Дорогие подписчики, поздравляю вас с наступающими Рождеством Христовым и Новым Годом!
Надеюсь, что для всех нас наступающий год принесёт побольше радости и меньше разочарований!
Надеюсь, что для всех нас наступающий год принесёт побольше радости и меньше разочарований!
https://yangx.top/alwian/1454
Дорогой отец Альвиан! Уверен, что у нас не станут притеснять несчастных негров и дадут им становиться архиереями, но только на их «канонических» территориях в Африке. Мне кажется будет довольно странно увидеть чернокожего епископа где-нибудь в Калуге или Иваново. Зато в ЦАР - самое то. Мы же не безумные куклусклановцы, просто реалисты, даёшь неграм - их родные земли Африки! Аминь!
Дорогой отец Альвиан! Уверен, что у нас не станут притеснять несчастных негров и дадут им становиться архиереями, но только на их «канонических» территориях в Африке. Мне кажется будет довольно странно увидеть чернокожего епископа где-нибудь в Калуге или Иваново. Зато в ЦАР - самое то. Мы же не безумные куклусклановцы, просто реалисты, даёшь неграм - их родные земли Африки! Аминь!
Telegram
Блог о. Альвиана
У нас никогда не было расизма как в Америке. Правда, Русской культуре особо и не приходилось сталкиваться с темнокожим миром. Студенты из Африки не в счёт. В культурологических масштабах их число невелико. Греческая культура всерьёз встретилась с Африканской…
Forwarded from БУКВАРЬ
Дорогие, хочу поблагодарить вас за столь пристальное внимание к нашему каналу!
Мы по-настоящему счастливы, что входим в новый год вместе с вами. Обязательно продолжим работать над развитием канала и будем кропотливо собирать чудесную мозаику русской культуры.
Этот год перемен внешнего особенно чувствительно заставил обратить внимание на внутреннее. Хочу вспомнить тех коллег, с которыми особенно часто пересекались в этом году. С кем-то мы не соглашались, с другими мы были как никогда близки. Будем и дальше вместе размышлять над калейдоскопом жизни.
Научпоп @alsedanilov
Быть @eto_b
Cogito ergo sum @kartezianec
Корнилий Сотник @korniliy_sotnik
Woman in Church @evgeniya_e_zh
Теоэстетика @theoaesthetics
Православный футуролог @pravfut
Центр «Хризма» @chrisma_center
o.thg @o_thg
Со своей колокольни @bellchamber
СМЫСЛЪ @staroveru
Отец Тук @Otec_Tuck
Prichod.ru @prichodru
Москвитянин @Moskvityanin
***
БУКВАРЬ
Мы по-настоящему счастливы, что входим в новый год вместе с вами. Обязательно продолжим работать над развитием канала и будем кропотливо собирать чудесную мозаику русской культуры.
Этот год перемен внешнего особенно чувствительно заставил обратить внимание на внутреннее. Хочу вспомнить тех коллег, с которыми особенно часто пересекались в этом году. С кем-то мы не соглашались, с другими мы были как никогда близки. Будем и дальше вместе размышлять над калейдоскопом жизни.
Научпоп @alsedanilov
Быть @eto_b
Cogito ergo sum @kartezianec
Корнилий Сотник @korniliy_sotnik
Woman in Church @evgeniya_e_zh
Теоэстетика @theoaesthetics
Православный футуролог @pravfut
Центр «Хризма» @chrisma_center
o.thg @o_thg
Со своей колокольни @bellchamber
СМЫСЛЪ @staroveru
Отец Тук @Otec_Tuck
Prichod.ru @prichodru
Москвитянин @Moskvityanin
***
БУКВАРЬ
Forwarded from Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
На излёте 2021 года Русский ориенталист опубликовал выдержки из своей переписки с покойным Егором Просвирниным, в котором последний выражал своё мнение относительно того, как — по его мнению — стоило бы себя позиционировать Русской Православной Церкви. Кратко: «никаких заигрываний с либерализмом (добрая церковь никому не нужна), максимальный радикализм, жесткость и строгость, чтобы “как 2000 лет тому назад”, с реальным соблюдением православных обрядов» (модель «Бойцовский клуб»).
На это отреагировали авторы из «Центра Хризма», предположив, что: «все это выдает еще раз в русских националистах, в которых многие видят “защитников Церкви”, то, что они путают ценности, и для них Церковь — это только социальный конструкт. Этакий институт, который надо реформировать для нужд построения некоего, видимого в их мечтах, государства — Великой России». Отсюда у авторов возник вопрос: «чем наши “добрые русские люди” лучше большевиков, которые тоже сначала реформировали Церковь, потом улучшали Ее до такой степени, что решили ликвидировать?»
Почти исчерпывающе по возникшей спонтанно теме высказался аноним отец Тук, мнение которого разделяю как относительно дилетантизма суждений о Церкви тех националистов, которые пока от неё ещё далеки (но и дилетантизм и дистанция преодолимы), так и относительно некорректности отождествления отношения к Церкви большевиков и русских националистов. Впрочем понимаю, откуда появилось опасение риска деструктивных действий в отношении Православия со стороны националистов: авторы «Хризмы» не понаслышке знакомы с разрушительным характером для Церкви национализма украинского в современном изводе.
Оценка «Хризмы» в известной степени оправдывается недавним интервью Егора Просвирнина, в котором он излагает именно социально-политическое понимание его идеала Церкви как чиновного института — эдакого министерства идеологии (и чего стоит высказывание: «позицией РПЦ по украинскому вопросу должна заниматься контрразведка»). Характерным признаком не вполне ясного понимания предмета рассуждения является и то, что к православному обряду, в том числе в части предписаний, неприменимо упомянутое выше «как 2000 лет тому назад», учитывая, насколько развился обряд и религиозные практики, которые, пожалуй, в чём-то и пожёстче будут чем тогда (дисциплина постов, например). Впрочем, я бы не стал задерживаться на этом мнении покойного: он, по свидетельству знакомых, довольно быстро взрослел в своём отношении к вере, и мы не знаем, как бы он изменил свои взгляды при более тщательном ознакомлении с Евангельским учением и историей Церкви.
Однако реплики на эту тему подчеркнули актуальность некоторых системных проблем восприятия Православия — ошибочного восприятия, о которых я писал летом: как инструмента для укрепления социального конструкта; как кафарского культа, требующего истребления «неверных»; как исключительно только этического учения (причём расширительно трактуемого); как модного ярлыка без применения в жизни.
Сформулирую ещё раз следующим постом.
На это отреагировали авторы из «Центра Хризма», предположив, что: «все это выдает еще раз в русских националистах, в которых многие видят “защитников Церкви”, то, что они путают ценности, и для них Церковь — это только социальный конструкт. Этакий институт, который надо реформировать для нужд построения некоего, видимого в их мечтах, государства — Великой России». Отсюда у авторов возник вопрос: «чем наши “добрые русские люди” лучше большевиков, которые тоже сначала реформировали Церковь, потом улучшали Ее до такой степени, что решили ликвидировать?»
Почти исчерпывающе по возникшей спонтанно теме высказался аноним отец Тук, мнение которого разделяю как относительно дилетантизма суждений о Церкви тех националистов, которые пока от неё ещё далеки (но и дилетантизм и дистанция преодолимы), так и относительно некорректности отождествления отношения к Церкви большевиков и русских националистов. Впрочем понимаю, откуда появилось опасение риска деструктивных действий в отношении Православия со стороны националистов: авторы «Хризмы» не понаслышке знакомы с разрушительным характером для Церкви национализма украинского в современном изводе.
Оценка «Хризмы» в известной степени оправдывается недавним интервью Егора Просвирнина, в котором он излагает именно социально-политическое понимание его идеала Церкви как чиновного института — эдакого министерства идеологии (и чего стоит высказывание: «позицией РПЦ по украинскому вопросу должна заниматься контрразведка»). Характерным признаком не вполне ясного понимания предмета рассуждения является и то, что к православному обряду, в том числе в части предписаний, неприменимо упомянутое выше «как 2000 лет тому назад», учитывая, насколько развился обряд и религиозные практики, которые, пожалуй, в чём-то и пожёстче будут чем тогда (дисциплина постов, например). Впрочем, я бы не стал задерживаться на этом мнении покойного: он, по свидетельству знакомых, довольно быстро взрослел в своём отношении к вере, и мы не знаем, как бы он изменил свои взгляды при более тщательном ознакомлении с Евангельским учением и историей Церкви.
Однако реплики на эту тему подчеркнули актуальность некоторых системных проблем восприятия Православия — ошибочного восприятия, о которых я писал летом: как инструмента для укрепления социального конструкта; как кафарского культа, требующего истребления «неверных»; как исключительно только этического учения (причём расширительно трактуемого); как модного ярлыка без применения в жизни.
Сформулирую ещё раз следующим постом.
https://yangx.top/kartezianec/2437
Интересное предположение, скорее всего даже верное, но вот причина таких колоссальных неточностей подсчета врядли в обычной халатности сотрудников внутренних органов.
Так как особого интереса в занижении данной статистики у наших силовых ведомств скорее всего нет, то тут напрашивается одна догадка (которую я прошу рассматривать как предположение, а не инсайдерскую информацию) - возможно таким образом церковный авторитет даже некоторым образом сохраняется. Вы помните истерию по поводу переполненных храмов на Пасху 2020 года? Тогда некоторые особо одарённые личности начали именно Церковь и богослужения винить в ускорении распространения коронавирус в стране. А сейчас с заниженными показателями попробуй обвини в чем-то храм, в котором было как бы 15 человек.
Другой вопрос возник из текста Владыки у меня лично: а почему церковные структуры сами не ведут хотя бы приблизительную статистику посещений храмов на Рождество и Пасху? Или, если ведут, то почему бы не поделиться этой информацией публично, тогда например и аргументы от враждебных Церкви индивидов про «2-3% православных в стране» были бы уже абсолютно бесполезными.
Интересное предположение, скорее всего даже верное, но вот причина таких колоссальных неточностей подсчета врядли в обычной халатности сотрудников внутренних органов.
Так как особого интереса в занижении данной статистики у наших силовых ведомств скорее всего нет, то тут напрашивается одна догадка (которую я прошу рассматривать как предположение, а не инсайдерскую информацию) - возможно таким образом церковный авторитет даже некоторым образом сохраняется. Вы помните истерию по поводу переполненных храмов на Пасху 2020 года? Тогда некоторые особо одарённые личности начали именно Церковь и богослужения винить в ускорении распространения коронавирус в стране. А сейчас с заниженными показателями попробуй обвини в чем-то храм, в котором было как бы 15 человек.
Другой вопрос возник из текста Владыки у меня лично: а почему церковные структуры сами не ведут хотя бы приблизительную статистику посещений храмов на Рождество и Пасху? Или, если ведут, то почему бы не поделиться этой информацией публично, тогда например и аргументы от враждебных Церкви индивидов про «2-3% православных в стране» были бы уже абсолютно бесполезными.
Telegram
Cogito ergo sum (канал епископа Саввы)
Ежегодно МВД сообщает статистику посещения Рождественских и Пасхальных богослужений.
В этом году, например, согласно этой статистике, в рождественских богослужениях "в 5,9 тыс. населенных пунктов Российской Федерации приняли участие 1,4 млн человек".
К…
В этом году, например, согласно этой статистике, в рождественских богослужениях "в 5,9 тыс. населенных пунктов Российской Федерации приняли участие 1,4 млн человек".
К…
Forwarded from Афанасьев Z
Под постом министра русофобии информации Республики Казахстан Аскара Умарова о «толерантности» и «дружбе народов» разразился дружба народов вполне настоящая, с огоньком, так сказать.
Forwarded from Невечерний футуролог
Владыка Савва недавно интересовался относительно статистики посещения храмов. Согласен с вопросом отца Тука, что было бы неплохо собирать и публиковать собственные отчёты о посещаемости, ведь почти в каждом приходе ведётся подсчёт причастников и подошедших ко кресту.
Конечно, футуролог может предполагать ответ почему нет официальной церковной статистики посещаемости. Она покажет реальное влияние на общество. А это может быть неполезным для диалога с госвластью. Но это лишь гипотеза. И есть ощущение, что не стоит нам стесняться реальных цифр.
А теперь к картинке, которой проиллюстрирован этот пост. На ней результаты опроса в соцсетях, проведённого мэром амурского города Белогорск. Как вы видите по цифрам последние годы видна динамика роста протестных настроений относительно дел церковных. Конечно, опрос не совсем репрезентативен, но небольшой срез мнений отражает. По крайней мере в нашем регионе. Нужны ли выводы и меры?
Конечно, футуролог может предполагать ответ почему нет официальной церковной статистики посещаемости. Она покажет реальное влияние на общество. А это может быть неполезным для диалога с госвластью. Но это лишь гипотеза. И есть ощущение, что не стоит нам стесняться реальных цифр.
А теперь к картинке, которой проиллюстрирован этот пост. На ней результаты опроса в соцсетях, проведённого мэром амурского города Белогорск. Как вы видите по цифрам последние годы видна динамика роста протестных настроений относительно дел церковных. Конечно, опрос не совсем репрезентативен, но небольшой срез мнений отражает. По крайней мере в нашем регионе. Нужны ли выводы и меры?
Forwarded from Афанасьев Z
Очень жизнеутверждающий рассказ о том, как люди купили полузаброшенный деревянный особняк лесопромышленника в Тверской области и начали его восстанавливать. Красота. Побольше бы такого.
https://bit.ly/3nzl0PI
https://bit.ly/3nzl0PI
Яндекс Дзен
Друзья купили дореволюционный особняк в Тверской области. Съездил в гости, посмотрел, делюсь мыслями и впечатлениями
Глушь Тверской области. Кувшиновский район, деревня Бор. Здесь, на берегу речки Поведь, каким-то чудом сохранился особняк 1890 года. Вот он - высокий, просторный и массивный дом, до революции принадлежащий лесопромышленнику, фамилия которого была то ли Козлов…
👆🏻👆🏻👆🏻
Вот это правда круто. Если появится и разовьётся тенденция постепенного «мягкого» переезда городских жителей в сельскую местность (причём это на сегодняшний день можно сделать сохранив доступ к любым коммуникациям и техническим средствам), то в скором времени может произойти серьёзное оздоровление общества, деурбанизация, а также возрождение старых и появление новых традиций (ведь традиции зарождаются и живут только там, где у человека есть пространство, простор для развития собственного внутреннего потенциала, в маленьких квартирах-клетушках это невозможно).
«Город» стирает нашу настоящую индивидуальность, которую дана с рождения, и заменяет ее на псевдоиндивидуадьность, навязанную масскультом и реалиями жизни в каменных джунглях.
Либо «Город» в современном виде мягко перейдёт в новую сущность, основанную на здравом индивидуализме и традиционных нормах, либо он будет уничтожен нашестами «новых варваров» нашего времени.
Вот это правда круто. Если появится и разовьётся тенденция постепенного «мягкого» переезда городских жителей в сельскую местность (причём это на сегодняшний день можно сделать сохранив доступ к любым коммуникациям и техническим средствам), то в скором времени может произойти серьёзное оздоровление общества, деурбанизация, а также возрождение старых и появление новых традиций (ведь традиции зарождаются и живут только там, где у человека есть пространство, простор для развития собственного внутреннего потенциала, в маленьких квартирах-клетушках это невозможно).
«Город» стирает нашу настоящую индивидуальность, которую дана с рождения, и заменяет ее на псевдоиндивидуадьность, навязанную масскультом и реалиями жизни в каменных джунглях.
Либо «Город» в современном виде мягко перейдёт в новую сущность, основанную на здравом индивидуализме и традиционных нормах, либо он будет уничтожен нашестами «новых варваров» нашего времени.
Forwarded from Корнилий Сотник
Очень рад поблагодарить подписчиков за доверие и за малый юбилей - 5️⃣0️⃣0️⃣ подписчиков! Также благодарю всех, кто поддерживает репостами и упоминаниями!
Привожу список каналов, кого читаю сам.
❗️Предупреждение: наличие канала в списке не предполагает согласие со всеми мыслями, формами и содержанием материалов каналов, но позволяет получить широкий охват внутрицерковных позиций и мнений, но не только. Читать или не читать - дело вашей личной ответственности.
еп. Савва - Cogito ergo sum - канал епископа Саввы Тутунова - епископ, у которого болит душа за Русскую церковь и за русский народ.
о. Александр Данилов - Научпоп - Здравый, трезвый, открытый для дискуссий канал.
о. Александр Лемешко - русский священник-патриот.
о. Георгий Кочетков - Община, братство, переводы, богослужение, оглашение и катехизация.
о. Георгий Максимов - религиовед, исламовед, богослов, миссионер.
o. Константин Панферов - Gloria in excelsis Deo - Богослужебные вопросы, опросы и ответы.
о. Михаил Гапоненко - Миссионерская община PRO - Жизнь, устройство и служение православной миссионерской общины.
о. Михаил Желтов - Индиктион - Пояснения к службам праздников от профессионала.
о. Николай Бабкин - Дневник священника - Православные семья и дети и не только.
о. Павел Островский - Молодой и адекватный священник, открытый к молодежи, которая отвечает ему взаимностью.
о. Святослав Шевченко - Православный футуролог - Готовимся к будущим угрозам заранее.
о. Силуан (Туманов) - Мысли о разном - Богословие, литургика, переводы, острые мысли и тексты.
о. Феогност Пушков - Переводы, богословие, богослужение. Эмоциональная подача порой может смутить.
Афанасьев - православный журналист с активной гражданской позицией.
Букварь - Русские традиции, о которых мы забыли.
Бутовский полигон - Тема памяти очень важна, так как настоящее и будущее растет из прошлого.
Гусыня - Думающий и интересно пишущий врач-стоматолог-христианин-поэт, кстати, С днем рождения!
Каталог православных каналов - Не только каталог, но и регулярные подборки по разным категориям, не позволяющие пропустить важное.
Киновия - Христианское кино, фрагменты, мысли, разборы.
Отец Тук - Аналитика с консервативным патриотическим уклоном.
Со своей колокольни - Новости религиозной жизни России и за рубежом с комментариями.
Центр «Хризма» - Аналитика в области церковной жизни.
Woman in Church - Калейдоскоп мнений не может быть полным без женской позиции.
Быть - лютеранский канал - единственный неправославный канал в списке, если и читать внешних, то начинать с него.
Привожу список каналов, кого читаю сам.
❗️Предупреждение: наличие канала в списке не предполагает согласие со всеми мыслями, формами и содержанием материалов каналов, но позволяет получить широкий охват внутрицерковных позиций и мнений, но не только. Читать или не читать - дело вашей личной ответственности.
еп. Савва - Cogito ergo sum - канал епископа Саввы Тутунова - епископ, у которого болит душа за Русскую церковь и за русский народ.
о. Александр Данилов - Научпоп - Здравый, трезвый, открытый для дискуссий канал.
о. Александр Лемешко - русский священник-патриот.
о. Георгий Кочетков - Община, братство, переводы, богослужение, оглашение и катехизация.
о. Георгий Максимов - религиовед, исламовед, богослов, миссионер.
o. Константин Панферов - Gloria in excelsis Deo - Богослужебные вопросы, опросы и ответы.
о. Михаил Гапоненко - Миссионерская община PRO - Жизнь, устройство и служение православной миссионерской общины.
о. Михаил Желтов - Индиктион - Пояснения к службам праздников от профессионала.
о. Николай Бабкин - Дневник священника - Православные семья и дети и не только.
о. Павел Островский - Молодой и адекватный священник, открытый к молодежи, которая отвечает ему взаимностью.
о. Святослав Шевченко - Православный футуролог - Готовимся к будущим угрозам заранее.
о. Силуан (Туманов) - Мысли о разном - Богословие, литургика, переводы, острые мысли и тексты.
о. Феогност Пушков - Переводы, богословие, богослужение. Эмоциональная подача порой может смутить.
Афанасьев - православный журналист с активной гражданской позицией.
Букварь - Русские традиции, о которых мы забыли.
Бутовский полигон - Тема памяти очень важна, так как настоящее и будущее растет из прошлого.
Гусыня - Думающий и интересно пишущий врач-стоматолог-христианин-поэт, кстати, С днем рождения!
Каталог православных каналов - Не только каталог, но и регулярные подборки по разным категориям, не позволяющие пропустить важное.
Киновия - Христианское кино, фрагменты, мысли, разборы.
Отец Тук - Аналитика с консервативным патриотическим уклоном.
Со своей колокольни - Новости религиозной жизни России и за рубежом с комментариями.
Центр «Хризма» - Аналитика в области церковной жизни.
Woman in Church - Калейдоскоп мнений не может быть полным без женской позиции.
Быть - лютеранский канал - единственный неправославный канал в списке, если и читать внешних, то начинать с него.
Telegram
Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов)
Бот для связи: @isavvabot. Рекламу не предлагайте и не просите. Этот бот не для комментариев на мои посты (комментарии закрыты намеренно), а для связи со мной.
Регистрация в РКН: https://clck.ru/3FqPyX
Бот для связи: @isavvabot. Рекламу не предлагайте и не просите. Этот бот не для комментариев на мои посты (комментарии закрыты намеренно), а для связи со мной.
Регистрация в РКН: https://clck.ru/3FqPyX
Forwarded from Записки миссионера.
❗️В Новосибирске установили бюст гонителю христиан и соучастнику убийств Руденко Роману Андреевичу. Он был генеральным прокурором СССР с 1953 по 1981 год. В период большего террора был прокурором Донецкой области, входил в состав тройки НКВД. Отправил на смерть многих священнослужителей и простых людей.
Прошу православные каналы отреагировать на это беззаконие.
#Новосибирск
Прошу православные каналы отреагировать на это беззаконие.
#Новосибирск
Яндекс.Новости
Памятник генпрокурору СССР Руденко открыт в Новосибирске: Яндекс.Новости
Руденко возглавлял прокуратуру СССР более 27 лет, пройдя путь от следователя Черниговской окружной прокуратуры, куда он, как член ВКП (б), был направлен по решению Черниговского окружного обкома партии, до генерального прокурора союзного государства.
Forwarded from Правблог
Об одной ложной аналогии
В аргументации украинских раскольников часто можно услышать, что действия патриарха Варфоломея в Украине аналогичны модели преодоления разделения между РПЦ и РПЦЗ. Якобы восстановление канонического общения между ними, произошедшее в 2007 году, ничем не отличается от «принятия в общение» Филарета Денисенко и Макария Малетича вместе с их последователями, заявленное Синодом Константинопольского Патриархата в 2018 году.
Пример восстановления единства между РПЦ и РПЦЗ в качестве оправдания своим поступкам использовал в том числе и сам патриарх Варфоломей в переписке с предстоятелем Албанской Православной Церкви архиепископом Анастасием.
Однако, аналогия между украинским расколом и РПЦЗ является абсолютно некорректной и не может быть использована в качестве аргумента в пользу антиканонических действий главы Фанара.
Об этом свидетельствует детальное историко-каноническое исследование ректора Киевской Духовной Академии и Семинарии – епископа Белогородского Сильвестра (Стойчева).
Изложим основные тезисы его статьи:
Во-первых, РПЦЗ не провозглашала автокефалию, претендуя лишь на статус временного самоуправления до момента, когда в России восстановится свобода вероисповедания. По сути, она никогда не переставала осознавать себя частью РПЦ. В этом контексте восстановление общения между РПЦЗ и Московским патриархатом в 2007 году следует рассматривать как объединение двух частей РПЦ.
Во-вторых, РПЦ и РПЦЗ не применяли взаимных церковных прещений, таких как лишение сана или отлучение от Церкви (анафемы). При переходах клириков они принимались в сущем сане без проведения повторного (канонического) рукоположения. В свою очередь, РПЦЗ не отвергала благодатность таинств РПЦ.
В-третьих, Поместные Церкви не разрывали евхаристическое общение с РПЦЗ и не признавали запрет в служении части епископата РПЦЗ со стороны РПЦ.
Как видим, нет никакого фундаментального сходства между РПЦЗ и украинскими раскольническими структурами. Конфликт РПЦ и РПЦЗ имеет принципиальное отличие от церковного раскола в Украине:
- в отличие от РПЦЗ украинские раскольники провозглашали автокефалию и настаивали на полном разрыве с РПЦ;
- «епископат» «УАПЦ» не имел канонических хиротоний, беря своя начало от лишенного сана бывшего епископа УПЦ Иоанна (Бондарчука) и самозванца Викентия Чекалина;
- что касается хиротоний клириков «УПЦ КП», они совершались лишенным сана и отлученным от Церкви Филаретом Денисенко, и не были признаны ни одной Поместной Церковью. Более того, весь православный мир (включая Константинополь) признавал канонические прещения РПЦ в отношении Филарета и его последователей.
«Всё это показывает глубокую некорректность аналогий, проводимых между Актом о восстановлении канонического общения 2007 г. и проблемой уврачевания церковных расколов в Украине. Потому неудивительно, что уже в 2008 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви заявил о невозможности рассматривать возобновление общения между РПЦЗ и Московским Патриархатом в качестве модели для преодоления церковных расколов в Украине», - резюмирует владыка Сильвестр.
Рекомендуем статью к полному прочтению и осмыслению!
В аргументации украинских раскольников часто можно услышать, что действия патриарха Варфоломея в Украине аналогичны модели преодоления разделения между РПЦ и РПЦЗ. Якобы восстановление канонического общения между ними, произошедшее в 2007 году, ничем не отличается от «принятия в общение» Филарета Денисенко и Макария Малетича вместе с их последователями, заявленное Синодом Константинопольского Патриархата в 2018 году.
Пример восстановления единства между РПЦ и РПЦЗ в качестве оправдания своим поступкам использовал в том числе и сам патриарх Варфоломей в переписке с предстоятелем Албанской Православной Церкви архиепископом Анастасием.
Однако, аналогия между украинским расколом и РПЦЗ является абсолютно некорректной и не может быть использована в качестве аргумента в пользу антиканонических действий главы Фанара.
Об этом свидетельствует детальное историко-каноническое исследование ректора Киевской Духовной Академии и Семинарии – епископа Белогородского Сильвестра (Стойчева).
Изложим основные тезисы его статьи:
Во-первых, РПЦЗ не провозглашала автокефалию, претендуя лишь на статус временного самоуправления до момента, когда в России восстановится свобода вероисповедания. По сути, она никогда не переставала осознавать себя частью РПЦ. В этом контексте восстановление общения между РПЦЗ и Московским патриархатом в 2007 году следует рассматривать как объединение двух частей РПЦ.
Во-вторых, РПЦ и РПЦЗ не применяли взаимных церковных прещений, таких как лишение сана или отлучение от Церкви (анафемы). При переходах клириков они принимались в сущем сане без проведения повторного (канонического) рукоположения. В свою очередь, РПЦЗ не отвергала благодатность таинств РПЦ.
В-третьих, Поместные Церкви не разрывали евхаристическое общение с РПЦЗ и не признавали запрет в служении части епископата РПЦЗ со стороны РПЦ.
Как видим, нет никакого фундаментального сходства между РПЦЗ и украинскими раскольническими структурами. Конфликт РПЦ и РПЦЗ имеет принципиальное отличие от церковного раскола в Украине:
- в отличие от РПЦЗ украинские раскольники провозглашали автокефалию и настаивали на полном разрыве с РПЦ;
- «епископат» «УАПЦ» не имел канонических хиротоний, беря своя начало от лишенного сана бывшего епископа УПЦ Иоанна (Бондарчука) и самозванца Викентия Чекалина;
- что касается хиротоний клириков «УПЦ КП», они совершались лишенным сана и отлученным от Церкви Филаретом Денисенко, и не были признаны ни одной Поместной Церковью. Более того, весь православный мир (включая Константинополь) признавал канонические прещения РПЦ в отношении Филарета и его последователей.
«Всё это показывает глубокую некорректность аналогий, проводимых между Актом о восстановлении канонического общения 2007 г. и проблемой уврачевания церковных расколов в Украине. Потому неудивительно, что уже в 2008 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви заявил о невозможности рассматривать возобновление общения между РПЦЗ и Московским Патриархатом в качестве модели для преодоления церковных расколов в Украине», - резюмирует владыка Сильвестр.
Рекомендуем статью к полному прочтению и осмыслению!
Отдел внешних церковных связей. Московского Патриархата.
Преодоление разрыва между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей как ложная аналогия в вопросе об украинских…
Московского Патриархата