OperaNewStories
Как будущим певцам и певицам сделать удачный старт карьеры и заявить о себе? В последние годы появилось много ярких оперных проектов — концерты и спектакли, фестивали, образовательные программы, где молодым и талантливым вокалистам помогают сделать первые шаги в профессии.
Вот несколько примеров:
Конкурс вокалистов Хиблы Герзмава/ HIBLA GEZRMAVA Opera singers competition. Этот международный проект дал возможность начинающим артистам музыкального театра дебютировать на ведущих оперных сценах России, попасть в лучшие труппы и принять участие в концертах самого высокого уровня. Подать заявку на Второй конкурс вокалистов и концертмейстеров, который пройдет в январе 2025 года, можно до 1 августа.
Фестиваль «Роза Хутор. Классика» — уже визитная карточка Сочи. В его программе — камерные и симфонические концерты, премьерные оперные постановки с участием звездных исполнителей ведущих театров. В рамках фестиваля проходит отбор молодых вокалистов, которых потом задействуют в главном мероприятии, проходящем на сцене парка «Лайзо» под открытым небом высоко в горах. Первый тур кастинга (заочный, по видеозаписям) уже идет, и продлится он до 15 июля.
Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» объединил в афише 30 спектаклей со всей России. В Москве собрались театры из Самарской, Ивановской, Челябинской, Калининградской областей, Санкт-Петербурга и других регионов. В рамках фестиваля работали несколько лабораторий и мастер-классов, где артисты могли делиться опытом и совершенствоваться в профессии.
Международный фестиваль «Русская опера» в Рязани. Участие в нем приняли коллективы и солисты ведущих академических театров России, лауреаты Национальной оперной премии «Онегин», а также певцы и музыканты из Рязани.
Молодежная программа «Геликон-Оперы» для вокалистов до 35 лет создана для подготовки певцов нового поколения, обладающих актерским мастерством. Программа помогает российским молодежным театрам развиваться и привлекать для участия в спектаклях талантливую молодежь.
Начинающие вокалисты - не теряйтесь! Смело подавайте заявки для участия в полезных и интересных проектах! Как сделали Артем Савченко и София Цыганкова. OperaStories уже писала об этих талантливых исполнителях, чьи имена узнали благодаря проектам «Роза Хутор. Классика» и Молодежная программа «Геликон-Оперы». А мы, зрители, будем следить в онлайн трансляциях, как зажигаются новые звезды!
Все эти и многие другие проекты поддержаны Президентским фондом культурных инициатив. 25 июля фонд начинает новый конкурс. Оперное сообщество призываем участвовать!
#OperaNewStories
Как будущим певцам и певицам сделать удачный старт карьеры и заявить о себе? В последние годы появилось много ярких оперных проектов — концерты и спектакли, фестивали, образовательные программы, где молодым и талантливым вокалистам помогают сделать первые шаги в профессии.
Вот несколько примеров:
Конкурс вокалистов Хиблы Герзмава/ HIBLA GEZRMAVA Opera singers competition. Этот международный проект дал возможность начинающим артистам музыкального театра дебютировать на ведущих оперных сценах России, попасть в лучшие труппы и принять участие в концертах самого высокого уровня. Подать заявку на Второй конкурс вокалистов и концертмейстеров, который пройдет в январе 2025 года, можно до 1 августа.
Фестиваль «Роза Хутор. Классика» — уже визитная карточка Сочи. В его программе — камерные и симфонические концерты, премьерные оперные постановки с участием звездных исполнителей ведущих театров. В рамках фестиваля проходит отбор молодых вокалистов, которых потом задействуют в главном мероприятии, проходящем на сцене парка «Лайзо» под открытым небом высоко в горах. Первый тур кастинга (заочный, по видеозаписям) уже идет, и продлится он до 15 июля.
Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» объединил в афише 30 спектаклей со всей России. В Москве собрались театры из Самарской, Ивановской, Челябинской, Калининградской областей, Санкт-Петербурга и других регионов. В рамках фестиваля работали несколько лабораторий и мастер-классов, где артисты могли делиться опытом и совершенствоваться в профессии.
Международный фестиваль «Русская опера» в Рязани. Участие в нем приняли коллективы и солисты ведущих академических театров России, лауреаты Национальной оперной премии «Онегин», а также певцы и музыканты из Рязани.
Молодежная программа «Геликон-Оперы» для вокалистов до 35 лет создана для подготовки певцов нового поколения, обладающих актерским мастерством. Программа помогает российским молодежным театрам развиваться и привлекать для участия в спектаклях талантливую молодежь.
Начинающие вокалисты - не теряйтесь! Смело подавайте заявки для участия в полезных и интересных проектах! Как сделали Артем Савченко и София Цыганкова. OperaStories уже писала об этих талантливых исполнителях, чьи имена узнали благодаря проектам «Роза Хутор. Классика» и Молодежная программа «Геликон-Оперы». А мы, зрители, будем следить в онлайн трансляциях, как зажигаются новые звезды!
Все эти и многие другие проекты поддержаны Президентским фондом культурных инициатив. 25 июля фонд начинает новый конкурс. Оперное сообщество призываем участвовать!
#OperaNewStories
OperaReStories
Если вы когда-либо попадали на спектакли с его участием, то непременно заинтересовались этим великолепным исполнителем. Дмитрий Ульянов. Талантливый и яркий солист труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко обладает не только выразительным голосом, но и невероятной актерской харизмой. Блистателен во всех трех ипостасях почти мефистофелевского злодея - коварного советника Линдорфа, подлого ученого Коппелиуса и безжалостного доктора Миракля - из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. А еще он мощнейший Иван Хованский, лиричный и тонкий Гремин, уморительный Дон Базилио. И триумфально завершивший прошедший сезон Мельник из «Русалки» Даргомыжского. Критиков и публику покорил его артистический дар. Некоторые даже поставили уникального певца в один ряд с Шаляпиным.
Узнать, как загорелась эта звезда на оперном небосклоне можно из интервью «замечательного российского баса» программе «Энигма», записанного в апреле 2023 года. Сейчас карьера Дмитрия Ульянова продолжает набирать обороты. Он настолько востребован на европейских площадках в новом сезоне, что увидеть его в спектаклях родного «Стасика» будет сравни чуду. Недавно прибыл в Зальцбург для участия в фестивальной постановке «Дон Жуана» Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса. Потом его ждут в Вене - с ролью Великого Инквизитора в «Доне Карлосе». Затем в планах Солерно с Захарией из «Набукко». И Рим с Якопо Фиеско в «Симоне Бокканегра». Начало следующего календарного года встретит в Ла Скала с прелестным Греминым из бессмертного «Евгения Онегина». И снова Вена с Феррандо в шедевральном «Трубадуре». И аж два Хованских – в Зальцбурге и Женеве. Но все-таки в небольших паузах – в середине октября и начале мая – можно пытаться застать Ульянова на сцене Большой Дмитровки. Нам остается лишь ждать объявления составов спектаклей и надеяться на скорую встречу с любимым исполнителем.
#OperaReStories
Если вы когда-либо попадали на спектакли с его участием, то непременно заинтересовались этим великолепным исполнителем. Дмитрий Ульянов. Талантливый и яркий солист труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко обладает не только выразительным голосом, но и невероятной актерской харизмой. Блистателен во всех трех ипостасях почти мефистофелевского злодея - коварного советника Линдорфа, подлого ученого Коппелиуса и безжалостного доктора Миракля - из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. А еще он мощнейший Иван Хованский, лиричный и тонкий Гремин, уморительный Дон Базилио. И триумфально завершивший прошедший сезон Мельник из «Русалки» Даргомыжского. Критиков и публику покорил его артистический дар. Некоторые даже поставили уникального певца в один ряд с Шаляпиным.
Узнать, как загорелась эта звезда на оперном небосклоне можно из интервью «замечательного российского баса» программе «Энигма», записанного в апреле 2023 года. Сейчас карьера Дмитрия Ульянова продолжает набирать обороты. Он настолько востребован на европейских площадках в новом сезоне, что увидеть его в спектаклях родного «Стасика» будет сравни чуду. Недавно прибыл в Зальцбург для участия в фестивальной постановке «Дон Жуана» Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса. Потом его ждут в Вене - с ролью Великого Инквизитора в «Доне Карлосе». Затем в планах Солерно с Захарией из «Набукко». И Рим с Якопо Фиеско в «Симоне Бокканегра». Начало следующего календарного года встретит в Ла Скала с прелестным Греминым из бессмертного «Евгения Онегина». И снова Вена с Феррандо в шедевральном «Трубадуре». И аж два Хованских – в Зальцбурге и Женеве. Но все-таки в небольших паузах – в середине октября и начале мая – можно пытаться застать Ульянова на сцене Большой Дмитровки. Нам остается лишь ждать объявления составов спектаклей и надеяться на скорую встречу с любимым исполнителем.
#OperaReStories
OperaReStories
Главным событием первого фестиваля «Русская опера» в Рязани, прошедшего в июле 2023 года, названа сыгранная на фоне стен местного кремля «Хованщина» Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
«Хованщина» – один из выдающихся спектаклей в МАМТ. Оперу Мусоргского исполняют в редакции Шостаковича с ошеломляющим альтернативным финалом, сочиненным композитором Владимиром Кобекиным. Для визуализации монументальной трагедии о русском бунте режиссер и художники-декораторы нашли очень сильные сценические решения. Постановка сделана так, что с любым составом исполнителей производит невероятное впечатление. Но особенно выигрывает от участия в ней Дмитрия Ульянова. Поражает колоссальная актерская амплитуда, с которой он проживает роль Ивана Хованского. Некоторые сцены с ним врезаются в память. Танцы с персидками под дудук перед его жестоким убийством невозможно забыть. Чудо, что существует видеозапись этого шедевра.
Смотрите по ссылке на канале «Культура».
#OperaReStories
Главным событием первого фестиваля «Русская опера» в Рязани, прошедшего в июле 2023 года, названа сыгранная на фоне стен местного кремля «Хованщина» Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
«Хованщина» – один из выдающихся спектаклей в МАМТ. Оперу Мусоргского исполняют в редакции Шостаковича с ошеломляющим альтернативным финалом, сочиненным композитором Владимиром Кобекиным. Для визуализации монументальной трагедии о русском бунте режиссер и художники-декораторы нашли очень сильные сценические решения. Постановка сделана так, что с любым составом исполнителей производит невероятное впечатление. Но особенно выигрывает от участия в ней Дмитрия Ульянова. Поражает колоссальная актерская амплитуда, с которой он проживает роль Ивана Хованского. Некоторые сцены с ним врезаются в память. Танцы с персидками под дудук перед его жестоким убийством невозможно забыть. Чудо, что существует видеозапись этого шедевра.
Смотрите по ссылке на канале «Культура».
#OperaReStories
smotrim.ru
Шедевры мирового музыкального театра. Опера М. Мусоргского "Хованщина". Постановка Александра Тителя
Народная музыкальная драма в 5 действиях.
OperaFestStories
Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансe – один из трех крупнейших в Европе наряду с Зальцбургом и Байройтом. Своим рождением в 1948 году он обязан двум местным энтузиастам – большому любителю музыки Габриэлю Дюссюрже меценатке графине Лили Пастре. Ее дом в Провансе еще во время Второй мировой войны был приютом для музыкантов. Площадкой для нового амбициозного проекта, способствовавшего популяризации классической музыки во Франции, стал внутренний двор архиепископской резиденции. Его великолепная акустика позволила провести на сооруженной здесь небольшой сцене первую постановку – оперу Моцарта «Cosi fan tutti» («Так поступают все»). С тех пор сочинения этого гения занимают особое место в программе фестиваля.
Но чтобы конкурировать с Зальцбургом, Экс должен был выработать свой стиль. Художественным руководителям фестиваля всегда удавалось оставаться на волне традиционных зрительских симпатий и улавливать актуальные тренды. Например, почувствовать новую для середины 20 века тенденцию – зарождавшийся интерес к старинной музыке. Так публика познакомилась с произведениями эпохи Барокко – Монтеверди, Генделя, Пёрселла, Кавалли, Люлли, Рамо. Признанные мировые репертуарные шедевры бельканто тоже значатся в афишах июльского оперного форума. Однако режиссеры всегда стремятся удивить зрителей небывалыми трактовками известных сочинений. В Провансе уделяют большое внимание и творчеству современных авторов. Здесь гордятся тем, что открыли для всего мира композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена. Поэтому поддерживать молодых талантливых композиторов считают важной миссией. Любой проект с сильной идеей и качественной музыкой будет желанным участником программы.
За прошедшие 76 лет фестиваль постепенно рос и развивался, превратился в настоящую оперную лабораторию. Возникли новые площадки – камерный театр Jeux de Paume, Большой театр Прованса, Концертный зал консерватории им. Дариюса Мийо, концептуальный зал «Черный павильон». Вокруг города выстроены мастерские для создания костюмов и декораций. 40 лет назад был сформирован Средиземноморский Молодежный Оркестр, ставший неизменным участником спектаклей, симфонических и камерных концертов летнего праздника. В 1998 году открылась Европейская Музыкальная академия, где обучаются и проходят стажировку начинающие певцы, инструменталисты, режиссеры, дирижеры и композиторы. Так что полученное в 2014 году звание «Лучший оперный фестиваль мира» по версии Лондонского Opera Awards вполне заслужил. Эксу есть, чем гордиться.
#OperaFestStories
Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансe – один из трех крупнейших в Европе наряду с Зальцбургом и Байройтом. Своим рождением в 1948 году он обязан двум местным энтузиастам – большому любителю музыки Габриэлю Дюссюрже меценатке графине Лили Пастре. Ее дом в Провансе еще во время Второй мировой войны был приютом для музыкантов. Площадкой для нового амбициозного проекта, способствовавшего популяризации классической музыки во Франции, стал внутренний двор архиепископской резиденции. Его великолепная акустика позволила провести на сооруженной здесь небольшой сцене первую постановку – оперу Моцарта «Cosi fan tutti» («Так поступают все»). С тех пор сочинения этого гения занимают особое место в программе фестиваля.
Но чтобы конкурировать с Зальцбургом, Экс должен был выработать свой стиль. Художественным руководителям фестиваля всегда удавалось оставаться на волне традиционных зрительских симпатий и улавливать актуальные тренды. Например, почувствовать новую для середины 20 века тенденцию – зарождавшийся интерес к старинной музыке. Так публика познакомилась с произведениями эпохи Барокко – Монтеверди, Генделя, Пёрселла, Кавалли, Люлли, Рамо. Признанные мировые репертуарные шедевры бельканто тоже значатся в афишах июльского оперного форума. Однако режиссеры всегда стремятся удивить зрителей небывалыми трактовками известных сочинений. В Провансе уделяют большое внимание и творчеству современных авторов. Здесь гордятся тем, что открыли для всего мира композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена. Поэтому поддерживать молодых талантливых композиторов считают важной миссией. Любой проект с сильной идеей и качественной музыкой будет желанным участником программы.
За прошедшие 76 лет фестиваль постепенно рос и развивался, превратился в настоящую оперную лабораторию. Возникли новые площадки – камерный театр Jeux de Paume, Большой театр Прованса, Концертный зал консерватории им. Дариюса Мийо, концептуальный зал «Черный павильон». Вокруг города выстроены мастерские для создания костюмов и декораций. 40 лет назад был сформирован Средиземноморский Молодежный Оркестр, ставший неизменным участником спектаклей, симфонических и камерных концертов летнего праздника. В 1998 году открылась Европейская Музыкальная академия, где обучаются и проходят стажировку начинающие певцы, инструменталисты, режиссеры, дирижеры и композиторы. Так что полученное в 2014 году звание «Лучший оперный фестиваль мира» по версии Лондонского Opera Awards вполне заслужил. Эксу есть, чем гордиться.
#OperaFestStories
OperaFestStories
Чем радует зрителей фестиваль Экс-ан-Прованса в 2024 году?
В списке событий - традиционный Моцарт («Милосердие Тита»), любимое барокко и авангард. Впервые увидит свет запрещенный церковной цензурой в 17 веке «Самсон» Рамо. Публика ждет и постановку интенданта фестиваля Пьера Оди «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди. Активный интерес вызывает комбинация сочинений Глюка – «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде». Этот вполне логичный диптих в прочтении Чернякова можно увидеть за один вечер. Из хитовых - «Мадам Баттерфляй» Пуччини, однако история героини здесь трактуется как слепое и упрямое стремление к ритуальному самоубийству. Заслуженная «режиссерка» Экса Кэти Митчелл предлагает пересмотреть свою постановку 2016 года - «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси - как ярую феминистскую деконструкцию. Любопытными представляются и диковинные новинки – спектакль Барри Коски «Песни и фрагменты» с музыкой Питера Максвелла Дейвиса и Дьердя Куртага по песням безумного короля Георга III и прозе Кафки, а также камерная опера Уильяма Кентриджа «The Great Yes, The Great No». В ней рассказывается о мистическом морском путешествии известных художников и писателей, спасавшихся от войны и фашизма в 1941 году.
А вот от «Сицилийской Вечери» Верди в концертном исполнении художественному руководителю Пьеру Оди пришлось отказаться. Пышное празднование 75-летнего юбилея в 2023-м вызвало вопросы у Министерства Культуры. Затеянный правительством аудит выявил перерасход бюджета в несколько миллионов. Так что интенданту пришлось пересмотреть планы.
Однако, внушительный список концертов, популярных в Эксе не меньше, чем театральные постановки, не пострадал. Публика сможет насладиться игрой Молодежного Средиземноморского оркестра, исполняющего сочинения выпускников Музыкальной Академии Прованса и более известных авторов – Бернштайна, Берлиоза и Дворжака. Парижский Оркестр во главе с харизматичным молодым Клаусом Мякеля порадует симфониями Моцарта, Малера и Шонеберга. Анонсированы и два концерта вокальной музыки. Сопрано Сондра Ровановски выступит с камерными сочинениями Генделя, Перселла, Джордано. Знаменитая латвийская меццо-сопрано Элина Гаранча осчастливит публику исполнением романсов родных ей композиторов 20 века – Язепса Медынша, Альфреда Калнинша и Язепса Витолса, и, конечно, Сергея Рахманинова.
Пожелаем исполнителям удачи! А зрителям – самых приятных впечатлений.
#OperaFestStories
Чем радует зрителей фестиваль Экс-ан-Прованса в 2024 году?
В списке событий - традиционный Моцарт («Милосердие Тита»), любимое барокко и авангард. Впервые увидит свет запрещенный церковной цензурой в 17 веке «Самсон» Рамо. Публика ждет и постановку интенданта фестиваля Пьера Оди «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди. Активный интерес вызывает комбинация сочинений Глюка – «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде». Этот вполне логичный диптих в прочтении Чернякова можно увидеть за один вечер. Из хитовых - «Мадам Баттерфляй» Пуччини, однако история героини здесь трактуется как слепое и упрямое стремление к ритуальному самоубийству. Заслуженная «режиссерка» Экса Кэти Митчелл предлагает пересмотреть свою постановку 2016 года - «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси - как ярую феминистскую деконструкцию. Любопытными представляются и диковинные новинки – спектакль Барри Коски «Песни и фрагменты» с музыкой Питера Максвелла Дейвиса и Дьердя Куртага по песням безумного короля Георга III и прозе Кафки, а также камерная опера Уильяма Кентриджа «The Great Yes, The Great No». В ней рассказывается о мистическом морском путешествии известных художников и писателей, спасавшихся от войны и фашизма в 1941 году.
А вот от «Сицилийской Вечери» Верди в концертном исполнении художественному руководителю Пьеру Оди пришлось отказаться. Пышное празднование 75-летнего юбилея в 2023-м вызвало вопросы у Министерства Культуры. Затеянный правительством аудит выявил перерасход бюджета в несколько миллионов. Так что интенданту пришлось пересмотреть планы.
Однако, внушительный список концертов, популярных в Эксе не меньше, чем театральные постановки, не пострадал. Публика сможет насладиться игрой Молодежного Средиземноморского оркестра, исполняющего сочинения выпускников Музыкальной Академии Прованса и более известных авторов – Бернштайна, Берлиоза и Дворжака. Парижский Оркестр во главе с харизматичным молодым Клаусом Мякеля порадует симфониями Моцарта, Малера и Шонеберга. Анонсированы и два концерта вокальной музыки. Сопрано Сондра Ровановски выступит с камерными сочинениями Генделя, Перселла, Джордано. Знаменитая латвийская меццо-сопрано Элина Гаранча осчастливит публику исполнением романсов родных ей композиторов 20 века – Язепса Медынша, Альфреда Калнинша и Язепса Витолса, и, конечно, Сергея Рахманинова.
Пожелаем исполнителям удачи! А зрителям – самых приятных впечатлений.
#OperaFestStories
OperaFestStories
Мировая премьера восстановленной из небытия оперы Рамо «Самсон» прошла на той самой площадке, с которой начинался фестиваль 76 лет назад - во дворе архиепископской резиденции под открытым небом. Музыкальный руководитель и дирижер Рафаэль Пишон и режиссер Клаус Гут смогли не только воссоздать утраченный из-за церковного запрета клавир произведения, но и сделать историю о библейском герое понятной и близкой зрителю сегодня.
#OperaFestStories
Мировая премьера восстановленной из небытия оперы Рамо «Самсон» прошла на той самой площадке, с которой начинался фестиваль 76 лет назад - во дворе архиепископской резиденции под открытым небом. Музыкальный руководитель и дирижер Рафаэль Пишон и режиссер Клаус Гут смогли не только воссоздать утраченный из-за церковного запрета клавир произведения, но и сделать историю о библейском герое понятной и близкой зрителю сегодня.
#OperaFestStories
OperaMyStories
Постановщики проделали колоссальную работу. «Самсона» собирали по кускам. Фрагменты запрещенной оперы Рамо использовал в своих «Касторе и Полуксе», «Галантных Индиях», «Принцессе Наваррской», «Зороастре» и «Празднованиях Гебы». Благо, что Вольтер - автор литературной основы оперы о легендарном супергерое – дал подсказку. Из его воспоминаний и переписки с друзьями стало понятно, какие фрагменты утраченного ныне клавира где искать. Но от прежнего либретто в Эксе отказались. Авторы реконструкции решили опереться на первоисточник – Библейский текст «Книги Судей Израилевых». Однако сохранили «дух» Вольтера - его стремление в творчестве быть понятным современникам. Он и Рамо заставлял изобретать новый музыкальный язык, уходить от искусственных традиционных оперных приемов, навязанных развлекающим публику Люлли. Считал правильным добавить действию динамизма и подлинной драмы в духе Корнеля и Расина.
Именно драматизм становится главным в опере. Самсон избран Богом для некой особой миссии и обязан следовать определенным правилам. Но выбирает иной путь, который ведет его от осознания исключительного превосходства над обычными людьми до полного разочарования в себе и своей сверхсиле. Он хочет отказаться от того, что ему предначертано свыше. Страдает от одиночества и так оголтело и отчаянно сражается за свою любовь, что выпускает на волю мучавших его демонов. Пытается найти в своих поступках здравый смысл, которого нет и не может быть в его жизни. Дар, посланный свыше, приводит к саморазрушению. И зрители наблюдают деградацию главного героя. Она представлена буквально - символическим падением Самсона в бездну, предваряющим финальную сцену его гибели. Медленно по всей высоте сцены он летит вниз и отчаянно машет руками в такт неспешной, красивой и грустной музыке.
Для этой драматически напряженной эпической истории авторы создали удивительное музыкальное полотно. Гут и Пишон находят такие способы сценического воплощения действия и манеру исполнения в оркестре, что опера смотрится весьма органично и цельно. История представлена как калейдоскоп воспоминаний матери Самсона. Мелодии исполняются через логически оправданную паузу – очень точную, осмысленную, выразительную. Вырисовывающийся ритмический рисунок поддерживается весьма интересной сценографией с тщательно выверенными жестами и позами артистов. И великолепно отыгрывается солистами, хором и мимансом, часто через замедленное движение и стоп-кадры мизансцен. Эта пластическая игра, несомненно, дань привычному для оперы 18 века танцу. Найдены очень удачные приемы – в духе традиций эстетики барокко и актуальные сейчас.
Любопытно, как создатели спектакля обошлись с категорией времени. Чтобы уйти от условности действия, разыгрываемого в предлагаемом сценическом пространстве, и все же сделать его максимально достоверным, временные пласты здесь собраны воедино. Они сталкиваются, наслаиваются один на другой, расходятся. История оживает в наши дни – в разрушенном доме с бомжами и инженерной инспекцией. И становится не абстрактной легендой прошлого, а убедительным рассказом о самопознании реального жившего человека.
В последнем представлении «Самсона» на фестивале ошеломил оркестр. Идеальное и несколько экзотическое звучание подлинных старинных инструментов изумляло. Полифония голосов хора со всеми барочными украшениями была впечатляюще точной и драматически убедительной. Что касается вокального воплощения персонажей, часть которых постановщики выдумали, поразили исполнительницы женских партий - Тимны (Леа Дессандр) и Далилы (Жаклин Стакер). Хорош был и Элон - молодой тенор Лоуренс Килсби. А пение Самсона (Джаретт Отт) и лидера филистимлян (Науэль Ди Пьерро) оставляло желать лучшего: давились нижними нотами и иногда расходились с оркестром. Но было так интересно следовать перипетиям истории, и наблюдать невероятные мизансцены, что эти недочеты не мешали воспринимать картину в целом. Постановка удалась на славу. С января 2025 года «Самсон» Рамо в афише Парижского Опера Комик.
#OperaMyStories
Постановщики проделали колоссальную работу. «Самсона» собирали по кускам. Фрагменты запрещенной оперы Рамо использовал в своих «Касторе и Полуксе», «Галантных Индиях», «Принцессе Наваррской», «Зороастре» и «Празднованиях Гебы». Благо, что Вольтер - автор литературной основы оперы о легендарном супергерое – дал подсказку. Из его воспоминаний и переписки с друзьями стало понятно, какие фрагменты утраченного ныне клавира где искать. Но от прежнего либретто в Эксе отказались. Авторы реконструкции решили опереться на первоисточник – Библейский текст «Книги Судей Израилевых». Однако сохранили «дух» Вольтера - его стремление в творчестве быть понятным современникам. Он и Рамо заставлял изобретать новый музыкальный язык, уходить от искусственных традиционных оперных приемов, навязанных развлекающим публику Люлли. Считал правильным добавить действию динамизма и подлинной драмы в духе Корнеля и Расина.
Именно драматизм становится главным в опере. Самсон избран Богом для некой особой миссии и обязан следовать определенным правилам. Но выбирает иной путь, который ведет его от осознания исключительного превосходства над обычными людьми до полного разочарования в себе и своей сверхсиле. Он хочет отказаться от того, что ему предначертано свыше. Страдает от одиночества и так оголтело и отчаянно сражается за свою любовь, что выпускает на волю мучавших его демонов. Пытается найти в своих поступках здравый смысл, которого нет и не может быть в его жизни. Дар, посланный свыше, приводит к саморазрушению. И зрители наблюдают деградацию главного героя. Она представлена буквально - символическим падением Самсона в бездну, предваряющим финальную сцену его гибели. Медленно по всей высоте сцены он летит вниз и отчаянно машет руками в такт неспешной, красивой и грустной музыке.
Для этой драматически напряженной эпической истории авторы создали удивительное музыкальное полотно. Гут и Пишон находят такие способы сценического воплощения действия и манеру исполнения в оркестре, что опера смотрится весьма органично и цельно. История представлена как калейдоскоп воспоминаний матери Самсона. Мелодии исполняются через логически оправданную паузу – очень точную, осмысленную, выразительную. Вырисовывающийся ритмический рисунок поддерживается весьма интересной сценографией с тщательно выверенными жестами и позами артистов. И великолепно отыгрывается солистами, хором и мимансом, часто через замедленное движение и стоп-кадры мизансцен. Эта пластическая игра, несомненно, дань привычному для оперы 18 века танцу. Найдены очень удачные приемы – в духе традиций эстетики барокко и актуальные сейчас.
Любопытно, как создатели спектакля обошлись с категорией времени. Чтобы уйти от условности действия, разыгрываемого в предлагаемом сценическом пространстве, и все же сделать его максимально достоверным, временные пласты здесь собраны воедино. Они сталкиваются, наслаиваются один на другой, расходятся. История оживает в наши дни – в разрушенном доме с бомжами и инженерной инспекцией. И становится не абстрактной легендой прошлого, а убедительным рассказом о самопознании реального жившего человека.
В последнем представлении «Самсона» на фестивале ошеломил оркестр. Идеальное и несколько экзотическое звучание подлинных старинных инструментов изумляло. Полифония голосов хора со всеми барочными украшениями была впечатляюще точной и драматически убедительной. Что касается вокального воплощения персонажей, часть которых постановщики выдумали, поразили исполнительницы женских партий - Тимны (Леа Дессандр) и Далилы (Жаклин Стакер). Хорош был и Элон - молодой тенор Лоуренс Килсби. А пение Самсона (Джаретт Отт) и лидера филистимлян (Науэль Ди Пьерро) оставляло желать лучшего: давились нижними нотами и иногда расходились с оркестром. Но было так интересно следовать перипетиям истории, и наблюдать невероятные мизансцены, что эти недочеты не мешали воспринимать картину в целом. Постановка удалась на славу. С января 2025 года «Самсон» Рамо в афише Парижского Опера Комик.
#OperaMyStories
OperaFestStories
Идея поставить «Ифигению в Авлиде» и «Ифигению в Тавриде» Глюка возникла у Дмитрия Чернякова около 7 лет назад. Во время встречи с только что назначенным руководителем фестиваля Пьером Оди обсудил возможность поставить 2 оперы как один спектакль. Сочинения не похожи по стилистике, между событиями в них проходит 15 лет, композитор написал их с перерывом в 5 лет, да и либреттисты у них разные. Но Черняков настаивает: только подряд и за один вечер! Ведь их объединяет судьба одного персонажа и именно так можно проследить и понять судьбу Ифигении. Где же, как не в Экс-ан Провансе мог представиться такой счастливый случай!
#OperaFestStories
Идея поставить «Ифигению в Авлиде» и «Ифигению в Тавриде» Глюка возникла у Дмитрия Чернякова около 7 лет назад. Во время встречи с только что назначенным руководителем фестиваля Пьером Оди обсудил возможность поставить 2 оперы как один спектакль. Сочинения не похожи по стилистике, между событиями в них проходит 15 лет, композитор написал их с перерывом в 5 лет, да и либреттисты у них разные. Но Черняков настаивает: только подряд и за один вечер! Ведь их объединяет судьба одного персонажа и именно так можно проследить и понять судьбу Ифигении. Где же, как не в Экс-ан Провансе мог представиться такой счастливый случай!
#OperaFestStories