Продолжение об изразцах...
Когда же на Центральной церкви вновь появились исторические изразцы?
В конце XIX в. было решено осуществить реставрацию шатра центральной церкви. С начала XIX в. снаружи грани шатра были покрыты листовым железом. Под железом оказалось скрыто изразцовое убранство, которое изначально было укреплено в кирпичной кладке. Для того чтобы закрепить листы железа, пришлось даже сбить некоторые сильно выступающие плитки, израцы были сильно повреждены.
После того, как в 1890-е гг. сняли листы железа, реставраторы сделали рисунки граней шатра, на которых отметили утерянные изразцы, а затем предложили проект восстановления керамических плиток, который и был исполнен в 1898 г.
Делали эти изразцы под руководством Дмитрия Петровича Сухова, который впоследствии возглавил реставрационные работы в Покровском соборе и помог вернуть ему облик XVI-XVII столетий.
Когда же на Центральной церкви вновь появились исторические изразцы?
В конце XIX в. было решено осуществить реставрацию шатра центральной церкви. С начала XIX в. снаружи грани шатра были покрыты листовым железом. Под железом оказалось скрыто изразцовое убранство, которое изначально было укреплено в кирпичной кладке. Для того чтобы закрепить листы железа, пришлось даже сбить некоторые сильно выступающие плитки, израцы были сильно повреждены.
После того, как в 1890-е гг. сняли листы железа, реставраторы сделали рисунки граней шатра, на которых отметили утерянные изразцы, а затем предложили проект восстановления керамических плиток, который и был исполнен в 1898 г.
Делали эти изразцы под руководством Дмитрия Петровича Сухова, который впоследствии возглавил реставрационные работы в Покровском соборе и помог вернуть ему облик XVI-XVII столетий.
ОТВЕТ
Они получили название «ширинки».
Это распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене. Внешняя галерея появилась в Покровском соборе в 1680-е гг. Снаружи ее расписали цветочным орнаментом, который дополнял первоначальную роспись «под кирпич» и с тех пор стал неотъемлемой частью облика храма.
Они получили название «ширинки».
Это распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене. Внешняя галерея появилась в Покровском соборе в 1680-е гг. Снаружи ее расписали цветочным орнаментом, который дополнял первоначальную роспись «под кирпич» и с тех пор стал неотъемлемой частью облика храма.
🍁А вы уже успели приобрести билет для себя и своего ребенка на абонемент "Истории Покровского собора"?
Мест осталось не так много, а занятия начинаются уже в это воскресенье!
Занятия проходят по воскресеньям в 12:00. Предлагаем вам стать участниками пяти историй:
1. История первая: "Музей-храм Покровский собор на Красной площади".
2. История вторая : " Если бы я был древним воином..."
3. История третья : "Если бы я был древним зодчим..."
4. История четвертая : "Если бы я был древним живописцем..."
5. История пятая : " Если бы я был древним москвичом"
Вы узнаете, как связана победа над Казанским ханством с храмом, кто и когда повелел его построить, почему у храма два названия и почему он является «небывалым в целом свете» архитектурным памятником, как с веками менялось его живописное убранство.
🍁 Переходите по ссылке➡️ https://tickets.shm.ru/event/098AADE91DF80721EE6C55B63631317A4F3A8A2E
и приобретайте билеты, пока есть места!
До встречи в Покровском соборе!
Мест осталось не так много, а занятия начинаются уже в это воскресенье!
Занятия проходят по воскресеньям в 12:00. Предлагаем вам стать участниками пяти историй:
1. История первая: "Музей-храм Покровский собор на Красной площади".
2. История вторая : " Если бы я был древним воином..."
3. История третья : "Если бы я был древним зодчим..."
4. История четвертая : "Если бы я был древним живописцем..."
5. История пятая : " Если бы я был древним москвичом"
Вы узнаете, как связана победа над Казанским ханством с храмом, кто и когда повелел его построить, почему у храма два названия и почему он является «небывалым в целом свете» архитектурным памятником, как с веками менялось его живописное убранство.
🍁 Переходите по ссылке➡️ https://tickets.shm.ru/event/098AADE91DF80721EE6C55B63631317A4F3A8A2E
и приобретайте билеты, пока есть места!
До встречи в Покровском соборе!
17 сентября Церковь вспоминает Икону Богоматери Неопалимая Купина.
Богоматерь Неопалимая Купина взирает на посетителей Покровского собора со свода церкви святых Киприана и Иустины. Она входит в композицию настенной росписи, которая появилась в церкви в XVIII столетии. Обычно этот образ Богоматери предстает на фоне зеленого четырехугольника. Особенностью росписи в соборе является синий цвет фона.
А вы заметили необычные предметы в правой руке Богородицы? Как Вы думаете, что это?
Богоматерь Неопалимая Купина взирает на посетителей Покровского собора со свода церкви святых Киприана и Иустины. Она входит в композицию настенной росписи, которая появилась в церкви в XVIII столетии. Обычно этот образ Богоматери предстает на фоне зеленого четырехугольника. Особенностью росписи в соборе является синий цвет фона.
А вы заметили необычные предметы в правой руке Богородицы? Как Вы думаете, что это?
ОТВЕТ
У правой руки Богоматери изображены символы пророчеств о ее божественном предназначении: лестница, камень и Горний Иерусалим.
Лестница – это «лествица Иакова». Она обращает нас к видению пророка, который во сне увидел лестницу, основание которой было на земле, а вершина восходила в небеса. По этой лестнице поднимались и нисходили ангелы. Рядом с лестницей в руке Богородицы изображена гора. На ней Небесный Град, окруженный стеной, за которой мы видим Иисуса Христа в царском венце. В церковных текстах Богоматерь называют «храмом», «вратами» и «дверью».
У правой руки Богоматери изображены символы пророчеств о ее божественном предназначении: лестница, камень и Горний Иерусалим.
Лестница – это «лествица Иакова». Она обращает нас к видению пророка, который во сне увидел лестницу, основание которой было на земле, а вершина восходила в небеса. По этой лестнице поднимались и нисходили ангелы. Рядом с лестницей в руке Богородицы изображена гора. На ней Небесный Град, окруженный стеной, за которой мы видим Иисуса Христа в царском венце. В церковных текстах Богоматерь называют «храмом», «вратами» и «дверью».
Мы часто слышим на своей странице споры о том, кому должны принадлежать исторически ценные святыни, Церкви или музею или третьим лицам . Единственное, с чем мы согласны точно: главное такие ценности сохранять, восстанавливать и уберегать.
Сейчас перед вами наглядный пример двух подвигов музейных сотрудников Покровского собора с разницей в столетие. Подвиг о сохранении и спасении.
На фото хоругвь нач. XX в., подаренная Покровскому собору обществом хоругвеносцев в честь 350-летия закладки храма.
В 1930-е гг. в стране было непростое отношение к церковным предметам. И, чтобы уберечь такой ценный дар, музейные сотрудники спрятали хоругви в хранилище, покрыв смесью из сажи и разведенной олифы, чтобы их не нашли.
Поступок был в строжайшем секрете, он позволил спасти хоругви, но долгое время о нем никто не знал.
Спустя 80 лет хоругви были обнаружены, и в результате огромной работы исследователей и реставраторов они вновь показали миру свой первоначальный облик.
Сейчас перед вами наглядный пример двух подвигов музейных сотрудников Покровского собора с разницей в столетие. Подвиг о сохранении и спасении.
На фото хоругвь нач. XX в., подаренная Покровскому собору обществом хоругвеносцев в честь 350-летия закладки храма.
В 1930-е гг. в стране было непростое отношение к церковным предметам. И, чтобы уберечь такой ценный дар, музейные сотрудники спрятали хоругви в хранилище, покрыв смесью из сажи и разведенной олифы, чтобы их не нашли.
Поступок был в строжайшем секрете, он позволил спасти хоругви, но долгое время о нем никто не знал.
Спустя 80 лет хоругви были обнаружены, и в результате огромной работы исследователей и реставраторов они вновь показали миру свой первоначальный облик.
#историясобора - по этому хэштегу вы найдете всю информацию о важных этапах истории и изменениях Покровского собора.
В 1830–1840-е годы в Покровском соборе появилось много новых металлических деталей.
Так, на северном крыльце были установлены кованые решётки, выполненные в стиле классицизма. Они запечатлены на полотне П.П. Верещагина 1830-х гг. В эти же годы была застеклена внешняя обходная галерея. В оконных проёмах также были установлены решётки с изображением меандра. Решётки также появились в окнах и галереи со стороны северного фасада.
Что сохранилось до наших дней? Сегодня вы можете увидеть в соборе решётку на окне при входе в церковь Василия Блаженного и решётку, закрывающую часть галереи около северного крыльца.
В 1830–1840-е годы в Покровском соборе появилось много новых металлических деталей.
Так, на северном крыльце были установлены кованые решётки, выполненные в стиле классицизма. Они запечатлены на полотне П.П. Верещагина 1830-х гг. В эти же годы была застеклена внешняя обходная галерея. В оконных проёмах также были установлены решётки с изображением меандра. Решётки также появились в окнах и галереи со стороны северного фасада.
Что сохранилось до наших дней? Сегодня вы можете увидеть в соборе решётку на окне при входе в церковь Василия Блаженного и решётку, закрывающую часть галереи около северного крыльца.
21 сентября церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы.
Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. У праведной пары долго не было детей. Однажды им обоим явился ангел, который возвестил о рождении Марии. Супруги дали обет посвятить ребенка Богу. Иконография Рождества Богородицы начала складываться в VIII веке. Обычно Анна изображается сидящей на ложе. Долгое время Иоаким изображался стоящим в портале дверей или заглядывающим в окно. Это было связано с тем, что в определенные моменты мужчина не должен был входить в женскую половину дома. Однако, начиная с XVIII в., когда русские мастера ориентируются на западноевропейские образцы, Иоаким изображается рядом с ложем Анны.
Икона из местного ряда иконостаса церкви Трех Патриархов Константинопольских Покровского собора. XIX в.
Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. У праведной пары долго не было детей. Однажды им обоим явился ангел, который возвестил о рождении Марии. Супруги дали обет посвятить ребенка Богу. Иконография Рождества Богородицы начала складываться в VIII веке. Обычно Анна изображается сидящей на ложе. Долгое время Иоаким изображался стоящим в портале дверей или заглядывающим в окно. Это было связано с тем, что в определенные моменты мужчина не должен был входить в женскую половину дома. Однако, начиная с XVIII в., когда русские мастера ориентируются на западноевропейские образцы, Иоаким изображается рядом с ложем Анны.
Икона из местного ряда иконостаса церкви Трех Патриархов Константинопольских Покровского собора. XIX в.
ОТВЕТ
В этот раз почти все правы! Эта икона «Праотец Мельхиседек» XVIII в. изображена на северной двери иконостаса церкви Николы Великорецкого Покровского собора.
Праотец Мельхиседек был ветхозаветным царем и первосвященником. Его жизнеописание отсутствует в канонических библейских книгах; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах. Он встретил и благословил Авраама после победы над союзом четырех царей, выйдя ему навстречу и преподнеся хлеб и вино – прообраз установленного Христом таинства Евхаристии.
На иконах изображается благообразным старцем, облаченным в царские одежды: длинную тунику с узкими рукавами, поверх которой одет далматик; на плечи накинут алый плащ, скрепленный застежкой-фибулой, на голове – царский венец. В руках он держит блюдо с хлебом и кувшин с вином.
В этот раз почти все правы! Эта икона «Праотец Мельхиседек» XVIII в. изображена на северной двери иконостаса церкви Николы Великорецкого Покровского собора.
Праотец Мельхиседек был ветхозаветным царем и первосвященником. Его жизнеописание отсутствует в канонических библейских книгах; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах. Он встретил и благословил Авраама после победы над союзом четырех царей, выйдя ему навстречу и преподнеся хлеб и вино – прообраз установленного Христом таинства Евхаристии.
На иконах изображается благообразным старцем, облаченным в царские одежды: длинную тунику с узкими рукавами, поверх которой одет далматик; на плечи накинут алый плащ, скрепленный застежкой-фибулой, на голове – царский венец. В руках он держит блюдо с хлебом и кувшин с вином.
Кого казнили на Лобном месте? Давайте разбираться 🤔
Рассматривается дело по факту причастности Лобного места к совершению казней на Красной площади.
Подозреваемый: Лобное место.
Материалы дела:
Впервые Лобное место упоминается в рукописи от 1549 г., когда здесь девятнадцатилетний Иван Грозный держал речь перед горожанами, призывая примириться враждующих между собой бояр. С тех пор место часто называлось «Царевым», как царская кафедра или царский трибунал.
Постройка была главной городской трибуной, на которой народу объявлялись важнейшие указы царя: об избрании патриарха, о начале войны, о подписании мирного соглашения и т.д. Около Лобного места останавливались крестные ходы, с его вершины архиерей осенял горожан крестным знамением. Историки склоняются к версии, что на Лобном месте казней никогда не было.
Вердикт:
Обвиняемый оправдан.
Но вот было ли Лобное место свидетелем казней на Красной площади?...
(Впрочем, это уже совсем другая история)
Рассматривается дело по факту причастности Лобного места к совершению казней на Красной площади.
Подозреваемый: Лобное место.
Материалы дела:
Впервые Лобное место упоминается в рукописи от 1549 г., когда здесь девятнадцатилетний Иван Грозный держал речь перед горожанами, призывая примириться враждующих между собой бояр. С тех пор место часто называлось «Царевым», как царская кафедра или царский трибунал.
Постройка была главной городской трибуной, на которой народу объявлялись важнейшие указы царя: об избрании патриарха, о начале войны, о подписании мирного соглашения и т.д. Около Лобного места останавливались крестные ходы, с его вершины архиерей осенял горожан крестным знамением. Историки склоняются к версии, что на Лобном месте казней никогда не было.
Вердикт:
Обвиняемый оправдан.
Но вот было ли Лобное место свидетелем казней на Красной площади?...
(Впрочем, это уже совсем другая история)
Как вам такое видение окружающего пространства?
Художник Себастьян Лука
Художник Себастьян Лука
Да будет свет - ОТВЕТ!
В прошлом вопросе мы загадали слюдяной фонарь XVII в.
Особенность этого светильника состоит в разнообразии ажурных металлических накладок. Нижнюю часть украшают большие шестилепестковые розетки. Навершия напоминают одноглавые церковки, а их число совпадает с числом церквей на втором ярусе Покровского собора.
В прошлом вопросе мы загадали слюдяной фонарь XVII в.
Особенность этого светильника состоит в разнообразии ажурных металлических накладок. Нижнюю часть украшают большие шестилепестковые розетки. Навершия напоминают одноглавые церковки, а их число совпадает с числом церквей на втором ярусе Покровского собора.