Московский Сретенский Монастырь
11.2K subscribers
11.9K photos
1.17K videos
2 files
7.45K links
Официальный канал монастыря: новости обители, духовная жизнь, просветительская работа, новомученики, православие в современной России. Подробнее на официальном сайте: monastery.ru
*
Наш канал в Яндекс.Дзен: zen.yandex.ru/id/5f14687d49c94b2fdd0605b2
加入频道
ПРАВОСЛАВИЕ И ТЕАТР: ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ?

Если мы напишем в интернет-поисковике «Святые отцы о театре», обязательно столкнемся с резкой критикой. Причем критиковали театр не только в древности, но и в относительной современности, например в XIX веке, когда святой праведный Иоанн Кронштадтский был категорически против театров. Отцы отговаривают православных людей идти в театр, предупреждая, что там есть определенная духовная опасность. Но мы знаем, что есть православный театр. И многие актеры являются прихожанами храмов, веруют в Бога, исповедуются, причащаются. Изменился ли театр сегодня по сравнению с древним? Существует ли эта духовная опасность? Совместим ли театр с духовной жизнью православного человека?

В рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря, писатель, телеведущий, выпускник ГИТИСа и ныне преподаватель ГИТИСа, предлагает свой взгляд👇 на эту тему.

📖Читать

#БогИЧеловек
Audio
🎙В очередном выпуске программы "Слово книжное", которая выходит в эфире на радио "Радонеж", вы узнаете все самое важное о книге "Наследник. Исторический роман" Ирины Ордынской, которая вышла в издательстве Сретенского монастыря. Издание посвящено цесаревичу Алексею и последнему году жизни Царской семьи.

⬇️ ⬇️ ⬇️

Яндекс.Музыка

VK Подкасты

Apple Podcasts

Слушать в других сервисах.
Хорошего завершения рабочей недели желаем всем нашим подписчикам и прихожанам!

Сегодня 10 июня
Седмица 7-я по Пасхе.

Отдание праздника Вознесения Господня.
Память Святителя Игнатия,
епископа Ростовского.

Пост.

#ЖизньОбители
КОРОТОК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВЕК
Ирина Дмитриева

Христос Воскрес из мертвых,
смертью смерть поправ и
сущим во гробех живот даровав.

На белых стволах березок – икона Воскресения Господня. Солома прошлогодней травы кое-где еще прижата коркой последнего весеннего снега. «Со святыми упокой…» – тянет батюшка и подхватившие его, стоящие полукругом люди. День солнечный. Город живых рекой устремился к городу усопших. Разрослись в последние 10–20 лет, как никогда, городские кладбища. Расширяют свои границы. Тучнеют кладбищенские земли. А в церквях народу не прибавилось.

Ходишь между могил, вглядываешься в фотографии людей. Старые пожелтевшие снимки, цветные, яркие. От мала до велика. И здесь вдруг осознаешь: счастлив лишь тот, кто был с Богом, был на земле и будет в вечности. Как же мало мы об этом размышляем, даже те, кто, казалось бы, прилепился к храму. Мир властен и требует свои «жертвы», чтобы потом вычеркнуть из жизни мгновением смерти, нисколько не сожалея об ушедшем. Лишь Господь не хочет смерти грешника, желая делить с ним – вечность. Без лицеприятия…

Почему-то я люблю гулять на кладбище, где каждый в итоге окажется, где спокойно и тихо, где полезно заглянуть внутрь себя, поразмышлять о насущном, пытаясь найти хотя бы капельку веры, не надеясь и на горчичное зерно.

Смущают лишь большие, с человеческий рост монументы из черного мрамора. Где сейчас их хозяева? И бежишь от этих мыслей.

Радуешься, когда натыкаешься на деревянные крестики, так редко встречаются они после советских долгих лет. Умилительно сердцу, когда видишь любимые могилки монахинь. От них не хочется уходить. Зажжешь свечу, присядешь на уголок, и такой мир на душе, как в храме, будто ты дома. Порой и поплачешь с мыслью: «Хорошо-то как вам! А что нас ждет… Помолитесь за нас, замолвите словечко».

Сколько нас вот таких – Вань и Мань без роду, без племени, чьи матери – секретари комсомольских ячеек, бабушки – учителя, рисовавшие карикатуры на священников-мучеников. И помолиться за нас некому. Им самим сейчас необходимы наши скудные молитвы. Вот и рассчитываемся из поколения в поколение, вихрем страшного времени – сломанные судьбы. Трудно постичь глубину содеянного нами, но и это тонет в безбрежном море Его милосердия и любви. Вот здесь и познаешь… и то не до конца… то огромное счастье познания Господа и своего появления в храме. И все сознание концентрируется в одной конечной точке: бежать к родному порогу и лететь к Нему, распахивая свою душу, протягивая свое истерзанное страстями сердце с одной только мольбой в немом крике – исцели…

Очнешься от мыслей, вспомнишь – напарница-то одна, а народ – потоком. Возвращаешься с новыми силами – утешить одинокую мать, навещающую могилку сына, поддержать детей, похоронивших своих родителей. И текут ручейком слезы по морщинистому лицу, и опускаются глаза, и разбираются свечи, иконки, брошюры «Как подготовиться к вечности», «О покаянии»… И разделяешь с ними их тихую печаль.

Думайте люди, думайте. Короток человеческий век. Бескрайна лишь Вечность

#Общество
РЕГЕНТСТВО – ЭТО ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ БОГОПОЗНАНИЯ

Если зайти на официальный сайт Московского Патриархата, то нередко, читая новости о богослужениях, совершенных Святейшим, можно увидеть слова: «богослужебные песнопения исполнил хор Православных добровольцев. Регент – А. Голик». Анна Голик стояла у истоков этого хора, она его собирала, она его руководитель, администратор, про себя говорит, что она – его мать. Сегодня Аня рассказывает о своем любимом детище, о том, как стать певчим хора и почему туда не берут, если человек считает, что главное – петь с Патриархом Кириллом.

"Хор – это лучшее, что произошло со мной в жизни. Я недавно рассказывала своей подруге, что когда поют прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса», то думаю о том, что самое большое чудо в моей жизни – это мой хор. И я благодарю Господа, Который сотворил это чудо со мной".

👉 📖Читать

#БогИЧеловек
Доброго субботнего утра, дорогие наши прихожане и подписчики!

Сегодня 11 июня
Седмица 7-я по Пасхе.

Троицкая родительская суббота.
Поста нет.

#ЖизньОбители
Блажен, кто, наполняясь тишиной
И внемля ей благоговейным слухом,
В обыденном постигнет мир иной –
Дыханье созидающего Духа.

В любой букашке и любом листе,
В мерцаньи звезд и на земле унылой,
Куда ни глянь – повсюду и везде
Таится Оживляющая Сила.

Царю Небесный, Ду́ше Всеблагий!
Тобой живится всякое творенье!
Пошли, да не похвалятся враги,
Лицу Росiи Воду Обновленья.

Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)
22 декабря 1994
Скит Ветрово


#Поэзия
Дарованное нам от Бога действие благодати Божией познаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога.

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Он был не только священником и душевным и телесным лекарем, но и автором нетленных и уникальных очерков о местной анестезии и гнойной хирургии, давших старт преображению медицины еще в дореволюционный период жизни нашей страны.

Над своими трудами профессор и архиепископ непрерывно работал на протяжении всей жизни вплоть до полного ослепления и кончины в 1961 году. Этому не смогли помешать ни многочисленные ссылки, в которых будущий святой провел в общей сложности одиннадцать лет, ни высокопоставленные безбожники вроде бывшего пресс-секретаря Ленина, которые после спасения на хирургическом столе неоднократно предлагали своему спасителю всевозможные хирургические кафедры, но в обмен на отказ от священнического сана, что, разумеется, не последовало.

В годы Великой Отечественной войны епископ Лука Войно-Ясенецкий, непрестанно оперировавший в военных госпиталях с утра до вечера, был обвинен председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР за то, что повесил икону в хирургическом отделении эвакогоспиталя Тамбова, совершал религиозные обряды перед проведением операций, а также за его архиерейское облачение на выступлении с докладом на совещании врачей эвакогоспиталей.

Отец святого был ревностным католиком, что, однако, не помешало Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому стать исповедником Православия на земле Русской и оплотом милосердия – архиепископом Лукой.

В своих «Очерках гнойной хирургии» он писал: «Приступая к операции, надо иметь в виду не только брюшную полость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется «случаем». Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле».

— Как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?

— Как это вы верите в Бога? Разве вы его видели, своего Бога?

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Таких диалогов претерпеть в суде святителю пришлось немало. Профессор и архиепископ Войно-Ясенецкий один из немногих смог обосновать единство науки и религии: человек состоит из духа, души и тела, где сердце – орган общения человека с Богом. Святой говорил:

«Кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти —дух человеческий, в котором навеки отпечатываются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функции мозга».

Книга «Дух, душа и тело» как и вся жизнь святителя Луки Крымского, когда увидела свет в 1978 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Ведь выдающийся хирург и пламенный проповедник в своем труде провел тщательный анализ того, как не только телесная сторона влияет на человека, но и наоборот – как формирует тело его дух, подчеркивая особенно важную роль именно этого аспекта в жизни каждого из нас.
Святитель приводит множество примеров, доходчиво донося до читателя значение понятий « дух» и «душа», и то, как они переплетаются и воздействуют друг на друга и на телесное состояние человека.

В его личности удивительным образом сочеталась кладезь медицинских знаний (его уникальные очерки о хирургии преобразили русскую медицину, и сегодня - настольная книга у многих врачей) и пастырского попечения.

Святитель Лука Крымский - единственный священник, который отсидел в сталинских лагерях (в общей сложности 11 лет), а затем стал лауреатом Сталинской премии в 1946 году.

Святителю отче Луко, моли Бога о нас!
С праздником Святой Троицы, дорогие наши прихожане и подписчики!

Сегодня воскресенье, 12 июня. Неделя 8-я по Пасхе.
День Святой Троицы, Пятидесятница и память Преподобного Исаакия,
игумена обители Далматской.

Поста нет.

#ЖизньОбители
СВЯТАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Игумен Павел (Полуков)

Название этого праздника – Пятидесятница – пришло к нам еще со времен Ветхого Завета, потому что фактически на пятидесятый день после исхода из Египта древнему Израилю было дано Синайское Законодательство, и были выбраны священники. По сути, ветхозаветная Церковь образовалась на пятидесятый день. Аналог ветхозаветной пасхи – новозаветная Пасха, ветхозаветная Пятидесятница – День Святой Пятидесятницы.

Название «Святая Троица» за этим праздником закрепилось в славянских странах достаточно поздно, где-то уже в XIII–XV веках. Но официально во всех Типиконах, Уставах вы не увидите слова «Троица», вы увидите слово «Пятидесятница».

Служба Святой Троицы, Святой Пятидесятницы необычна, она состоит из трех дней: это Троицкая родительская суббота, сам День Святой Пятидесятницы и День Святаго Духа, – на следующий день после этого праздника.

Такое молитвенное празднование носит достаточно древний характер. На Западе есть хроники паломничества, и в разных источниках называются разные имена паломницы, которая совершила паломничество на Святую Землю в IV веке – Этерия, Эгерия или Сильвия. Она описывает там достаточно много событий в жизни той ранней Иерусалимской Церкви. IV век – это время, когда только-только были построены первые храмы, например на Гробе Господнем. И она описывает, что христиане эти богослужения фактически совершали в течение суток, с небольшими перерывами на отдых. И так всенощное бдение в храме Воскресения Христова, там же Литургия, после Литургии христиане шли в Сионскую горницу (кто был в Иерусалиме, понимает, что это все находится не так далеко друг от друга, но все-таки какое-то расстояние есть, и дорога проходила не по равнине, а по холмам и по горкам). И в Сионской горнице, где было сошествие Святаго Духа на апостолов, молились, читали Священное Писание. Далее шли на Елеонскую гору, на место Вознесения Христова, то есть на то место, где Господь перед вознесением обещал Утешителя – Духа Святого, Которого пошлет. Потом опять возвращались в храм Воскресения Христова. Таким образом, богослужение этого праздника совершалось практически сутки. Это о чем говорит?

Во-первых, о древнем почитании этого дня. И второе – это день рождения Церкви, основание Церкви, но не от людей, а через укрепление Святым Духом. Такой серьезный большой праздник.

Накануне праздника, на Троицкую родительскую, мы молимся о наших усопших, потому что эти люди принадлежали Церкви. И в день основания Церкви нужно вспомнить и о них, помолиться, тем более что третья молитва на вечерне возносится об усопших. В некоторой степени это очень необычная, дерзновенная молитва, потому что в ней Церковь просит какую-то ослабу для тех, кто находится в аду. Отсюда, кстати, и родилось в народе такое поверие, что за самоубийц в Троицкую родительскую можно как-то особо молиться.

В день Великой Троицы в храмах совершается чтение коленопреклоненных молитв на Великой вечерне. Что земной поклон особо символизирует? Ведь это кроме выражения смирения – наша жизнь: падение и восстание. Наша жизнь состоит из каких-то падений, когда мы отпадаем от благодати Божией через нарушение заповедей, но вместе с тем нас призывают встать, восстать. Как древние говорили: «Упал – встань», даже говорили более конкретно: «Искусство не в том, чтобы не упасть, а в том, чтобы, упав, – встать».

#Церковь