Oleg Bazaleev
3.87K subscribers
2.81K photos
77 videos
1.11K links
Канал Олега Базалеева, социального антрополога на службе корпораций

Выстраиваю отношения между корпоративным племенем и обычными племенами в корпоративных джунглях и обычных джунглях

Для связи: [email protected]
加入频道
Почему швейная машинка умерла (часть первая)

Немного про то, почему я не верю в проекты со швеями.

- Так ты хочешь вернуть эти швейные машинки? – спросили меня.

- Да зачем мне их швейные машинки? Мне просто надо перезапустить этот проект, - ответил я.

Это было в 2013 году на юге Ирака. Женщины из деревень на наши деньги обучались шитью и получали швейные машинки, чтобы завести собственный бизнес.

Отобрали будущих портних, потом была пара-тройка месяцев практических занятий.

Первые пару месяцев новоиспечённые швеи выполняли заказы по починке спецодежды. Для быстрого старта наше месторождение обеспечило их гарантированным объемом работы.

Потом ожидалось, что новоиспеченные бизнесвумен начнут «поднимать деньги», обшивая своих соседей, друзей и односельчан.

И вот тут и проект, и все его участницы пропали с радаров...

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций

Иллюстрация: Дарья Азолина

#гендер
Почему швейная машинка умерла (часть вторая)

Потому мы и сидели по-дружески с экспертом UNDP Iraq, ООНовского агентства по развитию.

Его мне рекомендовали как одного из лучших экспертов по части швейных затей. Он запускал и перезапускал программы с портнихами в Бангладеш, Свазиленде, Восточной Африке и на Ближнем Востоке.

Хотел услышать от него хороший совет, как поднять из пепла наш загрустивший проект.

И услышал:

- Забудь и забей на эти швейные машинки. И больше никогда ими не занимайся. Тема умерла…

Оказалось, что гигантские швейные фабрики Юго-Восточной Азии вынесли приговор таким социальным инвестициям.

Никто не сможет угнаться за тамошними стахановцами, где рубашку сошьют быстрее, чем успеешь чихнуть.

Сейчас простая одежда стоит в буквальном смысле копейки –даже в самых дальних уголках земного шара.

За десять долларов облачиться с ног до головы в майку, рубаху и штаны – вполне себе реально.

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций

#гендер
Почему швейная машинка умерла (часть третья)

А ведь в своё время в международной практике подобные истории со швейными машинками были как козырной туз в колоде.

Такие проекты в десятках стран мира помогли миллионам женщинам и их домочадцам вырваться из нищеты.

Тут одни плюсы:

☝️Выучиться на швею – это вам не ядерная физика, освоить азы даже с нуля можно за несколько недель.

☝️Новоиспеченные мастерицы начинают зарабатывать этим ремеслом – и получают с этого стабильный доход, продавая свои изделия на рынке и выполняя заказы односельчан.

☝️ Шитьё воспринимается как «женское» дело, не достойное «правильного мужика». И это хорошо, ведь иначе прибыльную стезю «отжали» бы себе представители «сильного пола».

☝️ Собственная профессия, стабильный доход, необходимость общаться с разными людьми в деревне, а не просто сидеть на женской половине дома – всё это улучшает положение фемины, делает её не столь зависимой от мужского плеча.

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций

#гендер
Почему швейная машинка умерла (часть четвёртая)

В общем, как вы поняли, в экспертном сообществе на швейные машинки уже давно положили болт.

Да, было времечко, когда тема работала, но те времена давно прошли.

Но вот парадокс.

В международном бизнесе в головах руководителей компаний, которые помнят старые-добрые времена, шьющее устройство по-прежнему воспринимается как палочка-выручалочка при проблемах с местным населением.

Хотя теперь такой социальный проект способен лишь плеснуть маслица в огонь.

Поманили красивой целью, долго учили, люди потратили сбережения и купили ткань – а всё обещанное оказалось лишь замками на песке.

И потому сотрудники по связям с населением начинают нервно ёрзать на стуле, когда (в международной практике это случается минимум пару раз в год) им предлагают сбегать закупиться швейными машинками.

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций

#гендер
Принцип ‘duty of care’

Западным коммерческим команиям, оперирующим в опасных регионах, приходится учитывать так называемый принцип ‘duty of care’ (обязанность должным образом заботиться).

То есть если потом в суде после теракта с жертвами кто-то докажет, что компания делала недостаточно для обеспечения безопасности сотрудников, то у корпорации могут быть проблемы.

Но принцип ‘duty of care’ никак точно не сформулирован.

Понимание "необходимого и достаточного" может различаться в очень широких пределах (как именно - скажу в следующем посте).

Фактически вердикт суда в случае теракта с жертвами будет больше зависеть от подвешенности языка нанятых юридических фирм - и от того, урегулирует ли корпорация отношения с родственниками убитых в досудебном порядке.

В каком-то смысле для компаний более целесообразно тратить деньги на юристов потом, чем выстраивать дорогостояющую систему обороны на предриятии сейчас.

#вечерний_рабфак
Прервал обет молчания

Позвонил крестьянин Вася (имена другие, конечно – но не суть).

Сосед Миша на условиях сугубой конфиденциальности поведал Васе, что он продаёт свой участок с куском нашего трубопровода и зоны отчуждения некоему Виталику.

И Виталик собирается сделать на этом месте карьер для щебёнки, поставить дробилку для оной и возвести асфальтобетонный завод.

После чего, по прикидкам Васи, для нашей трубы наступит рагнарёк.

Ради доброго к нам расположения Вася сломал печать молчания на своих устах и поведал нам о столь важных переменах.

Киноплёнку жизни всё ещё можно прокрутить назад.

Для этого надо выплатить компенсацию Мише за упущенные возможности.

Либо нанять у Миши двух близких к Мише людей в качестве охранников.

На бодигардах доселе складный нарратив несколько спотыкается. Странным образом предполагается, что самопровозглашенные секьюрити будут отгонять нового владельца участка Виталика от его, Виталика, угодий.

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций
В ожидании Виталика: деконструкция

Итак, читаем между строк разговора, столь изобильного на новости:

☝️Весть, что мы выплатили компенсацию за землю фермеру, на чьей земле стоит наш крановый узел с задвижками, явно ушла в народ.

☝️И теперь каждый думает свою думку, как бы заставить нас проделать то же самое

☝️Миша не связывал Васю клятвой молчания – они явно обговорили заранее, кто кому звонит

☝️Виталика, возможно, вовсе не существует

☝️Миша не может сам звонить – ибо артикулированная готовность сбыть какому-то шайтану участок с трубой может выйти боком

☝️А раз звонил Вася, то всегда можно сказать, что кто-то что-то напутал

☝️Мол, не землю хотели продать, чтобы карьер выкопать. А хотели саженцы купить, чтобы в саду посадить

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций
Даже если просто посмотреть на карту, становится понятно, что место, где с нас требуют деньжат, всего в считанных километрах от той локации, где мы согласовали выплату компенсации за землю под крановым узлом этим летом.

Прошла весть, что компенсация возможна - и ага...

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций
Виталик и «туман войны»

Но есть такое английское словосочетание: ‘having said that’.

По-русски длинно: «Сказав указанное выше, вместе с тем нельзя не отметить».

Про гипотетического Виталика – это как раз тот случай.

На 99 процентов мы имеем дело с незатейливой придумкой пары друзей, которые «на дурачка» решили вытрясти из корпорации немного деньжат. И просто пожмут плечами и пойдут дальше, когда не получится.

Но остаётся один процент.

Я видел на этой работе не раз, как придуманное в виде забавной репризы становится самосбывающимся пророчеством и экзистенциальной угрозой.

А ведь действительно кому-то стрельнет в голову копать карьер рядом с трубой высокого давления.

«Чтобы не думали, что шутим».

«А я узнал, щебёнка так-то всем нужна»,

«А почему бы и нет?!»

Тем более, что этот участок трубопровода располагается не в юрисдикции иракского Курдистана, а в «серой зоне» между курдскими КПП и силовиками федерального Ирака.

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций
Один из супервайзеров в моём департаменте сегодня запостил в одном из наших внутренних чатов это фото, что ходит по местным соцсетям.

К нему он приписал: "Жизнь важнее, чем работа с риском для жизни".

Пишут, что снимок сделан в где-то Курдистане - что, собственно, и так видно по облачению рискового электрика (характерные шаровары - элемент курдской одежды).

Кстати, в каких-то странах ближневосточного региона (не помню в каких) казнят преступников через повешение при помощи подъёмных кранов. Визуально похоже выглядит.

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций
Насколько широк диапазон того, что может считаться достаточным при организации безопасности персонала?

На одном полюсе - стремление к абсолютной безопасности, защите от всех секьюрити-рисков.

Грубо говоря, даже если завтра инопланетный крейсер высадит на нефтегазовом месторождении десант рептилоидов с планеты Набиру, то дать супостатам бой, рассеять и прогнать восвояси.

На другом полюсе - это часто используемый принцип "не быть самым низко висящим яблоком" (lowest hanging fruit).

Звучит цинично, но смысл в том, чтобы плохие ребята, выбирая себе цель для атаки, выбрали в качестве мишени кого-то другого.

Зачем бармалеям атаковать конвой из трёх бронированных машин с автоматчиками, если они могут напасть на местного бизнесмена с парой охранников?

Чем-то напоминает анекдот про двух туристов, улепётывающих от медведя, когда один из бедолаг говорит второму: главное не в том, чтобы бегать быстрее медведя, а в том, чтобы бегать быстрее тебя!

#вечерний_рабфак
Сразу на нескольких площадках успешно договариваемся с землепользователями - и те не чинят нам препятствий, когда наши службы заделывают промоины вокруг нашей трубы.

Это небо и земля по сравнению с проблемами с теми же людьми года три назад. Тогда они хотели Луну с неба.

А вот так выглядит типичный ремонт таких размывов.

Ставятся габионы из мелкой сетки - и туда засыпается земля или щебень.

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций
Запрещённую траву нам не продали

Зашли в обед в Сулеймании в традиционный ресторан.

Там, как обычно в таких заведениях, несколько видов салатов, кебаб, курица и гуси (вареные, жареные на сковороде, жареные на гриле) с рисом.

Официант приносит салат с огурцами, помидорами и оливками и начинает извиняться. Оказалось, что там ещё должны быть листья салата, но их... запретили.

Из-за холеры (количество случаев которой потихоньку увеличивается) власти велели ресторанам отныне не кормить посетителей листьями салата.

Эту траву надо обильно промывать водой, и кто его знает, не притаился ли где в воде холерный вибрион.

Отсеквестированный салат - на фото

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций
Правила и обязанности домашних учительниц

Думаю, не только у меня представление, что домашняя учительница в императорской России – это человек, всецело находящийся во власти частника-работодателя.

Тем более, что в такие учительницы шли большей частью от нужды.

А тут вон оно как.

Оказывается, домашняя учительница при прибытии в уезд на работу в чей-то дом, автоматом должна была быть кооптирована сразу в две местные корпорации. Её фактическими начальниками становились директор уездного училища и предводитель уездного дворянства.

Предводитель дворянства, заметим, это фактически второе лицо в уездной иерархии.

Во многих случаях хозяин богатого дома (работодатель домашней учительницы) сам напрямую подчинялся предводителю дворянства, имея потомственный или личный дворянский титул.

То есть приехавшей на работу в частный дом выпускнице женской гимназии присваивали статус, давали корпоративную защиту, права и обязанности, делали полноценной ячейкой тогдашнего сословно-корпоративного общества.

Для тех времён и реалий это скорее благо, чем ограничение.

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций
Террористическая вылазка из сектора Газа может стать game-changer для безопасности промышленных объектов в опасных странах.

Я не имею в виду, что нальют больше безопасности, не считаясь с затратами. И перед воротами карьера встанет дежурный танк, а над головой будут кружить боевые вертолёты.

Всё может быть наоборот.

И это даже уже обсуждается в экспертном сообществе.

Допустим, будет открыто постулирована объективная невозможность обеспечить абсолютную безопасностью. Грубо говоря, не все вернутся с работы.

А уж там: take it or leave it.

Либо запрыгивай в эту игру по-новому, либо увольняйся.

Это породит изменения, но не критические.

↘️ Возможно, выше страховка на случай смерти

↘️ Глядишь, повысят зарплаты (но это не точно)

↘️ Среди персонала станет меньше людей из Первого мира. У них есть возможности заработать в других местах, да и в случае атаки они будут приоритетными мишенями

#вечерний_рабфак
Нужен ли язык корпоративному антропологу?

Читательница Alexandra Borissova Saleh не в первый раз задаёт вопрос:

«Социальный антрополог-практик говорит на языке местного населения - или это необязательно, здесь рулят общие принципы взаимодействия с сообществом?»

Вот, наконец, отвечаю…

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций
Нужен ли язык корпоративному антропологу? (часть 1/9)

1️⃣ Из примерно десятка международных корпоративных социальных антропологов навроде меня, кого я лично знаю, половина не говорит ни на каких языках, кроме английского.

2️⃣ Вторая половина этих людей знает язык развивающихся стран, где они работают. Но это их родной язык, так как они работают на территории бывших колоний своей родной страны.

Французы и канадцы – во франкоязычной Западной Африке. Испанцы – в Латинской Америке.

3️⃣ Все те, кто использует язык бывшей метрополии в развивающихся странах, рассказывали о ситуациях, когда происхождение «из бывшей метрополии» осложняло им работу. История имеет значение.

4️⃣ То есть выигрывая в знании языка, они тем не менее в каких-то ситуациях проигрывали, ассоциируясь с болезненными страницами истории.

5️⃣ Я по себе могу сказать то же самое по своему опыту работы на проектах в странах бывшего СССР (Казахстан, Украина).

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций
Вот сфотографировал, как в эрбильском парке Sami Abdulrahman вот прям сегодня раздают иракскую осень

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций
Нужен ли язык корпоративному антропологу? (часть 2/9)

6️⃣ Среди моих знакомых корпоративных антропологов нет тех, кто в зрелом возрасте выучил до какого-то нормального уровня язык страны, где они работают, – что тем не менее не мешает выполнять им свои обязанности.

7️⃣ Из моих знакомых корпоративных антропологов даже французам в Африке и испанцам в LATAMe регулярно приходится пользоваться помощью местных переводчиков.

Чем дальше в глубинку, тем меньше народу говорят на официальных европейских языках.

То есть какая-нибудь деревня в Буркина-Фасо часто говорит преимущественно на языке moore, а в горное перуанское селение не стоит лезть без переводчика с кечуа.

8️⃣ Порой идёт вообще цепочка переводов. Сам участвовал в переговорах в Буркина-Фасо, когда жителям деревни переводили на язык moore, однако пожилому старосте деревни переводили с языка moore на язык gourmanché, ибо он только на оном и разумел.

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций
Нужен ли язык корпоративному антропологу? (часть 3/9)

9️⃣ Работающий на корпорации социальный антрополог – это прежде всего обязанность знать и уметь применять узкоспециализированные правила и soft laws, это умение вести переговоры, проводить анализ рисков, разрабатывать и имплементировать меры снижения ущерба и т.д.

1️⃣0️⃣ Главный навык — это не говорилка на двух ногах

1️⃣1️⃣ Вот какое-то время назад на один из иностранных проектов в Ираке искали руководителя службы землеотведения (это одна из частей работы по социальным вопросам).

Требования – пятнадцать лет (!) опыта по отведению земли в соответствии с международными стандартами на Ближнем Востоке.

Требование знания арабского языка отсутствует даже как «будет преимуществом»

@социальный_антрополог_на_службе_у_корпораций