Исторический Ефремоff
5.02K subscribers
2.96K photos
76 videos
1 file
1.43K links
Об истории России - с гордостью, честно и интересно

Авторский Телеграм канал поэта и любителя Российской старины
加入频道
Forwarded from ОКОЛОПОЭZИЯ (Anatoly Sorokin Krym4anin)
Лермонтов стал раньше рисовать, нежели писать стихи. Детское увлечение он пронес через всю жизнь. До нашего времени дошли многие рисунки поэта, выполненные им для своих произведений. Во время ссылки в действующую армию на Кавказ М.Ю. Лермонтов выполняет основные художественные работы: путевые наброски, виды Кавказа, портретные миниатюры, сцены боевых действий. Не смотря на то, что он не был выдающимся художником, он прежде всего великий русский поэт, писатель, удивительный певец грусти, романтик и патриот.
По выходным у нас - Викторина!🎉🎁 И вот вопрос: какая игра была официально запрещена на Руси (практически до правления Петра I), хотя была очень популярна, и наши предки прекрасно, мастерски играли в неё ещё со времён Владимира Красно Солнышко?
Anonymous Quiz
22%
Лапта
20%
Городки
24%
Бирюльки
24%
Шахматы
6%
Домино
4%
Футбол
Красавицы Сычкова – на ретро-открытках

Гордость России и Мордовии – картины замечательного художника Федота Васильевича Сычкова. В нашей республике его работы знакомы всем. А если где-то и не слышали фамилию «Сычков», то всё равно видели его портреты мордовских и русских красавиц: в ярких шалях, с широкими обаятельными улыбками.

Как художник, ещё до 1917 г. он добился признания в России и за границей. А ведь родился в бедной крестьянской семье, закончил трёхклассную земскую школу в селе Кочелаево. Но способности проявил с детства! Занимался рисованием с земским учителем, работал в иконописной мастерской. Талант заметил генерал Иван Арапов. При его поддержке Сычков переехал в Петербург, окончил Рисовальную школу, стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств.

Показатель широкой славы художника - появление его картин… на открытках! (см. фото) Да, почтовые открытки с репродукциями работ Сычкова до 1917 г. выпускало петербургское издательство «Ришар».

#культура
@aefremoff80
305-мм орудие Обуховского завода образца 1907 года

305-мм орудие было разработано в годы царствования Императора Николая II в 1907 году на Обуховском заводе. В ходе испытаний был установлен ресурс ствола в 400 выстрелов, испытания проводились на кораблях Черноморского флота. В результате испытаний орудие получило высокие оценки и было назначено для вооружения линкоров типов "Севастополь" и "Императрица Мария".

Во время Великой Отечественной войны в 1941-1944 годах применялись при обороне Санкт-Петербурга.
​​Александр III – фигура действительно монументальная. Никто из Романовых не вызывал такой искренней любви и такой непримиримой ненависти. Многие считают, что его взгляды и манеры – своеобразная квинтэссенция русского духа. Они отдают ему пальму первенства как Царю, при котором Империя достигла наивысшей точки своего развития и международного влияния.

За счет чего царь добился такого результата? И почему решил стать Миротворцем?

Военный синдром или тонкий расчет?

Все Романовы (Цари, великие князья, просто князья) проходили воинскую службу. Это традиция. Но после Петра I единственный из них, кто действительно воевал, - это Александр, тогда еще цесаревич.

Отменно воевал, кстати. Георгиевский крест полностью им заслужен.

Увидев своими глазами кровь, смерть, человеческие страдания и почувствовав все радости военного ремесла на себе, он уже не мог смотреть на людей как на просто строчки в отчете. Своей жене и близким он неоднократно признавался, что единственная вещь, которую он люто ненавидит, - это война.

Очень каялся по этому поводу, так как православному христианину ненависть не к лицу. Возможно, начало его политики умиротворения связано именно с воспоминаниями о Болгарской войне. Но есть и другая точка зрения.

Времена Петра и Екатерины, прозванных Великими, давно прошли. Тогда Россия боролась сначала за существование, впоследствии – за вхождение в пятерку ведущих политических сил мира. Ставки были так высоки, что жизнь отдельного человека не стоила ничего.

Победы были славны и удивительны, но цена была непомерно высока. Неудивительно, что правление Великих, в конечном итоге, закончилось восстанием Булавина и Пугачева соответственно. Слишком велик был тот груз, который приходилось нести жителям страны за успехи.

Александр III, прекрасно зная слабый уровень своего образования, учился всю жизнь. Со временем некоторые вещи он научился понимать скорее интуитивно, нежели эмпирически. Очередная война как прожектором бы высветила все проблемы – национальные, экономические, социальные.

Империю трясло и шатало. После отмены крепостного права необходимо было привести дела в равновесие, чему он и посвятил свою жизнь.

О союзниках России

Война в Болгарии дала ему и другой – не менее ценный – опыт. Александр понял, что «союзники» склонны много и красиво говорить, но почти всегда бесполезны. А подчас и вредны. Болгарская война была блестяще выиграна русской армией.

Но все усилия не окупились – они были сведены на нет именно предательством союзников.

Когда русские стояли уже в предместьях Константинополя и готовились к последнему рывку, России не дали логически завершить начатое.

Из этого он также сумел извлечь урок: заёмная сила – не сила вовсе. Стране нужна такая армия и флот, которые лишь своим наличием способны стать инструментом для разрешения внешнеполитических конфликтов. Парадоксально, но верно. Александр добился мира не силой, а демонстрацией силы.

На перепутье

Все мы знаем о титаническом рывке, которая сделала российская промышленность в начале 20 века – при правлении Николая II. Но это лишь сбор плодов. Вся база была подготовлена его отцом. Логика действий понятна. Какой смысл иметь сильнейшую на континенте армию и один из лучших флотов, если ты не в состоянии все это богатство снабжать и ремонтировать? Никакого.

Однако, это вопрос не просто экономики. Перестройка аграрной крестьянской страны в промышленную державу неминуемо влечет за собой увеличение рабочего класса, обретение им как политической силой самосознания.

Главное, чего сумел добиться царь-миротворец, - пробуждения созидательной части русского общества, которая готова была ждать и идти по пути эволюции в государственном строительстве.
Нельсон против Ушакова

Противники или союзники? Формально, два великих адмирала были на одной стороне: вместе действовали против французов на Средиземном море. А фактически... Горацио Нельсон активно интриговал против Ф.Ф. Ушакова, боясь усиления русского влияния.

Судьбы Ушакова и Нельсона пересеклись в 1798-1799 гг. Задача у адмиралов была общая: освободить от оккупации Франции Ионические острова, Мальту, Италию, блокировать Наполеона в Египте. На деле Нельсон пытался помешать русскому флоту, распылить его силы. Для проницательного Ушакова это было очевидно.

Англичане хотели, чтобы: 1) наш флот блокировал Александрию и в целом берега Египта; 2) высаживая десанты, прогнал французов из Южной Италии. А Ионические острова и Мальта? Эти важные для флота базы должны достаться Англии! Ушаков твёрдо, независимо делал по-своему: освободил Ионические острова, взял штурмом неприступную крепость на Корфу.

Переписка флотоводцев была корректной, даже изысканной. Зато Нельсон писал своим друзьям: Ушаков «держит себя так высоко, что это отвратительно», «Под его вежливой наружностью скрывается медведь». И самое откровенное от Горацио Нельсона: «Я ненавижу русских». Это чувствовал Ушаков: «Зависть, быть может, против меня действует за Корфу...»

Сильней всего разница между адмиралами проявилась в их отношении к пленным. Ушаков всегда заботился о сложивших оружие противниках. Нельсон... вешал сдавшихся ему французов, жестоко преследовал «якобинцев» в Неаполе. Из мясника, садиста и лицемера англичане с радостью слепили героя. «Дурной памятник дурному человеку», - говорил о колонне Нельсона в Лондоне даже англофил и революционер Герцен.

#19век
@aefremoff80
Forwarded from ЦАРИННА
17 октября 1428 г. скончался инок Андроникова монастыря Андрей Рублев.

«Писать как Андрей Рублев» — такую инструкцию для русских иконописцев утвердил в 1551 году московский Стоглавый собор.

Рублев был не только художником, он был богословом. У него мы находим как художественную новизну, так и богословскую смелость.

Он единственный создал икону Троицы, сосредоточенную не на бытовых деталях. Три Ангела — образ Превечного Совета, на котором решается участь человека. И чаша — образ святой Евхаристии.
Кроме того, «Троица» Рублева — уникальный феномен эстетики. Бог является в красоте и гармонии. Красота — одно из имен Божиих. И в этом тоже есть богословие.

В лике Спаса Звенигородского нет и намека на суровость. Лик Спасителя ласковый. Необычны и боковые иконы Звенигородского чина (фото 3): апостол Павел, образ которого обычно строг, умиленно склоняется, поднося Священное Писание к трону Царя. И Архангел Михаил, которого Откровение изображает суровым архистратигом, возглавляющим битву с вражеским воинством, — здесь вовсе не воинственный, а милостивый.

В его Страшном Суде (Успенский Собор г. Владимира, фото 4)) нет ничего страшного. Главное во всей этой композиции — явление Христа. Христос грядет, а Церковь радостно встречает Его. Дух, которым пронизана фреска, счастливый. Ангелы мирно беседуют с апостолами; апостол Павел ведет праведников в рай, размахивая хартией. Долгожданно! Наконец-то!

Рискну сказать, что своим художественным творчеством инок Андрей создал русскую школу богословия и богомыслия, основанную не на страхе, но на любви. И сформулировал наше национальное сознание, основанное на милости даже к врагам.

Если иконописцы должны писать, как Рублев, то и жить нам надо так же. Ведь каждый человек - образ Божий.
Это значит, я - и иконописец, и доска. Одновременно. Моя жизнь - процесс создания иконы.

Жить в красоте созерцания. В радостном ожидании. В милости и любви.

Фото1 : преподобный Никон Радонежский просит Андрея Рублева расписать Троицкий собор.

#17октября
Сталь для Империи

Начало XX века не зря называли «эпохой прогресса». Бурное строительство железных дорог, огромных кораблей, мощных локомотивов - всё это стало возможным благодаря Индустриализации Российской империи.

Главным промышленным топливом в начале 20 в. стал каменный уголь. Его добыча и поставки на предприятия обеспечили индустриальный потенциал страны! При Николае II угольная промышленность России развивалась интенсивно. Как отмечает историк Андрей Борисюк, с 1894 по 1916 гг. объёмы добычи угля в Империи выросли в 6,4 раза, к его месторождениям подвели новые ж/д.

Это помогло быстрому развитию металлургии, росли общие объёмы выплавки металла. С 1894 по 1916 г. выплавка чугуна в России выросла в 3,5 раза, стали - в 4,3 раза. Сверхбыстрыми темпами развивались металлообработка и машиностроение (в т.ч. производство двигателей, локомотивов, станков).

После 1917 г. сведения о промышленном развитии Империи превратились в мифы о «разрухе и застое». Но факты говорят об обратном.

#НиколайII
@aefremoff80
Сегодня побывал в старинном городке Инсар (основан как крепость в 1647 г.). Отрада для глаз - наличники. Здесь они особенные: верхняя часть часто украшена "домиком", резной узор на нём может быть разным.

Очень жаль, что вместе со старыми деревянными домами постепенно исчезает с улиц и старинная, сложная резьба (образец такой из Саранска выложу в комментариях). Поэтому от каждой избушки с фигурными узорами вокруг окон - тепло на душе. Тут узор простой, цвета - сдержанные, будто на Севере, а не в Поволжье, но видно, что следят за домиком и наличниками, берегут наследие предков.

Душевный дом :) Не хватает кошки на окошке и герани внутри. Друзья, присылайте фотографии наличников из своих городов и сёл! Будем публиковать и любоваться - вместе.

#культура
@aefremoff80