Москва. Детали
31.8K subscribers
3.42K photos
108 videos
912 links
«Москва. Детали» — проект Дениса Бычкова о малоизвестном, уходящем, московском (контакт: @BychkovDenis).
Канал зарегистрирован в Роскомнадзоре: https://clck.ru/3Fv6Sp.
Купить рекламу: https://telega.in/?r=IdMXRxxU.
加入频道
В коллекцию уединенных красивых мест для погулять-пошуршать осенней листвой. Какое-то время назад открыли для свободного посещения парк при старинной усадьбе Разумовского на Яузе. Это огромная территория, которую занимает Министерство спорта. Вход со стороны ул. Казакова; это пять минут пешком от выхода из «Курской» в сторону «Армы». Помимо красивых зданий в главном доме усадьбы находится винтажный Музей спорта, а за мини-стадионом в сторону Яузы — давно засыпанный каскад искусственных прудов, который сейчас выглядит как большой кусок дикой природы в центре Москвы.
🏠: ул. Казакова, 18.
 
Очень кратко, потому что очень срочно. Появился небольшой шанс побывать в одном из самых выдающихся мест Москвы — под крышей Дома Нирнзее.
Выставка, бесплатно, билеты (их мало и ближайшие — уже на декабрь).
UPD: всё, билетов больше нет.
Глядя на этот цветущий островок современного благоустройства, трудно поверить, что именно здесь, на пересечении улиц Профсоюзной и Островитянова, была написана одна из самых известных (и печальных) глав ненаписанной книги о судьбе неформального искусства в СССР. На этом месте, 15 сентября 1974 года, произошла та самая Бульдозерная выставка — в минувшее воскресенье событию исполнилось 50 лет.
Кратко для тех, кто не в курсе: московские художники, не входившие в официальные структуры при Минкульте, не могли выставлять свои работы, поэтому решили сами организовать выставку, выбрав для этого пустырь на окраине Москвы. Почти сразу после начала события, собравшихся начали теснить поливочные машины и бульдозеры, картины втаптывали в грязь, многие были задержаны, под конец людей стали поливать грязной водой из поливочной машины. Так это событие получило название Бульдозерная выставка.
Московская мифология иногда утверждает, что произошло это у м. «Беляево», но сейчас это утверждение не вполне корректно — просто на тот момент упомянутая станция была ближайшей к пустырю, где проводили выставку. В 1987 году открыли станцию «Коньково», ее выход №10 находится прямо там, где московские художники 50 лет назад спасали свои работы и спасались сами от бульдозеров. Жаль, сейчас здесь ни намека на те события — считается, что оно стало поворотным в отношении властей и художников, последним после этого стали выделять залы и пространства для их выставок. Ну и, получается, этот скверик у метро — никак не обозначенная главная достопримечательность района Коньково.
Фотошедевр от @russiainphoto. Объект на снимке 1970-х годов — утраченный в 2015-м модернистский павильон аэропорта Шереметьево («Рюмка»). Он же — в полный рост и в цвете.
Автор снимка — Борис Косарев.
Север Москвы, район Ховрино, задний фасад Дворца спорта «Динамо». Wiki: «Конструктивное решение и оформление были новаторскими для своего времени: силуэт здания напоминает поднятые в полёте крылья».
Дворец возвели к московской Олимпиаде, но видели эти стены не только спортивные состязания. В 1985 году здесь проходили съемки эстрадного шоу «Песня года» — интересное действо для людей с расширенным культурным сознанием. Живое исполнение «Прекрасного далеко»; песня из еще одного молодежного кинохита 1985-го (к/ф «Валентин и Валентина»), она о Москве и с гениальной строкой «Как себя, мы и знаем ее, и не знаем»; почти половина номеров — о важности мира на Земле; в конце фестиваля Алла Пугачева просто руинит вполне академичное до этого действо, устроив из своего выступления перформанс прямо на трибунах этого образца позднесоветского модернизма.
Еще одна смотровая площадка доступ на которую запрещен — на крыше построенного до революции здания отеля «Метрополь». Снимок — из архива @russiainphoto, сделан в 1980-е фотографом Николаем Рахмановым.

Еще по теме закрытых смотровых:
- на верхнем ярусе храма Василия Блаженного,  
- на крыше Дома Нирнзее,  
- в высотке на Котельнической.  
Про это здание слышали многие, но мало кто видел его лично и почти никто не был внутри. Это — Дом Анны Монс (Палаты голландской четы Вандергульстов, лекарей русских царей). Это единственный сохранившийся жилой дом Немецкой слободы (Старокирочный переулок, м. «Бауманская»). Дом был построен в конце 17-го века, то есть ему — более 300 лет. Просто представьте: с большой вероятностью в этом здании был, например, царь Пётр Первый.
Долгие десятилетия он был заброшен и скрыт зданием советского завода, в сентябре 2021-го — заводской корпус снесли и Дом Анны Монс можно было при желании увидеть хотя бы из-за забора стройки. Потом — здание приобрел меценат, профинансировал его деликатную реставрацию и в скором времени здесь появится общедоступная художественная галерея.

Подписаться на «Москва. Детали».
На Яузе заканчивается крупнейшая за многие десятилетия кампания по благоустройству ее набережных — повод выпустить специальный пост, сделанный совместно с авторами тг-канала «Архитекстура». Его мы разбили на две части: первая — эмоционально-эссеистический взгляд на получившееся автора «Москвы. Детали», как большого обожателя всей этой Яузской Москвы и местного жителя, во второй части — документальный взгляд авторов «Архитекстуры»: формат «Было-стало».    

Часть первая: хорошо-грустно
В целом всё это выглядит как несбыточный консенсус между сторонниками и противниками электросамокатов и других устройств с колесами, но без моторов. Типа — в, увы, невозможной, полной эмпатии Москве, люди договорились, что теперь те же самокатчики не будут гонять по узким, полными людьми, тротуарам внутри Садового кольца, а получат взамен широченные набережные Яузской Москвы, находящейся рядом с центром. Как и велосипедисты, моноколесисты и совсем новый подвид — электроскутеристы.
То есть — пешеходные тротуары центральной части набережных Яузы основательно расширили, можно спокойно проводить велопарады/беговые марафоны
прямо по обновленным тротуарам, не перекрывая автодвижения. Но расширение — выборочное: на некоторых участках широкие новые участки упираются в тротуары привычной ширины. (Расширить все тротуары на историческом участке Яузской Москвы просто невозможно технически).
При этом, понимая, как  остро переживают все эти расширения граждане не мыслящие передвижение по Москве без автомобиля, надо сказать, что на автотрафик все это благоустройство особо и не повлияло. Все как и раньше: где ехало, там по-прежнему едет, где были затруднения — как в исторической мега-пробке на Устьинской набережной, так всегда так там и будет; давно понятно, что исторический центр в часы пик не может спокойно переварить столько любителей ездить сквозь его узкие улочки и набережные на автомобиле.  
От более-менее хорошего — к грустному: снова и снова подобные проекты делаются теми, кто плохо знает реалии районов, план благоустройства которых они готовят. Болезни все те же — впустую потраченные деньги и время на устройство ненужных асфальтовых островов, как на той же Берниковской набережной — у входа в Иностранку или перед зданием МАИ. Ни пешеходам, ни автомобилистам, ни эстетике и экологии — никому, кроме отчета по продажам безвестному асфальтовому заводу.
Или — с такой помпой презентованный новый вело-пешеходный мост между общежитиями и учебным комплексом МГТУ. Он со смотровой площадкой и действительно очень функционален, но это мост со смотровой площадкой, смотреть с которой просто не на что (на фото). И в тоже время Тессинский мост, на котором всю жизнь сидят в теплый сезон на грязном бетоне десятки людей, любуясь закатами на фоне высотки на Котельнической, получил лишь косметическое обновление, хотя смотровую надо было делать именно здесь.
А ещё — та же проблема с (не) информированием граждан о цели проводимых работ: информационный щит с планами по благоустройству успешно заныкали под мостом под Садовым кольцом, на той стороне тротуара, по которой душевноздоровые люди никогда не ходили. И — все эти долгие почти четыре месяца работ по благоустройству, было непонятно, ради какой конечной цели автору этого канала пришлось потратить на неоднократную химчистку кроссовок сумму, сравнимую с путевкой на отдых на элитных курортах Анапы.
Суммируя личные впечатления: никто особо не ущемлен, всем — и автомобилистам (безопасность) и пешеходам-велосипедистам (экология) очень нужны взрослые деревья на обновленных газонах между тротуарами и автополосами; нельзя подобные проекты делать без хотя бы минимального участия в процессе местных жителей; и от зависимости от асфальтового покрытия нейтральных зон пора избавляться: неприхотливые многолетния растения, как сообщает Википедия, появились ещё 400 млн лет назад.