На Мар(к)се
205 subscribers
170 photos
20 videos
4 files
208 links
🗣Без теории нам смерть!

Главный редактор - Вячеслав Пильников

Мы клуб, который хочет дать миру больше! 😎

Написать нам: @Nikita_Ivanov_DV
加入频道
🗣️ «Поэт в России — больше, чем поэт.»

Эти слова принадлежат советскому поэту Евгению Евтушенко. Цитата из его поэмы "Братская ГЭС".

Надо сказать конечно, что Виссарион Белинский был человеком своего времени - очень разный, меняющийся в точении всей жизни - на него большое влияние оказали идеи христианского социализма. Именно к ним он обращался, когда писал: «Не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди, и, по глаголу апостола Павла, Христос сдаст свою власть Отцу, а Отец-Разум снова воцарится, но уже в новом небе и над новою землею».

☝🏻 В 1847 г., незадолго до смерти, Белинский написал знаменитое зальцбруннское письмо к Гоголю, которое стало его политическим завещанием. Критикуя «фантастическую книгу» Гоголя, его «Выбранные места из переписки с друзьями», содержавшую оправдание деспотизма и крепостничества, Белинский говорил о почетной роли русских писателей, в которых общество видит «своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности».

✏️ Он описывал николаевскую Россию как страну, где «люди торгуют людьми», где «нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

Далеко не случайно, что только за чтение вслух этого письма Достоевский был приговорен к смертной казни.

Однако все таки Виссарион Григорьевич в большей степени стоял на позициях гуманизма, защитника права и гражданского достоинства, тех ценностей, что соединяли российский либерализм и российскую демократию, отчасти опираясь на социалистические идеи своего времени: «Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого исполнения хотя тех законов, которые уже есть».

⚔️«Социальность, социальность – или смерть! – восклицает он с своем письме 👇Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность».

«Отрицание – мой бог».

Белинский был беспощадным обличителем не только официальной идеологии, но и славянофильства. Западники причисляли его к «нашим». Но примечательно признание Герцена: «Кроме Белинского, я расходился со всеми».

А какой для вас - Белинский?

📖 P.S. Политические завещание автора - здесь.
June 11, 2023
June 12, 2023
June 14, 2023
June 14, 2023
June 24, 2023
June 26, 2023
June 29, 2023
July 8, 2023
🗣️ Метафора врача

После небольшого перерыва на краткий отпуск возвращаюсь к систематической публикации интересных материалов и размышлений по разным общественно-политическим вопросам. Вот сегодня, ввиду приближающихся выборных кампаний в Хабаровском крае, мы коротко разберем один из самых популярных в антидемократической среде аргументов «против демократии» - метафора врача. В чем он заключается? И почему кажется, подчеркиваю - кажется, таким убедительным?

Рост популярности идей технократии (политика - это сфера «профессионалов» или сложное «администрирование» для избранных, а не всеобщее дело граждан) в России является следствием расслоения общества на узкую сверхпривелегированную элиту и 99% всех остальных.

В такой ситуации комментаторы правого толка обращаются к риторическому приему: «принятие компетентных политических решений требует квалификации, также как работа вашего лечащего врача подразумевает у него наличие образования и практики. Вы ведь не хотите, чтобы ваш диагноз определялся голосованием всех присутствующих в больнице?»(локальный пример) Кстати таким же путем на арену выходят околовластные группы экспертов по всем вопросам, мнением которых не редко подменяют коллективную волю граждан или оправдывают «нужные» решения.

Однако между диагнозом врача (как и любым другим узкоспециализированным, конкретным решением) и совместным политическим решением существует огромная разница.

1️⃣ Обращение к врачу - это частное дело, касающиеся конкретно вас и ваших близких. Здесь вы вольны доверять специалисту или отклонить его рекомендации и обратиться к другому. Политическое решение всегда коллективно, оно подразумевает что есть большое количество людей, которых оно касается (иногда этот круг неограничен, если мы говорим например о федеральном уровне). У политические решений (в отличии от здоровья например) нет приоритетных правообладателей. Например: если вы ремонтируете свой частный дом, то вы сами выбираете проект и исполнителей, а если у вас многоквартирный дом, у которого много совладельцев, то решение - уже продукт согласования разных интересов и взглядов. Получается, что помимо исключительно «рационального» решения здесь появляется важное условие - коллективное согласие.

2️⃣ Политические решения отличаются от частных услуг неопределенностью содержания. Квалифицированная помощь врача или сантехника, строителя и т.д. подразумевает конкретный результат: вы точно знаете что хотите получить в итоге и доверяете профи самому выбрать путь к этому результату, под его ответственность. В вопросах общего блага и правил сосуществования людей ничего подобного нет - как раз по этому и должна существовать политика, ибо мы не знаем каким будет конкретное социальное устройство. Когда партии, политики дебатируют о налогах - это не значит, что они не понимают в экономике и не знают правильный ответ, просто того самого «ответа» - нет, есть только интересы классов и социальных групп, которых представляют эти политики или партии, а также соответственная расстановка классовых сил, обеспечивающая принятие того или иного решения.

🧐 Почему метафора врача кажется нам такой убедительной?

1️⃣ Мы сами нередко переносим в общественную сферу свой частный опыт, воспринимая государство - как сервис (машину услуг, корпорацию), где коллективное управление и самоуправление подменяется потреблением (условно - как в магазине выбрал себе услугу или связался с сантехником, если она плохая сменил товар или пожаловался на исполнителя).

2️⃣ Мы путаем несправедливость и некомпетентность. То есть вредные для общества политические решения воспринимаются не как целенаправленный акт или проявление классовой политики, а просто как ошибка плохого менеджера. Например, когда правительство решает оптимизировать родильные дома, поликлиники и пустить деньги на свои сомнительные расходы многие обычные граждане, включая меня, воспринимают такое решение как ошибочное.

Но является ли это результатом некомпетентного правления?

Нет, просто чиновники действуют в своих интересах, что несправедливо, но для узких элитарных групп крайне выгодно.
July 20, 2023
September 18, 2023
September 21, 2023
September 23, 2023
🗣 Ах, как хочется вернуться

Почему патриархальность и авторитаризм опять расцвели буйным цветом? Этот вопрос я услышал в неожиданном месте — в ходе дискуссии на уроке обществознания в школе по разделу «политические режимы».

Постараюсь на него кротко ответить: на патриархальность имелся социальный «заказ», и это был заказ со стороны уже оформившейся и укрепившей свою силу в начале XXI века бюрократии в России, которая очень тесно связана с крупным бизнесом. В принципе, как мы помним, господствующее положение в политической системе занимает определённый класс, а не один человек, в частности — некоторая группа как часть этого класса.

🧐 Возникает вопрос — в чем состоял тот интерес бюрократии, которому отвечала патриархальность? А этот интерес был обусловлен самой социальной природой бюрократии.

Дело в том, что служащий, с одной стороны, есть функция системы бюрократии, но, с другой — он же носитель своего частного интереса, который заключен в воспроизводстве его социального статуса. Воспроизводство своего положения для бюрократа чрезвычайно важно, ибо статус во властных структурах для него является не формой, а смыслом своего существования и основой самоидентификации. Кроме того, бюрократический статус — это единственное основание его связи с окружением, т.к. другие (например, социальное творчество или культура) для него просто отсутствуют. Но если классовый интерес этой социальной страты состоит лишь в воспроизводстве уже имеющегося положения, а в действительности — «вчерашнего дня», то говорить о значении проблемы развития и тем более будущего — для функционера — можно лишь в связи с вопросом его карьерного роста по вертикали власти.

Сущность коренного интереса служащего такова, что любые перемены им воспринимаются не иначе, как угроза прочности не только своему положению, но, прежде всего — самой иерархии в целом. Соответственно, на психологическом уровне это осознается как миссия в форме предотвращения каких-либо перемен, именно в этом и состоит его высший долг как государственного мужа и гражданина.

Отсюда у чиновника и запрос на средство самозащиты бюрократической иерархии как институциональной формы государственной власти от любой (даже потенциальной) угрозы, посягающей на ее прочность. К этому в том числе относятся любые проявления «не согласованной лично с ним» активности граждан. В значительной части в этом кроются объективные причины востребованности бюрократией авторитаризма (помимо имеющегося интереса крупных собственников, связанных с высшими эшелонами бюрократии, в поддержании своего господства и нерушимости итогов приватизации).

🏛 В понимании служащего неизменность вертикальной иерархии власти аппарата — это главное условие сохранения государства, а значит — страны, а значит — народа.

Соответственно, основной долг чиновника — сохранение непоколебимости иерархии, а идейной формой выражения этого можно смело считать популярный «технократизм».

Вот почему для бюрократизма в современной России наиболее аутентичным типом культуры оказывалась патриархальная культура традиционного общества, с нотками «имперства». Так как советская культура несет в себе очень мощный социальный заряд, даже активно интегрируемая нынешней элитой т.н. «сталинская» бюрократическая традиция, то более приемлемой формой была выбрана «тысячелетняя» имперская традиция (новое дворянство, «служение», «подданные», Столыпин, Ильин и т.д.), призванная затушевать текущий отечественный неолиберальный социально-экономический курс (подробнее — в нашем посте).

И для бюрократизма, и для патриархальной культуры, при всем их феноменологическом различии, сущность индивида заключена в том, чтобы быть функцией иерархии и всячески сохранять её.

🔥Однако для левых, отстаивающих широкие демократические преобразования, самоуправление и проводящих классовый анализ текущего состояния общества важно держать в фокусе этот вопрос и предлагать качественную самоуправленческую альтернативу, которая эффективно сможет занимать имеющуюся нишу координации определенных социальных процессов.
September 25, 2023
September 28, 2023
Forwarded from Замятин
October 4, 2023
October 10, 2023
На Мар(к)се
🗣 Этократия и бюрократия После нашей недавней публикации, в которой мы исследовали социальную психологию чиновника, среди читателей возник запрос на раскрытие самой сущности бюрократии и служащих как её элементов. В ходе анализа развития общества XX века…
October 10, 2023
October 11, 2023