Лирические стихи Игоря Витюка, руководителя Творческой мастерской "Летящее Перо", сегодня в ежедневной рубрике "Поэтические плакаты СВО":
Любовью к Родине пылаю,
Но, убоявшись громких фраз,
К рукам любимым припадаю,
Храня тепло лучистых глаз.
Вы для меня слились в единый
Источник вдохновенных сил, —
О, Русь, — ты в облике любимой,
И ты, Любовь, с душой Руси!
© Игорь Витюк, редактор военно-художественной студии писателей ЦДРА, член правления Московской областной организации Союза писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, ветеран боевых действий, полковник запаса, г. Пушкино Московской обл.
#ZСтихиИгоряВитюка
#СтихиИгоряВитюка
#ПоэтическиеПлакатыСВО
#поэзияZ #ЛетящееПеро #МастерскаяЛетящееПеро
#КнигаСилаVПравде #ZаРоссию #ZПодмосковье #Пушкино #ZДухоподъëмная #ZЛирика #КнигаZаРоссиюZаТуву
Любовью к Родине пылаю,
Но, убоявшись громких фраз,
К рукам любимым припадаю,
Храня тепло лучистых глаз.
Вы для меня слились в единый
Источник вдохновенных сил, —
О, Русь, — ты в облике любимой,
И ты, Любовь, с душой Руси!
© Игорь Витюк, редактор военно-художественной студии писателей ЦДРА, член правления Московской областной организации Союза писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, ветеран боевых действий, полковник запаса, г. Пушкино Московской обл.
#ZСтихиИгоряВитюка
#СтихиИгоряВитюка
#ПоэтическиеПлакатыСВО
#поэзияZ #ЛетящееПеро #МастерскаяЛетящееПеро
#КнигаСилаVПравде #ZаРоссию #ZПодмосковье #Пушкино #ZДухоподъëмная #ZЛирика #КнигаZаРоссиюZаТуву
12 марта отмечает свой день рождения известный российский писатель и поэт Шигин Владимир Виленович.
От всего сердца мы поздравляем его с днём рождения! Желаем богатырского здоровья, тёплого счастья, света маяка даже самой тёмной ночью, искренних эмоций, вдохновения на новые романы!
Пусть жизнь будет яркой, многогранной и счастливой!
И, конечно, желаем нашей общей Победы.
И сегодня, в честь праздника, мы читаем стихи Владимира Шигина и перевод его стихотворения на тувинский язык поэтессой, переводчиком, членом Союза писателей Тувы Чеченой Монгуш.
ЗА НАМИ РОССИЯ! ЗА НАМИ ДОНБАСС!
Как деды когда-то, идём мы вперёд –
России единый, сплочённый народ –
На наш справедливый, решающий бой
С нацистко-бандеровской чёрной ордой.
И пусть впереди ещё много тревог,
И пусть впереди много трудных дорог,
Пусть знает весь мир и родная страна:
Одна лишь Победа на всех нам нужна!
Навеки мы помним святые слова:
«Ни шагу назад! За нами – Москва!»
И знаем, вставая в атаку сейчас:
«За нами – Россия! За нами – Донбасс!»
© Владимир Шигин, ведущий редактор военно-художественной студии писателей ЦДРА, секретарь Союза писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, капитан 1 ранга запаса,
г. Домодедово Московской области
АРТЫВЫСТА МОСКВА! АРТЫВЫСТА ДОНБАСС!
Бандеровчу нацист кара орда-биле
База катап шагда бистиң өгбелер дег,
Чаңгыс демниг Россияның арат чону
Чаалажыр дээш бурунгаарлап, чоруп ор бис.
Мурнувуста дүвүрелдер ам-даа хөй бол,
Мурнувуста берге орук оон-даа хөй бол,
Төрээн чуртум, Делегей-даа билир болзун:
Дөгеревис Тиилелгени күзеп тур бис!
«Аткаар баспас! Артывыста Москва!» – деп,
Аажок ыдык сөстерни бис сактып чор бис.
Халдаашкынче туруп чыда, билир-ле бис:
«Артывыста Россия! Артывыста Донбасс!»
© перевод — Чечена Монгуш, член Союза писателей Тувы
#ZСтихиВладимираШигина
#СтихиВладимираШигина
#КнигаZаРоссиюZаТуву
#поэзияZ #ZДухоподъёмная #КнигаСилаVПравде #ZаРоссию
#Домодедово #ZПодмосковье
От всего сердца мы поздравляем его с днём рождения! Желаем богатырского здоровья, тёплого счастья, света маяка даже самой тёмной ночью, искренних эмоций, вдохновения на новые романы!
Пусть жизнь будет яркой, многогранной и счастливой!
И, конечно, желаем нашей общей Победы.
И сегодня, в честь праздника, мы читаем стихи Владимира Шигина и перевод его стихотворения на тувинский язык поэтессой, переводчиком, членом Союза писателей Тувы Чеченой Монгуш.
ЗА НАМИ РОССИЯ! ЗА НАМИ ДОНБАСС!
Как деды когда-то, идём мы вперёд –
России единый, сплочённый народ –
На наш справедливый, решающий бой
С нацистко-бандеровской чёрной ордой.
И пусть впереди ещё много тревог,
И пусть впереди много трудных дорог,
Пусть знает весь мир и родная страна:
Одна лишь Победа на всех нам нужна!
Навеки мы помним святые слова:
«Ни шагу назад! За нами – Москва!»
И знаем, вставая в атаку сейчас:
«За нами – Россия! За нами – Донбасс!»
© Владимир Шигин, ведущий редактор военно-художественной студии писателей ЦДРА, секретарь Союза писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, капитан 1 ранга запаса,
г. Домодедово Московской области
АРТЫВЫСТА МОСКВА! АРТЫВЫСТА ДОНБАСС!
Бандеровчу нацист кара орда-биле
База катап шагда бистиң өгбелер дег,
Чаңгыс демниг Россияның арат чону
Чаалажыр дээш бурунгаарлап, чоруп ор бис.
Мурнувуста дүвүрелдер ам-даа хөй бол,
Мурнувуста берге орук оон-даа хөй бол,
Төрээн чуртум, Делегей-даа билир болзун:
Дөгеревис Тиилелгени күзеп тур бис!
«Аткаар баспас! Артывыста Москва!» – деп,
Аажок ыдык сөстерни бис сактып чор бис.
Халдаашкынче туруп чыда, билир-ле бис:
«Артывыста Россия! Артывыста Донбасс!»
© перевод — Чечена Монгуш, член Союза писателей Тувы
#ZСтихиВладимираШигина
#СтихиВладимираШигина
#КнигаZаРоссиюZаТуву
#поэзияZ #ZДухоподъёмная #КнигаСилаVПравде #ZаРоссию
#Домодедово #ZПодмосковье
ШИГИН Владимир Виленович родился 12 марта 1958 г. в Севастополе,
моряк в 5-м поколении. В 1981 г. окончил Киевское высшее военно-морское политическое училище. Служил на Балтийском флоте, участник манёвров «Запад-81» и 8 боевых служб. После окончания Военно-политической академии служил заместителем начальника пресс-центра Главнокомандующего ВМФ и редактором отдела литературы журнала «Морской сборник». Капитан 1 ранга запаса.
В настоящее время – ведущий редактор военно-художественной студии писателей Центрального Дома Российской Армии, секретарь Союза писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Автор более 80 книг по истории России и ВМФ. Лауреат всероссийских литературных премий: имени Александра Невского, имени святого праведного воина Федора Ушакова, имени генералиссимуса А. В. Суворова, «Имперская культура», «Щит и меч Отечества» и др.
моряк в 5-м поколении. В 1981 г. окончил Киевское высшее военно-морское политическое училище. Служил на Балтийском флоте, участник манёвров «Запад-81» и 8 боевых служб. После окончания Военно-политической академии служил заместителем начальника пресс-центра Главнокомандующего ВМФ и редактором отдела литературы журнала «Морской сборник». Капитан 1 ранга запаса.
В настоящее время – ведущий редактор военно-художественной студии писателей Центрального Дома Российской Армии, секретарь Союза писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Автор более 80 книг по истории России и ВМФ. Лауреат всероссийских литературных премий: имени Александра Невского, имени святого праведного воина Федора Ушакова, имени генералиссимуса А. В. Суворова, «Имперская культура», «Щит и меч Отечества» и др.
ПОДМОСКОВНЫЙ ФРОНТ ВОЕННОЙ ПОЭЗИИ
11 марта 2023 года в подмосковном Пушкино в Московской губернской универсальной библиотеке прошёл областной поэтический семинар Творческой мастерской «Летящее Перо» «Военная лирика современных подмосковных поэтов как продолжение традиций поэзии Великой Отечественной войны». Цель семинара – отобрать лучшие стихи подмосковных поэтов в сборник стихов в поддержку Специальной военной операции (СВО), выпуск которого запланирован во втором квартале 2023 года.
Руководил работой семинара поэт, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, редактор военно-художественной студии писателей Центрального Дома Российской Армии им М.В.Фрунзе, главный редактор интернет-журнала «Z-ПОЭZИЯ», член правления Московской областной организации Союза писателей России, полковник запаса, ветеран боевых действий Игорь Евгеньевич Витюк. Ему помогала член Союза писателей России, заместитель главного редактора интернет-журнала «Z-поэzия» Татьяна Михайловна Селезнева.
С началом СВО в русской литературе началась своя – Специальная культурная операция. На сформировавшийся в обществе запрос на военно-патриотическую лирику откликнулись поэты – в частности, поэты подмосковные. На фронт были отправлены живые строки стихотворных молитв пушкинских поэтесс Оксаны Москаленко и Татьяны Селезневой, поэт Игорь Витюк и композитор Надежда Колесникова создали первое в стране произведение в жанре военного романса «Ты дождёшься меня» («Письмо с фронта»), поэт Сергей Арутюнов формировал гуманитарные конвои с книгами и отправлял на освобожденные территории. Пушкинскими поэтами Игорем Витюком и Оксаной Москаленко был создан и реализован проект «Поэтические плакаты СВО»: подобно агитационным плакатам времён ВОВ, плакаты СВО поддерживают как воинов на фронте, так и жителей в тылу.
Союз писателей России издал восемь поэтических сборников для фронта, особое место в их числе занимает вышедший месяц назад и представленный на XVI съезде Союза писателей России русско-тувинский сборник военных стихов в параллельном переводе (составитель – Игорь Витюк, переводчики: Чечена Монгуш (Тува), Оксана Москаленко и Татьяна Селезнева). В русской литературе сформировался обширный пласт военно-патриотической лирики. Но для того, чтобы выдержать испытание временем и остаться в культуре, этот пласт, как и любое стихийное явление в искусстве, требует глубокого анализа и тщательного отбора лучших произведений.
Писать стихи может практически каждый. Писать стихи таким образом, чтобы после прочтения их захотелось показать близкому – могут единицы. С началом СВО одной из задач Творческой мастерской «Летящее Перо» под руководством Игоря Витюка стала работа с подмосковными литераторами по развитию военно-патриотической лирики. Семинара 11 марта 2023 года ждали с особенным нетерпением: по его итогам лучшие стихи будут отобраны в готовящийся к изданию подмосковный сборник стихов лирики СВО.
Игорь Витюк начал семинар (а он продолжался пять часов) с небольшой теоретической части. В его докладе о жанровых особенностях современной военной поэзии были показаны жанры и направления военной поэзии Великой Отечественной войны и поэзии СВО с примерами стихотворений Сергея Лобанова, Сергея Арутюнова, Оксаны Москаленко, Татьяны Селезневой и др.
Во второй части семинара каждый из одиннадцати авторов представил по три стихотворения для обстоятельного анализа. Критика Игоря Витюка отличалась бережностью и почти хирургической точностью: говоря о стихотворениях автора, он указывал на недостатки и помогал их исправить, сохраняя авторское «я», его почерк, его язык, его душу в стихотворении.Игорь Витюк проводил ювелирную работу, но после неё стихи начинали играть новыми красками. Иной раз создавалось впечатление, что критик просто помогает понять автору, что же именно тот хотел сказать, и автор перестаёт прятаться за налётом бессмысленных метафор и начинает говорить во весь свой поэтический голос. Каждый из поэтов, представивших стихи для анализа и оценки, ощущал творческий подъём, желание писать стихи вновь и вновь, исправлять ошибки и продолжать работать над Словом.
11 марта 2023 года в подмосковном Пушкино в Московской губернской универсальной библиотеке прошёл областной поэтический семинар Творческой мастерской «Летящее Перо» «Военная лирика современных подмосковных поэтов как продолжение традиций поэзии Великой Отечественной войны». Цель семинара – отобрать лучшие стихи подмосковных поэтов в сборник стихов в поддержку Специальной военной операции (СВО), выпуск которого запланирован во втором квартале 2023 года.
Руководил работой семинара поэт, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, редактор военно-художественной студии писателей Центрального Дома Российской Армии им М.В.Фрунзе, главный редактор интернет-журнала «Z-ПОЭZИЯ», член правления Московской областной организации Союза писателей России, полковник запаса, ветеран боевых действий Игорь Евгеньевич Витюк. Ему помогала член Союза писателей России, заместитель главного редактора интернет-журнала «Z-поэzия» Татьяна Михайловна Селезнева.
С началом СВО в русской литературе началась своя – Специальная культурная операция. На сформировавшийся в обществе запрос на военно-патриотическую лирику откликнулись поэты – в частности, поэты подмосковные. На фронт были отправлены живые строки стихотворных молитв пушкинских поэтесс Оксаны Москаленко и Татьяны Селезневой, поэт Игорь Витюк и композитор Надежда Колесникова создали первое в стране произведение в жанре военного романса «Ты дождёшься меня» («Письмо с фронта»), поэт Сергей Арутюнов формировал гуманитарные конвои с книгами и отправлял на освобожденные территории. Пушкинскими поэтами Игорем Витюком и Оксаной Москаленко был создан и реализован проект «Поэтические плакаты СВО»: подобно агитационным плакатам времён ВОВ, плакаты СВО поддерживают как воинов на фронте, так и жителей в тылу.
Союз писателей России издал восемь поэтических сборников для фронта, особое место в их числе занимает вышедший месяц назад и представленный на XVI съезде Союза писателей России русско-тувинский сборник военных стихов в параллельном переводе (составитель – Игорь Витюк, переводчики: Чечена Монгуш (Тува), Оксана Москаленко и Татьяна Селезнева). В русской литературе сформировался обширный пласт военно-патриотической лирики. Но для того, чтобы выдержать испытание временем и остаться в культуре, этот пласт, как и любое стихийное явление в искусстве, требует глубокого анализа и тщательного отбора лучших произведений.
Писать стихи может практически каждый. Писать стихи таким образом, чтобы после прочтения их захотелось показать близкому – могут единицы. С началом СВО одной из задач Творческой мастерской «Летящее Перо» под руководством Игоря Витюка стала работа с подмосковными литераторами по развитию военно-патриотической лирики. Семинара 11 марта 2023 года ждали с особенным нетерпением: по его итогам лучшие стихи будут отобраны в готовящийся к изданию подмосковный сборник стихов лирики СВО.
Игорь Витюк начал семинар (а он продолжался пять часов) с небольшой теоретической части. В его докладе о жанровых особенностях современной военной поэзии были показаны жанры и направления военной поэзии Великой Отечественной войны и поэзии СВО с примерами стихотворений Сергея Лобанова, Сергея Арутюнова, Оксаны Москаленко, Татьяны Селезневой и др.
Во второй части семинара каждый из одиннадцати авторов представил по три стихотворения для обстоятельного анализа. Критика Игоря Витюка отличалась бережностью и почти хирургической точностью: говоря о стихотворениях автора, он указывал на недостатки и помогал их исправить, сохраняя авторское «я», его почерк, его язык, его душу в стихотворении.Игорь Витюк проводил ювелирную работу, но после неё стихи начинали играть новыми красками. Иной раз создавалось впечатление, что критик просто помогает понять автору, что же именно тот хотел сказать, и автор перестаёт прятаться за налётом бессмысленных метафор и начинает говорить во весь свой поэтический голос. Каждый из поэтов, представивших стихи для анализа и оценки, ощущал творческий подъём, желание писать стихи вновь и вновь, исправлять ошибки и продолжать работать над Словом.
По итогам семинара в сборник подмосковных поэтов, посвящённый Специальной военной операции, были отобраны стихотворения Светланы Алексеевой (г. Клин), Андрея Сорокина (г. Сергиев Посад), Владимира Шарова (г. Мытищи), Елены и Ивана Величко (оба — Королёв), Екатерины Владимировой (г. Серпухов). Произведения этих авторов будут опубликованы в книге наряду со стихотворениями известных поэтов Московской области – Сергея Арутюнова, Алексея Полуботы, Василия Дворцова, Нины Поповой, Валерия Хатюшина, Игоря Витюка, Александра Ананичева, Анны Токаревой, Оксаны Москаленко, Татьяны Селезневой и др.
В ближайшем будущем предстоит работа по подготовке сборника к печати, а вскоре после его выхода в свет состоится очередная встреча Творческой мастерской «Летящее Перо» под руководством Игоря Витюка. Анонс семинара будет размещён в группе «Z-ПОЭZИЯ» и на ресурсах Московской губернской универсальной библиотеки.
#ZСтатьи #ZСтихиИгоряВитюка #СтихиИгоряВитюка #КнигаСилаVПравде #КнигаZаРоссиюZаТуву #ZПодмосковье
В ближайшем будущем предстоит работа по подготовке сборника к печати, а вскоре после его выхода в свет состоится очередная встреча Творческой мастерской «Летящее Перо» под руководством Игоря Витюка. Анонс семинара будет размещён в группе «Z-ПОЭZИЯ» и на ресурсах Московской губернской универсальной библиотеки.
#ZСтатьи #ZСтихиИгоряВитюка #СтихиИгоряВитюка #КнигаСилаVПравде #КнигаZаРоссиюZаТуву #ZПодмосковье
Руководитель Творческой мастерской «Летящее перо» Игорь Витюк проводит семинар военно-патриотической лирики в Московской губернской универсальной библиотеке 11 марта 2023 года.
Патриотические стихи Яна Березкина сегодня представляет Творческая мастерская "Летящее Перо":
Время ZOVёт:
Только вперёд!
Русский народ —
Мира оплот!
И защитит,
И сбережёт!
И навсегда
Мир принесёт!
© Ян Березкин, член Союза писателей России, Заслуженный работник культуры Республики Южная Осетия, г. Москва
#ZСтихиЯнаБерезкина #СтихиЯнаБерезкина
#ПоэтическиеПлакатыСВО
#ТворческаяМастерскаяЛетящееПеро
#ЛетящееПеро
#Москва #ПоэзияZ
Время ZOVёт:
Только вперёд!
Русский народ —
Мира оплот!
И защитит,
И сбережёт!
И навсегда
Мир принесёт!
© Ян Березкин, член Союза писателей России, Заслуженный работник культуры Республики Южная Осетия, г. Москва
#ZСтихиЯнаБерезкина #СтихиЯнаБерезкина
#ПоэтическиеПлакатыСВО
#ТворческаяМастерскаяЛетящееПеро
#ЛетящееПеро
#Москва #ПоэзияZ
УЛЫБКА СОЛДАТА
Автор — Константин Фролов-Крымский
Так смотрят только русские солдаты:
Улыбка на устах, печаль в глазах.
Подобный взгляд мне встретился когда-то
В церквушке, у святых на образах.
В том взгляде ни обиды, ни упрёка
За горький опыт пережитых мук.
Хоть жизнь и коротка, и одинока,
И встреч гораздо меньше, чем разлук.
Уверенность, что всё идёт, как надо,
Что завтра будет лучше, чем вчера.
Привычны и стрельба, и канонада,
Случайный кров и ужин у костра.
Как «Отче наш», пожертвовать собою,
Не струсить, не сбежать, не изменить,
И друга молча вынести из боя.
Иль, не дай Бог, его похоронить.
В окопах безгранична власть Господня.
Здесь атеистов нет ни одного.
На шее образ – Николай Угодник.
А как ещё на фронте без него?
Так смотрят только русские солдаты,
Чтоб в сердце луч надежды не угас…
Вершите дело правое, ребята!
А Николай помолится за вас.
© Константин Фролов-Крымский, крымский бард, актёр, поэт.
#ZСтихиКонстантинаФроловаКрымского #СтихиКонстантинаФроловаКрымского
#ПоэзияZ #ZДуховная #ZПрифронтоваяПравда #КнигаZаРоссиюZаТуву #КнигаСилаVПравде #ZПодмосковье
Автор — Константин Фролов-Крымский
Так смотрят только русские солдаты:
Улыбка на устах, печаль в глазах.
Подобный взгляд мне встретился когда-то
В церквушке, у святых на образах.
В том взгляде ни обиды, ни упрёка
За горький опыт пережитых мук.
Хоть жизнь и коротка, и одинока,
И встреч гораздо меньше, чем разлук.
Уверенность, что всё идёт, как надо,
Что завтра будет лучше, чем вчера.
Привычны и стрельба, и канонада,
Случайный кров и ужин у костра.
Как «Отче наш», пожертвовать собою,
Не струсить, не сбежать, не изменить,
И друга молча вынести из боя.
Иль, не дай Бог, его похоронить.
В окопах безгранична власть Господня.
Здесь атеистов нет ни одного.
На шее образ – Николай Угодник.
А как ещё на фронте без него?
Так смотрят только русские солдаты,
Чтоб в сердце луч надежды не угас…
Вершите дело правое, ребята!
А Николай помолится за вас.
© Константин Фролов-Крымский, крымский бард, актёр, поэт.
#ZСтихиКонстантинаФроловаКрымского #СтихиКонстантинаФроловаКрымского
#ПоэзияZ #ZДуховная #ZПрифронтоваяПравда #КнигаZаРоссиюZаТуву #КнигаСилаVПравде #ZПодмосковье
В наше трудное время всем нужна вера в чудеса. А настоящие чудеса способен творить только Господь. О настоящем чуде, о силе детской веры и о всеобъемлющей любви Бога к чадам своим — рассказ Сергея Сергеевича Козлова "Хлеб наш насущный".
–Катя, собирайся, в церкву надо!
Маленькая Катя недоуменно посмотрела на бабушку.
— Так поздно уже. Ночь почти, бабуль? Холодно очень…
— Да ты что, Катерина?! Ночь-то на Рождество! Как же не пойти-то? — бабушка суетилась, откапывая в шифоньере старые, заношенные вещи.
— Так мы сегодня в самом храме будем? — Катюша посмотрела на бабушку с надеждой. — Там так красиво, свечи горят, а поют как!..
— Да ты что?! — снова вскинулась Василиса Мироновна, прозванная среди церковных попрошаек просто Мироновной. — Как раз сегодня самый сбор будет! Народ щедрее на праздник! Тебе на компьютер денег насобираем! Чуть осталось-то!..
— Бабушка, — взмолилась Катя, — баба Вася, у нас ведь всё уже есть, ты же говорила, что надо на поесть, а у нас теперь и мебель, и окна вон новые поставили и дверь железную, и телевизор для твоих сериалов вон какой большой! Холодно там стоять, плохо, пойдём прямо в храм?
— Катюша, ну что ты? Я ведь всё для тебя, родная! Мне-то ничего уже не надо, помру — всё тебе и останется. Вырастешь, будешь невеста и всё у тебя будет. Квартира обставленная… Потом ещё мне спасибо скажешь, вот тогда на помин моей души свечку в храме и поставишь. Давай-ка одевайся… Да не, шубку новую не бери, пуховичок тот рваный, в котором всегда ходишь… Лицо-то тебе сегодня марать не буду, праздник всё-таки, но ты там стой — грусти — как всегда! Поняла?
— Поняла, — вздохнула Катя, — мне в этом пуховике зябко очень, а шапка эта колется…
— Ну, потерпи-потерпи, пока подают, надо брать…
— Надо обязательно за маму с папой помолиться и молебен заказать!
— Да о чём ты, милая, обязательно закажем!
Когда-то, после того как родители Кати разбились в автокатастрофе, Мироновна отбила шестилетнюю Катю у государственных опекунов, у всяких там комиссий и омбудсменов, а вот пенсии-то её едва хватало на то, чтоб платить за квартиру да чуть-чуть на еду оставалось. И соседка Варвара Григорьевна, ныне покойная, посоветовала: идите к Крестовоздвиженской церкви — близко, и подают там хорошо. К отцу Тихону много людей ходит и много сердобольных, милостивых.
Мироновна, что всю жизнь привыкла работать и ни у кого ничего не просить, сначала вскипела, накричала на соседку, но потом нужда заставила. В первый же день в Катину кружку насыпалось не только мелочи, но и разных купюр столько, что хватило и в гастроном сходить, и даже купить внучке новый свитерок и ботинки на меху. Об одном предупредила Варвара Григорьевна: бойтесь социальных служб, увидят Катю — могут забрать! Потому Мироновна сначала ходила не часто, но постепенно одна денежка тянула за собой другую, и они стали ходить к храму как на работу. Катя никому не врала, если её спрашивали: «нет, никто не обижает», «нет у нас не всё плохо, просто бабушкиной пенсии нам не хватает чуть-чуть»… И бабушкина пенсия вырастала в один вечер так, что от насущного Мироновна перешла к обновлению «основных средств обеспечения», как она говорила. Сначала холодильник, затем новый телевизор, поменяла сантехнику, заказала ремонт, новую дверь, да и на пластиковые окна удалось насобирать, а понемногу ещё откладывала Кате на будущее. Миловидной Катюше подавали щедро, хоть и делала из неё Василиса Мироновна оборвашку-замарашку.
— Помру, — часто напоминала она Кате, — завещание вон там лежит, в банке денежка для тебя копится, всё тебе!..
— Бабушка, ты же всё время говоришь, что Бог нас не оставит, и меня, значит, не оставит, зачем нам ещё что-то? Я уроки делать не успеваю, — нюнилась всякий раз третьеклассница Катя.
— На Бога надейся, а сам не плошай, — отвечала поговоркой бабушка. — Я войну пережила! А тогда, знаешь, как голодно было?!
–Катя, собирайся, в церкву надо!
Маленькая Катя недоуменно посмотрела на бабушку.
— Так поздно уже. Ночь почти, бабуль? Холодно очень…
— Да ты что, Катерина?! Ночь-то на Рождество! Как же не пойти-то? — бабушка суетилась, откапывая в шифоньере старые, заношенные вещи.
— Так мы сегодня в самом храме будем? — Катюша посмотрела на бабушку с надеждой. — Там так красиво, свечи горят, а поют как!..
— Да ты что?! — снова вскинулась Василиса Мироновна, прозванная среди церковных попрошаек просто Мироновной. — Как раз сегодня самый сбор будет! Народ щедрее на праздник! Тебе на компьютер денег насобираем! Чуть осталось-то!..
— Бабушка, — взмолилась Катя, — баба Вася, у нас ведь всё уже есть, ты же говорила, что надо на поесть, а у нас теперь и мебель, и окна вон новые поставили и дверь железную, и телевизор для твоих сериалов вон какой большой! Холодно там стоять, плохо, пойдём прямо в храм?
— Катюша, ну что ты? Я ведь всё для тебя, родная! Мне-то ничего уже не надо, помру — всё тебе и останется. Вырастешь, будешь невеста и всё у тебя будет. Квартира обставленная… Потом ещё мне спасибо скажешь, вот тогда на помин моей души свечку в храме и поставишь. Давай-ка одевайся… Да не, шубку новую не бери, пуховичок тот рваный, в котором всегда ходишь… Лицо-то тебе сегодня марать не буду, праздник всё-таки, но ты там стой — грусти — как всегда! Поняла?
— Поняла, — вздохнула Катя, — мне в этом пуховике зябко очень, а шапка эта колется…
— Ну, потерпи-потерпи, пока подают, надо брать…
— Надо обязательно за маму с папой помолиться и молебен заказать!
— Да о чём ты, милая, обязательно закажем!
Когда-то, после того как родители Кати разбились в автокатастрофе, Мироновна отбила шестилетнюю Катю у государственных опекунов, у всяких там комиссий и омбудсменов, а вот пенсии-то её едва хватало на то, чтоб платить за квартиру да чуть-чуть на еду оставалось. И соседка Варвара Григорьевна, ныне покойная, посоветовала: идите к Крестовоздвиженской церкви — близко, и подают там хорошо. К отцу Тихону много людей ходит и много сердобольных, милостивых.
Мироновна, что всю жизнь привыкла работать и ни у кого ничего не просить, сначала вскипела, накричала на соседку, но потом нужда заставила. В первый же день в Катину кружку насыпалось не только мелочи, но и разных купюр столько, что хватило и в гастроном сходить, и даже купить внучке новый свитерок и ботинки на меху. Об одном предупредила Варвара Григорьевна: бойтесь социальных служб, увидят Катю — могут забрать! Потому Мироновна сначала ходила не часто, но постепенно одна денежка тянула за собой другую, и они стали ходить к храму как на работу. Катя никому не врала, если её спрашивали: «нет, никто не обижает», «нет у нас не всё плохо, просто бабушкиной пенсии нам не хватает чуть-чуть»… И бабушкина пенсия вырастала в один вечер так, что от насущного Мироновна перешла к обновлению «основных средств обеспечения», как она говорила. Сначала холодильник, затем новый телевизор, поменяла сантехнику, заказала ремонт, новую дверь, да и на пластиковые окна удалось насобирать, а понемногу ещё откладывала Кате на будущее. Миловидной Катюше подавали щедро, хоть и делала из неё Василиса Мироновна оборвашку-замарашку.
— Помру, — часто напоминала она Кате, — завещание вон там лежит, в банке денежка для тебя копится, всё тебе!..
— Бабушка, ты же всё время говоришь, что Бог нас не оставит, и меня, значит, не оставит, зачем нам ещё что-то? Я уроки делать не успеваю, — нюнилась всякий раз третьеклассница Катя.
— На Бога надейся, а сам не плошай, — отвечала поговоркой бабушка. — Я войну пережила! А тогда, знаешь, как голодно было?!
— Ты рассказывала…
— Вот! Запас, он никому никакое место не жмёт, а деньги-то вон уж сколько раз в простые бумажки превращались! Надо вот ещё золота подкупить, — уже сама себя озадачивала Мироновна…
— Баб Вась, а если меня мои одноклассники там увидят, или учительница наша?
Мироновна на минуту поджимала губы, она тоже этого очень боялась, но потом внутренний бухгалтер брал верх:
— Да я тебя так малюю да в таком старье, кто хоть тебя узнает? А ежели увидишь кого, ты сразу отвертайся, а то и уйди ненадолго, учила же я тебя? То-то!.. Ничего, Бог не выдаст, свинья не съест!
— А что, свинья нас съесть может?
— Свиней нынче, внучка, много! А говорят так, потому как человеку сподручнее на хорошее надеяться…
И обе надеялись на лучшее: Катя на то, что они перестанут побираться, а Василиса Мироновна рассчитывала ещё пожить, поднять Катю, да обустроить ей жизнь, чтоб не пришлось сироте без неё на паперти стоять или — хуже того — прозябать в детдоме, потому хоть и не в храме, а за притвором, Мироновна истово молилась и просила Бога об одном: чтоб продлил её дни. И покуда милостивый Господь продлевал, даже хронические болезни отступили. И социальные работники да школьные комиссии, бывая с проверками у них дома, оставались довольны. А то ведь и в холодильник носы свои совали — мол, чем дитя кормите? «Чем Бог подаст», — сурово отвечала Мироновна, но на рожон тоже не лезла. А от предлагаемой дополнительной помощи не отказывалась.
Мироновна и сама порой не выдерживала… Часто у храма собирались местные алкоголики, что имели соответствующий вид, длинно и густо сквернословили, не обращая внимания на замечания верующих, хотя порой истово крестились и умели принимать жалкий просящий вид, отчего и им перепадало на опохмелку. Но когда этой публики становилось много, Мироновна хватала Катюшу за руку и, обещая алкашам кару небесную, торопливо вела внучку домой.
— Непорядок на рабочем месте, — комментировала она.
Часто к ограде храма, где обычно толпились попрошайки, настоящие и ненастоящие нищие, привозили инвалидную коляску, в которой с отсутствующим взглядом сидел парализованный после травмы четырнадцатилетний Паша. Он никогда ни с кем не разговаривал, а его мать — Валентина Петровна — общалась чаще с алкоголиками, чем с теми, кто имел здесь «благословлённое» рабочее место. Зато она ретиво гоняла новичков с табличками типа «Не хватает на операцию», «Умирает дочь, нужны деньги на лекарства» и т. п. Она подходила к носителям таких картонок, расписанных маркером неровными печатными буквами, и сурово требовала:
— Заключение врача покажи!
Если подобная бумага у претендента на народные деньги имелась, изучала её подробно, а потом выносила справедливый вердикт: «фальшивка», «диагноз тебе проктолог выставлял?», «ты бы ещё печати жилконторы поставила»… По всему было видно, что она либо врач, либо имеет отношение к медицине. Но сама она об этом ни с кем не говорила. Иногда у «табличечников» появлялись защитники, подходили и сквозь зубы рекомендовали Валентине Петровне заткнуться, на что она так же тихо и сквозь зубы отвечала нечто такое, отчего крепкие ребята оглядывались по сторонам, а потом предпочитали ретироваться.
В эту рождественскую ночь Валентина Петровна тоже привезла Пашу к Крестовоздвиженской. Правда, в отличие от Мироновны, закатила коляску сначала в храм, поставила свечи, хоть немного постояла на службе… Паша смотрел на всё происходящее безучастно. Как всегда. Единственная, с кем он мог обменяться парой фраз, кому мог улыбнуться, была Катя. Когда-то он спросил у неё: «Чем ты болеешь?». «Я не болею, просто у бабушки пенсия маленькая, — пояснила Катя и, в свою очередь, задала вопрос: А с тобой что?». Паша рассказал грустную историю о том, как они с ребятами пошли летом в порт и кто-то предложил нырять с пирса, хотя купаться там было запрещено. Но ребятам где запрещено, там, наоборот, больше всего надо. Решили прыгать в воду с пирса. Кто не прыгнет, тот, разумеется, трус.
— Вот! Запас, он никому никакое место не жмёт, а деньги-то вон уж сколько раз в простые бумажки превращались! Надо вот ещё золота подкупить, — уже сама себя озадачивала Мироновна…
— Баб Вась, а если меня мои одноклассники там увидят, или учительница наша?
Мироновна на минуту поджимала губы, она тоже этого очень боялась, но потом внутренний бухгалтер брал верх:
— Да я тебя так малюю да в таком старье, кто хоть тебя узнает? А ежели увидишь кого, ты сразу отвертайся, а то и уйди ненадолго, учила же я тебя? То-то!.. Ничего, Бог не выдаст, свинья не съест!
— А что, свинья нас съесть может?
— Свиней нынче, внучка, много! А говорят так, потому как человеку сподручнее на хорошее надеяться…
И обе надеялись на лучшее: Катя на то, что они перестанут побираться, а Василиса Мироновна рассчитывала ещё пожить, поднять Катю, да обустроить ей жизнь, чтоб не пришлось сироте без неё на паперти стоять или — хуже того — прозябать в детдоме, потому хоть и не в храме, а за притвором, Мироновна истово молилась и просила Бога об одном: чтоб продлил её дни. И покуда милостивый Господь продлевал, даже хронические болезни отступили. И социальные работники да школьные комиссии, бывая с проверками у них дома, оставались довольны. А то ведь и в холодильник носы свои совали — мол, чем дитя кормите? «Чем Бог подаст», — сурово отвечала Мироновна, но на рожон тоже не лезла. А от предлагаемой дополнительной помощи не отказывалась.
Мироновна и сама порой не выдерживала… Часто у храма собирались местные алкоголики, что имели соответствующий вид, длинно и густо сквернословили, не обращая внимания на замечания верующих, хотя порой истово крестились и умели принимать жалкий просящий вид, отчего и им перепадало на опохмелку. Но когда этой публики становилось много, Мироновна хватала Катюшу за руку и, обещая алкашам кару небесную, торопливо вела внучку домой.
— Непорядок на рабочем месте, — комментировала она.
Часто к ограде храма, где обычно толпились попрошайки, настоящие и ненастоящие нищие, привозили инвалидную коляску, в которой с отсутствующим взглядом сидел парализованный после травмы четырнадцатилетний Паша. Он никогда ни с кем не разговаривал, а его мать — Валентина Петровна — общалась чаще с алкоголиками, чем с теми, кто имел здесь «благословлённое» рабочее место. Зато она ретиво гоняла новичков с табличками типа «Не хватает на операцию», «Умирает дочь, нужны деньги на лекарства» и т. п. Она подходила к носителям таких картонок, расписанных маркером неровными печатными буквами, и сурово требовала:
— Заключение врача покажи!
Если подобная бумага у претендента на народные деньги имелась, изучала её подробно, а потом выносила справедливый вердикт: «фальшивка», «диагноз тебе проктолог выставлял?», «ты бы ещё печати жилконторы поставила»… По всему было видно, что она либо врач, либо имеет отношение к медицине. Но сама она об этом ни с кем не говорила. Иногда у «табличечников» появлялись защитники, подходили и сквозь зубы рекомендовали Валентине Петровне заткнуться, на что она так же тихо и сквозь зубы отвечала нечто такое, отчего крепкие ребята оглядывались по сторонам, а потом предпочитали ретироваться.
В эту рождественскую ночь Валентина Петровна тоже привезла Пашу к Крестовоздвиженской. Правда, в отличие от Мироновны, закатила коляску сначала в храм, поставила свечи, хоть немного постояла на службе… Паша смотрел на всё происходящее безучастно. Как всегда. Единственная, с кем он мог обменяться парой фраз, кому мог улыбнуться, была Катя. Когда-то он спросил у неё: «Чем ты болеешь?». «Я не болею, просто у бабушки пенсия маленькая, — пояснила Катя и, в свою очередь, задала вопрос: А с тобой что?». Паша рассказал грустную историю о том, как они с ребятами пошли летом в порт и кто-то предложил нырять с пирса, хотя купаться там было запрещено. Но ребятам где запрещено, там, наоборот, больше всего надо. Решили прыгать в воду с пирса. Кто не прыгнет, тот, разумеется, трус.
Паша считал подобные затеи опасными и безумными глупостями, но как можно отказаться, да ещё быть против, когда все друг друга подначивают. Паша был среди ребят самым младшим, но почему-то в этот раз все стали указывать на него, мол, он должен прыгнуть первым. Паша разделся и прыгнул солдатиком. В полёте его развернуло, и он ударился о воду спиной, что вызвало весёлый смех товарищей, но под водой его ждала обломанная свая, всплыть он ещё смог, а потом потерял сознание. Оказалось, повредил позвоночник так, что не может двигаться. Валентина Петровна продала всё, что у неё было, и свозила его на операцию в Германию.
Операцию сделали. Теперь Павел мог двигать руками, крутить головой, но ноги оставались недвижными. Хотя немцы твердили, что не всё ещё потеряно…
— А сюда меня мама привозит, чтобы Бог видел, как я страдаю…
— Она думает, Он не видит? А деньги тогда зачем?
— Деньги она отдаёт на лечение больным детям. Нам ничего не надо.
С этого момента Катя стала очень уважать Валентину Петровну. Только не могла понять, у неё претензии к Богу или надежда, а спросить почему-то боялась.
Иногда Паша вдруг говорил о непонятном для Кати. Например:
— Россию все предали…
— Кто? — удивлённо пугалась Катя.
— Все, даже те, кто думает, что её защищает.
— Что ты такое говоришь?!
— Мне делать нечего, читаю много. Вот Достоевский, к примеру, он всё это предсказал… Да многие…
— И чего теперь?
— Ничего. Господь долготерпит… Но нигде не сказано, что вечно.
— Паш, но ведь Бог всех любит!
Павел отворачивался, отмахивался, мол, мала ещё, не понимаешь. Да Катя на таких разговорах и не настаивала, сама чувствовала, что не по ней они. И понимала, откуда они у Паши, когда видела, как Валентина Петровна прогоняла молодых симулянтов от храма:
— Ты, псевдострадалец, сходи сначала в армию, на заводе поработай, поля распахай. Что — здоровье на дискотеке и от героина потерял? На пивасик не хватает? Из-за таких, как ты, русские скоро вымрут. Мало того, что вы только о своей заднице думаете, так вы ещё и дремучие, тупые!
И говорила им ещё что-то такое, что симулянты, даже самые наглые предпочитали ретироваться. Но никогда не трогала детей, с кем бы они ни приходили.
Других ребят тоже сюда приводили. Чаще — их родители-алкоголики. Так им было проще и быстрее собрать деньги. Детям подавали даже в самые «неурожайные» дни, как говорила баба Вася.
В эту ночь первым заговорил Паша. Он озабоченно посмотрел, как Катя жмётся к церковной ограде и ёжится.
— Ты чего, Катюх? — спросил он.
— Что-то мне сегодня холодно, я на корточки присяду… — Катя присела, поставив перед собой заветную кружку.
Торопившиеся в храм прихожане и «прохожане» щедро сыпали и Паше и Кате мелочь и небольшие купюры. А несколько хорошо одетых мужчин, даже расщедрились: один на пятьсот рублей, а другой дал им по тысяче.
— Спаси Господи, — пролетепетала Катя. — С Рождеством!
Павел молчал. Он тревожно посмотрел в сторону Василисы Мироновны, которая увлечённо разговаривала о чём-то с другими постояльцами-попрошайками. Мама его снова ушла в храм — забыла заказать сорокоуст по умершему мужу, отцу Паши.
— Так ты в пост заказывала, — напомнил Паша.
— Лишним не будет. Может, он там тебя вымолит…
Павел только безнадёжно вздохнул в ответ. А когда она ушла, сказал Кате:
— Вообще, она у меня сильная…
Катя с тоской смотрела на прохожих, на бабушку, которой хотела сказать, что сильно замёрзла, хотела сходить в церковь погреться, но без её разрешения не решалась. А та продолжала обсуждать последние события в стране с другими старушками. Захотелось спать… Очень сильно. А в храме уже кончилось Навечерие Рождества…
Где там звёздочка Вифлеемская? Показалась уже? Небо чистое, морозно, а звёзд почему-то мало… Словно дымкой их закрывает. Да и видно только вдоль улицы. Уж больше двух тысяч лет, как Иисус родился. Такое доброе слово принёс людям, таких чудес подарил…
Операцию сделали. Теперь Павел мог двигать руками, крутить головой, но ноги оставались недвижными. Хотя немцы твердили, что не всё ещё потеряно…
— А сюда меня мама привозит, чтобы Бог видел, как я страдаю…
— Она думает, Он не видит? А деньги тогда зачем?
— Деньги она отдаёт на лечение больным детям. Нам ничего не надо.
С этого момента Катя стала очень уважать Валентину Петровну. Только не могла понять, у неё претензии к Богу или надежда, а спросить почему-то боялась.
Иногда Паша вдруг говорил о непонятном для Кати. Например:
— Россию все предали…
— Кто? — удивлённо пугалась Катя.
— Все, даже те, кто думает, что её защищает.
— Что ты такое говоришь?!
— Мне делать нечего, читаю много. Вот Достоевский, к примеру, он всё это предсказал… Да многие…
— И чего теперь?
— Ничего. Господь долготерпит… Но нигде не сказано, что вечно.
— Паш, но ведь Бог всех любит!
Павел отворачивался, отмахивался, мол, мала ещё, не понимаешь. Да Катя на таких разговорах и не настаивала, сама чувствовала, что не по ней они. И понимала, откуда они у Паши, когда видела, как Валентина Петровна прогоняла молодых симулянтов от храма:
— Ты, псевдострадалец, сходи сначала в армию, на заводе поработай, поля распахай. Что — здоровье на дискотеке и от героина потерял? На пивасик не хватает? Из-за таких, как ты, русские скоро вымрут. Мало того, что вы только о своей заднице думаете, так вы ещё и дремучие, тупые!
И говорила им ещё что-то такое, что симулянты, даже самые наглые предпочитали ретироваться. Но никогда не трогала детей, с кем бы они ни приходили.
Других ребят тоже сюда приводили. Чаще — их родители-алкоголики. Так им было проще и быстрее собрать деньги. Детям подавали даже в самые «неурожайные» дни, как говорила баба Вася.
В эту ночь первым заговорил Паша. Он озабоченно посмотрел, как Катя жмётся к церковной ограде и ёжится.
— Ты чего, Катюх? — спросил он.
— Что-то мне сегодня холодно, я на корточки присяду… — Катя присела, поставив перед собой заветную кружку.
Торопившиеся в храм прихожане и «прохожане» щедро сыпали и Паше и Кате мелочь и небольшие купюры. А несколько хорошо одетых мужчин, даже расщедрились: один на пятьсот рублей, а другой дал им по тысяче.
— Спаси Господи, — пролетепетала Катя. — С Рождеством!
Павел молчал. Он тревожно посмотрел в сторону Василисы Мироновны, которая увлечённо разговаривала о чём-то с другими постояльцами-попрошайками. Мама его снова ушла в храм — забыла заказать сорокоуст по умершему мужу, отцу Паши.
— Так ты в пост заказывала, — напомнил Паша.
— Лишним не будет. Может, он там тебя вымолит…
Павел только безнадёжно вздохнул в ответ. А когда она ушла, сказал Кате:
— Вообще, она у меня сильная…
Катя с тоской смотрела на прохожих, на бабушку, которой хотела сказать, что сильно замёрзла, хотела сходить в церковь погреться, но без её разрешения не решалась. А та продолжала обсуждать последние события в стране с другими старушками. Захотелось спать… Очень сильно. А в храме уже кончилось Навечерие Рождества…
Где там звёздочка Вифлеемская? Показалась уже? Небо чистое, морозно, а звёзд почему-то мало… Словно дымкой их закрывает. Да и видно только вдоль улицы. Уж больше двух тысяч лет, как Иисус родился. Такое доброе слово принёс людям, таких чудес подарил…
А люди? Неужели так сложно быть добрыми и любить друг друга? Недавно Катя прочитала «Рождественскую песнь» Чарльза Диккенса, и хоть Эбинейзер Скрудж был мрачным скрягой, ей всё равно было его жалко с самого начала. Жалко, потому что он не знал любви и был одинок, а всё из-за денег и жадности.
«Вот и мы просим «хлеб наш насущный», а ведь баба Вася просит уже больше, чем насущный…», — думала Катя. Если б можно было просить, вымолить другое… Но такая сила молитв только у святых, наверное… Катя печально посмотрела на Павла. Вспомнилась прочитанная сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик», и очень ей хотелось такой лепесток. Уж она-то из Сибири не помчалась бы на северный полюс! Зачем? А вот Паше… Паше она бы помогла… «Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели…» Как всё просто в сказках. И Христос, если бы прошёл мимо, Он бы только дотронулся до Павла или по голове бы погладил, и Павел смог бы ходить, бегать, прыгать…
Люди шли мимо. В кружке звенела мелочь, а Катя даже забыла постоянный бабушкин наказ бумажные денежки сразу убирать в карман. Её знобило, и она уже не заметила, как сами собой закрылись глаза. Проснулась она оттого, что кто-то её позвал…
— Холодно тебе?
Катя посмотрела наверх и увидела стройного высокого мужчину в долгополом пальто с непокрытой головой. Длинные, чуть вьющиеся волосы опускались на плечи. Добрые и мудрые глаза, узкий нос, короткая негустая борода… «Ах!», — вскрикнула Катя про себя, так он походил на Него! Дома у них стояла икона «Моление о чаше», и мужчина был точь-в-точь, как Спаситель на той иконе.
— Вы так похожи… — тихо выговорила Катя.
Незнакомец улыбнулся:
— Хочешь пойти со мной?
— Куда?
— Там светло и никогда не бывает холодно… Там не надо ни у кого ничего просить.
— В рай? — догадалась Катя. — Посмотреть? Хочу…
«Вот и мы просим «хлеб наш насущный», а ведь баба Вася просит уже больше, чем насущный…», — думала Катя. Если б можно было просить, вымолить другое… Но такая сила молитв только у святых, наверное… Катя печально посмотрела на Павла. Вспомнилась прочитанная сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик», и очень ей хотелось такой лепесток. Уж она-то из Сибири не помчалась бы на северный полюс! Зачем? А вот Паше… Паше она бы помогла… «Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели…» Как всё просто в сказках. И Христос, если бы прошёл мимо, Он бы только дотронулся до Павла или по голове бы погладил, и Павел смог бы ходить, бегать, прыгать…
Люди шли мимо. В кружке звенела мелочь, а Катя даже забыла постоянный бабушкин наказ бумажные денежки сразу убирать в карман. Её знобило, и она уже не заметила, как сами собой закрылись глаза. Проснулась она оттого, что кто-то её позвал…
— Холодно тебе?
Катя посмотрела наверх и увидела стройного высокого мужчину в долгополом пальто с непокрытой головой. Длинные, чуть вьющиеся волосы опускались на плечи. Добрые и мудрые глаза, узкий нос, короткая негустая борода… «Ах!», — вскрикнула Катя про себя, так он походил на Него! Дома у них стояла икона «Моление о чаше», и мужчина был точь-в-точь, как Спаситель на той иконе.
— Вы так похожи… — тихо выговорила Катя.
Незнакомец улыбнулся:
— Хочешь пойти со мной?
— Куда?
— Там светло и никогда не бывает холодно… Там не надо ни у кого ничего просить.
— В рай? — догадалась Катя. — Посмотреть? Хочу…
Она осмотрелась по сторонам. Павел дремал в своей коляске. Бабушка продолжала разговаривать, оживлённо жестикулируя. Где-то в храме открыли Царские врата.
Катя было протянула незнакомцу руку, но потом смутилась своей дырявой варежки, сняла её и лишь потом вложила свою в его ладонь. Удивительно, но рядом с ним было тепло. Точнее, было вообще тепло и отчего-то легко-легко… Бабушка часто говорила Кате, что с посторонними никуда ходить нельзя, а лучше и не разговаривать, но сейчас Катюша буквально чувствовала исходящее от незнакомца добро и точно знала: с ним можно. И он был так похож…
Они вошли в ворота, но почему-то идя к распахнутым дверям церкви, откуда пахло воском и ладаном, они одновременно поднимались по невидимой лестнице в небо. И вот теперь уже Катя видела звёзды вверху и огни города внизу. Удивительно, но ей ничуточки не было страшно.
— Господи, а Ты сам за мной пришёл? — спросила вдруг Катя. — Надо ещё Пашу, Пашу надо взять. Он хороший. Я сама буду его коляску толкать…
Незнакомец присел на корточки, чтобы быть глазами с нею вровень, а потом взял Катины ладони в Свои и дохнул на них. Так делают родители, чтобы согреть озябшие руки детей, но Кате не было холодно.
— Всё будет хорошо…
— Я знаю, ведь сегодня Рождество, — улыбнулась в ответ Катя. — А у меня, — она смутилась, опустила глаза, — даже подарка вот нет…
— Мама! — услышала она где-то далеко голос Паши, и оба они оглянулись назад и вниз. — Мама! Быстрее, к Кате!..
Валентина Петровна только вышла из храма, подошла к Кате, которая так и сидела на корточках, привалившись к ограде.
— Мироновна! Мироновна! Что ж ты — старая брехунья?! Что ж ты!.. У тебя Катюша!.. Она ж замёрзла!
Василиса Мироновна уже бежала к ним:
— Господи! Прости меня, старую дуру, прости! Да никогда больше!.. — кричала она, а Валентина Петровна несла Катю на руках в храм. И Паша сам крутил колёса инвалидного кресла, едва за ней поспевая.
Прихожане расступились, и отец Тихон, что уже вышел со священной чашей — потиром («Со страхом Божиим и с верою приступите») и другие иереи, все подошли к Валентине Петровне. Кто-то из них читал молитвы, кто-то начал тереть Кате щёки и уши, а отец Тихон властно сказал:
— Отступите! — и, встав на колени, влил в сомкнутые губы Кати Крови Христовой из лжицы.
А Катя смотрела в добрые и глубокие глаза Спасителя. Вот они… Совсем рядом.
— Глаза открыла! — воскликнул кто-то.
— Слава Богу! — выдохнул отец Тихон и поднялся на ноги.
— А с руками у неё что? Отморозила? Аж светятся? Может, «скорую»?
Валентина Петровна взяла Катины руки в свои…
— Нет, просто светятся… Странно… Катя, ты меня слышишь? Как ты всех нас напугала! Ты как?
— Хорошо, — прошептала Катя. — Ко мне Христос приходил, вы разве не видели?
— Что ты такое говоришь, девочка моя?.. Ты же без сознания была.
— Он правда приходил… Даже руки мне грел… — шептала Катя.
— Хорошо, хорошо…
— Катюшенька, ты прости меня, старую… — причитала Василиса Мироновна. — Господи, прости меня… Скупердяйство моё…
А за спинами у них внимательно смотрел на Катю с иконы Спаситель. Будто и не уходил никуда.
— Я хотела Пашу с собой взять.
— Паша-то какой молодец… Если б не он… — причитала баба Вася.
— А руки-то у неё чего светятся? Натёрли чем? — не унималась какая-то старушка.
— Голова не кружится? — это уже Валентина Петровна.
— Да нет, мне хорошо и тепло, можно я встану?
— Давай потихоньку, мы с Мироновной тебя поддержим…
— Не надо, мне, правда, хорошо… Ко мне, правда, Спаситель приходил, не верите? Он красивый такой, и добрый… А руки, — она вытянула вперёд ладони, — Он дышал на них! Папа так делал, когда у меня ручки зимой мёрзли. А сейчас и не мёрзли вовсе.
— Господи, спаси и сохрани… — заплакала Мироновна.
— Не берусь тебя судить, — обратилась к ней вполголоса Валентина Петровна, — но, по-моему, ты уже и сама всё поняла, на всю жизнь тебе урок…
Катя было протянула незнакомцу руку, но потом смутилась своей дырявой варежки, сняла её и лишь потом вложила свою в его ладонь. Удивительно, но рядом с ним было тепло. Точнее, было вообще тепло и отчего-то легко-легко… Бабушка часто говорила Кате, что с посторонними никуда ходить нельзя, а лучше и не разговаривать, но сейчас Катюша буквально чувствовала исходящее от незнакомца добро и точно знала: с ним можно. И он был так похож…
Они вошли в ворота, но почему-то идя к распахнутым дверям церкви, откуда пахло воском и ладаном, они одновременно поднимались по невидимой лестнице в небо. И вот теперь уже Катя видела звёзды вверху и огни города внизу. Удивительно, но ей ничуточки не было страшно.
— Господи, а Ты сам за мной пришёл? — спросила вдруг Катя. — Надо ещё Пашу, Пашу надо взять. Он хороший. Я сама буду его коляску толкать…
Незнакомец присел на корточки, чтобы быть глазами с нею вровень, а потом взял Катины ладони в Свои и дохнул на них. Так делают родители, чтобы согреть озябшие руки детей, но Кате не было холодно.
— Всё будет хорошо…
— Я знаю, ведь сегодня Рождество, — улыбнулась в ответ Катя. — А у меня, — она смутилась, опустила глаза, — даже подарка вот нет…
— Мама! — услышала она где-то далеко голос Паши, и оба они оглянулись назад и вниз. — Мама! Быстрее, к Кате!..
Валентина Петровна только вышла из храма, подошла к Кате, которая так и сидела на корточках, привалившись к ограде.
— Мироновна! Мироновна! Что ж ты — старая брехунья?! Что ж ты!.. У тебя Катюша!.. Она ж замёрзла!
Василиса Мироновна уже бежала к ним:
— Господи! Прости меня, старую дуру, прости! Да никогда больше!.. — кричала она, а Валентина Петровна несла Катю на руках в храм. И Паша сам крутил колёса инвалидного кресла, едва за ней поспевая.
Прихожане расступились, и отец Тихон, что уже вышел со священной чашей — потиром («Со страхом Божиим и с верою приступите») и другие иереи, все подошли к Валентине Петровне. Кто-то из них читал молитвы, кто-то начал тереть Кате щёки и уши, а отец Тихон властно сказал:
— Отступите! — и, встав на колени, влил в сомкнутые губы Кати Крови Христовой из лжицы.
А Катя смотрела в добрые и глубокие глаза Спасителя. Вот они… Совсем рядом.
— Глаза открыла! — воскликнул кто-то.
— Слава Богу! — выдохнул отец Тихон и поднялся на ноги.
— А с руками у неё что? Отморозила? Аж светятся? Может, «скорую»?
Валентина Петровна взяла Катины руки в свои…
— Нет, просто светятся… Странно… Катя, ты меня слышишь? Как ты всех нас напугала! Ты как?
— Хорошо, — прошептала Катя. — Ко мне Христос приходил, вы разве не видели?
— Что ты такое говоришь, девочка моя?.. Ты же без сознания была.
— Он правда приходил… Даже руки мне грел… — шептала Катя.
— Хорошо, хорошо…
— Катюшенька, ты прости меня, старую… — причитала Василиса Мироновна. — Господи, прости меня… Скупердяйство моё…
А за спинами у них внимательно смотрел на Катю с иконы Спаситель. Будто и не уходил никуда.
— Я хотела Пашу с собой взять.
— Паша-то какой молодец… Если б не он… — причитала баба Вася.
— А руки-то у неё чего светятся? Натёрли чем? — не унималась какая-то старушка.
— Голова не кружится? — это уже Валентина Петровна.
— Да нет, мне хорошо и тепло, можно я встану?
— Давай потихоньку, мы с Мироновной тебя поддержим…
— Не надо, мне, правда, хорошо… Ко мне, правда, Спаситель приходил, не верите? Он красивый такой, и добрый… А руки, — она вытянула вперёд ладони, — Он дышал на них! Папа так делал, когда у меня ручки зимой мёрзли. А сейчас и не мёрзли вовсе.
— Господи, спаси и сохрани… — заплакала Мироновна.
— Не берусь тебя судить, — обратилась к ней вполголоса Валентина Петровна, — но, по-моему, ты уже и сама всё поняла, на всю жизнь тебе урок…
— Да что ты… что ты…
— А я верю, что к Кате Христос приходил! — это сказал Паша, которого с коляской оттёрли куда-то за спины окружавших. — Рождество!
И словно ответом ему
прозвучал голос священника:
— Рождество твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащие звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.
Катя подошла к Павлу и взяла его за руки и зашептала:
— Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели…
— Что ты, Кать?.. — смутился Паша.
— Ты будешь ходить! Честно-честно! Я точно знаю!
— Буду, — Павел прикусил губу, чтобы не заплакать у всех на виду.
— Будешь! — уверенно сказала Катя и потянула его к себе.
Никто не заметил, что руки её в этот момент перестали светиться.
Паша, словно заворожённый, подался вперёд, попытался встать. Валентина Петровна подхватила его, поддерживая.
— Господи! — воскликнула она.
Павел стоял неуверенно и всё время смотрел Кате в глаза. Потом сказал:
— Они не поверят, но я видел… Как вы с Ним поднимались в Небо… А ты продолжала сидеть рядом… И там была одновременно… Они не поверят, но я видел… Он почему-то был в пальто…
— А в чём Ему быть? На наших-то улицах?
— Я вот ещё подумал, Он пройдёт рядом, а мы и не заметим…
Павел попытался шагнуть, но не смог, бессильно повис на руках матери, которая аккуратно усадила его в кресло…
— Я уж думал — чудо будет, — со слезами на глазах он посмотрел на Валентину Петровну.
— Павлик, ты встал… — тихо сказала она, сглатывая слёзы… — Встал, а значит, пойдёшь. Я верю… — она повернулась к образу Спасителя. — Я верю, Господи…
Бедные, разуверившиеся во всём и вся за последние сто лет, русские люди вокруг крестились, кое-кто плакал…
— Сегодня не время горевать, — напомнил молодой дьякон, который в отличие от всех задумчиво улыбался.
— Что делать-то? — спросила себя и всех и, наверное, самого Господа Бога Мироновна.
И голос отца Тихона уже с амвона ответил ей и всем:
— Со страхом Божиим и с верою приступите.
© Сергей Сергеевич Козлов — российский писатель, член Союза писателей России c 1999 года, член Союза журналистов России. С февраля 2011 года — главный редактор журнала «Югра». Сергей Сергеевич — литературный редактор газеты «Тюменская область сегодня» и сопредседатель общества русской культуры Тюменской области.
Подписаться на автора: https://dzen.ru/media/id/63eb3ca2e7e1cc6198f409a9/hleb-nash-nasuscnyi-640c08760a7c6b686e92e6e5?utm_referer=away.vk.com
#ZпрозаСергеяКозлова
#ПрозаСергеяКозлова
#ZПроза
#книгаСилаVправде #КнигаZаРоссиюZаТуву #Тюмень
— А я верю, что к Кате Христос приходил! — это сказал Паша, которого с коляской оттёрли куда-то за спины окружавших. — Рождество!
И словно ответом ему
прозвучал голос священника:
— Рождество твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащие звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.
Катя подошла к Павлу и взяла его за руки и зашептала:
— Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели…
— Что ты, Кать?.. — смутился Паша.
— Ты будешь ходить! Честно-честно! Я точно знаю!
— Буду, — Павел прикусил губу, чтобы не заплакать у всех на виду.
— Будешь! — уверенно сказала Катя и потянула его к себе.
Никто не заметил, что руки её в этот момент перестали светиться.
Паша, словно заворожённый, подался вперёд, попытался встать. Валентина Петровна подхватила его, поддерживая.
— Господи! — воскликнула она.
Павел стоял неуверенно и всё время смотрел Кате в глаза. Потом сказал:
— Они не поверят, но я видел… Как вы с Ним поднимались в Небо… А ты продолжала сидеть рядом… И там была одновременно… Они не поверят, но я видел… Он почему-то был в пальто…
— А в чём Ему быть? На наших-то улицах?
— Я вот ещё подумал, Он пройдёт рядом, а мы и не заметим…
Павел попытался шагнуть, но не смог, бессильно повис на руках матери, которая аккуратно усадила его в кресло…
— Я уж думал — чудо будет, — со слезами на глазах он посмотрел на Валентину Петровну.
— Павлик, ты встал… — тихо сказала она, сглатывая слёзы… — Встал, а значит, пойдёшь. Я верю… — она повернулась к образу Спасителя. — Я верю, Господи…
Бедные, разуверившиеся во всём и вся за последние сто лет, русские люди вокруг крестились, кое-кто плакал…
— Сегодня не время горевать, — напомнил молодой дьякон, который в отличие от всех задумчиво улыбался.
— Что делать-то? — спросила себя и всех и, наверное, самого Господа Бога Мироновна.
И голос отца Тихона уже с амвона ответил ей и всем:
— Со страхом Божиим и с верою приступите.
© Сергей Сергеевич Козлов — российский писатель, член Союза писателей России c 1999 года, член Союза журналистов России. С февраля 2011 года — главный редактор журнала «Югра». Сергей Сергеевич — литературный редактор газеты «Тюменская область сегодня» и сопредседатель общества русской культуры Тюменской области.
Подписаться на автора: https://dzen.ru/media/id/63eb3ca2e7e1cc6198f409a9/hleb-nash-nasuscnyi-640c08760a7c6b686e92e6e5?utm_referer=away.vk.com
#ZпрозаСергеяКозлова
#ПрозаСергеяКозлова
#ZПроза
#книгаСилаVправде #КнигаZаРоссиюZаТуву #Тюмень
Дзен | Статьи
Хлеб наш насущный
Статья автора «Сергей Сергеевич Козлов. От автора без посредников» в Дзене ✍: –Катя, собирайся, в церкву надо! Маленькая Катя недоуменно посмотрела на бабушку. — Так поздно уже. Ночь почти, бабуль?
Сегодня мы поздравляем с днём рождения подмосковную поэтессу Анну Фуникову!
От всей души желаем ей крепкого здоровья, личного счастья, тепла, света, радостей, вдохновения, любви и, конечно, нашей общей Победы!
И сегодня мы читаем её стихи.
АНГЕЛЫ В СОЛДАТСКОМ КАМУФЛЯЖЕ
Автор — Анна Фуникова
Посеребрит опасностью виски,
Близка ли смерть, Господь уже не скажет.
Спрессованы секунды в марш-броски
Для ангелов в солдатском камуфляже.
Спрессованы в атаку все, кто смел,
За рядом ряд – защитники Отчизны.
Здесь каждый выбрал непростой удел
Спасти Россию, пусть ценою жизни.
Огонь небесный впредь не скроет мгла,
Карающая поднята десница...
О, как мгновенны ратные дела,
Точны движенья, мужественны лица!
Ждут воинов нелегкая стезя
И долг - не встать пред смертью на колени...
Помолимся всем им, как образам,
И осеним своим благословеньем!
© Анна Фуникова, член Союза писателей России, г. Электросталь
#ZСтихиАнныФуниковой #СтихиАнныФуниковой
#ПоэзияZ #ZДуховная #КнигаZаРоссиюZаТуву #КнигаСилаVПравде #Электросталь #ZПодмосковье
От всей души желаем ей крепкого здоровья, личного счастья, тепла, света, радостей, вдохновения, любви и, конечно, нашей общей Победы!
И сегодня мы читаем её стихи.
АНГЕЛЫ В СОЛДАТСКОМ КАМУФЛЯЖЕ
Автор — Анна Фуникова
Посеребрит опасностью виски,
Близка ли смерть, Господь уже не скажет.
Спрессованы секунды в марш-броски
Для ангелов в солдатском камуфляже.
Спрессованы в атаку все, кто смел,
За рядом ряд – защитники Отчизны.
Здесь каждый выбрал непростой удел
Спасти Россию, пусть ценою жизни.
Огонь небесный впредь не скроет мгла,
Карающая поднята десница...
О, как мгновенны ратные дела,
Точны движенья, мужественны лица!
Ждут воинов нелегкая стезя
И долг - не встать пред смертью на колени...
Помолимся всем им, как образам,
И осеним своим благословеньем!
© Анна Фуникова, член Союза писателей России, г. Электросталь
#ZСтихиАнныФуниковой #СтихиАнныФуниковой
#ПоэзияZ #ZДуховная #КнигаZаРоссиюZаТуву #КнигаСилаVПравде #Электросталь #ZПодмосковье
Нежный плакат Оксаны Москаленко сегодня в рубрике «Поэтические плакаты СВО» Творческой мастерской «Летящее Перо»:
В коробке от патронов спит котейка, —
Не знает, что сейчас идёт война.
Вставай, пушистик, молочка попей-ка!
Сегодня нам, братишка, не до сна.
© Оксана Москаленко, член Союза писателей России, гор. Пушкино Московской области
#ZстихиОксаныМоскаленко #СтихиОксаныМоскаленко
#ZЛирика #ZДухоподъёмная #ПоэтическиеПлакатыСВО
#поэзияZ #ЛетящееПеро #МастерскаяЛетящееПеро
#КнигаСилаVПравде #ZаРоссию
#ZПодмосковье #Пушкино
В коробке от патронов спит котейка, —
Не знает, что сейчас идёт война.
Вставай, пушистик, молочка попей-ка!
Сегодня нам, братишка, не до сна.
© Оксана Москаленко, член Союза писателей России, гор. Пушкино Московской области
#ZстихиОксаныМоскаленко #СтихиОксаныМоскаленко
#ZЛирика #ZДухоподъёмная #ПоэтическиеПлакатыСВО
#поэзияZ #ЛетящееПеро #МастерскаяЛетящееПеро
#КнигаСилаVПравде #ZаРоссию
#ZПодмосковье #Пушкино
14 марта мы поздравляем с днём рождения Геннадия Иванова — российского поэта, первого секретаря правления Союза писателей России, председателя исполнительного комитета Международной литературной премии имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами…»
От всей души поздравляем Геннадия Викторовича с праздником! Желаем крепкого здоровья, долголетия, радостей, вдохновения на творческую и общественную деятельность и, конечно, нашей общей Победы.
* * *
Владимиру Крупину
«Прощай, Россия, встретимся в раю», —
Конечно, это сказано красиво.
Но я ещё Россию узнаю
Здесь, на земле, как за окошком иву
Я узнаю и узнаю сарай,
И на перроне сумрачные лица…
Сарай вот этот не годится в рай,
А ива, так мне кажется, годится…
«Прощай, Россия, встретимся в раю».
А может, ещё встретимся в бою…
Как встретились тогда на «Баррикадной»
Той осенью, холодной и блокадной.
© Геннадий Иванов, российский поэт, первый секретарь правления Союза писателей России
#ZСтихиГеннадияИванова #СтихиГеннадияИванова
#ПоэзияZ #ZЛирика #КнигаZаРоссиюZаТуву #КнигаСилаVПравде #ZПодмосковье
От всей души поздравляем Геннадия Викторовича с праздником! Желаем крепкого здоровья, долголетия, радостей, вдохновения на творческую и общественную деятельность и, конечно, нашей общей Победы.
* * *
Владимиру Крупину
«Прощай, Россия, встретимся в раю», —
Конечно, это сказано красиво.
Но я ещё Россию узнаю
Здесь, на земле, как за окошком иву
Я узнаю и узнаю сарай,
И на перроне сумрачные лица…
Сарай вот этот не годится в рай,
А ива, так мне кажется, годится…
«Прощай, Россия, встретимся в раю».
А может, ещё встретимся в бою…
Как встретились тогда на «Баррикадной»
Той осенью, холодной и блокадной.
© Геннадий Иванов, российский поэт, первый секретарь правления Союза писателей России
#ZСтихиГеннадияИванова #СтихиГеннадияИванова
#ПоэзияZ #ZЛирика #КнигаZаРоссиюZаТуву #КнигаСилаVПравде #ZПодмосковье