Forwarded from Раньше всех. Ну почти.
⚡️Главнокомандующий ВСУ Сырский признал, что нападением на Курскую область Киев хотел отвлечь значительные силы российской армии с красноармейского (покровского) направления, однако попытка провалилась.
Forwarded from МИР РУССКОЙ МЫСЛИ
Продолжаем делиться с вами тезисами выступлений наших экспертов по итогам заседания Философского клуба «Цивилизационное будущее России» на тему «Традиция, пространство и власть в России: исторические и актуальные измерения». Доцент философского факультета МГУ Борис Межуев — о неизбежности наступления цивилизационной фазы мировой истории:
Цивилизации, конечно, были всегда. Китай, Европа, Япония, Россия издавна развивались параллельными путями, и их история никогда не была единой. Сегодня цивилизационная идея предполагает не указание на это всем очевидное обстоятельство, а гораздо радикальную гипотезу, что в ближайшем будущем произойдет не объединение цивилизаций в некоем едином глобальном общежитии, а напротив их более жесткое размежевание и обособление. Тем не менее это ровно то, что и происходит сегодня.
Два события, которые имеют прямое отношение к России, безусловно, обозначают собой ту подспудную или же вполне осознаваемую решимость ключевых государств коллективного Запада покончить с тем, чему ранее не обнаруживалось альтернативы — процесса глобализации. Речь о замораживании российских суверенных активов на Западе и аресте основателя Telegram Павла Дурова. Обе эти акции, имеющие, конечно, неодинаковую подоплеку, в глубине своей мотивированы одним фактором — готовностью элит Запада покончить с теми иллюзиями, которые порождала глобализационная фаза истории.
В обоих случаях у тех россиян, которые держали активы на Западе и которые использовали неподконтрольный российским властям мессенджер для чувствительных с политической точки зрения переговоров, присутствовало одно стремление — обеспечить сохранность финансовых средств или свободу информации за счет фактора экстерриториальности. Все, что находилось вовне, было независимо от суверенной власти и тем самым относительно сохранно, объективно и неуязвимо.
Забавно, что при таком вполне отчетливом ударе по самой идее либеральной глобализации со стороны элит, которые мы по традиции продолжаем называть «глобалистскими», российские западники продолжают говорить, что цивилизационная идея есть не более, чем идеологема российской власти, необходимая для легитимации ее господства. Между тем, все что мы видим, свидетельствует только о том, что мир закрывается, и западный мир закрывается гораздо более быстрыми темпами, чем его так называемые авторитарные противники.
Что же лежит в основе новой закрытости? Безусловно, главным фактором «новой закрытости» является соперничество с Китаем, который стал одолевать Запад как раз на поле глобализации, и для борьбы с которым потребовалось использование ранее отвергаемых протекционистских мер. Западный мир не захотел китаизироваться, точно также можно сказать, что он не захотел и русифицироваться, и отуречиваться. Эта тенденция будет развиваться в сторону усиления, кто бы ни стал хозяином Белого дома в 2025 году, кто бы ни возглавил ЕС, выбран премьером Великобритании или президентом Франции. Это четкое осознание Западом своих границ, границ своей идентичности при отдалении от России, Турции и в недалеком будущем — от Китая, и есть знамение наступления цивилизационной фазы мировой истории.
Цивилизации, конечно, были всегда. Китай, Европа, Япония, Россия издавна развивались параллельными путями, и их история никогда не была единой. Сегодня цивилизационная идея предполагает не указание на это всем очевидное обстоятельство, а гораздо радикальную гипотезу, что в ближайшем будущем произойдет не объединение цивилизаций в некоем едином глобальном общежитии, а напротив их более жесткое размежевание и обособление. Тем не менее это ровно то, что и происходит сегодня.
Два события, которые имеют прямое отношение к России, безусловно, обозначают собой ту подспудную или же вполне осознаваемую решимость ключевых государств коллективного Запада покончить с тем, чему ранее не обнаруживалось альтернативы — процесса глобализации. Речь о замораживании российских суверенных активов на Западе и аресте основателя Telegram Павла Дурова. Обе эти акции, имеющие, конечно, неодинаковую подоплеку, в глубине своей мотивированы одним фактором — готовностью элит Запада покончить с теми иллюзиями, которые порождала глобализационная фаза истории.
В обоих случаях у тех россиян, которые держали активы на Западе и которые использовали неподконтрольный российским властям мессенджер для чувствительных с политической точки зрения переговоров, присутствовало одно стремление — обеспечить сохранность финансовых средств или свободу информации за счет фактора экстерриториальности. Все, что находилось вовне, было независимо от суверенной власти и тем самым относительно сохранно, объективно и неуязвимо.
Забавно, что при таком вполне отчетливом ударе по самой идее либеральной глобализации со стороны элит, которые мы по традиции продолжаем называть «глобалистскими», российские западники продолжают говорить, что цивилизационная идея есть не более, чем идеологема российской власти, необходимая для легитимации ее господства. Между тем, все что мы видим, свидетельствует только о том, что мир закрывается, и западный мир закрывается гораздо более быстрыми темпами, чем его так называемые авторитарные противники.
Что же лежит в основе новой закрытости? Безусловно, главным фактором «новой закрытости» является соперничество с Китаем, который стал одолевать Запад как раз на поле глобализации, и для борьбы с которым потребовалось использование ранее отвергаемых протекционистских мер. Западный мир не захотел китаизироваться, точно также можно сказать, что он не захотел и русифицироваться, и отуречиваться. Эта тенденция будет развиваться в сторону усиления, кто бы ни стал хозяином Белого дома в 2025 году, кто бы ни возглавил ЕС, выбран премьером Великобритании или президентом Франции. Это четкое осознание Западом своих границ, границ своей идентичности при отдалении от России, Турции и в недалеком будущем — от Китая, и есть знамение наступления цивилизационной фазы мировой истории.
Forwarded from paradox _friends
Это не политика – это биополитика.
Эммануэль Макрон не особо лукавит, когда отвергает «политизированность» преследования Павла Дурова.
Действительно, если руководствоваться общепринятыми определениями, сегодняшнее преследование основателя Telegram во Франции связано с борьбой за власть гораздо меньше, чем, скажем, 20-летней давности «дело ЮКОСа» в России.
Дуров ни прямо, ни косвенно не участвовал в электоральных процессах, происходящих в Пятой республике. И не мог (да и едва ли хотел) конкурировать с основными французскими (да и любыми другими) политическими акторами. Но именно на их «поле».
Попытка не вмешаться в уже идущую игру, но начать абсолютно новую, свою, роднит дуровский кейс (при всей его технологической специфичности) с американским сюжетом второй половины 80ых, когда за финансовые махинации был осужден на 10 лет junk bond king Майкл Милкен.
Тот тоже находился вне политики (формально), помогая зарабатывать миллиарды спонсорам и демократов, и республиканцев.
Но для существующей системы он представлял едва ли не более серьезную угрозу, чем любой политический радикал, своими действиями ставя под сомнение монополию федеральной власти на создание денег.
Аналогии с телеграм-токенизацией здесь, конечно, неуместны. В «крипто-бунте» играет Дуров далеко не первую скрипку.
Зато в деле создания «агоры» вне «полиса» (любого и в самом широком определении) он весьма преуспел.
А ведь «пульт управления дискурсом» (даже при соблюдении всех писанных и неписанных норм, касающихся свободы слова) – столь же важный атрибут правящего класса, как и «ключи от кассы».
Дуров, как и Милкен, посягнул на один из «краеугольных камней» нынешнего мироустройства. Спровоцировав его бенефициаров перейти в «режим антиутопии» во избежание полного выхода ситуации из-под контроля.
Поэтому, несмотря на разницу «геополитических полюсов», действия страны, являющейся одним из олицетворений Запада, фактически поддержали такие восточные автократы, как Верховный лидер Ирана Хаменеи и белорусский президент Александр Лукашенко.
По той же причине представляется несколько поспешным говорить о «всеобщем кризисе глобализации». Если только не предполагать перехода «глобалистского проекта» в иное агрегатное состояние.
Иными словами, деление мира на военно-экономические блоки, которое ожидает Борис Межуев, будет осложнять и тормозить параллельная «перезагрузка» и глобализация конфликта «браминов» и «кшатриев», здесь – технологических предпринимателей, становящихся «цифровыми гуннами», и бюрократов/автократов, вынужденных объединиться для борьбы с общим «классовым» врагом.
Эммануэль Макрон не особо лукавит, когда отвергает «политизированность» преследования Павла Дурова.
Действительно, если руководствоваться общепринятыми определениями, сегодняшнее преследование основателя Telegram во Франции связано с борьбой за власть гораздо меньше, чем, скажем, 20-летней давности «дело ЮКОСа» в России.
Дуров ни прямо, ни косвенно не участвовал в электоральных процессах, происходящих в Пятой республике. И не мог (да и едва ли хотел) конкурировать с основными французскими (да и любыми другими) политическими акторами. Но именно на их «поле».
Попытка не вмешаться в уже идущую игру, но начать абсолютно новую, свою, роднит дуровский кейс (при всей его технологической специфичности) с американским сюжетом второй половины 80ых, когда за финансовые махинации был осужден на 10 лет junk bond king Майкл Милкен.
Тот тоже находился вне политики (формально), помогая зарабатывать миллиарды спонсорам и демократов, и республиканцев.
Но для существующей системы он представлял едва ли не более серьезную угрозу, чем любой политический радикал, своими действиями ставя под сомнение монополию федеральной власти на создание денег.
Аналогии с телеграм-токенизацией здесь, конечно, неуместны. В «крипто-бунте» играет Дуров далеко не первую скрипку.
Зато в деле создания «агоры» вне «полиса» (любого и в самом широком определении) он весьма преуспел.
А ведь «пульт управления дискурсом» (даже при соблюдении всех писанных и неписанных норм, касающихся свободы слова) – столь же важный атрибут правящего класса, как и «ключи от кассы».
Дуров, как и Милкен, посягнул на один из «краеугольных камней» нынешнего мироустройства. Спровоцировав его бенефициаров перейти в «режим антиутопии» во избежание полного выхода ситуации из-под контроля.
Поэтому, несмотря на разницу «геополитических полюсов», действия страны, являющейся одним из олицетворений Запада, фактически поддержали такие восточные автократы, как Верховный лидер Ирана Хаменеи и белорусский президент Александр Лукашенко.
По той же причине представляется несколько поспешным говорить о «всеобщем кризисе глобализации». Если только не предполагать перехода «глобалистского проекта» в иное агрегатное состояние.
Иными словами, деление мира на военно-экономические блоки, которое ожидает Борис Межуев, будет осложнять и тормозить параллельная «перезагрузка» и глобализация конфликта «браминов» и «кшатриев», здесь – технологических предпринимателей, становящихся «цифровыми гуннами», и бюрократов/автократов, вынужденных объединиться для борьбы с общим «классовым» врагом.
Forwarded from Вещий Бондаренко
Последнее время с завидной регулярностью доносятся в публичном пространстве опасения высокопоставленных силовиков РФ на тему «цветных революций».
Постоянно предупреждают здесь и там, в Сербии и Закавказье, Молдове и Средней Азии - остерегайтесь, товарищи, вам грозит «цветная резолюция». Ох-ох-ох да ух-ух-ух!
Сейчас как придёт проклятый Джин Шарп с ужасным Бернаром Анри-Леви, так и всё - привет Вашему суверенитету, поминай как звали.
Каждый раз, когда слышу эти зловещие запугивания, задумываюсь об одном - а что, собственно, им/нам мешало/мешает самим в интересующих нас странах эти революции устраивать? Как это делал когда-то Советский Союз, хотя бы.
Святой принцип «невмешательства во внутренние дела», что ли? Не смешите мои тапочки. На дворе не 19й век, а вмешиваться товарищи пытались и неоднократно. Но как-то криво. Тупо. Примитивно. Без всякой стратегии и игры в долгую.
А так это не работает.
Потому всякий раз, слушая очередные завывания про страшные «цветные технологии», хочется спросить - Вы что, правда, думаете остановить прогресс?
Это всё равно, что сказать во время Первой Мировой войны - «как вы смеете летать на самолетах и пускать газы! Это же не по правилам, мы же так не договаривались. Надо воевать на лошадях и строем - так будет честно».
Смешно, правда?
Вот и мне смешно, когда слышу про угрозы «цветных революций».
Учиться нужно, дорогие мои, самим пора бы уже давно начать! В конце концов, это Советский Союз предложил первую и самую эффективную модель «мягкой силы» под названием Коминтерн - заметьте, бесплатную, основанную на идеях, а не на интересах.
А для этого нужна стратегия, основанная на понимании конечной цели - что мы хотим? Какой мир Россия хочет построить? Какую модель предложить? Для чего Россия миру?
Собственно, для ответа на эти вопросы я и завёл этот канал. Будем исследовать вместе🧐
Постоянно предупреждают здесь и там, в Сербии и Закавказье, Молдове и Средней Азии - остерегайтесь, товарищи, вам грозит «цветная резолюция». Ох-ох-ох да ух-ух-ух!
Сейчас как придёт проклятый Джин Шарп с ужасным Бернаром Анри-Леви, так и всё - привет Вашему суверенитету, поминай как звали.
Каждый раз, когда слышу эти зловещие запугивания, задумываюсь об одном - а что, собственно, им/нам мешало/мешает самим в интересующих нас странах эти революции устраивать? Как это делал когда-то Советский Союз, хотя бы.
Святой принцип «невмешательства во внутренние дела», что ли? Не смешите мои тапочки. На дворе не 19й век, а вмешиваться товарищи пытались и неоднократно. Но как-то криво. Тупо. Примитивно. Без всякой стратегии и игры в долгую.
А так это не работает.
Потому всякий раз, слушая очередные завывания про страшные «цветные технологии», хочется спросить - Вы что, правда, думаете остановить прогресс?
Это всё равно, что сказать во время Первой Мировой войны - «как вы смеете летать на самолетах и пускать газы! Это же не по правилам, мы же так не договаривались. Надо воевать на лошадях и строем - так будет честно».
Смешно, правда?
Вот и мне смешно, когда слышу про угрозы «цветных революций».
Учиться нужно, дорогие мои, самим пора бы уже давно начать! В конце концов, это Советский Союз предложил первую и самую эффективную модель «мягкой силы» под названием Коминтерн - заметьте, бесплатную, основанную на идеях, а не на интересах.
А для этого нужна стратегия, основанная на понимании конечной цели - что мы хотим? Какой мир Россия хочет построить? Какую модель предложить? Для чего Россия миру?
Собственно, для ответа на эти вопросы я и завёл этот канал. Будем исследовать вместе🧐
Русская Идея
Последнее время с завидной регулярностью доносятся в публичном пространстве опасения высокопоставленных силовиков РФ на тему «цветных революций». Постоянно предупреждают здесь и там, в Сербии и Закавказье, Молдове и Средней Азии - остерегайтесь, товарищи…
Написал в 2020 году статью о принципе невмешательства.. Думаю, имеет смысл републиковать. В любом случае поиветствую появление нового канала замечательного политолога и публициста Олкга Бондаренко.
Forwarded from Ekvinokurova
Ну и время оглашать решения.
Иногда проиграть - это нестрашно.
Мой путь в большой журналистике завершен.
Я сделаю в самое ближайшее время платный канал, где буду писать собственную аналитику. Для меня будет критично важна ваша подписка на этот канал, иначе я не выживу.
Далее я буду уходить в микробизнес, который не будет иметь отношения к политике и журналистике.
Так вышло, что у меня в жизни не сбылось ничего, во что я верила.
Не сбылась ни я, ни мои убеждения, но - это был очень искренний и долгий путь. Ненависти было больше, чем любви, но все же у меня выходило делать и что-то хорошее (помощь Беслану, помощь голодным на линии соприкосновения, сироты Краснодона, кони, котики, разные уголовные дела, избитые женщины, да разное было). Я тратила свое влияние не на дома и фазенды, а на то, чтобы помогать другим, не пытаясь в ответ услышать даже доброе слово.
Я проиграла в истории, в которой не было варианта выиграть.
И оставшееся время жизни я хочу потратить на то, чтобы стать счастливой. Снова улыбаться. Перестать бояться, перестать храбриться, снова мечтать и верить в то, что я еще найду свою спокойную тишину. Верить в дружбу и любовь, находить их.
По платному каналу я скоро все напишу, до этого момента умолкаю.
Я смогу вытянуть и выжить только если вы впишетесь.
А большая история завершена.
Иногда проиграть - это нестрашно.
Мой путь в большой журналистике завершен.
Я сделаю в самое ближайшее время платный канал, где буду писать собственную аналитику. Для меня будет критично важна ваша подписка на этот канал, иначе я не выживу.
Далее я буду уходить в микробизнес, который не будет иметь отношения к политике и журналистике.
Так вышло, что у меня в жизни не сбылось ничего, во что я верила.
Не сбылась ни я, ни мои убеждения, но - это был очень искренний и долгий путь. Ненависти было больше, чем любви, но все же у меня выходило делать и что-то хорошее (помощь Беслану, помощь голодным на линии соприкосновения, сироты Краснодона, кони, котики, разные уголовные дела, избитые женщины, да разное было). Я тратила свое влияние не на дома и фазенды, а на то, чтобы помогать другим, не пытаясь в ответ услышать даже доброе слово.
Я проиграла в истории, в которой не было варианта выиграть.
И оставшееся время жизни я хочу потратить на то, чтобы стать счастливой. Снова улыбаться. Перестать бояться, перестать храбриться, снова мечтать и верить в то, что я еще найду свою спокойную тишину. Верить в дружбу и любовь, находить их.
По платному каналу я скоро все напишу, до этого момента умолкаю.
Я смогу вытянуть и выжить только если вы впишетесь.
А большая история завершена.
Forwarded from ЕЖ
⚡️WSJ: власти США не собираются снимать для Украины запрет на нанесение ударов ракетами ATSCMS по международно признанной территории России.
Forwarded from РИА Новости
Глава Стародубского муниципального округа Брянской области и еще два человека ранены при атаке со стороны ВСУ, сообщил губернатор
Из фантастического заявления Форума свободной России по поводу ареста Дурова: "Принцип свободы слова не подразумевает свободы ведения военной пропаганды страны-агрессора." И далее там в том же духе. Это, конечно, чистый "Царьград" - один в один тот же язык. Умные евреи при губернаторах. Наша задача "не плакать, не смеяться", а спокойно констатировать: цивилизационный фундаментализм в разных цивилизациях говорит на одном и том же языке.
Моя старая статья, предельно скандально прозвучавшая в либеральных философских кругах, выложена в сети на каком-то сайте. После нее, как сообщает один блоггер, меня даже хотели отлучить от философии за фашизм (сейчас это немного смешно звучит, когда меня требуют посадить за либерализм). Тем не менее с основными положениями текста я согласен и сейчас: https://aftershock.news/?q=node/984822&full
AfterShock • Каким будет завтра?
Есть ли у России свой «цивилизационный код», и в чем он может
В статье доктора философских наук Межуева Бориса Вадимовича представлен анализ рассуждений многих консервативных публицистов России о наличии у нашей страны особого «цивилизационного кода»,
Forwarded from Absolute studies | Антон Сюткин
Про российское гибеллинство. Борис Межуев, один из немногих вменяемых консервативных мыслителей и публицистов, написал своеобразный манифест "цивилизационного реализма". Кратко его можно изложить так. Мир идет к катастрофе, поэтому нам всем нужно разойтись на отдельные цивилизации, которым нечего между собой делить. Один из учителей и вдохновителей Межуева, Вадим Цымбурский, писал про "остров России". Но у Межуева получается что-то похожее на "архипелаг Мир", состоящий из множества разных цивилизационных островов. Каждая цивилизация в рамках этого построения представляет собой замкнутый в себе военно-торговый блок с устойчивой духовной вертикалью (они же, видимо, "скрепы"). В общем, довольно классическая картина цивилизационного консерватизма, но изложенная в качестве пацифистской программы. Меня, однако, больше всего смущает очевидная инструментализация духа, которая предполагается в рамках данного подхода. Все дело в том, что ни христианство, ни коммунизм, ни даже русская литература (как средний термин между ними) не могут быть сведены к цивилизационной вертикали, укрепляющей военно-торговый блок. В таком сведении от них остается только параконсистентная каша из идеологических нарративов, скрывающих единственное цивилизационное основание - кратократию, власть ради самой власти. Собственно, в этом и заключается парадокс российского гибеллинства, даже вменяемого и умеренного: превращение духовного содержания, свойственного российской культуре, в цивилизационные "вертикали" и "скрепы" неизбежно ведет к его предательству. Если у российской культуры есть какая-то истина, то она универсальна и, следовательно, разрывает изнутри любую цивилизационную замкнутость.
Русская Идея
Про российское гибеллинство. Борис Межуев, один из немногих вменяемых консервативных мыслителей и публицистов, написал своеобразный манифест "цивилизационного реализма". Кратко его можно изложить так. Мир идет к катастрофе, поэтому нам всем нужно разойтись…
Любопытный коммент. Ждем второй части текста моего. Там есть частичный ответ на возражения.
Forwarded from Vladimir Pastukhov
Спустя три недели после того, как Украина перенесла боевые действия на территорию «канонической России», в Курскую область, цели этой операции видятся мне несколько иначе, чем в начале августа. Я не уверен при этом, являются ли эти цели осмысленными или существуют исключительно на интуитивном уровне. Но, так или иначе, пожалуй, у этой операции есть стратегическая сверхзадача, но не военная, а политическая. В контексте того, что именно говорит Зеленский в последние дни, и с учетом того, как трансформируется украинский «мирный план», полагаю, что такой целью является втягивание Запада глубже в конфликт с целью его интернационализации. В этом смысле главная политическая связка, которая прослеживается в «месседже» Украины миру после Курска: «Мы можем – значит, мы должны - значит, вы не должны нам мешать – дайте разрешение бить вашим оружием по любым целям на территории России на любую ее глубину – вы же видите, что этот старый динозавр ничего не смог сделать – значит, нечего бояться его ядерного оружия – так мы победим!». Должен подчеркнуть, чтобы меня не поняли превратно: втягивание Европы непосредственно в войну является для Украины легитимной военно-политической стратегией. Каждый защащается как может. Прямое участие Запада в войне в этом смысле видится действительно единственной понятной стратегией военной победы Украины в ней. Как на это отреагирует Запад – это другой вопрос, который находится за пределами этой реплики. Но, так или иначе, политически Курск – это именно про это.
Русская Идея
Спустя три недели после того, как Украина перенесла боевые действия на территорию «канонической России», в Курскую область, цели этой операции видятся мне несколько иначе, чем в начале августа. Я не уверен при этом, являются ли эти цели осмысленными или существуют…
Убираем оценки, но в констатации совершенно согласен. Мне так и виделось с самого начала.
Forwarded from МИР РУССКОЙ МЫСЛИ
Публикуем вторую часть экспертного комментария доцента философского факультета МГУ Б.В. Межуева. На этот раз речь пойдёт о влиянии процесса секуляризации на формирование цивилизационной фазы истории и том, почему устремление России «похитить Европу» было изначально обречено на провал:
Главным фактором социального развития Запада стал процесс секуляризации. Этот процесс, начавшийся с освобождения науки, экономики и затем политики из-под власти религиозных норм и табу в конце концов коснулся семейного уклада и всего того, что британский социолог Энтони Гидденс называет сферой интимности. На неизбежность этого события еще в XIX веке указывали проницательные консерваторы, в России наиболее определенно — Николай Данилевский в «России и Европе». В итоге, возникла политическая развилка — следовать или не следовать Западу в легализации нетрадиционных форм сексуального сожительства, дать отмашку на принятие допустимости сексуальных перверсий или же сделать жесткий акцент на то, что в России чаще всего называется «традиционными ценностями».
Прежние волны вестернизации проходили под лозунгом модернизации, это означало, что западники других цивилизаций обосновывали рецепцию западных институтов Нового времени и секуляризацию образования и политики приоритетами конкуренции с Западом. Но реформацию сферы интимности очень сложно обосновать аналогичным образом. Поэтому выбор — следовать или не следовать Западу — не инструментальный, но ценностный, в конечном счете религиозный. Любопытным образом, именно процесс секуляризации сделал цивилизационную фазу истории с характерной для нее постсекулярностью неизбежной.
Россия к наступлению этой цивилизационной фазы оказалась не вполне готова. Она до самого конца, до 2022 года, цеплялась за идею своей европейскости, своей цивилизационной близости той Европе, которая должна будет пробудиться ото сна и сбросить иго некоего чуждого ей Запада — либерального, англо-саксонского, глобалистского и т. д. Это желание «освободить Европу», «похитить Европу» приобрело в России характер некоей мании, почти национальной идеи, хотя ее тупиковость была ясна проницательным аналитикам типа Вадима Цымбурского еще в 1990-е годы. Все кончилось нашей реакцией на Минские соглашения, когда мы ожидали от наших континентальных партнеров содействия по геополитической нейтрализации лимитрофной Украины, а они умело тянули время, видя в этих соглашениях исключительно договоренность о прекращении Россией своего военного натиска. Мы просто продолжали пребывать в иллюзорных представлениях о шансе на некий континентальный пакт России с Францией и Германией, о котором мечтал еще Витте и на пропаганду которого положил так много сил Александр Дугин.
Теперь факт «цивилизационного» отчуждения встал перед нами со всей его очевидной реальностью. Причем, признаемся, реальностью настолько отвратительной, что возникает естественное желание обратиться к доцивилизационным паттернам социальности как единственному возможному основанию свободы и человеческого достоинства. Отсюда все эти разговоры о борьбе человека и Левиафана при обсуждении «дела Дурова», как будто у человека в современном мире есть хоть какая-то возможность противодействовать Левиафану кроме как при содействии его прямого конкурента — то есть другого Левиафана.
Задача сейчас отнюдь не в том, чтобы найти нейтральное пространство «вне Левиафанов» - смеем утверждать, что такого пространства в ближайшее время просто не будет — а в том, чтобы не допустить смертельной схватки этих Левиафанов, чтобы они не уничтожили друг друга. И вот именно на решение этой задачи и должна быть нацелена партия консервативного Просвещения, которая может спасти человечество от цивилизационных войн, как старое рациональное Просвещение спасло Европу от войн религиозных в XVII веке.
Главным фактором социального развития Запада стал процесс секуляризации. Этот процесс, начавшийся с освобождения науки, экономики и затем политики из-под власти религиозных норм и табу в конце концов коснулся семейного уклада и всего того, что британский социолог Энтони Гидденс называет сферой интимности. На неизбежность этого события еще в XIX веке указывали проницательные консерваторы, в России наиболее определенно — Николай Данилевский в «России и Европе». В итоге, возникла политическая развилка — следовать или не следовать Западу в легализации нетрадиционных форм сексуального сожительства, дать отмашку на принятие допустимости сексуальных перверсий или же сделать жесткий акцент на то, что в России чаще всего называется «традиционными ценностями».
Прежние волны вестернизации проходили под лозунгом модернизации, это означало, что западники других цивилизаций обосновывали рецепцию западных институтов Нового времени и секуляризацию образования и политики приоритетами конкуренции с Западом. Но реформацию сферы интимности очень сложно обосновать аналогичным образом. Поэтому выбор — следовать или не следовать Западу — не инструментальный, но ценностный, в конечном счете религиозный. Любопытным образом, именно процесс секуляризации сделал цивилизационную фазу истории с характерной для нее постсекулярностью неизбежной.
Россия к наступлению этой цивилизационной фазы оказалась не вполне готова. Она до самого конца, до 2022 года, цеплялась за идею своей европейскости, своей цивилизационной близости той Европе, которая должна будет пробудиться ото сна и сбросить иго некоего чуждого ей Запада — либерального, англо-саксонского, глобалистского и т. д. Это желание «освободить Европу», «похитить Европу» приобрело в России характер некоей мании, почти национальной идеи, хотя ее тупиковость была ясна проницательным аналитикам типа Вадима Цымбурского еще в 1990-е годы. Все кончилось нашей реакцией на Минские соглашения, когда мы ожидали от наших континентальных партнеров содействия по геополитической нейтрализации лимитрофной Украины, а они умело тянули время, видя в этих соглашениях исключительно договоренность о прекращении Россией своего военного натиска. Мы просто продолжали пребывать в иллюзорных представлениях о шансе на некий континентальный пакт России с Францией и Германией, о котором мечтал еще Витте и на пропаганду которого положил так много сил Александр Дугин.
Теперь факт «цивилизационного» отчуждения встал перед нами со всей его очевидной реальностью. Причем, признаемся, реальностью настолько отвратительной, что возникает естественное желание обратиться к доцивилизационным паттернам социальности как единственному возможному основанию свободы и человеческого достоинства. Отсюда все эти разговоры о борьбе человека и Левиафана при обсуждении «дела Дурова», как будто у человека в современном мире есть хоть какая-то возможность противодействовать Левиафану кроме как при содействии его прямого конкурента — то есть другого Левиафана.
Задача сейчас отнюдь не в том, чтобы найти нейтральное пространство «вне Левиафанов» - смеем утверждать, что такого пространства в ближайшее время просто не будет — а в том, чтобы не допустить смертельной схватки этих Левиафанов, чтобы они не уничтожили друг друга. И вот именно на решение этой задачи и должна быть нацелена партия консервативного Просвещения, которая может спасти человечество от цивилизационных войн, как старое рациональное Просвещение спасло Европу от войн религиозных в XVII веке.
Forwarded from Подосокорский
Социологу, бывшему профессору "Шанинки", главному редактору интернет-издания "Рабкор" Борису Юльевичу Кагарлицкому сегодня исполняется 66 лет.
Он находится в заключении с 13 февраля 2024 года (до этого был под арестом с 26 июля по 12 декабря 2023 года). Минюст РФ внес его в реестр иностранных агентов, а Росфинмониторинг - в перечень экстремистов и террористов.
Я поздравляю Бориса Юльевича с днем рождения и желаю ему и всем политзаключенным скорейшего освобождения!
Он находится в заключении с 13 февраля 2024 года (до этого был под арестом с 26 июля по 12 декабря 2023 года). Минюст РФ внес его в реестр иностранных агентов, а Росфинмониторинг - в перечень экстремистов и террористов.
Я поздравляю Бориса Юльевича с днем рождения и желаю ему и всем политзаключенным скорейшего освобождения!
Forwarded from РБК. Новости. Главное
❗️Бывший замминистра обороны генерал армии Павел Попов задержан по делу о мошенничестве, сообщил СК.