#свидетельистории
В этом году исполнилось 210 лет со дня Бородинского сражения Отечественной войны 1812 г.
Хотите узнать, как этот день встречали 110 лет назад?
9 сентября 1912 г. вышел специальный номер юмористического журнала "Искры". Но в том году было не до шуток. Номер целиком был посвящен столетнему юбилею Бородинского сражения.
В Москве состоялись торжественные мероприятия, включающие в себя: высочайший смотр войск, молебны, городскую иллюминациию. Покровский собор стал свидетелем масштабного Крестного хода с участием царской семьи.
В этом году исполнилось 210 лет со дня Бородинского сражения Отечественной войны 1812 г.
Хотите узнать, как этот день встречали 110 лет назад?
9 сентября 1912 г. вышел специальный номер юмористического журнала "Искры". Но в том году было не до шуток. Номер целиком был посвящен столетнему юбилею Бородинского сражения.
В Москве состоялись торжественные мероприятия, включающие в себя: высочайший смотр войск, молебны, городскую иллюминациию. Покровский собор стал свидетелем масштабного Крестного хода с участием царской семьи.
🎉С Днем Рождения, Москва!🎉
А вы знаете, когда появилась традиция празднования дня рождения столицы?
Историю города отсчитывают с 1147 г., когда князь Юрий Долгорукий пригласил к себе союзников на пир в городок Москов. В 1844 г. историк Петр Хавский вычислил, что угощение состоялось 5 апреля, и предложил весной 1847 года отметить его 700-летие. Московские славянофилы воодушевились и запланировали трехдневное празднество, но Николай I в самый последний момент передумал и повелел отмечать его 1 января. Праздник совпал с Новым годом, и никто его даже не заметил. 🤷♀
Свой следующий юбилей Москва отметила только через сто лет. Торжества проходили 7 сентября 1947 г. Почему решили праздновать юбилей осенью? Сначала праздник намечался на январь, но в итоге было назначено на сентябрь - к концу уборки урожая.
В тот же день впервые после Победы был открыт для посещения музей "Покровский собор".
___
На фото празднования 7 сентября 1947 г. А как вы будете встречать праздник?
А вы знаете, когда появилась традиция празднования дня рождения столицы?
Историю города отсчитывают с 1147 г., когда князь Юрий Долгорукий пригласил к себе союзников на пир в городок Москов. В 1844 г. историк Петр Хавский вычислил, что угощение состоялось 5 апреля, и предложил весной 1847 года отметить его 700-летие. Московские славянофилы воодушевились и запланировали трехдневное празднество, но Николай I в самый последний момент передумал и повелел отмечать его 1 января. Праздник совпал с Новым годом, и никто его даже не заметил. 🤷♀
Свой следующий юбилей Москва отметила только через сто лет. Торжества проходили 7 сентября 1947 г. Почему решили праздновать юбилей осенью? Сначала праздник намечался на январь, но в итоге было назначено на сентябрь - к концу уборки урожая.
В тот же день впервые после Победы был открыт для посещения музей "Покровский собор".
___
На фото празднования 7 сентября 1947 г. А как вы будете встречать праздник?
#историясобора
После московского пожара 1812 г. в первую очередь старались произвести ремонт в интерьерах Покровского собора, и уже осенью 1813 г. собор освятили. Затем приступили к ремонту фасадов, во время которого был искажён шатёр центральной церкви.
Грани шатра были украшены поливными изразцами, причём некоторые довольно сильно выступали над поверхностью. Во время ремонта срубили сферические выступающие изразцы для того, чтобы покрыть шатёр железными листами. Композицию древнего изразцового декора воспроизвели на железе масляными красками! В таком виде шатёр просуществовал до рубежа XIX-XX вв.
На этом рисунке хорошо видны нарисованные звёзды на металлическом покрытии шатра.
После московского пожара 1812 г. в первую очередь старались произвести ремонт в интерьерах Покровского собора, и уже осенью 1813 г. собор освятили. Затем приступили к ремонту фасадов, во время которого был искажён шатёр центральной церкви.
Грани шатра были украшены поливными изразцами, причём некоторые довольно сильно выступали над поверхностью. Во время ремонта срубили сферические выступающие изразцы для того, чтобы покрыть шатёр железными листами. Композицию древнего изразцового декора воспроизвели на железе масляными красками! В таком виде шатёр просуществовал до рубежа XIX-XX вв.
На этом рисунке хорошо видны нарисованные звёзды на металлическом покрытии шатра.
Forwarded from Новости Москвы
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🎉 С праздником, Москва!
Вчера, 12 сентября был престольный праздник Храма Василия Блаженного. Одна из его церквей освящена во имя преподобного Александра Свирского, память которого чтут в этот день.
Прославившийся на Русском Севере святой был канонизирован в 1547 г. Церковь в Покровском соборе стала первой церковью, посвященной Александру Свирскому. Икона XVII в. (на фотографии) находится в ризнице Покровского собора.
Также в этот день вспоминают трёх патриархов Константинопольских, Александра, Иоанна и Павла Нового. В их честь освящена северо-восточная церковь Покрвоского собора.
Прославившийся на Русском Севере святой был канонизирован в 1547 г. Церковь в Покровском соборе стала первой церковью, посвященной Александру Свирскому. Икона XVII в. (на фотографии) находится в ризнице Покровского собора.
Также в этот день вспоминают трёх патриархов Константинопольских, Александра, Иоанна и Павла Нового. В их честь освящена северо-восточная церковь Покрвоского собора.
Продолжение об изразцах...
Когда же на Центральной церкви вновь появились исторические изразцы?
В конце XIX в. было решено осуществить реставрацию шатра центральной церкви. С начала XIX в. снаружи грани шатра были покрыты листовым железом. Под железом оказалось скрыто изразцовое убранство, которое изначально было укреплено в кирпичной кладке. Для того чтобы закрепить листы железа, пришлось даже сбить некоторые сильно выступающие плитки, израцы были сильно повреждены.
После того, как в 1890-е гг. сняли листы железа, реставраторы сделали рисунки граней шатра, на которых отметили утерянные изразцы, а затем предложили проект восстановления керамических плиток, который и был исполнен в 1898 г.
Делали эти изразцы под руководством Дмитрия Петровича Сухова, который впоследствии возглавил реставрационные работы в Покровском соборе и помог вернуть ему облик XVI-XVII столетий.
Когда же на Центральной церкви вновь появились исторические изразцы?
В конце XIX в. было решено осуществить реставрацию шатра центральной церкви. С начала XIX в. снаружи грани шатра были покрыты листовым железом. Под железом оказалось скрыто изразцовое убранство, которое изначально было укреплено в кирпичной кладке. Для того чтобы закрепить листы железа, пришлось даже сбить некоторые сильно выступающие плитки, израцы были сильно повреждены.
После того, как в 1890-е гг. сняли листы железа, реставраторы сделали рисунки граней шатра, на которых отметили утерянные изразцы, а затем предложили проект восстановления керамических плиток, который и был исполнен в 1898 г.
Делали эти изразцы под руководством Дмитрия Петровича Сухова, который впоследствии возглавил реставрационные работы в Покровском соборе и помог вернуть ему облик XVI-XVII столетий.
ОТВЕТ
Они получили название «ширинки».
Это распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене. Внешняя галерея появилась в Покровском соборе в 1680-е гг. Снаружи ее расписали цветочным орнаментом, который дополнял первоначальную роспись «под кирпич» и с тех пор стал неотъемлемой частью облика храма.
Они получили название «ширинки».
Это распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене. Внешняя галерея появилась в Покровском соборе в 1680-е гг. Снаружи ее расписали цветочным орнаментом, который дополнял первоначальную роспись «под кирпич» и с тех пор стал неотъемлемой частью облика храма.
🍁А вы уже успели приобрести билет для себя и своего ребенка на абонемент "Истории Покровского собора"?
Мест осталось не так много, а занятия начинаются уже в это воскресенье!
Занятия проходят по воскресеньям в 12:00. Предлагаем вам стать участниками пяти историй:
1. История первая: "Музей-храм Покровский собор на Красной площади".
2. История вторая : " Если бы я был древним воином..."
3. История третья : "Если бы я был древним зодчим..."
4. История четвертая : "Если бы я был древним живописцем..."
5. История пятая : " Если бы я был древним москвичом"
Вы узнаете, как связана победа над Казанским ханством с храмом, кто и когда повелел его построить, почему у храма два названия и почему он является «небывалым в целом свете» архитектурным памятником, как с веками менялось его живописное убранство.
🍁 Переходите по ссылке➡️ https://tickets.shm.ru/event/098AADE91DF80721EE6C55B63631317A4F3A8A2E
и приобретайте билеты, пока есть места!
До встречи в Покровском соборе!
Мест осталось не так много, а занятия начинаются уже в это воскресенье!
Занятия проходят по воскресеньям в 12:00. Предлагаем вам стать участниками пяти историй:
1. История первая: "Музей-храм Покровский собор на Красной площади".
2. История вторая : " Если бы я был древним воином..."
3. История третья : "Если бы я был древним зодчим..."
4. История четвертая : "Если бы я был древним живописцем..."
5. История пятая : " Если бы я был древним москвичом"
Вы узнаете, как связана победа над Казанским ханством с храмом, кто и когда повелел его построить, почему у храма два названия и почему он является «небывалым в целом свете» архитектурным памятником, как с веками менялось его живописное убранство.
🍁 Переходите по ссылке➡️ https://tickets.shm.ru/event/098AADE91DF80721EE6C55B63631317A4F3A8A2E
и приобретайте билеты, пока есть места!
До встречи в Покровском соборе!
17 сентября Церковь вспоминает Икону Богоматери Неопалимая Купина.
Богоматерь Неопалимая Купина взирает на посетителей Покровского собора со свода церкви святых Киприана и Иустины. Она входит в композицию настенной росписи, которая появилась в церкви в XVIII столетии. Обычно этот образ Богоматери предстает на фоне зеленого четырехугольника. Особенностью росписи в соборе является синий цвет фона.
А вы заметили необычные предметы в правой руке Богородицы? Как Вы думаете, что это?
Богоматерь Неопалимая Купина взирает на посетителей Покровского собора со свода церкви святых Киприана и Иустины. Она входит в композицию настенной росписи, которая появилась в церкви в XVIII столетии. Обычно этот образ Богоматери предстает на фоне зеленого четырехугольника. Особенностью росписи в соборе является синий цвет фона.
А вы заметили необычные предметы в правой руке Богородицы? Как Вы думаете, что это?
ОТВЕТ
У правой руки Богоматери изображены символы пророчеств о ее божественном предназначении: лестница, камень и Горний Иерусалим.
Лестница – это «лествица Иакова». Она обращает нас к видению пророка, который во сне увидел лестницу, основание которой было на земле, а вершина восходила в небеса. По этой лестнице поднимались и нисходили ангелы. Рядом с лестницей в руке Богородицы изображена гора. На ней Небесный Град, окруженный стеной, за которой мы видим Иисуса Христа в царском венце. В церковных текстах Богоматерь называют «храмом», «вратами» и «дверью».
У правой руки Богоматери изображены символы пророчеств о ее божественном предназначении: лестница, камень и Горний Иерусалим.
Лестница – это «лествица Иакова». Она обращает нас к видению пророка, который во сне увидел лестницу, основание которой было на земле, а вершина восходила в небеса. По этой лестнице поднимались и нисходили ангелы. Рядом с лестницей в руке Богородицы изображена гора. На ней Небесный Град, окруженный стеной, за которой мы видим Иисуса Христа в царском венце. В церковных текстах Богоматерь называют «храмом», «вратами» и «дверью».
Мы часто слышим на своей странице споры о том, кому должны принадлежать исторически ценные святыни, Церкви или музею или третьим лицам . Единственное, с чем мы согласны точно: главное такие ценности сохранять, восстанавливать и уберегать.
Сейчас перед вами наглядный пример двух подвигов музейных сотрудников Покровского собора с разницей в столетие. Подвиг о сохранении и спасении.
На фото хоругвь нач. XX в., подаренная Покровскому собору обществом хоругвеносцев в честь 350-летия закладки храма.
В 1930-е гг. в стране было непростое отношение к церковным предметам. И, чтобы уберечь такой ценный дар, музейные сотрудники спрятали хоругви в хранилище, покрыв смесью из сажи и разведенной олифы, чтобы их не нашли.
Поступок был в строжайшем секрете, он позволил спасти хоругви, но долгое время о нем никто не знал.
Спустя 80 лет хоругви были обнаружены, и в результате огромной работы исследователей и реставраторов они вновь показали миру свой первоначальный облик.
Сейчас перед вами наглядный пример двух подвигов музейных сотрудников Покровского собора с разницей в столетие. Подвиг о сохранении и спасении.
На фото хоругвь нач. XX в., подаренная Покровскому собору обществом хоругвеносцев в честь 350-летия закладки храма.
В 1930-е гг. в стране было непростое отношение к церковным предметам. И, чтобы уберечь такой ценный дар, музейные сотрудники спрятали хоругви в хранилище, покрыв смесью из сажи и разведенной олифы, чтобы их не нашли.
Поступок был в строжайшем секрете, он позволил спасти хоругви, но долгое время о нем никто не знал.
Спустя 80 лет хоругви были обнаружены, и в результате огромной работы исследователей и реставраторов они вновь показали миру свой первоначальный облик.