило нового Орла, который с течением времени несколько изменился, но по-прежнему нёс в себе все те же строгие формы.
Но самая серьезная геральдическая реформа была проведена в царствование Александра II в 1855-1857 годах. По его велению специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение, которое возглавил барон Б. Кене.
В январе 1472 года русское посольство отправилось в Константинополь за невестой Великого князя. 12 ноября 1472 года Зоя Палеолог въехала в Москву. Её встречали митрополит и высшее духовенство. Зоя Палеолог стала великой княжной Софьей Фоминичной. Она привезла на Русь герб Византии – двуглавого орла. Его комбинация с московским гербом в виде Георгия Победоносца и стала гербом объединявшегося тогда под гегемоном Москвы Русского государства.
Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступали как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел становится главной эмблемой российского герба. По мере укрепления царской власти к орлу и всаднику добавлялись новые атрибуты.
В XVII веке в лапах орел уже держал скипетр и державу – регалии королевской, императорской власти, общепринятые во всех монархических государствах.
Вообще герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.
Например, в дни правления царя Федора Ивановича "Блаженного" (1584-1587) на гербе России между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
А в период царствования первого царя династии Романовых – Михаила Федоровича (1613-1645) двуглавый орел впервые изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец в виде щита. В 1645 году при сыне Михаила Федоровича – царе Алексее Михайловиче – появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником – наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как "коренной герб России"), наложенный на мальтийский крест. Но этот проект герба так и не был окончательно утвержден. В результате масонского заговора, 11 марта 1801 года Павел пал от рук дворцовых цареубийц. На престол вступает молодой Император Александр I "Благословенный" (1801-1825). Ко дню его коронования появляется новый Орел, уже без Мальтийских эмблем, но, по сути, этот Орел довольно близок к прежнему. Победа над Наполеоном и практически полный контроль над всеми процессами в Европе вызывает появление нового Орла. Он имел одну корону, крылья орла изображались опущенными (расправленными), а в лапах не традиционные скипетр и держава, а венок, молнии (перуны) и факел.
В 1825 году в Таганроге умирает Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855). Николай способствовал могущественному, духовному и культурному возрождению России. Это явило нового Орла, который с течением времени несколько изменился, но по-прежнему нёс в себе все те же строгие формы.
Но самая серьезная геральдическая реформа была проведена в царствование Александра II в 1855-1857 годах. По его велению специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение, которое возглавил барон Б. Кене.