Батискаф историка
1.13K subscribers
1.39K photos
26 videos
2 files
116 links
Погружение различной глубины и длительности в историю Беларуси ХХ в. Антон Денисов, кандидат исторических наук, публицист, автор. Для связи https://yangx.top/Denisov_Tony Академия": https://independent.academia.edu/АнтонДенисов
加入频道
Анатоль Тычына. Дом Чырвонай Арміі імя Варашылава, 1940 год. Правы бок фасада ды знакамітыя вазы i фанарныя слупы, зробленыя па малюнкам Лангбарда. Далей бачныя дамы па Савецкай вуліцы. #Art #Тычына.
Дом Красной армии в 1940 и 1941 годах. Рядом с входом была размещена большая карта, демонстрирующая успехи "международной политики" СССР с начала Первой Мировой войны, смотря на которую советские граждане должны были проникнутся оптимизмом к будущему, которое было озвучено в нашумевшем тогда фильме "Великий гражданин", прообразом главного героя которого конечно же был товарищ Киров. А после оккупации люди смотрели уже на поломанную раму.
Объявление об открытии ресторана Минской фабрики-кухни в освобожденной столице. Этот ресторан был до 1947 года единственным на весь Минск.
Вобраз новай свабоднай беларускай жанчыны на вокладцы работніцка-сялянскага календара 1924 года. Афармляў Геннадзь Змудзінскі #Art #Змудзінскі
С прошедшего мероприятия во Дворце Искусств. Для меня это был новый интересный опыт, новая площадка и новая аудитория, которую я смог увлечь нашей историей. А там было всякое. Здесь я рассказываю как о "чубаровщине" писали белорусские газеты. Этот термин пришел из Ленинграда, когда хулиганами с Лиговки было совершено нападение на девушку в Чубаровском переулке. Дело и судебный процесс приобрели большой резонанс, власти решили жестоко наказать виновных молодых пролетариев, после чего нападения и изнасилования в рабочей среде на белорусских фабриках и заводах тоже стали называть "чубаровщиной".
Строительство Дома правительства 1930 год.
Плакат с Франциском Скориной, отпечатанный тиражом 5000 экземпляров. Подпись внизу "Выданне Наркамасьветы БССР. Гравіраваў на камені мастак Бразер у Менску у 1926 годдзе". Интересно, что 400-летие белорусской печати и просветительской деятельности Скорины Беларусь с помпой праздновала в сентябре 1925 года, тогда вышло много работ, картин и изданий. А этот плакат выпустили позже, как продолжение издательских мероприятий и белорусизации.
Поезд, мчащийся локомотив появлялся в работах художника и графика Анатолия Тычины с середины 1920-х годов. Экспресс в начале ХХ века был символом прогресса, динамичных перемен, мощи технологии и образом светлого будущего. И не только в советской пропаганде где "наш паровоз вперед летит". Итальянский поэт-республиканец, один из "отцов нации", первый лауреат Нобелевской Премии Джозуэ Кардуччи в 1863 году (!) написал стих "Гимн Сатане", где сравнил едущий на всех порах поезд с люцифером. Когда Тычина делал первые уверенные шаги в книжной графике, Владимир Жылка написал очень мощный авангардный стих "Экспрэс",а Владимир Дубовка - меланхоличный "Цягнiк cпяшaўcя". Последняя работа - "Перед стартом" 1974 года. Ее следует смотреть отдельно. Паровоз старой модели, стоящий на минском вокзале, уже выглядит как анахронизм. Возможно, здесь мастер отдал дань ушедшей эпохе и своей молодости #Art #Тычына
Параллели. 1. Проект читального зала публичной библиотеки (РНБ) в Ленинграде, вторая половина 1920-х. Александр Никольский.
2. Интерьер ресторана "Каменный цветок" в Минске, начало 1960-х. Юрий Шпит.
Здание минского кинотеатра "Победа" проходит сейчас не первую свою реконструкцию. Построенное в 1929 году как рабочий клуб, по проекту конструктивиста Андрея Бурова. Затем, после войны над его новым триумфальным обликом работал Иосиф Лангбард. В конце 1950-начале 1960-х был еще один вариант, разработанный архитектором Львом Мацкевичем (как и улицы Интернациональной в целом). Верхний объем планировалось увеличить (как и объем всего кинотеатра, добавив второй зал), в нижней части разместить большие стеклянные витрины, а глухие массивные стены украсить сграффито или скульптурными вставками. В этом случае "Победа" вновь приобрел бы черты "типового" проекта как и в 1930-е.