Forwarded from низгораев
Мы с товарищами часто встречаемся за вином, но потребляем не только оное, но и разнообразную информацию, касаемую отечественного виноделия. В третьем номере Путей России за этот год запускаем рубрику по социологии вина. А пока вот такой любопытный график темпов прироста валового производства винограда в России. Авторское построение, потому при перепечатке прошу ссылаться на канал. И вопрос такой: кто может рассказать об особенностях 2012 и 2013 годов для российского виноделия, прошу с докладом на семинар нашей рабочей группы социологов вина. Будем обсуждать и дегустировать.
Международная федерация социальных работников дает такое определение социальной работе:
«Профессия, которая способствует социальным изменениям, решению проблем в человеческих отношениях, расширению возможностей и освобождению людей для повышения их благополучия. <…> Принципы прав человека и социальной справедливости являются основополагающими в социальной работе».
Однако вопрос о том, что должно включаться в практики социальной работы и как она должна реализовываться, остается открытым и дискуссионным.
1. Buğra A. Social Policy in Capitalist History: Perspectives on Poverty, Work and Society. Edward Elgar Publishing, 2024.
2. Noble, C., Rasool, S., Harms-Smith, L., Muñoz-Arce, G., & Baines, D. (Eds.). The Routledge International Handbook of Feminisms in Social Work. Routledge, 2024
3. Thompson N. Understanding social work: Preparing for practice. Bloomsbury Publishing, 2024.
Эти темы находятся в центре многих социологических дискуссий. В Шанинке скоро пройдут лекции, на которых мы вместе с экспертами из сектора НКО и социологами поговорим о точках пересечения между исследовательской деятельностью и социальной работой.
Зарегистрироваться
Зарегистрироваться
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В список, подготовленный социологом Татьяной Черкашиной, вошли книги, переизданные или впервые вышедшие с 2022 года в российских и зарубежных издательствах. Книги отражают различные темы экономической социологии — социальную мобильность, экономическое и жилищное неравенство, профессиональную солидарность, потребительские рынки.
Подборка разделена на 14 тематических блоков:
🌀Читать подборку книг
Для цитирования: Черкашина Т. Ю. 75 новых книг по экономической социологии для чтения, обсуждения, рецензирования // Пути России. 2024. Т. 2. No 2. С. 148–157.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤯Счастье на 50% определяется генетикой, на 40% — обстоятельствами жизни, и лишь на 10% — внешними условиями, на которые можно как-то влиять
Именно эта формула лежит в основе индустрии позитивной психологии, которая с каждым годом становится все популярнее. Каждый человек — сам творец своего счастья и только бесконечно совершенствуясь и проверяя, достаточно ли он или она делает для достижения своего счастья, можно стать по-настоящему счастливым. Или нет?
Социологи Ева Иллуз и Эдгар Кабанас в недавно переведенной на русский книге «Фабрика счастливых граждан. Как индустрия счастья контролирует нашу жизнь» критикуют основания позитивой психологии и показывают, на каких допущениях строится концепция счастья, лежащая в основе новых терапевтических и маркетинговых дискурсов.
☁️ В рецензии на книгу, опубликованной в «Путях России», Алексей Новиков отмечает: «Стремление к счастью не делает нас счастливыми. Оно парадоксальным образом делает нас несчастнее, чем мы были, по целому ряду причин <…> Одержимый позитивной психологией и самовершенствованием даже переживая момент счастья будет думать, а достаточно ли он счастлив, а все ли основания для этого есть и, что еще кошмарнее, может ли он быть еще счастливее, чем сейчас, и что для этого нужно сделать»
Читать полный текст рецензии➡️
Для цитирования: Новиков А. С. [Рец.] Иллуз Е., Кабанас Э. Фабрика счастливых граждан. Как индустрия счастья контролирует нашу жизнь: Слово современной философии. М.: АСТ, 2023 // Пути России. 2024. Т. 2. № 2. С. 111–115.
Именно эта формула лежит в основе индустрии позитивной психологии, которая с каждым годом становится все популярнее. Каждый человек — сам творец своего счастья и только бесконечно совершенствуясь и проверяя, достаточно ли он или она делает для достижения своего счастья, можно стать по-настоящему счастливым. Или нет?
Социологи Ева Иллуз и Эдгар Кабанас в недавно переведенной на русский книге «Фабрика счастливых граждан. Как индустрия счастья контролирует нашу жизнь» критикуют основания позитивой психологии и показывают, на каких допущениях строится концепция счастья, лежащая в основе новых терапевтических и маркетинговых дискурсов.
Читать полный текст рецензии
Для цитирования: Новиков А. С. [Рец.] Иллуз Е., Кабанас Э. Фабрика счастливых граждан. Как индустрия счастья контролирует нашу жизнь: Слово современной философии. М.: АСТ, 2023 // Пути России. 2024. Т. 2. № 2. С. 111–115.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Vladimir Kartavtsev (Vladimir Kartavtsev)
Вчера с дорогой коллегой Варварой Гречухиной прочитали лекцию про методологию оценки социальных эффектов, которые возникают в результате имплементации разнообразных проектов развития. В целом, подход можно охарактеризовать лозунгом его практиков: "Doing Social Impact Assessment is good business and good for business". Как говорится, "всё так". Как с этим быть и что делать — можно будет послушать, когда появится видео, мы там рассказали. Но сейчас не об этом. Сейчас о другом.
В тусовке, которая занимается SIA, есть такой авторитетный мужчина, Фрэнк Ванклай. Ванклай написал вообще все про SIA — востребованный, наверное, специалист. И вот у него есть очередная обзорная статья, где он пишет о том, как, в числе прочего, в ХХI веке выглядит этика подхода. Как мы с вами помним, как только кто-то начинает с умным видом вещать про этику — это значит (в 100 случаях из 100), что вас хотятнаебать ввести в заблуждение. Но тут еще интереснее.
Ванклай перечисляет этические основания SIA следующим образом: надо, говорит он, очень аккуратно обращаться с собираемыми данными, они сензитивные; надо быть научно добросовестными, обязательно; надо непременно уважать локальные культуры, а также растворенные в этих культурах альтернативные космологии и эпистемологии. Следовать Целям устойчивого развития ООН. Соблюдать права человека. Способствовать эмпаурменту и эмансипации. И так далее.
И через три строчки задается важным вопросом для всякого проектировщика: а вот, говорит он, надо вам, например, проложить газовую трубу по тем территориям, где живут какие-нибудь традиционные люди. Ну или там осушить болото. Или воздвигнуть креативный кластер. Надо же, наверное, традиционных людей отселить, верно? На время или навсегда. Потому что очень нужно проложить трубу, а они там со своими космологиями сидят. Ну и что делать?
Ясно, что делать — писать в статье раздел под названием "Вызовы для SIA в ХХI веке". И рассуждать о том, как правильно извиняться в такой ситуации. Потому что трубу-то все равно проложат, куда вы денетесь. Но все неравнодушные граждане должны этически задуматься над вопросом о том, что делать, например, с кладбищами? Как их переносить? А просто могилы? Алтари? Священные деревья и камни?
Или вот еще важный вопрос — а как устроить "resettlement" для тех нематериальных сущностей, которые не связаны с какими-то материальными объектами? Духи предков? Призраки? Мелкие бесы, полезные в традиционном хозяйстве?
В общем, много еще вопросов стоит перед научной этикой в ХХI веке, много. Не на одну карьеру хватит.
В тусовке, которая занимается SIA, есть такой авторитетный мужчина, Фрэнк Ванклай. Ванклай написал вообще все про SIA — востребованный, наверное, специалист. И вот у него есть очередная обзорная статья, где он пишет о том, как, в числе прочего, в ХХI веке выглядит этика подхода. Как мы с вами помним, как только кто-то начинает с умным видом вещать про этику — это значит (в 100 случаях из 100), что вас хотят
Ванклай перечисляет этические основания SIA следующим образом: надо, говорит он, очень аккуратно обращаться с собираемыми данными, они сензитивные; надо быть научно добросовестными, обязательно; надо непременно уважать локальные культуры, а также растворенные в этих культурах альтернативные космологии и эпистемологии. Следовать Целям устойчивого развития ООН. Соблюдать права человека. Способствовать эмпаурменту и эмансипации. И так далее.
И через три строчки задается важным вопросом для всякого проектировщика: а вот, говорит он, надо вам, например, проложить газовую трубу по тем территориям, где живут какие-нибудь традиционные люди. Ну или там осушить болото. Или воздвигнуть креативный кластер. Надо же, наверное, традиционных людей отселить, верно? На время или навсегда. Потому что очень нужно проложить трубу, а они там со своими космологиями сидят. Ну и что делать?
Ясно, что делать — писать в статье раздел под названием "Вызовы для SIA в ХХI веке". И рассуждать о том, как правильно извиняться в такой ситуации. Потому что трубу-то все равно проложат, куда вы денетесь. Но все неравнодушные граждане должны этически задуматься над вопросом о том, что делать, например, с кладбищами? Как их переносить? А просто могилы? Алтари? Священные деревья и камни?
Или вот еще важный вопрос — а как устроить "resettlement" для тех нематериальных сущностей, которые не связаны с какими-то материальными объектами? Духи предков? Призраки? Мелкие бесы, полезные в традиционном хозяйстве?
В общем, много еще вопросов стоит перед научной этикой в ХХI веке, много. Не на одну карьеру хватит.
Через час начнется лекция социолога и главного редактора журнала «Пути России» Дмитрия Рогозина «Глубинное и густое интервью: методы исследований в социальной работе». Лекция состоится в рамках летней школы «Социология для социальной работы», которая идет сегодня в Шанинке.
☁️ Подключиться к лекции
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Личные дневники могут выступать источниками этнографических данных для социологов и антропологов. Хотя, как и с любым источником, с ними могут возникать методологические сложности. Антрополог и автор телеграм-канала «Земляки и земляне» Денис Сивков описывает такую ситуацию: один из дневников Алексея Екайкина, полярника из Арктического и антарктического научно-исследовательского института, был опубликован в альманахе издательства Paulsen. В дневнике описывался опыт экспедиции. Однако у Алексея был еще один дневник — «для себя», более личный и местами грубый, не предназначенный для чтения другими.
В рамках дискуссии на конференции «Биографическая коллизия» в Шанинке участники рассуждали о том, какой дневник лучше и интереснее, и на каких основаниях вообще можно сравнивать эти два разных дневника, в котором описаны одни и те же события?
В обсуждении приняли участие Денис Сивков, Алексей Екайкин, Михаил Мельниченко и Иван Александров.
Для цитирования: Сивков Д. Ю. Как работать с дневниками? // Пути России. 2024. Т. 2. № 2. С. 31–35.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Поздравляем Юрия Михайловича Плюснина с выходом в свет новой книги "Промыслы российской провинции"! Есть ли желающие написать рецензию в наш журнал?
Плюснин, Ю.М. Пром
ыслы российской провинции. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
id.hse.ru
Промыслы российской провинции: неформальные экономические практики населения
Эмпирическое социологическое исследование неформальных хозяйственно-экономических практик (промыслов) провинциальных российских домохозяйств охватывает около четверти регионов страны.
Социологи Георгий Сталинов (Антрополе) и Артемий Позаненко (Заметки в полях) в статье, опубликованной в «Путях России», на основе полевых наблюдений в дальневосточном селе N показывают, как преобразуются хозяйственные уклады в сообществах, где некоренные жители потеряли доступ к рыбалке на фоне ужесточения правил регулирования и контроля.
Авторы статьи поделились своим личным исследовательским опытом:
Артемий Позаненко: «В это село я добирался десять часов на вездеходе, а выбирались мы с товарищем на моторной лодке через соседнюю деревню в 200 километрах по руслу реки. Экспедиции в такие пространственно изолированные сёла всегда потрясающе интересны и сами по себе, как приключение, и погружением в их неразмытый мир»
Георгий Сталинов: «Нетипичные случаи в этнографических исследованиях — лакомый кусок. Тебе кажется, что ты понимаешь, как все устроено, и вдруг узнаешь, что еще вот так бывает! Отдельные небольшие наблюдения могут оказаться не менее интересными, чем обобщенный материал проекта, в ходе которого они были сделаны. Пример тому наша статья, и замечательно, что есть журнал Пути России, который такие наблюдения ценит и публикует»
☁️Читать статью
Для цитирования: Сталинов Г. А., Позаненко А. А. Лососёвый промысел в полиэтническом селе в условиях неравных прав на доступ к ресурсу // Пути России. 2024. Т. 2. No 1. С. 39–56.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В третьем номере за текущий год, который выйдет на днях, подготовлена новая рубрика по винным исследованиям. В преддверии выпуска познакомьтесь с материалом на РБК, подготовленным Д. Ивановым, выпускающим редактором рубрики.
www.rbc.ru
10 фактов об Александре Потапенко — великом виноградаре - РБК Вино
В День винограда знакомим вас с самой загадочной фигурой советского и российского виноделия и виноградарства — Александром Ивановичем Потапенко
Как назвать новую рубрику в журнале?
Anonymous Poll
61%
Винные исследования
24%
Исследования вина
7%
Иначе (напишите в комментарии)
7%
Затрудняюсь ответить
Социологи Варвара Гречухина и Владимир Картавцев в своей лекции рассказали о подходе SIA — мониторинге социальных эффектов. Этот подход используется для оценки эффективности разнообразных проектов по развитию — благотворительных, экологических, финансовых, просветительских.
Однако все ли можно подсчитать и измерить? На лекции мы поговорили о генеалогии SIA, его идеологических и этических основаниях, и о том, какие альтернативы есть у этого подхода.
Для того, чтобы погрузиться в исследования в рамках подхода SIA, можно начать с этих текстов:
Смотреть запись лекции на Youtube или ВК Видео
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
YouTube
Мониторинг социальных эффектов. Лекция Варвары Гречухиной и Владимира Картавцева
Подробнее о Факультете социальных наук Шанинки https://www.msses.ru/facultets/fakultet-sotsialnykh-nauk/
Организатор цикла публичных мероприятий про бездомность - Максим Мальков, студент программы «Фундаментальная социология» Шанинки.
Ссылка на страницу…
Организатор цикла публичных мероприятий про бездомность - Максим Мальков, студент программы «Фундаментальная социология» Шанинки.
Ссылка на страницу…
Forwarded from низгораев
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Последние доработки, ещё чуть-чуть и номер выйдет в свет. Ожидайте и ваше ожидание не будет напрасным. Считанные дни остались.
Что значит быть «взрослым»? Алина Лихачевская в своей статье обращается к метафорическим логикам, которые лежат в основании существующих подходов к исследованию различных возрастных групп в социологии. Почему существует «социология детства» и «социология старости», но не существует «социологии взрослости»? Как категории взросления связаны с идеей автономии? Может ли возраст быть социально сконструирован?
«Осенью прошлого года в Шанинке проходила конференция «Биографическая коллизия», на которой была заявлена секция по социологии возраста. Меня тогда страшно интересовало, что наша дисциплина может сказать про мой возраст, который уже вроде бы и не молодость, но еще и не старость. Дело в том, что на нашем магистерском курсе разброс возрастов составляет примерно 20 лет. Мы вроде бы учимся вместе и с точки зрения академии находимся на одном уровне, но в то же время «демонстрируем ориентацию на возраст» в общении между собой. Если говорить по-простому, то те, кто постарше (в том числе я) сидя за общим столом в социологическом уголке или в баре за пивом, регулярно отпускали в адрес младших одногруппников реплики в духе «вырастешь — поймешь» или «вот поживи с мое!..». Так что я постоянно размышляла о том, почему я и другие коллеги считают возраст значимым. С другой стороны, после магистерской диссертации я была глубоко
Для цитирования: Лихачевская. А. В. Метафорика социологии возраста и необходимость новых дотеоретических оснований // Пути России. 2024. Т. 2. No 2. С. 9–21.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Пути России Т2 - N3.pdf
1.2 MB
Вышел в свет третий номер Путей России за 2024 год. Смотрите вложенный файл, листайте, читайте, критикуйте. Будем рады отзывам и предложениям любого толка.
Пути России Т2 - N3 (1).pdf
1.2 MB
УВЕДОМЛЕНИЕ:
С названием статьи Михаила Соколова вышло недоразумение, редакторская оплошность. Вместо "Памяти ленинградской школы социологии массовой культуры" поставили "Памяти ленинградской школы: социология массовой культуры". Ошибку исправили, прошу см. поправленную версию. Благо печатаем не сразу и есть возможность избежать большого стыда. А с малым жить, ученым быть. )) Спасибо всем за понимание.
С названием статьи Михаила Соколова вышло недоразумение, редакторская оплошность. Вместо "Памяти ленинградской школы социологии массовой культуры" поставили "
Читайте, критикуйте, ссылайтесь и публикуйтесь
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
КиберЛенинка
Пути России
Журнал «Пути России» — наследник ежегодного сборника материалов конференции Московской высшей школы социальных и экономических наук, который издавался с 1993 года. Журнал включает статьи, обзоры и рецензии по социологии, экономике и истории, а также смежным…
Forwarded from Книжный магазин «Фаланстер»