Иерей Георгий Максимов
14.2K subscribers
636 photos
71 videos
4 files
517 links
Канал священника Русской Православной Церкви.
加入频道
Руанда.

В четверг, 23 февраля, 20 человек приняли святое Крещение и ещё 5 были приняты в Православие через Миропомазание на приходе святителя Иоанна Златоуста в г.Ньямата.
Таинство совершили председатель Миссионерского отдела Патриаршего Экзархата Африки иерей Георгий Максимов, духовенство Экзархата в Руанде - иереи Петр Бикамумпака и Димитрий Нкундабагензи. 
25 человек - лишь малая часть из тех, кто сейчас проходит оглашение, готовясь стать чадами Русской Православной Церкви. 

Позднее состоялась встреча иерея Георгия Максимова с послом России в Руанде К.Д.Чальяном. Обсудили направления сотрудничества, в том числе в рамках подготовки Саммита Россия-Африка 2023.
О добрых делах (как совершать их угодным Богу образом)
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, как Господь учит нас совершать милостыню втайне, не напоказ перед людьми, а также и молитвы наши совершать не напоказ. Речь идет о личных молитвах, а не об общественных, не о богослужениях, которые и должны быть многолюдными. И Господь объясняет, почему Он это предписывает: потому что хочет, чтобы мы все делали ради Бога, а не ради похвалы от людей. Если мы делаем наши добрые дела ради Бога, тогда мы получаем награду в вечности от Отца нашего Небесного, как обещает Господь. Если же мы делаем это по другой причине, - ради людей, ради собственного тщеславия и так далее, то мы тоже получаем награду за хорошие дела, но только здесь, на земле. Преходящая мелкая слава человеческая, которую мы можем получить, и есть в таком случае вся награда. В вечности эти дела нам никак не помогут, - только дела, которые мы совершаем ради Христа, последуют за нами в вечность, только они будут иметь награду, которая определит наше будущее на Страшном суде.

Христос учит нас настоящему добру, которое посвящено Богу и не смешано ни с какими греховными, тщеславными, корыстными мотивами. Поэтому нужно избегать того, чтобы о наших добрых делах стало известно другим людям. Не хвалиться ими и не искать похвалы от других. Заповедь о тайном доброделании является замечательной проверкой наших скрытых мотивов: если ты не получишь никакой похвалы от людей и никакой земной выгоды – совершишь ли ты это дело или нет? Совершишь ли ты его так же усердно? Очень простой способ проверить себя.

Но, допустим, возникает ситуация, в которой тайно оказать милостыню или совершить иное доброе дело невозможно. Только явно. Означает ли, что в таком случае во исполнение слов Христа лучше вообще не совершать доброго дела, чем совершить его явно? Нет! Преподобный Исидор Пелусиот обличает это как ложное понимание. Христос не того добивался, чтобы мы меньше добрых дел делали, а того, чтобы совершали их не ради тщеславия и похвалы человеческой.

Преподобный Максим Исповедник пишет, что при каждом нашем деле Господь смотрит на наше сердце: совершаем ли мы это дело ради Него или ради какой-либо иной причины? Если делаем ради Него, то пусть даже увидят другие люди, - это не станет нарушением слов и воли Христа, но тем, о чем Он Сам сказал в другом месте: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Итак, если есть выбор совершить доброе дело явно или тайно, то нужно совершать тайно. Если же встает выбор: совершить явно или вообще не совершать, то нужно совершить явно, не ища и не принимая человеческой похвалы и внутренне посвящая дело Христу. Можно так и сказать мысленно: «Ради Тебя, Господи! Не отвергни это малое мое приношение»…

На самом деле иметь возможность исполнить волю Божию через доброделание – это уже сама по себе награда, даже если бы Господь и не награждал нас после смерти. Но Он и после смерти за это хочет нас наградить.

Постараемся же делать больше добрых дел, - чисто, без примеси какой-либо греховной страсти, а ради Самого нашего Господа, посвящая их Ему.
Дорогой коллега, это все конечно интересно. Но у меня возникает несколько встречных вопрос:

1. Почему государство должно прикладывать усилия для сохранения приезжих мусульман в исламе, а не стремиться интегрировать их в светскую или православную культуру или вовсе быть индифферентным к этому вопросу?

2. Почему вообще государство должно куда-то интегрировать трудовых мигрантов, а не направлять их домой после окончания трудового контракта?

3. За чей счёт будет строится мечеть для мигрантов на 60 тысяч человек (для сравнения храм Христа Спасителя рассчитан всего на 10 тысяч человек)? С наших налогов? Или мигранты сами скинутся? Если мигранты сами могут скинутся на мечеть, которая в 6 раз больше главного православного собора страны, то как это вяжется со стереотипом о низких зарплатах трудовых мигрантов? Может за такие зарплаты у нас и местные русские, татары, башкиры, шорцы и другие народы России готовы поработать?

4. Не является ли сама по себе идея строительства мечети для мигрантов (не местных мусульман) в 6 раз большей главного собора страны по меньшей мере странной? Или это просто новая стадия исламизации нашей страны?

5. Герои вот этих историй:
https://yangx.top/mnogonazi/10005 (председатель ДУМ Новосибирска и НО)
https://yangx.top/mnogonazi/9888
https://yangx.top/mnogonazi/10083
и многих других подобных историй с этого канала являются нерелигиозными мусульманами, традиционными мусульманами, радикальными мусульманами или кем-то еще? Действительно ли проблема только в радикальном исламе, или может в самой по себе бесконтрольной миграции?
Как прощать и как просить прощения?

Вы слышали в сегодняшнем Евангелии слова Господа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14). И вот, чтобы мы были не только слушателями, но и исполнителями этих слов Господа, Святая Церковь установила в сегодняшний день Чин прощения, который пройдёт во всех храмах. Но и вне храмов православные христиане в этот день, который в народе называют «прощёное воскресенье», будут испрашивать прощения друг у друга и у своих близких.

Не случайно Церковь установила это как своего рода врата в Великий пост. Потому что, как говорит преподобный Ефрем Сирин, если ты не простишь всякому от сердца, кто согрешил против тебя, напрасными будут твои посты и молитвы, Бог не примет тебя. Почему же Бог не принимает молитвы того, кто не прощает? Потому что такой человек не может искренне произносить «Отче наш», когда говорит: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6:12), а сам не желает оставлять тем, кто согрешил против него, этим своим «должникам».

Почему же посты не принимает Господь от тех, кто не прощает согрешивших? Потому что как говорит Он в Писании: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13). Означают ли эти слова, что Бог не ценит жертвы человеческие, ведь Пост – это тоже наша жертва Ему? Нет, эти слова означают то, что Господу неугодна жертва, не соединенная с милостью. Так что если мы не милуем тех, кто согрешил против нас, мы оказываемся теми, чьи посты неугодны Господу.

Итак, чтобы должным образом войти во время Великого поста, надлежит нам сегодня сделать две больших вещи. Первое – простить, второе – испросить прощения, и о каждой из этих вещей нужно поговорить особенно, но прежде всего о том, как простить.
Преподобный Марк Подвижник говорит, что награда от Бога, когда кто-то прощает своему обидчику, больше, чем награда за любые другие добродетели. А святой Иоанн Златоуст говорит, что ничто не уподобляет так нас Богу, как если когда мы прощаем причинённые нам обиды. И понятно, почему это уподобляет нас Богу – потому что и Господь прощает и нас, прощает и других. И вот когда и мы прощаем, то остановимся в этом подобны Богу – немножко похожи на нашего Отца Небесного.

Все вы знаете заповедь Христа: «Прощайте и прощены будете» (Лк. 6:37). Но нередко люди спрашивают: а как простить по-настоящему? Бывает, умом понимаешь, что надо простить, и хочется простить, и устами говоришь, что прощаешь, а в сердце живет обида, продолжает сидеть, как заноза, и отравлять нашу жизнь.

Как же вырвать из своего сердца эту занозу?

Святые отцы советуют начинать молиться за обидчика – за того, в отношении кого есть это чувство. Можно Иисусовой молитвой, можно особыми молитвами, можно даже и своими словами, но каждый день. Обиды бывают разные. Очень часто мы обижаемся на людей по пустякам, из-за того, что было ущемлена наша гордость ими и тому подобное. Но бывает, что кто-то действительно причинил нам серьёзную обиду, настоящее зло, и сделал это сознательно. За такого человека тяжело молиться, сердце чувствует тяжесть, но нужно продолжать, и так постепенно сама молитва освободит наше сердце от этого чувства обиды.

Другой момент – то, что мы и сами должны просить прощения. Вы знаете как легко просить прощения у того, перед кем ты не виноват. А вот перед человеком, перед которым ты действительно виноват – особенно если это застарелая вражда, особенно если ты в этой вражде себя много раз оправдывал, - очень тяжело преодолеть себя, и принести покаяние.
И здесь, на пути христианина к испрашиванию прощения, дьявол предлагает разные ловушки, которые лишат извинения всякой силы. Какие могут быть эти ловушки? Во-первых, когда человек говорит: «Ну, если я тебя чем-то обидел, то прости меня». Такого рода «извинения» только еще больше ранят того, кому мы их говорим. Потому что звучат формально и означают, что мы на самом деле не признаём никакой вины перед ним – мы просто видим, что он обижается и говорим: «Ну ладно, если тебе нужно моё извинение, вот оно, бери и успокойся». Искреннего покаяния здесь не видно. Преподобный Макарий Оптинский говорил: невозможно по-настоящему извиниться до тех пор, пока ты не осознаешь своей вины и не обвинишь себя. Поэтому нужно найти в той ситуации, из-за которой человек чувствует себя обиженным, нашу вину, и именно в этом перед человеком покаяться и это назвать, когда мы будем испрашивать у него прощения: «Я согрешил перед тобой в этом и в этом, прости меня!» И такое искреннее осознание своей вины, часто бывает, смягчает даже очень ожесточенное сердце.

Вторая вещь, через которую дьявол может отравить наше извинение – желание оправдать себя. Не случайно сегодняшний день Церковь также посвятила воспоминанию изгнания Адама из рая. Вы все помните, что произошло, когда совершили грех наши прародители, и Господь спрашивал Адама: «Что ты сделал?» Бог спрашивал не потому, что не знал, а потому, что хотел дать ему возможность покаяться. И святые отцы говорили, что если бы Адам в этот момент сказал: «Прости, Господи, я согрешил!» – то Господь простил бы его, и он остался бы в раю. Но Адам начал оправдываться, перекладывать вину на других, - на жену, на змея, и в конце концов даже на Самого Бога, и поэтому оказался недостоин рая. Вот и к нам тоже, когда мы готовимся принести покаяние перед кем-либо, подкрадывается желание оправдать себя. Иногда даже формулировки на язык приходят оправдательные: «Извини, так случилось!» Не «так случилось» – а «я сделал это». Не «обстоятельства виноваты» – я виноват.

Или когда человек говорит: «Да, я виноват, но ведь и ты тоже виноват!» В любой ссоре обычно у каждого есть своя часть вины. Но нас должна беспокоить наша часть вины, её мы должны найти, её исповедовать, и в ней попросить прощения. Что другой человек будет делать со своей частью вины – это уже его дело, оно нас не должно касаться.

Третья ловушка дьявольская бывает когда мы идём просить прощения у того, с кем очень сильно враждовали, и дьявол начинает внушать мысли: не ходи, он посмеется над твоим покаянием, он только отвергнет тебя, будет издеваться над тобой! Не надо этому верить. Крайне редко бывает, чтобы человек, видя искреннее покаяние и извинение, настолько бы несообразно отреагировал на него. Но даже если такое и случится, ничего страшного нет, ведь то, что мы делаем, мы делаем ради Господа, чтобы исполнить заповедь Его. Поэтому только мнение Господа нас должно в этом отношении волновать. Руководствуясь этим мы сможем принести то покаяние перед людьми, которое может иногда даже уврачевать очень давние ссоры.

А что если мы вспомнили, как обидели кого-то очень давно, и этого человека уже нет в кругу нашего общения, мы не знаем, где он, и не можем попросить у него прощения в этот день? Как поступить тогда? По крайней мере, мы можем помолиться о том, чтобы Бог воздал ему добром за то, что он потерпел от нас. Иногда после такой молитвы Господь устраивает возможность встретиться с этим человеком, даже случайною. Не будем терять такие моменты, сразу попросим прощения! К сожалению, часто многие откладывают – знают, что они согрешили, допустим, против своих родителей, но откладывают время, когда извиниться. Вот сегодня – сегодня тот день, который Церковь установила, чтобы нам было легче и простить, и испросить прощения и, очистив там душу, должным образом войти в благословенное время Великого поста.
Можно ли христианину не соблюдать великий пост в еде?

Братья и сестры, поздравляю вас с вхождением в светлое время Великого поста!

Это прекрасное время для того, чтобы стать ближе к Господу, исправить нашу духовную жизнь. Это — повод вспомнить «первую любовь свою» ко Христу, вспомнить, как горело сердце в нас, когда мы пришли к вере, как жаждало подвига и подлинно христианской жизни. Вот, ныне — время благоприятное для того, чтобы вернуть потерянное тем, кто потерял, а тем, кто не терял — пройти дальше и выше.

К сожалению, в последние годы после начала каждого Великого поста начинают звучать голоса о том, что, мол, пища — не главное, не надо «фарисействовать», и лучше мясо в пост есть, чем людей. Якобы «пищевые ограничения» совершенно не важны.

Не верьте этим голосам! Соблюдение Великого поста — это закон Церкви. 69-е апостольское правило предписывает клирика, который не соблюдает Великий пост, извергать из сана, а мирянина — отлучать от Церкви. Те святые и старцы, которые говорили про то, что лучше мясо есть, а людей не есть, сами строго держали пост и других учили тому же. Сказанное ими было адресовано людям, которые и помыслить не могли съесть мясо в пост, и потому делали правильные выводы из этих слов, наблюдая за тем, чтобы не только мяса не вкушать, но и ближнего не огорчать. Нынешние же борцы с постом, которые любят оправдываться этими цитатами, и мясо в пост едят и, говоря по-правде, ближнего поедать не перестают.

Разве для того Господь установил пост в Церкви, чтобы мы его не соблюдали? Апостолы постились, святые постились, всем им нужен был пост, а нам вдруг стал не нужен, мы и без него такие духовные? Будем откровенны: мы во многом расслаблены, и привыкли искать для себя послаблений и исключений. Если и сейчас, во время Великого поста, будем делать то же, то что останется от нашей духовной жизни?
Братья и сестры, разве не лучше, если этот пост станет временем, когда мы перестанем изыскивать для себя послаблений и поблажек?

Подвиг, преодоление себя, жертва ради Господа, работа над собой — пусть войдет в нашу жизнь с этим постом. Кто перестал поститься, кто оставил регулярную молитву, кто забыл о чтении Писания, кто отдалился от исповеди и причастия, кто сдался перед грехом, кто утратил доброделание — вот, сейчас лучшее время, чтобы все исправить. Вспомним наше христианское достоинство и поднимемся на битву. И сердце наше оживет, и любовь к Богу разгорится в нем, поскольку это происходит настолько, насколько мы преодолеваем себя ради Него. Да, будут искушения, но и Бог будет рядом. Святые отцы говорят, что молитва и пост — это два крыла. Будем же следить, чтобы не ослабело ни одно крыло, ни другое, и тогда они вознесут наши души к Тому, Кого мы любим и сделают радостной встречу праздника Его Воскресения.
Совет на время поста

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с началом Великого поста! Хочу в связи с этим дать один совет, - не смотреть и не читать новостей в это время. Многие христиане перестают смотреть в пост развлекательные передачи, однако новости смотрят. Но эти светские новости бередят душу, наполняют тревогой, гневом, осуждением и так далее. Лучше оградить свой ум от этого мутного потока, чтобы не рассеивать наше внимание, не отвлекаться от духовного делания. Правда состоит в том, что практически на все эти новости мы никак повлиять не можем. А тратить множество времени, сил и нервов на чтение вещей, на которые мы повлиять не можем – это одна из уловок дьявола, чтобы отвлечь нас от тех вещей, на которые мы можем повлиять, - на то, что связано с жизнью нас и наших близких, людей, которые рядом с нами.

На Страшном суде Господь не спросит нас о вещах, на которые мы в принципе не могли повлиять. Но спросит нас о том, как мы провели время нашей жизни в отношении очищения нашей души. Я на личном опыте убеждался, что ограничение чтения новостей приносит мир и спокойствие в душу, дает больше времени для душеполезных дел.

Но дело не только в новостях. Мы живем во время переизбытка информации, и в этом смысле современным христианам труднее, чем было нашим предкам. В старые времена не было такого обилия информации, которая, подобно мутному потоку захлестнула сейчас человечество. Он изливается на нас в интернете, по телевизору, по радио, из книг, из телефонных чатов и даже с рекламных баннеров, мимо которых мы идем по улице. Многое из этого потока способно засорять, осквернять и соблазнять наш ум. Как на уровне образов, так и не уровне идей и эмоций. Эти вещи не проходят бесследно. Иногда образы, которые случайно попадаются на глаза, застревают в уме на многие годы, и потом дьявол использует их для того, чтобы человека смутить.

Более того, даже если не брать в рассчет греховный контент, то переизбыток и нравственно нейтральной информации приводит к большим проблемам. Для них существует специальный термин: "синдром информационной усталости". Доказано, что из-за информационной перегрузки внимание человека рассеивается, происходят резкие перепады настроения, нередко охватывает тревога, снижается способность принимать обдуманные решения и способность адекватно оценивать полученные сведения, в некоторых случаях это приводит к бессоннице.

Так что христианину очень важно соблюдать гигиену ума: ставить границы того, что и сколько он читает, смотрит, слушает. Ещё в Писании говорится, что "много читать - утомительно для тела" (Еккл. 12:12). Понятно, что полностью закрыться от этого информационного потока мы не можем, но, по крайней мере, научиться фильтровать его крайне важно.

Об этом мы встречаем наставление и в книге «Невидимая брань»: «Как необходимо хранить ум от неведения, так равно необходимо блюсти его и от противоположного неведению многоведения и любопытства. Ибо если наполним мы его множеством знаний, представлений и помыслов, не исключая и суетных, непотребных и вредных, то сделаем ум бессильным; и он не сможет уже хорошо понимать, что нужно для нашего истинного исправления и совершенства. Поэтому… сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да идут мимо тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как если бы их совсем не было, а когда кто принесет тебе их, отвратись от них и далеко отбрось их от своего сердца и воображения. Слушай, что говорит св. Василий: «Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских новостей и сотами меда сказание мужей преподобных». Возлюби же внимать лишь духовным и небесным вещам и изучать их и ничего в мире не хотеть знать, кроме Господа «Иисуса Христа, и Сего распята» (1Кор. 2, 2), и кроме того, что Он требует от тебя».

Кто-нибудь скажет, что это слишком высоко, но когда еще попробовать возвысить нашу жизнь, как не во время поста? Конечно, я ничего вам не запрещаю, это просто совет, в том числе и данный от опыта, как сохранить в мире свою душу в это время. Рассеивая ум на эти новости нам будет сложно усилить нашу духовную жизнь.
Так выглядят иконы, созданные нейросетью. Надписи пока не получаются, но сами изображения - вполне. И это ставит вопрос о значении труда иконописца. Если иконописец - верующий человек и относится к своему труду как духовному деланию, пишет с постом и молитвой, то у такого иконописца есть смысл заказывать икону. Если же это человек неверующий, ведущий нехристианский образ жизни, иконы пишет покуривая и для него это просто ремесло - то такие чем лучше нейросети? Таких, думаю, нейросеть вытеснит. Данные изображения сгенерированы за минуту и за три рубля каждое.
Сегодня Церковь празднует день торжества Православия. Это торжество правды над ложью, торжество истины Божией над ересью. Где именно торжествует и уже восторжествовало Православие? Конечно же, в Церкви Христовой. Вне Церкви по-прежнему торжествует ложь, и так будет до дня второго Его пришествия. Но в Церкви Христовой торжествует Православие, поскольку исполняется обетование Спасителя, что «врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Господь дал Церкви свойство неодолимости. И, как отмечал еще святитель Иоанн Златоуст в IV веке, сколько ни восставало против Церкви гонителей, в том числе и тех, которые объявляли, что окончательно уничтожат Церковь, но в результате они погибли, а Церковь остается и торжествует. И это торжество Православия которое в Церкви началось уже здесь на земле, продолжится и в полной мере воплотится в Царствии Небесном, в жизни будущего века.

Сказав, что Православие торжествует в победе над ересью, нужно напомнить, что такое ересь. Это заблуждение о Боге или о Его действиях в мире. Является ли ересь чем-то безобидным, чем-то допустимым, как иногда говорят: «у людей разные вкусы, каждому нравится что-то свое»? Можно ли так сказать о ереси? Нет, нельзя.
Дело в том, что наше спасение только в Боге, в Господе Иисусе Христе. Наша задача – соединиться со Христом, а через Него - с Богом Отцом, и вот если на этом пути мы допускаем какую-то ложь в представлении о Нём, то как мы сможем соединиться со Христом, Который сказал: «Я есмь Истина» (Ин. 14:6)? Ложь никогда не может быть путем к истине. Наоборот, она уводит от истины. Поэтому так опасна ложь о Боге и поэтому в Священном Писании сказано, что «предающиеся ереси Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:21) – настолько серьезно стоит вопрос. Поэтому и святые отцы так боролись против ересей, что это был вопрос жизни и смерти, причем не временной, а вечной: вечная жизнь или вечная смерть. Вот почему святые отцы готовы были пострадать и страдали за то, чтобы восторжествовало Православие.

В наше время это звучит очень непопулярно. Когда вы скажете такие вещи кому-то неверующему или маловеру, то услышите пылкие возражения. «Это гордая мысль! Это вы сами придумали, что только православные спасутся, так нельзя думать, надо считать, что все пути ведут к Богу» и так далее. Это общее мнение нецерковных людей. Но так ли эти люди живут сами, этим ли руководствуются в обычной жизни? Когда они слышат, что сейф закрыт и только истинная комбинация шифра может открыть его дверь, почему-то никто не возражает: «Вы говорите гордые слова, нет, любая комбинация откроет сейф!»

Или, допустим, когда нам нужно прийти по конкретному адресу, мы заранее смотрим маршрут, куда именно идти, куда поворачивать и так далее. К этому все вполне серьезно относятся, никто не скажет всерьез: «Да иди куда угодно, это неважно, земля круглая, рано или поздно придешь в нужную точку!»

Но когда кто-то говорит, что с Богом истинным соединит только истина, многие начинают противоречить. Почему? Потому что здесь речь не о сейфе или адресе, а о том, что нужно менять свою жизнь в соответствии с истиной Божией, а как раз этого людям и не хочется. И ложь о том, что как ты ни веруй, куда ни иди, а все равно придешь к Богу, чаще всего слышится от людей, которые вообще никак не хотят верить и никак не хотят идти к Богу. Это просто самооправдание для них.

Но в сегодняшний праздник Церковь напоминает: не все равно, как верить. Священное Писание говорит: «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5), а не много вер, которые ведут к Богу. Одну Церковь Господь установил, одну веру дал апостолам – эту апостольскую веру и хранит наша святая Церковь на протяжении двух тысяч лет. И нам надлежит ее хранить.
В наше время люди очень легкомысленно относятся к учению Церкви. «Ну мало ли, а мне вот больше нравится по-другому верить!». И это можно услышать от человека, который ходит в Церковь и называет себя православным. Нет, друг, если тебе хочется верить по-другому, ты уже не православный христианин. Вера – это то, что ты получил и сохранил, а не то, что ты от себя придумал. Истина Божия не нуждается в изменениях и поправках, потому что истина совершенна. Только несовершенные вещи нуждаются в исправлении, чтобы стать совершенными. А любое исправление в том, что уже совершенно, является искажением этого совершенства.

Вот, допустим, в музеях собраны шедевры мировой живописи. Подойти к такому шедевру и усы маркером пририсовать – что станет? Порча. Порча этого шедевра. Также и ересь – это порча шедевра истины Божией. Причем, в отличие от музея, эта порча истины влияет только на того, кто портит, закрывая ему путь ко спасению. Поэтому так важно в этот день вспомнить о нашей верности Православию.

При этом я хотел бы подчеркнуть, что праздник называется «Торжеством Православия», а не «торжеством православных». Потому что не каждый, кто называет себя православным, сопричастен этому празднику, но только тот, кто подлинно православный. Тот, кто верит согласно с истинной Божией, без каких-либо компромиссов с лжеучением, с ересью, и кто живет в соответствии с истиной Божией. Тот, чей ум, чье сердце и чьи поступки согласны с истиной Божией – тот подлинно православный, и тот торжествует в этот день достойно, как чадо Божие, как сын Церкви торжествующей.

Как ржавчина разъедает железо, как плесень поражает хлеб, так и разнообразная ложь этого мира пытается поразить христианина. Но Господь в Своей Церкви дал нам все для того, чтобы мы могли сохранить себя в чистоте. Есть верующие, которые скажут: да, нужно быть твердыми в вере, хранить догматы, не уступать ереси. Но спросишь такого человека: «А как правильно верить?» – и он не может ответить, потому что не знает. А почему не знает? В наше время человек не знает только потому, что не хочет знать. В древности человек мог не знать из-за того, что он неграмотный или из-за того, что книги были дорогие и не на что купить. Но мы сейчас все грамотные и книги о вере в изобилии доступны совершенно бесплатно по интернету. Не хочешь читать книги – смотри видео, есть хорошие лекции о вере; не хочешь видео – есть аудио, слушай в дороге. Сейчас Господь дал нам огромное изобилие путей узнать истину. Поэтому нет у нас никакого оправдания, если мы не знаем веры нашей. Это просто лень и пренебрежение верой.

Поэтому я призываю вас, дорогие братья и сестры, помимо духовных книг в этот святой пост прочитайте хотя бы одну вероучительную книгу. Например, Катехизис святителя Филарета Московского или святителя Николая Сербского. Чтобы и себе напомнить и быть способным рассказать другим о нашей святой вере. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как будущий апостол Филипп, только узнав о Господе Иисусе, сразу побежал звать своего друга. И друг его еще упирался, сомневался, но Филипп ему сказал: «Пойди и посмотри» (Ин. 1:46). Так и мы должны быть готовы сказать нашим близким: «Пойди и посмотри».

Все вы слышали много раз, что веру нужно являть из дел своих, и это правда. Но кроме того, нужно быть способными объяснить веру, а если нужно – и защитить словесно. Прежде всего для этого Господь дал нам разум, чтобы могли познавать Бога и делиться этим знанием с другими. В миру знание надмевает, а в Православии смиряет. Ведь если мы, читая книги о вере, написанные святыми, видим, что в них написано не то, что мы привыкли думать, то что нужно делать? Свое мнение взять и выбросить в помойное ведро, а последовать за тем, как учить Церковь. Ереси возникли именно от тех людей, которые, столкнувшись с этим противоречием, не свое ложное мнение выбрасывали, а учение Церкви, и свою ложь выпячивали, ставили вперед, ей следовали и предлагали следовать другим. Так появлялись ереси. Да не будет такого у нас. И, несмотря на то, что мы живем в очень гордое время, будем со смирением относиться к тому, что святые нам говорят о нашей вере.
Сегодня позвали нас причастить дедушку в Кинабалане, который уже на пороге отхода в вечность. Иоакиму исполнится 88 лет в следующее воскресенье, если доживёт, конечно.

Впрочем, год назад он уже умирал, но после Исповеди и Причастия как-то ожил.

Дня четыре назад дедушка Иоаким перестал узнавать своих детей (а у него их 9!), но при этом начал всем приходящим говорить, чтобы они крестились в Православной Церкви. При этом нельзя сказать, что он был активным прихожанином, так как по здоровью уже не мог ходить в храм довольно давно.

А вчера вечером начал просить, чтобы ему позвали отца Джанела (так они называют нашего отца Иоакима, который их окормляет). Детей не помнит, а отца Иоакима вспомнил...

Конечно, смерть - большое Таинство, и даже на пороге её человеку начинают открываться особенные вещи. И как бы нам ни хотелось, никто её не избежит, так что нужно бы начинать готовиться к главному экзамену нашей жизни.

(На фото я и о.Иоаким с собравшимися родственниками дедушки.)
Сегодня принял участие во встрече Патриарха со священниками, занимающимися миссией в интернете. Мы познакомили Его Святейшество с нашей деятельностью. Я рассказал о своих наблюдениях, в частности, что апологетика очень востребована и на выпады против веры и Церкви со стороны раскольников, атеистов, неоязычников, сектантов и т.п. нужно отвечать (что Патриарх в полной мере поддержал).

Особенно я отметил свои видео, посвященные нынешним непоминающим как на Украине, так и в некоторых других странах. Они набирали стабильно много просмотров, я подчеркнул, что там много людей, которые, не смотря на тяжелейшие условия, дорожат единством Церкви и даже страдают за него. И они особенно нуждаются в духовной и моральной поддержке. В том числе посредством интернет-материалов.

Рассказал и о том, что видео про успехи Русского Православия в Африке тоже популярны и встречают интерес и поддержку. Африканский экзархат своего рода бесперебойный генератор хороших новостей :-)

Встреча прошла очень хорошо, слава Богу!