Дарим билеты в музеи в самом центре столицы
Приглашаем отправиться на изучение истории и культуры вместе с Историческим музеем, Покровским собором (Храмом Василия Блаженного) и Гид.kid — досуг для семьи 👨👩👧👦
Что дарим:
✨ Билеты на обзорную экскурсию по Покровскому собору на 2 лица
✨ Входные билеты на 2 лица в Исторический музей
Как принять участие
Подписаться:
👉🏻Исторический музей
👉🏻Покровский собор (храм Василия Блаженного)
👉🏻Гид. kid — досуг для семьи 👨👩👧👦
Нажать на кнопку «Участвовать»
16 октября бот проверит условия и выберет двух победителей.
Всем удачи и до встречи в музеях!
Участников: 330
Призовых мест: 2
Дата розыгрыша: 19:00, 16.10.2023 MSK (завершён)
Победители розыгрыша:
1. Юлия - dnf3b
2. Sergey Golyshev - dnncu
Приглашаем отправиться на изучение истории и культуры вместе с Историческим музеем, Покровским собором (Храмом Василия Блаженного) и Гид.kid — досуг для семьи 👨👩👧👦
Что дарим:
✨ Билеты на обзорную экскурсию по Покровскому собору на 2 лица
✨ Входные билеты на 2 лица в Исторический музей
Как принять участие
Подписаться:
👉🏻Исторический музей
👉🏻Покровский собор (храм Василия Блаженного)
👉🏻Гид. kid — досуг для семьи 👨👩👧👦
Нажать на кнопку «Участвовать»
16 октября бот проверит условия и выберет двух победителей.
Всем удачи и до встречи в музеях!
Участников: 330
Призовых мест: 2
Дата розыгрыша: 19:00, 16.10.2023 MSK (завершён)
Победители розыгрыша:
1. Юлия - dnf3b
2. Sergey Golyshev - dnncu
Музей Храм Василия Блаженного (Покровский собор) pinned «Дарим билеты в музеи в самом центре столицы Приглашаем отправиться на изучение истории и культуры вместе с Историческим музеем, Покровским собором (Храмом Василия Блаженного) и Гид.kid — досуг для семьи 👨👩👧👦 Что дарим: ✨ Билеты на обзорную экскурсию…»
13 октября - день памяти святителя Григория Армянского #календарь
Одна из церквей Покровского собора имеет посвящение во имя Григория Армянского. В день памяти святого в 1552 г., во время Казанского похода Ивана Грозного была взорвана Арская башня казанского кремля. Это позволило перейти вскоре в победное наступление.
Престол церкви Григория Армянского перемещали внутри собора в другую церковь - Трёх патриархов Константинопольских. В 1920-е гг. его вернули на историческое место, однако, в церкви Трёх патриархов Константинопольских до сих пор можно увидеть роспись с сюжетами о святителе Армении.
Одна из церквей Покровского собора имеет посвящение во имя Григория Армянского. В день памяти святого в 1552 г., во время Казанского похода Ивана Грозного была взорвана Арская башня казанского кремля. Это позволило перейти вскоре в победное наступление.
Престол церкви Григория Армянского перемещали внутри собора в другую церковь - Трёх патриархов Константинопольских. В 1920-е гг. его вернули на историческое место, однако, в церкви Трёх патриархов Константинопольских до сих пор можно увидеть роспись с сюжетами о святителе Армении.
14 октября 1990 г. состоялось первое после длительного перерыва богослужение в центральной церкви Покровского собора. В это день встречают праздник, во имя которого освящён собор и центральная шатровая церковь, праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Подготовка к первой службе в Покровском соборе оказалась сложной, так как нужно было все возрождать с нуля. Возглавил ее Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
С 1992 г. Покровский собор находится в совместном пользовании Министерства Культуры РФ и РПЦ, а богослужения в нем совершаются каждое воскресенье и в престольные праздники.
Для тех, кто хочет знать больше о празднике, собрали подборку интересных публикаций:
⚪Празднование Покрова на Дону и упоминание праздника в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
⚪Иконы из собрания музея им. Андрея Рублева
⚪Уральская медная икона Покрова Богородицы. Покровский проспект в Екатеринбурге
⚪"Свадьба" художника дымковского промысла Екатерины Косс-Деньшиной
⚪Иконография праздника Покрова Пресвятой Богородицы
⚪Почему Дмитрий Донской выстроил храм в честь пресвятой Богородицы
⚪ Праздник Покрова на острове Кижи
Подготовка к первой службе в Покровском соборе оказалась сложной, так как нужно было все возрождать с нуля. Возглавил ее Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
С 1992 г. Покровский собор находится в совместном пользовании Министерства Культуры РФ и РПЦ, а богослужения в нем совершаются каждое воскресенье и в престольные праздники.
Для тех, кто хочет знать больше о празднике, собрали подборку интересных публикаций:
⚪Празднование Покрова на Дону и упоминание праздника в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
⚪Иконы из собрания музея им. Андрея Рублева
⚪Уральская медная икона Покрова Богородицы. Покровский проспект в Екатеринбурге
⚪"Свадьба" художника дымковского промысла Екатерины Косс-Деньшиной
⚪Иконография праздника Покрова Пресвятой Богородицы
⚪Почему Дмитрий Донской выстроил храм в честь пресвятой Богородицы
⚪ Праздник Покрова на острове Кижи
Рассматриваем один из древнейших образов праздника Покрова Пресвятой Богородицы из собрания Покровского собора.
Особенностью иконографии этой иконы XVI века является то, что красный покров держат летящие ангелы, а не Богородица. Обратите внимание, с какой тщательностью прописана архитектура Влахернского храма, задающая ритм всей композиции.
Икона разделена на три горизонтальные части. В верхней части – образ Спасителя в сфере. Две другие части заполнены фигурами святых, патриарха и царских особ. В центре нижнего регистра – Роман Сладкопевец. Слева от него – сцена видения Богоматери Роману, а справа – Андрей Юродивый с учеником Епифанием.
__
Икона «Покров Пресвятой Богородицы». XVI в. Ризница Покровского собора.
Особенностью иконографии этой иконы XVI века является то, что красный покров держат летящие ангелы, а не Богородица. Обратите внимание, с какой тщательностью прописана архитектура Влахернского храма, задающая ритм всей композиции.
Икона разделена на три горизонтальные части. В верхней части – образ Спасителя в сфере. Две другие части заполнены фигурами святых, патриарха и царских особ. В центре нижнего регистра – Роман Сладкопевец. Слева от него – сцена видения Богоматери Роману, а справа – Андрей Юродивый с учеником Епифанием.
__
Икона «Покров Пресвятой Богородицы». XVI в. Ризница Покровского собора.
Как повысить посещаемость музея #СтоИ100рий
Признаемся, долгое время у нас задача была прямо противоположная: собор прямо-таки страдал от большого наплыва туристов в высокий летний сезон. Но после открытия новой экспозиции в октябре 2011 г. вдруг мы ощутили наплыв посетителей в непривычное осеннее время.
Ее открытие совпало с празднованием 450-летия собора и проводилось очень торжественно. Для посетителей собор открывался в 15:00, а до этого проходила торжественная часть, презентации, интервью и мини-экскурсии для многочисленных гостей. В экскурсионном бюро собора после 12:00 стал почти беспрерывно звонить телефон с почти одним и тем же вопросом: «А правда у вас открылись подземелья с казематами?» Мы никак не могли понять, почему вдруг все новую экспозицию перепутали с подземельями и, тем более, с казематами.
Потом поняли! Оказалось, что утром в собор пришел журналист, который хотел отписаться именно первым. Он быстренько пробежался по новой экспозиции в подклете, даже не заметив окон (что немудрено, потому что окна там щелевидные). Освещение в подклете не очень яркое, сама экспозиция его, видимо, интересовала в последнюю очередь, но таинственность помещений произвела на него глубокое впечатление: ему показалось, что он глубоко под землей.
Отписаться первым ему, увы, удалось, и с нас еще примерно с полгода посетители требовали показа «подземельев и казематов», иногда и сегодня требуют. Но некоторые, особо «продвинутые», просто хотели попасть в подвалы, очевидно, заменив непривычное слово «подклет» на знакомое «подвал». Всё-таки рассказы о библиотеке Ивана Грозного до сих пор не дают покоя многим...
Автор фото: Коровина Прасковья, победитель фотоконкурса "Один день из жизни храма Василия Блаженного"
Признаемся, долгое время у нас задача была прямо противоположная: собор прямо-таки страдал от большого наплыва туристов в высокий летний сезон. Но после открытия новой экспозиции в октябре 2011 г. вдруг мы ощутили наплыв посетителей в непривычное осеннее время.
Ее открытие совпало с празднованием 450-летия собора и проводилось очень торжественно. Для посетителей собор открывался в 15:00, а до этого проходила торжественная часть, презентации, интервью и мини-экскурсии для многочисленных гостей. В экскурсионном бюро собора после 12:00 стал почти беспрерывно звонить телефон с почти одним и тем же вопросом: «А правда у вас открылись подземелья с казематами?» Мы никак не могли понять, почему вдруг все новую экспозицию перепутали с подземельями и, тем более, с казематами.
Потом поняли! Оказалось, что утром в собор пришел журналист, который хотел отписаться именно первым. Он быстренько пробежался по новой экспозиции в подклете, даже не заметив окон (что немудрено, потому что окна там щелевидные). Освещение в подклете не очень яркое, сама экспозиция его, видимо, интересовала в последнюю очередь, но таинственность помещений произвела на него глубокое впечатление: ему показалось, что он глубоко под землей.
Отписаться первым ему, увы, удалось, и с нас еще примерно с полгода посетители требовали показа «подземельев и казематов», иногда и сегодня требуют. Но некоторые, особо «продвинутые», просто хотели попасть в подвалы, очевидно, заменив непривычное слово «подклет» на знакомое «подвал». Всё-таки рассказы о библиотеке Ивана Грозного до сих пор не дают покоя многим...
Автор фото: Коровина Прасковья, победитель фотоконкурса "Один день из жизни храма Василия Блаженного"
22:52
- в это время 12 июля 2023 года была сделана фотография Коровиной Прасковьи, победителя номинации «Оригинальный взгляд» фотоконкурса Один день из жизни храма Василия Блаженного". #фотоконкурс2023
Нам очень понравилась оригинальность фотографии, а вам?
- в это время 12 июля 2023 года была сделана фотография Коровиной Прасковьи, победителя номинации «Оригинальный взгляд» фотоконкурса Один день из жизни храма Василия Блаженного". #фотоконкурс2023
Нам очень понравилась оригинальность фотографии, а вам?
Книга отзывов впечатлений посетителей музея #историямузея
В начале деятельности в музее велись учетные книги, в которых отмечали число и социальное происхождение посетителей. На смену им пришли «Книги впечатлений». В книгах встречается много интересных записей посетителей всех возрастов и на разных языках мира.
___
На фото: развороты первых книг отзывов посетителей музея (1920-1930-е гг.)
А ещё больше об истории музея расскажет "Фотолетопись Покровского собора"
В начале деятельности в музее велись учетные книги, в которых отмечали число и социальное происхождение посетителей. На смену им пришли «Книги впечатлений». В книгах встречается много интересных записей посетителей всех возрастов и на разных языках мира.
___
На фото: развороты первых книг отзывов посетителей музея (1920-1930-е гг.)
А ещё больше об истории музея расскажет "Фотолетопись Покровского собора"
Пуговицы в соборе
Сегодня уделим внимание разделу в экспозиции Покровского собора, о котором мы редко говорим (несправедливо) - археологии.
Интересная находка была обнаружена археологами во время раскопок 2005 г. на территории собора. В одном из погребений археологи обнаружили остатки ткани верхней одежды. Ткань сохранилась благодаря тому, что на ней находились золоченые пуговицы. Всего 26 пуговиц. Они изготовлены из цветного металла и покрыты золочением.
Исследователи тканей предполагают, что на мужчине был надет кафтан, сшитый из плотной, но тонкой шелковой ткани-камки с растительным орнаментом, предположительно окрашенной в красный цвет. Одежда была длиннополая и застегивалась на пуговицы, пришитые с помощью потайного шнура.
___
Пуговицы кафтана. XVII в. Нижний ярус собора, раздел экспозиции «Археологические древности»
Сегодня уделим внимание разделу в экспозиции Покровского собора, о котором мы редко говорим (несправедливо) - археологии.
Интересная находка была обнаружена археологами во время раскопок 2005 г. на территории собора. В одном из погребений археологи обнаружили остатки ткани верхней одежды. Ткань сохранилась благодаря тому, что на ней находились золоченые пуговицы. Всего 26 пуговиц. Они изготовлены из цветного металла и покрыты золочением.
Исследователи тканей предполагают, что на мужчине был надет кафтан, сшитый из плотной, но тонкой шелковой ткани-камки с растительным орнаментом, предположительно окрашенной в красный цвет. Одежда была длиннополая и застегивалась на пуговицы, пришитые с помощью потайного шнура.
___
Пуговицы кафтана. XVII в. Нижний ярус собора, раздел экспозиции «Археологические древности»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В 1889 г. причт собора обратился в Московское археологическое общество, которое вело надзор за памятниками архитектуры, с докладом о том, что своды ризницы находятся в ветхом состоянии и грозят обрушением. Общество попросило причт изыскать средства на обмеры, вычерчивание планов и исследование повреждений.
Эта работа была поручена академику архитектуры А.М. Павлинову. #100лиц
На следующий год Павлинов выступил с докладом на заседании Комиссии археологического общества по сохранению древних памятников. Он представил чертежи собора с указанием трещин. Собор требовал капитального ремонта. Оказалось, что на капитальный ремонт собора требуется более 156 000 рублей, из них на неотложный – более 71 000 рублей. При этом все работы велись на средства собора.
В 1892 г. разобрали ветхую часть свода в церкви Василия Блаженного и сложили её вновь, перебрали кирпичную кладку арок под помещением ризницы, разобрали остатки упавшего свода ризницы и выложили его вновь. В 1894 г. А.М. Павлинов выполнил проект двух иконостасов для церкви Василия Блаженного. В ней и в примыкающих помещениях устроили водяное отопление.
13 ноября 1897 г. А. М. Павлинов скоропостижно скончался, и Московское археологическое общество возложило все реставрационные работы на памятнике на Сергея Устиновича Соловьёва...
Иллюстрация: А.М. Павлинов (1852-1897). Из публикации И.Е. Печёнкина.
Эта работа была поручена академику архитектуры А.М. Павлинову. #100лиц
На следующий год Павлинов выступил с докладом на заседании Комиссии археологического общества по сохранению древних памятников. Он представил чертежи собора с указанием трещин. Собор требовал капитального ремонта. Оказалось, что на капитальный ремонт собора требуется более 156 000 рублей, из них на неотложный – более 71 000 рублей. При этом все работы велись на средства собора.
В 1892 г. разобрали ветхую часть свода в церкви Василия Блаженного и сложили её вновь, перебрали кирпичную кладку арок под помещением ризницы, разобрали остатки упавшего свода ризницы и выложили его вновь. В 1894 г. А.М. Павлинов выполнил проект двух иконостасов для церкви Василия Блаженного. В ней и в примыкающих помещениях устроили водяное отопление.
13 ноября 1897 г. А. М. Павлинов скоропостижно скончался, и Московское археологическое общество возложило все реставрационные работы на памятнике на Сергея Устиновича Соловьёва...
Иллюстрация: А.М. Павлинов (1852-1897). Из публикации И.Е. Печёнкина.
Расписание ближайших обзорных экскурсий по Покровскому собору:
🚩 26 октября в 13:00, 14:00, 15:00 - "Покровский собор - обетный храм царя Ивана Грозного" (14+)
🚩 27 октября в 15:00 - "Покровский собор - обетный храм царя Ивана Грозного" (14+)
🚩 28 октября в 14:00 - "Московские юродивые Покровского собора" (14+)
🚩 26 октября в 13:00, 14:00, 15:00 - "Покровский собор - обетный храм царя Ивана Грозного" (14+)
🚩 27 октября в 15:00 - "Покровский собор - обетный храм царя Ивана Грозного" (14+)
🚩 28 октября в 14:00 - "Московские юродивые Покровского собора" (14+)
Отрывок из работы Ярового Александра, г. Торез Донецкой народной республики, победителя конкурса #реликвиямоейсемьи :
Моя семья хранит много памятных вещей, доставшихся нам от разных поколений, но самые ценные реликвии – это Молитвослов 1900 г. и фотография 1915 г. моих прапрадедов, сделанная в Европе во время Первой мировой войны.
«Молитвослов православного воина» - так называлась карманная книжечка с самыми насущными молитвами для православного человека в военном походе, Обязательным в Русской армии он стал по приказу Екатерины II. С тех пор он помогает солдатам и офицерам находить в Боге спасителя и помощника в защите Отечества. От обычного молитвослова отличает его то, что в нем прописаны Молитва перед сражением и Победная благодарственная песнь Матери Божией, Молитва вовремя бедствия и при нападении врагов, Молитва во время сражения, Поминовение усопших воинов.
Молитвенник имеет жестяную тесненную обложку с изображением православного креста, херувимов, растительного узора, орнамента по краям и остатками краски. Под окладом переплетён том с молитвами. Нитки, скрепляющие листы и переплет уже истлели от времени. Корешок отсутствует. В таком виде досталась нашей семье старая реликвия.
На обратной стороне оклада тесненный орнамент с растительным узором, православный крест, выполненный в стиле, свойственном тому времени. На окладе видны остатки зеленой, красной, серебряной и золотой краски. В целом, оклад выглядит потертым от частого ношения и пользования.
На третьей странице книги, над основным текстом надпись, выполненная, по видимому, рукой Павла Кондратьевича: «читать разрешено, командующ. ротой Штабсъ-капитанъ». Подпись штабскапитана выполнена другими чернилами и другой рукой. В этой книге больше нет рукописных пометок.
Прикасаясь к семейным реликвиям, я чувствую ту незримую нить, которая связывает прошлое с настоящим. Ощущаю себя членом старого многочисленного рода Касьяновых и связь с многими поколениями предков.
Моя семья хранит много памятных вещей, доставшихся нам от разных поколений, но самые ценные реликвии – это Молитвослов 1900 г. и фотография 1915 г. моих прапрадедов, сделанная в Европе во время Первой мировой войны.
«Молитвослов православного воина» - так называлась карманная книжечка с самыми насущными молитвами для православного человека в военном походе, Обязательным в Русской армии он стал по приказу Екатерины II. С тех пор он помогает солдатам и офицерам находить в Боге спасителя и помощника в защите Отечества. От обычного молитвослова отличает его то, что в нем прописаны Молитва перед сражением и Победная благодарственная песнь Матери Божией, Молитва вовремя бедствия и при нападении врагов, Молитва во время сражения, Поминовение усопших воинов.
Молитвенник имеет жестяную тесненную обложку с изображением православного креста, херувимов, растительного узора, орнамента по краям и остатками краски. Под окладом переплетён том с молитвами. Нитки, скрепляющие листы и переплет уже истлели от времени. Корешок отсутствует. В таком виде досталась нашей семье старая реликвия.
На обратной стороне оклада тесненный орнамент с растительным узором, православный крест, выполненный в стиле, свойственном тому времени. На окладе видны остатки зеленой, красной, серебряной и золотой краски. В целом, оклад выглядит потертым от частого ношения и пользования.
На третьей странице книги, над основным текстом надпись, выполненная, по видимому, рукой Павла Кондратьевича: «читать разрешено, командующ. ротой Штабсъ-капитанъ». Подпись штабскапитана выполнена другими чернилами и другой рукой. В этой книге больше нет рукописных пометок.
Прикасаясь к семейным реликвиям, я чувствую ту незримую нить, которая связывает прошлое с настоящим. Ощущаю себя членом старого многочисленного рода Касьяновых и связь с многими поколениями предков.
А из нашего окна...
Вот, что сейчас может увидеть каждый посетитель Покровского собора.
Вот, что сейчас может увидеть каждый посетитель Покровского собора.